Понятие и организационная структура судебной системы российской федерации. Отчет по практике отчет о производственной практике в королевском городском суде мо судебное заседание, общая юрисдикция, аппарат суда, суд

Нормативные правовые акты:

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589; 2003. №27. Ст. 2699 (ч. 1).

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) "О Верховном Суде Российской Федерации"

Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Учебная литература:

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.- М.: Эксмо, 2010.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо. 2010.

Суд и правоохранительные органы: учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во Юрайт, 2013.

Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 378 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. - М., 2001.

Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. - М.: Юристъ, 2003.

Районный суд, его состав и полномочия.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;


2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Районные суды - это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ "О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют - 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Компетенция районного суда:

1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

Об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

О продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

О помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

О возмещении имущественного вреда;

О производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

О производстве обыска и (или) выемки в жилище;

О производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

О производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

О производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

О наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

О наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

О временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

О реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. "в" подп. 1, подп. "б", "в" подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

О контроле и записи телефонных и иных переговоров;

О получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав районного суда:

Председатель районного суда,

Его заместителя (заместителей)

Судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 - действовало 557 малосоставных судов.

Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ , утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда - это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание - документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий - делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения, но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие , расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

Организационные полномочия:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

Федеральные государственные гражданские служащие

Работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

К первой группе относятся:

Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ко второй - персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

Должности федеральной государственной гражданской службы "помощник председателя суда" и "помощник судьи" учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности "председатель федерального суда" и "судья федерального суда".

Должности "помощник председателя суда (судьи)" районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции "советник юстиции 2 класса" ("советник юстиции 3 класса").

Назначение лица на должность "помощник председателя суда (судьи)" районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы "помощник председателя суда" и "помощник судьи", должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

(Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 29.07.2014) "О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы").

Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

Эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

Обобщать и анализировать поступающую информацию;

Работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

Разрабатывать план конкретных действий;

Оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

Адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

Взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

Правильно распределять рабочее время;

Владеть приемами межличностных отношений;

Владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по направлениям деятельности;

Пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

Оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

Оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

Готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

Осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

Готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

Соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

Выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

Помощник районного судьи:

5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

Оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

Оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

Участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

Вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

Готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

Вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

Подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

Составляет проекты процессуальных документов;

Выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

Секретари судебных заседаний:

Ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

Обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

Осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

Проверяют их явку в суд;

Выполняют иные поручения судьи.

Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

Судебные приставы:

Обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

Обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

Поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

Во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

Исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

суд конституционный арбитражный

В различных странах, в том числе в России, действует множество различных юридических органов: органы расследования, прокуратура, адвокатура, нотариат и др. Некоторые из них могут быть только государственными (например, прокуратура), другие имеют и государственный и частный характер (государственные и частные нотариусы). Адвокатура представляет собой самоуправляющуюся общественную организацию. Особое место среди юридических органов занимает суд, есть общественные товарищеские суды, третейские суды, церковные дела рассматривает в качестве суда Священный синод. Однако главную роль в обществе играют государственные суды, представляющие особую ветвь государственной власти -- судебную власть. Остальные юридические учреждения и юристы такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается исполнительной деятельностью. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе правильно по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых решает имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные (как правило? споры между гражданами и органами управления); трудовые (споры между работодателями и работниками) и др. Принимая решения по таким делам, суд разрешает конфликты в обществе, используя государственную власть. Он осуществляет правосудие, обеспечивает господство права, принимая решения в соответствии с законом и внутренним убеждением, сложившимся у судьи, судебной коллегии в процессе рассмотрения дела.

Государственная судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии (а в некоторых зарубежных странах -- судебных следователей (следственных судей) и прокуроров). Она осуществляется также не судебным органом в целом (например, районный суд), а судебным присутствием, судебным заседанием. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных (обычно -- двух) или присяжных заседателей (от 5--6 до 24 в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски -- одним судьей), хотя в некоторых штатах США и в гражданских делах участвуют присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции -- три судьи и девять заседателей, в США -- один судья и в некоторых штатах по 24 присяжных). Народные заседатели (в ряде стран -- заседатели) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), а наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных заседателей (США, Швеция и др.). Такова же разница в положении народных и присяжных заседателей в России.

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе весьма противоречиво. С одной стороны, суд, участвуя в управлении обществом и государством, обладает широкими полномочиями, которых лишена и законодательная, и исполнительная власть. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и даже жизни, отобрать у физического или юридического лица имущество (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить принятое решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, лишить родителей родительских прав и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная власть, не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная власть (роль судебных приставов не так велика, к тому же последние -- это аппарат не судов, а Министерства юстиции). Сила судебной власти коренится в уважении суда гражданами и должностными лицами, в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

Противоречиво положение суда и в политическом аспекте. В отличие от законодательной и исполнительной власти, непосредственно участвующих в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами при рассмотрении конкретного дела. В то же время суд -- часть общества, и государственная политика не может не оказывать на него влияние. Особенно это относится к высшим и конституционным судам. Некоторые решения Конституционного Суда РФ (например, о Чечне, о компартии, об отношениях Федерации и ее субъектов и др.) приняты не без влияния политических мотивов.

Противоречиво положение суда и с точки зрения его роли в обществе. С одной стороны, суд, выполняя прежде всего охранительную функцию, по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. С другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности.

Своими решениями суд поддерживает и укрепляет существующий порядок, легитимность государственного управления, содействуя тем самым его большему контролю над обществом. Будучи же органом государства, он может противопоставить себя ему и его учреждениям, когда они выходят за пределы законов, норм, созданных ими же. Тем самым суд ограничивает государство, содействуя развитию демократических начал.

Решая споры, поддерживая социальные нормы в обществе, заставляя добросовестно выполнять контракты, взыскивая долги и налоги, запрещая недобросовестную конкуренцию, пресекая монополистическую практику, наказывая разного рода мошенничество, суды укрепляют экономическую стабильность в обществе. Они поддерживают политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

Суд играет значительную идеологическую роль, воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения.

Все эти задачи суд может выполнять только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например, чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

Судебная ветвь власти имеет свои органы судейского самоуправления (в России -- съезды судей, советы судей, избранные квалификационные коллегии судей. На рисунке 1.1 представлена организационная структура судебной системы РФ.

Рисунок 1.1 Организационная структура судебной системы РФ

Наряду с единством характерной чертой судебной системы Российской Федерации является ее внутренняя дифференциация.

Структура судебной системы РФ отличается сложностью. Суды можно классифицировать по различным основаниям. Так, в судебную систему Российской Федерации входят федеральные суды и суды субъектов РФ (ст.4 ФКЗ «О судебной системе»). К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов;

Дисциплинарное судебное присутствие.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

В зависимости от предметной компетенции традиционно выделяют три подсистемы (ветви) судебной системы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции (территориальные и военные); 3) арбитражные суды. Полагаем, что образование нового федерального суда - Дисциплинарного судебного присутствия положило начало существованию четвертой ветви судебной системы.

Судебная система Российской Федерации строится с учетом иерархии. Судебная иерархия означает, что вышестоящий суд может проверять законность, обоснованность и справедливость решений нижестоящих судов. Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право осуществлять в предусмотренных федеральным законом формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов.

Расмотрим подробнее структуру и функции судебной системы.

В каждом российском городе есть районный суд, а зачастую даже не один. Каковы полномочия этих инстанций, чем они занимаются? Какова структура районного суда? Обо всем этом будет рассказано в статье.

Общая характеристика районного суда

Из-за правовой реформы, шагающей по России в довольно быстром темпе, тема представленной статьи является крайне актуальной и востребованной. Решения судов всегда имеют приоритетное, а зачастую даже решающее значение.

Российский районный суд - это федеральный орган, входящий в судебную ветвь власти. Помимо этого, он входит в состав судебных инстанций общей юрисдикции. Действие районного суда распространяется на определенную районную единицу, которая, как правило, совпадает с административно-территориальным элементом. В ведении рассматриваемого суда находится, как досудебное, так и послесудебное производство. Все функции, которые выполняет районный суд, свидетельствуют о данной инстанции как об органе основного звена. Стоит также отметить, что создание и упразднение рассматриваемых инстанций возможно только вследствие принятия каких-то федеральных законов, соответствующих теме.

Первая группа полномочий

Чем занимается районный суд? Структура и полномочия этой инстанции будут описаны далее.

Среди основных функций и обязанностей районного суда стоит, в частности, выделить следующие основные моменты:

  • Осуществление эффективного правосудия (разбирательство по первой апелляционной инстанции) уголовных, административных или гражданских дел в сфере судопроизводства. При этом стоит отметить, что весь процесс рассмотрения дел в качестве первой ступени должен производиться единолично либо коллегиально. Причем рассмотрение дел в порядке апелляции проходит всегда одним судьей, то есть единолично.
  • Рассмотрение дел гражданского типа (исключение составляют дела, относящиеся к компетенции военных судов, либо каких-то других специализированных инстанций, например, судов среднего звена или Верховного Суда РФ).

О том, какие еще функции должны осуществлять рассматриваемые суды, будет рассказано далее.

Вторая группа полномочий

Помимо всего вышеперечисленного, к ведению районных судов относятся следующие моменты:

  • Рассмотрение дел уголовного типа. Однако некоторые подобные дела представленный суд все же рассматривать не может. Так, исключение составляют, опять же, случаи, когда дело может рассмотреть либо мировой судья, либо суды среднего звена.
  • Контроль над исполнением своих обязанностей органами, которые занимаются поиском и раскрытием правонарушений и преступлений.
  • Своевременное обращение к уже вынесенным решениям по тем или иным делам, вступившим в законную силу.

Это все основные обязанности, которые должен качественно осуществлять любой районный суд.

О составе инстанции

Какую структуру имеет районный суд? Структура районного суда закрепляется статьей 33 закона "О судах общей юрисдикции".

Согласно этому положению, рассматриваемая инстанция должна формироваться в составе следующих лиц:

  • председатель органа;
  • заместитель председателя;
  • судьи районного суда.

О судьях стоит отметить тот факт, что они назначаются на должность по указу президента, а также только в том количестве, которого будет достаточно для осуществления эффективного судопроизводства в определенной территориальной единице. Помимо этого, структура районного суда была бы неполной без специального вспомогательного аппарата, также включающего в себя определенных лиц и специалистов. О каждом из представленных выше работниках суда будет подробно рассказано далее.

Статус судей

Судья - это основное после председателей лицо, которое содержит структура районного суда. Профессия эта является, наверное, самой сложной и требовательной должностью в стране. К судьям предъявляются множество самых различных претензий, критериев и требований.

Все их закрепляет закон "О статусе судей". Какие именно требования здесь можно выделить?

  • судья должен быть старше 25 лет;
  • обязан иметь высшее образование, обязательно юридическое;
  • необходим минимальный рабочий стаж в пять лет;
  • должны быть хорошо сданы все необходимые квалификационные экзамены;
  • должна быть получена специальная рекомендация от коллегии судей ;
  • судья должен иметь отличную репутацию, без порочащих его поступков, правонарушений, преступлений и т. д.

От судьи всегда зависит судебное решение. Стало быть, основной функцией этого работника является осуществление справедливого правосудия. Это действительно важная фигура, решение которого зависит только от действующего законодательства. Судья должен быть честен и справедлив: как с другими, так и с самим собой.

Об аппарате суда

Структура районного суда РФ включает в себя специальный вспомогательный аппарат. Его состав и функции закреплены в статье 38 ФКЗ "О судах общей юрисдикции РФ".

Так, во вспомогательный аппарат входят:

  • помощник руководителя (председателя) суда;
  • судебные помощники (оказывают необходимую помощь судьям в исполнении их обязанностей);
  • администратор;
  • секретарь (исполняет свои обязанности, как правило, во время судебного заседания);
  • уголовная канцелярия;
  • канцелярия по гражданским делам;
  • приемная суда;
  • отдел кадровиков;
  • архивариус.

Как ни странно, но районные суды функционируют, практически, только за счет вспомогательного аппарата. Именно он осуществляет такие функции, как работа с судебной практикой (ее обобщение, анализ и сбор статистики суда), работа по систематизации законодательства, набор специалистов и т. д. Руководит вспомогательным аппаратом непосредственно председатель суда, а в случае, если он отсутствует - его заместитель.

Принципы деятельности

Прежде чем продолжить рассказ о том, что представляет собой структура районного суда общей юрисдикции и отдельные его единицы, необходимо обратить внимание на основные принципы и элементы компетенции этого органа.

Так, федеральный закон о судах общей юрисдикции закрепляет следующие основные принципы деятельности рассматриваемых инстанций:

  • единство всей структуры;
  • полная независимость работников суда;
  • обязательный характер всех решений, выносимых судом;
  • равенство российских граждан, как перед судом, так и перед законом;
  • принципы гласности и открытости;
  • принцип несменяемости судей;
  • принцип неприкосновенности судей;
  • полное наличие всех прав и гарантий для этих работников.

Таким образом, все принципы деятельности закрепляются юридически и прописываются как в Конституции, так и в разного рода федеральных законах. А что можно сказать о компетенции районных судов?

О компетенции

Согласно вышеназванным федеральным законам, районный суд РФ является инстанцией, занимающей положение среднего звена в судебной системе власти. Какие принципы компетенции этого органа можно выделить? Что характеризуется состав, структура районных судов? Согласно законодательству, к ведению районных инстанций относятся:

  • дела уголовного характера;
  • дела гражданского характера;
  • дела административного характера;
  • апелляции для мировых судей;
  • рассматривание и пересмотр дел по вновь открывшимся деталям и обстоятельствам (в том числе и по решениям, уже вступившим в законную силу);
  • изучение, обобщение и оформление практики и статистики суда.

Таким образом, все дела, находящиеся в компетенции районных судов, четко и ясно закреплены в соответствующих федеральных законах и статьях.

Первая группа председателя

Председатель районной судебной инстанции обладает довольно широкими и объемными полномочиями. Как руководитель всего судебного органа, председатель обладает и личными помощниками, которые представляют ему все необходимые документы и справки.

И, тем не менее, руководитель рассматриваемой инстанции, без которого невозможна структура федерального районного суда, обязан исполнять довольно большое количество функций и соответствовать многим законным требованиям. В частности, председатель должен:

  • самостоятельно руководить всеми заседаниями;
  • назначать отдельных судей как лиц, которые должны председательствовать на заседаниях;
  • распределять и закреплять обязанности и функции между работниками суда;
  • вести самостоятельный прием граждан;
  • организовывать качественное функционирование суда, а именно своевременное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений.

Вторая группа обязанностей председателя

Помимо названных выше функций, председатель рассматриваемой инстанции, коим представлена вся организационная структура районного суда, должен заниматься следующими основными делами:

  • качественным изучением, оформлением и обобщением всей необходимой судебной практики и судебной статистики;
  • вносить документацию в надлежащие гос. органы, общественные и политические организации, отдельным должностным лицам по делу о причинах правонарушений, борьбе с преступностью и т. д.;
  • руководить работой вспомогательного судебного аппарата;
  • организовывать курсы по повышению квалификации для судебных работников;
  • организовывать пропаганду правовых и юридических знаний;
  • выполнять прочие функции, если таковые предоставлены законодательством.

Таким образом, председатель районного суда обязан исполнять довольно большое количество функций и обязанностей (пускай даже и с помощью вспомогательного аппарата).

Заместитель председателя

Как уже было сказано выше, в структуру районного суда входят судьи, председатель и его заместитель. Что можно сказать о заместителе рассматриваемой инстанции? Какими полномочиями он наделен?

Если председатель районного суда отсутствует, то все его функции на определенное время принимает заместитель; в случае отсутствия у председателя заместителей, полномочия перенимает один из судей. То же самое касается и случаев, когда председатель рассматриваемой инстанции прекращает или приостанавливает свои полномочия. Также, если обязанности председателя никто не может принять - ни заместитель, ни судьи, приглашается судья из ближайшего районного органа для исполнения соответствующих обязанностей.

Стоит также отметить, что все то время, пока председатель суда самостоятельно исполняет свои обязанности, заместитель занимается, в основном, вспомогательной деятельностью в аппарате инстанции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Состав, структура районного суда

2. Полномочия председателя суда

3. Полномочия судей, народных заседателей

4. Компетенция районного суда

5. Мировые судьи, их полномочия, характеристика

Заключение

Введение

Ознакомительная практика является составной частью учебного процесса подготовки квалифицированных специалистов. Во время практики проходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретения студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности и присваиваемой квалификации.

Целью практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса «Юриспруденция», изучение организации работы районного суда, его структуры, полномочий председателя районного суда, судей и судебных заседателей

Задачи практики состоят в следующем:

· Ознакомление с деятельностью районного суда;

· Изучение нормативных документов;

Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации - базе практики - возлагается на высококвалифицированных специалистов и руководителей указанных подразделений. Работа каждого студента организуется в соответствии с его рабочей программой, разработанной и утвержденной руководителями практики от университета и от организации. Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организационно- методическое руководство и контроль хода практики закрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию организационно- экономической практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.

Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике и «дневник студента по практике». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.

1. Состав, структура районного суда

суд районный полномочие заседатель юрисдикция

Районный суд - основное звено судебной системы судов общей юрисдикции. В соответствии с Законом «О судебной системе» районные (городские) суды, образованные до введения в действие данного Закона, считаются районными судами.

Районные суды являются основным звеном судебной системы прежде всего потому, что по своему местонахождению они наиболее близки к населению, что создает максимальные возможности для граждан, учреждений, организации обращаться в суд за разъяснениями и по поводу защиты своих прав и законных интересов. Каждый административный район в России имеет свой районный суд.

Структура районного суда:

1) Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.

2) Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

3) Народные заседатели- коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи

4) Консультант суда- ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.

5) Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.

6) Канцелярия- в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляют копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.

7) Архивариус- хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.

2. Полномочия председателя суда

Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи также выполняет следующие функции:

а)организует рассмотрение судебных дел судьями суда, председательствует в судебных заседаниях по любому делу;

б)осуществляет общее руководство канцелярией суда;

в)ведет прем граждан;

г)организует прохождение стажировки на должность судьи;

д)обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики;

е)руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику;

ж)организует работу по пропаганде знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях

3. Полномочия судей, народных заседателей

а)судьи и народные заседатели в ходе судебного заседания имеют равные права по исследованию доказательств, задаванию вопросов сторонам, свидетелям и другим допрашиваемым лицам, принятию решений по существу дела, заявленным ходатайствам и отводам и т. п.;

б)судья (председательствующий)вправе принимать необходимые меры для нормального хода судебного заседания и руководства им;

в)судья вправе истребовать доказательства от граждан и организаций; вносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения; запрашивать информацию от государственных органов, общественных организаций и информационных центров. При этом указанные органы и должностные лица обязаны выполнять требования судей, своевременно реагировать на их запросы и представления;

г)судьи вправе вносить в Верховный Суд РФ предложения о даче разъяснений по вопросам применения законодательства;

д)судьи вправе ставить на обсуждение конференции судей вопросы, представляющие интерес для судейского общества.

4. Компетенция районного суда

В настоящее время районные суды действуют не только в качестве суда первой инстанции, рассматривающие более сложные гражданские, административные и уголовные дела, но и второй инстанцией для дел, рассмотренных мировым судьей. В подсудность районных судов отнесены гражданские дела наибольшей сложности. Такие дела, как расторжение брака, взыскание алиментов, взыскание заработной платы, дела где цена иска не превышает 50000 рублей рассматриваются мировыми судьями. Подсудность гражданского дела данному районному суду определяется, как общее правило, местом жительства (нахождением) ответчика или местом нахождения имущества юридического лица. Подсудность гражданского дела, а следовательно, и полномочия районного суда могут изменится, только если вышестоящий суд примет дело для рассмотрения в качестве суда первой инстанции.

Районным судам подсудны гражданские дела трех категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела особого производства. Все эти гражданские дела традиционны для районных судов.

Среди дел, которые рассматриваются районными судами в последние годы,- дела по жалобам граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Закон включает в круг субъектов, чьи действия и решения могут быть обжалованы в судебном порядке, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц.

Районному суду обращают к исполнению вынесенные ими приговора, которые вступили в законную силу, а также рассматривают вопросы: об условно-досрочном освобождении осужденных; об освобождении из мест лишения свободы лиц, у которых наступило психическое расстройство либо заболевших иной тяжкой болезнью; об отсрочке исполнения приговора; об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы, во время отбытия наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; о разрешении спорных и неясных вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение, и др.

На районные суды возложена обязанность рассматривать дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости или заболевшим психическим расстройством в ходе расследования, судебного разбирательства либо при исполнении наказания, если лицо совершило тяжкое преступление и по своему состоянию представляет общественную опасность. Районные суды также рассматривают представления психиатрических стационаров о прекращении или продлении применения принудительных мер медицинского характера.

5. М ировые судьи, их полномочия, характеристика

Мировые судьи Российской Федерации являются общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»,Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» иными федеральными законами.

Основным полномочием мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

1)осуществление правосудия;

2)контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;

3)обеспечения исполнения приговоров и иных судебных решений;

4)участие в формировании органов судейского сообщества.

Все полномочия мирового судьи осуществляются в отдельном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает общие рамки компетенции мировых судей: мировые судьи в пределах своей компетенции должны рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Заключение

Во время прохождения практики в Октябрьском районном суде получила необходимые навыки по работе с заполнением и оформлением документации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правоохранительная деятельность государственных учреждений. Место районного суда в судебной системе РФ. Порядок создания районного суда. Состав, полномочия районного суда. Организация деятельности районного суда. Система и структура таможенных органов.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2012

    Общие особенности судоустройства в Российской Федерации. Признаки судебной власти и их характеристика. Состав, аппарат и компетенция районного суда. Порядок поступления на государственную гражданскую службу в аппарат суда и квалификационные требования.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2017

    Порядок назначения и функции председателя районного суда. Характеристика обязанностей и полномочий заведующего судебной канцелярией, секретаря, делопроизводителя, архивариуса, консультанта суда, судебных приставов и работников арбитражного суда.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Основное полномочие районного суда - рассмотрение гражданских, уголовных и некоторых иных категорий дел по первой инстанции, т.е. принятие решений по вопросам, которые ставятся. Права и обязанности участников процесса: прокурора, адвоката, служащих.

    отчет по практике , добавлен 16.11.2011

    Сущность федеральных судов общей юрисдикции, их принципы и функции. Районный суд - основное звено судебной системы, его создание, состав и полномочия. Состав и основные задачи организации работы районного суда. Принципы распределения дел между судьями.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2011

    Направления деятельности суда, его структура и компетенции. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда. Особенности рассмотрения и разрешения гражданских дел. Проведение мониторинга и анализа социальных процессов в судебной системе.

    отчет по практике , добавлен 23.05.2015

    Основные направления деятельности, задачи и функции Железнодорожного районного суда г. Новосибирска, его организационная структура и кадровый состав. Нормативно-правовое обеспечение организации. Пути совершенствования деятельности районных судов.

    отчет по практике , добавлен 25.09.2012

    Компетенция, структура Ленинского районного суда г. Ульяновска. Процессуально-судебные документы и корреспонденция. Квалификация деяния органами предварительного расследования. Наложение ареста на имущество. Электронная цифровая подпись в документе.

    отчет по практике , добавлен 12.03.2014

    Знакомство с материалами уголовных дел по незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, находящиеся в производстве Кувандыкского районного суда Оренбургской области. Составление процессуальных документов в уголовных делах.

    отчет по практике , добавлен 06.04.2011

    Штатно-организационная структура Красноармейского районного суда. Организация работы судебной канцелярии. Порядок регистрации учета и распределения уголовных и гражданских дел в суде, извещения участников о дне слушания, выдачи исполнительных листов.

Районный суд основное звено гражданских судов общей юрисдикции

Хотя Закон о судебной системе (ч. 1 ст. 36) установил , что все суды этого уровня впредь должны именоваться единообразно - районными судами , в наши дни можно встретить и иные наименования судов этого уров­ня : например, во многих крупных населенных пунктах их официально называют городскими судами , в Москве - межмуниципальными судами .

На долю гражданских судов основного звена приходится:

    подавляющее большинство уголовных и гражданских дел ,

    все материалы об административных правонарушениях , подведомственных судам,

    дела по жалобам на законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, ряда других действий органов предварительного расследования и др.

Они не рассматри­вают лишь те уголовные и гражданские дела , которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов (краевых, областных, военных судов и т.п.).

В связи с этим и принято считать его основным звеном гражданских судов общей юрисдикции : население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд , там оно и находит чаще всего необходимый ответ .

Его организация определяется:

    Конституцией РФ,

    Законом о судебной системе,

    Законом о судоустройстве,

    Законом о статусе судей,

    и другим законодательством.

Суд этого уровня действует в каждом районе или городе , не имеющем районного деления, а кое-где (например, в Москве) -в недавно созданных административных округах .

В районе (городе) создается один суд , но возможно создание одного суда на район и город или на район и города , расположенные на территории данного района.

Возможна организация межрайонных судов с учетом объ­ема работы и других факторов.

Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе .

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществ­ляют:

    Верховные суды республик,

    Краевые суды,

    Областные суды,

    Город­ские суды в Москве и Санкт-Петербурге,

    Суды автономной области и автономных округов.

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции , т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов , которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

Сравнительно недавно на него возложены и некоторые дру­гие полномочия .

В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам ) своих собственных решений по гражданским делам , а по Закону о судебной системе осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей .

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел:

    об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности,

    о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников,

    об участии в незаконных вооруженных формированиях,

    о посягательствах на государственную власть,

    и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов,

    кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей.

В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть активную роль и при принятии решений правоохранительными органами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными ), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру , таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.).

Значительную часть всех дел и материалов , рассматриваемых районными судами , составляют гражданские дела .

Условно можно организовать 3 группы таких дел:

    дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

    дела, возникающие из административно-правовых отношений;

    дела особого производства.

К первой группе относятся дела:

    о возмещении имущественного ущерба , причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями ,

    о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред ,

    о восстановлении на работе ,

    о взыскании причитающегося вознаграждения за труд ,

    о спорах , связанных с распространением сведений, порочащих кого-то ,

    о спорах , связанных с использованием жилья или пра­вом собственности на него,

    о спорах , связанных с получением наследства ,

    о спорах , связанных с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей,

Ко второй группе относятся дела:

    по жалобам на действия избирательных комиссий в случаях, предусмотренных законом;

    по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния ;

    по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении ;

    по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц , а также организаций, не являющихся юридическими лицами , и должностных лиц , ущемляющих права граждан ;

    по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе ;

К третьей группе относятся дела:

    об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

    о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим;

    о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным;

    о признании имущества бесхозяйным;

    об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния;

    по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия;

    о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Характерным признаком дел особого производства , существенно отлича­ющим их от других гражданских дел , является то, что при их рас­смотрении суд разрешает не спор о праве , не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий) , с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий .

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой врайонный суд , если считает , что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреж­дений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы .

Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа , объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства .