Значение крестоцветных растений. Крестоцветные: формула цветка, характерные черты и значение растений семейства

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

Среди представителей семейства есть овощные расте­ния. Важнейшее из них - капуста. Кочан капусты - фак­тически гигантская почка, имеющая укороченный стебель - кочерыжку и большое количество листьев, загнутых внутрь благодаря более сильному росту их нижней сторо­ны. Высаженная на следующий год кочерыжка может раз­вить соцветие. Кроме кочанной капусты, разводят цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби и др. Другие овощные растения: репа, брюква, редька и редис. В качест­ве приправы используют корни хрена. К масличным расте­ниям относится горчица. Из ее семян получают масло. То, что остается после отжима масла, перемалывают в поро­шок, из которого получают столовую горчицу, а также при­готовляют горчичники. Встречаются среди крестоцветных лекарственные растения, например, пастушья сумка.

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

4.7 (93.33%) 3 votes

На этой странице искали:

  • значение крестоцветных
  • значение крестоцветных в природе и жизни человека
  • вегетативные органы крестоцветных
  • значение семейства крестоцветных
  • написати реферат на тему Значення Хрестоцвітих у природі та житті людини

Многие крестоцветные, например редька дикая, сурепка обыкновенная, пастушья сумка, ярутка полевая -- хорошие медоносы . Нектаром, образующимся в их цветках, питаются многие насекомые. Листья крестоцветных -- пища слизней, жуков, гусениц, которых, в свою очередь, поедают другие животные.

Дикорастущие крестоцветные часто встречаются среди выращиваемых культур. Поэтому их относят к сорнякам . Они образуют огромное количество семян, всхожесть которых сохраняется в почве в течение ряда лет. Пастушья сумка, например, за одно лето может образовать 2-3 поколения. географический биоморфологический лист соцветие

Пищевое значение. Капуста кочанная -- основное пищевое растение стран умеренных широт. Неоспоримы вкусовые качества таких сортов, как кольраби, цветной капусты и ее разновидности брокколи. Многие местные сорта особо предпочитаются населением отдельных стран. Так, одними из древнейших культурных растений, возделываемых в Китае и Японии, являются капуста китайская (B. chinensis) и капуста пекинская (B. pekinensis). Как овощные растения среди крестоцветных широко известны также различные сорта редьки и редиса (Raphanus sativus), как острые приправы -- хрен (Armoracia rusticana) и горчица сарептская (Brassica juncea). Одной из возделываемых садово-огородных культур является кресс-салат, в больших масштабах выращиваемый на Кавказе. В качестве салата употребляют также ряд дикорастущих крестоцветных, как, например, ложечница (Cochlearia), индау (Eruca sativa), сурепка (Barbarea vulgaris), жеруха (Nasturtium officinale) и многие другие, а пастушью сумку (Capsella bursa-pastoris) уже более 100 лет в Китае разводят как овощ.

Масло горчицы сарептской имеет пищевое применение, главным образом в кондитерской и хлебопекарной промышленности и при изготовлении маргарина и консервов, а порошок (жмых) представляет собой столовую горчицу.

Производственное. Большое хозяйственное значение имеет ряд возделываемых масличных культур: рапс (Brassica napus var. napus), горчица сарептская, горчица черная (Brassica nigra), горчица белая (Sinapis alba), рыжик (Camelina saliva), катран абиссинский (Crambe abyssinica). Из них в умеренных широтах наиболее урожайное масличное растение -- рапс, семена которого содержат до 50% масла. Оно имеет сугубо техническое применение -- его используют при закалке сталей, после специальной обработки оно хорошо вулканизируется, образуя каучукообразную массу (фактис), которую применяют для смягчения твердых каучуков и изготовления карандашных резинок.

Рыжик -- единственное культурное растение среди крестоцветных, дающее полувысыхающее масло. Его используют в мыловарении, для изготовления олифы и как смазочное для тракторов.

Кормовое. Такие ценные кормовые растения, как брюква (Brassica napus var. napobrassica), репа и турнепс (Brassica rapa), также принадлежат к крестоцветным. Кроме того, в качестве зеленых кормов высевают кормовую капусту, рапс и пергу (гибрид рапса и кормовой капусты).

Медицина. Многие крестоцветные благодаря высокому содержанию витаминов, особенно витамина С, имеют широкое применение в народной медицине. В траве некоторых видов желтушника (Erysimum) содержится эризимилактон, который используют в сердечных препаратах. Сильное кровеостанавливающее действие оказывает пастушья сумка -- одно из популярных растений в тибетской и китайской медицине.

Декортавное. В цветоводстве из крестоцветных широко известны различные сорта левкоя (Matthiola incana), а также некоторые виды бурачка приморского (Alyssurn), используемые при оформлении клумб и как бордюрные растения. Многие дикорастущие виды также высокодекоративны, чем заслуживают к себе особого внимания.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: продолжить формирование представления о многооб-разии цветковых растений; познакомить с типичными предста-вителями семейства крестоцветные; показать экологическую роль растений этого семейства и их значение в жизни и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование навыков ра-боты с натуральными объектами, выполнения биологического рисунка; формировать умение распознавать растения с опреде-лителем или определительными карточками.

Оборудование и материалы: таблица «Семейство крестоцвет-ные», гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков), семена и корнеплоды растений семей-ства крестоцветные, школьные определители высших растений, определительные карточки для распознавания растений семейства крестоцветные, лупы.

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство кресто-цветные; интересные представители семейства крестоцветные; ис-пользование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные и эфи-ромасличные культуры; лекарственные растения, сорные растения, красильные растения, декоративные растения семейства кресто-цветные; экологическая роль растений семейства крестоцветные.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На прошлом уроке мы приступили к изучению семейств ра-стений класса двудольные.

Какие семейства относятся к этому классу? (Крестоцвет-ные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.)

Каково второе название семейства крестоцветные? (Ка-пустные.)

Какова примерная численность растений этого семейства? (Около 3200 видов растений, принадлежащих к 350родам. Это одно из самых многочисленных семейств.)

Как вы считаете, за что растения этого семейства получи-ли такое название? (Элементов околоцветника, лепестков венчика и чашелистиков чашечки в цветках растений этого семейства по 4, и расположены они крестообразно — напротив друг друга.)

Где преимущественно распространены растения семейства крестоцветные? (В умеренных широтах Северного полушария, главным образом в Старом Свете .)

Как вы думаете, почему мы начинаем изучение семейств именно с крестоцветных? (Ответы учащихся.)

Большинство видов растений этого семейства обитает в сред-ней полосе. Кроме того, большое количество видов человек ис-пользует в качестве пищи. Давайте попробуем определить, какова роль растений семейства крестоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин об одном из наиболее интересных представителей семейства крестоцветные.)

Рассказ учителя

Человек выращивает различные сорта капусты уже более 4000 лет. Сейчас существует около 50 видов. Капуста была извест-на еще в Древней Греции и Древнем Риме. Родиной этого овоща считается Средиземноморье. Предком культурных сортов капусты является капуста дикая, до сих пор встречающаяся в некоторых рай-онах Средиземноморья. У белокочанной капусты в пищу употребля-ют укороченный побег с нераспустившейся верхушечной почкой.

Капуста — двулетнее растение. Что это значит? (Двулетними называют растения, которые живут около 2 лет, а затем плодоносят и погибают.)

Капуста брокколи была известна еще римлянам в дохристиан-ские времена. У этой капусты принято есть молодые побеги с зе-леными соцветиями. Брокколи очень вкусна и полезна благодаря высокому содержанию белка.

У цветной капусты в пищу употребляют бесхлорофилльные побеги с сильно разросшимися соцветиями и недоразвитыми цветками на толстых цветоножках. Брюссельская капуста в пазухах листьев образует маленькие качанчики, используемые для еды.

Кроме того, существует еще много различных сортов этого ра-стения. Все они играют огромную роль в питании человека. Осо-бенно важна капуста для людей, находящихся на диете, так как она богата клетчаткой и способствует правильному пищеварению.

Помимо общеизвестных сортов капусты, также пользуются популярностью кольраби (не имеет кочана, а образует шаровидное утолщение стебля), савойская, листовая и кормовая, салатная, пекинская.

Кроме капусты, к крестоцветным относится достаточно боль-шое количество растений, которые человек употребляет в пищу или использует в качестве корма для скота. Это редис, редька, репа, брюква, турнепс, дайкон.

Брюква, репа и турнепс сейчас употребляются как кормовые культуры, а в прошлые века они были важным пищевым продук-том и даже помогали выжить при неурожае зерновых.

К крестоцветным относится также и хрен. Длинные протертые корневища этого растения используют в пищу как полезную при-праву к различным блюдам. Хрен не только способен усиливать аппетит, но и обладает фитонцидным действием. Это ценное пи-щевое и витаминное растение, которое применяют и в медицине.

Многие крестоцветные содержат достаточно большое коли-чество жира. Из семян рапса, белой горчицы, сарептской горчи-цы, катрана абиссинского, катрана татарского, сурепицы, рыжика ярового выжимают масло для пищевых или технических целей. Например, в семенах рапса содержится до 33—50% масла.

Черешки листьев и побеги катрана татарского употребляют в пищу, а в Средней Азии из его корней готовят муку для лепешек. Едят также корни, листья и молодые стебли свербиги восточной, произрастающей в европейской части России, на Кавказе, на юге Западной Сибири.

Корни катрана татарского

Из семян горчицы получают горчичный порошок, который до-бавляют в качестве приправы к различным блюдам и муке при вы-печке хлеба, а также ее применяют для различных хозяйственных целей (в медицине, например, — для изготовления горчичников, в быту — для мытья посуды и т. д.).

Большинство крестоцветных является одновременно прекрас-ными медоносами и эфиромасличными растениями — сурепка, рапс, вайда, вечерница, икотник, бурачок, горчица и др.

Среди растений семейства крестоцветные много лекарствен-ных. Например, побеги пастушьей сумки издавна употребляются как кровоостанавливающее средство. Она особенно популярна в тибетской и китайской медицине. Побеги желтушника серого используются в медицине как сердечное и мочегонное средство. Из травы желтушника получают сердечный препарат Эризид.

На севере нашей страны, где остро стоит проблема нехватки витаминов, в особенности витамина С, растет ложечница арктиче-ская, в листьях которой содержится до 0,2% витамина С. Северные народы часто используют эту траву как противоцинготное сред-ство. Семена, листья и стебли чесночницы лекарственной обладают характерным запахом чеснока, за что это растение и получило свое название. Семена и листья этого растения активно применяются в медицине.

Растение вайду красильную , обитающую в степях и на лугах южной части России, используют для получения из нее краски индиго.

Среди декоративных растений этого семейства можно выде-лить такие виды, как левкой. В диком виде левкои произрастают в Европе, Азии и даже в Австралии. Культивируются выведенные в результате селекционной работы сорта этого растения. Цвет-ки окультуренного левкоя махровые за счет тычинок, которые видоизменились в лепестки. Выделяют два сорта: левкой седой и левкой двурогий.

В цветоводстве известны также виды бурачка приморского, используемые для оформления клумб и бордюров. Как декоратив-ные растения выращивают и желтофиоль садовый, парию голо-стебельную, лунник оживающий и вечерницу — ночную фиалку.

Растения семейства крестоцветные особенно ценятся в цвето-водстве за приятный тонкий аромат. У многих растений он имеет тенденцию усиливаться к ночи.

Экологическая роль крестоцветных заключается в том, что они прекрасные медоносы, что играет важнейшую роль не только в хо-зяйственной деятельности человека, но и в жизнедеятельности природных сообществ. Большинство растений-медоносов цветет в течение всего вегетационного периода — с весны и до поздней осени. Они важный источник пищи для многих насекомых- опылителей.

Сорняками, активными как во влажные, так и в засушливые сезоны и требующими специальных методов борьбы с ними на по-лях и лугах, являются сурепка, желтушник, ярутка, свербига, редь-ка дикая, пастушья сумка.

Творческое задание. Зарисовать все сферы использования ра-стений семейства крестоцветные.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Сделать определительные карточки для распознавания растений, находящихся в кабинете биологии. При этом нужно учитывать только внешние (фенотипические) признаки, которые хорошо заметны.

Подготовить доклад об интересных растениях семейства розоцветные, об особенностях их строения и о хозяйственном применении этих растений.

О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка... Как вы думаете, что объединяет все эти растения? Правильный ответ - строение и общая характеристика которых представлены в нашей статье, широко распространены в природе и выращиваются в качестве культурных растений. Каковы особенности этих растений? Давайте разберемся вместе.

Общая характеристика

Семейство Крестоцветные, или Капустные, относится к классу Двудольные. Они характеризуются парой семядолей в зародыше семени. Капустные получили свое название благодаря самому распространенному представителю. Красно- и белокачанная, цветная, кольраби, пекинская, савойская, цветная, брюссельская - всего сортов капусты насчитывается более тридцати. В переводе с кельтского "кап" переводится как "голова". И действительно, форма этой части тела очень похожа на укороченный и утолщенный побег этого растения - кочан.

За редким исключением, все капустные являются травянистыми растениями со Листья крестоцветных простые. На стебле они расположены очередно. Листья, расположенные у основания побега, формируют прикорневую розетку.

Крестоцветные: формула цветка

Представители семейства капустных имеют еще одно название. Его они приобрели благодаря строению цветка. Их еще называют крестоцветными. Диаграмма и формула цветка, которая имеет вид Ч4Л4Т2+4П1, содержат всю необходимую информацию о его строении. Цифры в данной формуле означают количество элементов, а большие буквы - первые в названии определенных частей.

Генеративный орган

Итак, формула цветка семейства крестоцветных начинается с обозначения Ч4. Это означает, что растения этого семейства имеют по 4 чашелистика. Они зеленого цвета, расположены у основания цветоложа крестообразно. Таким же образом прикрепляются и лепестки. Строение венчика в формуле обозначается как Л4. Четыре свободных лепестка располагаются крест-накрест, определяя второе название семейства. Венчик может быть желтым, розовым, лиловым или белым. Особенно яркие лепестки имеют ядовитые растения. Их типичным примером является желтофиоль. Его легко отличить по ярко-желтым соцветиям. Его сок содержит гликозиды. Эти ядовитые вещества негативно влияют на деятельность сердечной мышцы.

Из формулы цветка крестоцветных растений сразу становится понятным, что эти структуры являются обоеполыми. Это значит, что в них располагаются и пестики, и тычинки. Это основные части любого цветка.

Т2+4 - это значит, что всего тычинок шесть. Две из них короткие, а четыре - длинные. Пестик всегда один (П1). Как правило, цветки капустных мелкие. Они собираются в кисти, которыми заканчиваются все ветки или один главный стебель. Из таких соцветий развиваются плоды крестоцветных - стручки или стручочки. Оба эти вида сухие и раскрывающиеся. Они раскрываются по верхнему и нижнему шву от верхушки к основанию. Семена расположены на перегородке внутри плода. Стручочек отличается тем, что он значительно короче и шире стручка. и формируют плод другого типа - орешек.

Опыление и условия формирования семян

Формула крестоцветных свидетельствует о том, что эти растения способны к самоопылению. Оно происходит в пределах одного цветка. Возможен также процесс перекрестного опыления с помощью ветра или насекомых. Последние являются наиболее эффективными переносчиками пыльцы. Это медоносные и дикие пчелы, шмели, мухи, бабочки, вечерницы. Насекомых привлекает яркая окраска соцветий и характерный запах медоносов.

Разнообразие

Кроме известных овощных культур, к которым относятся капуста, редька, турнепс, хрен, человек выращивает и масличные виды. Самыми распространенными из них являются горчица и рапс. Среди крестоцветных, формула цветка которой определяет название этого семейства, известны и сорные виды. Это икотник, пастушья сумка, ярутка. Среди медоносных видов широко известны рыжик, сурепка, рапс.

Хозяйственное значение

Человек давно научился использовать разные части этих растений. Самым известным крестоцветным с ценными листьями, естественно, является капуста. Витамин С не разрушается в ней даже при длительном хранении в свежем и соленом виде. Поэтому систематическое употребление капусты способствует повышению иммунитета. А вот горчица не только употребляется в пищу в качестве приправы. Из ее зерен получают порошок, который используют наружно при простудных заболеваниях легких и верхних дыхательных путей.

Зная формулу семейства крестоцветных, их легко различить среди других растений. Яркие соцветия с хорошо заметными крестообразными венчиками выделяются на общем зеленом фоне. Это делает их заметными для пчел. Поскольку эти культуры цветут уже в мае, такой мед пасечники получают первым.

Редька славится своими корнеплодами. Эфирные масла и соединения серы придают им характерную горечь и остроту. Эти вещества улучшают процессы пищеварения, повышают аппетит. Сок редьки применяют для лечения простудных заболеваниях, воспалении и печени, и желчного пузыря. Листья используют не только у капусты, но и у хрена. Их добавляют к соленым овощам, в качестве приправы к острым и мясным блюдам.

Итак, крестоцветные, формула цветков которых - Ч4Л4Т2+4П1, характеризуются наличием четырех свободных лепестков и чашелистиков. Они располагаются крестообразно. Это и определяет название семейства. Среди представителей крестоцветных, или капустных, широко известны овощные, масличные, декоративные, медоносные, кормовые и сорные виды.