Законы которыми руководствуется всемирный банк. Всемирный банк и его деятельность

Всемирный банк (далее - Банк или ВБ) - это межправительственная финансово-кредитная организация, мощнейший мировой инвестиционный институт, объединяющий 182 государства-акционера. Учрежден одновременно с МВФ. ВБ первоначально был призван с помощью аккумулированных им средств стран-членов и привлекаемых капиталов американских инвесторов стимулировать частные инвестиции в западно­европейские страны, экономика которых была подорвана второй мировой войной.

С середины 50-х гг., когда положение в западно-европейских странах стабилизировалось и начался распад колониальной системы, Всемирный банк меняет направление своей деятельности. Его основной целью становится сохранение освободившихся государств в рамках мировой системы хозяйства путем развития в них рыночных отношений.

Согласно уставу Всемирного банка его членами могут стать только члены МВФ.

Сферами деятельности Банка являются:

  • предоставление займов, грантов и технической помощи в первую очередь в инфраструктурных отраслях экономики;
  • оказание консультационно-аналитических и трейнинг-услуг;
  • стимулирование притока инвестиций в страну из других международных финансовых источников.

    Основные задачи Банка:

    1. Координация движения капитала в мировом масштабе.
    2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами.
    3. Стабилизация мировой экономики.
    4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

    Направления текущей деятельности Банка:

    1. Разработка стратегии по сокращению уровня бедности.
    2. Работа в области трудовых ресурсов.
    3. Организационное развитие.
    4. Защита окружающей среды.
    5. Рассмотрение проблем задолженности.
    6. Развитие частного сектора.

    Всемирный банк предоставляет займы развивающимся странам с целью снижения нищеты и финансирования капиталовложений, способствующих экономическому росту. Предос­тавленные средства вкладываются в дороги, электростанции, школы и оросительные сети, а также используются для осуществления такой деятельности, как пропаганда сельскохозяйственных знаний и внедрение достижений в области сельского хозяйства, подготовка преподавателей и реализация программ улучшения качества питания детей и беременных женщин. Не­которые займы Всемирного банка предназначаются для финансирования изменений в экономической системе стран с целью повышения их экономической стабильности и эффективности, ориентирования на рыночную экономику. Кроме того, Всемир­ный банк предоставляет "техническую помощь", или консультации, своих специалистов правительствам стран с тем, чтобы содействовать им в повышении эффективности определенных секторов экономики и усиления значения этих секторов для национального развития.

    Структура управления. 1. Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. За исключением определенных полномочий (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие деле­гируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей.

    2. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществле­ние основной оперативной деятельности - политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о поли­тике и операциях Банка.

    3. Комитет по развитию - совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Он рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности.

    4. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представля­ющим Соединенные Штаты Америки. Но он избирается Сове­том исполнительных директоров.

    Президент Всемирного банка несет ответственность за повседневное управление деятельностью Банка и - при осуществлении общего руководства Советом директоров - за организационную структуру Банка, за назначение и увольнение его сотрудников. Президент руководит штатом сотрудников, включа­ющим свыше 7100 человек из более чем 100 стран, с помощью трех директоров-распорядителей, которые осуществляют надзор за деятельностью сотрудников Банка в определенных областях.

    Формирование ресурсов Банка. Уставный капитал Всемирного банка, образуемый путем подписки стран-членов на его ак­ции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Пе­реориентация деятельности Банка на обширный регион развивающихся стран вынудила руководство постоянно увеличивать его кредитные ресурсы. В результате подписной капитал к середине 1990-х гг. достиг 165 млрд. долларов США.

    Таким образом, в настоящее время Всемирный банк по своему акционерному капиталу превратился в крупнейший банк мира. Несмотря на резкое увеличение капитала Банка в 1980-е гг., оплаченная часть снизилась до 7% суммы акций Банка, распределяемых среди стран-членов. Остальная часть подписки может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств.

    Именно эта (большая) часть и служит тем гарантийным фондом, под который ВБ заимствует значительные средства, пре­жде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. Таким способом Банк содействует экспорту капитала из промышленно развитых стран в развивающиеся, выполняя роль посредника между ними и обеспечивая частных инвесторов двойной гарантией - самого ВБ и правительств стран-членов. Поэтому частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации Банка, задолженность по которым к середине 90-х гг. достигла 92 млрд. дол­ларов США. Получая по этим высококотируемым облигациям солидный доход (в среднем около 7% годовых), инвесторы освобождены от риска.

    В последние годы Банк выступает в роли крупнейшего заем­щика на мировом финансовом рынке, заняв среди межгосударственных инвестиционных банков наибольший удельный вес в сумме выпускаемых ими облигационных займов. Так, с конца 1970-х гг. ВБ выпускает облигации в среднем на 5 млрд. долларов США ежегодно, а в 90-х гг. эта эмиссия достигла рекордной суммы в 12,7 млрд. долларов США (из 7% годовых). Тем самым Банк поддерживает относительно высокий уровень ссудного процента, что отвечает интересам частных инвесторов, ищущих наиболее выгодные условия приложения своих капиталов. Следовательно, ВБ с самого начала своей деятельности оказывает заметное влияние на международное движение долгосрочных капиталов. Именно через него частный капитал США, а позднее и других промышленно развитых стран широким пото­ком направился в страны Азии, Африки и Латинской Америки, что способствовало возобновлению экспорта капитала, прерванного мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг. и второй мировой войной.

    Акционерный капитал распределен по соответствующей формуле на основе квот стран-членов МВФ, а голоса стран-членов распределены пропорционально количеству принадлежащих им акций. В настоящее время наибольшая доля голосов принадлежит США (17,07%), за которыми следует Япония (7,09%), Германия (5,48%), Франция (5,26%) и Великобритания (5,26%).

    В момент учреждения Всемирного банка он представлял со­бой одну организацию - Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В последующие годы у Банка появились и другие подразделения. В 1956 г. была создана Международная финансовая корпорация (МФК) для оказания содействия росту частного сектора развивающихся стран путем предоставления консультаций этим странам и осуществления в них капиталов­ложений без правительственных гарантий. В 1960 г. была учреждена Международная ассоциация развития (MAP), которой было поручено оказание помощи беднейшим странам мира на льготных условиях. В 1988 г. было организовано Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) для содействия иностранным инвестициям в развивающихся странах путем страхования инвесторов от политических рисков.

    Эти подразделения были созданы в разных целях, и каждое имеет собственный устав и собственных членов. Президент МБРР одновременно является президентом каждого подразделения, и один и тот же Совет исполнительных директоров уп­равляет деятельностью МБРР, МФК и MAP. У МАГИ есть собственный Совет директоров, большинство членов которого входит в состав Совета исполнительных директоров МБРР. МБРР, MAP, МФК и МАГИ совместно образуют группу Всемирного банка.

    В группу ВБ входят также еще две организации:

    Международный центр по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР), созданный в 1966 г., с функциями советника и арбитра в конфликтах, которые могут возникать между государствами, являющимися его членами, и иностранными инвесторами, вложившими капиталы в экономику этих государств;

    Специальный фонд помощи для Южной Африки, образованный в 1985 г., в распоряжение которого были переданы специальные средства на оказание чрезвычайной помощи бедным африканским странам, начавшим реализацию крупных программ структурных реформ.

(The World Bank) - международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации. Всемирный банк не является «банком» в общем смысле этого слова; он является международным сообществом стран-акционеров, имеющих своих представителей в Совете исполнительных директоров. Эти представители определяют политику Банка и осуществляют надзор за его деятельностью.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была создана Международная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

  • , специализирующийся на финансировании долгосрочных проектов под гарантии государства;
  • , помогающая беднейшим странам путем предоставления долгосрочных займов.

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка еще три организации:

  • , отвечающая за привлечение инвестиций в частный сектор экономики развивающихся стран;
  • , предоставляющее инвесторам защиту от действий правительств и локальных войн;
  • , оказывающий арбитражные услуги в области инвестирования.

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка . В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Всемирный банк является одной из двух (наряду с ) крупных финансовых организаций, созданных по итогам , состоявшейся в США в 1944 году. Делегаты из 45 стран обсуждали вопросы восстановления экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны.

На первых этапах своей деятельности с 1945 по 1968 год Всемирный банк не осуществлял активного кредитования вследствие повышенных требований к заемщикам. Под руководством первого президента банка Джона МакКлоя в качестве первого заемщика была выбрана Франция, ей был выдан кредит в сумме 250 млн. долларов США. Два других претендента (Польша и Чили) помощи не получили. В дальнейшем Всемирный банк принимал активное участие в кредитовании стран Западной Европы, которая активно восстанавливала разрушенную Второй мировой войной экономику, реализуя . Финансирование этого плана в значительной степени шло по линии Всемирного банка.

В 1968-1980 годах деятельность Всемирного банка была направлена на помощь развивающимся странам. Увеличивались объемы и структура предоставляемых кредитов, охватывая различные отрасли экономики от инфраструктуры до решения социальных вопросов. Руководивший в этот период Всемирным банком Роберт Макнамара привнес в его деятельность технократический стиль управления, так как имел опыт руководящей работы в качестве Министра обороны США и президента компании Форд. Макнамара создал новую систему предоставления потенциальными странами-заемщиками информации, что позволяло сокращать время на принятие решения об условиях предоставления кредита.

В 1980 году Макнамару на посту президента Всемирного банка сменил Клаузен по представлению тогдашнего президента США Рональда Рейгана. В этот период финансовая помощь предоставлялась в основном странам третьего мира. Для периода 1980-1989 годов характерной была политика кредитования, направленная на развитие экономик третьего мира с тем, чтобы понизить зависимость их от кредитов. Такая политика привела к сокращению кредитов, предоставляемых на решение социальных задач.

С 1989 года политика Всемирного банка претерпела существенные изменения под влиянием критики различных негосударственных организаций, в частности, связанных с охраной окружающей среды. В результате спектр предоставляемых кредитов на различные цели расширился.

Основные цели и задачи Всемирного банка :

  1. ликвидация нищеты и голода;
  2. обеспечение всеобщего начального образования;
  3. поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;
  4. сокращение детской смертности;
  5. улучшение охраны материнства;
  6. борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  7. обеспечение устойчивого развития окружающей среды;
  8. формирование глобального партнерства в целях развития.

Два тесно связанные между собой учреждения в составе Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР) - предоставляют займы по низким процентным ставкам, под нулевой процент или в виде грантов странам, не имеющим доступа к международным или имеющим такой доступ на невыгодных условиях. В отличие от других финансовых учреждений, Всемирный банк не стремится к получению прибыли. МБРР действует на рыночной основе, пользуется своим высоким , позволяющим ему получать средства под низкий процент, для того чтобы предоставлять кредиты своим клиентам из числа развивающихся стран также по низким процентным ставкам. Операционные расходы, связанные с этой деятельностью, Банк покрывает самостоятельно, не используя для этого внешние источники финансирования.

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: «Стратегия деятельности Группы Всемирного банка», который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны-заемщика. В стратегию входят проекты и программы, которые могут максимально повлиять на решение проблемы бедности и способствовать динамичному социально-экономическому развитию. До подачи на рассмотрение совету директоров Всемирного банка стратегия обсуждается с правительством страны-заемщика и с другими заинтересованными структурами.

Действуя через МБРР и МАР, Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные кредиты и кредиты на цели развития.

Инвестиционные кредиты предоставляются для финансирования производства товаров, работ и услуг в рамках проектов социально-экономического развития в самых различных секторах.

Кредиты на цели развития (раньше называвшиеся кредитами для структурных преобразований) предоставляются путем выделения в целях поддержки политических и институциональных реформ.

Всемирный банк осуществляет не только финансовую поддержку странам-членам. Его деятельность направлена также на оказание аналитических и консультационных услуг, в которых нуждаются развивающиеся страны. Анализ проводимой странами политики и разработка соответствующих рекомендаций с целью улучшения социально-экономической ситуации в странах и улучшения условий жизни населения — часть деятельности Всемирного банка. Банк занимается исследовательской работой по широкому кругу вопросов, таких как окружающая среда, бедность, торговля и глобализация, и экономическими и отраслевыми исследованиями в конкретных секторах. Банк анализирует перспективы экономического развития стран, в том числе, например, банковского и/или финансового сектора, торговли, проблемы бедности и системы социальной защиты.

Курсовая работа


Всемирный банк


Выполнил студент _________________________________________


Введение

Современная мировая экономика взаимосвязана и взаимообусловлена. Для обслуживания различных интересов представителей отдельных стран созданы специальные механизмы и инструменты. Важное место в системе международных экономических отношений занимают международные валютно-финансовые и банковские организации.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение цельности и стабильности сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специализированные институты ООН - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Банк международные расчетов, а также региональные банки развивающихся стран и региональные валютно-кредитные организации ЕС - Европейский инвестиционный банк, Европейский валютный институт и др.

Кроме этих организаций, важную роль в международных экономических отношениях играет группа Всемирного банка, специализированный институт ООН, который состоит из Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его филиалов - Международной ассоциации развития (МАР), Международной финансовой корпорации (МФК), Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (МАИГ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

В нашей курсовой работе мы рассмотрим структуру, функции и деятельность Всемирного банка.


1. Международный кредит

Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фирмы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации. Объективная основа развития международного кредита обусловлена выходом производства за национальные рамки и усилением интернационализации хозяйственных связей. Кроме того, он способствует повышению эффективности производства.

Условия международного кредита содержат понятия ”валюта кредита” и ”валюта платежа”, ”сумма”, ”срок”, ”условия использования и погашения”, ”стоимость”, ”вид обеспечения”, ”методы страхования рисков”.

Для международного кредита важно, в какой валюте он предоставлен, так как ее неустойчивость приводит к потерям со стороны кредитора. На выбор валюты влияет много факторов, в том числе уровни процентной ставки, практика международных расчетов, степень инфляции, динамика курса валюты и др. валютой международных кредитов являются национальные денежные единицы, евровалюты (с конца 50-х годов), международные счетные валютные единицы. Валюта платежа может не совпадать с валютой кредита. Например, ”мягкие” займы, предоставленные в валюте кредитора, погашаются национальной валютой заемщика или товарами традиционного экспорта страны.

Сумма кредита - это часть ссудного капитала, который предоставлен заемщику в товарной или денежной форме. Кредит может предоставляться в виде одного или нескольких траншей (долей), которые разливаются по условиям. В соответствии со сложившейся практикой кредит покрывает обычно до 85 % стоимости экспортируемых машин и оборудования. Остальная часть обеспечивается авансовыми, наличными и гарантийными платежами импортера экспортеру .

Срок кредита зависит он нескольких факторов: целевого назначения кредита; соотношения спроса и предложения аналогичных кредитов; размера контракта; национального законодательства; традиционной практики кредитования; межгосударственных соглашений.

По условиям погашения различают кредиты:

― с равномерным погашением равномерными долями в течение согласованного срока;

― с неравномерным погашением в зависимости от зафиксированного в соглашении принципа и графика (например, увеличение доли к концу срока);

― с единовременным погашением всей суммы;

― аннуитетные (равные годовые взносы основной суммы займа и процентов).

”Цена” международного кредита (т.е. процентная ставка) обычно базируется на процентных ставках стран-ведущих кредиторов, в первую очередь США, Японии, Германии. По еврокредитам практикуются международные процентные ставки.

Процентная ставка влияет на стоимость кредита. Но иногда стоимость кредита не поддается денежной оценке. Например, установление контроля над иностранной фирмой или страной-заемщиком не является составляющей стоимости кредита, хотя имеет очень важное значение. такую же роль играют некоторые (кабальные) условия международных кредитов.

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности заемщика, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитываться по своим обязательствам. Поэтому одним из условий международного кредита является защита кредитора от кредитных, валютных и других рисков.

Таким образом, валютно-финансовые условия международного кредита зависят от состояния экономики, национального и мирового рынков ссудных капиталов.

2. Группа Всемирного банка

Всемирный банк (ВБ) - это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.

В условиях глубоко взаимосвязанной и быстро изменяющейся глобальной экономики Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряд других стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Всемирный банк использует свои финансовые и человеческие ресурсы, а также координирует с другими организациями деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи каждой стране в становлении на путь стабильного, непрерывного и равноправного развития. Основное внимание уделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым бедным странам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость:

― инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранение и образование

― охраны окружающей среды

― поддержки и стимулирования развития частного сектора

― усиления возможностей правительств в эффективном и прозрачном предоставлении качественных услуг

― поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию.

Всемирный банк является самой крупной организацией, оказывающей помощь в развитии, ежегодно принимая обязательства на сумму 20 млрд. долл. США в виде новых займов. Тем не менее, он не является единственным донором, а также играет жизненно важную роль в проведении координационной работы с другими организациями (частными, правительственными, многосторонними и неправительственными) для наиболее эффективного использования ресурсов в поддержку текущей программы развития страны.

Цель деятельности Всемирного банка заключается в снижении уровня бедности и улучшении уровня жизни населения путем непрерывного роста и инвестирования в население. Основные виды деятельности Всемирного банка включают:

― инвестирование в население;

― охрану окружающей среды;

― стимулирование развития частного сектора;

― поддержку экономических реформ;

― борьба с коррупцией;

― помощь странам, пострадавшим от конфликтов;

― регулирование инвестиций.

Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам, мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров, находящимся в г. Вашингтоне.

Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка. Каждое участвующее государство назначает управляющего и альтернативного управляющего для выполнения этих обязанностей. Управляющие, представляющие правительство на уровне министров финансов или планирования, встречаются каждую осень на ежегодном совещании Всемирного банка. Они принимают решения по ключевым вопросам политики Всемирного банка, принимают или исключают страны-члены, выносят решения по внесению изменений в уставной капитал и распределению чистой прибыли Всемирного банка и утверждают финансовые отчеты и бюджеты.

Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров - Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов). Некоторые страны - Китай, Российская Федерация и Саудовская Аравия - создали избирательные округа для каждой страны, в то время как другие объединились вместе в многосторонние избирательные округа. Двадцать четыре исполнительных директора обычно встречаются два раза в неделю для проведения обзора деятельности Всемирного банка, включая утверждение займов и гарантий, новых стратегий, административного бюджета, стратегии помощи стране, кредитование и финансовые решения.

В группу ВБ входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам.

2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.

3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Такая межгосударственная инвестиционная группа превратилась в крупнейший в мире инвестиционный институт. На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.

2.1 Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР был создан в 1945 г. в результате подписания 28 странами Соглашения в Бреттон-Вудсе (июль 1944 г.). в 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношение между Банком и ООН. В нем, в частности говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положения Устава Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство Банка на Генеральной Ассамблее ООН, в Экономическом и социальном совете, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН. Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяло на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или относительно условий финансирования.

Устав МБРР неоднократно менялся.

Членами МБРР могут быть члены Международного валютного фонда (МВФ). В состав МБРР входят 180 государств.

Цели МБРР:

Содействие реконструкции и развитию стран-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

Поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для целей производства;

Содействие долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных капиталовложений для развития производственных ресурсов стран - членов банка.

Основным направлением деятельности МБРР являются:

Предоставление развивающимся странам долгосрочных займов и кредитов для производственных целей: развития сельского хозяйства и сельских районов, энергетики; гарантирование погашения задолженности соответствующим правительствам; предоставление займов под конкретные проекты;

Предоставление займов развивающимся странам на создание в них инфраструктуры: шоссейных и железных дорог, электросвязи, городских портов, энергетических установок, а также на развитие образования, здравоохранения, подготовку кадров. Обычно подобные займы выдаются при соблюдении развивающимися странами таких условий, как создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий от национализации и др.

Предоставление займов тем развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным; денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР;

Кредитование беднейших стран, которые некредитоспособны на международных финансовых рынках и не в состоянии оплатить процентные ставки, близкие к рыночным; предоставление займов беднейшим странам осуществляется Международной ассоциацией развития (МАР);

Предоставление долгосрочных займов и кредитов странам - членам Банка, включая частные фирмы. Последним займы выдаются в случае предоставления гарантий правительством соответствующей страны; Банк должен убедиться, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах;

Оказание технической помощи развивающимся странам, которая подразделяется на следующие виды: 1) техническая помощь, финансируемая как составная часть займов и кредитов; бессрочные займы и кредиты на техническую помощь; техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов; 2) техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком - здесь Банк выступает в качестве административного органа и сюда включаются проекты, осуществляемые под руководством Банка; к этому виду относятся также программы оплачиваемой технической помощи для богатых развивающихся стран, например, нефтедобывающих стран, и для Международного фонда сельскохозяйственного развития; 3) техническая помощь, оказываемая за счет административного бюджета;

Подготовка и реализация финансируемых проектов, включающая: определение объекта, проведение предварительной подготовки и оценки стоимости проекта; ведение переговоров и представление проекта руководству Банка; практическое осуществление проекта и контроль за его окончанием; оценка результатов;

Проведение исследований по экономической и научно-технической проблематике; по вопросам разработки и осуществления конкретных программ; по вопросам кредитной политики, политики инвестирования и оказания технической помощи; оказание содействия развивающимся странам в повышении их исследовательского потенциала. Банк совместно с 40 другими организациями оказывает поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые разрабатывают современные эффективные технологии производства продовольствия;

Оказание содействия политическому диалогу между Банком и бедными странами-членами в связи с финансированием отраслевых и общеэкономических планов развития в особых условиях;

Финансирование проектов и деятельности развивающихся стран по охране окружающей среды из глобального фонда окружающей среды, в котором банк выступает в качестве попечителя и заказчика проектов;

Сотрудничество на национальном уровне с негосударственными организациями, предоставляя им средства на финансирование проектов и консультационную помощь;

Организация и проведение семинаров, учебных курсов для представителей из развивающихся стран; издание и распространение учебных материалов;

Деятельность в качестве члена консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Нидерландами, США в целях координации деятельности стран-кредиторов, осуществляющих систематическое финансирование программ в развивающихся странах;

Предоставление информации о проектах в странах-членах, одобренным Банком. Сюда входит проектная документация: результаты экспертиз; национальные программы охраны окружающей среды; информацию о развитии отдельных стран и секторов экономики.

Высшим органом Банка является Совет управляющих, в функции которого входит: определение общей политики Банка; прием новых членов; принятие решений о размерах уставного капитала банка; распределение чистого дохода. Исполнительным органом Банка является Директорат, состоящий из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 - назначаются странами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 19 - избираются управляющими из числа представителей остальных стран-членов. Директорат избирает президента Банка, который осуществляет оперативное руководство деятельностью Банка и отвечает за штат служащих. Директорат в своей работе опирается на 5 комитетов: 1) совместный аудиторский комитет; 2) комитет по вопросам кадровой политики; 3) комитет по выработке регламента; 4) комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике; 5) комитет по административным вопросам.

Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов, первоначально не превышала 10 млрд. долл. Переориентация деятельности Банка на обширный регионов развивающихся стран вынуждало руководство постоянно увеличивать кредитные ресурсы. Подписной капитал увеличивался в 1959 г., в 1980 г., в 1988 г., В 1997 г. он составлял 182 млрд. долл. - из которых 11 млрд. долл. - оплаченный капитал и 171 млрд. долл. - часть подписки, которая может быть востребована Банком лишь в случае отсутствия у него ресурсов для срочного погашения своих обязательств. Именно эта, большая, часть и служит тем гарантийным фондом, под который МБРР заимствует значительные средства, прежде всего на мировом финансовом рынке, выпуская облигационные займы для расширения своих кредитных операций. На 1997 г. внешние заимствования Банка составляли 10 млрд. долл. Из этих средств Банк осуществляет финансирование своих кредитных операций. Кроме того Банк черпает средства из нераспределенной прибыли, а также за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Банк предоставляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящих в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их использование. Страны-получатели обязаны выполнять рекомендации Банка и предоставлять ему отчеты об использовании займов и требуемую информацию.

В рекомендациях МБРР приоритет отдается развитию частного сектора экономики и привлечению иностранного капитала в развивающиеся страны. Если рекомендации МБРР не принимаются страной, запрашивающей кредит, то зачастую он не предоставляется. Кредиты Банка покрывают в среднем лишь около 30% общей стоимости кредитуемых объектов, а остальная часть расходов по объекту должна обеспечиваться за счет внутренних источников кредитования и финансирования или иных внешних источников. Основная задача МБРР - кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных - транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С 80-х годов в кредитах Банка все большую роль играют социальные аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образование, планирование семьи, развитие сельского хозяйства. Особое внимание уделяется охране окружающей среды и приватизации.

МБРР стал предоставлять также кредиты на структурную адаптацию в соответствии с программой экономических реформ и перехода страны-заемщика к рыночной экономике. При этом выделяемые Банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны-заемщики могут достаточно свободно распоряжаться заемными средствами.

2.2 Международная ассоциация развития (МАР)

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. Формально она считается независимой от МБРР, поскольку имеет свой собственный устав и финансовую базу, однако фактически она представляет собой фонд ресурсов, которым управляет МБРР, и является филиалом МБРР. Президент МБРР является одновременно президентом МАР.

Отличие МБРР и МАР состоит в источниках приобретения финансовых средств для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получают на мировых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и с более длительными сроками погашения, чем коммерческие банки; МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты за счет взносов стран-доноров.

В состав МАР входят 159 государств-членов, которые разбиваются на 2 категории: 26 экономически более развитых стран, входящих в I категорию, и 133 менее развитых стран II категории.

Цели МАР:

Предоставление долгосрочных кредитов наиболее бедным развивающимся странам;

Оказание содействия экономическому развитию, повышению уровня жизни в наименее развиты странах Ассоциации, в частности, путем предоставления им необходимых средств на финансирование конкретных проектов, целесообразность которых подтверждается экспертами МБРР;

Оказание содействия повышению производительности труда в странах с наиболее низкими годовыми доходами на душу населения.

Основными направлениями деятельности МАР являются:

Кредитование проектов в беднейших и наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития. Страны, получающие кредиты, выбираются по 4 категориям: 1) страна должна иметь годовой доход на душу населения менее 1305 долл.; 2) страна должна обладать достаточной экономической, финансовой и политической стабильностью, чтобы оправдать предоставление долгосрочных кредитов на цели развития; 3) страна должна испытывать серьезные трудности с платежным балансом; 4) политика страны должна быть нацелена на экономическое развитие. МАР предоставляет кредиты, как правило, на срок в 50 лет, с началом погашения через 10 лет после получения кредита. За пользование кредитом проценты не взимаются;

Проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности использования финансовой помощи;

Оказание содействия странам-членам в проведении экономических реформ; в обеспечении развития в сфере экологии; в борьбе с нищетой.

Основная часть финансовых ресурсов МАР поступает из трех источников: 1) переводов прибыли из МБРР; 2) капитала, подписчиками которого являются ее страны-члены; 3) взносов более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним доходом на душу населения.

2.3 Международная финансовая корпорация (МФК)

Международная финансовая корпорация создана в 1956 г. как самостоятельное юридическое лицо со своим уставом и собственными ресурсами. Фактически она является филиалом МБРР и специализированным учреждением ООН. Как финансовая организация входит в группу ВБ. Членами МФК являются 171 государство.

Цели МФК:

Оказание содействия в финансировании частного предпринимательства, главным образом в развивающихся странах, в целях экономического развития государств членов;

Оказание помощи в управлении предприятиями, созданными с участием как иностранного капитала, так и местных инвестиций;

Стимулирование притока частного капитала в производственную сферу;

Реализация принципа рентабельности в сотрудничестве с частным сектором. Общая сумма инвестированного МФК капитала в 102 страны оценивалась в 1997 г. в 84,4 млрд. долл.

Основными направлениями деятельности МФК являются

Финансирование предпринимательства в странах-членах путем предоставления займов непосредственно частным компаниям и инвестирования в них собственных средств МФК, не требуя гарантий со стороны правительства. Займы предоставляются на срок от 7 до 12 лет по фиксированным или меняющимся ставкам; погашение займов производится в той валюте, в которой займ был получен;

Осуществление инвестиций за счет собственных средств в обрабатывающую и добывающую промышленность, сельское хозяйство, коммунальные предприятия, туризм;

Привлечение частных финансовых средств для инвестиций в проекты по развитию инфраструктуры, охране окружающей среды;

Содействие развитию предпринимательства в малом бизнесе;

Оказание содействия частным и смешанным по капиталу предприятиям в овладении современными методами управления производством и др.

Финансовые ресурсы МФК образуются из взносов государств-членов в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений от прибыли МФК, получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций; дотаций и кредитов МБРР.

2.4 Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка. В финансовом отношении является независимым. В качестве специализированного учреждения входит в систему ООН. В составе МАИГ 134 государства-члена.

Цели МАИГ:

Предоставление гарантий на инвестиции, направляемые на производственные цели, преимущественно в развивающихся странах;

Рахование и перестрахование от некоммерческих рисков;

Содействие разработке проектов и обеспечение их обоснованности с точки зрения потребностей конкретной страны;

Оказание технической помощи в целях стимулирования притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны;

Осуществление информационной деятельности.

Основными направлениями деятельности МАИГ являются:

Предоставление гарантий, преследующих цели защиты от потерь, вызванных следующими обстоятельствами: неконвертируемостью местной валюты; экспроприации собственности в стране пребывания; войной и гражданскими беспорядками; нарушением контракта со стороны контрагента страны пребывания. МАИГ предоставляет выбираемым ею инвесторам гарантии на инвестиции в странах-членах (преимущественно развивающихся странах) и странах с переходной экономикой от некоммерческих рисках, что фактически означает страхование от политических рисков;

Осуществление операций по совместному страхованию или перестрахованию;

Предоставление гарантий международным консорциумам;

Оказание содействия развивающимся странам в разработке проектов и подготовке заявок на предоставление гарантий; обеспечение заявок технико-экономическими обоснованиями, в частности, в финансовом, экономическом, экологическом аспектах;

оказание содействия развивающимся странам с целью привлечения прямых иностранных капиталовложений.

2.5 Деятельность Всемирного банка, направленная на социальное развитие

Всемирный банк оказывает экономическую поддержку различным социальным программам во всем мире. Так, с конца 80-х годов займы Всемирного банка, направляемые школам во всем мире, увеличились вдвое. В 90-е годы они составляли в среднем 1,8 млрд. долл. в год. Последним примером займа ВБ на нужды образования служит Программа “Обратно в школу” в Индонезии, в рамках которой будут предоставлены более 6 млн. стипендий беднейшим ученикам начальной и средней школы.

В прошлом году Всемирный банк предоставил займы в размере 1 млрд. долл. на улучшение здравоохранения и питания в развивающихся странах. Банк намерен в этом году утроить свои обязательства по кредитованию Международной ассоциации развития на цели борьбы со СПИДом, малярией, туберкулезом, а также на проведение вакцинации.

Помимо финансирования программ по борьбе с конкретными болезнями и вакцинации, ВБ увеличивает размеры помощи на основные услуги по охране здоровья детей, которые являются важнейшими с точки зрения контроля инфекционных заболеваний в долгосрочной перспективе. Одним из примеров проектов в области здравоохранения является помощь Банка в создании около 300 новых местных медицинских центров в Мали.

В октябре 1999 г. Всемирный банк совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выступили с Инициативой безопасного материнства с целью кардинального снижения коэффициентов материнской смертности с их нынешнего уровня, выражающегося в одной смерти каждую минуту.

В апреле 1996 г. Всемирный банк и МВФ выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности, явившейся первой международной реакцией, направленной на существенное облегчение долгового бремени беднейших стран мира. В рамках этой инициативы задолженность более 30 стран, приобретающих это право, будет сокращена на 50 млрд. долл.

Последствия такого шага для каждой из этих стран будут весьма значительными. Например, право на списание предоставляется Мозамбику, в результате чего его долг сократится почти на 75 процентов. Банк быстро продвигается вперед в реализации инициативы, которая в прошлом году была углублена, расширена и ускорена, с тем чтобы предоставить большие льготы большему числу стран как можно быстрее и эффективнее. Общий размер этой помощи, одобренной на сегодня для 10 стран, составляет более одной трети всей предполагаемой суммы списания задолженности в рамках Инициативы и даст им экономию в 17 млрд. долл.

Решая задачи борьбы с бедностью во всем мире, Всемирный банк в течение последних пяти лет установил связи с широким кругом партнеров: с Всемирным фондом дикой природы с целью защиты лесов; с Международной организацией охраны природы для сохранения биологического разнообразия Земли; с организациями государственного и частного сектора для разработки проекта Фонда по решению проблемы углерода с тем, чтобы способствовать смягчению последствий глобального потепления.

С 1996 года Всемирный банк начал осуществлять более 600 программ по борьбе с коррупцией и инициатив в области госуправления в более чем 95 странах-клиентах. Инициативы простираются от подготовки судей до организации семинаров и обучения методам журналистских расследований. Банком также разработаны строгие директивы относительно порядка использования кредитов и мер по борьбе с коррупцией и установлена анонимная горячая линия для приема жалоб о случаях коррупции. К июню 2000 г. 48 фирм и частных лиц были лишены на постоянный срок права участвовать в финансируемых Банком контрактах.

В 1980 г. инвестиции в энергетический сектор составляли 21 % займов Всемирного банка. Сегодня эта цифра снизилась до 2 %. В отличие от этого, займы, направляемые на цели улучшения здравоохранения, питания и образования, возросли почти пятикратно - с 5 % в 1980 г. до более чем 22 % в настоящее время. В своей работе ВБ уделяет все большее внимание социальной защите, особенно системе социального обеспечения, а также новым проблемам, в частности гендерным.

Новейшим примером является проект социальной защиты в Индии, где ВБ оказывает помощь в предоставлении возможностей образования для малолетних неквалифицированных работников женского пола и детей, бросивших школу. Новейший пример гендерного проекта - во Вьетнаме, где ВБ предпринял серию исследований случаев насилия на гендерной почве. На основе информации, полученной в результате исследований, правительство Вьетнама в настоящее время разрабатывает гендерную стратегию.

Всемирный банк оказал поддержку инициативам по преодолению последствий военных конфликтов в 35 странах мира. Среди наиболее инновационных проектов: кооператив по производству трикотажных изделий в Боснии, объединяющий представителей различных этнических групп; помощь в обеспечении основными услугами беженцев-косоваров в Албании; программа помощи ветеранам в Камбодже; поддержка в планировании конверсии военных баз для гражданского использования в Южной Африке.

Банк проводит политику децентрализации, развития с учетом специфики стран и широкого участия общественности, инициирует проекты, нацеленные на интересы небольших местных сообществ. В Боснии и Румынии местные сообщества объединяются, чтобы возродить доверие и строить школы. В Индонезии в 2000 г. деревни, местные группы мужчин и женщин принимают решения и выдвигают предложения, по которым средства выделяются в течение двух недель.

Одновременно по более чем 81 % выделенных ВБ средств в 2000 году результаты получили удовлетворительную или более высокую оценку, что является впечатляющим показателем для организации, действующей в условиях неизбежного риска.

3. Участие Казахстана в группе Всемирного банка

Казахстан стал членом Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (МАР), Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международной финансовой корпорации (МФК) – в сентябре 1993 года. Заявление на вступление в членство в агентствах Всемирного банка было подано Казахстаном 27 января 1992 г. Страна стала 163-м членом МБРР и 143-м членом МАР. Во исполнение своих обязательств как члена МБРР, Казахстан сделал взнос в размере 15041677 долл. США учреждению. Из бывших советских республик страна пятой присоединилась к Всемирному банку. 21 октября 2000 года Казахстан стал членом Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

После присоединения Казахстана к Группе Всемирного банка в 1992 стране было предоставлено двадцать два займа МБРР, а общая сумма обязательств Всемирного банка Казахстану достигла 1.883 млрд. долл. США.

Основные сферы, финансируемые Всемирным банком в Казахстане, включают: водоснабжение и санитарию, сельское хозяйство, дорожную отрасль, социальную защиту, управление государственным сектором и энергетику .

Заключение

Всемирный банк является, по существу, финансовым кооперативом, принадлежащим 181 стране-члену и действующим в рамках системы контрольных и балансовых показателей.

Всемирный банк содействует странам в усилении и сохранении основных условий, необходимых им для привлечения и удержания частных инвестиций. При финансовой и нефинансовой поддержке Всемирного банка правительства проводят реформирование своей экономики в целом и укрепление банковской системы. Они инвестируют в людские ресурсы, инфраструктуру и охрану окружающей среды, что служит расширению возможностей для привлечения и повышения эффективности частных инвестиций. При помощи гарантий Всемирного банка, страхования МАИГ от политических рисков и совместного инвестирования с МФК в акционерный капитал, инвесторы доводят свои риски до минимума и получают оптимальные условия для инвестирования в развивающиеся страны и страны, осуществляющие переход на рыночную экономику.

Всемирный банк вступает в стратегическое соглашение со своими клиентами и акционерами для улучшения качества предоставляемой помощи путем:

― предоставления помощи самым бедным странам для снижения их долгового бремени таким образом, чтобы они могли обеспечить финансирование инициатив развития вместо выплаты процентов;

― оказания содействия в борьбе против коррупции, подрывающей экономический рост;

― оказания помощи развивающимся странам в адаптации современных коммуникационных технологий, умений и навыков с целью обеспечения их конкурентоспособности;

― укрепления и реформирования банковской системы и финансового сектора во избежание кризиса, такого как в Мексике в 1994-1995 и Юго-Восточной Азии в 1997-1998 годах;

― удовлетворения потребностей увеличивающего населения в продовольствии и уделения большего внимания развитию сельского хозяйства и села;

― обеспечения ситуации, при которой развитие соответствует социальным и культурным потребностям бенефициаров.


Литература

1. Вопросы по Казахстану: Малоизвестные факты из деятельности Всемирного банка // http://www.worldbank.org.kz/content/faq_rus.html

2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., Консалтбанкир, 2001.

3. Золотов А.Ф. Международные валютно-кредитные отношения: Курс лекций. К., МАУП, 2001.

4. Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова и др. М., МО, 1993.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. М., Финансы и статистика, 1994.

6. Международные экономические организации: Справочник / Под ред. И.О. Фаризова. М., МГУ, 1982.

7. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., Юнити, 2000.

8. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право М., Дело, 1998.

9. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. М., Юнити, 1995.

10. Пебро М. Международные экономические, финансовые и валютные отношения. М., Прогресс, 1994.

11. Шмырева А.И., Колесников В.И., Климов А.Ю. Международные валютно-кредитные отношения. С.-Пб., Питер, 2001.

12. Шреплер Х.-А. Международные экономические организации: Справочник. М., ”Международные отношения”, 1999.

13. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. М., ДА МИД РФ, 1996.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Международный Банк Реконструкции и Развития, более известный как Всемирный банк, является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. Всемирный банк помогает развивающимся странам бороться с бедностью и добиваться стабильного, устойчивого и справедливого экономического роста.

Всемирный банк был основан в 1945 году с первостепенной задачей оказания помощи Западной Европе в восстановлении после Второй мировой войны. Вслед за восстановлением и перестройкой Европы сфера деятельности Всемирного банка переключилась на предоставление поддержки развивающимся странам. В 1950 гг. оказалось, что бедные развивающиеся страны не могут позволить заимствовать необходимые для развития своей экономики средства на условиях Всемирного банка и нуждаются в смягчении условий кредитования. Таким образом, в 1960 г. в составе Всемирного Банка была создана Международная ассоциация развития (МАР), которая предоставляет беспроцентные займы. Средства МАР образуются за счет взносов богатых стран, а также погашаемых сумм ранее выданных кредитов.

В настоящее время в состав Всемирного банка входит 184 государства. Штаб-квартира находится в г. Вашингтон, США.

За годы присутствия в мировой экономике и социальной сфере приоритеты Всемирного банка претерепели существенные изменения. В 1980 году 21% кредитов Банка инвестировались в электроэнергетический сектор. Сегодня эта цифра составляет лишь около 7%. В то же время, объем ресурсов, непосредственно выделяемый в поддержку развития здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и других социальных услуг, увеличился с 5% в 1980 году до 22% в настоящее время. Всемирный банк, членами которого являются 184 страны, взял на вооружение новый подход к процессу развития, решая новые задачи, в том числе задачи гендерного развития, развития силами общин, проблемы коренных народов, а также прилагая усилия к созданию жизненно важной инфраструктуры для бедного населения.

Организационная структура Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены. Каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения. Всемирный банк осуществляет свою деятельность через департаменты вице-президентов (ДВП), занимающиеся конкретными регионами или секторами или борьбой с бедностью и содействием экономическому развитию.

Всемирный банк управляется как своего рода кооперативное общество, акционерами которого являются страны-члены этой организации. Количество акций у каждой из стран приблизительно рассчитывается в зависимости от масштабов экономики. Крупнейшим акционером являются США (16,41 процента акций), за ними следует Япония (7,78 процента), Германия (4,49 процента), Соединенное Королевство (4,31 процента) и Франция (4,31 процента). Остающиеся акции распределены между остальными государствами-членами.

Государства-члены Всемирного банка представлены Советом управляющих. Как правило, управляющими являются должностные лица правительств, например, Министр финансов или Министр развития. Совет управляющих является высшим органом, определяющим политику Банка. Совет проводит свои совещания раз в год во время Ежегодных совещаний Банка. Поскольку эти министры проводят свои совещания лишь раз в год, конкретные полномочия передаются исполнительным директорам, работающим непосредственно в штаб-квартире Банка. Каждое государство-член Группы Всемирного банка представлено исполнительным директором. Пять исполнительных директоров назначаются пятью государствами-членами, обладающими крупнейшими пакетами акций, – США, Японией, Германией, Францией и Соединенным Королевством, – а остальные государства-члены представлены 19 исполнительными директорами.

По традиции Президентом Всемирного банка становится гражданин США, являющихся крупнейшим акционером Банка. Президент избирается на пятилетний срок и может быть переизбран, председательствует на совещаниях Совета директоров и отвечает за общее руководство деятельностью Банка. В настоящее время Президентом Всемирного банка является г-н Пол Вулфовиц, вступивший в эту должность в июне 2005 года.

В Банке работает около 10 000 человек, в том числе экономисты, инженеры специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка являются гражданами 160 стран, и более 3 000 человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.

Направления деятельности Всемирного банка

1. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования образования

С 1963 года, когда было начато финансирование образования, Всемирный банк выделил около 31 млрд долл. США в виде займов и кредитов и в настоящее время финансирует 158 проектов в сфере образования в 83 странах. Банк тесно взаимодействует с правительствами стран, учреждениями ООН, донорами, неправительственными организациями и другими партнерами, помогая развивающимся странам достичь цели всеобщего образования. Эта цель заключается в том, чтобы к 2015 году все дети, особенно девочки и дети из малообеспеченных семей, обучались в начальной школе и имели возможность получить начальное образование. Хорошим примером выделения Банком кредитов на цели образования является реализуемая в Индии Программа начального образования в районных школах, в рамках которой особое внимание уделяется девочкам, проживающим в районах, где процент грамотного женского населения ниже среднего показателя по стране. К настоящему времени этой программой, на финансирование которой Банком выделено до 1,3 млрд долл. США, охвачено более 60 миллионов учащихся в 271 районе с низкими показателями грамотности в 18 из 29 штатов Индии. В финансируемых Банком проектах, реализуемых в Бразилии, Эль Сальвадоре и Тринидаде и Тобаго, основное внимание уделяется усилению роли местного населения в повышении качества образования, благодаря тому, что местное население имеет возможность оценивать эффективность работы местных школ и преподавателей.

2. Всемирный банк является крупнейшим международным источником финансирования в борьбе с ВИЧ/СПИДом

Eжедневно 14 000 человек становятся носителями вируса ВИЧ; причем половина из них – люди в возрасте от 15 до 24 лет. ВИЧ/СПИД быстро сводит на нет многие из успехов, достигнутых развивающимися странами за последние 50 лет в процессе социально-экономического развития. Действуя совместно с программой ООН ЮНАИДС, в рамках которой координируются предпринимаемые в глобальном масштабе действия по борьбе с эпидемией, Всемирный банк выделил более 1,7 млрд долл. США на цели борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа во всем мире. Банк заверил страны в том, что ни одна страна, разработавшая эффективную стратегию борьбы с ВИЧ/СПИДом, не останется без финансирования и, совместно с правительствами африканских стран, разработал и приступил к реализации региональной программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом (МАП), в рамках которой выделяются значительные суммы средств общественным организациям и местным общинам.

Во многих странах разработаны качественно новые подходы к борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа, которые в настоящее время перенимаются другими странами и приспосабливаются к местным условиям. В 2002 году сумма средств, выделенных странам Африки в рамках МАП в порядке оказания помощи в расширении масштабов национальных программ профилактики, лечения и ухода за больными, составил 1 млрд долл. США. Кроме того, Банк принял решение выделить странам Карибского бассейна 155 млн долл. США на цели борьбы с ВИЧ/СПИДом и продолжает оказывать помощь в реализации программ в данной области деятельности в других регионах.

3. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ здравоохранения

Обеспечение элементарного медицинского обслуживания и питания бедного населения имеет решающее значение для сокращения бедности и содействия экономическому росту. Несмотря на значительные успехи, достигнутые многими странами за последние несколько десятилетий, остаются нерешенными сложные задачи. Из 11 миллионов детей, ежегодно умирающих в развивающихся странах, около 70 процентов умирают от инфекционных заболеваний (таких как пневмония, малярия, диарея, корь и ВИЧ/СПИД) и недоедания. Всемирный банк ежегодно выделяет в среднем 1 млрд долл. США в виде новых кредитов на финансирование реализуемых в развивающихся странах проектов, имеющих отношение к здравоохранению, питанию и народонаселению. Выделяемые Банком средства помогают бороться с малярией в 46 странах и с туберкулезом в 30 странах. В Китае Банк помог обеспечить более 90 процентов семей иодированной солью, что способствовало существенному сокращению количества случаев выкидышей и мертворождений, физических уродств и замедленного умственного развития – проблем, возникающих в результате нехватки йода. Кроме того, в Сенегале Банк помогает матерям предотвращать и решать проблему недоедания среди детей и содействует принятию комплексных лечебно-профилактических мер.

4. Всемирный банк решительно поддерживает облегчение бремени задолженности

В 1996 году Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) выступили с Инициативой в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК), которая представляет собой первый комплексный подход к облегчению долгового бремени беднейших стран мира, имеющих наибольшую задолженность. В настоящее время 26 стран получают помощь в виде облегчения бремени задолженности, и, согласно прогнозам, объем этой помощи должен со временем достичь 40 млрд долл. США. В сочетании с другими механизмами облегчения бремени задолженности Инициатива ХИПК позволит сократить внешнюю задолженность этих стран на две трети, снизив ее до уровня, который будет намного ниже среднего показателя по всем развивающимся странам. В рамках этой инициативы страны стараются переориентировать свои бюджетные приоритеты на важнейшие сферы социального развития и развития людских ресурсов. Например, в Руанде установлены целевые показатели увеличения числа детей, зачисленных в начальную школу, и найма на работу преподавателей. В Гондурасе планируется обеспечить охрану здоровья матери и ребенка и элементарное медицинское обслуживание не менее чем 100 000 человек из бедных общин. В Камеруне ресурсы используются для повышения эффективности борьбы с ВИЧ/СПИДом, в частности, путем разъяснения населению, подверженному высокому риску, важности использования презервативов.

5. Всемирный банк является одним из крупнейших международных источников финансирования программ сохранения биоразнообразия

Начиная с 1988 года Банк становился одним из крупнейших международных источников финансирования проектов сохранения биоразнообразия. Хотя сокращение биоразнообразия представляет собой глобальную проблему, в первую очередь страдает население сельских районов в развивающихся странах, поскольку оно в наибольшей степени зависит от окружающей среды, обеспечивающей его продуктами питания, крышей над головой, лечебными средствами, средствами к существованию, работой, а также способствующей сохранению самобытности культуры местного населения. Именно поэтому совместно с организацией Conservation International, Глобальным экологическим фондом, Фондом МакАртура и правительством Японии Всемирный банк участвует в создании фонда, который будет способствовать более эффективной охране “горячих точек” биоразнообразия в развивающихся странах. В этих подвергающихся наибольшей угрозе регионах, которые составляют лишь 1,4 процента поверхности земли, обитают около 60 процентов всех наземных биологических видов. Решение проблем окружающей среды является неотъемлемой частью стратегии Банка, имеющей целью сокращение бедности. Помимо проведения оценок потенциального воздействия на окружающую среду и принятия мер предосторожности, в центре внимания новой стратегии находятся климатические изменения, сохранность лесных и водных ресурсов и биоразнообразия. В настоящее время общая сумма портфеля проектов Всемирного банка, в рамках которых установлены задачи охраны окружающей среды, составляет 14 млрд долл. США.

6. Всемирный банк как никогда активно взаимодействует со своими партнерами

Последние шесть лет Всемирный банк сотрудничает с широким кругом партнеров в процессе борьбы с бедностью в глобальном масштабе, например, со Всемирным фондом дикой природы с целью сохранения лесов, а также с государственным и частным секторами с целью создания Прототипного углеродного фонда, который поможет смягчить последствия глобального потепления. Кроме того, Банк сотрудничает с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) и Программой развития ООН (ПРООН), выступая спонсором широко известной Консультативной группы по международным исследованиям в области сельского хозяйства, использующей последние достижения науки для борьбы с недоеданием и сокращения бедности, улучшения питания и состояния здоровья населения и охраны окружающей среды.

Через Консультативную группу по оказанию помощи беднейшему населению (CGAP) Всемирный банк сотрудничает с донорами и международными финансовыми учреждениями с целью расширения возможностей учреждений микрофинансирования для оказания финансовых услуг беднейшим группам населения. Благодаря усилиям партнерства, созданного для борьбы с онхоцеркозом (“речной слепотой”), удалось предотвратить более 600 000 случаев этого заболевания, высвобождено 25 миллионов гектаров земли для возделывания и ежегодно от болезни излечиваются более 22 миллиона человек.

7. Всемирный банк играет ведущую роль в борьбе против коррупции в международном масштабе

Коррупция является одной из проблем, препятствующих развитию: она еще больше ухудшает положение бедного населения, лишая государственных ресурсов те группы населения, которым они более всего необходимы. Начиная с 1996 года Банк реализует 600 программ борьбы с коррупцией и инициатив по повышению эффективности управления почти в 100 странах-клиентах. Эти инициативы предусматривают принятие самых различных мер – от заполнения государственными служащими деклараций с указанием доходов, имущества и их происхождения до повышения квалификации судей и обучения журналистов методам проведения журналистских расследований. В настоящее время почти одна четверть всех новых проектов включает компоненты, имеющие отношение к государственным расходам и финансовой реформе. Еще важнее то, что приверженность Банка делу искоренения коррупции послужила стимулом к активизации поистине глобальной борьбы с этой проблемой. Всемирный банк старается полностью интегрировать меры, направленные на повышение эффективности государственного управления и борьбу с коррупцией, в процесс планирования и операционную деятельность. Кроме того, Банк твердо намерен приложить усилия к тому, чтобы исключить какие-либо возможности для коррупции в рамках финансируемых им проектов. За последние четыре года Банк установил строгие правила и процедуры закупок, принципы борьбы с коррупцией и открыл анонимную “горячую линию”, по которой можно сообщить о фактах коррупции. По состоянию на июль 2002 года, 77 фирм и физических лиц были объявлены Банком не имеющими права заключать контракты в рамках финансируемых Банком проектов.

8. Гражданское общество играет все более важную роль в деятельности Всемирного банка

Более двух третей проектов развития, утвержденных банком в прошлом финансовом году, реализуются при активном участии неправительственных организаций (НПО), а большинство стратегий содействия странам были разработаны Банком на основе консультаций с гражданским обществом. В настоящее время сотрудники Банка работают в 70 представительствах этой организации по всему миру, взаимодействуя с населением и НПО в различных областях деятельности – от образования и борьбы с ВИЧ/СПИДом до охраны окружающей среды. В Южной Азии Банк консультируется с гражданским обществом, разрабатывая стратегии гендерного развития, в странах Восточной Европы консультации с общественными организациями проводятся по вопросам оказания помощи с целью ликвидации последствий вооруженных конфликтов и повышения эффективности государственного управления, а в странах Латинской Америки обсуждаются возможности, создаваемые благодаря реформе, и социальные последствия реформы. Одним из показательных примеров участия гражданского общества в проектах Банка является Восточный Тимор, где в рамках Проекта расширения возможностей местных общин и повышения эффективности управления на местном уровне, поддерживаются избранные демократическим путем местные сельские советы, включающие молодых людей, женщин, представителей религиозных и фермерских групп и занимающиеся ремонтом дорог, обеспечением населения питьевой водой и возобновлением экономической деятельности в рамках проектов, реализуемых силами общин на местном уровне.

9. Всемирный банк помогает странам, пережившим вооруженные конфликты

В настоящее время Банк работает в 40 странах, пострадавших от вооруженных конфликтов, поддерживая международные усилия по оказанию помощи пострадавшему населению, возобновлению мирного развития и предотвращению новых вспышек насилия. При этом Банк прилагает усилия к решению целого ряда задач, таких как возобновление экономической деятельности, инвестирование средств в регионы, пострадавшие от войн, восстановление инфраструктуры, пострадавшей в результате военных действий, и придание программам адресного характера, с тем чтобы они ориентировались прежде всего на наиболее уязвимые группы населения, такие как вдовы и дети. Кроме того, Банк поддерживает усилия по разоружению, демобилизации и реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь, а также инициативы по обнаружению мин и предупреждению населения об их наличии. Среди широкомасштабных и качественно новых проектов, финансируемых Банком, следует отметить реконструкцию инфраструктуры и расширение возможностей местного населения в Афганистане, перевоспитание беспризорных детей в Демократической Республике Конго, проекты развития на местном уровне на юге Сербии, обучение новых государственных служащих в Восточном Тиморе и программы в Гаити, целью которых является достижение общественного согласия и которые реализуются с участием граждан страны.

10. Всемирный банк чутко реагирует на потребности бедного населения

Беседы с 60 000 бедных в 60 странах мира, а также опыт нашей повседневной работы, научили нас тому, что бедность – это нечто большее, чем неравенство доходов или низкие темпы общественного развития. Бедность – это когда бедное население не имеет возможности высказать свое мнение, будучи лишенным права голоса, или возможности отстаивать свои интересы, когда оно не защищено от злоупотреблений и коррупции. Бедность – это отсутствие элементарных свобод, таких как свобода действий, свобода выбора, отсутствие возможностей. Мы считаем, что к человеку, живущему в нищете, следует относиться не как к какой-то обузе, или пассиву, а как к производительному активу, который способен внести больший вклад, чем кто-либо другой, в искоренение бедности. Подход к сокращению бедности, основанный на создании более широких социально-экономических возможностей, отводит бедному населению основную роль в процессе развития и создает условия, позволяющие бедным мужчинам и женщинам становиться хозяевами своих судеб, предоставляющие им доступ к информации, позволяющие вовлечь бедное население в процесс развития и обеспечить его активное участие в этом процессе, обеспечивающие подотчетность и расширение организационно-технических возможностей на местах. В настоящее время Банк финансирует проекты развития, реализуемые силами местного населения, на которые выделено более 2,2 млрд долл. США. В Индонезии 15 000 деревень и общин составляют свои собственные предложения с целью получения финансирования на местном уровне, в то время как в Бенине женщины объединяют свои усилия, защищая леса, с тем чтобы они использовались в качестве источника дохода, а не просто как топливо.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из монографии .

Всемирный банк

Группа Всемирного банка, или Всемирный банк, ВБ (World Bank, WB), - это международная кредитно-финансовая структура, предназначенная для предоставления кредитов государствам-членам. В ее состав входят: Международный банк реконструкции и развития, МБРР (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD); Международная ассоциация развития, МАР (International Development Association, IDA); Международная финансовая корпорация, МФК (International Finance Corporation, IFC); Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA); Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes, ICSID). Первые три организации играют роль банков развития, две оставшиеся призваны стимулировать приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. Деятельность всех этих структур направляется единой стратегией, но при этом каждая из них выполняет свои специфические функции.

Международная ассоциация развития, созданная в 1960 г., например, специализируется на предоставлении кредитов наиболее бедным странам мира. Международная финансовая корпорация (1956 г.) финансирует только высокорентабельные предприятия в странах с относительно высоким уровнем развития. Одним из главных объектов кредитования является обрабатывающая промышленность. В 1990-е гг. Международная финансовая корпорация являлась главным агентом по формированию фондовых рынков в развивающихся странах. На долю Группы Всемирного банка приходится в общей сложности около 2/3 объема средств, в совокупности получаемых в виде кредитов развивающимися странами.

Формально Всемирный банк имеет статус специализированного учреждения ООН, но после некоторых трений по поводу взаимоотношений с ООH, которые имели место в начале работы Всемирного банка, банк настоял на автономии и функционирует как независимая международная организация. Международный банк реконструкции и развития представляет собой головное учреждение в структуре Всемирного банка.

Как и МВФ, он был создан на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Статьи соглашения (устав) вступили в силу 27 декабря 1945 г., а реально функционировать он начал с 25 июня 1946 г.

Примечательно, что членами и получателями кредитов МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ .

Это объясняется тем, что государства – члены Группы Всемирного банка должны проводить свою финансовую и экономическую политику, руководствуясь уставными и прочими требованиями МВФ. Членами других организаций, принадлежащих к Группе Всемирного банка, могут быть, в свою очередь, только государства – члены МБРР. Таким образом, Всемирный банк составляет с МВФ единый институт управления развитием мировой экономики и мировых финансов.

Штаб-квартира Всемирного банка расположена в Вашингтоне, недалеко от штаб-квартиры Международного валютного фонда. Официальные цели МБРР: оказание помощи в реконструкции и развитии хозяйства государств-членов путем «содействия капиталовложениям для производственных целей»; поощрение «развития производства в экономически менее развитых странах»; поощрение частных капиталовложений за границей посредством гарантирования займов, предоставляемых частными структурами, или участие в таких займах; предоставление кредитов из собственных или привлеченных средств.

Уставный капитал МБРР формируется из взносов государств-членов. Первоначально уставный капитал не превышал 10 млрд долл., в 1998 г. он составлял 190,8 млрд долл., а на 30 июня 2009 г. – уже 1574,3 млрд долл., т. е. возрос за весь период почти в 158 раз, и самый стремительный рост пришелся на 2000-е гг.

Членами организаций Группы Всемирного банка являются в МБРР – 187 государств, в МАР – 170, в МФК – 182, в МАГИ – 175, в МЦУИС – 147 государств. Таким образом, членами Группы Всемирного банка, фактически объектами управления, являются практически все страны мира. Как и в МВФ, размеры паев государств-членов не одинаковы. 15 государств - членов МБРР с наибольшими процентными долями акций представлены на рис. 6.11.

Как и в МВФ, согласно уставу для принятия наиболее принципиальных, стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров Всемирного банка. Это положение дает возможность США заблокировать принятие не устраивающих их решений.

Подавляющую часть ресурсов для предоставления займов (до 95%) Международный банк реконструкции и развития привлекает путем выпуска и размещения на мировых финансовых рынках облигаций, которые приобретаются частными банками и другими кредитно-финансовыми институтами. Облигации банка имеют наивысший рейтинг надежности. МБРР является основным заемщиком на мировых рынках капитала и самым крупным заемщиком-нерезидентом во всех странах, где продаются его ценные бумаги. Таким образом, он играет важную роль посредника в международном перераспределении ссудного капитала.

Организационная структура Всемирного банка

Высшим руководящим органом Всемирного банка является Совет управляющих, который состоит из министров финансов или руководителей центральных банков государств-членов. Его сессии, на которых принимаются наиболее важные решения, определяющие политику банка, проводятся один раз в год и проходят совместно с заседаниями Совета управляющих МВФ.

Исполнительный орган - совет директоров (директорат). Совет директоров осуществляет общее руководство Всемирным банком, включая утверждение всех займов и гарантий, а также принятие других решений, относящихся к функционированию банка. Президент Всемирного банка избирается советом директоров на пятилетний срок и может быть переизбран неограниченное число раз. Он председательствует на заседаниях директората и отвечает за руководство текущей деятельностью банка.

Всемирный банк, согласно неформальным договоренностям, постоянно возглавляет американец. На протяжении истории действия Всемирного банка его всегда возглавляли примечательные личности (табл. 6.2).

Анализ биографий президентов Всемирного банка показывает, что как минимум 8 из 11 президентов были тесно связаны с ФРС США.

Всемирный банк предоставляет кредиты двух основных видов: инвестиционные и на цели развития (первоначально они назывались кредитами для структурной перестройки). Приоритетными целями кредитов являются: приватизация, либерализация торговли, реформы образования и здравоохранения, инвестиции в объекты инфраструктуры (энергетики, транспорта, связи), а также развитие сельского хозяйства. Предоставляя такого рода кредиты, банк дает государству-заемщику рекомендации по вопросам экономической политики, предъявляет требования, которые в основном аналогичны требованиям МВФ.

При решении вопроса о предоставлении займа Всемирный банк требует от страны-заемщика предоставления обширной информации относительно состояния ее экономики и с этой целью направляет туда свои миссии. Каждый заем должен получить гарантию правительства страны. В ходе реализации проекта банк наблюдает за использованием средств и оценивает результаты осуществления проекта.

Первоначально основная цель МБРР заключалась в том, чтобы, мобилизуя частный капитал, оказать содействие восстановлению хозяйства в странах, пострадавших от Второй мировой войны. Свою деятельность банк координировал с программой «плана Маршалла». Тогда МБРР фактически не выходил за рамки проектного финансирования.

В 1980-е гг. пересматривается один из основополагающих принципов его кредитной политики - принцип предоставления ссуд почти исключительно под конкретные объекты, и вводится практика предоставления кредитов на структурную адаптацию.

То есть фактически банк переориентируется на управление экономическими реформами.

К навязываемым требованиям относятся: ослабление государственного воздействия на экономику, реформы в области государственных финансов, либерализация цен и отмена их контроля, стимулирование экспорта, опора на частный капитал в развитии экономики. Всемирный банк четко согласует свою политику и требования с МВФ. Единое начало очевидно.

Начиная с 1998 г. деятельность Всемирного банка фокусируется на развитии финансового сектора. По объему выделенных в 1998 финансовом году ресурсов он вышел на первое место. Его доля составила около 22% против 6% в предыдущем году. Проблему выхода из азиатского кризиса банк связывал, прежде всего, с развитием финансового рынка и финансовой системы. Таким же образом банк решил выходить и из глобального кризиса 2008 г. Ресурсы, вливаемые в финансовый и частный секторы, продолжают возрастать (рис. 6.12).

Получение прибыли не является основным мотивом в деятельности Всемирного банка. Однако он неизменно сводит свой баланс с прибылью. После распада Советского Союза постсоветские страны также оказались в фокусе политики Банка. Россия стала членом Всемирного банка менее 20 лет назад (в 1992 г.), однако уже является одним из крупнейших заемщиков за все время функционирования Всемирного банка (рис. 6.13).

Обращает на себя внимание, что среди десяти стран, на которые Всемирный банк потратил наибольшие ресурсы за всю свою историю, проекты, реализованные в России, были самыми дорогостоящими (табл. 6.3).

Это означает, что проекты, реализованные в России, были самыми масштабными и затратными. В 1990-е гг. на деньги Всемирного банка в России были проведены приватизация, земельная и сельскохозяйственная реформы, модернизация налоговой системы, структурная перестройка угледобывающей отрасли. Значительные суммы Всемирный банк выделил также на подготовку управленческих и финансовых кадров, развитие фондового рынка, реформу электроэнергетики. В этом смысле «успехи» экономического развития России программировались, в том числе, Всемирным банком.

Начиная с 1997 г. Всемирный банк предоставил России более 160 млн долл. на реализацию проектов в сфере образования: на «повышение» качества учебников и введение ЕГЭ.

Было выпущено около 75 новых «модернизированных» наименований учебников, общим тиражом более 20 млн экземпляров. Среди действующих проектов Всемирного банка в России: реформа здравоохранения, реформа судебной системы, реформа ЖКХ. На средства Всемирного банка также осуществляется борьба с коррупцией. То есть «успехи» социального развития России также программировались Всемирным банком.

Всемирный банк поддерживает экономические реформы только подобные перечисленным выше. Но во многих случаях они разрушительно действуют на национальные экономики и приводят к росту смертности, коррупции, преступности и пр. На примере России хорошо видно, какой урон нанесли все эти проекты основным потенциалам жизнедеятельности страны.

Существуют независимые аналитические оценки результатов деятельности Всемирного банка. За период с 1980 по 2003 г. его кредиты и гранты получили 105 государств. В результате в 39 странах валовой внутренний продукт уменьшился, в 17 - рост ВВП был минимальным (от 0 до 1%), в 33 - умеренным (1–4%). Только 12 получателей помощи смогли существенно увеличить темпы экономического развития. Еще более удручающая ситуация сложилась в Африке. Здесь деньги Всемирного банка получили 48 государств, но лишь 3 из них смогли успешно развиваться экономически, а в 23 странах был отмечен экономический спад.

Можно с уверенностью сказать, что Всемирный банк превратился в инструмент американской внешней политики.

США периодически блокируют выделение кредитов и грантов неугодным им государствам мира, поддерживают проекты, выгодные транснациональным корпорациям (90% из которых имеют «прописку» в США). Безусловно, Всемирный банк - это институт глобализации, который является одним из ключевых агентов формирования нового мирового порядка.

Таким образом, БМР, МВФ и Всемирный банк имеют общую направленность своих действий по реализации неолиберальной модели развития мировой экономики. Из чего следует, что эти международные финансово-экономические организации выполняют роль не столько регуляторов, сколько акторов проведения идеи монополярной мировой конфигурации. Не случайны поэтому и глобальные результаты подобной «регуляции».