Примерная рабочая программа по физике гутник. Квантовая физика и элементы астрофизики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средне-Кушкетская средняя общеобразовательная школа»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Руководитель____________

Фазульянова Г.В.

Протокол № ___ от

«____»____________201 5 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

Мамыкова Л М

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Никитин В В

Приказ № от августа 201 5 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИКА

для 8 класса

Составитель: Матвеев О.Н., учитель физики, I кв.категория

201 5 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ»(от 29.12.2012 № 273-Ф3) и Закона РТ «Об образовании» , Федерального базисного учебного плана (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. №1312), Устава МБОУ «Средне-Кушкетской СОШ», Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ», Положения о рабочих программах учебных предметов МБОУ «Средне-Кушкетская СОШ» (утверждено приказом директора школы от 02.09.10г.№95) и рассчитана на изучение курса в количестве 70 учебных часов из расчета 2 час в неделю, Программа соответствует федеральному компоненту государственных стандартов основного общего образования по физике(утвержден приказом Минобразования России от 05.03.04. №1089).

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Выработка компетенций:

общеобразовательных:

Умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Умения использовать элементы причинно-следственного анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, обосновывать суждения, давать определения, пытаться приводить доказательства;

Умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

Понимать роль науки, усиление взаимного влияния науки и техники, осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности учащихся в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации;

Воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.;

Овладевать умениями безопасного использования и применения полученных знаний в быту при решении практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая неоднородность класса, индивидуальные особенности и состояние здоровья детей, учитель, организуя дифференцированную работу учащихся на уроке физики, может использовать уровневый подход при отборе содержания учебного материала.

Формы текущего контроля: контрольные работы, лабораторные работы, самостоятельные работы, физические диктанты, индивидуальные задания, тесты, устные опросы.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторные и контрольные работы.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

8 класс

Тепловые явления (16 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Изменение агрегатных состояний вещества. (13 ч)

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации. Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления. (25 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления. (5 ч)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации. Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы. Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Световые явления. (8 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы. . Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Итоговое повторение (2 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро;

смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.

уметь

описывать и объяснять физические явления: диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаи-модействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инст-рументы для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов ;

осуществлять самостоятельный поиск инфор мации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки в квартире;


Список литературы

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -Дрофа, 2008.
  2. Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 3.
  3. Сборник нормативных документов. Физика./сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007 . -207 с.
  4. Лукашик В. И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике 7-11кл., изд. Просвещение, 2007г.
  5. Разрезные карточки для индивидуальной работы, изд. Учитель, Волгоград

Календарно-тематическое планирование

8 класс,2ч. в неделю, 2015-201 6 уч.год

урока

Тема урока

Дата

Проведения

Коррекция

(Примечание)

по

плану

факт.

Тема 1. Тепловые явления (16 часов)

Инструктаж по технике безопасности. Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения молекул.

2 .09

Внутренняя энергия.

8.09

Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача.

9 .09

Виды теплопередачи.Теплопроводность.

15.09

Виды теплопередачи.Конвекция.

1 6 .09

Излучение.

22.09

Повторение темы "Способы теплопередачи"

2 3 .09

Р.З."Способы теплопередачи"

29.09

Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества

30 . 09

Расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

6.10

Примеры на расчет количества теплоты необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении

7 .10

Энергия топлива.Удельная теплота сгорания топлива.

13.10

Л.р. №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

1 4 .10

Л.Р.№2 «Измерение удельной теплоемкости вещества твердого тела»

20.10

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.Повторение темы "Тепловые явления"

2 1 .10

Контрольная работа №1 "Теплопередача и работа"

27.10

Тема2 «Изменение агрегатных состояний вещества»(13ч.)

Работа над ошибками.Плавление и отвердевание тел.

Температура плавления.

10.11

Удельная теплота плавления

Графики плавления

11.11

Решение задач.

17.11

Кратковременная контрольная работа №2 "Плавление и отвердевание кристаллических тел"

18.11

Работа над ошибками. Испарение.Поглощение энергии при испарении и выделение при конденсации.

24.11

Влажность воздуха.

25.11

Кипение. Температура кипения.

Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования

1.12

Р.З."Кипение.Удельная теплота парообразования и конденсации"

2 .12

Работа газа и пара при расширении.ДВС.Паровая турбина.

8.12

КПД теплового двигателя

9.12

Р.З."Тепловые двигатели"

15.12

Р.З. "Тепловые явления" Подготовка к контрольной работе

16.12

Контрольная работа №3 « Изменение агрегатных состояний вещества" »

22.12

Тема 3. Электрические явления (25часов)

Работа над ошибками. Электризация тел. Взаимодействие за-ряженных тел. Два рода электрических зарядов.

23.12

Электроскоп.

12.01

Электрическое поле. Делимость электрического заряда.

13.01

Строение атомов.Объяснение электрических явлений.

19.01

Электрический ток. Источники тока.Кратковременная контрольная работа №4

20.01

Электрическая цепь и её составные части.

26.01

Электрический ток в металлах. Действия электрического тока

27.01

Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.

2.02

Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её раз-личных участках».

3.02

Электрическое напряжение. Вольт-метр.

9.02

Зависимость силы тока от напряжения.Электрическое сопротивление.

10.02

Закон Ома для участка цепи

16.02

Р.З. «Закон Ома для участка цепи»

17.02

Расчет сопротивления проводника.Удельное сопротивление.Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока, напряжения.

23.02

Р.З. «Расчет сопротивления проводника»Кратковременная контрольная работа №5

24.02

Реостаты.Л.Р.№5 «Регулирование силы тока реостатом.»

1.03

Последовательное соединение проводников Л.Р.№4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

2.03

Параллельное соединение проводников

8.03

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводни-ка при помощи амперметра и вольтметра».

9.03

Работа электрического тока.Мощность электрического тока.

15.03

Расчёт электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами.

16.03

Лабораторная работа №7 « Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

30.03

Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители

5.04

Повторение темы «Электрические явления»

6.04

Контрольная работа №6 «Электрические явления»

12.04

Тема 4. Электромагнитные явления (5 часов)

Работа над ошибками. Магнитное поле тока.

13.04

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.

19.04

Постоянные магниты. Магнитное поле земли Л.Р.№8

20.04

Действие магнитного поля на проводник с током.Л.Р.№9

2 6.04

Повторение темы «Электромагнитные яв-ления». Кратковременная контрольная работа №7

27.04

Тема 5. Световые явления (8часов)

Работа над ошибками.Источники света. Прямолинейное распространение света.

3.05

Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.

4.05

Преломление света.

10.05

Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой.

11.05

Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

17.05

Лабораторная работа №10«Получение изображения при помощи линзы»

18.05

Повторение темы «Световые явления»

24.05

Контрольная работа №8 «Световые явления»

25.05

Работа над ошибками. Обобщающее повторение

30.05

Итоговая контрольная работа

31.05

Обобщающее повторение

31.05

Примерные измерительные материалы для проведения

промежуточной аттестации.

Часть А

1. Внутренняя энергия свинцового тела изменится, если:

а) сильно ударить по нему молотком;

б) поднять его над землей;

в) бросить его горизонтально;

г) изменить нельзя.

2. Какой вид теплопередачи наблюдается при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

а) теплопроводность;

б) конвекция;

в) излучение.

3. Какая физическая величина обозначается буквой? и имеет размерность Дж/кг?

а) удельная теплоемкость;

4. В процессе кипения температура жидкости…

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается;

г) нет правильного ответа.

5. Если тела взаимно отталкиваются, то это значит, что они заряжены …

а) отрицательно;

б) разноименно;

в) одноименно;

г) положительно.

6. Сопротивление вычисляется по формуле:

а) R=I /U; б) R = U/I;

в) R = U*I; г) правильной формулы нет.

7. Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?

а) из северного; б) из южного;

в) из обоих полюсов; г) не выходят.

8.Если электрический заряд движется, то вокруг него существует:

а) только магнитное поле;

б) только электрическое поле;

в) и электрическое и магнитное поле;

г) никакого поля нет.

9. Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов. Чему равен угол отражения?

а) 20 градусов; б) 30 градусов;

в) 60 градусов; в) 0 градусов.

10. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?

Часть В

11. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 20° С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С?

а) 21000 Дж; б) 4200 Дж;

в) 42000 Дж; г) 2100 Дж.

12.Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение

30 секунд при силе тока 4 А?

а) 1 Дж; б) 8 Дж

в) 120 Дж; г) 480 Дж.

13. Работа, совершенная током за 600 секунд, составляет 15000 Дж. Чему равна мощность тока?

а) 15 Вт; б) 25 Вт;

в) 150 Вт. г) 250 Вт.

14. Два проводника сопротивлением R1 = 100 Ом и R2 = 100 Ом соединены параллельно. Чему равно их общее сопротивление?

а) 60 Ом; б) 250 Ом;

в) 50 Ом; г) 100.

15.Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,1 м. Оптическая сила этой линзы равна:

а) 10 дптр; б) 25 дптр;

в) 1 дптр; г) 4 дптр.

Часть С

16.Для нагревания 3 литров воды от 180 С до 1000 С в воду впускают стоградусный пар. Определите массу пара. (Удельная теплота парообразования воды 2,3 · 106 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг · °С, плотность воды 1000 кг/м3).

а) 450 кг; б) 1 кг;

в) 5 кг; г) 0,45 кг.

17.Напряжение в железном проводнике длиной 100 см и сечением 1 мм2 равно 0,3 В. Удельное сопротивление железа 0,1 Ом · мм2/м. Вычислите силу тока в стальном проводнике.
а) 10 А; б) 3 А;

в) 1 А; г) 0,3 А.

2 вариант

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста.

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный ответ.

В задании А выберите правильный ответ и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях В запишите формулу и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях С обведите кружком номер выбранного ответа, а подробное решение выполните на отдельных листах.

Часть А

1. Внутренняя энергия тел зависит от:

а) механического движения тела;

б) температуры тела;

в) формы тела;

г) объема тела.

2. Каким способом больше всего тепло от костра передается телу человека?

а) излучением;

б) конвекцией;

в) теплопроводностью;

г) всеми тремя способами одинаково.

3. Какая физическая величина обозначается буквой L и имеет размерность Дж/кг?

а) удельная теплоемкость;

б) удельная теплота сгорания топлива;

в) удельная теплота плавления;

г) удельная теплота парообразования.

4. При плавлении твёрдого тела его температура…

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) нет правильного ответа.

5. Если заряженные тела взаимно притягиваются, значит они заряжены …

а) отрицательно;

б) разноименно;

в) одноименно;

г) положительно.

6. Сила тока вычисляется по формуле:

а) I = R/U; б) I = U/R.

в) I = U*R; г) правильной формулы нет.

7. Если вокруг электрического заряда существует и электрическое и магнитное поле, то этот заряд:

а) движется;

б) неподвижен;

в) наличие магнитного и электрического полей не зависит от состояния заряда;

г) магнитное и электрическое поле не могут существовать одновременно.

8. При уменьшении силы тока в цепи электромагнита магнитное поле...
а) усилится; б) уменьшится;

в) не изменится; г) нет правильного ответа.

9. Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?

а) 60 градусов; б) 90 градусов;

в) 120 градусов; г) 0 градусов.

10.Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?

а) увеличенное, действительное, перевернутое;

б) уменьшенное, действительное, перевернутое;

в) увеличенное, мнимое, прямое;

г) уменьшенное, мнимое, прямое.

Часть В

11. Какое количество теплоты потребуется для нагревания куска меди массой 4кг от

25 о С до 50 о С? Удельная теплоемкость меди 400 Дж/кг · о С.

а) 8000 Дж; б) 4000 Дж;

в) 80000 Дж; г) 40000 Дж.

12. Определите энергию потребляемую лампочкой карманного фонарика за 120 секунд, если напряжение на ней равно 2,5 В, а сила тока 0,2 А.

а) 1 Дж; б) 6 Дж;

в) 60 Дж; г) 10 Дж.

13. Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 880 Вт.

а) 0,25 А б) 4 А;

в) 2,5 А; г) 10 А.

14. Два проводника сопротивлением R1 = 150 Ом и R2 = 100 Ом соединены последовательно. Чему равно их общее сопротивление?

а) 60 Ом; б) 250 Ом;

в) 50 Ом; г) 125 Ом.

15. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,25 м. Оптическая сила этой линзы равна:

а) 40 дптр; б) 25 дптр;

в) 1 дптр; г) 4 дптр.

Часть С

16. Сколько энергии выделится при кристаллизации и охлаждении от температуры плавления 327 С до 27 С свинцовой пластины размером 2 · 5 · 10 см? (Удельная теплота кристаллизации свинца 0,25 · 105 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 140 Дж/кг · °С, плотность свинца 11300 кг/м3).

а) 15 кДж; б) 2,5 кДж;

в) 25 кДж; г) 75 кДж.

17. Сила тока в стальном проводнике длиной 140 см и площадью поперечного сечения

0,2 мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах этого проводника? Удельное сопротивление стали 0,15 Ом мм2/м
а) 1,5 В; б) 0,5 В;

в) 0,26 В; г) 3В.

В связи с проблемами современности, с которыми приходится сталкиваться обществу, в первую очередь нашей молодежи при формировании здорового образа жизни необходимость уже в 9-х классах и даже ранее предлагать учащимся курсы по выбору именно такого плана.
Данная программа имеет интегрированный характер. Её можно рассматривать как курс, «поддерживающий» изучение основного курса физики в рамках естественнонаучного профиля, и как курс, помогающий в выборе профиля дальнейшего изучения.
Хочется отметить, что содержание программы выстроено по принципу от простого к сложному, от приобретения новых умений и навыков к их творческому применению. Программой предусмотрено выполнение практических работ, предполагающих поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач.
Программа рассчитана на 8 учебных часов (по 1 часу в неделю) и ориентировано на школьников, интересующихся физическими законами, описывающие природные явления.
Хочется отметить, что данная программа несет исследовательский характер. В ней сведена к минимуму лекционная часть, а больше времени уделяется исследованиям и опытам.
Вывод:
Рекомендую одобрить и использовать программу «Физика вокруг нас» для предпрофильного обучения в 9-х классах.

Учитель физики МОУ СОШ №13 (Метелёва О.Г.)

Пояснительная записка

Предлагаемая программа курса «Физика вокруг нас» рассчитана на 8 часов и является продолжением и расширением программного базового материала, но с точки зрения биофизики.

Цели программы:

  • создать ориентационную и мотивационную основу у девятиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля обучения в старшей школе;
  • показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;
  • сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;
  • дать учащимся возможность проявить себя.

Данная программа знакомит учащихся с приложением физики в биологии и химии, рассматриваются физические возможности человека.
Для повышения уровня знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается:

  1. Решение качественных и количественных задач.
  2. Лабораторные работы, позволяющие оценить физические характеристики человека.

Программа включает следующие разделы:

    1. Введение.
    2. Физика, атмосфера, человек.
    3. Ловкость рук. Чудо опыты.
    4. Физика и здоровье.

Форма итоговой работы: составление учащимися творческих отчетов о проделанной работе.

  1. Введение: «Физика вокруг нас». Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1 ч.
  2. Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. Практическая работа «Изобретение флюгера как одного из средств исследования атмосферы». 2 ч.
  3. Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. Практические работы «Выращивание кристаллов соли и медного купороса», «Физические эксперименты», «Волшебство в науке». 2 ч.
  4. Физика и здоровье. Физика в питании человека. Практические работы «Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека», «Расчет энергетического баланса питания человека». 3 ч.

Итого: 8 ч.

Календарно-тематическое планирование

Всего часов

Лекции

Практ.

Оборудование

Дата

Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1ч. набор физических тел
1\1 Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. Практическая работа №1. 1ч. 0,5ч 0,5ч. физические приборы
2ч.
2\1 Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. 1ч. 1ч. слайды
2\2 Изобретение различных флюгеров. Практическая работа №2. 1ч. защита модели
Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. 2ч.
3\1 Кристаллы в нашем доме. Практическая работа №3. Выращивание красталлов соли и медного купороса. 1ч. 0,5ч 0,5ч. соль, вода
3\2 Волшебство или наука. Практическая работа №4 "Физические эксперименты", практическая работа №5 "Волшебство в науке". 1ч. демонстрация опыта, фокуса
Физика и здоровье. Физика в питании человека.
4\1 Физика и здоровье. Практическая работа №6 "Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека". 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблицы
4\2 Физика в питании человека. Практическая работа №7 " Расчет энергетического баланса питания человека". Решение качественных и количественных задач на расчет баланса питания 1ч. 0,5ч 0,5ч. таблица питания
4\3 Обобщение и систематизация знаний и умений. 1ч. защита творческих отчетов
Итого 8ч.

Литература :

  1. Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, Просвещение, 1983 г.
  2. Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога», Москва, Просвещение, 1998 г.
  3. Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, «Советская кубань», 1999 г.
  4. Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
  5. Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
  6. Перельман Я.И. «Занимательная арифметика», Москва, Наука 1983 г.
  7. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, Наука, 1986 г.
  8. Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва, Наука, 1994 г.
  9. Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва, Просвещение, 1990 г.
  10. Черемошнина Л.В. «Развитие внимания детей», Ростов на Дону, Феникс, 2003 г.
С этим файлом связано 6 файл(ов). Среди них: zakljuchitelnyj_urok_po_teme_teplovye_javlenija.doc , urok_sorevnovanija.doc , konferencija.doc , javlenija_prirody.ppt , fizicheskaja_spartakiada..ppt , avtorskaja_programma_po_fizike.doc , aktivizacija_pozn_dejat.doc .
Показать все связанные файлы
Особенности углубленного изучения физики.
Программа по физике для школ с углубленным теоретическим изучением предмета включает в себя все вопросы основного курса и наиболее важные вопросы программы факультативных курсов физики повышенного уровня 8-11 классов.

Обучение в школах с углубленным изучением физики имеет две ступени: 8-9 и 10-11 классы.

Главной целью первой ступени является: углубление содержания основного курса и усиление прикладной направленности На второй ступени предусматривается углубление и некоторое расширение учебного материала , ознакомление с более широким кругом технико - технологических приложений изученных теорий, решение большого числа задач повышенной трудности и выполнение творческих заданий для самостоятельного применения полученных знаний.

Преподавание проводим по учебникам основного курса физики (“Физика-10” Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, “Физика-11” тех же авторов, “Физика-9” Кикоин И.К., Кикоин А.К.) c использованием материалов пособий для факультативных курсов (Факультативный курс физики 9, авт. О.Ф.Кабардин 1974 изд.) , а также специальных пособий для школ с углубленным изучением физики (Физика-10, под редакцией А.А.Пинского).

В наш лицей, зачисление проводится с 8 класса, но по учебному плану углубленное изучение физики не предоставляется возможным из-за недостаточности часов, поэтому углубленное изучение физики начинаем с 9 класса. В программу 10 класса включаем повторительно-обобщающий раздел,в котором излагаются необходимые сведения из курса механики (20 час).

В курсе 10 класса законы термодинамики изучаются на основе статистических представлений, вводится понятие о статистическом смысле 2 закона термодинамики ;

В курсе 11 класса реализован единый подход при изучении колебательных и волновых процессов; геометрическая оптика изучается как частный случай волновой оптики; понятие о спектре является структурирующей идеей этого курса физики- вплоть до изучения атомных и ядерных спектров и спектров элементарных частиц; в разделе «Квантовая физика» выделены четыре темы: «Световые кванты», «Физика атома», «Физика атомного ядра», «элементарные частицы».

В раздел «Световые волны и оптические приборы» включены вопросы «Фотометрии»: «световой поток», «Сила света», «Освещенность», «Законы освещенности».

Курс физики с углубленным ее изучением значительно более полно, чем основной курс, включает все фундаментальные физические теории:

При изучении классической механики большое внимание уделяется принципу относительности Галилея и его развитию в работах А.Эйнштейна, материал структурируется на основе решения прямой и обратной задач механики, использования всех трех законов сохранения в механике: законов сохранения импульса , момента импульса и энергии;

При изучении молекулярной физики учащиеся получают представления о различии между динамическими и статистическими закономерностями, о вероятности события и вероятности состояния, о флуктуации, распределении как способе задания состояния системы, знакомятся с распределениями Максвелла и Больцмана. Статистический подход является существенным и при изучении тепловых явлений и свойств вещества.

Вводится уравнение Ван-дер –Ваальса и рассматривается его связь со свойствами паров и с критическим состоянием вещества.

В теме «Электрическое поле» наряду со стандартными вопросами в школьных учебниках вводится теорема Гаусса в общем виде: для произвольной системы точечных зарядов, находящихся внутри и вне поверхности произвольной формы , что позволяет рассчитывать поля симметрично распределенных электрических зарядов (заряженная прямая нить, цилиндр, сфера, плоскость, плоский конденсатор) .

Закон Ома рассматривается как для однородного, так и для неоднородного участка цепи. Вводятся, и используется для расчета электрических цепей два правила Кирхгофа.

В теме «Магнитное поле» вводится выражение для индукции магнитного поля прямого и кругового токов, соленоида, силы Ампера и Лоренца и на этой основе изучаются действия циклотрона, поведение плазмы в установке «Токамак», а также потоков заряженных частиц из космоса в магнитном поле Земли. Детально рассматриваются магнитные свойства пара-, диа- и ферромагнетиков, доменной структуры ферромагнетиков, гистерезиса.

На примере рассмотрения действия силы Лоренца на свободные электроны в проводнике , движущемся в однородном магнитном поле вводится закон электромагнитной индукции и затем этот закон обобщается на все другие случаи и дается закон Фарадея в формулировке
.

При изложении темы «Электрический ток в различных средах» используется классическая электронная теории, но при этом отмечаются ее недостатки и какие результаты дает квантовая теория проводимости металлов. Анализируется механизм возникновения свободных носителей электрического заряда в растворах электролитов, газах, вакууме, полупроводниках.

При изучении квантовой теории особое внимание обращается на экспериментальное доказательство существования фотонов (фотоэффект, эффект Комптона, опыт Боте); рассматриваются идеи квантования, корпускулярно-волновой дуализм, сущность соотношения неопределенности.

В углубленном курсе физики более полно осуществляется знакомство с основными направлениями научно – технического прогресса. Материал с политехническим содержанием изучается отдельными блоками: «Тепловые машины», «Оптические приборы», «Физические основы электротехники».

Программа с углубленным изучением предусматривает более широкое использование математических знаний учащихся. Эта возможность обеспечена увеличением времени на изучение математики. Достаточная математическая подготовка учащихся облегчает показ индуктивного способа установления основных законов природы на основе эксперимента и дедуктивного пути получения следствий из фундаментальных теоретических положений.

В классах с углубленным изучением физики усилено внимание к рассмотрению явлений природы и охраны окружающей среды. При этом неизбежна интеграция знаний не только из различных разделов курса физики, но и других наук о природе: астрономии, химии, биологии и др.

Содержание углубленного курса физики , более полное отражение в нем фундаментальных физических теорий позволяют, в большей мере приблизится к формированию современной квантово- полевой физической картины мира, овладению идеями близкодействия и корпускулярно-волнового дуализма.

Важным моментом в формировании научного мировоззрения является четкий показ условий и границ применимости физических понятий, законов и теорий. Показ границ применимости физических законов проходит красной нитью через весь курс физики повышенного уровня, начиная от закона сложения скоростей в кинематике и кончая законами нелинейной оптики. В этой связи особое внимание уделяется изучению методологического аспекта фундаментальных физических принципов: соответствия, симметрии, относительности и сохранения.

Планирование учебного материала по физике для 9 класса.

5 часов в неделю, всего 170 часов.

Основы кинематики. (32 ч)


  1. Общие сведения о движении. Поступательное движение тел. Материальная точка.

  2. Положение тел в пространстве. Тело отсчета. Координаты тела. Система отсчета. Перемещение.
3.Проекции вектора на координатные оси и действия над ними.

4.Решение задач.

5.Прямолинейное равномерное движение. Скорость.

6. Решение задач.

7. Графическое представление движения.

8. Решение задач.

9. Относительность движения. Петлеобразное движение планет.

10-11. Решение задач.

12. Скорость при неравномерном движении.

13. Решение задач.

14. Ускорение. Равноускоренное движение.

15-16. Решение задач.

17. Перемещение при равноускоренном движении.

18-19. Решение задач.

20. Лабораторная работа «Определение ускорения тела при равноускоренном движении».

21. Решение задач.

22. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

23. Решение задач.

24. Контрольная работа «Движение тел по прямой линии».

25. Скорость при криволинейном движении. Ускорение при равномерном движении по окружности.

26. Период и частота обращения тела. Движение на вращающемся теле.

27-28. Решение задач.

29. Кинематические схемы.

30. Передаточное число.

31 . Решение задач.

32. Контрольная работа «Основы кинематики».

Основы динамики. (51 ч)

33/1. Тела и их окружение. Первый закон Ньютона.

34/2. Взаимодействие тел. Ускорение тел при их взаимодействии.

35/3. Решение задач.

36/4.Инертность тел. Масса тел.

38/6. Второй закон Ньютона.

39/7-40/8. Решение задач.

41/9. Третий закон Ньютона.

42/10. Что мы узнаем из законов Ньютона?

43/11. Решение задач.

45/13. Решение задач.

46/14. Контрольная работа «Законы Ньютона».

47/15. Закон всемирного тяготения.

48/16. Постоянная всемирного тяготения.

49/17. Решение задач.

50/18. Сила тяжести. Центр тяжести.

51/19. Решение задач.

52/20. Вес тела невесомость.

53/21. Вес тела движущегося с ускорением.

54/22-56/24. Решение задач.

57/25. Движение тела под действием силы тяжести «движение по вертикали».

58/26-59/27. Решение задач.

60/28. Движение тела под действием силы тяжести «тело брошено под углом к горизонту».

61/29-63/31. Решение задач.

64/32. Лабораторная работа «Изучение движения тела брошенного горизонтально».

65/33. Искусственные спутники Земли. 1-ая, 2-ая, 3-я космические скорости.

66/34-68/36. Решение задач.

69/37. Силы упругости. Причина деформации- движение.

70/38. Движение тел под действием силы упругости.

71/39. Лабораторная работа «Определение жесткости пружины».

72/40. Сила трения трение покоя.

73/41. Сила трения скольжения.

74/42. Лабораторная работа «Определение коэффициента трения скольжения».

75/43-76/44. Решение задач.

77/45. Движение тел под действием нескольких сил.

78/46. Решение задач.

79/47. Решение задач на движение связанных тел.

80/48. Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».

81/49-82/50. Решение задач.

83/51. Контрольная работа «Основы динамики».
Элементы статики. (8 ч).

84/1. Равновесие тел.

85/2. Момент сил.

86/3. Решение задач.

87/4. Условие равновесия твердого тела.

88/5. Решение задач.

89/6. Устойчивость тел. Виды равновесия.

90/7. Лабораторная работа «Определение центра тяжести плоских фигур».

91/8. Лабораторная работа «Выяснение условий равновесия тела под действием нескольких сил».
Вращательное движение твердых тел. (6 ч)

92/1. Угловая скорость.

93/2. Угловое ускорение.

94/3. Основное уравнение вращательного движения.

95/4. Момент инерции.

96/5. Решение задач.

97/6. Использование вращательного движения в технике.
Законы сохранения в технике. (31 ч)
98/1. Сила и импульс.

99/2. Закон сохранения импульса.

100/3. Решение задач.

101/4. Реактивное движение.

102/5. Успехи в освоении космоса. Значение работ К.Э.Циолковского для космонавтики.

103/6. Решение задач.

104/7. Момент импульса. Закон сохранения момента импульса.

105/8. Решение задач.

106/9. Механическая работа.

107/10. Работа, совершаемая силами, приложенными к телу и изменение его скорости.

108/11-109/12. Решение задач.

110/13. Работа силы тяжести.

111/14. Решение задач.

112/15. Потенциальная энергия тела на которое действует сила тяжести.

113/16. Решение задач.

114/17. Работа силы упругости.

115/18-117/20. Решение задач.

118/21. Закон сохранения полной механической энергии.

119/22. Работа силы трения и механическая энергия.

120/23. Решение задач.

121/24. Лабораторная работа «Изучение закона сохранения механической энергии».

122/25. Мощность Решение задач.

123/26. Превращение энергии и использование машин.

124/27-125/28. Решение задач.

126/29. Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли.

127/30. К.п.д. механизмов. Решение задач.

128/31. Контрольная работа «Законы сохранения импульсов и энергии».
Механические колебания и волны. (18 ч)
129/1. Механические колебания и волны. Колебания тела на пружине.

130/2. Энергия тела в колебательном движении.

131/3. Решение задач.

132/4. Геометрическая модель колебательного движения.

133/5. Решение задач.

134/6 Математический маятник.

135/7. Решение задач.

136/8. Лабораторная работа «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника».

137/9. Свободные колебания. Затухающие колебания.

138/10. Вынужденные колебания.

139/11. Что такое волна?

140/12. Два вида волн.

141/13. Звуковые волны.

142/14-144/16. Решение задач.

145/17. Механика и механизация производства.

146/18. Контрольная работа «Колебания и волны».
Лабораторный практикум (20 ч)


  1. Измерение массы тела с помощью весов и пружинного маятника.

  2. Сравнение масс взаимодействующих тел.

  3. Изучение зависимости ускорения от действующей силы и массы тела при вращении тела по окружности.

  4. Измерение ускорения свободного падения помощью вращающего диска.

  5. Исследование зависимости силы упругости от деформации растяжения на самодельном приборе.

  6. Определение коэффициента трения скольжения с использованием закона сохранения и превращения энергии.

  7. Изучение скатывания шара.

  8. Сравнение работы силы упругости с изменением кинетической энергии тела.

  9. Изучение закона сохранения импульса при упругом ударе шаров.

  10. Проверка закона сохранения импульса на самодельном приборе.

  11. Проверка закона сохранения механической энергии.

  12. Изучение колебаний пружинного маятника.

  13. Изучение явления резонанса, измерение длины звуковой волны и скорости звука в воздухе методом резонанса.

Экскурсия-(4 ч)

Объект: центральная усадьба совхоза.Электронный завод.
Планирование учебного материала по физике для 10 класса.

(в неделю по 6 часов, по каждой теме по 2 часов, всего 204 часа).

Механика (20 ч).

1/1. Основные понятия и уравнения кинематики. Решение задач.

2/2. Инвариантные и относительные величины в кинематике Решение задач.

3/3. Инерциальные системы отсчета и законы динамики. Решение задач.

4/4. Принципы относительности. Решение задач.

5/5. Неинерциальные системы отсчета. Решение задач.

6/6. Статика. Решение задач.

7/7. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела.

8/8. Закон сохранения импульса и момента импульса. Решение задач.

9/9. Закон сохранения энергии. Решение задач.

10/10. Лабораторная работа «Определение момента инерции кольца».

Контрольная работа «Механика».
Основы молекулярно- кинетической теории. (44 ч)
11/1Основные положения молекулярно кинетической теории. Размеры и масса молекул. Постоянная Авогадро.

12/2. Экспериментальное обоснование молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Опыт Перрена.

13/3. Динамические и статические закономерности. Идеальный газ в М.К.Т. Основное уравнение М.К.Т.

14/4. Тепловое равновесие. Температура. Измерение температуры. Абсолютная температура. Температура- мера средней кинетической энергии молекул.

15/5. Измерение скоростей молекул. Опыт Штерна.

16/6. Уравнение состояния идеальното газа. Изопроцессы в газах.

17/7. Реальные газы. Свойства газов и их применение. Три агрегатных состояния вещества. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

18/8. Решение задач..

19/9. Лабораторная работа «Изучение одного из изопроцессов». Контрольная работа.

20/10. Насыщенный и ненасыщенный пар. Превращение вещества.

21/11 Влажность воздуха. Точка росы. Гигрометр. Психрометр.

22/12. Свойства поверхности жидкости. Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение.

23/13. Смачивание. Капиллярные явления.

24/14. Кристаллические тела. Анизотропия кристаллов. Пространственная решетка. Симметрия кристаллов. Элементарная ячейка. Аморфные тела. Полиморфизм.

25/15. Экспериментальные методы изучения внутреннего стрения кристаллов.

26/16. Получение кристаллов и их применение. Лабораторная работа «Наблюдение роста кристаллов из раствора».

27/17. Жидкие кристаллы.

28/18. Механические свойства твердых тел. Лабораторная работа «Определение модуля упругости резины».

29/19. Применение и учет деформации в технике. Проблема создания материалов с заданными свойствами.

30/20. Решение задач.

31/21. Контрольная работа «Основы молекулярно кинетической теории».

32/22. Обобщающее занятие по теме «Основы М.К.Т.».
Основы термодинамики (16 ч).

33/1. Термодинамический метод. Внутренняя энергия и работа в термодинамике.

34/2. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

35/3. Решение задач.

36/4. Теплоемкость газов, жидкостей и твердых тел.

37/5. Необратимость тепловых процессов. 2 Закон термодинамики и его статистический смысл.

38/6. Принцип действия тепловых двигателей. К.п.д. тепловых двигателей.

39/7. Обобщающий урок. Тепловые двигатели в теплоэнергетике и транспорте. Холодильные машины. Значение теплоэнергетики в народном хозяйстве. Охрана природы.

40/8. Решение задач. Контрольная работа «Основы термодинамики».
Физический практикум (10 ч)

41-45 уроки:

1. Проверка уравнения состояния газа.

2. Определение молярной газовой постоянной.

3. Наблюдение броуновского движения.

4. Измерение поверхностного натяжения воды методом отрыва капель.

5. Исследование силы упругости при деформации тела и измерение модуля упругости стали.

6. Измерение давления газа.

Электрическое поле. (24 ч).
46/1. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

47/2. Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля. Принцип суперпозиции полей.

48/3. Решение задач.

49/4. Дискретность электрического заряда.Опыты Иоффе и Милликена. Проводники в электрическом поле.

50/5. Теория Гаусса и ее применение.

51/6. Работа электрического поля при перемещении заряда. Энергетическая характеристика электрического поля. Измерение разности потенциалов.

52/7. Потенциал электрического поля точечного заряда. Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.

53/8. Решение задач.

54/9. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

55/10. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Диэлектрическая проницаемость.

56/11. Применение диэлектриков. Электреты и сегнетоэлектрики. Пьезо эффект.

57/12. Повторительно-обобщающий урок «Электрическое поле».

Контрольная работа «Электрическое поле»
Законы постоянного тока. (16 ч).
58/1. Условия существования электрического поля. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей с последовательным и параллельным соединением проводников.

59/2. Решение задач. Лабораторная работа «Последовательное и параллельное соединение проводников».

60/3. Измерения силы тока и напряжения. Расчет шунтов к амперметрам и вольтметрам. Лабораторная работа «Регулирование силы тока и напряжения в цепях постоянного тока».

61/4. Удельное сопротивление проводника. Работа и мощность постоянного тока. Лабораторная работа «Определение удельного сопротивления проводника».

62/5. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

63/6. Решение задач. Лабораторная работа «Определение э.д.с. и внутреннего сопротивления источника тока».

64/7. Правила Кирхгофа.

65/8. Решение задач. Контрольная работа «Законы постоянного тока».
Магнитное поле (16 ч).
66/1. Магнитное взаимодействия токов.Магнитное поле токов. Магнитная индукция.

67/2. Линии магнитной индукции. Магнитный поток. Лабораторная работа «Наблюдение действия магнитного поля на ток».

68/3. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Электрические двигатели постоянного тока.

69/4. Действия магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применения Силы Лоренца.

70/5. Решение задач. Лабораторная работа «Измерение рабочих параметров электромагнитного реле».

71/6. Магнитные свойства вещества. Магнитная запись информации.

72/7. Возникновение э.д.с. при движении проводника с током в магнитном поле.

73/8. Контрольная работа «Магнитное поле».
Электромагнитная индукция. (12 ч).
74/1. Явление электромагнитной индукции. Лаборат. Работа «Изучение электромагнитной индукции».

75/2. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Вихревое электрическое поле.

76/3. Решение задач. Электродинамический микрофон.

77/4. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

78/5. Относительность электрического и магнитного полей. Понятие об электромагнитном поле. Превращение энергии мпгнитного поля. Электрический генератор постоянного тока.

79/6. Обобщающий урок: «Магнитное поле», «Электромагнитная индукция».
Электрический ток в различных средах. (28 ч).
80/1. Электрический ток в металлах. Основные положения электронной теории.

81/2. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

82/3. Электрический ток в полупроводниках.

83/4. Электрический ток через контакт полупроводников р и п- типов. Полупроводниковый диод.

84/5. Транзистор. Применение полупроводниковых приборов.

85/6. Лабораторная работа «Обнаружение зависимости сопротивления полупроводникового фоторезистора от освещения.».

86/7. Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

87/8. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Применение электролиза.

88/9. Решение задач. Лабораторная работа «Определение заряда электрона».

89/10. Электрический ток в газах. Самостоятельный разряд в газах. Виды разрядов.

90/11. Плазма. Техническое использование плазмы. М.г.д.-генераторы.

91/12. Решение задач по темам: «Законы постоянного тока», «Электрический ток в различных средах».

92/13. Решение задач.

93/14. Контрольная работа.
Физический практикум. (14Ч).

94-100 уроки.

1. Измерение емкости конденсатора с помощью гальванометра.

2. Измерение диэлектрической проницаемости.

3. Снятие вольт-амперной характеристики полупроводникового диода.

4. Повышение предела измерения амперметра.

5. Повышение предела измерения вольтметра.

6. Измерение сопротивления проводника мостовым методом.

7. Определение индуктивности катушки.

8. Определение температуры нити электрической лампы.

Экскурсия. (4 ч).

Объект: районная подстанция.

VII - IX классы

Пояснительная записка.

Данная программа составлена для изучения курса физики на повышенном уровне.

Она отражает содержание курса физики основной школы (VII-IX классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы на повышенном уровне и, включая в себя обязательный минимум содержания физического образования в основной школе, позволяет поднять качество образования на более высокий уровень.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Москва «Просвещение» 2011; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва «Просвещение» 2011.

Программа рассчитана на 381 час: 7 класс-105 часов (3 часа в неделю), 8 класс-140 часов (4 часа в неделю), 9 класс-136 часов (4 часа в неделю).

Обучение физике по данной программе предусматривает использование учебников авторов Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская Физика 7 класс, 8 класс, 9 класс. Москва «Дрофа» 2013-2014.

Целями обучения физике на данном этапе физического образования являются:

Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;

Понимание учащимися смысла основных понятий и законов физики. Взаимосвязи между ними;

Формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач :

Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

Приобретение знаний учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

Овладение учащимися такими общеучебными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Результаты освоения курса физики.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Основное содержание курса.

VII класс

(105 часов, 3 часа в неделю)

    Физика и физические методы изучения природы. (6 часов)

Что и как изучают физика и астрономия.

Физические явления. Наблюдения и эксперимент. Гипотеза. Физические величины. Единицы величин. Измерение физических величин. Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учетом абсолютной погрешности. Уменьшение погрешности измерений. Измерение малых величин. Физические законы и границы их применимости. Физика и техника. Относительная погрешность. Физическая теория. Структурные уровни материи: микромир, макромир, мегамир.

Демонстрации.

Наблюдение физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечение нити электрической лампы.

Лабораторные работы и опыты.

1. Измерение длины, объема и температуры тела.

2. Измерение размеров малых тел.

3. Определение цены деления измерительного прибора.

2. Механические явления (54 часа)

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное прямолинейное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения.

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Мгновенная скорость. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.

Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела, Измерение массы при помощи весов. Плотность вещества.

Сила. Графическое изображение сил. Измерение сил. Динамометр. Сложение сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сложение сил, направленных под углом друг к другу. Законы Ньютона.

Сила упругости. Закон Гука. Сила тяжести. Центр тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Виды сил трения.

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Золотое правило механики. Применение простых механизмов. КПД механизмов.

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра.

Демонстрации.

    Равномерное прямолинейное движение.

    Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.

    Свободное падение тел.

    Равноускоренное прямолинейное движение.

    Простые механизмы.

    Явление инерции.

    Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.

    Измерение силы по деформации пружины.

    Свойства силы трения.

    Сложение сил.

    Явление невесомости.

    Равновесие тела, имеющего ось вращения.

    Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты.

    Измерение скорости равномерного движения.

    Изучение равномерного движения.

4. Измерение массы тела.

5. Измерение плотности вещества.

6. Измерение плотности жидкости.

7. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.

9. Градуировка динамометра и измерение сил.

10. Измерение силы трения скольжения.

11. Измерение коэффициента трения скольжения.

12. Изучение условия равновесия рычага.

13. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

14.Измерение потенциальной энергии тела.

15.Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.

16. Исследование превращений механической энергии.

3. Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Механические колебания и их характеристики: амплитуда, период, частота колебаний. Источники звука.

Механические волны. Длина волны. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Отражение звука. Эхо.

Математический маятник. Период колебаний математического и пружинного маятников. Тембр.

Демонстрации.

    Наблюдение колебаний тел.

    Наблюдение механических волн.

    Световые явления (30 часов)

Источники света. Закон прямолинейного распространения света. Световые пучки и световые лучи. Образование тени и полутени. Солнечные затмения.

Отражение света. Закон отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Перископ.

Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Построение изображения, даваемого линзой. Увеличение линзы.

Оптические приборы: проекционный аппарат, фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Нормальное зрение, близорукость, дальнозоркость. Очки. Лупа.

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов. Цвета тел.

Лунные затмения.

Зеркальное и диффузное отражение. Многократное отражение. Вогнутое зеркало. Применение вогнутых зеркал.

Закон преломления света. Волоконная оптика. Формула тонкой линзы.

Демонстрации.

    Прямолинейное распространение света.

    Отражение света.

    Преломление света.

    Ход лучей в собирающей линзе.

    Получение изображений с помощью линз.

    программа Никитина А.Ф. 6-9 классы. «География» Авторская программа по географии. 6 -10 классы (И.В.Душина). «Физика » Авторская программа по физике для ...
  1. Рабочая программа по литературе для 5 9 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Рабочая программа
  2. Название учебной программы (2)

    Примерная программа

    ... программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI- VII Кл.); авторская программа по ... Примерные программы по физике для ... Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: общие положения, структура портфолио, программы ...

  3. Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош №5

    Основная образовательная программа

    А.И. Фоминцев. «Авторский учебно-методический комплекс по преподаванию основ театрального... Физика Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Научные опыты Скулкина Т.Г. 15 Модифицированная 1. Физика 8-9 классы: сборник программ ...