Информационные учебно-познавательные материалы. Методы ТГП

Наука – это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочивание объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технический, биологических и социальных систем.

Теория государства и права – это гуманитарная наука о закономерностях возникновении, развитии и функционировании государства и права, а также это наука, которая вырабатывает систему основных понятий, которыми пользуются все юридические науки.

Предмет теории государства и права (сторона объективной действительности, которая изучается ТГП):

1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (возникновение государства и права, смена их исторических типов, эволюция форм государства и права, построение органов государства и права, осуществление функций государства и права, пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения, расширение и обогащение прав личности и условия их защиты, укрепление принципов демократии, законности и правопорядка, соблюдение, исполнение, использование и применение норм права, развитие юридической науки);

2. Система основных понятий юриспруденции, которые используются всеми остальными юридическими науками.

Метод ТГП – это совокупность приемов, средств и правил, с помощью которых постигается предмет ТГП, получаются новые знания.

В зависимости от степени распространения, можно выделить следующие методы:

1. Всеобщие (философские) – это философские, мировоззренческие подходы, которые выражают наиболее универсальные принципы мышления:

Метафизика;

Диалектика (идеалистическая или материалистическая).

2. Общенаучные – это приемы и способы, которые применяются (в отличии от всеобщих) лишь на отдельных этапах:

Анализ – отделение сложного явления на отдельные части;

Синтез – это условное объединение составных частей сложного явления;

Системный поход – раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей;

Функциональный подход – выявление форм воздействия одних социальных связей на другие;

Метод социального эксперимента– проверка проекта решений.

3. Частнонаучные – методы, которые выступают следствием достижения усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук:

Социологический – получение о фактическом поведении субъектов на основе данных анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов;

Статический – получение количественных показателей;

Кибернетический;

Математический.

4. Частноправовые – это методы, которые используются только юридическими науками:

Формально-юридический – метод, в основе которого лежит исследование категорий, дефиниций, юридических конструкций, специально-юридические приемы, например, приемы толкования и законодательная техника;

Сравнительно-правовой метод – сопоставление различных правовых систем или отдельных правовых явлений.

Еще по теме Понятие, предмет и метод теории государства и права:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права
  2. 2.3. Понятийный и категорийный аппарат теории государства и права, взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества, общая характеристика современных политико-правовых доктрин
  3. 1.2 Теория государства и права в системе общественных и юридических наук
  4. § 1.2. Методы, используемые историей государства и права зарубежных стран
  5. Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права.

ТГП

ТГП

Каждая наука имеет свои предмет и метод . Предмет Метод

Сущность права и государства

Общие закономерности генезиса, происхождения права и государства

Типы и формы права и государства

Общие закономерности, принципы, механизмы развития и функционирование права и государства

Общие закономерности связи права и государства сдруг другом и иными социальными явлениями.

Метод от греческого- способ исследования.

Метод ТГП:

1. Общенаучные методы:

Системный метод- сбор первичной информации, ее обработка и выстраивание системы знаний, позволяющей классифицировать явления.

Функциональный подход - определение функций различных государственно-правовых явлений, механизмов их взаимовлияния.

Исторический – изучаемое явление рассматривается в динамике, исследуется его прошлое, прогнозируется будущее состояние

2. Обще-логические:

Анализ - разделение сложного теоретического материала о государстве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез - изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого.

Абстрагирование – использование абстрактных категории. Отвлечение идеи от ее носителя и создание обобщенных понятии.

Аналогия – изучение явления на основе опыта исследования сходного явления

3.Частно-научные- это приемы, основанные на достижениях технических, естественных и гуманитарных наук:

Формально-юридический- изучение и определение основных юридических понятии, выявлять их признаки, проводить классификацию понятий, толковать содержание правовых норм и их смысла и т. д.

Сравнительно-правовой - сопоставление нпа, правовых систем в целом, определение общих закономерностей.

Статистический - исследование государственно-правовых вопросов на основе статистической информации.

Социологический - выяснение мнения общества по вопросам государства и права (анкетирования, интервьюирования, наблюдения, тестирование, телефонные опросы и др.)

ТГП тесно взаимодействует с филосифией. Филосифия вырабатывает мировоззренческие основы ТГП и ее общую методологию. ТГП тесно взаимодействует с гуманитарными науками: социологией, психологией, политологией…, использует их методы.

Место ТГП в системе юридических наук определяется рядом обстоятельств. Общее ТГП с историко-правовыми науками (ИГП, ИППУ) в том, что они рассматривают государство и право в целом. Различие в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития ГиП конкретно- исторически. В теории же преобладают методы не только исторического, а теоретического исследования (н: логический). По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает как наука фундаментальная и обобщающая. 1)она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования ГиП 2) она исследует вопросы, общие для разных отраслевых наук (норма права, правоотношение, ответственность..) 3) она разрабатывает общие для отраслевых наук методы исследования и правовые категории (основные понятии). В то же время ТГП использует данные отраслевых наук.

Объект теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права.

ТГП – юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства

У каждой науки есть свой предмет, а объект может быть 1 у нескольких наук. Предмет- это конкретизация отдельных аспектов объекта.

Понятие объекта шире, оно охватывает явления внешнего мира, на которые распространяются познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность. Объект есть некая целостность, которая может изучаться и изучается многими науками.

Предмет же – это часть, сторона , тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые отдельной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Иными словами, предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения; это то, что наука изучает, теоретически осваивает в каком-либо объекте.

Объектом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений общественной жизни. Государство и право как объект теоретической науки – явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» и реальных государственно-правовых систем, юридическая техника правотворческой и правореализационной деятельности.

В плане их соотношения следует напомнить, что если в качестве предмета теории государства и права выступают общие закономерности возникновения, становления и развития государства и права, т. е. определенная сторона, срез или аспект государства и права, то в качестве объекта ее исследования выступают государство и право в целом.

Монархическая форма государственного правления: понятие, признаки, виды.

Государство - единая организация, суверенной политической публичной власти, которая правовыми средствами с помощью специального аппарата управления и принуждения обеспечивает организацию общественных отношений на строго определенной территории. Государство существует за счет налогов, собираемых с населения.

Внешняя форма любого государства включает сл элементы: 1) форма правления 2) форма гос устройства 3) полит режим

Форма правления – совокупность способов организации гос власти. Она характеризует порядок формирования высших ОГВ, устанавливает систему взаимоотношений между ними

Выделяют 2 основные формы правления:

1) Монрхия

2) Республика

Монархия- это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству.

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

Виды монархии:

Абсолютная монархия

Отсутствует система разделения властей, вся полнота власти сосредоточена в руках монарха

Монарх самостоятельно формирует правительство

Специальный законодательный орган отсутствует (отсутствует парламент)

Нормотворческая деятельность осуществляется от имени монарха

Монарху принадлежат высшие судебные функции

Суверенитет власти принадлежит монарху по божественному праву

Отсутствует Конституция

В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией - это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд

2) Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

2.1) Дуалистическая монархия

Власть монарха ограничена Конституцией и парламентом

Монарх полностью контролирует исполнительную ветвь власти(формирует правительство, отправляет в отставку)

В законодательной сфере за монархом м.б. зарезервирован блок вопросов, по которым он самостоятельно принимает нормативные акты

Монарх как правило обладает правом неограниченного роспуска парламента

Часть депутатов парламента может назначаться монархом

Дуалистической форма монархии сохранилась в Иордании и Марокко.

2.2) Парламентская монархия

Глава государства- правящий пожизненно монарх

Полномочия монарха при осуществлении гос власти ограничивается формально или фактически, т.е. монарх не вмешивается в систему управления, т.к. это запрещает ему Конституция или обычай

Практически полностью идентична парламентской форме республики

Король "царствует, но не правит"

Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительную власть осуществляет формально монарх, фактически правительство, глава правительства назначается формально монархом,но с учетом итогов парламентских выборов,правительство ответственно перед парламентом, право роспуска парламента есть у монарха(по рекомендации правительства) - Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия.

Президентская республика

Президент выполняет 2 функции: глава государства и глава правительства

Президент формирует правительство без участия парламента, иногда на внепартийной основе

Парламент не может отправить правительство в отставку, а президент не может распустить парламент и назначить досрочные выборы

Президент обладает очень большим объемом полномочий, как во внутр так и во внеш политике

Президент избирается на прямых выборах

Президент обладает реальным правом вета, преодолеть которое очень сложно

Парламентская республика

Правительство возглавляет премьер-министр

Президент в качестве премьера формально утверждает лидера парламентского большинства, а премьер на партийной основе формирует правительство

Премьер-министр возглавляет исп ветвь власти

Парламент выразив вотум недоверия может отправить правительство в отставку, а правительство поставив на голосовании вопрос о доверии к себе может спровоцировать роспуск парламента и преждевременные выборы (вотум- голосование)

Президент выполняет функции главы государства в соотв с пожеланиями премьера. Реальным правом вета такой резидент не обладает.

Президент выбирается как правило на косвенных выборах

При выборах президента во всех республиках действует правило: уровень легитимности пропорционален объему полномочий. Наивысший уровень легитимности обеспечивается прямыми всеобщими выборами.

Смешанная республика

Достаточно сильный президент с большими полномочиями особенно во внешней политике, но правительство возглавляет лидер парламентского большинства

Парламент обладает правом выразить недоверие правительству, а правительство может ставить вопрос о доверии себе перед парламентом

Президет избирается на всеобщих прямых выборах

Президент обладает правом вета

Президент может непосредственно руководить работой правительства, которая формируется на партийной системе.

Субъект

1)- лицо, совершившее правонарушение. Оно должно обладать таким элементом правосубъектности, как деликтоспособность с т.зр. данной отрасли права.

2) должен обладать свободй воли

3) некоторые виды правонарушений допускают к существованию коллективных субъектов.

ОПГ (организ. Преступ. Группа)- состав правонарушения, а не субъект.

Объект

1) это то, против чего направлено правонарушение, чему причиняется ущерб

2) Иногда объект может быть конкретизирован, вплоть до предмета правонарушения.Предмет правонарушения- матер, дух ценности, которым непосредственно причиняется ущерб. Н: объект кражи- отношения собственности, предмет- имущество.

3) объект правонарушении- обществ отношения, охраняемые законом.

Обьективная сторона

1) -\то внешняя характеристика деяния.вкл: обязательный компонент(Деяние, противоправность деяния, общ вредность-общ опастность-последствия, причинно-следственная связь меду противоправностью и общ вредностью-опастностью), и может включать факультативный конпонент(время, место, способ, обстановка, орудие)

Для формаоьных составов: обязательный компонет- деяние, для матер составов- обязательных компонетов 3- деяние, последствия, прич-следств связь.

Объективная сторона - это совокупность внешних признаков, характеризующих данное правонарушение, к которым относят:

~ противоправное деяние. Как элемент объективной стороны противоправное деяние может выступать в форме противоправного действия, либо бездействия. Деяние - это всегда проявление поведения человека во внешнем мире. Поэтому намерения, убеждения, мысли человека, как бы предосудительны они не были, не влекут за собой юридической ответственности, если они не были воплощены в деяниях;

~ вред, причиненный общественным отношениям (результат противоправного деяния) и обществу материального или нематериального характера. Общественно-вредные последствия противоправного деяния, которые представляют собой вредные изменения в общественных отношениях в результате совершения правонарушения;

~ причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями. означает, что из определенного противоправного деяния объективно, прямо и непосредственно следует общественно-вредное последствие.

Факультативные элементы объективной стороны - место, время, орудие, способ и обстановка совершения правонарушения.

Деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения только в том случае, если имеются все элементы его состава. Отсутствие какого-либо из признаков, образующих в своей совокупности состав правонарушения (например, вины), приводит к тому, что оно не может считаться правонарушением и не влечет за собой установленную законом ответственность.

Субъективная сторона.

1)- это внутр, психрическое отношение лица к совершенному деянию и последствиям.

2) осн компонент- вина, ост компоненты- факультативные (мотив, цель, эмоции) Мотив- чем руководствовалось лицо. Цель- к чему стремилось лицо.

Этот элемент состава правонарушения характеризует психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

1. Вина - основной элемент. Вина имеет психологическое содержание:

Интеллектуальный элемент характеризуется двумя факторами: сознанием общественно опасного характера деяния и предвидением его общественно опасных последствий;

Волевой элемент характеризует волевые процессы, протекающие в психике субъекта преступления: виновный может желать или сознательно допускать наступление общественно вредных последствий либо легкомысленно рассчитывать на их предотвращение.

Выделяют две формы вины умысел и неосторожность:

a. умысел (означает, что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и сознательно допускало их). Умысел может быть прямым и косвенным:

Прямой - способность лица предвидеть, сознательно допускать и желать наступления общественно вредных последствий от этого противоправного деяния.

Косвенный - способность лица осознавать общественно вредный характер совершаемого деяния предвидеть наступление общественно вредных последствий и сознательно допускать, но не желать их наступления.

b. неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие легкомыслия надеется их предотвратить, либо не предвидит их, хотя могло и должно было предвидеть(небрежность)).

2. Цель - это идеальное предвосхищение результата, модель противоправного результата, к достижению которого стремится виновный при совершении деяния.

3. Мотив - внутреннее осознанное побуждение, которым руководствовался правонарушитель при совершении правонарушения.

Священные тексты.

Священные книги – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В РФ такой источник не признается. А признается в мусульманских старанх, в Индии, Израиле, где священные тексты наделены высшей юр силой. Вопросы семейного, уг права решаются на оанове священных текстов, а вопросы налогового, авторского, гражд права решаются на основе законов.

Труды ученых-юристов . Юридическая (правовая) доктрина как источник права - это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Используется крайне редко, только например в странах общего права. Оказывает влияние на юр практику. В РФ не признается данный источник права.

НПА - основной вид источников права. НПА- письменный документ, который устанавливает, изменяет или прекращает действие нормы права. (- общеобязательное правило поведения, которое применяется неоднократно и не имеет персон адресата.

Нормативно-правовые акты обладают определенными отличительными признаками:

1. Нормативно-правовой акт содержит в себе нормы, затрагивающие правовой статус всех или многих субъектов-адресатов, и действует на конкретной территории, в течение определенного срока.

2. Имеет письменную форму. Нормативно-правовой акт выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты, название акта (закон, постановление), наименование органа, принявшего акт (президент, правительство), и т.д.

3. Имеет внутреннюю структуру - разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права.

4. Имеет определенный предмет регулирования (соответствующие общественные отношения).

5. Обладает юридической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта в системе нормативно-правовых актов.

6. Его выполнение обеспечивается государственным принуждением.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты - принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего - конституции страны. Например: указы президента, постановления правительства, приказы, распоряжения, инструкции и т.д.

Виды толкования.

1)по способу

Грамматическое -уяснение действительного смысла фразы, предложения, составляющего текст нормы права. (Н: ст37ч3. права на рруд как такового нет)

Логическое- уяснение смысла логически неопределенных слов и предложений (Н: уважительная причина, в больших количествах..)

Спец-юр- перевод на рус яз специальных юр терминов, установление юр контекста слов общеупотребительного языка (Н: презумпция, реституция, легитимность)

Систематическое- этот способ необходим тога, когда смысл нормы непонятен без его сопоставления со смыслом др норм.(Н: иногда н. смотреть кодекс не только общей но и особенной части.)

Историческое- иногда смысл нормы можно понять из истор контекста её принятия (Н: ст.76ч6 противоречит ст4ч2- коллизия, но разрешается ст16ч2.- это связано с историей

2) по объему

Буквальное- это когда действительный словесный смысл нормы полностью совпадают

Расширительное- словестный смысл нормы расширяется до её действительного содержания

Ограничительный- словесный смысл нормы сужается до ее действительного содержания

3) по субъектам

Субъект толкования- те лица или органы, которые дают толкование. Давать толкование могут все, нго последствия разные.

3.1)по юр значимости:

Официальные- влекут юр последствия, обязательны (нормативные- используются неоднократно и не имеют конкретного адресата, обязательны для всех (.Нормативные: аутентичное:дается тем же органом что и принял норму, легальное- дается не тем органом который принял норму, а спец-уполномоч законом органом), казуальные- характеризуются однократным использованием применительно к конкретному случаю)

Неофициальные (обыденное- дается любым человеком, профессиональное- дается юристами- профессионалами, доктринальное- дается учными- юристами)

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

Правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

Правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

Юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

На материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

Устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Правосознание как часть механизма правового воздействия не характеризуется специфическими юридическими, нормативно-регулирующими свойствами. Правосознание - это связующее звено между нормативными предписаниями, выражающими волю законодателя, и реальными общественными отношениями.

Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. При этом правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей как вместе с нормами права, наряду с ними, так иногда и вопреки им.

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.

Значение систематизации.

Систематизация НПА является тем средством, которое способствует:

Пути устранения

К прямым стратегиям VII Конгресс ООН отнес следующие:

а) уменьшение практических возможностей для совершения преступлений (т.е. устранение технических и организационных условий, способствующих деятельности преступников: охрана помещения, улучшение уличного освещения, патрулирование полицейских, использование охранной сигнализации и т.п.);

б) воспитательно-предупредительная и информационная работа с населением, в том числе с учащимися (информация о мерах по предупреждению преступности и о работе правоохранительных органов; правовое воспитание; пропагандистские мероприятия);

в) вмешательство в кризисные ситуации (от простого совета по телефону до предоставления жилья, устройства на работу, решения острых или затянувшихся конфликтов);

г) привлечение общественности к борьбе с преступностью (создание общественных и смешанных государственно-общественных органов для профилактической работы; воспитание в чужих семьях детей из неблагополучных семей; создание общественных органов для разрешения споров - типа советов старейшин или товарищеских судов; привлечение к профилактической деятельности женских и молодежных организаций);

д) оказание помощи жертвам преступлений (государственная компенсация, моральная и социальная поддержка).

Таким образом, борьба с правонарушениями включает два основных направления - предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения. Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины и условия, способствующие совершению правонарушений.

Профилактика правонарушений является основным средством их предупреждения. Профилактика правонарушений – это систематически осуществляемое целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных граждан, ведущих антиобщественный образ жизни, как в их собственных интересах, так и в интересах общества.

Целями профилактики являются:

· Ограничение влияния негативных социальных факторов, хотя и лежащих вне сферы правонарушений, но взаимосвязанных с их причинами, условиями и обстоятельствами;

· Воздействие на причины преступных проявлений, а также на условия и обстоятельства, способствующие этим проявлениям;

· Предупредительное влияние на негативные факторы непосредственного социального окружения личности, формирующие антиобщественные установки и мотивацию неправового поведения индивидов;

· Воздействие на личность, способную в силу своего антиобщественного образа жизни совершить правонарушение либо продолжать вести незаконную деятельность.

Юридическая техника: понятие, виды средств и приемы юридической техники. Требования, предъявляемые к юридическим терминам.

Юридическая техника - правило, применяемое при выработке правовых норм, издание н.а. , а так же правила, средства и приемы, формулирования и обработки индивидуальных правовых актов.

Правила юр техники часто закрепляются на уровне н.а., частично- юр практикой (в т.ч. судебной)

Виды средств юридической техники:

1) Средства юридического выражения воли законодателя:

а) нормативное построение – когда норма права выражается в виде нормы-предписания (гипотеза – диспозиция, гипотеза-санкция).

б) системное построение, когда норма выражается в виде логической нормы (гипотеза – диспозиция-санкция).

в) отраслевая типизация – каждая норма помещается в соответствующую отрасль права. 2)Средства словесно-документального изложения текста, реквизиты; структурные построения (части, параграфы, пункты); юридическая терминология, через них выражаются юридические понятия.

Виды юридических терминов :

Общеупотребляемые – машина, шапка, дом.

Специальные не юридические – эпидемия.

Специальные юридические – обвиняемый, процесс.

Приемы юридической техники.

1) По способу изложения элементов нормы: прямой – когда гипотеза, диспозиция и санкция изложены в одной статье; ссылочный – когда отдельные элементы нормы изложены в других статьях этого же закона; банкетный – когда законодатель для ознакомления отсылает к правилам, инструкциям других отраслей.

2) По степени обобщения: абстрактный – в этом случае используется обобщающая формулировка – преступление, вина; казуистический – когда последовательно перечисляются условия (случаи), при которых она действует.

Требования, предъявляемые к юридическим терминам.

Ясность и доступность языка акта

Структура акта должна быть такой, что бы гражданин мог без существенных трудностей найти нужную норму права.

Законодатель должен следить за тем, чтобы законодательство было по возможности систематизировано. Иногда может оказаться, что одно по сущемтву несложное правоотношение регулируется большим количеством нормативно-правовых актов.

Вводя закон в силу по частям, следует учитывать, как закон будет действовать без этих частей.

Право и экономика.

Есть 2 подхода:

1)Марксийский. Здесь первична экономика. Экономика- это эк базис, базисные отношения, а право- надстройка.

Сущность права – законно оформленная воля экономический господствующего класса

2)Общесоциологический: Экономика и право оказывают др на др взаимное влияние

С 1 стороны, право закрепляет тип эк отношений, а с др стороны- право может воздействовать на экономические процессы.

Экономика – совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Социальные последствия соотношения права и экономики: а) позитивные – право способствует развитию экономики тогда, когда оно соответствует историческому ходу развития общества; б) негативные – право тормозит развитие экономики тогда, когда оно противоречит объективным экономическим законам развития общества.

Основные виды систем управления экономикой: а) командно-административная – государственно-правовое регулирование экономики; б) рыночная – стихийное саморегулирование; в) смешанная – сочетаются рыночные законы с разумным государственным регулированием экономики.

Пределы государственно-правового вмешательства в экономику: а) законодательно определяются цели, задачи и принципы рыночных отношений; б) законодательно закрепляются и гарантируются все виды форм собственности; в) регламентируется законодательный порядок рассмотрения хозяйственных, гражданско-правовых и иных споров; г) запрещается монополия, недобросовестная конкуренция; д) устанавливается ответственность за правонарушения в области экономики.

Право и политика

Есть 2 подхода.

1) Марксийский: право-вторично, политика- первична

С этой т.зр. политика первична, т.к. она из всех надстроек явл наиболее близкой к явлениям базисным., т.к. экономика влияет на политику, а политика-на все надстроечные явления.

2) Общесоциологический.:Взаимный характер.

Примеры воздействия политики на право: в эпоху диктатуры пролетариата законодательно была закреплена однопартийная система, что закрепляет власть большевиков.

Примеры воздействия права на политику: изменение зкд о пол партиях в РФ в посл 10илетия способны изменить полит ландшафт.

Политика – это искусство управления государством, практика осуществления политической власти, борьба за обладание ее как совокупность взаимосвязи и взаимоотношений по поводу власти.

Основные черты политики: а) классовый характер; б) национальный характер; в) устойчивость – продолжительность существования во времени; г) адаптивность – гибкое реагирование на изменение, происходящее во внутренней и международной жизни; д) продуктивность – соотношение между запланированным и достигнутым результатом; е) легитимность – поддержка гражданами существующего политического режима, одобрение решений и деятельности системы.

Виды толкования норм права.

Право - система общеобязательных, формально-определенных, гарантированных гос-вом норм(и иных общепризнанных прав и свобод), отражающих уровень свободы общ-ва и являющихся регулятором общественных отношений между формально-определенными субъектами.

Толкование права - это деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания воли законодателя, выраженной в правоврй норме.

Виды толкования:

Официальное толкование – разъяснение нормы права, осуществляемое компитентными органами и обязательное для всех суьъектов, кто принимает данную норму права.

О.Т находит свое вырожение в специальных актах, имеющие форму документа (постановления, методические указания, инструкции), которые издаёт компитентный орган.

Виды О.Т. Нормативное толкование – официальное разъяснение, даваемое уполномоченным государственным органом на основе обобщения юридической практики применения норм права, его цель – обеспечение единообразного понимания содержания применяемях норм. Например, ръяснения Пленума Высшего Арбитражного суда, выраженнае в его постановлении.

Аутентическое толкование – это официальное разъяснение, даваемое государственным органом, непосредственно издавшим толкуемые правовые нормы. Например, разъяснение правительством изданных им постановлений.

Казуальное толкование – это официальное разъяснение, даваемое связи с рассмотрением конкретного юридичесеого дела теми органами государства, которые применяют нормы права в определенной жизненной ситуации. Например приговор суда по уголовному делу, обосновывающий применение отягчающих обстоятельств.

Понятие, предмет и метод теории государства и права. Место теории государства и права в системе юридических наук.

ТГП – юридическая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.

ТГП - наука изучающая государство и права как важнейший социальный институт предназначенные для урегулирование общественных отношений.

Каждая наука имеет свои предмет и метод . Предмет – это то, что изучается данной наукой. Метод – это совокупность приемов и специальных способов исследования предмета.

Предмет теории государства и права составляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предметом теории государства и права выступает:

Сущность права и государства

Общие черты, присущие праву и государству любого типа и любой системы

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

Предмет - те явления и процессы реального мира, кот. исследуются только одной наукой, на что направлено научное познание.

Предметом ТГП явл. наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития гос-ва и права.

Закономерности возникновения гос-ва и права раскрывают почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право.

Закономерности функционирования - показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления.

Закономерности развития гос-ва и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления.

Закономерности - это реальные устойчивые связи, кот. выражают сущность данных явлений. Они раскрывают самое главное в явлениях, их глубины и тайны. Установив такие закономерности, люди затем строят в соответствии с ними свои отношения.

Наиболее общие - те, которые характерны для каких-то относительно государственно-правовых систем.

Особенности предмета ТГП:

1) ТГП изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития;

3) Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой, существовать изолировано они не могут. С одной стороны - государство издаёт и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общ.отношений. С другой - в нормах права гос-во получает своё юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму гос.правления, структуру гос-ва, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы гос.деятельности.

Исходя из особенностей предмета данной науки можно сделать след.выводы, что ТГП явл.:

- общественной наукой , т.к. изучает такие общественные явления, как гос-во и право;

- юридической наукой , изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

- общетеоретической наукой - поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития гос-ва и права.

Метод отвечает на вопрос: «Как наука изучает свой предмет?»

Методология - совокупность методов научного познания.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Метод ТГП - совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается государство и право.

Все методы ТГП делятся на 4 группы:

1) Всеобщие методы - разрабатываются философией и используются на всем протяжении процесса познаний. Среди всеобщих методов выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, которые существовали, существуют и будут существовать независимо от воли человека) и диалектику (рассматривающую гос-во и право в их развитии).

Диалектика , как метод познания основывается на 2-ух принципах:

- пр-п развития - предполагает рассм. того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин; изменения происходят закономерно;

- пр-п всеобщей взаимосвязи - требует, чтобы явление опознавалось в развитии и взаимосвязи с др.явлениями и процессами; всё связано со всем.

Разновидностями диалектики являются:

ИДЕАЛИЗМ (объективный и субъективный);

Материалистическая диалектика.

Так, при объективном идеализме (Г.Гегель, И.Кант, И.Фихте, Ф.Шеллинг) - гос-во и право воспринимаются как продукт воли Божественных сил, мирового разума. Причинами возникновения и как сам факт существования гос-ва и права субъективный идеализм связывает с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором).

С т.зр. материалистической диалектики (Маркс, Энгельс, Ленин) - гос-во и право возникли в результате социально-экономических изменений в обществе (разделения труда, появлением частной собственности и разделением общества на классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Метафизика - требует, чтобы явления и процессы познавались в статике (теория равновесия любых тел - твердых, жидких, газообр.) и изолировано от др.процессов.

2) Общенаучные методы - (разрабатываются на отдельных этапах научного познания; метод формальной логики) - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает разделение сложного теоретического материала о гос-ве и праве на части и исследование его по частям.

Синтез , напротив, предполагает изучение государственно-правовых вопросов путем их объединения и рассмотрения как одного целого. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление и изучение всевозможных связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. Т.е. создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их действий в конкретных условиях. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.

3. Частнонаучные методы - разрабатываются в рамках определённой науки (методы психологии, статистики, социологии ит.д). К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Конкретно-социологический метод - позволяет с помощью опроса, наблюдения, анкетирования, интервьюирования и др.приемов выработать обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, улучшению правоприменительной практики и др.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели и объективные характеристики тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений.

Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие - к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции.

Кибернетический метод - это прием, позволяющий изучить гос-во и право с помощью современных технических достижений: математические модели, алгоритмы, компьютерные программы и т.д.

Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в "каждом знании столько истины, сколько математики". В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.

4. Частноправовые методы - разрабатываются в рамках юридических наук и используются только юридическими науками.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия, категории, (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.), выявить их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон права. Задача, которая при этом заключается в уяснении и объяснении действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании для целей правотворческой и правоприменительной практики.

Сравнительно-правовой метод - сопоставление законов, иных НПА правовых систем в целом, определение общих закономерностей и особенностей. Сравнивая, например, правовые системы Германии и России, мы узнаем, что между ними есть немало тождественного, но есть и определенные различия, присущие им исторически.

1. Понятие объекта и предмета юридической науки. Особенности предмета теории государства и права.

Объект любой науки - это то, что данная наука изучает. При этом
объектом научного знания является наиболее общее представление об исследуемом явлении.

Объект исследования науки — явления внешнего мира, на которые распространяются познания и практическое воздействие людей, являющиеся общими для ряда наук.

Таким образом, объектом теории государства и права
являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих явлений
общественной жизни.

Государство и право как объект теоретической науки явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.

Таким образом, в качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще».

К примеру, мы говорим древнее государство и право, государство и право современной России и т.п., предполагая при этом, что государство и право как
специфические институты общественной жизни, появившись на определенном этапе социального развития, являются его непременными атрибутами. Вместе с тем содержание этих понятий меняется в зависимости от исторического периода либо от особенностей политико-правового устройства соответствующего социума.

Предмет науки - это совокупность знаний об объекте, заданных спецификой его рассмотрения.

Так, государство и право в качестве объекта познания рассматривают все

историко-теоретические науки, вместе с тем, предметы у этих наук разные.

Предмет теории государства и права:

1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;

2) право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Говоря о предмете теории государства и права, следует выделить следующие основные элементы , его составляющие:

. понятийно-категориальный аппарат юриспруденции
(юридическая догматика).
Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные понятия и принципы, характеризующие государство и
право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и т.д.);

. основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическая техника). Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;

. основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юридическая методология). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

  1. 2. Понятие и структура методологии теории государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает
свой метод. Свой метод познания имеет и теория государства и права.

Методология (от греческих слов «метод» — пут ь к чему-либо и
«логос» — наука, учение):

1) учение о принципах построения, формах и способах научного познания;

2) система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них;

3) теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности, учение о научном методе познания.

Методология теории государства и права - комплекс
взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений.

Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1) Общенаучные методы - это средства познания, используемые
во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение
явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Использование

данного метода позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный
характер объекта изучения, а с другой, выявить различные типы связей,
характеризующие место и роль объекта в однородной системе. Например,
характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие
(понятие и признаки юридической нормы, виды норм), так и оценку внутренней структуры (норма с точки зрения единства гипотезы, диспозиции,
санкции) и, вместе с тем, ее положение в системе права (где норма рассматривается как первичный и образующий элемент).

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В
частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и
других сферах общественной жизни.

Общие логические приемы:

Анализ - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

Синтез - изучение явления путем условного объединения его составных частей;

Индукция - ход мысли от частного к общему;

Дедукция - ход мысли от общего к частному.

Данные логические приемы используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

2) Специальные методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в
сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование,
опрос населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, количество правонарушений и т.д.).

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

3) Частноправовые методы - это приемы и способы познания,
выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для
изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права это способ
уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.) Изучение правовой литературы и текстов законов, установление признаков государства и права и их классификация (кабинетный метод).

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и
права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность,
плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых
явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение,
общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в
том, что она изучает общие закономерности развития государства и права
безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы, сформулированные в курсе теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в
сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации)
государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных
идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих
противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного
насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления
их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма,
знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

  1. 3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Вопрос о познаваемости мира относится к так называемым «вечным»
вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. При этом сам процесс познания мира и систематизированные результаты этого процесса называются наукой. Все науки с определенной долей условности можно подразделить на: естественные, социальные, технические.

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия,
принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.).

К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия.

Социальные науки изучают общественные отношения, возникающие
в различных сферах жизнедеятельности общества: политика, экономика,
религия, юриспруденция. К социальным наукам относятся: социология,
политология, экономика, теология, правоведение и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы,
создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

Социальные науки, изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук (правоведение).

В рамках правоведения юридические науки делятся на три (наиболее крупные) группы: а) отраслевые науки; б) прикладные (специальные) науки; в) историко-теоретические науки.

Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право,
уголовное право и т.д.) изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе
его развития и урегулированных действующими источниками права (отраслевыми правовыми актами).

Прикладные (специальные) науки (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина) изучают обладающие юридической
значимостью (имеющие прикладное значение для юриспруденции) аспекты в целом неюридических наук (медицины, психологии и др.).

Историко-теоретические науки (история государства и
права, история политико-правовых учений, теория государства и права)
изучают наиболее общие закономерности возникновения государства и
права; теоретические представления о сущности данных явлений; методологию познания правовой реальности.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических

наук, следует иметь в виду два обстоятельства.

С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предопределяет тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений, а с другой, является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предопределяет тесную связь теории с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками.

Обстоятельством, позволяющим говорить о наиболее тесной связи
теории государства и права с такими историко-теоретическим и наукам, как
история государства и права и история политических и правовых учений,
является то, что все они изучают государство и право как целостные взаимосвязанные категории. Вместе с тем, в отличие от истории государства и
права, изучающей особенности становления и развития политико-
правовых институтов в конкретных государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории политических и правовых учений как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и
праве в политико-правовой мысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем (абстрактном)
виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или
иному мыслителю.

Связь теории государства и права с отраслевыми и специальными
(прикладными) юридическими науками носит двухсторонний, взаимный
характер. Из курса теории государства и права отраслевые и специальные
(прикладные) науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов (норма права, государственный орган, система законодательства, юридическая ответственность и т.д.). В свою очередь, из отраслевых и специальных (прикладных) дисциплин теория государства и права получает эмпирический материал, при помощи которого
подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

  1. 4. Функции теории государства и права и ее роль в подготовке современного юриста.

Функции теории государства и права - это основные
направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс.

К числу функций теории государства и права как науки
и учебной дисциплины следует отнести:

  • аналитическую;
  • эвристическую;
  • аксиологическую;
  • прогностическую;
  • онтологическую;
  • гносеологическую (познавательная);
  • идеологическую;
  • методологическую.

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных
юридических понятий и принципов (догм права).

Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием
выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

Онтологическая функция заключается в объяснении сущности и содержания государства и права, причин их возникновения, функционирования. Иногда данную функцию называют констатирующей .

Гносеологическая (познавательная) функция ТГП заключается в формулировании и объяснении государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций. Она также состоит в выработке способов, приемов познания государства и права. (Гносеология - это раздел философии, изучающий познание; теория познания).

Идеологическая функция ТГП выступает как воспитательная функция, поскольку, выражая демократическую мировоззренческую позицию, она воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права. В юридической литературе иногда воспитательную функцию ТГП выделяют в качестве самостоятельной, что в принципе не должно вызывать возражений.

Методологическая функция ТГП - это одна из ценнейших ее функций. Теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой, исходной позицией для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета.

Роль ТГП в подготовке современного юриста.

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника полиции
являются охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом,
сотрудник в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать,
какие права граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко
представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной
подготовки сотрудников ОВД заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение слов: право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и
задач, стоящих перед личным составом ОВД. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников полиции высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и
правопорядка.

Литература:

  1. Байтин М. И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. 2007. №4.
  2. Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности (Введение в теорию). Элиста, 2006.
  3. Жоль К. К. Философия и социология права: учебное пособие. М., 2005.
  4. Жуков В. Н. Философия права (теоретико-методологический аспект) // Государство и право. 2009. №3.
  5. Конев А.Н. Юридическая наука как средство модернизации правовой практики современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВд России. 2010. №2 (13).
  6. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Выпуск 1. Сборник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2006.
  7. Протасов В. Н. К вопросу о «специальной» теории государства и права // Государство и право. 2007. № 11.
  8. Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 2007.
  9. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 1: Элементный состав. М., 2000; Т.2 Логика правового исследования; Т.3 Проблемы правопонимания. М., 2004; Т.3 Современное правопонимание. М., 2009.

10. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.