Демократичные выборы, их признаки и отличительные особенности. Избирательная система

Принципы демократических выборов классифицируются по различным основаниям. Чаще всего они объединяются в две группы.

Первая группа включает принципы, определяющие права граждан как участников выборов. К ним относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательное права граждан и тайного голосования .

Вторая группапринципов относится к организации выборов . В их числе основополагающие требования к организации избирательного процесса, обеспечивающие свободу избирателей и кандидатов, альтернативность и состязательность, а также периодичность выборов, проводимых специальными независимыми органами . В эту группу принципов некоторые авторы включают и допустимость различных избирательных систем , определяющих способы голосования и подсчета голосов избирателей.

Справочно

Разделение принципов, определяющих демократичность выборов на указанные две (или более) группы, носит весьма условный характер и осуществляется преимущественно в познавательных целях. В избирательной практике содержание и требования принципов взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

Принципы, определяющие права граждан как участников выборов

Сторонники демократической традиции в политологии относят участие в выборах к числу естественных, изначально принадлежащих человеку политических прав. Это право не даруется свыше, а принадлежит каждому от природы, от рождения. Причем, это касается как активного избирательного права – права выбирать, быть избирателем, так и пассивного – избираться, участвовать в выборах в качестве кандидата. К числу таких принципов относятся:

1. Принцип всеобщности или всеобщего избирательного права. Право участия в выборах – это основное политическое право, без которого все остальные политические права не имеют смысла. Однако утверждение и применение требований, раскрывающих сущность и определяющих горизонты этого права – весьма сложный и противоречивый процесс, имеющий многовековую историю и современную динамику.

Этот принцип является ключевым для представительной демократии как народовластия. Он означает: демократическими являются только те выборы, право на участие в которых в качестве избирателя или кандидата имеют все граждане независимо от их имущественных, социальных, политических, национальных, половых, конфессиональных, профессиональных, образовательных или иных различий .

Известно ли вам, что

В Российской империи при выборах в Государственную Думу избирательным правом обладали лишь 15 процентов населения. Первой попыткой ввести принцип всеобщего избирательного права в России стало «Положение о выборах в Учредительное собрание» от 2 октября 1917 г., утвержденное Временным правительством. Этим актом был начат отсчет утверждения в России не только всеобщего, но также равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако уже в 1918 году первой советской конституцией в избирательные права граждан были введены ограничения для лиц, отнесенных к эксплуататорским классам, а также состоявших в прошлом на службе царскому режиму. Восстановлен принцип всеобщности Конституцией СССР 1936 года. В ныне действующей Конституции РФ этому принципу посвящена 32-я статья.

Конституирование, то есть провозглашение и правовое закрепление принципа всеобщности избирательного права, характерно для всех современных демократических государств. Общепринятые цензы (ограничения) распространяются лишь на 3 категории граждан. 1) На психически недееспособных (при обязательном условии, что недееспособность подтверждена решением суда). 2) На отбывающих наказание в местах лишения свободы по вступившему в силу решению суда (моральный ценз). 3) На граждан, не достигших установленного избирательным законом возраста (возрастной ценз). Впрочем, у возрастного ценза – длительная история, в которой до сих пор не поставлена точка.

Справочно

В начале ХХ века возрастной ценз в Швейцарском Союзе и Венгрии составлял 20 лет; в Англии, Франции, Италии, США – 21 год; в Пруссии, Австрии, Швеции – 24 года; в Германской империи, Бельгии, в Нидерландах, Испании и Норвегии – 25 лет; в Дании – 30 лет. Лишь после второй мировой войны наметилась тенденция к снижению возрастного ценза избирателей. В Великобритании он снижен в 1969 г., во Франции и в США – в 1970 г., в Греции – в 1982 г.

Сегодня в большинстве демократических государств возрастной ценз снимается с граждан, как правило, по достижении ими совершеннолетия (18 лет). При этом возраст для кандидатов устанавливается выше, чем для избирателей. Конкретные возрастные ограничения для кандидата определяются уровнем власти, на который он претендует. Самый высокий возрастной ценз устанавливается для высших должностей государства. Так, для президента России он составляет 35 лет, для депутатов Государственной Думы – 21 год.

Вопрос о возрастном цензе остается предметом политических дискуссий, в том числе и в России. Некоторые политические партии предлагают снизить его для избирателей с нынешних 18 до 16 и менее лет.

Общепринято, что все другие ограничения (кроме цензов недееспособности, морального, а также возрастного) ограничивают или нарушают принцип всеобщего избирательного права. Однако для повсеместного утверждения этого принципа понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков.

Справочно

В Нидерландах, например, в 1800 г. к избирательным урнам допускалось всего 12 процентов взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27, а в 1900 г. – до 63 процентов. Всеобщее право голоса здесь было введено для мужчин в 1917 г. (первой страной в истории это право для мужчин ввела Франция в 1848 г.), а для женщин – в 1919 г., т.е. позже, чем в России. Кстати, ценз для женщин оказался одним из самых «живучих». Впервые женщины получили избирательные права в 1893 г. в Новой Зеландии. В США это произошло только в 1918 г., во Франции – в 1944, в Италии – в 1945, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971, а в Лихтенштейне – лишь в 1986 г. Лишь в 50 – 60-х годах прошлого века были полностью сняты ограничения на участие в выборах чернокожих в США.

Длительную историю имеет имущественный ценз, который в отношении пассивного избирательного права не повсеместно изжит до настоящего времени. К примеру, в Сенат Канады может входить только лицо, владеющее недвижимостью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Всеобщее избирательное право, утвердившееся в индустриальных странах мира лишь после второй мировой войны, имело колоссальные политические последствия. Оно положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа, открыло новый этап в развитии демократии.

2. Принцип политического равенства участников выборов. Он предполагает соблюдение следующих демократических правил:

Равенство прав избирателей и кандидатов на обращение в избирательные комиссии и суды по поводу нарушений избирательного законодательства.

Равенство численного состава избирательных округов – кандидаты должны избираться от округов, имеющих одинаковое количество избирателей. Тем самым обеспечивается равная для всех депутатов норма представительства: каждый представляет в парламенте одинаковое количество избирателей.

Соблюдение установленной законом формулы «один избиратель – одни голос» в масштабах избирательного округа, а тем более всей страны – задача не простая, но технически выполнимая. Достаточно исключить двойное, тройное и т.д. голосование одним и тем же избирателем, чтобы требование принципа равенства в этой его части было выполнено. А любые отступления от него сравнительно легко поддаются публичному контролю через анализ списков избирателей, а также через сопоставление количества зарегистрированных и проголосовавших избирателей.

Справочно

Непросто, а подчас и невозможно «разрезать» территорию государства на избирательные округа с абсолютно одинаковым числом избирателей. Но и эта проблема технически решаема. Тем более что национальными законами, как правило, допускаются некоторые отклонения от принципа численного равенства жителей в округах. Так, в США избирательные округа могут отличаться по численности населения на 2%, в ФРГ – на одну треть, в России, в зависимости от труднодоступности районов, – от 20 до 30%.

Однако принцип равенства может быть нарушен различными политическими способами. Они сложны «в исполнении», но зато трудно поддаются идентификации и контролю. Один из таких способов имеет название – способ «избирательной географии». В основе «избирательной географии» – заведомо несправедливая нарезка избирательных округов. Территория страны «разрезается» на равнозначные по численности населения округа, но с таким расчетом, чтобы в границах большинства из них оказались преимущественно те группы избирателей, которые традиционно голосуют на выборах, скажем, за партию К . В результате, общее количество округов, традиционно голосующих за эту партию (а, следовательно, и получаемых ею мест в парламенте), оказывается больше, чем округов, в которых избиратели столь же традиционно предпочитают отдавать свои голоса другим партиям. Эти партии и оказываются парламентским меньшинством. В США этот способ нарезки округов носит имя «джерримендеринг». Оно закрепилось с тех пор, как губернатор Массачусетса по фамилии Джерри в 1812 году умудрился состряпать настолько вытянутый и изогнутый округ, что его очертания напоминали ящерицу (саламандру). Этот-то округ политические противники губернатора и назвали Gerry’s Mander (джерри-мандра).

Справочно

Считается, что политически несправедливая нарезка округов в начале прошлого века способствовала закату одной из двух крупнейших партий Великобритании – либеральной. Теперь же, благодаря исправлению окружных границ, произведенному в 70-е годы прошлого века, либералы заметно увеличили свое представительство в парламенте. В США радикальный пересмотр границ избирательных округов был проведен в 60-е годы минувшего столетия. Однако в штате Калифорния, по свидетельству западных политологов, и в 1980-е годы некоторые округа не уступали по нелепости своих очертаний «ящерице Джерри».

Еще один политический способ нарушения принципа равенства округов – куриальная система выборов. Ее суть в разделении избирателей на несколько курий-разрядов (по социальному, национальному или иным признакам) и в предоставлении избирательных преимуществ одним куриям по сравнению с другими.

Справочно

По конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г. избирательные льготы были предоставлены городам в ущерб деревням: один делегат на съезд Советов (своеобразный парламент) выдвигался от 25 тыс. городских жителей и от 125 тыс. сельских. В обратной пропорции производились выборы в дореволюционную Государственную Думу, наоборот, делавшие рабочую курию менее представительной по сравнению с крестьянской.

Куриальные выборы – явный анахронизм, который жив и поныне. В Зимбабве, например, 20 мест в парламенте зарезервировано за белыми, 80 – за африканцами, между тем как белых в стране проживает в 80 раз меньше, чем африканцев. Этот порядок был взят за образец и в современной ЮАР после отмены там режима апартеида. Требования ввести куриальную систему формирования органов власти раздаются и в современной России. Они исходят от политиков, ратующих за представительство в органах власти различных национальностей, пропорциональное численности соответствующих групп населения.

3. Принцип прямого голосования. Разница между прямыми (наиболее демократичными) и многоступенчатыми (менее демократичными) выборами состоит в том, что в первом случае избиратели голосуют непосредственно за кандидатов, тогда как во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков. Коллегия выборщиков принимает окончательное решение по конкретным кандидатам, которое может и не совпасть с общей волей избирателей.

Справочно

Многоступенчатая (через коллегию выборщиков) система практикуется при выборах президента США. Подобная же практика характерна для Израиля, Греции, Ливана, где главы государств – президенты избираются парламентами. В Индии, Италии, ФРГ и некоторых других странах президентов избирают смешанные коллегии, состоящие из депутатов парламента и депутатов выборных органов областей или субъектов федераций. Сравнительно недавно, в 1965 г., от многоступенчатых к прямым выборам своего президента перешла Франция.

Прямых, несомненно, более демократичных выборов придерживается большинство современных государств, включая Россию, в которой президент, а также главы муниципальных образований избираются прямым голосованием. Это правило не распространяется на руководителей субъектов Российской Федерации. Для них введена многоступенчатая система выборов: их избирают депутаты региональных парламентов. Показательно, что новый порядок выборов руководителей регионов вызвал поток ожесточенной критики как изнутри – со стороны политической оппозиции, так и извне, в том числе и из США. Он был оценен как противоречащее демократии «назначенчество».

Известно ли вам, что

На выборах президента США в 2000 г., когда чаша весов колебалась между двумя равновеликими кандидатами – демократом А. Гором и республиканцем Дж. Бушем, сторонники того и другого устраивали пикеты с лозунгами «Почему судьбу выборов за меня должны решать выборщики?». Получилось так, что избиратели присудили победу одному кандидату, а выборщики – другому. И хотя разница голосов не превышала доли процента, дело дошло до серьезных судебных разбирательств, а привыкшие к спокойному ритму политической жизни американцы увидели в выявившихся погрешностях признаки надвигающегося кризиса американской демократии.

4. Принцип тайного голосования . Требование тайны голосования, характерное ныне для всех цивилизованных стран мира, означает: решение избирателя не должно быть известно никому (кроме, разумеется, самого избирателя). Это предохраняет избирателей от возможных форм давления, преследований или подкупа, обеспечивая им свободу выбора.

Справочно

Термин «голосование» – очень древний. Он пришел из античной Спарты, где высший орган государственной власти (герусия) формировался народным собранием (апеллы) по результатам… выкриков. Выбранным считался тот, за кого громче всех кричали. Из античных Афин до нас дошло и понятие «урна». Именно в эту емкость древние афиняне опускали свои черные (голосование «против») или белые (голосование «за») камни – прообраз нынешних бюллетеней.

Обеспечивается тайна выборов закрытой процедурой голосования: наличием специальных закрытых от любопытных глаз кабин, анонимностью и стандартной одинаковой формой бюллетеней (или же использованием специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения), опечатыванием избирательных урн, а также строгим наказанием виновных в нарушении избирательной тайны.

Таковы основные демократические принципы, определяющие сущность и содержание права граждан избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти. Однако провозгласить и даже конституировать те или иные политические права человека легко. Труднее создать такие условия, которые бы позволяли ему беспрепятственно ими пользоваться. Одним из таких обязательных условий является соответствующая организация демократических выборов.

Принципы организации демократических выборов

На базе демократических избирательных прав граждан основываются соответствующие требования к организации выборов. Содержания некоторых из них мы уже частично касались выше. Теперь остановимся на этой группе принципов подробно.

1. Свобода выборов. Это фундаментальный, базовый принцип организации демократических выборов. Не случайно, понятия «демократические» и «свободные» применительно к выборам часто употребляются как однопорядковые.

Свобода выборов включает:

    свободу участия (или неучастия) избирателей в голосовании;

    свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов;

    свободу агитации «за» и «против» кандидатов;

Свобода выборов означает отсутствие запретов или ограничений для волеизъявления избирателей, а также для выдвижения на выборы своих кандидатур и предвыборной агитации кандидатов. Она обеспечивается исключением из избирательной практики любых форм давления на избирателей и кандидатов с целью запрещения или принуждения их к участию в выборах, ограничения прав кандидатов на предвыборную агитацию, принуждения голосовать «так, как нужно».

О каких наиболее распространенных формах давления идет речь? Это политическое давление или расправа (в т.ч. физическая) с политическими соперниками, их сторонниками, активистами и организаторами выборов. Административное – угрозы снятия с должностей руководителей, отказывающихся или не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, не желающих ставить подписи или голосовать за «нужного» кандидата и т.п. Социально-экономическое давление – прямой подкуп или угрозы, а то и реальные санкции в отношении зарплат, пенсий, пособий, льгот и т.д. Информационно-психологическое давление – запугивание избирателей, например, угрозой гражданской войны, голодом, лишением собственности, репрессиями в случае прихода к власти оппонента, систематическая подача ложной или искажённой информации и другие приемы.

Реализация принципа свободы выборов осуществляется на всех этапах избирательного процесса – от выдвижения кандидатов, составления списков избирателей, проведения агитационных кампаний, процедуры голосования до подсчета голосов. Готовность и способность политической системы общества, всех ее институтов обеспечить свободу выборов является важнейшим признаком ее демократичности.

Справочно

Требование свободы участия в голосовании игнорируется в ряде современных государств. Так, для обеспечения явки избирателей в Бельгии, Нидерландах, Австралии за неучастие в голосовании полагается штраф, а в Пакистане – даже тюремное заключение. Объясняются подобные формы принуждения нарастанием абсентеизма – уклонения граждан от участия в выборах. В современной России свобода участия (или неучастия) в выборах законом не ограничена.

2. Альтернативность и состязательность выборов. Альтернативность – одно из наиболее очевидных требований к организации демократических выборов. Само понятие «выборы» предполагает наличие выбора из различных предложений. Отсюда альтернативными называются выборы, в которых участвуют два и более кандидатов (списков политических партий). В противном случае они оказываются пустой формальностью, «выборами без выбора», когда в бюллетене для голосования избиратель обнаруживает одну фамилию кандидата или список одной политической партии. Безальтернативные выборы характерны для диктаторских политических режимов.

Альтернативность достигается законодательным установлением соответствующего правила. Так, в избирательном законодательстве Российской Федерации существует норма: в случае, если ко дню голосования не окажется зарегистрированным ни одного или останется один кандидат (партийный список), то решением избирательной комиссии выборы откладываются. Следует иметь в виду, что этой нормой нередко пользуются в своих корыстных интересах кандидаты-аутсайдеры. Для того чтобы не допустить победы лидера, они снимают свои кандидатуры с предвыборной гонки накануне дня голосования, срывая тем самым выборы.

Альтернативность предполагает и состязательность или – конкурентность выборов как обязательный признак их демократичности. Открытые, публичные дискуссии, сопоставления аргументов и предвыборных программ кандидатов помогают избирателям делать осознанный выбор. Состязательность имеет и негативную сторону. Она открывает возможности для изобретения и использования так называемых «грязных» избирательных технологий, основанных на клевете, подтасовывании фактов, оскорбительных выпадах в адрес конкурентов, призванных ввести избирателей в заблуждение. Используемые при этом методы известны всем, в том числе самым стабильным демократиям, а тем более – молодым и неокрепшим, включая российскую.

Перед законодателями и организаторами выборов всегда стоит непростая задача: заключить состязательность на выборах в цивилизованные рамки. Для этого используются жесткие нормы избирательного законодательства, совершенствуются механизмы их реализации, предпринимаются меры по повышению политической культуры граждан, внедрению в избирательный процесс принципов морали и нравственности. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции наряду с законодательными ограничениями призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам.

3. Равенство финансовых и информационных возможностей кандидатов (политических партий). Особое значение для демократических выборов имеет требование равенства возможностей, согласно которому все кандидаты (партии) должны иметь равные финансовые и информационные ресурсы для проведения своих избирательных кампаний . Обеспечивается такое равенство предоставлением кандидатам равных долей бесплатного эфирного времени и печатных площадей в государственных СМИ; установлением одинакового для всех кандидатов максимального уровня расходов на проведение ими своих избирательных кампаний; ограничением размера взносов юридических и физических лиц в избирательные фонды партий и кандидатов и т.п. При этом все выступления в СМИ подвергаются мониторингу, а денежные поступления и расходы строжайше контролируются избирательными комиссиями и публикуются в открытой печати.

Несмотря на жесткие требования избирательного законодательства и предпринимаемые организационные меры по реализации на практике принципа равенства возможностей, он относится к числу наиболее часто нарушаемых на выборах различных уровней. Для приобретения информационных, финансовых и иных преимуществ над соперниками одни кандидаты нередко используют «административный ресурс», другие – «черную бухгалтерию», третьи – подметные (т.е. нелегальные) издания агитационной продукции и т.п. Все это искажает демократический характер выборов, а также может сказываться на их результатах и судьбе самой демократии в стране.

4. Периодичность выборов. Очередные выборы должны обязательно проводиться через строго определенные интервалы времени. Демократические выборы утрачивают свои функции, если решение об их проведении будет зависеть от произвола отдельных лиц. Поэтому отмены и переносы выборов не допускаются.

Периодичность выборов – необходимое и обязательное условие их демократичности. Ее назначение – препятствовать нелегитимному продлению сроков обладания властными полномочиями, быть одним из важнейших охранительных рубежей на пути возможной эволюции демократии к авторитаризму. Периодичность служит и утверждению самой демократии, ее институтов. Американский политолог С. Хантингтон даже вывел формулу: институты представительной демократии укореняются на новой почве и обретают прочность только в результате «испытания двойной сменой», т.е. правительство должно дважды поменяться в результате всенародного волеизъявления.

Справочно

Единой нормы для интервалов между очередными выборами не существует. Их периодичность определяется национальными законами. В разных государствах она колеблется для депутатов законодательных органов власти (парламентов) от 2 до 5 лет, для глав государств (президентов) – от 4 до 7 лет. На действующих президентов в США, России и некоторых других стран распространяется еще одно ограничение: для продления своих полномочий они могут участвовать в очередных выборах только один раз. Это делается для того, чтобы ограничить пребывание одного человека в должности главы государства не более чем двумя сроками подряд. При этом, например, в США избрание на должность президента одного и того же человека (не важно, на один или два срока подряд) допускается только один раз в его жизни.

5. Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов , т.е. избирательных комиссий . Выборы – это всегда конфликтная ситуация, бескомпромиссная политическая борьба, в эпицентре которой неизменно оказываются избирательные комиссии. Это объясняет принципиальную значимость их политической «равноудаленности» и правовой независимости от всех и каждого участников избирательного процесса и, прежде всего, – от государства. Поэтому независимость избирательных комиссий от государственной или, какой бы то ни было иной власти (например, партийной, экономической, криминальной и т.д.), кроме власти закона, является одним из основополагающих принципов организации демократических выборов.

Чем достигается независимость избирательных комиссий (на примере современной российской избирательной системы)?

    Законодательным установлением особого политико-правового статуса избирательных комиссий. В условиях демократических выборов – это «государственно-общественная структура, высшие органы которой являются государственными органами, а нижестоящие являются общественными образованиями». Таким образом, избирательные комиссии не входят ни в одну из ветвей государственной власти (и, соответственно, не подчинены им), равно как и не в один из институтов гражданского общества, оставаясь де-юре независимыми и полновластными в рамках предписанных избирательным законом полномочий.

    Демократическим порядком формирования комиссий: в их состав делегируются представители всех основных заинтересованных участников избирательного процесса (государства, политических партий, общественных организаций), а также члены комиссий с совещательным голосом и наблюдатели от участвующих в выборах кандидатов и политических партий.

    Выстраиванием независимой «вертикали избирательной власти» сверху донизу – от центральной до участковых избирательных комиссий. Своеобразие этой власти в том, что она ограничена одной единственной функцией – обеспечить соблюдение требований избирательного закона исключительно по процедурным вопросам. Что же касается решений, принимаемых избирательными комиссиями (например, по регистрации кандидатов, результатам голосования и т.д.), то их не вправе диктовать или изменять ни одна из ветвей государственной власти или политических партий. Возникающие разногласия разрешаются только судом.

    Коллегиальностью принятия решений комиссиями всех уровней путем открытого голосования.

Реализация перечисленных правил – задача весьма сложная. Обеспечить абсолютную независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, удается крайне редко. Ограждение избирательных комиссий от влияния государственных и муниципальных органов власти, равно как и институтов гражданского общества, включая политические партии, финансово-экономические группы, общественные организации, криминальные структуры, – одна из актуальнейших проблем.

Таковы основные принципы демократических выборов. Их утверждение в избирательной практике различных государств имеет свою историю и свои особенности, что не умаляет их фундаментального значения для демократии. Иное дело – встречающиеся случаи подмены демократических принципов выборов «политической целесообразностью» или иными субъективными соображениями, которые представляют угрозу основам народовластия.

Выводы

1. Социальная ценность выборов в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения и самоорганизации граждан, обеспечивающих им политическую автономию и реальную возможность быть источником государственной власти.

2. Важно отличать недемократические выборы от выборов демократических. Первые широко эксплуатируются современными авторитарными диктаторскими режимами в качестве одного из вспомогательных средств собственного самосохранения и выполняют соответствующие функции. Демократические выборы – единственный легитимный политический инструмент становления, воспроизводства и развития представительного народовластия. В странах с устоявшимися демократическими традициями – это центральное звено политического устройства государственной власти, конституционная основа общественного строя, необходимое условие демократии.

3. Демократические выборы могут отвечать своему социальному назначению только в том случае, если они базируются на соответствующих их природе принципах. Первостепенное значение для демократии имеют принципы, определяющие избирательные права граждан. Среди них – всеобщность участия и равенство всех участников выборов, прямое и тайное голосование. Не менее важную роль выполняют принципы организации выборов, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан. В их числе – свобода, альтернативность, состязательность и конкурентность выборов, их обязательная периодичность и регулярность, равенство возможностей кандидатов, а также особый независимый политико-правовой статус избирательных комиссий. К этой же группе принципов относят и возможность использования на выборах различных избирательных систем (подробно об избирательных системах см. лекцию № 10 настоящего курса).

4. Утверждение в избирательной практике принципов демократических выборов – длительный исторический процесс. Главным двигателем этого процесса является борьба народов за право быть полновластными хозяевами собственной жизни. Он подвержен влиянию политического опыта и традиций, особенностей национальных культур и укладов жизни народов различных континентов и государств. Свои отличительные особенности и свою историю имеет этот процесс и в России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение политического участия.

1. Назовите основные формы политического участия граждан и дайте характеристику их типов.

3. Дайте определение и охарактеризуйте особенности выборов среди других известных вам способов приобретения государственной власти.

4. Какие функции выполняют выборы в условиях демократии и авторитаризма?

5. Как бы вы объяснили отличие демократических выборов от не демократических?

6. Назовите и охарактеризуйте демократические принципы избирательных прав граждан.

7. Назовите и охарактеризуйте демократические принципы организации выборов.

9. В избирательное законодательство Российской Федерации в последние годы внесен ряд важных изменений. Дайте политическую оценку отмене порога явки избирателей на выборы и введению двухступенчатой системы выборов для руководителей субъектов федерации.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

ПЛАН 1.Формы политического участия. 2.Значение выборов в. демократическом обществе. 3.Основы избирательного права. 4. Абсентеизм, его причины и опасность. (выполнить самостоятельно в виде сообщения).

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти Основные формы Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями Ст. 33 КРФ Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений Ст. 30 КРФ Участие граждан в выборах Ст. 32 КРФ Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации) Ст. 31 КРФ

Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы. Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу. – массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера. Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами. Шествие Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

2.Значение выборов в демократическом обществе.

Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии. Выборы: Представляют основную форму участия граждан в управлении государством; Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей; Это эффективный способ политического просвещения народа; Это «барометр» общественного мнения

3.Основы избирательного права.

П Р Е З И Д Е Н Т О Р Г А Н Ы В Л А С Т И Федеральные (Гос. Думу) Субъектов федерации Местные а)Кого мы выбираем?

Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса Конституция Российской Федерации Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ» Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральный закон «О выборах Президента РФ» Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»

Избирательное право Избирательное право Избирательные права Нормы правовых актов, граждан регулирующих выборы Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Активное право право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления Пассивное право Право быть избранным

Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право. Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос. Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.

Тайное голосование. Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего. Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли. + Добровольность и периодичность выборов.

Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами: Оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. Возрастной, избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет В Российской Федерации: избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста; с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы; с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы; С 30 лет – главой администрации субъекта РФ; с 35 – Президентом страны.

Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах. Права избирателя: 1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания; 2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку; 3) право участвовать в формировании избирательных комиссий; 4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей; 5) право выдвижения кандидатов; 6) право вести агитацию за участие в выборах; 7) право принимать участие в формировании избирательных фондов; 8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка; 9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.

Основные стадии избирательного процесса 1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей) (выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)

2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов. Право выдвижения кандидатов имеют: Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.

3. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)

4. Голосование и подведение итогов выборов (подсчет голосов, объявление результатов выборов, их публикация) В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.

Какие избирательные системы существуют? В чем их преимущества и недостатки?

Мажоритарная система Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника). Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов. Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.

Пропорциональная система. Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий. Недостатки: может применяться только в многомандатных округах

Пропорционально- мажоритарная система. Одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, другая часть депутатов избирается на основе пропорциональной системы, по партийным спискам.


1. Функции выборов в современных демократических государствах


Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.

Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.

При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.

Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.

Основные функции выборов

1)Обеспечение легитимности органов власти;

)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);

)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;

)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;

)Активизация политической социализации личности и политического участия.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

Из других ограничений избирательного права сохранились:

)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;

)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;

)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.

Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.

В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.


. Избирательная система


Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:

)Мажоритарная;

)Пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:

1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:

а) Простота и ясность;

б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;

в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.

Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и

а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);

б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.

Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.

2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)

Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.

Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:

1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;

)Слабая связь между депутатами и избирателями;

)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;

)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.

Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.

Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.

А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.

В России приблизительно так же, как в Германии.


. Порядок проведения выборов и референдумов


В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:

)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;

)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.

Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .

Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).

Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.

Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.

При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.

Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.

Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.

В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.

Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.

Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.

Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .

Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):

)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум

)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.

Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.

Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).

Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.

Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.

Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.

Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.

Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:

)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;

)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;

)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.

Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.

Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.