Способы тактических действий при проведении специальных операций. Особенности проведения специальных операций сотрудниками органов внутренних дел Основы специальных операций проводимых мвд

Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД России. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск а в некоторых случаях федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.

Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам».

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, ВВ и УИС.

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

Задержания особо опасных и вооруженных преступников; пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

Освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

Разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

1.2.Группировка сил и средств, создаваемая решением руководителя Специальной операции.

Для проведения специальной операции создается группировка сил и средств, которая может состоять из групп: оцепления, блокирования, обеспечения дорожного движения, разведки, документирования действий лиц, захвативших заложников, ведения переговоров, разграждения (проделывания проходов), захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), ликвидации угрозы взрыва, применения специальных средств, пожаротушения и аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, фильтрации, следственно-оперативной, связи, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации.

Силы и средства внутренних войск, включаются в состав групп оцепления, применения специальных средств и связи. Силы и средства воинских частей по охране важных государственных объектов и обеспечение специальных грузов, кроме того, могут включаться в группу блокирования.

Силы и средства воинских частей (подразделений) включаются в состав основной группы блокирования, групп оцепления, прикрытия и снайперов.

При участии в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте воинские части (подразделения) внутренних войск могут привлекаться к:

Оказанию помощи органам внутренних дел в локализации очагов массовых беспорядков;

Несению патрульно-постовой службы;

Усилению охраны (охране) зданий органов государственной власти, государственных банков, радио-, телевизионных и телефонно-телеграфных станций, других важных объектов, и мест компактного проживаний военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

Охране фильтрационных пунктов;

Конвоированию, задержанных;

Оказанию помощи органам внутренних дел в рассредоточении толпы, вытеснении их из района операции, задержании организаторов и активных участников массовых беспорядков;

Участию в разграждение завалов и других препятствий.

При участии в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах силы и средства внутренних войск могут включаться в группы: оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, блокирования, применения специальных средств, разграждения, разведки, связи, тылового и технического обеспечения, маневренные и в резерв.

Из состава органов внутренних дел дополнительно могут создаваться группы: изъятия, оперативного информирования, организации дорожного движения, пожаротушения, документирования противоправных действий следственно-оперативная, организационно-аналитическая и фильтрационный пункт.

Подразделение составляет один из элементов группировки сил и средств (боевого порядка) или действует в нескольких. Крупные элементы группировки сил и средств могут состоять из нескольких подразделений. Если для проведения специальной операции создается несколько одинаковых элементов группировки сил и средств (боевого порядка), то они нумеруются, например: группа изъятия N 1, группа изъятия N 2 и т. д.

Заблаговременно, в соответствии с задачами части при чрезвычайных обстоятельствах, в плане действий части при 40 определяются районы проведения специальной операции, замысел на применение войсковых сил и средств, в специальной операции, задачи подразделениям (элементам группировки сил и средств или боевого порядка). В соответствии с планом проводится подготовка подразделений, органов управления, создание, хранение и обновление запасов материальных средств.

С получением задачи на действия в специальной операции проводится непосредственная подготовка части (подразделения). Она включает: организацию действий войск, в специальной операции (принятие или уточнение решения, постановку задач, рекогносцировку, организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления, планирование действий войсковых сил и средств в операции); подготовку части к выполнению поставленных задач; практическую работу командира части (подразделения), его заместителей, офицеров управления в подчиненных подразделениях и другие мероприятия.

Порядок работы командира по организации действий войск определяется сложившейся обстановкой наличием времени, а также порядком работы руководителя специальной операции и его указаниями,

В условиях высокой вероятности применения преступниками против личного состава, участвующего в специальной операции, огнестрельного оружия, в замысле дополнительно определяется состав огневых групп и порядок применения оружия ими.

В зависимости от условий, в которых проводится специальная операция, командир может дополнительно определить в замысле маршруты выдвижения подразделений в район ее проведения, исходное положение и порядок его занятия.

Организуя войсковые действия в специальной операции, по обезвреживанию преступников, захвативших заложников, командир дополнительно определяет в замысле способы обмана преступников,

Решение, принятое по карте (плану, схеме), командир обязан уточнить на местности. С той целью он проводит рекогносцировку, на которую привлекает командиров подразделений и офицеров из состава вспомогательного пункта управления. В зависимости от условий обстановки и метода работы руководителя операции командир части и его подчиненные могут принимать участие в рекогносцировке, проводимой руководителем операции.

На рекогносцировке командир части (подразделения) Изучает местность в районе предстоящих действий, определяет ее влияние на выполнение поставленной задачи и уточняет:

Маршруты выдвижения, рубежи блокирования (оцепления), исходные рубежи;

Направление действий, объекты, участки, направления сосредоточения основных усилий;

Района (места) размещения элементов группировки сил и средств (боевого порядка);

Характер массовых беспорядков, места создания их участниками заграждений, способы и порядок проделывания проходов в них;

Возможности по применению боевой и специальной техники, оружия и специальных средств;

Место развертывания вспомогательного пункта управления и направление его перемещения в ходе специальной операции, и другие вопросы.

При проведении рекогносцировки принимаются меры к сохранению в тайне замысла и сроков проведения специальной операции, а также к обеспечению надежного охранения. Рекогносцировка может не проводиться в случаях, когда команда; и его подчиненные принимают участие в рекогносцировке, проводимой руководителем операции, а также когда по условиям обстановки в ходе ее проведения преступниками может быть выявлен замысел действий или нет достаточного времени на ее проведение.

При постановке задач подразделениям, командир части указывает:

Группе поиска: состав, задачу; направление (полосу) и темп поиска; направление (объект, район) сосредоточения основных усилий; исходный рубеж и время его занятия; уравнительные рубежи; конечный рубеж (рубеж встречи), время выхода и порядок действий на них; порядок действий поисковых групп при обнаружении преступников; мероприятия; по обеспечению стыков и флангов, кто ответственный за них; время готовности: командира;

Группе блокирования (заслонам): состав, рубеж блокирования и время его занятия; направление сосредоточения основных усилий; задачу и порядок действий при обнаружении преступников, при прорыве их через рубеж блокирования; порядок обеспечения стыков и кто ответственный за них; командира группы;

Группе окружения: состав, задачу; рубеж окружения; направление сосредоточения основных усилий; командира группы;

Группе оцепления: состав и задачу, какую иметь боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты, и активной обороны; рубеж оцепления и время его занятия; плотность оцепления; командира группы;

Группе захвата: состав и задачу, какую иметь боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение и время его занятия; порядок действий по захвату преступников; время готовности; командира группы;

Группе рассредоточения: состав, какую иметь боевую и специальную технику, вооружение, средства индивидуальной защиты и активной обороны; построение группы; исходное положение и время его занятия; рубежи и время выхода на них; задачу, последовательность и порядок ее выполнения; время готовности; командира группы;

Группе охраны: состав караулов, какие объекты и к какому времени принять под охрану и оборону; способы и срок несения службы; командира группы (начальников караулов);

Группе изъятия: состав, какое иметь вооружение, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение и время его занятия; задачу и порядок ее выполнения; время готовности; командира группы;

Группе патрулирования: состав, какое иметь вооружение, боевую технику и транспортные средства, средства индивидуальной защиты и активной обороны; задачу и маршруты (места) несения службы: районы (участки) сосредоточения основных усилий; время начала патрулирования; командира группы;

Другим элементам группировки сил и средств (боевого порядка) и резерву: состав, какое иметь вооружение, боевую и другую технику, средства индивидуальной защиты и активной обороны; исходное положение (район расположения) и время его занятия; задачу; время готовности к действиям; командира.

Общее планирование специальной операции осуществляется централизованно объединенным оперативным штабом. В части (подразделении) осуществляется детальное планирование применения сил и средств.

В части (подразделении) разрабатываются: решение командира на действия войск, в специальной операции на карте (плане, схеме) с краткой пояснительной запиской и приказ, а при наличии времени и распоряжения по видам обеспечения.

Непосредственная подготовка части (подразделения) к выполнению поставленных задач включает: подготовку подразделений к действиям в составе элементов группировки сил и средств (боевого порядка); подготовку вооружения, боевой и другой техники, специальных средств, средств индивидуальной защиты и активной обороны к применению; проведение занятий и тренировок с личным составом; инструктаж личного состава по мерам безопасности и другие мероприятия. В зависимости от условий обстановки и наличия времени отдельные мероприятия подготовки могут не проводиться.

Перед началом специальной операции элементы группировки сил и средств (боевого порядка) занимают исходное положение. Оно выбирается таким образом, чтобы обеспечить своевременное начало действий всеми ее подразделениями, а также безопасность личного состава от воздействий преступников (участников беспорядков).

Операция начинается в точно установленное время - "Ч", в которое подвижные элементы группировки сил и средств (боевого порядка) приступают к выполнению поставленных им задач.

Введение

В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. Для успешного достижения поставленной цели в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотруд­ников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь, эта цифра возрастает до 1000 человек. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до несколько сотен в год. Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных ор­ганов и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть, целенаправленному уменьшению тако­го риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. Таким образом, обучение сотрудников органов внутренних дел тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

1.Особенности соблюдения мер личной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций.

1.1 Основы специальной операции

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск

МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности,

применяют различные, на основании законов и подзаконных актов,

приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций,

в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и

средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно

внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные

операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями

особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства

органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на

преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника,

специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их

применения специальные операции заслуживают отдельного исследования

в теории и практике правоохранительной деятельности.

Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных

обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются

одним из организационно-тактических способов экстренного

массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск

и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Специальные операции осуществляются на основе законов

Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих

деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы,

распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность

руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли

руководителей специальной операции, организация совместных действий

сил органов внутренних дел и внутренних войск.__

1.2 Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах

министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином

подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и

служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных

источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане

специальные операции могут характеризоваться определенными

понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений

действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов

деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является

привлечение сравнительно большого количества различных по составу,

подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск,

федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда

мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной

территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях

носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных,

разведывательных, контрразведывательных, предупредительных

мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых

привлекаемыми силами по единому плану при централизованном

управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,

пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации

террористического характера, а также иного криминального характера, не

связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг

разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого

знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и

действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных

групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных

производственных аварий.

действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого

порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного

чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте,

районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и

здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному,

общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям,

обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных

действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств,

по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс

мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя

специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить

частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и

поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут

эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия

(одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо

опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с

места совершения преступления, бежавших из мест содержания под

стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных

дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация

бандитских формирований, пресечение деятельности преступных

сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов,

боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию

важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под

стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными

(морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий,

проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и

конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности,

которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых

действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого

порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов

внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные

действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и

необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к

проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная

операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции,

2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане специальные операции могут характеризоваться определенными специфическими категориями (понятиями). При этом под категориями понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск, федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных, разведывательных, контрразведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения, пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации террористического характера, а также иного криминального характера, не связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.


Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;


Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции, 2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Получение задачи от старшего начальника включает:

Принятие решения на операцию;

Планирование операции;

Организация взаимодействия;


Организация боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовка подразделений и сосредоточение сил и средств в районе предстоящих действий.

Этап. «Ведение операции»

Начинается с занятия элементами боевого порядка исходящих рубежей по установленному сигналу;

Каждый вид операции имеет свою строго определенную последовательность:

а) при захвате воздушного судна – в целях введения преступников в заблуждение и оказания на них психологического влияния – после чего преступники задерживаются или ликвидируются;

б) при нахождении преступника в укрытии – используется фактор внезапности;

в) в условиях активного сопротивления – операция осуществляется с оказанием на них психологического воздействия, т.е. с обращением к преступникам о немедленной сдаче, объявлением о применении против них оружия и спецсредств.

Этап. «Завершение операции»

Осмотр района операции;

Сбор подразделений;

Проверка личного состава, материальной части;

Подведение итогов;

Составление схемы боевых действий;

Подготовка донесений об окончании операции;

Разбор операции.

Для ведения боевых действий в специальной операции используются войсковые силы, в состав которых входят подразделения и части внутренних войск, специальные моторизированные части милиции, подразделения специального назначения, личный состав уголовного розыска, отделы борьбы с экономическими преступлениями (БЭП), работники исправительно-трудовых учреждений (ИТУ), подразделения противопожарной службы, сводные подразделения, временно сформированные из сотрудников различных органов и учреждений внутренних дел, а также учебных заведений.

По согласованию с местными органами власти и руководителями соответствующих министерств и ведомств, к действиям в специальных операциях могут привлекаться добровольные народные дружины, актов населения, подразделения Российской Армии, пограничных войск и Федеральная Служба Безопасности (ФСБ).


Состав (категории и виды) необходимых сил и средств определяется, исходя из характера предстоящих в операции действий (например, для захвата, оперативно-розыскных и следственных действий, конвоирования, применения специальных средств, лишения преступников возможности вести прицельный огонь и т.д.). Их количество определяется с учетом размера территории (объекта) проведения операции, количества преступников, возможного ущерба и т.д.

В специальных операциях войсковые силы используют оружие и боевую технику, стоящую на вооружении, средства защиты личного состава и принудительного воздействия.

Специальная операция может производиться на открытой местности, в лесу, в горах, населенном пункте, отдельном строении и т.д., в разное время суток и года, при различной погоде. Естественно, что эти факторы окажут существенное влияние на организацию и характер боевых действий при ведении операции.

Организация операции начинается с момента получения задачи от старшего оперативного начальника и включает:

Принятие решения на операции;

Планирование операции;

Организацию взаимодействия;

Организацию боевого и материально-технического обеспечения;

Подготовку подразделений и сосредоточение сил, средств в районе предстоящих действий.

В процессе принятия решения операции, при необходимости, по отдельным вопросам, начальник заслушивает подчиненных, проводит рекогносцировку, изучает и анализирует предшествующий опыт проведения подобных операции.

В решении руководитель операции определяет:

Замысел операции

Задачи подчиненных

Порядок взаимодействия

Организацию управления

Всестороннее обеспечение

На основании решения руководителя операции, разрабатываются различные оперативно-боевые документы. К ним относятся:

План операции

Боевой приказ

План сосредоточения подразделения в районе операции

План связи


Рабочая карта (схема) руководителя операции

Таблица сигналов взаимодействия и взаимного опознания.

План операции является основным планируемым документом. Он составляется текстуально или графически на карте (схеме), подписывается руководителем операции и утверждается старшим оперативным начальником, принявшим решение на проведение операции.

План состоит из следующих разделов:

Силы и средства, привлекаемые к операции

Организация взаимодействия

Режимные мероприятия в районе операции

Организация управления и связи

Всестороннее обеспечение боевых действий

Успех операции во многом зависит от взаимодействия сил и средств, участвующих в операции, которое организуется внутри подразделений, с соседями, по месту, времени и достижению цели. Наиболее тщательно должны быть согласованы действия подразделений в ночное время и в условиях ограниченной видимости. Взаимодействие, организованное руководителем подразделения в пункте дислокации, по прибытии в район операции подразделений уточняется. Все изменения, дополнения, сделанные на местности, наносятся на карту.

Большое значение в специализации операции имеет подготовка личного состава. Подготовка включает:

Подбор и экипировку личного состава

Подготовку оружия, боеприпасов, снаряжения, обмундирования, продовольствия, транспорта, средств

Связи, специальных средств, служебных собак

Инструктаж личного состава.

При наличии времени и если позволяет оперативная обстановка, могут проводиться тренировки на местности, приближенной к той, на которой будут осуществляться операции. Сосредоточение сил и средств в районе проведения операции осуществляется скрытно, преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, по заранее определенным маршрутам. Исходные позиции (рубеж блокирования, место расположения) занимаются, как правило, с ходу. При невозможности подъезда к исходным позициям на автомобилях, назначается район спешивания, из которого группы без задержки выдвигаются пешим порядком на предназначенные им позиции. Независимо от способа передвижения, личный состав должен прибыть в назначенный район своевременно и в полной боевой готовности.


Все этапы подготовки и проведения специальной операции плавно вытекают один из другого. Нельзя отдавать явные приоритеты, какой- либо из стадий операций, нельзя недооценивать работу каждой группы, задействованной на всех стадиях специальной операции.

Состав группировки сил и средств, привлекаемых к подготовке проведению специальных

Привлечение сил и средств органов внутренних дел, находящихся в непосредственном подчинении, осуществляется при возникновении обстоятельств, обоснованно требующих проведения специальной операции и оформляется приказом начальника органа внутренних дел, в компетенцию которого входит необходимость реагирования на конкретное чрезвычайное обстоятельство. Силы и средства соседних и взаимодействующих органов внутренних дел (территориальных, на транспорте и т.п.) привлекаются на основе предварительно разработанных планов взаимодействия, силы и средства оперативных резервов используются только по решению старших оперативных начальников, в подчинении которых находятся эти силы и средства.

Подбор сотрудников и военнослужащих для участия в специальных операциях осуществляется начальниками органов внутренних дел и командирами соединений (частей) внутренних войск.

Состав группировки сил, привлекаемых к проведению специальных операций по чрезвычайным происшествиям:

Оперативный штаб (группа управления) (ОШ; Г Упр)

Связи (Г Со)

Разведки (РГ)

Взаимодействие со средствами массовой информации (ГВСМИ)

Ведения переговоров (ГВП)

Следственно-оперативная (СОГ)

Документирования (Г Док)

Поисковая (ПГ)

Экспертно-криминалистическая (ЭКГ)

Оцепления (Г Оц)

Блокирования (Г Блок)

Эвакуации (Г Эвак)

Разграждения (Г Разгр)

Рассредоточения (Г РСр)

Применения специальных средств (Г ПрС С)

Прикрытия (Г Пр)


Захвата (изъятия) (ГЗ или Гиз)

Конвоирования (сопровождения) (Г Конв или Г Сопр)

Разбирательства с задержанными (Г Ра)

Охраны объектов (Г Охр)

Патрулирования (Г Патр)

Регулирования дорожного движения (Г РД)

Пожаротушения и первоочередных спасательных работ (Г ПС)

Ликвидации угрозы взрывов (Г Лув)

Тылового обеспечения (ГТ)

Материально-технического обеспечения (ГМТО)

Медицинского обеспечения (ГМО)

Организации помощи пострадавшим (ГОПП)

Резерва (РЗ).

По выполняемым задачам эти группы можно объединить в более крупные группы:

ГРУППЫ УПРАВЛЕНИЯ предназначены для подготовки, организации выполнения решений руководителя операции (ОШ) и контроля за выполнением принятых решений и ходом специальной операции в целом, организации и контроля мероприятий по завершению операции;

ГРУППЫодин пробелОБЕСПЕЧЕНИЯодин пробелРЕЖИМНЫХодин пробелОГРАНИЧЕНИЙ

предназначены для изоляции района операции с целью недопущения в него и эвакуации из него посторонних граждан, ограничения действий противника, воспрещения его доступа к особо важным объектам и районам, а также создания благоприятных условий для проведения операции;

ГРУППЫ ДЛЯ СИЛОВЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для подавления сопротивления, задержания или ликвидации преступников силой оружия;

ГРУППЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ предназначены для фиксации, выявления и закрепления следов преступления и их предварительного исследования;

ГРУППЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ предназначены для боевого, тылового и технического обеспечения формирований при проведении специальных операций;

РЕЗЕРВ предназначен для решения внезапно возникающих задач.

К средствам, применяемым в специальных операциях относятся:

Оружие и специальные средства;


Оперативная криминалистическая, специальная техника; Средства связи;

Автотранспортные средства; Служебно-розыскные собаки; Боевая и специальная техника;

Специальные средства и средства инженерного вооружения МВД России.

Численность и состав групп, привлекаемых к действиям при возникновении ЧС определяется начальником

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их применения специальные операции заслуживают отдельного исследования в теории и практике правоохранительной деятельности.

Работа ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств требует знание вопросов по основам организации и ведению специальных операций, повышенной мобилизации личного состава, создания надежной системы управления всеми силами и средствами, задействованными в проведении операции.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ ОВД ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬЯТВАХ

На современном этапе когда преступники обладают современным вооружением, специальными средствами и прекрасно технически оснащены, вопросы подготовки к проведению специальных операций и организация алгоритма их проведения ставиться на первое место.

Планирование придает деятельности органов внутренних дел целенаправленный характер, способствует своевременности решения наиболее сложных и актуальных задач, определяет пути и средства достижения цели, создает условия наиболее эффективного и полного использования сил, средств и времени, возможность своевременного маневра силами и средствами, дает возможность более четкого взаимодействия различных служб и ведомств.

Основы планирования действий органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах и в военной время

Основные принципы планирования:

законность; научность; системность;

целенаправленность и непрерывность.

Главная задача планирования заключается в распределении сил и средств по месту, времени, эффективном и согласованном их применении для достижении конечной цели.

Основными задачами планирования можно считать:

1. сокращение сроков приведения сил и средств в различные степени боевой готовности;

2. совершенствование подготовки личного состава к действиям в различных условиях обстановки;

3. повышение реальности планируемых мероприятий;

4. достижение более четкой организации по всестороннему обеспечению действий сил;

5. выработке мероприятий по более эффективному использованию сил и средств для выполнения поставленных задач.


Требования предъявляемые к планированию

Планы разрабатываются в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России, образовательных учреждениях МВД России, горрайлинорганах внутренних дел.

Планы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:

разрабатываются в соответствии с нормативными актами и учетом выполняемых задач;

подписываются начальником штабного подразделения (или подразделения, выполняющего его функции);

согласовываются с руководителями оперативных штабов в субъектах РФ, командирами соединений (воинских частей) внутренних войск и в части их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) ВС РФ России, других войск и воинских формирований, руководителями федеральных органов исполнительной власти или их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

утверждаются соответствующими руководителями ОВД.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО:

разрабатываются в соответствии с положениями настоящего Наставления на основании плана МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, в части, их касающейся;

подписываются начальником органа внутренних дел; согласовываются с командирами воинских частей внутренних войск

и в части, их касающейся представляются на согласование с командирами соединений (воинских частей) Минобороны России, других войск и воинских формирований, руководителями территориальных органов государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Планы горрайлинорганов, а также подразделений, непосредственно подчиненных ОВДРО, утверждаются руководителями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО.

Расчёты сил и средств, привлекаемых к действиям при ЧО, по направлениям деятельности в установленные сроки представляются в структурные подразделения центрального аппарата МВД России.

В управлениях материально-технического снабжения МВД России обобщаются расчеты по тыловому и техническому обеспечению сил и средств МВД, ГУВД, УВД УВДТ (ОВДТ), ОВДРО, соединений (воинских частей) внутренних войск, принимаются меры по своевременному


выделению и пополнению оперативных запасов материальных средств (в пределах установленных норм положенности), необходимых для выполнения задач при ЧО.

Порядок применения внутренних войск при ЧО определяется главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

Разработка Плана организуется лично руководителем МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, (ОВДТ) ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, горрайлиноргана внутренних дел.

Организация работы по разработке плана осуществляется на основании приказа руководителя ОВД. В приказе указывается состав группы разработки, порядок работы и сроки предоставления Плана для утверждения.

Перед утверждением Плана осуществляется его изучение заместителями соответствующего руководителя, начальниками управлений (отделов, отделений) и структурных подразделений с последующим заслушиванием их докладов и докладов руководителей подчиненных органов внутренних дел (командиров, начальников) с обоснованием принятых решений и произведенных расчетов. При отсутствии недостатков План утверждается и вступает в силу. При наличии значительных недостатков организуется его доработка.

План согласовывается с руководителями (командирами) всех взаимодействующих органов, другими заинтересованными лицами и докладывается на утверждение. Запрещается подписывать и утверждать план лицам, исполняющим (временно исполняющим) обязанности тех руководителей (командиров, начальников), кому это право предоставлено нормативно-правовыми актами, за исключением случаев исполнения обязанностей по вакантной должности.

Выписки из Плана вышестоящих органов внутренних дел направляются подчиненным органам внутренних дел и образовательным учреждениям МВД России в части, их касающейся, а также в подразделения органов внутренних дел самостоятельно не разрабатывающие План действий и в соединения и воинские части внутренних войск.

В выписке указывается:

Задачи, к выполнению которых привлекается орган внутренних дел, соединение, воинская часть, военно-учебные заведения внутренних войск;

Привлекаемые силы и средства и их состав и численность; Задачи на которых необходимо сосредоточить основные усилия;

Порядок обеспечения действий органов внутренних дел и приданных


Организации взаимодействия, управления и связи.

Корректировка планов осуществляется:

после издания новых нормативных правовых актов МВД России по действиям при ЧО;

при изменении организационно-штатной структуры, табеля положенности вооружения, техники и материальных средств в горрайлинорганах, воинских частях, образовательных учреждениях;

при резких изменениях оперативной обстановки;

при изменении маршрутов выдвижения, мест дислокации пунктов управления, органов внутренних дел, воинских частей, учреждений, складов, баз снабжения материальными средствами;

после выявления недостатков в ходе инспектирования, контрольных проверок, комплексных и целевых выездов, штабных тренировок, командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений.

Во всех случаях в листе корректировки плана делается отметка в связи с чем внесены изменения с указанием даты, должности и фамилии исполнителя.

Уточнение планов в полном объеме производится на специальных занятиях (штабных тренировках) под руководством руководителя органа внутренних дел, для чего планом основных организационных мероприятий МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД ОВДРО, образовательного учреждения МВД России, планом работы горрайлиноргана предусматривается необходимое время.

За состояние плана и его хранение отвечает руководитель штабного подразделения, который определяет порядок пользования им. План действий при ЧО хранится, как правило, в помещении дежурной части в сейфе для секретных документов.

Разработка планов проводится заблаговременно, на основе реальной обстановки которая может сложиться на обслуживаемой территории, с использованием современных методов научного прогнозирования. Планирование осуществляется на каждом уровне управления системы МВД России под непосредственным руководством основного руководителя. К разработке привлекаются круг должностных лиц соответствующего органа.

Документы планов выполняются текстуально и графически с приложением к ним необходимых расчетных данных, которые отражают сведения о состоянии реальной и прогнозируемой обстановки.

Степень детализации документов плана определяется руководителем органа внутренних дел, исходя и масштаба и характера решаемых задач.

Все планы по своему содержанию должны быть предельно четкими, краткими, наглядными, по формату и оформлению - удобными для работы


водин пробелполевыходин пробелусловиях.один пробелМероприятия,один пробелкоторыеодин пробелвозможноодин пробелвыразить графически, следует отрабатывать на картах и схемах.

Разработка планов осуществляется на основе приказов и директив Министра внутренних дел России, в которых определены конкретные задачи возложенные на органы внутренних дел и внутренние войска при чрезвычайных обстоятельствах и в военное время.

Разработке специальных планов предшествует тщательное изучение соответствующих приказов, директив и указаний, исходных данных, оперативной обстановки и оценка имеющихся сил и средств для выполнения поставленных задач. Основой для разработки планов является решение руководителя органа внутренних дел, которое принимается после уяснения характера и объема возложенных на орган внутренних дел задач в особых условиях.

Для оценки обстановки, выработки решения и формирования документов плана осуществляется сбор, анализ и обобщение исходных данных, отражающих оперативную обстановку на обслуживаемой территории, ее возможные изменения связанные с конкретными обстоятельствами, готовится прогноз возможной остановки и ее развития анализируется накопленный опыт, осуществляется выработка вариантов решений начальника ОВД об использовании сил и средств, вопросы всестороннего обеспечения, порядок управления силами и средствами и их взаимодействия.

Исходные данные добываются посредством изучения, прогнозирования оперативной обстановки, а также получения (истребования) от других органов управления внутренних дел, МЧС, ФСБ, МО, государственного управления и других взаимодействующих учреждений и ведомств.

Для планирования необходимо иметь такие исходные данные: задачи возложенные на ОВД в условиях чрезвычайных обстоятельств и в военное время; характеристика ОВД (территория, численность, оснащенность, морально-психологическое состояние личного состава), вероятная обстановка; климатические и метеорологические условия; данные о местности, населении, оперативная обстановка на территории; потенциально опасные объекты и их характеристика; охраняемые объекты; зоны возможных землетрясений и наводнений; возможные зоны заражения (загрязнения) и другие необходимые данные.

Разработку плана условно можно разбить на три этапа:

Первый этап носит подготовительный характер - создание рабочей группы, сбор, обобщение и оценка исходных данных, которые могут влиять на деятельность ОВД, географическую, экологическую, санитарно-


эпидемиологическую характеристику региона, демографические данные о составе населения, силы и средства ОВД и взаимодействующих органов, наличие и состояние транспорта, технических средств, средств защиты и других материальных ресурсов, используемых в интересах ОВД, систему управления в республике, крае, области, районе, городе и т.д.

Второй этап - связан с практической разработкой и оформлением документов плана.

Третий этап - согласование разделов плана между собой и с планами вышестоящих органов управления, доработка, утверждение и доведение плана до исполнителей.

Планы подписываются начальниками штабного подразделения и утверждаются руководителем соответствующего органа внутренних дел. После утверждения специальные планы приобретают юридическую силу и предусмотренные в нем мероприятия становятся обязательными для исполнения всеми должностными лицами. В целях обеспечения постоянной боевой готовности сил и средств разработанные планы должны своевременно корректироваться.

Сроки корректировки устанавливаются соответствующими приказами для каждого вида плана, а также по мере необходимости:

Количествоодин пробелэкземпляроводин пробелодин пробелпланов,один пробелстепеньодин пробелиходин пробелсекретности определяется приказами, так например количество планов ГО на военное время должно быть по числу пунктов управления и дублирующих органов. Знаяодин пробелглавные задачи вопросов планирования, алгоритм проведения этапов специальной операцииодин пробелпозволит сократить сроки подготовки и проведенияодин пробелспециальныходин пробелоперацийодин пробелизбежатьодин пробелпотерьодин пробелодин пробелсредиодин пробелличного

состава, вооружения и техники.

Разработанный заблаговременно план будет являться основой для принятия руководителем оперативного штаба решения на проведение специальной операции.

Особенности разработки планов на военное время

Перед государством в военное время, встанет сложная задача не только в отражении массированного воздействия всех видов вооружения, но и противодействие силам специального назначения противника в глубоком тылу страны. Чтобы защитить объекты тыла и тыл страны в целом, создается система военных и общегосударственных мероприятий. В эту систему мероприятий входят такие понятия как гражданская оборона и территориальная оборона.

Гражданская оборона - это система общегосударственных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время, в целях защиты


населения и народного хозяйства государства от последствий крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения.

Территориальная оборона - это составная часть военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также установления и поддержания режима военного (осадного) положения.

Для выполнения задач органами внутренних дел в военное время разрабатывается целый комплекс планирующих документов. Особенности разработки некоторых из них будут рассмотрены в данном вопросе.

План гражданской обороны объекта и ГРОВД на военное время определяет организацию и порядок перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, обеспечения жизнедеятельности сотрудников объекта и членов их семей в условиях ведения гражданской обороны в начальный период войны и в военное время.

План ГО объекта и ГРОВД на военное время состоит из текстовой части и приложений.

Текстовая часть плана включает три раздела:

1. Оценка ожидаемой обстановки после нападения противника.

2. Выполнение мероприятий гражданской обороны при их планомерном проведении,

3. Выполнение мероприятий гражданской обороны при внезапном нападении противника.

К текстовой части плана ГО объекта разрабатываются формы документов в виде приложений, основными из которых являются:

1. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта на военное время.

2. План мероприятий по защите сотрудников, рабочих и служащих и организации спасательных и других неотложных работ.

3. Расчет укрытия сотрудников, рабочих и служащих в защитных сооружениях на объекте.

4. Расчет на проведение эвакомероприятий.

5. Состав сил и средств гражданской обороны объекта.

6. Расчет обеспеченности сотрудников, рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты

7. Схема управления, связи, оповещения объекта (в рабочее и не рабочее время).


8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в военное время.

Дополнительно могут разрабатываться различные справочные документы.

Для выполнении задач территориальной обороны органами внутренних дел и внутренних войск разрабатывается план участия органов внутренних дел и внутренних войск в выполнении задач территориальной обороны.

Такой план разрабатывается на карте с пояснительной запиской на основе выписки из плана территориальной обороны военного округа.

На карте отображается:

Пункты постоянной дислокации, районы расположения (дислокации) органов внутренних дел, частей внутренних войск.

Пункты постоянной дислокации, районы расположения частей Вооруженных Сил.

Охраняемые органами внутренних дел, частями внутренних войск объекты.

Места расположения (дислокации) федеральной службы безопасности.

Станции (аэропорты, порты, пристани) погрузки (разгрузки), маршруты выдвижения к ним.

Расположение объектов атомной энергетики, объектов с ядерными установками, химически опасных промышленных объектов.

Возможные районы (объекты, направления) действий диверсионно- разведывательных групп противника.

В пояснительной записке указываются расчеты сил и средств органов внутренних, частей внутренних войск, взаимодействующих органов в выполнении задач территориальной обороны.

План подписывается руководителем органа внутренних дел и согласуется:

В МВД (УВД,) республики (края), с военным округом. В УВД области, с областными военными комиссариатами.

В зонах (районах) территориальной обороны к планированию привлекаются полномочные представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности и территориальных органов внутренних дел, а также представители соединений, воинских частей и учреждений, от которых и в интересах которых выделяются силы и средства для ведения территориальной обороны.


Вообще, под специальной операцией понимается комплекс мероприятий профилактического, разведывательного, оперативного характера, следственно-криминалистических, режимных и силовых действий, осуществляемых по единому замыслу, под единым руководством, в заранее установленном месте и в согласованное время.

Специальная операция может включать в себя следующие мероприятия: по блокированию, по оцеплению, по поиску, силовые, психологическое воздействие и эвакуация. Каждое из этих мероприятий в той или иной степени проводится и при задержании вооруженных преступников в общественных местах, но с особенностями для данного вида специальной операции. От степени подготовки каждого мероприятия зависит общий успех, и именно здесь решающую роль будут играть действия руководителя. Поэтому мы считаем необходимым обратить внимание на подготовительный этап операции и дать некоторые разъяснения.

Независимо от места задержания вооруженных преступников руководитель специальной операции организует:

1) блокирование места задержания вооруженных преступников;

2) оперативно-розыскные мероприятия;

3) режимные мероприятия в районе задержания вооруженных преступников в целях удаления из этого района граждан, которые оказались в месте задержания вооруженных преступников в силу случайного стечения обстоятельств, и для создания благоприятных условий для задержания;

4) усиление охраны общественного порядка и охраны важных и особо важных объектов в блокированном районе;

5) расчет сил и средств, необходимых для проведения специальной операции по задержанию вооруженных преступников;

6) создание групп захвата, прикрытия, блокирования, резерва и др.;

7) создание групп обеспечения (тылового, медицинского и др.);

8) разведка: предварительная (рекогносцировка местности) и непосредственная(обыск места задержания);

9) ориентировочную оценку ситуаций психологического и физического противоборства с преступниками и принуждения их к сдаче;

10) разработку плана проведения специальной операции в укрытии, в транспортном средстве, в общественном месте, на местности;

11) руководство реализацией плана специальной операции;

12) руководство тренировкой личного состава в условиях, максимально приближенных к реальным, если имеются время и необходимость;

13) психологическое воздействие на личный состав, создание у сотрудников нужного психологического настроя.

Одним из наиболее важных элементов подготовки является разработка плана действий при задержании. С учетом специфики темы нашей работы он должен включать в себя следующие разделы:

Кого и на каком основании предстоит задержать (с указанием, по возможности, анкетных данных, описанием внешности и одежды, вооружения, вида преступной деятельности);

Место нахождения преступников;

Время и способы задержания;

Структуру и количественный состав групп, участвующих в мероприятиях;

Распределение сил и средств, предназначенных для задержания;

Порядок и последовательность действий сотрудников групп;

Экипировка, техническое оснащение, вооружение, осветительные приборы и транспортные средства;

Схема организации связи, способы поддержания связи с подразделениями, сигналы (условные знаки), пароли;

Эвакуация и другие меры безопасности населения (при необходимости);

Порядок и маршруты доставления задержанных в орган внутренних дел;

Иные данные: пункт нахождения руководителя группы, способ

конвоирования задержанных, меры, принимаемые в случае прорыва преступников через рубеж блокирования.

От тщательности разработки данного плана будет в целом зависеть успех проводимых мероприятий. При этом активная роль должна отводиться руководителю специальной операции, так как именно на него возложена ответственность за успешное ее проведение.

При задержании вооруженных преступников в общественных местах могут быть использованы следующие тактические способы действий: блокирование, задержание, поиск, подавление преступников, засада, преследование. Выбор того или иного способа действий будет зависеть от специфики места проведения специальной операции. Прежде чем перейти к рассмотрению тактики действий основных групп оперативно-служебного применения и нарядов необходимо дать общее представление о каждом тактическом способе действия. Это позволит полнее представить себе порядок проведения специальной операции и роль каждого подразделения.

Блокирование - тактический способ действия, предназначенный для изоляции района проведения специальной операции. Основными нарядами, используемыми при блокировании, являются: заслон, контрольно-пропускной пункт, дозор, секрет, резерв, патруль. Основной задачей данных нарядов является недопущение выхода преступников за пределы района проведения специальной операции и обеспечение их задержания, а в случае невозможности задержания, ликвидация. При осуществлении блокирования в случае задержания вооруженных преступников будут использоваться лишь некоторые наряды в зависимости от особенностей местности.

Следующий тактический способ действия - это поиск , который предусматривает действия по обнаружению, задержанию или ликвидации преступников в районе их вероятного нахождения. Роль этого способа действия принципиально важна, так как довольно часто необходимо сначала обнаружить преступников, а затем уже осуществить задержание либо своими силами, либо силами специально созданных групп боевого порядка. Состав группы поиска будет зависеть от численности преступников, характера местности, размеров и особенностей района, в котором будет проводиться поиск. Поиск может быть как сплошным, так и выборочным. Сплошной поиск применяется в тех случаях, когда нет точных данных о местонахождении преступников, и имеется достаточное количество сил и средств. Выборочный поиск включает в себя следующие способы: 1) по объектам; 2) по направлениям; 3) по участкам. Выбор способа поиска будет определяться индивидуально в каждой спец операции, в зависимости от условий. В последующем, данный способ действия, не смотря не его важность, в нашей работе рассматриваться не будет, так как специфика выбранной темы предполагает, что акцент будет сделан на действия по задержанию преступников.

Далее необходимо рассмотреть такой тактический способ действия как подавление преступника. Он заключается в проведении мероприятий направленных на подавление преступника путем психологического воздействия. Для данной цели могут применяться отвлечение преступника, демонстрация силы. Примером является создание двух групп задержания, одна из которых является «фальшивой», что позволяет ввести преступника в заблуждение и оперативно осуществить его задержание. Либо это может быть увеличение числа нарядов, несущих службу в общественных местах, где проводится специальная операция. Применение этих приемов создает психологическое напряжение у преступника, заставляет выдать себя, совершать ошибки. В целом применение данного способа действия позволяет облегчить проведение специальной операции, избежать лишних жертв среди населения и сотрудников ОВД. Но успех его применения будет всецело зависеть от слаженной работы взаимодействующих подразделений.

Преследование - еще один тактический способ действий, который может быть применен при проведении специальной операции по поиску и задержанию вооруженных преступников. Он предназначен для неотступного движения подразделения за преступником, пытающимся скрыться, с целью его задержания или ликвидации группой преследования.

Можно выделить несколько видов преследования:

1) по «горячим следам»;

2) непосредственное;

3) по направлению.

Их сущность заключается в следующем: при непосредственном преследовании группа сотрудников ОВД имеет визуальный контакт с преступником; при преследовании по «горячим следам» имеются видимые признаки преступления и следы движения преступников; при преследовании по направлению известно лишь направление, в котором скрылся преступник. Данный тактический способ действия имеет прямое отношение к рассматриваемой нами теме, так как может возникнуть необходимость задержать преступника в общественном месте сразу после того, как его настигнет группа преследования.

И, наконец, пришло время рассмотреть такой тактический способ действия как задержание , в связи с тем, что именно с ним связано достижение целей проводимой специальной операции. От качества и скорости проведенного задержания будет зависеть успех других проводимых мероприятий. Данное обстоятельство обусловило выбор темы нашей работы. В дальнейшем мы рассмотрим вопросы о том, какие группировки сил и средств создаются при задержании, и в чем заключается тактика действий группы захвата. Последний вопрос будет рассмотрен применительно к задержанию, осуществляемому в таких общественных местах как рынок, сквер, аэропорт.

В заключение данного раздела можно сделать вывод, что при проведении специальной операции каждый из рассмотренных тактических способов действий имеет большое значение, и без тщательной организации каждого из них она обречена на провал. Для этого все проводимые мероприятия должны быть тщательно спланированы, для чего необходимо грамотное руководства специальной операцией, привлечение к участию в ней только опытных и проверенных сотрудников, постоянные тренировки личного состава.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по направлениям, видам и способам.

Направления определяются обстановкой. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях , катастрофах и пр.),
а также в обстановке, при которой может вводиться режим особого, чрезвычайного или военного положения).

По видам специальные операции разделяют на: операции по розыску и захвату вооруженных и других опасных преступников; ликвидации бандитских и террористических групп, незаконных вооруженных формирований; пресечению конфликтов на межнациональной основе; предотвращению и пресечению массовых беспорядков ; освобождению заложников ; пресечению захвата важных объектов, воздушных судов; ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Кроме того, подразделения, группы, отряды специального назначения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов.

Разведывательные специальные операции, преследующие цель получения информации. Сюда входит добывание разведывательных данных о бандитских и незаконных вооруженных формированиях, их обработка и использование. Информацию получают путем наблюдения , подслушивания , перехвата переговоров противника, ведущихся при помощи технических средств связи, поиска объектов в заданном районе, устройства засад и др.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности , основная цель которых заключается в захвате бандитов, боевиков, документов, вооружения, боевой и другой техники, оборудования, аппаратуры. Осуществляются они активными действиями путем устройства засад, проведения рейдов, других специальных мероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, контролируемой незаконными вооруженными формированиями.

Специальные операции по обеспечению общественной безопасности региона, целью которых является сохранение или восстановление на отдельных его территориях (в районах) конституционного строя. Суть операции заключается в пресечении антигосударственной, подрывной, террористической или иной деятельности повстанческих, мятежных или незаконных вооруженных формирований, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами. Операции осуществляются способом поиска, блокирования, захвата, разоружения или ликвидации (разгрома) указанных формирований, их баз, лагерей подготовки или путем непосредственного ведения боевых действий органами внутренних дел совместно с подразделениями внутренних войск.


Поисково-спасательные специальные операции проводятся для возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников ОВД , граждан России и иностранных граждан, попавших в плен, пропавших без вести или оказавшихся на территории, контролируемой бандитскими группами или незаконными вооруженными формированиями. Специальная операция проводится с целью обнаружения лагерей и других мест содержания пленных, их освобождения, поиска, укрытия и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией противника, а также поиска, во взаимодействии с другими государственными структурами, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и других граждан Российской Федерации, пропавших без вести на указанной территории. Подобные операции осуществляют путем поиска на местности, по объектам, в населенных пунктах, зачисток территорий, опроса местных жителей, а также с использованием других приемов, способствующих выполнению задачи.

Психологические специальные операции, ставящие целью изменение в необходимом направлении поведенческих и эмоциональных установок участников бандитских или незаконных вооруженных формирований и гражданского населения района по определенным политическим и другим вопросам, а также противодействие пропаганде противоборствующей стороны среди населения. Операции заключаются в деморализации и дезориентации участников бандитских групп или незаконных вооруженных формирований, в склонении их к прекращению сопротивления, дезертирству , сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения благожелательного отношения к федеральным силам. В арсенале используемых для этого средств - распространение печатной, аудио и видеопродукции, радио и телеинформация, работа громкоговорящих звуковещательных станций, личное общение специалистов психологических операций с пленными и гражданским населением.

Специальные операции по формированию, поддержке и боевому применению нерегулярных сил , предусматривающие организацию вооруженной борьбы для решения задач в интересах Российской Федерации в целом, включают поиск групп и отрядов, других сил, ведущих или готовых вести вооруженную борьбу с бандитскими или незаконными вооруженными формированиями, оказание им помощи в комплектовании, обучении, оснащении вооружением и техникой, в боевой и специальной подготовке, а также проведение других действий для выполнения задач, возложенных на подразделения специального назначения выделяемых от органов внутренних дел. Для операций характерно более широкое применение агентурных методов работы, взаимодействие с создаваемыми органами власти и гражданской администрацией.

Вспомогательные специальные операции предназначены для обеспечения безопасности, миротворческих акций , оказания гуманитарной помощи, ликвидации стихийных бедствий, восстановления гражданской администрации, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах.

Специальные операции различают по способам их проведения : поиск в неблокированном районе (см. приложения 18, 19), поиск в блокированном районе (см. приложения 8, 9, 20), поиск по направлениям (см. приложение 19), поиск по объектам, окружение (см. приложения 11, 17), преследование (см. приложение 12), засада (см. приложение 16), захват или ликвидация, блокирование, преследование, наступление, активная оборона, выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, предметов, изъятых из оборота, вещественных доказательств, проверка, штурм, обеспечение общественной безопасности при проведении политических, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, недопущение проведения запрещенных общественно-политических мероприятий, ликвидация последствий (в зависимости от вида) чрезвычайной ситуации.

Специальные операции проводятся руководством сводных отрядов специального назначения по отдельному плану или являются составной частью операции объединения силовых структур.

Планирование специальной деятельности в чрезвычайной обстановке является неотъемлемым элементом управления для всех руководителей ОВД. Оно должно охватывать всю систему мер обеспечения общественной безопасности. Планированием специальных операций занимаются соответствующие руководители, включая старших оперативных начальников.

Эффективность деятельности ОВД зависит от многих факторов, в том числе от улучшения кадровой работы, информационного обеспечения, внедрения элементов научной организации труда, обеспечения специальными средствами и техникой.

Расчет сил и средств;

Планы (схемы) предполагаемых мест проведения специальных операций (объектов, участков дорог и т. п.);

План всестороннего обеспечения;

План боевой и психологической подготовки, функциональные обязанности должностных лиц.

Форма приказа - общепринятая. В водной части указывают, на каком основании и для чего составлен данный приказ. Далее излагают оперативную обстановку, ее анализ и возможные перспективы развития.

В содержательную часть приказа включают пункты, в которых перечисляют должностных лиц, осуществляющих организацию подготовки личного состава и контроль за ней. При создании оперативного штаба формируют группу анализа и подготовки предложений (для РОВД - группу управления). Далее определяют задачи личного состава, объем работы, который включает в себя разработку и уточнение плана; последовательность действий сил и средств; организацию нарядов, групп, подразделений, способы их подготовки и поддержания боевой готовности; организацию и проведение тактико-строевых занятий и учений с личным составом; организацию взаимодействия с другими силами и средствами; организацию оповещения, сбора личного состава и приведения в боевую готовность; разработку предварительных решений по возможным действиям сил; организацию всестороннего обеспечения специальной деятельности, организацию связи, порядок и последовательность управления. Затем указывают создаваемые подразделения, их руководящий состав, количество привлекаемых сотрудников.

При необходимости устанавливают конкретные организационные структуры, количество личного состава, экипировку , снаряжение , форму одежды и др. Эта часть приказа является основой расчета сил и средств с учетом всех возможных вариантов данного вида специальной деятельности (видов и способов проведения специальных операций). Особое внимание уделяют экипировке, снаряжению, вооружению, техническому обеспечению, а при необходимости указывают, где это все необходимо получить заранее либо вовремя восполнять при расходовании.

Далее указывают, какие мероприятия и войсковые (тактические) действия должны проводиться, их общую последовательность. По существу определяют общую и частные задачи. Затем задают направление деятельности личного состава, не привлекающегося к специальной операции. Обращают внимание на принятие мер в случае усложнения обстановки.

Для личного состава, привлекаемого к специальной деятельности, определяют место сбора (район сосредоточения) и порядок выдвижения в район действий (исходный район), а также систему связи, взаимодействия. Указывают на особенности возможной передислокации сил и средств (включая поддерживающие силы).

В приказе обращают внимание на роль сил и средств горрайоргана, на территории обслуживания которого возникла необходимость в специальной деятельности. Отдельно рассматривают задачи и последовательность действий резерва.

В приказе определяют порядок обучения рядового и начальствующего состава, а также порядок материально-технического и тылового обеспечения.

Исходя из возможных преступных действий, планируют соответствующие виды и способы проведения специальных операций. В этой связи намечают предполагаемые районы и места проведения специальных операций.

Карта, план или схема местности проведения специальной операции оформляются графически. Таких планов должно быть по количеству планируемых операций. Практика показывает, что разработанные планы только в текстуальном виде, без использования схемы, плана или карты, неэффективны.

На карту или план наносят места постоянной дислокации сил и средств ОВД, обозначают маршруты выдвижения в районы сосредоточения, исходные районы и т. п. Если позволяет масштаб карты или плана, выделяют важные объекты, которые необходимо взять под охрану. На полях наносят расчет сил и средств, перечень подразделений и выделяемые силы от них, краткое предварительное решение по каждой операции, маршруты выдвижения региональных сил и средств в случае их привлечения. Для этого используют отдельные планы увеличенного масштаба, так как необходимы более точные данные о населенных пунктах, рельефе местности и местных условиях (например, специальные операции «Вулкан»).

В зависимости от принятого решения, обстановки и выполняемых задач на полях карты или плана наносят и другие обозначения. Все это производят в соответствии с принятыми правилами оформления боевых и графических документов в органах внутренних дел.

Следующим документом, входящим в план специальной деятельности, является пояснительная записка. Она представляет собой приложение и неотъемлемую часть карты, плана или схемы специальной деятельности ОВД. В ней указывают все то, что невозможно нанести на карту, план или схему условными знаками либо записать на полях.

Пояснительная записка - документ, в котором можно подробнее описать все вопросы организации и расчета сил и средств, проблемы общей подготовки, вопросы управления, а также планируемый порядок и последовательность специальных действий нарядов, групп и подразделений. Здесь же излагают особенности и последовательность подготовки сил и средств к конкретным действиям. Записка является основой для разработки учебного материала (программ, тематических планов, лекций, методических разработок, практических занятий) для подготовки личного состава.

Пояснительная записка имеет несколько разделов. В первом разделе дают перечень задач конкретным нарядам, группам, подразделениям. Здесь же приводят подробный расчет сил и средств с указанием численности и подразделения, куда выделятся личный состав от служб, отделов, отделений, от частей и подразделений внутренних войск и учебных заведений МВД Российской Федерации.

Во втором разделе представляют структуру сил и средств для данного уровня ОВД и вида специальной деятельности. В этой связи необходимо стремиться к единой организации сил и средств с тем, чтобы при подготовке личного состава сотрудники, входящие в данное подразделение, выполняли, как правило, одни и те же задачи при любом виде и способе проведения специальной операции. Например, сотрудники, входящие в группу оцепления, патрулирования, регулирования движения, выполняют эти задачи при проведении любого вида специальных операций.

В третьем разделе пояснительной записки рассматривают порядок сбора личного состава, организацию управления и связи.

Особое внимание уделяют деятельности сил и средств горрайоргана, на обслуживаемой территории которого возникает чрезвычайная обстановка. Отдельно рассматривают действия руководящего состава ОВД, а также организацию и порядок проведения документирования как преступных событий, так и действий нарядов, групп и подразделений ОВД.

В четвертом разделе пояснительной записки излагают принятое решение и последовательность предполагаемых вариантов действий ОВД. Предлагают порядок отработки ввода дополнительных или поддерживающих сил и средств, их перемещение и порядок вывода за пределы места активных действий.

В последнем, пятом разделе пояснительной записки раскрывают порядок завершения операции, критерии анализа и оценки специальной деятельности, а также выводы.

Следующими документами общего плана подготовки ОВД к специальной операции являются планы или схемы возможных мест действия или объектов , где будут проводиться специальные операции. Для этого необходимо иметь детальный план или схему обслуживаемого района. Например, при планировании специальной операции «Арсенал» на планах города следует выделить гостиницы, известные места сборов и постоянного нахождения членов преступных группировок, вплоть до мест их проживания. Все это требует детальной оценки местности и объектов.

На эти схемы наносят расположение боевых порядков сил, план возможных действий. После проведения операции разработанные документы уточняют и сохраняют для подготовки личного состава по аналогичным объектам либо для повторного проведения специальной операции на этих же объектах, если появятся сведения о нахождении там вооруженных преступных групп.

Следующий документ регламентирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению сил , привлеченных к специальной операции. Сюда входит боевое, техническое и тыловое обеспечение.

План боевой и психологической подготовки включает в себя программу, тематический план, учебно-методические работы, а также материальное обеспечение занятий (полигон, макеты зданий и сооружений, отдельные участки местности). По установленной программе проводятся занятия с рядовым и с командным составом ОВД.

Кроме общей подготовки в случае необходимости перед выполнением конкретной задачи с личным составом проводят тренировки, где отрабатывают предполагаемые приемы действий.

Боевая и психологическая подготовка личного состава имеет большое значение. На занятиях необходимо вырабатывать у сотрудников психологическую готовность к действиям в любых условиях обстановки.

Для подготовки и поддержания боевой готовности сил ОВД, особенно руководящего и командного состава, проводят командно-штабные учения (КШУ). На них отрабатывают вопросы организации и проведения специальной операции по обеспечению общественной безопасности. Для командно-штабного учения готовят: приказ старшего оперативного начальника; календарный план подготовки командно-штабного учения; план мероприятий для личного состава штаба или группы управления по организации и проведению командно-штабного учения; функциональные обязанности должностных лиц (исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения); план проведения командно-штабного учения; график подачи вводных на командно-штабных учениях.

Цели командно-штабного учения определяют в зависимости от избранной темы: проверка готовности органа управления командного и начальствующего состава к осуществлению всего комплекса мероприятий специальных операций; совершенствование практических навыков руководящего (командного) состава по организации и осуществлению отдельных специальных операций; тренировка всех должностных лиц в выполнении ими своих функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки.

В приказе оперативного начальника обязательно указывают привлекаемый для учений командный состав, а также командный состав приданных и поддерживающих сил, круг лиц, входящих в состав штаба или группы управления, привлекаемые посредники при подразделениях (если такие назначаются), ставят задачи начальнику группы анализа и подготовки данных на разработку соответствующих документов, руководителям - по подготовке необходимых документов для привлечения сил и средств, устанавливают порядок управления силами, определяют дату, к которой необходимо закончить подготовку к учению, а также ответственное лицо, контролирующее подготовку.

Приказ необходимо доводить до всего командного состава, привлекаемого на командно-штабные учения, и персонально до каждого сотрудника в части, его касающейся.

Календарный план подготовки командно-штабного учения предназначен для определения конкретных мероприятий и документов учения, сроков их проведения и исполнителей. Календарный план утверждает начальник УВД. Он имеет следующие разделы: порядок проведения организационных мероприятий (в том числе подготовка исходных данных для планирования учения, рекогносцировки на местности , использования сил и средств и др.); последовательность разработки необходимых документов учения (основного (оперативного) задания, плана (схемы) местности); проект приказа на проведение специальной операции; разработка плана мероприятий по организации и проведению командно-штабного учения; разработка организационно-методических указаний, плана проведения учения, плана специальных мероприятий и частных планов руководителей учения и др.; подготовка руководителей учения, которая включает проведение учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия), инструкторско-методических и др.; подготовка учебных мест и учебно-методической базы для проведения учения.

План мероприятий для личного состава оперативного штаба (или группы управления силами и средствами) по организации и проведению командно-штабного учения отличается от календарного плана тем, что предназначен только для руководящего состава оперативного штаба. В плане указывают мероприятия, которые проводит (или разрабатывает) начальник оперативного штаба (разработка приказа старшего оперативного начальника по подготовке и проведению командно-штабного учения, календарного плана, плана командно-штабного учения, оперативного задания, функциональных обязанностей должностных лиц и другие документы).

План мероприятий является частью календарного плана и оформляется отдельным разделом.

План проведения командно-штабного учения является основным документом. Он утверждается старшим оперативным начальником и состоит из двух разделов. В первом разделе излагается оперативное задание, во втором - порядок проведения учения. План проведения командно-штабного учения может быть дополнен графическим планом.

Исходя из приказа старшего оперативного начальника, в первом разделе плана проведения КШУ отражают тему учения и учебные цели: проверка готовности органов управления, совершенствование навыков руководящего состава, командиров подразделений и групп, тренировка должностных лиц в выполнении функциональных обязанностей в условиях сложной оперативной обстановки и др. Затем идет перечисление командного состава, привлекаемого к учению. Указывают время и место учения. Оно может проводиться как в помещении, так и на местности.

Основное (оперативное) задание командно-штабного учения содержит сведения об общей оперативной обстановке и задачу органов внутренних дел. Кроме того, в нем отражают частную обстановку, условия проведения учения, что нужно изучить обучаемому составу для участия в командно-штабном учении, а также что необходимо исполнить каждому руководителю по роду занимаемой должности (оценить обстановку, сделать выводы, определить задачи своих подразделений исходя из общей задачи, быть готовым к управлению подчиненным подразделением в сложной оперативной обстановке и др.).

Накануне учения руководитель определяет порядок получения участниками основного (оперативного) задания, по которому они самостоятельно анализируют обстановку, делают соответствующие выводы, принимают предварительные решения, готовят проекты приказов и рассматривают вопросы отдачи распоряжений в ходе отработки вводных (задач, поставленных руководителем в ходе учения).

В разделе «Порядок проведения учения» описывают его подготовительный этап, приказ на организацию и проведение действий, вводные для командно-штабного учения. Материал отрабатывают по следующей форме:

Сначала осуществляют описание всех действий руководителей и обучаемых по предложенной форме. Затем дают описание вводных для командно-штабного учения. Их может быть такое количество, чтобы каждому из обучаемых представилась возможность решить задачу для своего подразделения.

Затем составляют график подачи вводных на командно-штабном учении. Он может быть оформлен в следующем виде:

Номер вводной Время астрономич. Время оперативное Краткое содержание Кто подает Кому подается Способ подачи

Функциональные обязанности должностных лиц, исходя из замысла и оперативного задания командно-штабного учения, подготавливаются только в случае, если учение проводится на ином материале и обстановке, нежели подготовленные планируемые документы. Такие учения могут проводиться при хорошей общей подготовке командного состава и отработке вопросов общих первостепенных действий.

Для примера можно выделить шесть групп направлений специальной деятельности при введении правового режима военного положения .

К первой группе относят боевые действия с противником, ликвидацию диверсионно-разведывательных, десантных групп противника; борьбу с различными бандитскими группами.

Во вторую группу относят охрану и оборону важных объектов; выполнение отдельных заданий в условиях правового режима чрезвычайного положения на территории части региона или целого региона России.

К третьей группе относят проведение режимных мероприятий: ограничение перемещений граждан в местностях, объявленных на военном положении и в прифронтовой полосе; осуществление режима допуска в радиационные, химические и бактериальные очаги заражения; участие в регулировании миграции населения в стране; контроль за работой предприятий, организаций, учреждений и светомаскировкой; контроль за использованием должностными лицами предприятий, организаций, учреждений и населения правил карантина в очагах бактериального заражения.

Четвертая группа - выявление и захват боевиков, отдельных диверсантов, распространителей ложных и провокационных слухов, паникеров и дезертиров; ведение политической работы среди населения.

Пятая группа - все мероприятия мобилизационной деятельности: оказание содействия в проведении мобилизационных, эвакуационных мероприятий, выполнение заданий военного коменданта в местностях, объявленных на военном положении.

Шестая группа - все мероприятия, относящиеся к деятельности ОВД в системе гражданской обороны.

Предлагаемые направления максимально охватывают все возможные случаи специальной деятельности ОВД в военное время.

Эффективность подготовки повышается, если все занятия проходят на местности. Изучив в ходе лекционного курса и семинаров теоретические основы, сотрудники отрабатывают все элементы деятельности на классно-групповых и тактико-строевых занятиях (индивидуально и в составе подразделений, нарядов, групп).

В ходе командно-штабных учений закрепляют основы специальной подготовки, КШУ вырабатывают способность командного состава своевременно отслеживать и анализировать обстановку, адекватно реагировать на ее изменения, принимать целесообразные решения. КШУ формируют у руководителей умение управлять силами и средствами органов внутренних дел в сложной оперативной обстановке.