Политико-административное управление. Политико-административное деление россии Политико-административные устройства государства

Николай ЖИРНОВ

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Политико-административные аспекты управления являются основной проблемой политической теории и практики политической жизни. Важны они как для Запада, так и современной России.

Современное политико-административное управление представляет систему организационно оформленных (институционализированных и неинституционализированных) ценностей, традиций, процедур, правил и центральных органов исполнительной власти, определения и перераспределения между ними основных элементов управленческой связи (целей, функций, задач, обязанностей, права принятия решений, полномочий и ответственности), взаимодействия между собой и институтами гражданского общества по поводу разработки, принятия и осуществления важнейших политических и административных решений, а также внешнего контроля за их исполнением и разрешения споров.

Эти методы, процедуры и правила не обязательно оформлены в законе и продекларированы. Не все из элементов политико-административного управления поддерживаются в институциональном порядке, специально созданными для этого учреждениями. Тем более невозможно привести состав политико-административного управления к правовым институтам, процессам, формам и средствам. В праве и законе оформляется только незначительная по количеству часть норм, регулирующих систему политико-административного управления. В реальности многообразие этих нормативных явлений значительно больше.

Следовательно, политико-административное управление должно включать в свой состав такие части, которые оказывают влияние на формирование элементов организационной структуры данного управления. К таковым можно отнести: цели, функции, задачи, состав подразделений, обязанности, право принятия решений, полномочия, ответственность. Поэтому необходимо включать в состав политико-административного управления не только элементы нормативного регулирования системы административного управления, но и элементы нормативного регулирования системы государственной власти, так как ее специфика и динамика в сильнейшей степени влияют на динамику системы политико-административного управления.

Одним из основных вопросов в политико-административном управлении является определение его составных частей, то есть границ и элементов. Исходя из сказанного выше, можно выделить следующие составляющие политико-административного управления:

институты различной природы, регулирующие организацию и функционирование отношений власти и управления;

ценности, традиции, обычаи, нравы, образцы поведения, устанавливаемые и поддерживаемые стихийно на основе связей самоорганизации в сфере действия отношений власти и управления; процедуры формирования органов власти и управления;

Николай Федорович - к. и. н., доцент Поволжской академии госслужбы

процедуры взаимодействия органов власти и управления;

процедуры взаимодействия с общественными институтами и неорганизованными гражданами органов власти и управления в процессе подготовки, принятия и организации исполнения решений, а также осуществления контроля их исполнения.

В Российской Федерации, как и в других современных демократических государствах, из этого набора вариантов используются три последние, а именно: выборы, кооптация и политические назначения. В России применяются шесть выборных процедур: выборы депутатов Государственной думы, депутатов Законодательных собраний субъектов Федерации, членов представительных органов местного самоуправления, президента РФ, президентов (губернаторов, председателей правительств, глав республик - в зависимости от норм Конституции или Устава субъекта Федерации эти должности называются по-разному), а также выборы глав местного самоуправления. Дополнительно к процедурам выборов имеется большое количество процедур политических назначений, начиная с должности председателя правительства РФ и заканчивая - заместителем главы районной администрации (главы местного самоуправления) на местном уровне. Правила проведения этих процедур могут существенно различаться между собой - и в реальности различаются.

Наиболее сложны и важны процедуры выборов, поэтому они применяются для замещения ограниченного круга государственных и муниципальных должностей. Все указанные процедуры относятся только к формированию органов государственной власти в рамках ее исполнительной ветви. Это важно потому, что существует некоторое отличие понятия «орган власти» и «орган управления».

Орган государственной исполнительной власти, с нашей точки зрения, обладает в отличие от органа государственного управления следующими признаками:

формируется по политической процедуре, а не в административном порядке;

формируется по политическим критериям, а не по критериям профессионализма, квалификации, компетентности и опыта;

является носителем государственного суверенитета, данным Конституцией,

а не организационной автономией, как орган государственного управления;

не имеет вышестоящего уровня организации и подчинения (обладает выделенной исключительной компетенцией), а орган государственного управления всегда имеет вышестоящий уровень организации, которым в предельном случае является орган государственной власти;

самостоятельно определяет все элементы внутренней структуры, за исключением полномочий (по правилу, но не всегда), а орган государственного управления все элементы внутренней структуры получает заданными в безусловном порядке;

обладает низким уровнем регламентации всех элементов внутренней структуры;

замещение должностей производится в нем на срок, ограниченный сроком действия полномочий выборного органа, а не на условиях контракта и карьерного замещения должностей, то есть не на принципе стабильности;

политический характер должностей в нем означает их исключение из состава должностей государственной службы (служение подчинено не интересам государства, а интересам избирателей, народа или интересам политического деятеля - для должностей в личном аппарате);

несет только политическую ответственность за исполнение полномочий власти и выход за их пределы, а орган государственного управления несет все формы ответственности;

часто прибегает к деперсонифициро-ванным формам принятия решений (коллегиальным).

Указанные отличия позволяют четко осознать границу политического уровня организации государственного и административного управления.

Главное назначение государственного органа состоит в эффективном и бесперебойном функционировании, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным и государство станет слабеть. Для этого следует соблюдать следующие условия: обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов; последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы; правильно использовать мето-

ды политико-правового регулирования в экономической1, социальной и политической сферах; поддерживать баланс элементов механизма государства, не допуская преувеличенной роли одних и недооценки других; способствовать демократизации власти и широкому участию граждан в управлении государственными делами.

Стратегической задачей государственных органов является своевременное и эффективное решение актуальных проблем развития общества и государства и предотвращение негативных явлений. Однако как показала практика развитых западных стран и России конца ХХ столетия, именно социально-экономические факторы нашли негативное выражение в политико-административном управлении2.

Поэтому 80-90-е годы и начало XXI столетия прошли под знаком административных реформ. Их направленность и интенсивность в разных странах Запада и России проходили по-разному. Так, наиболее глубокое реформирование государственного управления проходило в англо-саксонских странах (США, Великобритания). Наименьшему реформированию подвергся государственный аппарат в германских (Германия, Австрия, Швейцария), «наполеоновских» (Бельгия, Греция, Испания, Франция, Нидерланды), северных (Дания, Норвегия, Швеция) странах.

Административные преобразования в России по ряду объективных, а в большей степени субъективных причин закончились без видимых результатов и реальных шагов по модернизации государственного аппарата3. И тем не менее определенные изменения в государственном управлении России и западных стран произошли.

Один из основных выводов состоит в том, что главными задачами являются поиск новых путей совершенствования государственного управления, предло-

1 Мильнер Б. З. Теория организаций. М., 1998, стр. 248-250

2 Политико-административное управление. М, 2004, стр. 192, 273. В. В. Лобанов Модернизация правительства в Великобритании. М., 2000, стр. 3.; И.А. Василенко Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000, стр. 119

3 В. В. Лобанов Модернизация правительства в Великобритании, стр. 61

жение эффективных способов решения сложных проблем политико-административного управления.

В этом контексте можно выделить два решающих фактора, которые оказывают основное влияние на динамизм политико-административного управления во всех странах мира: научно-техническое развитие и политический процесс. Оба этих фактора имеют тенденцию к усилению влияния на административно-государственные институты. Это определяется и тем, что политико-административное управление нацелено на программные и проблемные методы с применением компьютерных технологий и использованием плюралистической полосы обеспечения (парламента, партии, группы давления).

Кардинально меняется стиль политико-административного управления. Он стал принципиально иным. Сегодня важное значение имеет постоянное применение инноваций, а значит, умение пойти на риск, отношение к ошибкам с пониманием и учеба на них, концентрация внимания на новых шансах и возможностях, выдвижение на первый план необходимости достижений, стремление к постоянному повышению квалификации.

Поэтому так важно изучить опыт развития мировой науки в области политикоадминистративного управления и творчески применять в российских условиях. Однако при изучении западного опыта не следует перенимать внешние формы и атрибуты государства, так как будет сложно обеспечить эффективное функционирование государственных институтов. России сегодня недостаточно ориентироваться на очевидные формальные свойства демократических институтов политико-административного управления, важнее искать варианты приспособления этих институтов и их функций к нуждам российского народа. Российское политико-административное управление должно делать акцент не на имитацию и перенос западного опыта управления, а на адаптацию к нему и самостоятельное открытие ранее известных решений по организации государственного администрирования.

В этой связи можно согласиться с Г. Атаманчуком, который писал, что нам необходим синтез из собственного

национального опыта и отбора того, что можно реально использовать из мирового опыта. При изучении мирового опыта политико-административного управления необходимо отбирать все самое лучшее и передовое, но обязательно с учетом национальных традиций в этой сложной области человеческой деятельности.

Общественные организации и группы гражданского общества могут влиять на процесс политико-административного управления в трех основных направлениях: осуществляя свой контроль над системой политико-административного управления; выявляя и изучая потребности гражданского общества через сеть общественных центров по изучению социальных проблем; участия в публичных обсуждениях проектов реформ, в переговорах и заключении предварительных соглашений. Это позволит обеспечить необходимый баланс общественных и индивидуальных интересов в процессе принятия государственных решений. Поэтому становление гражданского общества в России будет способствовать формированию демократической системы политико-административного управления.

В данном контексте и контексте развития российской государственности можно согласиться с мнением И. А. Василенко,

что исторические традиции России предполагают сохранение в стране федеративного типа политико-административного управления с сильными центристскими тенденциями, которые следует развивать и поддерживать.

Современный опыт в западных странах показывает, что демократическое государство может эффективно функционировать только в том случае, если в нем однозначно разделены сферы частного и публичного права, сферы политики и исполнения законов, службы федеральные и региональные, а они в свою очередь отделены от служб местного самоуправления. Именно эта концепция и должна быть положена в основу создания новой системы политико-административного управления в России.

В заключение следует сказать, что несмотря на определенные успехи в совершенствовании политико-административного управления, остается немало открытых проблем. К ним можно отнести вопросы об оптимальном сочетании централизации и децентрализации в политико-административном управлении, о рациональной иерархии отношений в системе государственной администрации, об эффективных методах борьбы с бюрократизацией государственного аппарата и многое другое.

Поли́тико-администрати́вная ка́рта

отражает политическое деление и политико-административное устройство какой-либо территории. На карте даются границы государств и входящих в них политико-административных единиц (субъекты федерации, штаты, провинции и т. п.), столицы и административные центры, а также другие нас. пункты и осн. пути сообщения. Площади политико-административных единиц обычно окрашивают в разные цвета. На политико-административной карте Российской Федерации в 2002 г. выделялись 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область и 10 авт. округов – всего 89 субъектов Федерации (по состоянию на 1 января 2003 г.). См. карту на с. 394–395

  • - ...

    Географический атлас

  • - на которой нанесены изохоры. Она отображает изменения стратиграфического интервала между двумя горизонтами: верхним - опорным и нижним - картируемым...

    Геологическая энциклопедия

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. -воспитательный, -просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ПОЛИТИКО- Первая часть сложн. прил. в знач. политический, напр. воспитательный, просветительный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - первая часть сложных прилагательных, пишется через...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол"итико-администрат"...
  • - пол"итико-воспит"...

    Русский орфографический словарь

"политико-административная карта" в книгах

Административная реформа

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

КАРТА 2. Обзорная карта.

Из книги Ржев - краеугольный камень Восточного фронта (Ржевский кошмар глазами немцев) автора Гроссман Хорст

КАРТА 2. Обзорная карта.

Административная география

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Административная география К концу IV в. территория империи делилась на четыре префектуры: Восток, Иллирик, Италия и Галлия, каждая из которых состояла из диоцезов. Префектура Восток, самая дальняя и самая большая, включала пять диоцезов: Египет (с Киренаикой), Восток, Понт,

Административная реформа

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Административная реформа Для удобства управления старые крупные провинции были территори­ально уменьшены, а число их увеличено и доведено до 100 (вместе с г. Ри­мом, составившим особый административный округ, - до 101). Во главе провинций стояли наместники под разными

Административная система

Из книги Империя инков автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система

Из книги Инки. Исторический опыт империи автора Берёзкин Юрий Евгеньевич

Административная система Инки несколько изменили и упорядочили соподчиненность провинциальных вождей, введя управление на основе десятичной административно-иерархической системы. Две самых низших ступени (руководители 5 и 10 домохозяйств) не были наследственными, и их

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

4.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

Административная система

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Административная система Василевс стоял во главе всей административной организации империи. Централизованное управление осуществлялось императорским дворцом, со временем специализировавшимся на разные ведомства.Дворец в административном отношении в первые века

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА

Из книги История Испании IX-XIII веков [вычитывается] автора Корсунский Александр Рафаилович

Политико-административная деятельность

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Политико-административная деятельность Кавказ хранит на своей земле следы глубокой древности. Почти все народы Старого Света, передвигаясь по Азии в Европу, оставляли на Кавказе поселения, которые, смешиваясь между собой и местными племенами, образовывали множество

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков

Из книги автора

1.3. Карта паломнических путей святого Иакова - это военная карта маршрутов атаманского завоевания святого Иакова = Иисуса Навина XV–XVI веков Сантьяго де Компостела, как в средние века, так и сегодня, пользуется огромным уважением в христианском мире , с. 9. Мощи Святого

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)

Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В

8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ) Так как в Греции было мало земель, пригодных для обработки, то здесь развивается ремесло, в том числе и обработка металлов. Это стало основополагающим фактором высокой эффективности

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты)

Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна

10. Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты) В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:Ранний период (IX–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности

Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

Карта 1. Четырёхсекторная и восьмиуровневая карта реальности Интегральная карта – это четырёхсекторная карта, которая показывает, что у города есть и внешняя жизнь (физическая, осязаемая и объективная), и внутренняя жизнь (сознательная, незримая и субъективная). Своей

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута?

Из книги Переводы польских форумов за 2008 г. автора Автор неизвестен

22 марта 2008 года Пётр Гадзиновский Карта Поляка или Карта Плута? http://www.voxpopuli.host44.pl/news.php?readmore=102Piotr GadzinowskiKarta Polaka czy Karta CwaniakaПоляк - это звучит ордой. Возвращается Карта Поляка. До 22 июня правительство передаст в Сейм проект закона. Зачем и кому необходима такая карта?

Политические карты должны отображать территориально-политическое разделение мира или некоторой его части. Главное в содержании политической карты - это государственные границы и отображение политической принадлежности территории. Изображение границ основывается на официальных источниках, учитываемых на дежурных картах. Выделяются политические центры; показываются столицы государств и главные ядминистративные центры других стран. Важным элементом содержания являются транспортные линии, обеспечивающие международные связи.

Политико-административные карты отражают, помимо госу­дарственных границ, также и основное административно-терри­ториальное устройство государств. Они составляются на отдель­ные государства, их группы или по крупным частям большога государства.

Областные и другие административные карты предназначаются для справок об административно-территориальном устрой­стве и делении, о местоположрнии административных центров и размещении других населенных пунктов, о транспортных связях. Вместе с гидрографией отражаются и некоторые другие природные особенности.

Политическая карта мира рассматривается как важнейшее звено в системе карт (атласов), создаваемых в целом в каче­стве социальной карты мира. К числу карт этого вида по содер­жанию относятся также карты, показывающие направления по­литической экспансии капиталистических государств.

Политические карты имеют большое документальное значе­ние, они связаны, как указано выше, с государственными актами и протоколами специальных комиссий, с правительст­венными постановлениями; согласованы со справочниками по­литико-административного деления. Политические, политико-административные и административные карты призваны быть одним из пособий по изучению географических особенностей, народнохозяйственного развития и национально-политических особенностей территории. (Поэтому эти карты издаются также бланковыми изданиями в качестве картографических основ.)

Вместе с тем велика культурно-просветительная и политико-воспитательная роль этих карт, требующая целеустремленности и объективной точности их содержания.

Большое воспитательное значение имеют карты идеологиче­ской тематики, предназначенные для политического просвеще­ния населения.

Типовые географические основы, их виды и применение. Методики разработки и технологии издания их оригиналов.

Типовая географическая основа - дубликат оригинала географической основы, используемый при изготовлении серии отраслевых, тематических или специальных карт одной и той же области.

При создании тематических карт часто используются географические типовые основы общего со­держания, дающие полную характеристику географических осо­бенностей картографируемой территории. Исходный оригинал тематического содержания используется непосредственно для составления карты. Для этого ставится требование изготовления исходных оригиналов тематического содержания на типовых географических основах, в масштабах издания и в установленных для данных картографических про­изведений проекциях.

При создании составительских оригиналов тематических карт стремятся к максимальному использованию типовых географических основ.

Общеэкономические карты.

Общеэкономические карты призваны отображать с той или иной степенью полноты все основные отрасли хозяйства, их характерные сочетания; на них дается, кроме того, представле­ние о размещении населения. К ним относятся также карты общеэкономического районирования.

При разработке общеэкономической карты, ее типа прежде всего исходят из ее целевого назначения, учитывают ее предпо­лагаемое содержание, направления ее использования, в том чи­сле как карты в серии или отдельной карты. Например, обще­экономические карты социалистических стран зарубежной Ев­ропы для вузов должны синтезировать все основные сведения" по экономической географии этих стран, обобщать все основные характеристики, приводимые на отраслевых картах. Они дол­жны подчеркивать закономерности размещения и развития про­изводительных сил каждой страны и всей группы стран в це­лом, обеспечивать единое отображение и восприятие особенно­стей территориальной организации экономики, специализации народного хозяйства стран, районов и отдельных узлов и центров.

Для создания традиционных общеэкономических карт ис­пользуют подразделение машиностроения на многоотраслевое и узкоспециализированное; разделение центров легкой и пищевой промышленности по тяготению к источникам сырья и потреби­телю; выделение общих характеристик типичных сочетаний от­раслей для обслуживания потребителей крупных городов; выде­ление центров добывающей промышленности и транспортных узлов, центров курортного и туристского обслуживания и т. д.

По своему типу большинство общеэкономических карт - комплексные. Способом значков и линейных знаков на них пере­даются структуры промышленности и системы транспорта; ка­чественным фоном отображается производственная специализа­ция сельского хозяйства.

Совершенствование общеэкономических карт происходит в направлении применения типологических характеристик и син­тетических, интегральных показателей. При этом стремятся бо­лее полно осуществлять типологическое районирование, исполь­зовать его для передачи уровней развития хозяйства, применять для синтетических карт такие показатели, как занятость насе­ления, стоимость основных фондов, национальный доход, чтобы представить экономические явления в сопоставимых величинах и дать целостную экономико-географическую характеристику территории.

Карты природы.

Карты, на которых изображаются объекты, явления и процессы природы, их пространственные закономерности, называются картами природы. К ним относят соответствующие карты Земли, других небесных тел, звездного неба, космического пространства. Среди них основное место занимают физико-географические карты, содержание которых составляет изо­бражение географической среды и географической оболочки, компонентов или явлений природы (климат, почвы и др.) и их закономерных сочетаний - природных территориальных комп­лексов.

В предыдущей главе рассмотрены общие принципы класси­фикации и типологии тематических карт. Поэтому остановимся только на классификации физико-географических карт по со­держанию (тематике). В ней основным принципом является группировка по компонентам природы: литосфере, атмосфере, гидросфере, биосфере, физическим полям Земли и др. Такой подход сочетается с принципом подразделения наук о Земле и позволяет выделить следующие карты природных объектов и явлений: геологические, рельефа земной поверхности, метеоро­логические и климатические, океанографические (вод морей и океанов), гидрологические (поверхностных вод), почвенные, геоботанические, зоогеографические, а также геофизические (земного магнетизма, гравиметрические и др.). В качестве об­щих карт, на которых природные системы отображаются в це­лом, выступают карты ландшафтов, природного районирования и т. п.

Подразделение карт на виды производится преимущественно по отображаемым явлениям, процессам., элементам (карты ле­сов, болот, четвертичных отложений, сейсмические, осадков и т. п.), по различным сторонам исследуемых явлений (гипсо­метрические, морфометрические). Актуальными и новыми на­правлениями природного тематического картографирования яв­ляются создание тематических карт Мирового океана, карт для изучения и освоения космического пространства, карт ресурсно-оценочного направления, карт охраны, контроля и совершенствования природной среды. Определенную важность для народ­ного хозяйства нашей страны имеют государственные темати­ческие карты масштабов 1:1 000 000 и 1:2 500 000. Карты природы создаются также на основе международного сотрудни­чества, в котором Советский Союз принимает активное участие.

1.Политико-административные устройства государства

Все многообразие конкретных способов политико-территориальной организации власти в государственных образованьях может быть сведено к нескольким основным типам связей: централизации, децентрализации, автономии, местному самоуправлению, федерализму. Первые четыре из перечисленных типов характерны для простого или унитарного государства

1.Унитаризм

Большинство государств современного мира являются унитарными. Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. Оно делится, как правило, лишь на административно-территориальные единицы (районы, города, сельские поселения и т.д.), из которых складывается его административно-территориальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделены собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие или органы государственной власти либо органы местного самоуправления.

2.Федерализм

Большинство государств современного мира являются унитарными. Но к федеративным государствам относятся страны, являющиеся мировыми политическими и экономическими лидерами (США, ФРГ, Канада, Австралия), в которых живет чуть меньше половины населения планеты. Кроме того, федеративную форму государственного устройства провозглашает и Конституция России 1993 г. Все это делает необходимым рассмотреть особенности федерализма как способа территориальной организации государственно-политической системы, его предпосылки, преимущества и опасности применительно к мировой практике государственного строительства, т.к. это должно способствовать пониманию черт российского федерализма, тенденций развития российской государственности.

1)определение государственной власти как федеративной;

2)осуществление государственной власти на основе договорно-конституционного распределения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов федерации;

3)самостоятельность субъектов федеративных отношений в осуществлении принадлежащих им полномочий;

4)формальное равноправие субъектов федерации;

5)право участников федеративных отношений на двустороннее регулирование государственно-властных полномочий;

6)право выбора субъектом федерации формы своей политической организации;

7)системообразующее единство и неразрывная связь субъектов федераций;

8)обязанность субъекта сохранять целостность федерации и ее исторически сложившейся территории;

9)исключительное право федерации вступать в более крупные союзы;

10)невозможность для субъектов федерации вступать в какие-либо союзы за ее пределами

2.Функционально-структурная подсистема исполнительной власти

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным;

а) организационно - он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением,

б) функционально - его главное назначение - осуществление управленческой, исполнительно - распределительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально - культурной, административно -политической и других сферах жизни общества;

в) юридически - органы имеют свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого - либо иного органа.

Изучая современную картину функционирования исполни- тельной власти, необходимо отметить, сто в Конституции 1993 года нет достаточно полного системно - структурного определения исполнительной власти. К.С. Бельский считает, что "подобное определение составителям Конституции РФ не удалось потому, что они не имели четкого представления о функциях исполнительной ветви государственной власти Понятие "исполни- тельная власть" оказалось подмененным понятием правительство РФ".2 Можно сказать, что авторы Конституции пошли от обратного и признали, что исполнительная власть есть вся государственная власть за вычетом той, которую они предоставили Президенту, Федеральному Собранию и судебной власти.

Факторы, влияющие на развитие государства и его основных ветвей власти, а также задачи и способы государственного воздействия на процессы социального развития через государственные структуры можно сгруппировать по нескольким направлениям.

Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.

Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.

первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.

Вторая важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти. Как видно, данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.

Другая вспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему.

Особую роль в реализации основных функций исполнительной власти играет юрисдикция, осуществляемая его органами. Юридическая функция исполнительной власти может быть представлена как деятельность ее органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей общественного порядка, служебной дисциплины, а также лиц, посягающих на права и свободы других граждан.

Политико-административная карта

Поли́тико-администрати́вная ка́рта

отражает политическое деление и политико-административное устройство какой-либо территории. На карте даются границы государств и входящих в них политико-административных единиц (субъекты федерации, штаты, провинции и т. п.), столицы и административные центры, а также другие нас. пункты и осн. пути сообщения. Площади политико-административных единиц обычно окрашивают в разные цвета. На политико-административной карте Российской Федерации в 2002 г. выделялись 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 авт. область и 10 авт. округов – всего 89 субъектов Федерации (по состоянию на 1 января 2003 г.). См. карту на с. 394–395

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "политико-административная карта" в других словарях:

    политико-административная карта - Карта, главным содержанием которой является изображение политического и административного деления территории. [ГОСТ 21667 76] Тематики картография Обобщающие термины некоторые виды отраслевых, тематических и специальных карт и атласов … Справочник технического переводчика

    Политико-административная карта СССР - … Географический атлас

    Карта Российской империи 1912 года К 1914 году протяжённость территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 вёрст (467 … Википедия

    Высшая единица административного деления и местного устройства в России, оформившаяся в 18 в. при Петре 1 в процессе организации абсолютистского государства. Указом 1708 страна была разделена на 8 Г.: Петербургская (до 1710… … Большая советская энциклопедия

    Все карты - Физическая карта полушарий Антлантический океан. Физическая карта Арктика. Физическая карта Тихий и Индийский океаны. Физическая карта … Географический атлас

    Конституция - (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

    - (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… …

    ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТЫ - Атлас включает группу карт разнообразной тематики, состоя­щую из карт природных явлений и социально экономических: ми­ра, материков, зарубежных стран, СССР и его частей. Одновре­менное использование общегеографических и тематических карт на… … Географический атлас

    - (РСФСР) крупнейшая по территории, населению, экономич. мощности союзная республика СССР. Расположена в вост. части Европы и в сев. части Азии. На З. граничит с Норвегией, Финляндией, Польской Народной Республикой; на Ю. с Монгольской Народной… … Советская историческая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Судан (значения). Республика Судан араб. جمهورية السودان‎‎ англ. Republic of Sudan … Википедия

Книги

  • Политико-административная карта России / Russia , . Настенная политико-административная карта России на английском языке. Мелованная бумага с ламинированием. Цветом выделены все субъекты Российской Федерации, подписаны их названия и центры.…
  • Политико-административная карта мира. Политико-административная карта России , . Складная двухсторонняя карта. Размер большой (L) Политико-административная карта мира (масштаб 1: 30000000). Политико-административная карта России (масштаб 1:…