Формирование административного права и его источники. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Административное право, как и любая другая отрасль права, имеет свою систему, которая указывает, как, каким образом внутри данной отрасли группируются составляющие ее нормы права.

По масштабу действия нормы административного права делятся на две большие группы. Одна группа административно-правовых норм действует в масштабе всей сферы реализации государственной исполнительной власти, всех отраслей и сфер государственного управления.

Другая группа административно-правовых норм действует только в отдельных конкретных отраслях и сферах реализации государственной исполнительной власти (государственного управления). По этому признаку (масштабу действия) административное право как отрасль права делится на общую часть, которую составляет первая группа административно-правовых норм, масштаб действия и области применения которых охватывают все отрасли и сферы государственного управления, и особенную часть, которую составляет вторая группа административно-правовых норм, масштаб действия которых ограничен отдельными конкретными отраслями и сферами государственного управления.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права, например, такие, как институт субъектов административного права, институт государственной службы, институт административного принуждения и т.д.

Особенная часть состоит из разделов, в которых изучается система государственного управления в важнейших сферах, рассматриваются особенности организации государственного управления, сущность отраслевого и межотраслевого государственного управления. Административное право как отрасль права подразделяется на административно-правовые институты, т.е. такие группы норм, которые представляют собой совокупность по масштабу действия и объему меньшую, чем отрасль права, и регулируют отдельные группы однородных и взаимосвязанных отношений: институты административно-правового статуса граждан и общественных объединений; институты органов исполнительной власти, государственной службы; институт административной ответственности; институты административно-правового регулирования в промышленном, строительном, агропромышленном комплексах, образовательном и социально-культурном комплексах и др.

Источники административного права и их систематизация

Источники административного права – это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Конституция РФ и федеральные конституционные законы (например, от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др.) – это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (вступила в действие 21 сентября 1970 г.). В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, ГрК РФ, КоАП РФ и другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Указы Президента РФ но своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов РФ, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам федеральных органов исполнительной власти, принятым в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты). Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а нс правовыми свойствами каждого из них.

Существуют три вида (формы ) систематизации административного законодательства : кодификация, инкорпорация, хронологические издания источников административного права. Кодификация как высшая форма систематизации законодательства позволяет объединить действующие административно-правовые нормы в кодексы по различным административно-правовым институтам, при этом перерабатываются, отменяются устаревшие и создаются новые объединяемые кодексом правовые нормы. Инкорпорация административного законодательства представляет собой такую форму его упорядочения, когда нормативный материал объединяется по каким-либо вопросам в Собрания, Своды, Сборники законодательства и систематизируется в них по определенным рубрикам и главам без какого-то кардинального изменения содержания имеющихся нормативных правовых актов. Хронологическая систематизация административного законодательства осуществляется в форме периодических изданий – Собрание законодательства Российской Федерации и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме этого, многие федеральные органы исполнительной власти, например, Минобрнауки России, Минюст России, издают свои отраслевые бюллетени, вестники и прочие периодические издания, в которых публикуются нормативные правовые акты отраслевого масштаба и характера.

Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" установлено, что официальными изданиями для опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания являются "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", а также размещение материалов на "Официальном интернет-портале правовой информации" (pravo.gov.ru), который также входит в государственную систему правовой информации. Подробнее о порядке издания, опубликования и вступления в силу правовых актов управления см. параграф 12.3.

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юридической силе нормативные правовые акты.

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Формы источников административного права:

– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;

– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);

– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);

– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;

– кодексы – группируют нормы института административной ответственности. Систематизация – это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации – упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

  • 7. Развитие науки административного права. Разработка проблем административного права в научных трудах.
  • 8. Механизм административно-правового регулирования и его элементы.
  • 9. Особенности административно-правовых норм.
  • 10.Понятие, классификация и характерные черты административно-правовых отношений.
  • 11.Понятие, классификация и правовое положение органов исполнительной власти.
  • 12. Правительство Российской Федерации как основное звено системы федеральных органов исполнительной власти.
  • 13.Правовое положение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 14.Общественные объединения как субъекты административного права.
  • 15.Граждане как субъекты административного права. Административно-правовой статус гражданина.
  • 16.Понятие и виды служащих, занимающих должность государственной службы.
  • 17. Президент Российской Федерации в системе органов государственной власти. Его полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 18. Формы государственного управления. Административный договор как одна из форм государственного управления.
  • 19.Понятие и юридическое значение правовых актов управления, их классификация.
  • 20.Понятие и виды методов государственного управления.
  • 21.Убеждение и поощрение в государственном управлении.
  • 22.Понятие и классификация мер административного принуждения.
  • 23.Понятие и структура административного процесса.
  • 24.Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  • 25.Понятие и виды административных производств.
  • 26. Государственный контроль и его виды. Соотношение контроля и надзора в государственном управлении.
  • 27. Формы реагирования прокуратуры на нарушения законности в государственном и муниципальном управлении.
  • 28. Понятие, содержание и характерные черты административного надзора. Виды административного надзора.
  • 29.Роль предложений, заявлений и жалоб граждан в обеспечении законности и дисциплины в государственном управлении.
  • 30. Понятие и основные признаки административного правонарушения. Виды административных правонарушений.
  • 31.Понятие состава административного правонарушения. Виды составов, их признаки.
  • 32.Понятие и особенности административной ответственности.
  • 33.Множественность административных правонарушений.
  • 34.Понятие должностного лица по административному праву. Административная ответственность должностных лиц.
  • 35.Понятие и принципы производства по делам об административных правонарушениях, его задачи. Сроки в производстве.
  • 37.Правовая характеристика административных правонарушений в области охраны собственности: особенности юридических составов.
  • 38.Правовая характеристика административных правонарушений в промышленности, строительстве и энергетике: особенности юридических составов.
  • Глава 9 КоАп рф.
  • 39.Правовая характеристика административных правонарушений на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации: особенности юридических составов.
  • 40.Правовая характеристика административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: особенности юридических составов.
  • 44.Правовая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность: особенности юридических составов.
  • Глава 20 КоАп рф. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • 45.Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 46.Административное наказание в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 47.Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 48.Административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 49.Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  • 51. Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
  • 52.Характеристика стадии возбуждения дела об административном правонарушении и составляющих ее этапов.
  • 53.Характеристика стадии рассмотрения производства по делам об административных правонарушениях и составляющих ее этапов.
  • 54.Характеристика стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях и составляющих её этапов.
  • 55.Характеристика стадии исполнения постановления о назначении административного наказания и составляющих ее этапов.
  • 56.Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 57.Протокол об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 58.Административное задержание как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 59.Доставление физического лица, отграничение его от административного задержания.
  • 60.Личный досмотр и досмотр вещей, их нормативное регулирование и применение в деятельности органов внутренних дел.
  • 61.Изъятие вещей и документов как мера пресечения и административно-процессуального обеспечения.
  • 62.Характеристика лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • Глава 25 КоАп рф включает в себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 63.Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
  • 64.Подведомственность в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 65.Компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
  • 66.Постановление по делу об административном правонарушении, его содержание и юридическое значение.
  • 67.Административно-правовая организация в отраслях материального производства.
  • 68.Административно-правовая организация в сфере образования и науки.
  • 69.Административно-правовая организация в сфере здравоохранения.
  • 70.Административно-правовая организация в сфере культуры.
  • 71.Административно-правовая организация в сфере социальной защиты граждан.
  • 72.Административно-правовая организация в сфере обеспечения государственной безопасности.
  • 73.Правовой режим чрезвычайного положения и его обеспечение.
  • 74.Административно-правовая организация в сфере обороны.
  • 75.Правовые основы деятельности полиции.
  • 5. Система и источники административного права.

    Административное право - одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений, начиная от правил дорожного движения и заканчивая сферой международных отношений.

    Система административного права делится на общую и особенную части. Общая часть включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах определенных сфер управления (образование, охрана общественного порядка и т.п.). Каждая из частей включает в себя несколько административных институтов (подотраслей).

    В общую часть входят четыре подотрасли: 1) регулирующие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); 2) регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти; 3) регулирующие административно-правовые статусы негосударственных организаций; 4) обеспечивающие законность управления.

    В четырех подотраслях особенной части объединены нормы, регулирующие: 1) обеспечение безопасности граждан, общества, государства, административно-политическую деятельность; 2) организационно-хозяйственную деятельность государственной администрации; 3) социально-культурную деятельность государственной администрации; 4) деятельность государственной администрации по организации политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).

    Важнейшими источниками административного права являются законы (КонституцияРоссийской Федерации, федеральные законы и законы субъектов РФ) и подзаконные акты - нормативно-правовые акты самой различной субординации, конкретизирующие законы.

    Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

    В зависимости от того, кем приняты те или иные законодательные и нормативно-правовые акты, т.е. - по юридической силе источники административного права можно разделить на несколько типов: 1. законы РФ и ее субъектов, акты государственной администрации (и соответствующих органов субъектов РФ) - указы, распоряжения Президента, постановления и распоряжения правительства, министерств и ведомств; глав администраций, руководителей государственных органов, комитетов, командиров воинских частей; 2. Акты органов бывшего СССР, не утратившие своей актуальности в силу правопреемственности в тех случаях, если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ и если они не противоречат российскому законодательству; 3. Международные акты: в соответствии с Конституцией РФ “общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации”.

    6. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Отграничение административного права от других отраслей права.

    Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

    Сущность административного права:

    – является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;

    – нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;

    – составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

    В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

    – управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;

    – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;

    – управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.

    Воздействие административного права на общественные отношения:

    – регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

    – определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

    – устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

    Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

    3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

    4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;

    5) метод дозволения– юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

    6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

    Административное право отграничивается от других отраслей права не только по предмету регулирования (содержанию, характеру общественных отношений). В ряде случаев предмет правового регулирования может быть общим с другими отраслями права. Например, имущественные отношения регулируются как гражданским, так и административным правом. Отграничение административного права от других отраслей права осуществляется и при помощи метода правового регулирования. Гражданское праворегулирует общественные отношения, которые характеризуются равенством сторон (субъектов); административное право регулирует отношения, для которых свойственно неравенство сторон, ибо одной из сторон в административно-правовых отношениях всегда выступает государственный орган как носитель государственно-властных, административно-распорядительных полномочий.

    Однако не все отношения в сфере исполнительной власти основываются только на принципе "власть - подчинение". Существуют "горизонтальные" административно-правовые отношения, основанные на договорах, решениях, соглашениях между различными исполнительными и распорядительными органами. Отношения органов исполнительной власти и гражданина по реализации их прав также основываются на равенстве сторон.

    Административное право тесно связано с конституционным (государственным) правом, о котором шла речь в гл. 2.Конституционное право, как ведущая отрасль права, регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере устройства государственной власти, установления конституционного статуса личности, ее прав, свобод и обязанностей, а также взаимоотношения личности и государства. Оно определяет правовую основу многих институтов административного права, а последнее детализирует и дополняет нормы конституционного права, относящиеся к органам исполнительной власти, конкретизирует конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина (право на образование, здравоохранение, пользование достижениями культуры и т. п.), устанавливает механизм, процедуру их реализации.

    Административное право взаимосвязано с финансовым правом, о котором речь пойдет в гл. 7. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности (аккумуляции и расходования финансовых средств) как конкретной разновидности экономических отношений. Административное право регулирует организационно-правовые отношения в области финансов. Оно определяет компетенцию и организацию работы финансовых органов (Министерства финансов и др.). Государственные органы управления в своей деятельности в сфере финансов используют административно-правовые формы и методы (прямого приказа, предписания, привлечения к ответственности).

    "

    Система административного права — внутреннее устройство этой правовой отрасли, отражает последовательное размещение и взаимосвязь ее структурных элементов (частей) — подотраслей права и правовых институтов, состоящие из определенных совокупностей однородных норм.

    Л.С. Бельский — выделяет в этой системе такие подотрасли, как управленческое право, полицейское право и право административной юстиции.
    Однако предложенная дифференциация является спорной. В частности, юрисдикционной (т.е. фактически полицейской) деятельности в сфере ГУ занимаются не только ОВД, но и различные другие ОВВ (должностные лица), а также ОМС. Более того, применение принудительного действия норм права (что опять же связано с полицейской деятельностью) является органической функцией ГУ, поэтому не должно уходить от управления. Итак, такое разделение системы АП противоречивый характер и требует дальнейшего изучения.

    Существуют другие критерии внутренней дифференциации системы АП: а институциональный, отраслевой, процессуальный (т.е. разделение норм АП на материальные и процессуальные). Деление на отрасли и институты в определенной мере условным. Ведь АП, как и право в целом, является целостной материей, каждый элемент которой неотделим от других. Поэтому одни и те же нормы могут одновременно касаться различных правовых институтов или подотраслей административного права.
    Традиционно главным критерием объединения административно — правовых норм и их распределения по структурным частям является предмет правового регулирования. Согласно построена система предусматривает выделение правовых институтов, объединяемых в общую и особенную части АП.
    К общей части административного права относят нормы (в том числе правовые принципы), действующих во всех сферах организации и функционирования публичного управления. То есть она объединяет наиболее типичное, общее в правовом регулировании указанной сферы.

    Общая часть объединяет нормы, регулирующие:
    — принципы государственного управления;
    правовое положение субъектов АП (граждан, ОВВ, ОМС, ОП, предприятий, учреждений, организаций);
    государственной службе;
    — формы и методы управленческой деятельности;
    — административное принуждение;
    -средства обеспечения законности в государственном управлении;
    административный процесс, включая административное судопроизводство.

    Особенную часть административного права образуют нормы, регулирующие конкретные сферы и области управленческой деятельности. Иногда говорят еще о специальную часть, под которой понимают, например, нормы, регулирующие осуществление административной деятельности ОВД.

    Особенная часть АП содержит нормы, регулирующие:
    — управления экономикой, промышленностью, агропромышленным комплексом;
    — управления в социально — культурной сфере (образование, наука и т.д.);
    — управления в сфере административно — политической деятельности (внутренние дела, юстиция, внешние отношения и т.п.);
    — межотраслевое управление (статистика, стандартизация, ценообразование и т.д.).

    Содержание общей и особенной частей АП составляет органическое целое. Нормы общей части применяются ко всем институтам особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления и действие правовых актов управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех сферах социально — культурного строительства с учетом их специфики.

    Источники АП — внешние формы установления и выражения административно — правовых норм — акты правотворчества государственных органов и организаций, ОМС, принятые в пределах их установленной законодательством компетенции, а также: международные соглашения (договоры) и международно — правовые акты, ратифицированные Украиной.

    Особенности:
    — разнообразие и численность
    — благоустройство:
    — Все они основываются на нормах Конституции и законов Украины, которые имеют высшую юридическую силу;
    Нормативные акты высших ОВВ является юридической базой для актов, принимаемых ОВВ низшего уровня;
    — Акты ЦОИВ имеют больший масштаб действия, чем аналогичные акты низших органов;
    — Нормативные акты отраслевого (ведомственного) характера базируются на источниках общегосударственного характера.

    Постановления ВРУ имеют организационно — правовой характер и по юридической силе является следующим после законов уровнем. Эти акты бывают двух видов.
    Во-первых, с их помощью парламент может решать неотложные вопросы руководства государством, отнесенных к его компетенции, но не урегулированы в законах. Например, Постановление от 15.08.1997 г. « Об информации КМУ о ситуации в сельском хозяйстве и неотложных мерах по государственной поддержке агропромышленного комплекса».
    Во-вторых, парламент постановлениями вводит в действие новые законы, отменяет и изменяет устаревшие. Подобные акты основном не содержат правовых норм, является нормативно — вспомогательными. Но учитывая их правотворческое значения, а также на то, что они действуют неоднократно — в течение существования главного акта (закона), их также следует относить к источникам права.
    Указы Президента Украины — акты главы государства, издаются в пределах его полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов Украины.
    Акты КМУ, имеющие нормативный характер, называются постановлениями. Постановления правительства принимаются коллегиально на его заседаниях. Этими актами конкретизируются положения законов Украины и указов Президента Украины, в том числе по вопросам, которые являются предметом административно — правового регулирования.
    Кроме того, Кабинет Министров самостоятельно принимает решения, касающиеся вопросов государственного управления, отнесенных к его компетенции. Ими, как и актами Президента, регулируются организация и деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, вопросы управления в сферах экономического, социально-культурного развития, административно — политической деятельности.
    Постановлениями правительства утверждаются уставы, положение, правила, инструкции и некоторые другие акты, содержащие административно — правовые нормы.
    Приказы министерств и других ЦОИВ — акты ведомственного (отраслевого) характера, которые выдаются министром, руководителем иного ЦОИВ в одностороннем порядке. Приказы могут иметь отраслевой или межотраслевой характер. Иногда центральные органы исполнительной власти издают совместные акты.
    Нормативно-правовые акты ВР и СМ АРК. Верховная Рада АРК принимает Конституцию АРК, которая утверждается ВРУ, и другие нормативно — правовые акты в форме решений и постановлений. Актами ВР АРК может осуществляться самостоятельное административно — правовое регулирование по подлежащих его ведению вопросам: сельского хозяйства, лесов; мелиорации и карьеров; общественных работ, ремесел и промыслов благотворительной деятельности; курортно — рекреационной сферы и некоторых других. Нормативно-правовыми актами СМ АРК являются постановления, которые могут приниматься по вопросам развития в регионе экономики, социальной сферы
    Акты МДА — распоряжение их председателей принимаются в одностороннем порядке и являются обязательными для выполнения на соответствующей территории (область, город, район) всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами. Руководители управлений, отделов и других структурных подразделений МДА издают приказы, которые в некоторых случаях также могут иметь нормативный характер и являются обязательными для определенного круга предприятий, учреждений, других организаций, действующих на соответствующей территории.


    Решения местных советов (органов местного самоуправления) также могут содержать нормы АП. В частности, ОМС устанавливают общеобязательные правила по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдения тишины в общественных местах, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (п. 44,45 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении», ст. 5 Кодекса Украины об административных правонарушениях).
    Акты органов управления государственных предприятий, учреждений, организаций — приказы их руководителей. Право этих руководителей принимать нормы права связано с необходимостью реализации компетенции собственника имущества, то есть государства в лице его органов. Приказы принимаются единолично, их действие распространяется на все структурные подразделения, отделы, службы, работников соответствующих образований. Возможны случаи, когда эти акты распространяются и на граждан, не являющихся работниками упомянутых образований, то есть имеют внешнее воздействие. Так, ст. 78 Кодекса торгового мореплавания Украины предусматривает, что руководитель порта (государственного транспортного предприятия) издает обязательные постановления, регулирующие вопросы безопасности движения, охраны грузов, имущества порта и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту, охраны окружающей среды, порядка захода судов в порт и выхода из него.
    международные соглашения (договоры) Украины и международно — правовые акты, ратифицированные ВРУ. В соответствии со ст. 9 Конституции Украины они являются частью национального законодательства. Международно — правовые акты регулируют и вопросы, которые отнесены к административно — правовой сферы: защита прав и свобод человека и гражданина; правовой статус иностранцев, порядок пересечения государственной границы; взаимодействие пограничных войск и таможенных служб соседних государств, международное транспортное сообщение, сотрудничество в различных отраслях народного хозяйства, борьба с преступностью. Такова, например, Соглашение между Украиной и Республикой Польша «О правовом режиме украинского — польской границы, сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам», ратифицирована ВРУ 14 июля 1993
    По своей юридической силе нормы международных соглашений и международно — правовых актов занимают место между нормами Конституции и обычных законов.

  • 5.Методы административного права.
  • 6.Соотношение административного права со смежными отраслями российского права.
  • 7.Административное право как наука и учебная дисциплина.
  • 8.Понятие системы административно-правового регулирования.
  • 9.Нормы административного права: понятие, особенности, структура, виды и их характеристика.
  • 10.Реализация и действие административно-правовых норм.
  • 11.Административно-правовые отношения: понятие, особенности, содержание. Основания возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Виды административно-правовых отношений.
  • 13.Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность.
  • 14.Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Права, обязанности и гарантии реализации прав граждан в сфере государственного управления.
  • 15.Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 16.Понятие и признаки органов исполнительной власти рф, система органов исполнительной власти, их классификация.
  • 17.Президент Российской Федерации и исполнительная власть.
  • 18.Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, основные полномочия.
  • 19.Федеральные органы исполнительной власти России: понятие, система, структура, правовое положение, функции.
  • 20.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • 21.Органы местного самоуправления в системе публичного управления. Взаимодействие этих органов с органами государственной исполнительной власти.
  • 22.Общественные объединения как субъекты административного права: понятие, порядок и цели создания, правовой статус, прекращение деятельности.
  • 24.Государственные служащие гражданской службы: понятие, должности и классные чины, права, обязанности, правовые ограничения и запреты.
  • 25.Порядок прохождения государственной гражданской службы.
  • 26.Поощрения и ответственность государственных гражданских служащих.
  • 27.Особенности прохождения государственной военной службы.
  • 28.Особенности прохождения государственной правоохранительной службы.
  • Глава 1.Общие положения
  • 29.Формы осуществления государственного управления: понятие, содержание, классификация и характеристика каждой из групп.
  • 30.Правовые формы государственного управления: понятие, виды, характеристика каждой из форм.
  • 31.Неправовые формы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение. Соотношение с правовыми формами.
  • 32.Правовые акты государственного управления: понятие, признаки и юридическое значение. Классификация правовых актов управления.
  • 33.Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, последствия их несоблюдения.
  • 34.Порядок подготовки, принятия и вступления в действие актов государственного управления.
  • 35.Понятие и виды методов публичного управления.
  • 36. Убеждение, поощрение и регулирование как методы государственного управления: понятие, сущность, виды, значение в выполнении задач и функций государственного управления.
  • 37.Административное принуждение как метод государственного управления в России: понятие, сущность и правовая природа. Виды мер административного принуждения.
  • 12.Источники административного права: понятие и виды. Кодификация и систематизация административного законодательства.

    Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

    Нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

    Административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

    Административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

    Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

    Административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

    Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

    Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы кромано-германской правовой системе.

    Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

    Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

    13.Понятие и система субъектов административного права. Административная правосубъектность.

    Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

    Субъект административного права – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

    Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

    Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

    Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

    Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

    – управленческая сущность;

    – наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

    – юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

    – реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

    – обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

    Виды субъектов административного права:

    1) индивидуальные:

    – граждане РФ;

    – иностранные граждане;

    – лица без гражданства;

    – государственные служащие или должностные лица;

    2) коллективные:

    – государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

    – негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

    Субъект административного права - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административных управленческих общественных отношений. Главное, что объединяет многообразные субъекты административного права, - это административная правоспособность.

    Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством, правовыми нормами возможность данного субъекта вступать в различного рода правоотношения. Административная правоспособность - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

    Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

    К индивидуальным субъектам административного права относятся:

    граждане РФ;

    иностранные граждане;

    лица без гражданства.

    Специфическим индивидуальным субъектом административного права считают государственного служащего, так как, проявляя себя индивидуально, он фактически является официальным представителем того или иного органа исполнительной власти.

    К коллективным субъектам административного права относятся различные объединения граждан - государственные и негосударственные организации.

    Государственные организации как субъекты административного права:

    органы исполнительной власти (государственного управления);

    государственные предприятия, учреждения и их различного рода подразделения;

    структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

    Негосударственные организации как субъекты административного права:

    общественные объединения;

    органы местного самоуправления;

    коммерческие и другие структуры.

    Интересно соотношение субъектов административного права и субъектов административных правоотношений. Внешне они совпадают, но чтобы стать субъектом административных правоотношений, субъект административного права должен обладать административной дееспособностью.

    Административная дееспособность - процесс практической реализации административной правоспособности в условиях управленческой действительности. То есть правоспособность и дееспособность соотносятся как статическая и динамическая категории, являясь элементами административно-правового статуса.

    Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участника­ми (сторонами) регулируемых административным правом управ­ленческих общественных отношений. Административная право­субъектность слагается из двух элементов: правоспособности и дее­способности.

    комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права,

    гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и органами местного самоуправления.

    В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

    Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

    издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;

    реализуют их исполнение;

    содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;

    осуществляют охрану прав и свобод граждан.

    Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.

    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

    Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

    Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

    Административная дееспособность гражданина - признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их. Момент ее возникновения единообразен и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, ограниченная - с 16 лет, частичная - с 7 лет.

    Административное право в основном влияет на осуществление прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ). Это следующие права, свободы и обязанности:

    право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

    право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

    право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

    право граждан на свободу и личную неприкосновенность (не касается случаев, когда поведение граждан является противоправным);

    право на неприкосновенность жилища;

    право на передвижение;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

    право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

    Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности. Конституция РФ относит к ним следующие обязанности:

    соблюдать Конституцию и законы РФ;

    платить законно установленные налоги и сборы;

    сохранять природу и окружающую среду;

    бережно относиться к природным богатствам;

    защищать Отечество.

    Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них требований государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

    Гражданин реализует свои права и обязанности посредством следующих правомерных действий: фактического использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.