Что относят к мелкому хулиганству? Примерные фабулы административных правонарушений 20.1 административный кодекс.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ,

ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Ст. 20.1 КоАП РФ. Мелкое хулиганство

В том, что гражданин Иванов И.И. 03.03.11 года в 20 часов 45 минут, находясь в баре «Импульс», расположенном в п. Советский по ул. Октябрьская, в состоянии алкогольного опьянения в адрес бармена Петровой А.Н. выражался нецензурной бранью, на неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

В том, что 21.03.11 около 19 часов 30 минут на крыльце ДК «Октябрь», расположенном в р.п. Советский гражданин Иванов И.И. выражался нецензурной бранью, оскорбительно приставал к гражданам, хватал за руки проходящих мимо молодых женщин, загораживал проход. На неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

В том, что гражданин Иванов И.И. 21.03.11 в 19 часов 30 минут, находясь в баре «Импульс», расположенном в р.п. Советский по ул. Октябрьская, в состоянии алкогольного опьянения в адрес бармена Петровой А.Н. выражался нецензурной бранью, размахивая руками, разбил три бутылки пива, находящихся на прилавке, тем самым причинил материальный ущерб на сумму 123 рубля. На неоднократные требования граждан прекратить противоправные действия не реагировал.

В том, что гражданин Иванов И.И. 20.03.11 в 17 00 часов на заборе домовладения № 34 по ул. Октябрьской в р.п. Советский написал непристойные надписи нецензурного содержания, краской черного цвета.

В том, что 21.03.05 в 19 часов 30 минут на автобусной обстановке «Площадь Возрождения» в г. Йошкар-Ола гражданин Иванов И.И. выражался нецензурной бранью, оскорбительно приставал к гражданам, хватал за руки прохожих. На неоднократные требования сотрудника полиции прекратить противоправные действия ответил нецензурной бранью и продолжал выражаться нецензурной бранью,

Оскорбительно приставать к гражданам, т.е. совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 ч.2 КРФоАП.

Ст. 20.20 КоАП РФ. Распитие пива и напитков,

Изготавливаемых на его основе, алкогольной и

Наркотических средств или психотропных веществ

В общественных местах

В том, что 17.06.11 г. в 13 00 часов на детской площадке детского садика «Дельфиненок», расположенного в г. Йошкар-Ола по ул. Хорошева, гражданин Иванов НИ. распивал пиво «Волжанин» /ст. 20.20 ч.1 КоАП РФ/

В том, что 19.03.05 в 11 часов 25 минут в парке отдыха, расположенном в п. Советский, гражданин Иванов И.И. на лавочке распивал алкогольную продукцию /водку/, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.20 ч.2 КоАП РФ.


В том, что 19.03.05 в 11 часов 25 минут в парке отдыха, расположенном в п. Советский, гражданин Иванов И.И. на лавочке подготовил к распитию совместно с гражданкой Петровой А.Н. алкогольную продукцию /водку/. Ст. 20.20 ч. 2 КоАП РФ.

В том, что 19.03.05 в 12 часов 15 минут на стадионе, расположенном в п. Советский, Иванов И.И. употребил одурманивающие вещество /путем вдыхания паров клея «Момент»/ ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.

Ст. 20.21 КоАП РФ. Появление в общественных местах

В состоянии опьянения

В том, что 12.03.05 в 17.45 минут на ул. Александрова около дома № 8 г. Волжск гражданин Иванов И.И. находился в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность /грязная, мокрая, расстегнутая одежда, внешний вид вызывает брезгливость и отвращение, нарушена координация движения, шаткая походка, бессвязная речь, резкий запах алкоголя изо рта/

Ст. 20.22. КоАП РФ. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

В том, что 19.03.11 в 12 часов 15 минут на лестничной площадке между 2 и 3 этажами в подъезде №2, дома 8 по ул. Александрова г. Волжск несовершеннолетний Иванов И.И. употребил одурманивающие вещество / путем вдыхания паров клея «Момент».

В том, что 18.03.11 в 20 часов 05 минут в ДК «Октябрь», расположенном в п. Советский, несовершеннолетний Иванов И.И. находился в состоянии опьянения, оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность /расстегнутая одежда, нарушена координация движения, шаткая походка, бессвязная речь, запах алкоголя изо рта/.

Хулиганство (нарушение общественного порядка) всегда расценивалось как чрезвычайно опасное деяние, в результате которого могут пострадать совершенно случайные люди. В статье рассказывается о признаках хулиганства, возможном наказании и последних изменениях в законодательстве.

Административное хулиганство

Если точнее, в соответствии с КОАП РФ, такое хулиганство называется мелким – действительно, по сравнению с уголовным деянием административное правонарушение довольно незначительно и по содержанию, и по наказанию. Статья 20.1 КОАП РФ предусматривает ответственность за нарушение общественного порядка, которое может быть выражено в следующем:

  • нецензурная брань в общественном месте . В основном, за это привлекаются люди, которые крепко выпили, в громком разговоре используют грубые слова, обзывания, сравнения и т.д. Те, кто спокойно разговаривают между собой (пусть даже и с употреблением «красного словца»), к ответственности не привлекаются, поскольку общественный порядок ими не нарушен;
  • оскорбительное приставание к гражданам . Довольно часто как хулиганские расцениваются действия тех, кто просит прохожих дать денег, закурить, проводить и т.д.;
  • уничтожение (повреждение) имущества является одним из способов проявления неуважения к обществу (повреждение зеркала автомобиля, посуды в кафе и т.д.). Если действия говорят о целенаправленном умысле причинить кому-то ущерб, применяется отдельная статья о порче имущества.

Все перечисленные действия могут быть выполнены как одновременно, так и по отдельности, но обязательно в общественном месте.

По смыслу закона, это то место, в котором находятся или вправе находиться люди, оно не является объектом чьей-то личной собственности. Общественными местами считаются парки, улицы, магазины, театры, парковки, площадки, учреждения и т.д. Даже лестничные площадки подъезда могут быть общественным местом. Понятие общественного места одинаково соотносимо и к административному, и к уголовному праву.

Пример №1 . Стоя в очереди в банке, Некрасов П.А. заметил, что мужчина подошел к оператору, минуя всех стоящих перед ним людей, несмотря на строгую очередность по электронным талонам. Некрасов А.П. сначала спокойно, а потом и повышая тон, возмутился. Мужчина объяснил, что 10 минут назад он уже был у этого оператора и только лишь хочет уточнить номер договора, по которому была консультация. Некрасов А.П. выразился в адрес оператора, руководителя банка, мужчины, который обращался повторно за консультацией, грубой нецензурной бранью и покинул отделение. Впоследствии он был привлечен к ответственности по ст. 20.1 КОАП РФ.

В этом примере видно, что место, где произошел инцидент является общественным (банк), при этом виновный выполнил одно из действий, подпадающих под признаки мелкого хулиганства (оскорбление грубой нецензурной бранью).

Пример №2 , где состав административного правонарушение не был подтвержден. Соседи по дачным участкам в ходе конфликта повредили друг другу имущество. Соловьева Н.Р. сломала часть забора соседке Никитиной К.Е., а та, в свою очередь, вырвала цветы с клумбы на участке Соловьевой Н.Р. Здесь может быть административное правонарушение или преступление, связанные с повреждением чужого имущества, но не хулиганство. Во-первых, общественными местами частные домовладения и прилегающие к ним участки не являются, а во-вторых, умысел обеих женщин не был направлен на нарушение общественного порядка.

Личные конфликтные взаимоотношения всегда исключают хулиганские действия. Поэтому инциденты между мужем и женой, другими членами семьи, лицами, которые испытывают друг к другу стойкие неприязненные отношения, никогда не могут быть признаны правонарушением по ст. 20.1 КОАП РФ.

Наказание нарушителям спокойствия назначается постановлением суда и может быть таким:

В случае, если мелкое хулиганство связано с неповиновением сотрудникам полиции, содеянное подпадает под признаки части 2 ст. 20.1 КОАП РФ и влечет арест на тот же срок или штраф до 2500 рублей .

Хулиганство в уголовном праве

Хулиганство в уголовно-правовом смысле всегда выражает более грубое, нежели в административном праве, неуважение к обществу. Это может проявляться в равнодушном отношении к людям, их спокойной жизни и привычному ритму, работе, при этом демонстрация пренебрежения правами других проявлена более активна, может создавать опасность для окружающих. Другими словами, действия, подпадающие под признаки ст. 213 УК РФ, должны быть «из ряда вон выходящими», не характерными для цивилизованного общества, иногда довольно агрессивными.

При этом от хулиганства следует отличать очень похожее преступление – вандализм. Вандалы привлекаются к уголовной ответственности намного реже, чем хулиганы, но все же такие дела в судах периодически рассматриваются, виновным назначают ограничение или лишение свободы на срок до трех лет. Вандализм означает осквернение памятников, зданий, общественного транспорта или муниципального имущества. Здесь главным признаком является порча имущества в общественном месте (этого критерия нет в ст. 213 УК РФ), и такое действие может выполнено не на виду у прохожих, а в тайне.

Пример №3 . Группа подростков, используя баллоны с краской, написали на стене здания исторического здания граффити. Муниципалитету был причинен ущерб на довольно значительную сумму – 120000 рублей. Поскольку краску без применения специальных растворителей устранить не удалось, в результате было повреждено покрытие стен здания, частично началось обрушение, возникла необходимость в реставрационных работах. Подростки понесли наказание за вандализм, поскольку их умысел был направлен на порчу муниципального имущества, что было осуществлено ими ночью, тайно, и только благодаря камерам наблюдения удалось вычислить нарушителей по составленному фото.

Подробнее о вандализме читайте в нашей отдельной статье.

Особенности хулиганства по УК

До 2003 года обязательными признаками хулиганства (ст. 213 УК РФ) были применение насилия к другим людям или порча чужого имущества. С 8 декабря 2003 года и по сегодняшний день действует другая редакция, где нет этих признаков (любые телесные повреждения и ущерб имуществу квалифицируются отдельными статьями УК РФ), но есть другие:

Применение оружия

Виновным лицом может быть использовано оружие любого вида (огнестрельное, травматическое и т.д.), а также предметы в качестве оружия. Если на оружие нет разрешения, дополнительно действия виновного человека могут быть квалифицированы как незаконное приобретение, хранение, ношение и т.д. В качестве предметов могут быть использованы ножи (не относящиеся к холодному оружию), палки, биты, камни, подручные инструменты – словом, все, чем можно причинить телесные повреждения.

По законодательству применить оружие означает действия, явно свидетельствующие о намерении его использовать именно в отношении людей. Таким образом, просто нахождение в руках какого-то предмета (без демонстрации, направления в сторону потерпевшего), которым теоретически можно нанести удар или повредить чужое имущество, не может быть признано применением, что исключает ответственность по УК РФ, но влечет административное наказание за мелкое хулиганство.

Пример №4 . Периков А.В., будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения по случаю потери работы, был зол на Правительство, Президента и вообще на власть в целом. Он пришел к зданию администрации района, взял на ближайшей стройке несколько булыжников и все их бросил в окна здания, при этом выражаясь грубой нецензурной бранью. Периков прекрасно видел, что у одного из окна находится охранник, но все равно бросил камень в него, впоследствии был привлечен к уголовной ответственности за хулиганство, поскольку во время нарушения общественного порядка применил предметы в качестве оружия (булыжники).

В приведенном примере охраннику были причинены легкие телесные повреждения, а имуществу администрации – ущерб на сумму 14000 рублей, что являлось основанием для дополнительной квалификации по ст. 115 УК РФ, 167 УК РФ. Периков понес наказание сразу по трем преступлениям.

Предметы, которые могут быть использованы хулиганом и повлечь ответственность по уголовному законодательству, могут быть абсолютно любыми. Верховный Суд РФ приводит в своих разъяснениях пример, когда виновным лицом нарушается общественный порядок с одновременным использованием животного (собаки), в целях устрашения, создания опасности для людей. Мужчина натравливал свою собаку на прохожих в людном месте. В таких случаях это также будет считаться применением предметов с квалификацией по ст. 213 УК РФ.

Национальный мотив

когда преступные действия выполняются из-за расовой ненависти, неприятия религиозных убеждений и т.д.

В городах, которые можно назвать многонациональными, проявление ненависти к представителям определенной социальной группы не является редкостью. Так, в одной из областей России несколько молодых людей, подверженным радикальным националистическим взглядам (нетерпимость к татарам), специально провоцировали драки с выходцами из Республики Татарстан, подходя к ним на улице и начиная их толкать в спины. Поскольку подобных эпизодов было несколько, следствию удалось доказать наличие именно национального мотива в действиях виновных лиц, которые впоследствии были осуждены по ст. 213 УК РФ.

Перечисленные квалифицирующие признаки могут быть как в отдельности, так и все вместе одновременно.

Наказание за уголовное хулиганство

Виновному лицу может быть назначено:

1. Штраф от 300000 до 500000 рублей; обязательные работы (до 480 часов), исправительные работы (до 2 лет); лишение свободы (до 5 лет).

Исходя из судебной практики, в отношении лиц, привлекающихся по ч. 1 ст. 213 УК РФ впервые, редко назначают лишением свободы. В подавляющем большинстве таких хулиганов ждет наказание в виде исправительных работ или условное лишение свободы.

2. Штраф от 500000 до одного миллиона рублей; лишение свободы до 7 лет.

Такая мера ответственности применяется к тем, кто совершил хулиганские действия в группе, предварительно договорившись с подельниками . Такое же наказание ждет тех, кто оказал сопротивление людям, пытавшимся пресечь нарушение общественного порядка (ими могут быть как полицейские, так и обычные прохожие).

Необходимо отметить, что совершение преступления именно с такими дополнительными признаками часто сопровождается и другими деяниями. Групповые действия практически всегда связаны с причинением телесных повреждений вплоть до тяжких, порчей имущества, нанесением ущерба абсолютно посторонним людям. Поэтому в таких ситуациях осужденным чаще назначают отбывание наказания в местах лишения свободы, штраф применяется судьями довольно редко.

3. Отдельное наказание только в виде лишения свободы (безальтернативно) до 8 лет лишения свободы грозит в случае использования взрывчатки .

Изменения в законе

С апреля 2017 года в уголовное законодательство был введен абсолютно новый вид хулиганства, позволивший полиции признавать составом преступления, а не административным правонарушением (как это было раньше) действия дебоширов на борту самолетов, в поездах и т.д.

Поводом для введения новой нормы закона явились участившиеся случаи неадекватного поведения пассажиров, которые наводили панику среди других людей, оказавшихся вместе в одном автобусе, самолете, электричке. Особенно шокирующие ситуации давно выложены в интернет и общедоступны для просмотра.

Законодатели сочли, что снятие с борта хулигана недостаточно, ведь есть случаи повторного неподобающего поведения на транспорте со стороны ранее привлеченных за подобные действия.

Для уголовной ответственности неважен вид транспорта, на котором происходят события – это может быть и воздушный, и подземный (метро), и водный (катера, речные «трамвайчики»), наземный (автобусы). Для состава преступления необходимо, чтобы транспорт, на котором произошло хулиганство, относился к разряду общественного. То есть, доступ на борт для других граждан, купивших билет или получивших приглашение, должен быть открыт.

Учитывая, что изменения в статью 213 УК РФ вступили в силу только весной 2017 года, судебной практике пока не известны приговоры, которыми были бы осуждены лица, нарушающие общественный порядок в путешествиях.

Хулиганство по телефону

В прессе нет сведений о законодательной инициативе по введению отдельной ответственности за телефонное хулиганство. Думаем, в будущем вполне возможно появление такой нормы, скорее всего, в административном законодательстве.

Каждый из нас может столкнуться с надоедливыми звонками от известных или неизвестных лиц, разыгрывающих абонента ради шутки. Звонившие не могут не понимать, что такими действиями они нарушают покой граждан и право на отдых, тратят их время и, что там говорить, нервы. Но в настоящее время ответственность за хулиганство по телефону законодательством не предусмотрена .

Формально можно констатировать признаки мелкого хулиганства (например, грубая нецензурная брань, неуважение к обществу, оскорбительное приставание), но нет основного критерия – нарушение общественного порядка. Подведение под этот термин общение на расстояние с помощью средств связи не будет верным и законным.

И все же, определенная ответственность за некоторые телефонные действия, являющиеся по своей сути хулиганскими, но не подпадающими под ст. 20.1 КОАП РФ или ст. 213 УК РФ, может наступить за:

  • заведомо ложное сообщение о преступлении (такое заявление вполне может быть сделано по телефону в дежурную часть отдела)- ст. 306 УК РФ;
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (свыше 100 ложных вызовов о заложенных бомбах в учреждениях фиксируется ежегодно только в Московской области) – ст. 207 УК РФ;
  • оскорбление (если по телефону или смс вас оскорбляют, то есть называют словами, унижающими честь и достоинство) – ст. 5.61 КОАП РФ, с заявлением о возбуждении административного производства следует обратиться в прокуратуру.

Подведем итог

  1. Хулиганство может быть как административным (мелким), так и уголовным. Для административной ответственности достаточно в общественном месте оскорбить окружающих или повредить имущество; для уголовной – применить оружие (предметы), действовать по национальному мотиву или учинить хаос во время поездки.
  2. Такие действия всегда нарушают общественный порядок и всегда совершаются только в общественном месте, признаками которого являются:
    • доступность для граждан;
    • отсутствие отгороженности, статуса личной собственности;
    • к общественным могут относиться не только участки местности, но и здания (где могут свободно находиться люди), транспорт (например, маршрутное такси), сооружения.
  3. Не относятся к хулиганским действиям конфликты, возникающие из-за неприязненных личных отношений (например, между соседями, родственниками): считается, что в таких ситуациях у виновного нет умысла нарушить спокойствие других граждан.
  4. Наиболее строгим наказанием за совершение мелкого хулиганства является административный арест на 15 суток; по уголовному делу - 8 лет лишения свободы.

Мелкое хулиганство – одно из наиболее распространенных правонарушений. Совершение данного правонарушения свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, других людей, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

Основным непосредственным объектом данного административного правонарушения является общественный порядок. Дополнительный объект – общественная нравственность, отношения собственности (в случае уничтожения или повреждения чужого имущества).

С объективной стороны мелкое хулиганство характеризуется действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан.

Такими действиями, совершенными из хулиганских побуждений, могут быть:

Нецензурная брань в общественных местах;

Оскорбительное приставание к гражданам;

Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Характер указанных действий очевиден. Каждое из них может рассматриваться в качестве мелкого хулиганства, если оно нарушает общественный порядок и выражает явное неуважение к обществу.

Одним из наиболее распространенных проявлений мелкого хулиганства является оскорбительное приставание к гражданам. Термин «приставание» подразумевает навязчивое поведение, попытки навязать свое общество кому-то без встречного на то желания, стремление стеснить волю других, развязанное поведение и т.д.

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-досуговых организациях; в любом месте нахождения людей – в школе, на улице, в лесу и т.д.

Под уничтожением имущества понимают внешнее воздействие на предметы материального мира, в результате которого они прекращают свое физическое существование или приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению.

При этом имущество не может быть восстановлено путем ремонта или реставрации и полностью выводится из хозяйственного оборота.



Под повреждением понимается такое изменение свойств имущества, при котором существенно ухудшается его состояние, утрачивается значительная часть полезных свойств и оно становится частично или полностью непригодным для хозяйственного или иного целевого использования. В отличие от уничтожения повреждение может быть устранено путем ремонта и т.п.

Следует отграничивать состав мелкого хулиганства, выразившегося в уничтожении или повреждении чужого имущества, от смежных составов (статья 7.17 КоАП РФ) и от уголовно наказуемого уничтожения или повреждения чужого имущества из хулиганских побуждений (часть 2 статьи 167 УК РФ), а так же от вандализма (статья 214 УК РФ).

Для анализа состава мелкого хулиганства особенно важен вопрос о насилии (физическом и психическом). Мало кто возразит, что для мелкого хулиганства более характерно психическое насилие из хулиганских побуждений.

Следует подчеркнуть, что насилие, связанное с мелким хулиганством, должно иметь исключительно характер притеснения, но никак не физического воздействия. Мелкое хулиганство и физическое насилие несовместимы.

В случае причинения потерпевшему физической боли либо вреда здоровью либо угрозы такого насилия наступает уголовная ответственность.

Мелкое хулиганство характеризуется меньшей степенью нарушения общественного порядка. А грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, образует состав преступлений.

Квалифицируя оскорбительное приставание, характеризующее объективную сторону мелкого хулиганства, следует отличать его от оскорбления (статья 5.61 КоАП РФ). Последнее направлено на умышленное унижение чести и достоинства личности, выражаемое в неприличной форме, то есть оно обусловлено личными, неприязненными отношениями (признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда они направлены против определенного человека, который назван по фамилии или имени, и нет сомнения, что речь идет именно о нем), тогда как в качестве мелкого хулиганства всегда квалифицируются действия, направленные против общественного порядка.

Оскорбительное приставание к гражданам следует отличать от более мирного назойливого приставания в целях гадания, попрошайничества, проституции либо религиозной агитации (ответственность за данные действия предусмотрена ст.51 Кодекса Омской области об административных правонарушениях).

Объективная сторона ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ связана с неповиновением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, или лицу, пресекающему хулиганские действия, указанные в ч.1.

К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава полиции, состоящие на службе в штатах органов МВД России.

Иные лица – граждане, члены добровольных общественных формирований, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота, исполняющие обязанности по охране общественного порядка.

Лица, пресекающие нарушение общественного порядка, вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности по охране общественного порядка или нет.

Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе давать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые для поддержания правопорядка требования.

В случае отказа от обязательного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего либо неповиновения, выраженного в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного пренебрежения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок, действия виновного образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ.

Виновные привлекаются к ответственности по ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ, если распоряжения или требования сотрудника полиции, дружинника или военнослужащего были законными , то есть основанными на предписаниях закона, и отданы или предъявлены при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

О нахождении сотрудника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника или иная атрибутика, предъявление соответствующего удостоверения. В том случае если нарушение общественного порядка пресекает гражданин, его требование должно быть четко выраженным, свидетельствующем о том, что гражданин требует прекращения конкретного противоправного поведения.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать сотруднику полиции, дружиннику или военнослужащему выполнить обязанности по охране общественного порядка или нет.

Следует различать неповиновение и сопротивление. Сопротивление в отличие от неповиновения всегда выражается в активном физическом противодействии осуществлению сотрудником полиции или военнослужащим полномочий, которыми они наделены в связи с исполнением обязанностей по охране общественного порядка. В этом случае возможно наступление уголовной ответственности, в частности по ст. 318 УК РФ.

При наличии хулиганства, сопряженного с неповиновением, дополнительной квалификации по ст. 19.3КоАП РФ не требуется.

Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения данного правонарушения 16-летнего возраста.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умышленной формой вины.

Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив: удовлетворение индивидуалистических потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей (хулиганский).

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью применения административного ареста – судьи (ч. ч. 2и3 ст. 23.1КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство , то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Объектом мелкого хулиганства является общественный порядок, на который посягает нарушитель. Данное деяние свидетельствует о низкой культуре нарушителя, его эгоизме, пренебрежении интересами общества, окружающих его граждан, об игнорировании норм морали и нравственности, сложившихся в обществе.

С объективной стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и спокойствие граждан. Таковыми являются действия, указанные в фабуле: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений. Как мелкое хулиганство сложившаяся административная практика рассматривает также: битье стекол на остановках общественного транспорта, учинение малозаметных и быстро стирающихся нецензурных надписей на заборах, домах, в подъездах.

Признаком объективной стороны мелкого хулиганства является общественное место. Мелкое хулиганство совершается, как правило, при непосредственном присутствии граждан, поскольку именно в такой обстановке правонарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Между тем, следует иметь в виду, что для наличия состава мелкого хулиганства признак публичности совсем не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в тех случаях, когда конкретное лицо, например, ночью демонстративно нарушало покой спящих граждан (громко кричало, нецензурно ругалось или пело песни).

Хулиганством может быть нарушен общественный порядок во всех сферах жизнедеятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях, а также в любом месте нахождения людей: на улицах, в квартирах, общежитиях, транспорте и т.д.

Не являются мелким хулиганством действия лица, совершенные в жилом помещении (квартире, общежитии, доме), если они не нарушают спокойствие соседей (жалобы соседей отсутствуют). В тех случаях, когда правонарушитель в результате противоправных действий наносит побои, причиняет физическую боль, и это поведение основано на личных неприязненных отношениях, совершено в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых, то действия такого лица должны квалифицироваться по соответствующим статьям УК РФ, исходя из последствий (ч.1 ст.115 УК РФ – умышленное причинение легкого вреда здоровью, ч.1 ст.116 УК РФ – нанесение побоев или иных насильственных действий, причинивших физическую боль; ст.117 – истязание).


Субъектом мелкого хулиганства может быть физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется умыслом, как правило - прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Мотивы и цели мелкого хулиганства различны, в том числе удовлетворение своих потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Недопустима практика привлечения к ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которых содержат признаки других правонарушений при отсутствии признаков самого мелкого хулиганства (например, имеются факты, когда за появление лица в общественном месте в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сотрудники ОВД оформляют два административных протокола - по ст. 20.21 КоАП РФ и ст. 20.1 КоАП РФ).

Мелкое хулиганство отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч. 1 ст. 213 УК РФ, меньшей степенью общественной опасности: оно совершается без применения оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а»), а также при отсутствии мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотивов ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б»).

Мелкое хулиганство следует отличать от акта вандализма, проявляющегося в осквернении зданий или иных сооружений, порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах (ст. 214 УК РФ). Отграничение вандализма от мелкого хулиганства состоит в том, что при действиях, образующих состав вандализма, происходит нарушение норм общественной нравственности и эстетики, но нет нарушений общественного порядка, то есть соответствующих отношений между людьми, правил взаимного поведения и т.п., что характеризует объект мелкого хулиганства. Таким образом, при квалификации этих деяний следует различать, например, действия пассажира в вагоне электрички, просто разрезающего в присутствии граждан ножом обивку сиденья, и действия другого лица, громко выкрикивающего нецензурные выражения, либо поющего песни такого же характера.

Под осквернением зданий или иных сооружений следует понимать придание им или их частям вида, оскорбительного для общественной нравственности. К подобным действиям следует относить, прежде всего, размещение на зданиях или иных сооружениях надписей и рисунков непристойного, оскорбительного для граждан содержания. Такие надписи и рисунки должны быть выполнены стойким несмывающимся веществом.

В целях усиления охраны собственности и общественного порядка на территории Краснодарского края введены ограничения на продажу красок в аэрозольных упаковках: в специально отведенных местах, при наличии специального разрешения, запрет на продажу несовершеннолетним.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 20.1 КоАП РФ, характеризуется неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.

Неповиновение может выражаться в отказе прекратить хулиганские действия, а также в активном противодействии лицам, пытающимся пресечь действия хулигана, вывести его из помещения и т.д. Например, лицо вырывается из рук задерживающих, хватается за различные предметы, чтобы помешать вывести его из помещения.

Если неповиновение законным требованиям было оказано лицом после окончания хулиганских действий, с целью избежать задержания, то все содеянное надлежит квалифицировать по ч.1 ст.ст. 20.1 и ч.1 ст.19.3 КоАП РФ. В том случае, если неповиновение сопряжено с угрозами или применением насилия в отношении представителя власти (например, с нанесением ударов, повреждением одежды и т.д.), то такие действия лица образуют состав преступления, предусмотренного ст.318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

К представителям власти , исполняющим обязанности по охране общественного порядка, относятся лица рядового и начальствующего состава милиции, состоящие на службе в кадрах органов МВД России; к иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка – граждане-члены народных дружин, военнослужащие – лица рядового, сержантского и офицерского состава внутренних войск, армии и флота. Исполняя обязанности по охране общественного порядка, они вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для пресечения нарушения общественного порядка.

О нахождении работника полиции или дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка должны свидетельствовать установленная форма одежды, нагрудный знак, нарукавная повязка дружинника (иная атрибутика) или предъявление соответствующих удостоверений.

Правонарушение признается оконченным с момента оказания виновным неповиновения независимо от того, удалось ли ему этим воспрепятствовать представителю власти или иному лицу выполнению обязанностей по охране общественного порядка или нет.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.1 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (милиции).

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста – мировые судьи (ч.2 и 3 ст.23.1 КоАП РФ).

Закон Краснодарского края «Об административных правонарушениях» № 608-КЗ от 23.07.2003г. к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, относит: купание в запрещенных местах (ст.2.2 608-КЗ), приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества (ст.2.3 608-КЗ), бесконтрольное содержание скота и птицы (ст.2.4 608-КЗ), нарушение правил содержания собак и кошек (ст.2.5 608-КЗ).

Дела о мелком хулиганстве рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3), а в случае передачи дела на рассмотрение судьи в связи с возможностью применения административного ареста - мировые судьи (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Нарушение правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ)

Объектом правонарушения является общественная безопасность, безопасность жизни и собственности в сфере производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Правила оборота оружия установлены Федеральным законом от 13 ноября 1996г. № 814 «Об оружии», а также регулируются Инструкцией «По организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД РФ от 12 апреля 1999г. № 288.

Оружием признаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оно подразделяется на огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое и газовое, а в зависимости от целей его использования – на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное.

После вступления в законную силу Федерального закона № 162 от 8.12.2003г., которым внесены изменения в части 1 и 4 ст.222 УК РФ, из числа уголовно-наказуемых деяний исключено хранение огнестрельного гражданского гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, а также приобретение и ношение холодного и газового оружия. За указанные действия наступает административная ответственность в порядке статей 20.8 (нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему) и 20.12 КоАП РФ (пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему).

Следует также иметь в виду, что виновные лица привлекаются к административной ответственности за нарушение установленных правил ношения, изготовления, продажу или передачу пневматического оружия с дульной энергией более 7,5 джоуля и калибра 45 миллиметра, оборот которого ФЗ «Об оружии» запрещен.

Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 - 223 УК РФ, - "за незаконные производство и оборот оружия". В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного части первой, выражается в нарушении правилпроизводства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, ответственность за перечисленные деяния несут должностные и юридические лица.

К правилам , за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона "Об оружии" (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

Объективная сторона части второй - грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Производство оружия, торговля им, коллекционирование и экспонирование оружия подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ (ст. 9.1 Закона об оружии).

Грубым нарушением лицензионных требований являются:

1. Невыполнение лицензиатом требований, установленных подпунктами «а»-«г» пункта 4, пунктами 5 и 6 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, ремонта и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;

2. Невыполнение лицензиатом требований, установленных пунктом 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), повлекшие за собой последствия, предусмотренные частью 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Субъекты – должностные и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части третьей – нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются постановлением Правительства РФ от 05.09.2011г. № 731. Порядок проведения проверки определяется приказом МВД РФ от 27.04.2012 № 372.

Субъекты – должностные лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части четвертой - нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами.

По лицензии граждане России могут приобретать газовое оружие отечественного производства, огнестрельное отечественное бесствольное оружие или холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальным костюмом. Механические и аэрозольные распылители слезоточивых или раздражающих веществ и некоторые другие средства самообороны (например, пневматическое оружие) приобретаются без лицензии. Следовательно, предметом данного правонарушения не являются.

Хранение оружия и патронов к нему разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в органах внутренних дел разрешение на хранение и ношение оружия.

Принадлежащее гражданам оружие должно храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах либо металлических ящиках.

Субъект – физическое лицо (вменяемое, достигшее 16 лет).

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части пятой - Нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему.

Граждане могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии». Юридические лица и граждане осуществляют коллекционирование и экспонирование оружия на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры РФ.

Субъекты – физические лица (вменяемые, достигшие 16 лет) и юридические лица.

Субъективная сторона – вина в форме умысла.

Объективная сторона части шестой – незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения – короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Если в соответствии с другими частями комментируемой статьи субъект ответственности - лицо, наделенное соответствующими полномочиями, связанными с оборотом оружия, либо осуществляющее эту деятельность в установленном порядке (в том числе по коллекционированию и экспонированию оружия, по выдаче свидетельств или медицинских заключений и др.), то в рассматриваемом случае субъект ответственности - лицо, незаконно осуществляющее определенные действия (физическое - вменяемое, достигшее 16-летнего возраста, должностное лицо или юридическое лицо).

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.

Протоколы о вышеуказанных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Дела о правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 6 ст. 20.8, рассматриваются судьями. Дела административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 ст. 20.8, рассматриваются судьями в тех случаях, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) передают его на рассмотрение судье для применения наказаний в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности (ст. 23.1).

Новая редакция Ст. 20.1 КоАП РФ

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, -

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.3.1 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -

влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Примечание . Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 - 5 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Комментарий к Статье 20.1 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения порядка в общественных местах.

2. Объективная сторона части первой статьи 20.1 выражается в явном неуважении к обществу, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Мелкое хулиганство характеризуется как нарушение общественного порядка. Под общественным порядком следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, предусмотренных правом, традициями и моралью общества. К хулиганству следует относить действия, совершаемые в общественных местах в отношении незнакомых или малознакомых людей. Не являются мелким хулиганством действия, основанные на личных неприязненных отношениях и совершаемые в отношении знакомых лиц. От мелкого хулиганства как административного правонарушения следует отличать хулиганство, предусмотренное статьей 213 УК , - грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

3. Объективную сторону части второй комментируемой статьи составляют те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка

К представителям власти относится любое лицо, наделенное законодательством правом принимать решения, обязательные для исполнения организационно неподчиненными субъектами. Квалификация по части 2 статьи 20.1 КоАП возможна лишь в том случае, если представитель власти или иное лицо исполняли в данный момент обязанности по охране общественного порядка или пресекали нарушение общественного порядка. Неповиновение следует отличать от сопротивления представителям власти, осуществляющим охрану общественного порядка. Сопротивление выражается в очевидном и активном противодействии, в создании препятствий для исполнения представителями власти своих обязанностей. Такие действия квалифицируются по статье 318 Уголовного кодекса РФ .

4. Субъектом правонарушения выступают граждане.

5. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляют должностные лица органов внутренних дел.

7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел или судьями в том случае, если орган внутренних дел передает его на рассмотрение судье.

Другой комментарий к Ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности , целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

2. С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность.

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами "или другие действия".

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

3. Субъектом мелкого хулиганства может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет, вменяемое (см. и ).

4. С субъективной стороны мелкое хулиганство обычно характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что наступит в результате их совершения, и желает этого. Бывает также, что нарушитель не желает такого результата, но сознательно его допускает. В таком случае имеет место мелкое хулиганство, совершенное с косвенным умыслом.

Находясь в общественных местах, в окружении незнакомых людей, правонарушитель может усмотреть в их поведении причину для совершения своих действий или даже спровоцировать ее. Однако следует отметить несоразмерность такой причины действиям, совершаемым правонарушителем.

В этих случаях мотивом является удовлетворение индивидуалистической потребности в самоутверждении за счет умаления и игнорирования достоинств других людей.

5. Теория административного права относит к обязательным признакам, характеризующим правонарушение, признак общественной опасности (о признаке общественной опасности см.