Экстерриториальное действие уголовно-процессуального закона. Территориальное и экстерриториальное действие уголовного закона Суверенитет государства и экстерриториальное действие частноправовых и публично-правовых норм

3.1. Экстертерриториальность действия закона.

Несмотря на то, что установленные или санкционированные государством нормы права, как правило, действуют в пределах территории государства, в определенных случаях возможно их экстерриториальное действие, т.е. действие за пределами территории государства.

Экстерриториальное действие норм права, а также нормативных правовых актов, имеет место в следующих случаях.

Во-первых, в случае нахождения граждан за границей. Граждане государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют правовую связь со своим государством. Во многих государствах в соответствии с международным правом действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан, находящихся вне пределов государства. Кроме того, нормы права, будучи общеобязательными правилами поведения, обязательны для граждан не только на территории государства, но и за ее пределами. Поэтому граждане государства, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей собственной страны. Так, согласно ст. 12 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации.

Во-вторых, в случае заключения соглашений с другими государствами, в соответствии с которыми определенные правовые нормы одного государства действуют на территории другого и наоборот. Особенно это касается норм гражданского, коммерческого, трудового, финансового и некоторых других отраслей права.

В-третьих, в случае действия на территориях со смешанным правовым режимом.

К таким территориям относятся континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за пределами территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка, а исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 морских миль, расположенное за внешней границей территориального моря и примыкающее к нему. Эти территории не входят в состав территории прибрежных государств и вообще не являются территорией какого-либо государства. Вместе с тем прибрежные государства обладают определенными суверенными правами на этих территориях. Они имеют исключительные права на разработку и использование живых и неживых ресурсов и некоторые другие виды деятельности в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны. В этой связи на данных территориях помимо норм международного права действуют также правовые нормы соответствующих прибрежных государств. А поскольку эти территории не входят в состав территории какого-либо государства, то действие на этих территориях правовых норм прибрежного государства следует рассматривать как их экстерриториальное действие.

Наряду со всем вышеперечисленным, существует понятие экстерриториального действия законов внутри государства.

Территория государства делится на части. Эти части могут обладать известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением. Территория государства или его самоуправляемых частей делится также на административные единицы. Каждая автономная или административная единица имеет свои органы власти и управления, которые издают нормативные акты. Эти нормативные акты действуют, как правило, в пределах территориальной власти данного органа. Но в смысле признания юридические акты территориальных единиц имеют экстерриториальное действие. Однако имеется существенное различие в международном и внутригосударственном действии законов в этом отношении: применение иностранного закона даже в виде его признания является исключением, установленным внутренними и международными нормами. Признание же юридических актов внутри данного государства является правилом.

Часто возникает необходимость выбора между различными законами самоуправляемых частей государства в случае так называемых «межобластных коллизий законов». Так в царской России, представлявшей собой унитарное государство, действовали, различные правовые системы: Свод законов Российской империи; кодекс Наполеона (царство Польское); Свод местных узаконений остзейских губерний (прибалтийские губернии) и другие. Тем более это имеет место в государствах с федеративным устройством: различные правовые системы существуют в США; до 1951 года в Словакии действовало венгерское гражданское право, а в Чехии и Моравии - австрийское гражданское право.

В Советском Союзе часто возникали противоречия между республиканскими законами. Например, Узбекская ССР приняла и ввела в действие новый Гражданский кодекс намного раньше, чем РСФСР, и различия между этим кодексом и действовавшим в РСФСР старым Гражданским кодексом были довольно существенными.

Различие законов союзных республик касалось и уголовного судопроизводства в уголовно-процессуальных кодексах. Например, в УПК РСФСР, УПК Молдавской ССР, УПК Грузинской ССР, УПК Белорусской ССР предусматривалась ответственность потерпевшего за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, а в УПК РСФСР и УПК Грузинской ССР - также и ответственность потерпевшего за неявку без уважительной причины. Статья 72 УПК Украинской ССР предусматривала ответственность потерпевшего только за дачу ложных показаний. В статье 49 УПК Казахской ССР вообще не решался вопрос об ответственности потерпевшего.

Внутригосударственные столкновения законов могут возникать не только между законами республик, автономий, но и между юридическими актами в пределах одной из них. Так, в реализации Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июля 1962 года об изъятии строений, приобретенных на нетрудовые доходы, встретились затруднения, связанные с тем, что решение исполкома Совета депутатов трудящихся в месте жительства владельца или в месте его работы может не быть исполнено в месте нахождения строения. Строго говоря, решение должно было быть выполнено, ибо оно направлялось в суд, а судебные решения об изъятии строений были обязательны на территории всего Союза ССР. Но поскольку речь идет не только об изъятии строения, а также и об определении его дальнейшей судьбы, местные органы власти того места, где находится строение, могут иметь другие намерения, что должно было сказаться на исполнении решения суда. Обсудив этот вопрос, Прокуратура СССР совместно с Верховным Судом СССР пришли к выводу, что материалы об изъятии строений должны рассматриваться исполкомами Советов депутатов и судами по месту нахождения строения. Таким образом, был применен принцип lax ray setae (закон местонахождения вещи). Решение было интересно тем, что этот принцип применим не только к определению гражданской подсудности и применению гражданских законов, но и к административному отношению (рассмотрение вопросов исполкомами Советов депутатов трудящихся).

В настоящее время те законы, которые были включены в УК союзных республик (если нет специальной оговорки об их отмене) действуют как уголовные законы самостоятельных государств (в некоторых из них уже принят новый УК).

В существующем УК государств СНГ, можно выделить три группы норм:

1. нормы воспроизводящие, те нормы, которые текстуально воспроизводят бывшие союзные законы;

2. нормы развивающие, то есть нормы, которые развивают положения общесоюзных законов, поскольку такое право специально было оговорено или вытекало из смысла союзного закона;

3. нормы первоустанавливающие - нормы собственно республиканские, которые отсутствовали в союзных уголовных законах.

2 июля 1991 года Верховный Совет Союза ССР принял новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик. Предусматривалось создание Федерального УК. В нем предполагалось «собрать» общесоюзные уголовные законы. Иначе говоря, появилась идея дуализма уголовного законодательства - федеральное законодательство, не инкорпорированное в УК республик, и отдельно - УК республик.

СССР перестал существовать, и образовалось содружество самостоятельных суверенных государств (СНГ). В связи с этим, встает вопрос о действии союзных законов территории этих государств. Здесь следует исходить из того, что если нет специального закона и нет запрета применять в этом случае союзные законы, то они могут применяться. Именно так решен этот вопрос в Декларациях о независимости и суверенитете отдельных государств, входящих ранее в состав СССР.

Следует отметить также, что если ранее признавали приоритет национального, а не международного законодательства, то в настоящее время признается примат международного права. Поэтому все уголовные законы приводятся в соответствие с нормами международного права и международных договоров.

Итак, законы (нормативно-правовые акты), имеют экстерриториальное действие не только между государствами, но и внутри них. Также можно отметить, что экстерриториальность выступает и в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также в возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта федерации, автономии, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Территориальным аспектом предопределено, по существу, и действие законов (нормативно-правых актов) по кругу лиц, так как они имеют силу в отношении всех физических и юридических лиц, находящихся на той или иной территории.


Применения права Среди пределов правового регулирования особо следует выделить временные, пространственные и личностные пределы. Чтобы определить и охарактеризовать их, нужно рассмотреть действие норм права (и нормативных правовых актов) во времени, в пространстве и по кругу лиц. Началом и окончанием действия нормативных правовых актов характеризуются временные пределы правового регулирования...

Практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрен той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применена законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении...

Блага, приобретения материальной либо духовной ценности. Правоотношения охраняются и защищаются государством своими принудительными средствами. Виды правоотношений могут быть выделены по разным основаниям. В системе права правоотношения делятся на: конституционные, гражданско-правовые, семейные, уголовные и прочие правоотношения. По функциям права правоотношенияделятся на: ...

Каждого слова в нормативном акте. Необходимо установить основное значение слова, его смысловой оттенок в данном контексте, грамматическую форму. Особо важное значение при толковании норм права имеет исследование специальных терминов употребляемых в законодательстве.В нормативных актах следует различать следующие термины: общеупотребляемые, обыденные. общеупотребляемые термины, имеющие в...

  • 8. Понятие и структура коллизионной нормы.
  • 9. Виды коллизионных норм.
  • 10. Основные типы коллизионных привязок.
  • 11. Проблема квалификации и установление содержания иностранного права.
  • 12. Толкование и применение коллизионных норм (обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства)
  • 13. Толкование и применение коллизионных норм (оговорка о публичном порядке, императивные нормы).
  • 14. Взаимность и реторсия в международном частном праве.
  • 15. Характеристика правовых принципов статуса иностранных граждан (национальный принцип, принцип наибольшего благоприятствования, специальный принцип)
  • 16. Общий, специальный и индивидуальный правовые статусы иностранных граждан в рф.
  • 17. Правовое положение российских граждан, находящихся за рубежом.
  • 18. Физические лица как субъекты транснациональных отношений.
  • 19. Проблемы правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 20. Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев.
  • 21. Особенности правового положение иностранцев в рф в зависимости от установленных законом сроков их пребывания в России.
  • 22. Основы правового положения юридических лиц: национальность и личный закон.
  • 23. Основные доктрины определения личного закона юридических лиц (теория инкорпорации, теория оседлости, теория центра эксплуатации, теория контроля).
  • 24. Международные юридические лица. Правовое положение международных хозяйственных объединений.
  • 26. Деятельность российских юридических лиц за границей.
  • 27. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права. Понятие, виды иммунитета государства и их правовое регулирование.
  • 28. Международные межправительственные организации в международном частном праве.
  • 29. Порядок создания и правовой статус оффшорных компаний.
  • 30. Основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве.
  • 31. Коллизионные вопросы права собственности.
  • 32. Правовое регулирование вопросов национализации и реквизиции в международном частном праве.
  • 33. Понятие, содержание и формы иностранных инвестиций.
  • 34. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 35. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.
  • 36. Гарантии защиты и страхование иностранных инвестиций. Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.
  • 37. Понятие внешнеэкономической сделки. Отличие внешнеэкономической сделки от внутригосударственных сделок.
  • 38. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок.
  • 39. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок.
  • 40. Вопросы применимого права к внешнеэкономическим сделкам.
  • 41. Международные конвенции, регулирующие внешнеэкономические сделки.
  • 42. Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
  • 43. Внеправовые средства регулирования международных торговых отношений (обычаи и обыкновения). Lex mercatoria.
  • 44. Принципы международных коммерческих контрактов 1994 г.
  • 45. Коллизионные вопросы деликтных обязательств.
  • 46. Российское законодательство о деликтах.
  • 47. Международные договоры, регулирующие ответственность по обязательствам из причинения вреда.
  • 48. Международная охрана авторских прав.
  • 49. Международная охрана смежных прав.
  • 50. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патентование изобретений.
  • 52. Охрана прав иностранцев на изобретения в Российской Федерации.
  • 53. Товарные знаки в международном частном праве.
  • 54. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений в международном частном праве.
  • 55. Коллизионные вопросы заключения и расторжения брака.
  • 56. Коллизионные вопросы взаимоотношений между супругами.
  • 57. Регламентация правоотношений родителей и детей в мчп.
  • 58. Усыновление, опека и попечительство в мчп.
  • 59. Специфика регулирования наследственных правоотношений в различных странах. Коллизии национальных законодательств в области наследования
  • 60. Международные договоры как средство регулирования наследственных отношений.
  • 61. Наследственные права иностранцев в Российской Федерации.
  • 62. Международные трудовые отношения и коллизионные вопросы в области трудовых отношений.
  • 63. Миграционные и эмиграционные процессы в современной России.
  • 64. Трудовые права российских граждан, работающих у иностранцев.
  • 65. Понятие международного гражданского процесса.
  • 66. Определение подсудности дел с иностранным элементом. Пророгационные и дерогационные соглашения.
  • 67. Исполнение судебных поручений и оказание других видов правовой помощи в международном частном праве.
  • 68. Признание и исполнение решений иностранных судов.
  • 69. Легализация документов в международном частном праве и апостиль.
  • 70. Рассмотрение государственными арбитражными судами рф дел с участием иностранных граждан и юридических лиц.
  • Глава 33. Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц
  • Раздел V. Производство по делам с участием
  • Глава 43. Общие положения
  • Глава 44. Подсудность дел с участием иностранных
  • 71. Понятие и виды международного коммерческого арбитража.
  • 72. Основания для арбитражного рассмотрения споров (арбитражная оговорка, соглашение о третейском суде).
  • 73. Специфика арбитражного рассмотрения споров.
  • 74. Признание и исполнение решений иностранных коммерческих арбитражных судов.
  • 1. Понятие и предмет международного частного права, его соотношение с международным публичным и внутригосударственным правом

    Международное частное право - это единственная отрасль права, предназначенная для юридической регламентации гражданских (в широком смысле слова, т.е. цивилисгических, частноправовых) отношений, возникающих в сфере международного общения.Международное частное право представляет собой самостоятельную, полисистемную, комплексную отрасль права, объединяющую нормы международного и национального права и регулирующую международные гражданские отношения.

    Предмет регулирования международного частного права - это частноправовые отношения, отягощенные иностранным элементом.

    Иностранный элемент может проявляться в трех вариантах :

    1. Субъект правоотношения - иностранное лицо, иностранец (иностранный гражданин, апатрид, бипатрид, беженец; иностранное юридическое лицо, предприятие с иностранными инвестициями, международное юридическое лицо; международные межправительственные и неправительственные организации; иностранное государство).

    2. Объект правоотношения находится за границей.

    3. Юридический факт, с которым связано правоотношение, имеет место за границей.

    В российском законодательстве иностранный элемент в гражданском правоотношении определяет п. 1 ст. 1186 ГК РФ . К сожалению, в этом определении много пробелов - в качестве иностранного субъекта не названы иностранное государство и международная организация; юридический факт, имевший место за границей, не выделен в качестве одного из вариантов иностранного элемента. Однако, в ст. 1186 ГК РФ закреплено «...осложненным иным иностранным элементом». Эта фраза восполняет указанные пробелы, но вследствие своего неопределенного характера может привести к расширительному толкованию правовой нормы.

    Международное частное право представляет собой комплексную отрасль права и правоведения. Наиболее тесно международное частное право связано с национальным частным (гражданским, торговым, семейным и трудовым) правом . При этом его нормы имеют двойственный и парадоксальный характер, поскольку международное частное право тесно связано с международным публичным правом. Международное частное право не является отраслью международного публичного права, но их разграничение не имеет абсолютного характера. Это вызвано прежде всего тем, что международное частное право (как и международное публичное) регулирует отношения, вытекающие именно из международного общения. Международное публичное и международное частное право преследуют общую цель: создание правовых условий для международного сотрудничества в различных областях общественной жизни. Основные начала международного публичного права (главным образом его общепризнанные принципы и нормы) имеют непосредственное действие и в международном частном праве. Международные договоры в области международного частного права не могут противоречить основным принципам общего международного права.

    Сам термин «международное частное право» (private international law) был введен в юридический оборот американским юристом Дж. Стори в 1834 г. В отечественной науке этот термин впервые употребил известный русский ученый Н.П. Иванов (вторая половина XIX в.). В настоящее время этот термин общепризнан и применяется в законодательстве и науке всех государств. Иногда (в основном в англо-американской доктрине) международное частное право называют «конфликтным или коллизионным правом». Этот термин представляется неточным, поскольку сужает само понятие и нормативную структуру международного частного права.

    2. Суверенитет государства и экстерриториальное действие частноправовых и публично-правовых норм.

    Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в процессе общения с другими странами.

    Экстерриториа́льность - (лат. ex - из, вне + лат. territorialis - относящийся к данной территории) - статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объёме) под действие законодательства государства, гражданство которого таковые имеют

    Обычной практикой экстерриториальности является институт дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов.

    Однако, применительно к данному случаю термин «экстерриториальность» постепенно вытесняется более точными обозначениями различных форм иммунитета от юрисдикции иностранного государства. Это связано с тем, что ранее из принципа экстерриториальности делали вывод о том, что освобождаемое от уголовных, административных и экономических правовых норм, ответствующее лицо (или учреждение) считается как бы находящимся на территории государства, гражданство (или национальность, если речь идет не о физических лицах) которого оно имеет. Поскольку эта юридическая фикция может послужить обоснованием безграничного расширения иммунитетов и привилегий, термин экстерриториальность не рекомендуется толковать расширительно.

    Согласно с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров, государства на условиях взаимности освобождают сотрудников дипломатических миссий от действия уголовных, административных и экономических правовых норм принимающей страны. (т. н. дипломатический иммунитет).

    В истории экстерриториальность также могла быть навязана одним государством другому в одностороннем порядке, причем её действие не ограничивалось дипломатическим персоналом, а включало всех граждан страны (иногда в рамках определённой территории), пользующейся данным правом, и на граждан этой страны фактически не распространялись нормы и законы принимающей страны (неравные договоры)

    Экстерриториальностью, например, пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.

    В некоторых отраслях международного права экстерриториальность сохранила своё значение. Например, в международном морском праве она применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путём, пользуются экстерриториальностью.

    Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

    Международное частное право является отраслью национального права. Национальное право имеет территориальный характер действия, распространяется только на территорию своего государства. Однако, при перемещении лица из одного государства в другое за ним сохраняются приобретенные в первом государстве права: право собственности, право на имя, состояние в браке. В таких случаях принято говорить об экстерриториальном действии иностранного права.

    Экстерриториальное действие иностранного права – явление многоаспектное. Оно включает в себя два основных элемента: признание иностранного права и применение иностранного права. Признание иностранного права на своей территории представляет собой пассивную деятельность государства, выражающуюся лишь в не оспаривании возникших у лица прежде субъективных прав. Второй аспект экстерриториального действия иностранного права – применение иностранного права на своей территории – представляет уже активную волевую деятельность государства по регулированию возникших в этом государстве отношений на основе норм иностранного права.

    Ввиду того, что каждое государство является сувереном, должно быть серьезное основание применения на территории одного государства законов другого государства во избежание нарушения основных принципов международного права: принцип суверенного равенства, самоопределения, невмешательства государств во внутренние дела других государств.

    В МЧП выработаны основные принципы применения иностранного права.

    Во-первых, иностранное право может быть применено только в том случае, если возможность такого применения оговорена в национальном праве, то есть если национальное право допускает возможность такого применения. Наличие такого «согласия» государства на применение иностранного права содержится в коллизионных нормах. Таким образом, юридическим основанием применения иностранного права на территории государства является наличие коллизионных норм.

    Во-вторых, применение иностранного права не безгранично, оно имеет свои пределы и границы, что, безусловно, является еще одним свидетельством суверенности государства. Эти пределы устанавливаются в национальном праве, защищая государственный строй, интересы граждан и общества.

    В ч. 3 ГК РФ была впервые введена статья, закрепляющая основы применения иностранного права. Это статья 1186 «Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом». Данная норма соответствует устоявшимся в доктрине международного частного права представлениям о том, что на территории одной страны может на определенных условиях применяться лишь частное право другого государства, тогда как действие публичного права, напротив, ограничено пределами национальной территории.

    Применимое право определяется на основании коллизионных норм, установленных международными договорами Российской Федерации (прежде всего Конвенцией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусторонними договорами о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в которых участвует Российская Федерация), настоящим ГК, другими актами гражданского законодательства и обычаями, признаваемыми в России.

    Пункт 2 комментируемой статьи 1186 ГК предусматривает общее правило, действующее в случаях, когда специальная коллизионная норма, позволяющая определить применимое право, отсутствует, и в международных договорах РФ, и в ГК, и в иных актах гражданского законодательства России. Отсылка к праву страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, впервые закреплена в отечественном законодательстве.

    Унификация материально-правовых норм является более эффективным способом преодоления коллизий национальных законов, чем собственно коллизионный метод регулирования, что закрепляется п. 3 ст. 1186 ГК.

    Таким образом, из смысла данной статьи следует, что иностранное право может применяться на территории РФ к частноправовым отношениям, осложненным иностранным элементом. Ссылка на возможность применения иностранного права на территории РФ имеется и в ГПК (ст. 10), где говорится, что суд в соответствии с законом применяет нормы иностранного права. Таким образом, российский законодатель предусмотрел в национальном праве возможность применения иностранного права. Однако возможность применения иностранного права влечет за собой массу проблем для отечественного суда или иного правоприменительного органа, что обусловлено, в первую очередь, спецификой правовых систем отдельных государств и отсутствием таких, пожалуй, невозможных по объему знаний у отечественного судьи, дающих возможность четко знать все нюансы иностранного правопорядка.

    Именно о проблемах второй стадии регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом – стадии применения норм материального права – и пойдет речь.

    Итак, коллизионная норма или соглашение сторон определили в качестве применимого иностранное право. В связи с его практическим применением возникает ряд существенных вопросов: установление содержания иностранного права; проблемы применения и толкования иностранного права: интерлокальные, интерперсональные и интертемпоральные коллизии, взаимность, применение права непризнанного государства; пределы применения иностранного права: оговорка о публичном порядке, императивные нормы.

    <*> Malayev S.S. Exterritorial effect of criminal procedure.

    Малаев Сергей Семенович, старший преподаватель кафедры новой и новейшей отечественной истории и права факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского.

    В статье рассмотрена теория и практика применения дипломатического и консульского иммунитета и различия между ними. Также раскрыты особенности применения уголовно-процессуального закона Российской Федерации за ее пределами. В заключение работы указано на недостатки УПК РФ в части его действия за пределами России и обоснованы предложения по совершенствованию законодательства.

    Ключевые слова: дипломатический иммунитет, консульский иммунитет, действие УПК РФ в пространстве.

    The article considers theoretical and practical issues of diplomatic and consular immunity and their differences. It also deals with specific application rules of Russian criminal procedure outside Russia. In conclusion, the author of the article points out the RF Criminal Procedure Code defects as related to its operation outside the Russian Federation and proposes means of improvement of the legislation in this area.

    Key words: diplomatic immunity, consular immunity, territorial applicability of RF Criminal Procedure Code.

    Правовая система четко привязана к своему времени, к пределам, точкам и линиям в пространстве. Временные и пространственные измерения права обладают культурно-исторической конкретностью, т.е. действие норм права всегда ограничено определенной территорией и сроками. Единое правовое пространство обрамлено государственными границами (сухопутными, водными, воздушными), за которыми прекращается действие права, создаваемого государством в форме закона для своих граждан. Экстерриториальное действие правовых норм является исключением, специально оговоренным в законе. Категории неграждан, оказавшиеся в правовом пространстве государства, пользуются правами в тех случаях, когда закон приравнивает их к гражданам. Господствует принцип: "Единое государство - единая правовая система". Нормы и общепризнанные принципы международного права действуют в правовом пространстве с согласия государства, выраженного в его законе.

    Территориальное действие уголовно-процессуального закона Российской Федерации имеет исключение - экстерриториальность, или внеземельность. "В ее основе лежит персональный принцип, в силу которого государство может обязать своих граждан и организации за рубежом соблюдать свои законы" <1>. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий и их средства транспорта) признаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании. "Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию иностранного государства и рассматриваются как факт нарушения международного права" <2>. "Однако, - верно пишет И. Лукашук, - на самом деле территория дипломатического представительства отнюдь не исключается из территории страны пребывания и тем более не является частью территории представляемой страны. Ни здание представительства, ни его территория не изымаются из состава страны пребывания. Их изъятие из местной юрисдикции носит ограниченный, функциональный характер" <3>. Это исключение в юридической литературе называют дипломатическим, или правовым, иммунитетом.

    <1> Лукашук И.И. Уголовная юрисдикция // Государство и право. 1998. N 2. С. 112.
    <2> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 311.
    <3> Лукашук И. Иммунитет в отношении уголовной юрисдикции // Российская юстиция. 1998. N 4. С. 23.

    Правовой институт дипломатического иммунитета, который считается смешанным, поскольку в уголовном процессе он "заимствует" недостающие нормы в международном праве <4>, его природа, содержание, разграничение понятий "иммунитет" и "привилегия", классификация иммунитетов и так далее на протяжении не одного десятилетия были предметом многочисленных исследований таких авторов, как: О.В. Богданов <5>, А.И. Бастрыкин <6>, К. Геворгян <7>, В.Г. Бляблин <8>, Ю.Г. Демин <9>, В.Г. Даев <10>, И.И. Лукашук <11>, А.П. Мовчан и Н.А. Ушаков <12>, Ф.А. Агаев и В.Н. Галузо <13>, А.В. Малько <14> и др. По этой причине иммунитеты дипломатических представительств и консульских учреждений будут освещены лишь в части, имеющей отношение непосредственно к уголовно-процессуальному закону.

    <4> См.: Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М.: ТЕИС, 1998. С. 10.
    <5> Богданов О.В. Иммунитет сотрудников международных организаций в современном международном праве // Советское государство и право. 1956. N 4. С. 116 - 121.
    <6> См.: Бастрыкин А.И. Взаимодействие уголовно-процессуального и международного права. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. С. 17.
    <7> См.: Геворгян К. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. 1977. N 6. С. 154 - 155.
    <8> См.: Бляблин В.Г. Некоторые вопросы толкования современной международно-правовой доктриной норм международного права, регулирующих дипломатические привилегии и иммунитеты // Советский ежегодник международного права. 1985. М.: Наука, 1986. С. 213 - 220.
    <9> См.: Демин Ю.Г. О проблеме служебного иммунитета в международном праве // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: Наука, 1989. С. 203 - 215.
    <10> См.: Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной деятельности // Правоведение. 1992. N 3. С. 48 - 52.
    <11> См.: Лукашук И. Указ. соч. С. 23 - 25.
    <12> См.: Мовчан А.П., Ушаков Н.А. Венская конвенция по вопросу о дипломатических сношениях и иммунитете // Советское государство и право. 1962. N 2. С. 114 - 121.
    <13> См.: Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Указ. соч. С. 10.
    <14> См.: Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. 2000. N 6. С. 11 - 22.

    Иммунитет распространяется на территории дипломатических представительств и консульств, а также - на основании международных договоров - на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

    В соответствии со ст. 22 и 30 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. <15>, ратифицированной Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. <16>, помещения, занимаемые дипломатическими представительствами, включая частную резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства или лица, его заменяющего. При этом под помещением представительства понимаются здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок.

    <15> Ведомости ВС СССР. 1964. N 18. Ст. 221.
    <16> Ведомости ВС СССР. 1964. N 8. Ст. 97.

    Как сами помещения, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства не могут подвергаться обыску, выемке, реквизиции, аресту и исполнительным действиям со стороны органов государства пребывания. При этом следует отметить, что, как пишет И.И. Лукашук, "неприкосновенность транспортных средств дипломатов ни в коей мере не освобождает от обязанности соблюдать правила движения" <17>. Кроме того, независимо от фактического места нахождения неприкосновенностью пользуется официальная корреспонденция, архивы и иные документы представительства, под которой понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям. Для обеспечения неприкосновенности корреспонденции дипломатических представительств ст. 27 Венской конвенции 1961 г. указывает, что все места, составляющие дипломатическую почту, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования.

    Как утверждает К.К. Сандровский, дипломатические иммунитеты предоставляются соответствующим видам официальных представительств государств "автоматически, с момента учреждения таких представительств или с момента прибытия самих дипломатических агентов, - независимо от наличия или отсутствия специальных соглашений по этому вопросу между государствами-контрагентами" <18>.

    <17> Лукашук И. Указ. соч. С. 24.
    <18> Сандровский К.К. Дипломатическое право: Учебник для юридических институтов и факультетов. Киев: Вища школа, 1981. С. 153.

    Что касается консульских учреждений, то их неприкосновенность от уголовно-процессуальной юрисдикции Российской Федерации согласно ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. <19> ограничена только той частью консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. В этом отличие консульского иммунитета, являющегося служебным по своей природе и обусловленного выполнением строго определенных в Конвенции функций, от дипломатического иммунитета, носящего абсолютный характер. Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства представляемого государства. Неприкосновенность распространяется также на всю официальную корреспонденцию, архивы и документы консульских учреждений (ст. ст. 33, 35 Конвенции).

    <19> Сборник международных договоров СССР. М., 1991. Вып. XLV. С. 124.

    Названные выше конвенционные нормы были воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 23 мая 1966 г. <20>, которое распространило действие иммунитета от юрисдикции государства пребывания еще и на резиденцию главы консульского представительства.

    <20> Ведомости ВС СССР. 1966. N 22. Ст. 387.

    К сожалению, УПК РФ, регламентируя действие уголовно-процессуального закона в пространстве, не упоминает о наличии иммунитета дипломатических и консульских помещений от юрисдикции России, хотя ранее ст. 173 УПК РСФСР определяла, пусть в общих чертах, условия производства обыска и выемки в помещениях дипломатических представительств. Во-первых, в соответствии со ст. 173 УПК РСФСР производство названных следственных действий в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, допускалось исключительно по просьбе или с согласия дипломатического представителя, испрашиваемого через Министерство иностранных дел. Во-вторых, при производстве обыска и выемки в указанных помещениях обязательным было присутствие прокурора и представителя МИД. Подобные положения содержатся в ст. 549 Модельного УПК.

    Несмотря на указание в ст. 1 УПК РФ о регулировании порядка уголовного судопроизводства в Российской Федерации в том числе нормами международного права, целесообразно было бы закрепить в тексте Кодекса общее положение о неприкосновенности помещений и документов дипломатических представительств и консульских учреждений и определить порядок проведения следственных действий на территории дипломатических представительств и консульств с учетом их международного статуса, поскольку нормы соответствующих Венских конвенций такой порядок не устанавливают.

    Таким образом, на территории, защищенной дипломатическим и консульским иммунитетом, действие уголовно-процессуального закона РФ довольно проблематично, если отсутствует согласие главы представительства.

    Как было уже упомянуто выше, иммунитет от уголовно-процессуальной юрисдикции распространяется также на основании международных договоров на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства. Он носит ограниченный, функциональный, характер <21>. В соответствии с заключенными Россией международными соглашениями с рядом бывших союзных республик таким иммунитетом от иностранной юрисдикции наделены места дислокации, т.е. территории других государств, на которых размещаются воинские формирования Российской Федерации. Так, например, согласно ст. 5 Соглашения от 6 января 1995 г. <22> между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь, уголовно-процессуальное законодательство Республики Беларусь не применяется по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей в местах дислокации этих формирований, за исключением случаев совершения общеуголовных преступлений против граждан Республики Беларусь, либо совершенных против Российской Федерации или лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и членов их семей, а также по делам о воинских преступлениях. По делам о преступлениях, указанных в данной статье, применяется уголовно-процессуальный закон Российской Федерации, действуют ее компетентные органы - военные суды и органы военной прокуратуры Российской Федерации, создаваемые для обслуживания воинских формирований, а также военные коменданты гарнизонов, командиры воинских частей (как органы дознания), находящиеся на территории Республики Беларусь. Положения настоящей статьи распространяются и на преступления, совершенные в местах дислокации воинских формирований неустановленными лицами. При установлении лица, совершившего преступление, действует порядок, определенный Соглашением. Однако при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции Республики Беларусь, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Беларусь.

    <21> См.: Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. М.: Изд-во Института международных отношений, 1962. С. 21.
    <22> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2104.

    Дела, подпадающие под юрисдикцию Российской Федерации, рассматриваются в указанных случаях ее компетентными органами в местах дислокации воинских формирований на территории Республики Беларусь, а также на территории России.

    Процессуальные действия в местах дислокации воинских формирований по делам, подпадающим под юрисдикцию Республики Беларусь, производятся органами Российской Федерации по поручению компетентных органов Республики Беларусь, либо компетентными органами Республики Беларусь по согласованию с компетентными органами Российской Федерации, а аналогичные действия вне мест дислокации воинских формирований по делам, подпадающим под юрисдикцию Российской Федерации, производятся компетентными органами Российской Федерации по согласованию с компетентными органами Республики Беларусь, либо компетентными органами Республики Беларусь по поручениям компетентных органов Российской Федерации.

    При совершении лицом, входящим в состав воинских формирований Российской Федерации, или членом его семьи преступления, подпадающего под юрисдикцию Российской Федерации, арест указанных лиц вне мест дислокации производится компетентными органами Республики Беларусь по поручению и на основании постановления компетентных органов Российской Федерации, о чем незамедлительно уведомляется компетентный орган, который вынес данное постановление.

    Подобные положения с некоторыми изменениями закреплены и в Соглашении от 29 августа 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения <23>. В отличие от Соглашения с Республикой Беларусь, данное Соглашение содержит развернутое определение пункта размещения российской военной базы, под которым понимается согласованный государствами, территориально ограниченный и обозначенный земельный участок местности с расположенным на нем движимым и недвижимым имуществом, предназначенный для дислокации подразделений, частей, предприятий, учреждений и иных формирований российской военной базы на территории Республики Армения.

    <23> СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4572.

    Еще одним отличием данного Соглашения от Соглашения с Республикой Беларусь является то, что при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из обвиняемых относится к юрисдикции Республики Армения, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Армения, однако дела в отношении лиц, входящих в состав российской военной базы, и членов семей этих лиц по соглашению между компетентными органами обоих государств выделяются в отдельное производство и передаются Российской Федерации (ст. 6 Соглашения).

    Данные международные Соглашения довольно детально регламентируют случаи и порядок действия уголовно-процессуального закона Российской Федерации на территории иностранного государства, однако УПК РФ не содержит даже указания на такую возможность распространения уголовно-процессуальной юрисдикции РФ за ее пределами. Лишь ч. 2 ст. 12 УК РФ упоминает об уголовной ответственности военнослужащих воинских частей России, дислоцирующихся за пределами РФ, в соответствии с российским законодательством, если иное не предусмотрено международным договором. Образовавшийся пробел в уголовно-процессуальном законе РФ, представляется, необходимо устранить путем дополнения ст. 2 УПК РФ частью третьей следующего содержания: "Нормы настоящего Кодекса применяются при производстве по делам о преступлениях, совершенных на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации".

    Закрепление предложенной выше нормы в тексте УПК РФ поможет определить порядок уголовного судопроизводства по всем уголовным делам о преступлениях, совершенных за пределами Российской Федерации, т.е. на территории иностранного государства, а именно на территории дислокации российских военных баз и территории дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации.