Конституционные акты. Иркутский государственный технический университет

Конституционный акт 1982 г.

Королева ЕЛИЗАВЕТА, Жан КРЕТЬЕН - министр юстиции Канады

Елизавета Вторая, Божьей милостью Королева Великобритании, Канады и других королевств и территорий, Глава Содружества, Защитница Веры,

Всем, к кому могут иметь какое-либо отношение настоящие положения, Привет.

Прокламация

учитывая, что по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства в прошлом изменял некоторые положения Конституции Канады;

что вследствие своей принадлежности к суверенному государству канадцы обладают всей полнотой власти изменять Конституцию Канады;

что было бы желательным внести в Конституцию Канады признание некоторого числа основных прав и свобод и произвести другие изменения Конституции;

что Парламент Соединенного королевства по просьбе и с согласия Канады принял вследствие этого Акт о Канаде, который предусматривает патриацию Канадской конституции и ее изменений;

что статья 58, содержащаяся в приложении «В» Конституционного акта 1982 г., предусматривает, что с соблюдением положений статьи 59 Конституционный акт 1982 г. вступит в силу в день, установленный Прокламацией, заверенной большой печатью Канады.

Мы настоящей нашей Прокламацией заявляем по совету нашего Тайного совета для Канады, что Конституционный акт 1982 г. вступает в силу с соблюдением положений вышеупомянутой статьи 59 в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова.

Мы просим Наших верных подданных и всех, к кому настоящие положения имеют отношение, принять их к сведению и руководствоваться ими.

В удостоверение чего Мы передали настоящее патентное письмо и к нему будет приложена большая печать Канады.

Совершено в Нашем городе Оттаве в семнадцатый день апреля месяца тысяча девятьсот восемьдесят второго года от Рождества Христова и в тридцать первый год Нашего царствования.

По поручению Ее Величества Андре Уеллет,

Генеральный регистратор Канады Пьер Трюдо,

Премьер-министр Канады

БОЖЕ, ХРАНИ КОРОЛЕВУ!

Резолюция о Конституции Канады, принятая Парламентом Канады в декабре 1981 г.

Учитывая, что в прошлом Парламент Соединенного королевства вносил некоторые поправки в Конституцию Канады по просьбе и с согласия последней;

что статус независимого государства Канады узаконивает все полномочия канадцев по внесению изменений в их Конституцию;

и что желательно предусмотреть в Конституции Канады признание некоторых основных прав и свобод и внести другие изменения в Конституцию,

Почтительно представляется Ее Величеству Королеве адрес, содержание которого следует:

Ее Превосходнейшему Величеству Королеве Милостивейшему Монарху:

Мы, члены Палаты общин Канады, собравшиеся в Парламент, верные подданные Вашего Величества, почтительно просим Ваше Милостивейшее Величество соблаговолить внести в Парламент Соединенного королевства следующий законопроект:

Приложение «А»

Предлагаемый Акт по просьбе Сената и Палаты общин Канады

Ее Превосходнейшее Величество Королева, учитывая, что: по просьбе и с согласия Канады Парламент Соединенного королевства приглашен принять Акт с тем, чтобы ввести в действие нормы, указанные ниже, и что Сенат и Палата общин Канады, собравшиеся в Парламент, представили обращение, испрашивающее у Ее Милостивейшего Величества позволение внести в Парламент Соединенного королевства законопроект с этой целью,

по совету и с согласия духовных и светских лордов и Общин, собравшихся в Парламент, и властью последнего предписываем:

1. Принимается содержащийся в Приложении «В» Конституционный акт 1982 г., изданный для Канады и имеющий в ней законную силу и вступающий в силу в соответствии с его положениями.

2. Ни один акт Парламента Соединенного королевства, изданный после вступления в силу Конституционного акта 1982 г., не будет являться частью права Канады.

3. Редакция настоящего Акта на английском языке", которая содержится в Приложении «А», имеет такую же силу закона в Канаде, как и под тем же названием соответствующая редакция на французском языке.

4. Настоящий акт может цитироваться как Акт о Канаде 1982 г.

Приложение «В»

Конфедерация США очень скоро обнаружила свою нежизнеспособность. Начался развал "вечного союза", усилился чудовищный партикуляризм (стремление отдельных штатов к обособлению в ущерб интересам конфедерации), экономический хаос, угроза гражданской войны, которые требовали создания единого государства на базе 13 практически независимых государств, принятия конституции.

В феврале 1787 г. был созван Филадельфийский Конвент из 55 делегатов из числа состоятельных и политически подкованных людей. Они ясно сознавали необходимость остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать право собственников. Конвент принял конституцию, вступившую в силу 4 марта 1789 г. В конституции нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре, которые раньше содержались в Декларации независимости, в конституциях некоторых штатов.

Конституция состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимоотношений высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье с учетом своего собственного опыта. Учредители конституции никогда не помышляли о создании трех не зависимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной из ветвей власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которые покоятся на следующих основополагающих началах:

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти - Конгресс - состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым образом. Палата представителей избирается народом, Сенат - легислатурами штатов. Президент - носитель исполнительной власти - избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти - Верховный суд - формируется совместно президентом и Сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года, Сенат не имеет срока полномочий, поскольку каждые два года он переизбирается на одну треть. Президент избирается на четыре года, а члены Верховного суда занимают свою должность пожизненно.

Такой порядок обеспечивал самостоятельность каждой ветви властей, устойчивость и преемственность верхнего эшелона федеральной госмашины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим Конгресс получил право, как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей Сената. Конгресс может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на Конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности, как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Конституция заложила основу федеративной формы государственного устройства. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напуганных народными волнениями и конфедеративной неурядицей. Она положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза и штатов. В ст. VI конституции был установлен принцип верховенства федерального права, который является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, что вызвало возмущение демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию конституции. Поэтому, по предложению Д. Мэдисона, первый конгресс, созванный на основе конституции, принял 10 поправок, ратифицированных штатами в 1891 году. Поправки, составлявшие Билль о правах, определили правовой статус американского гражданина. Так, поправка I говорила о свободе вероисповедания, слова, печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями, о запрете цензуры. Первая поправка, провозглашающая права и свободы граждан - наиболее сильная в юридическом смысле, 2-я и 3-я поправки дают народу право формировать свое ополчение (милицию) и право носить оружие. 4-я поправка говорит о неприкосновенности личности, жилища, бумаг, имущества, запрещает аресты, розыски и захваты без официальных приказов. 5-я - ввела суд присяжных, процессуальные гарантии, запрещала безвозмездное изъятие частной собственности. Поправки 6-я, 7-я и 8-я были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, определению круга уголовных и гражданских дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей. 9-я - устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан прямо не упомянутых конституцией. В 10-й поправке говорилось, что права, не отнятые федеральной конституцией у штатов, "принадлежат штатам или народу".

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение и означало победу демократических сил. Он закрепил широкие к тому времени буржуазно-демократические права и свободы американских граждан. Но он не отменил рабства, царившего на Юге страны.

Изменение общественно-политического и государственного строя США на рубеже XIX-XX вв.

После вступления конституции в силу и вступления в должность первого президента США Дж. Вашингтона спешно создается аппарат исполнительной власти. Учреждаются первые три департамента - государственный, военный и финансовый, должность генерального атторнея (прокурора). В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд.

По закону 1789 г. о судоустройстве Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (с 1869 г. численность неизменна - 9 судей). В ходе применения этого закона был сформулирован принцип "любой закон, противоречащий конституции, ничтожен", который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора.

Конгрессом принимались и другие законы, закладывавшие основы статутного права федерации: закон о натурализации, законы об иностранцах и враждебных иностранцах, закон о мятеже и др. Были приняты также две поправки: 11-я (1795 г.) об установлении иммунитета штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев, 12-я (1804 г.) - о раздельном голосовании за кандидатов в президенты и вице-президенты.

В американском политическом мире тогда еще не существовала партийная система. Она не упоминалась и в конституции. До середины XIX в. возникали и реорганизовывались различные партии федералистов и республиканцев, демократов и виги, которые еще организационно не оформились. Но в 60-е гг. складываются Демократическая и Республиканская партии, оказавшие влияние на президентские выборы и формирование правительства.

В период от принятия конституции и начала гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии, положившей начало имперской геополитики мирового господства. Аляска была продана США царем Александром III в 1867 г. за ничтожную сумму - 7, 2 млн. дол.

Социально-экономические и политические противоречия между промышленным Севером и рабовладельческим Югом привели к гражданской войне 1861 - 1865 гг., закончившейся победой капиталистического Севера. Гражданская война одновременно привела к серьезным изменениям в политической и правовой системе США. В 1865 г. Конгресс принял 13-ю поправку к Конституции об отмене рабства на всей территории США. В 1866 г. принимается 14-я поправка, наделившая негров гражданскими правами. Всякий, кто родился или натурализован в США, признавался гражданином страны и штата, где он проживал. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. Основанием привлечения к уголовной ответственности могло быть только участие в мятеже или преступление.

Однако и после победы Севера и отмены рабства в США действовали расовые законы, запрещавшие барки между белыми и черными, за что лишали свободы от 2 до 7 лет, играть неграм с белыми в шашки и домино, стричь белых женщин, пользоваться общественным транспортом, учиться, работать на производстве, жить в одном месте и т. д. Политические права, право на землю оставались на бумаге, для негров создавались специальные кварталы - гетто в городах.

Более того, в 1865 г. самые твердолобые плантаторы-реакционеры создали замаскированную организацию - Ку-Клукс-Клан - орган террора против негров, против демократических институтов, вводимых центральным правительством.

В 1870 г. принята 15-я поправка, запретившая дискриминацию на выборах по признакам расы, цвета кожи или прежней судимости. Однако постановления этой поправки были в течение века мертвой буквой для бывших рабов.

После победы Севера в течение тридцати лет республиканская партия оказалась у руля управления государством. Произошли гигантские изменения во всех областях общественной жизни. Из аграрной республики она превратилась в индустриальную державу. Капиталистические отношения побеждают в масштабе всей страны, происходит углубление классовой поляризации общества, создаются: Социалистическая рабочая партия, Американская федерация труда антирабочего толка, рабочие профорганизации, принимаются антитрестовские законы.

На рубеже XIX-XX вв. США превращаются в мировую империалистическую державу, обладающую собственной колониальной империей и системой центральных органов с расширенной функцией. В это время принимаются две поправки, ратифицированные в 1913 г. 16-я поправка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса, устанавливаемые по ним подоходные налоги с тех пор составляют основную часть бюджетных поступлений. 17-я поправка отменила прежний порядок назначения сенаторов и ввела прямые выборы, что значительно демократизировало процедуру формирования Сената, существенно повысив его престиж и значение.

В то же время спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов, и был упрощен порядок прохождения биллей и резолюций, что повысило эффективность работы Конгресса. С другой стороны, с приходом Т. Рузвельта президентом эра конгрессного правления кончилась, начался период усиленного президентского правления. Рузвельт известен как "создатель Панамского канала" и политики "большой дубинки". Он создавал Департамент труда и коммерции, активно вмешивался в экономику и выступал как защитник интересов совокупного капитализма, обуздал отдельных зарвавшихся монополий, поддерживая иногда рабочих. При нем были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог. Проводимый им "справедливый курс" вообще соответствовал интересам труда и капитала. Он не только теоретически, но и практически доказал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, ее подотчетность не Конгрессу, а непосредственно народу.

1. История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в XVII! веке промышленный подъем, рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию экономической активности буржуазии колоний. В течение шести десятилетий, предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост административного, экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции объединения.

В 70-е гг. XVIII в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.

К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.

Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты.

Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, "справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, "право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности".

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких "неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т. Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность.

Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого государства прошло ряд этапов.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые "Статьи конфедерации". В Статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был, лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент , состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть "Статьи конфедерации". Итогом его 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих главных положениях и поныне.

Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, через систему "сдержек и противовесов" призванных не допустить узурпации власти одной из них.

Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах.

Депутаты палаты представителей избираются сроком на 2 года непосредственно народом (избирателями). Сенат избирается из выборных легислатурами (законодательными собраниями) штатов. Срок полномочия сената - 6 лет, каждые 2 года 1/3 сенаторов должна переизбираться.

Исполнительную власть осуществляет президент , который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений.

Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов.

Важнейшим средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента .

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента.

Такой порядок формирования и сроков полномочий деятельности высших органов власти должен был обеспечить каждую из ветвей власти самостоятельностью по отношению к другим, не допустить их одновременного обновления и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешнюю политику, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, регулировать денежную систему страны, устанавливать единую систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими.

Особо подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов, в том числе и положение, что судья штата должен отдавать предпочтение федеральному праву в случае коллизии законов.

Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс Соединенных Штатов по настоянию демократической общественности и предложению Д.Мэдисона внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый "Билль о правах ", принципиальной основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан.

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых Конституцией. А поправка Х устанавливала, что "права, не предоставленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу".

После принятия Конституции 1787 г. начинается процесс строительства федеральных органов власти. В 1789 г. начинает работу конгресс Соединенных Штатов, в этом же году проходят выборы президента.

Первым президентом стал Дж. Вашингтон. Под его руководством создается аппарат исполнительной власти: учреждаются первые департаменты - военный, финансовый и иностранных дел, создается должность генерального атторнея и атторнейская служба. Унифицируется структура органов власти и управления в штатах (законодательное собрание и губернатор - выборный глава исполнительной власти). В феврале 1789 г. собирается на свое первое собрание Верховный суд. Организуется система местных судебных органов.

Важнейшим моментом в этот период был процесс расширения территории Соединенных Штатов путем захвата и освоения земель у коренного населения, захвата части соседних государств (Мексика) и покупки североамериканских колоний у европейских государств (Франция, Россия). Расширение территории сопровождалось образованием новых штатов. К началу XX века их насчитывалось 48.

Другим событием, имевшим глубокие последствия для развития Соединенных Штатов, была гражданская война между "севером" и "югом" (1861-1865 гг.). Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи. Принятая в 1868 г. XIV поправка к Конституции устанавливала равенство всех (кроме индейцев) граждан США перед законом. А в соответствии с XV поправкой (1870 г.) избирательные права были предоставлены всем мужчинам независимо от цвета кожи. Однако это не означало возможности воспользоваться ими реально.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Образование США. Декларация независимости.
  • 2. Статьи конфедерации.

Конституция 1787 г. и ее основные принципы. Билль о правах 1791 г.

Политическое развитие США в первой половине XIX в.

Гражданская война между Севером и Югом, отражение ее итогов в американском праве.

Практические задания:

oСоставьте конспект на темы: "Борьба между югом и севером США".

oНапишите реферат на тему: "Историческое значение Конституции США".

oСоставьте сравнительную таблицу образования государств в новое время.

Впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой". В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила “ правление доселе самодержавное учредить на непременном законе”. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и принимает законы, для чего собирается сессионно. Глава исполнительной власти - монарх - участвует в деятельности Думы. Судебная власть реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающейся высшим судебным органом - Сенатом.

Сперанский предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласного их действия в Государственном совете, состоящем частично из лиц, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам. Государственный совет заседает под председательством царя, он обладает правом законодательной инициативы, но законы утверждаются непременно и исключительно Государственной думой. Таким образом, Государственная дума имеет законодательный статус.

Организация местной власти предполагает введение коллегиального управления сверху донизу через систему представительных органов -дум: губернских, уездных и волостных, избираемых на многоступенчатой основе.

Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику. Конституционный проект Пестеля многократно обсуждался на заседаниях и съездах руководителей Южного общества и к работе над ним привлекались отдельные члены общества. В «Русской правде» намечалось 10 глав (хотя полностью были написаны только первые две и половина третьей) и мелось введение, говорившее об основных понятиях и краткое заключение. 2 основных вопроса политической идеологии декабристов, затрагиваемых в проекте Пестеля - вопрос о крепостном праве и об уничтожении самодержавия. Пестель стоял за освобождение крестьян с землей. А самодержавие было быть решительно уничтожено, при этом весь царствующий дом уничтожался физически. Все сословия в государстве уничтожались вместе со всеми привилегиями, объявлялось равенство всех перед законом право всех граждан участвовать в государственных делах. Гражданского совершеннолетия россиянин по конституции Пестеля достигал в 20 лет, и по достижении этого возраста получал избирательные права, правда женщины избирательных прав не имели.

Высшим законодательным органом назначалось Народное вече, которое было выборным с двухступенчатыми выборами и сроком действия 5 лет. Исполнительная власть вручалась Державной Думе, состоящей из 5 членов, избираемых Народным вече на 5 лет. Центральным органом блюстительной власти, наблюдающей за исполнением конституции, назначался Верховный Собор из 120 членов («бояр»), избиравшихся пожизненно.

Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало оформление конституционной монархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и провозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.

Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года.

Известный русский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный строй, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однако конституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерван Октябрьской революцией 1917 года.

Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “О земле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”, датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актами провозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.

Декреты первых лет послереволюционного периода отражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старого государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.

Конституционные акты послеоктябрьского периода в России базировались на утопических представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах и установление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классовая направленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.

Источники административного права.

Под источником права теоретически понимают форму внешнего выражения юридических норм. Другими словами, рассматривая источники права, мы делаем обзор «местоположения» правовых норм, которые оказывают влияние на рассматриваемую отрасль права (в нашем случае это – административное право).

Источники административного права имеют определенную специфику, которая характеризуется следующим:

Разнообразием и большим объемом источников административного права; ими могут выступать нормативные акты всех ветвей власти: законодательной (Конституция и законы), исполнительной (акты правительства, министерств, местных администраций) и судебной (решения общих и административных судов);

Отсутствием общих кодифицированных актов, что вызвано, прежде всего, очень широким предметом правового регулирования и его разноплановостью; справедливости ради отметим, что некоторые административно-правовые институты кодифицированы, например, кодекс административных процедур существует во многих странах;

Особым местом подзаконных правовых актов, издаваемых органами публичной власти в системе источников административного права, хотя общепризнанным приоритетом регулирования деятельности публичной администрации остается за законами.

Иерархия источников административного права является достаточно условной, особенно для стран англо-саксонской правовой системы, где во-первых существенное значение имеет прецедент, а во-вторых иерархическое деление законов не предусмотрено. Тем не менее, для данного случая такое обобщение или градацию установить необходимо, при этом надо помнить, что каждый следующий уровень не обязательно является подчиненным по отношению к предыдущему.

Итак, к источникам административного права относятся:

Ученые всех зарубежных стран первым среди источников административного права называют конституцию. Будучи актом высшей юридической силы, конституция в большинстве государств не регулирует административно-правовые отношения непосредственно, а лишь формулирует основополагающие для административного права принципы, определяет подходы к регулированию важнейших административно-правовых институтов.

Таким образом, идеи, заложенные в конституции становятся базой для дальнейшего административно-правового регулирования. Это можно проиллюстрировать на примере Конституции Итальянской Республики 1947 года, целый ряд норм которой непосредственно касается административного права, в частности:

Принцип децентрализации публичной администрации;

Юридическая ответственность государства и его служащих за действия, совершение которых нарушает права других лиц;



Возможность делегировать законодательные функции правительству: на ограниченное время и в отношении определенного круга вопросов;

Законодательное регулирование создания и деятельности государственных учреждений;

Замещение должностей в публичной администрации в соответствии с конкурсом, кроме установленных законом случаев;

Существование Государственного Совета и других органов административной юстиции, юрисдикция которых распространяется на охрану законных интересов физических и юридических лиц в отношении действий государственных органов.

В Конституции США 1787 года норм, которые можно считать источниками административного права, значительно меньше, но они так же являются основой для административно-правовой доктрины, законодательства и правоприменения. С учетом охранительной направленности административного права в этой стране можно, в качестве примера, привести положение американской Конституции о том, что судебная власть распространяется на споры, в которых Соединенные Штаты являются стороной. Именно эта норма стала предпосылкой для осуществления судебного контроля за деятельностью публичной администрации.

В Великой Британии роль конституции играют ряд исторических документов, которые условно можно назвать конституционными актами. Как источник административного права среди них можно выделить Билль о правах 1689 года, который обязывает представителей власти уважать и соблюдать права граждан, т.е. очерчивает границы деятельности публичной администрации.

В федеративных государствах помимо федеральных конституций большое значение для административно-правового регулирования имеют также конституции субъектов федерации. В ряде случаев они более детально, по сравнению с федеральным основным законом, регламентируют административно-правовые институты (например, конституции германских земель).