Билль о правах соединенные штаты америки год. Что такое «Билль о правах» и в чем его суть? Посвященные процессуальным принципам и гарантиям поправки VI, VII и VIII, определяли круг гражданских и уголовных дел, которые должны были быть рассмотрены с участи

Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.

В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.

Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;

2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.).



Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении. Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.

Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности. Так и возникла идея Билля о правах.



Билль о правах - это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа - это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками, касавшимися конституционного статуса личности.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, - на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Вывод : Конституция США (первая в истории человечества Конституция в современном понимании) стала результатом деятельности ряда выдающихся мыслителей своего времени; в Конституции нашли отражение многие передовые для своего времени взгляды философов и политических деятелей эпохи Просвещения. В частности, Конституция закрепила в качестве одной из основных целей её принятия общее благосостояние населения, установила республиканскую форму правления, основанную на принципе разделения властей и федерализме. В Билле о правах были закреплены основные личные права человека. Всё это в совокупности даёт основание говорить о том, что принятие Конституции США стало историческим событием и сыграло большую роль в развитии демократии во всём мире. По словам одного из отцов-основателей и третьего президента США Томаса Джефферсона, «Конституция США - это результат сложения мудрости всей нашей страны». Знаменитый философ Алексис де Токвиль, совершивший в 1831 году поездку по США, описал Соединённые Штаты как государство, в котором наиболее полно реализованы принципы демократического устройства:

«Если сейчас во всех подробностях рассмотреть американскую конституцию, то мы не найдем в ней ничего от аристократии. В ней нет и намека на привилегии для какого-то одного класса, да и вообще на привилегии; одни и те же права для всех, все права исходят от народа и к нему же возвращаются; все учреждения подчинены единой задаче, противоборствующие тенденции отсутствуют; во всем и везде доминирует принцип демократии.»

А. де Токвиль, «Доклад, сделанный в Академии правовых и политических наук 15 января 1848 года по поводу работы господина Шербюлье „О демократии в Швейцарии“»

Конституция постоянно эволюционировала, как за счёт поправок, так и за счёт практики верховного суда. Ещё одной особенностью Конституции является её «неполнота»: отцы-основатели сознательно исключили из конституции многие вопросы, отнеся их к сфере регулирования штатов[

Теоретические минусы:

Прежде всего, стоит обозначить, что же для американской Конституции есть понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов американской революции было совершенно естественным считать полноправными гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно, именно поэтому в США все так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право называться гражданином только после того, как заполнил налоговую декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865г., после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет.

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

Другим объектом критики являются пределы свободы слова. Первая поправка прямо запрещает издание законов, ограничивающих свободу слова, и по этой причине свобода слова в США простирается гораздо дальше, чем в большинстве стран. Существуют лишь считанные ограничения, такие как уголовное преследование за клевету и лжесвидетельство. Одной из наиболее известных попыток конституционно ограничить свободу слова является поправка о запрещении публичного сожжения флага США. Этот законопроект начиная с 1995 года шесть раз ставился на голосование в Конгрессе, однако ни разу не набирал требуемого количества голосов (последний раз - в 2006 году). Ранее верховный суд в решению по делу Техас против Джонсона признал, что сожжение американского флага подпадает под защиту Первой поправки.

Извините,но этот недостаток выглядит слишком жалким по сравнению с тем массивом существенных плюсов, которые имеются у конституции сша. А запрет на сожжение государственного флага,это,простите уж,просто святотатство и кощунство.

БИЛЛЬ О ПРАВАХ (Bill of Rights),

1) в англосаксонской правовой доктрине и законодательстве - название закона конституционного значения, провозглашающего в основном некоторые политические и личные права граждан, их гарантии;

2) Билль о правах 1689 года, конституционный акт английского парламента, закрепивший завоевания «Славной революции» 1688-89 годов. Заложил основы конституционной монархии в Англии (Великобритании): лишил монарха права без согласия парламента принимать законы, приостанавливать или отменять их исполнение, взимать налоги и сборы в пользу короны, набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Монарх оставался свободным в выборе и смещении министров, судей, созыве и роспуске парламента, сохранял право вето. Билль о правах значительно расширил права парламента, утвердил его верховенство в законодательной сфере и финансовых вопросах, гарантировал свободу слова, парламентских дебатов и выборов в парламент, право подданных обращаться с петициями к королю. Вносились изменения в судебную систему: запрещались чрезмерные налоги, штрафы, жестокие наказания, расширялись права суда присяжных, отменялись особые суды по церковным и иным делам;

3) Билль о правах 1789 года, неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США 1787 года, под давлением антифедералистов принятых парламентом (Конгрессом США) и ратифицированных необходимым большинством штатов в 1791 году. Кроме части текста первой поправки о запрещении Конгрессу издавать законы, устанавливающие какую-либо религию, и десятой поправки, гласившей, что права, не представленные Конституцией США федерации, сохраняются соответственно за штатами или за народом, поправки закрепляют некоторые личные и политические права человека и гражданина, а также одно из экономических прав - право собственности. Поскольку при принятии Конституции США и поправок к ней в США господствовала концепция естественных прав (они подразумевались существующими независимо от государства), то поправки сформулированы не в позитивном плане предоставления каких-либо прав, а как запрещение ограничивать имеющиеся права. Билль о правах запретил ограничивать свободу вероисповедания, свободу слова и печати, право народа мирно собираться и обращаться к властям с петициями об удовлетворении жалоб, право на охрану личности, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Билль о правах содержал положения, относящиеся к личным правам граждан в сфере уголовного процесса: никто не должен привлекаться к ответственности за преступление, караемое смертью, или за иное позорящее преступление иначе как по постановлению или обвинительному акту, вынесенным большим жюри; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же правонарушение, никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы и собственности (имущества) без должного (законного) судебного разбирательства; во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных и др. Провозглашалось, что никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения. Включение этих поправок придало Конституции США новые качества и демократизировало её: в тексте, принятом в 1787 году, о правах человека и гражданина не говорилось.

Лит.: Каленский В. Г. «Билль о правах» в конституционной истории США. М., 1983; Конституции зарубежных государств: США. Великобритания. Франция. Германия. Италия. Япония. Канада. 2-е изд. М., 1997.

Т. Л. Лабутина, В. Е. Чиркин.

(bill of rights) Провозглашение привилегий, иммунитетов и прав, претендовать на которые гражданин государства (в рамках здравого смысла, истины и принятых норм поведения), имеет законные и моральные основания. Конституция, как правило, включает статьи, направленные на защиту прав личности от вмешательства со стороны государства. Во Франции в этом состояла цель Декларации прав человека (1789) и преамбулы к Конституции 1946 г. Обе они вошли в Конституцию Пятой республики (1958). Самый известный билль о правах – первые десять поправок к Конституции США. Среди них – первая поправка (First Amendment), провозглашающая свободу вероисповедания, слова и печати, собраний и обращений к правительству с петициями об удовлетворении жалоб; вторая поправка, предоставляющая право "хранить и носить оружие"; пятая (Fifth Amendment), защищающая от свидетельств против себя и требующая соблюдения надлежащей правовой процедуры, если человека лишают жизни, свободы либо собственности. Первоначально эти поправки были включены в Конституцию, чтобы исключить нарушение прав человека федеральным правительством, но в XX в. Верховный суд США применил принятую после Гражданской войны четырнадцатую поправку, обязывающую и власти штатов руководствоваться биллем о правах. Билли о правах в том виде, в каком они существуют в Соединенных Штатах, Германии и Франции, не могут быть нарушены статутным правом: как и другие разделы Конституции, они являются "высшими" законами, изменение которых требует соблюдения чрезвычайных процедур, предусмотренных для принятия поправок к Конституции. Идея об основных, незыблемых правах человека уходит глубокими корнями в историю западной цивилизации. Великая хартия вольностей (Magna Carta) (1215) провозгласила некоторые права человека, включая знаменитое право на судебное разбирательство, содержащееся в статье 39: "Свободный человек не может быть заключен в тюрьму, или лишен собственности, или объявлен вне закона, или сослан, или так или иначе уничтожен, или подвергнут притеснениям и гонениям с нашей стороны, иначе как путем законного суда, осуществляемого равными себе по званию пэрами, или на основании закона страны". Но эта хартия была лишь соглашением между королем Иоанном и его баронами, а не конституционным законом или хотя бы статутным правом. Билль о правах, принятый парламентом в 1689 г. как законодательный акт, касался в основном ограничения королевских полномочий и усиления прав законодательной власти, хотя в нем и содержались некоторые положения в защиту прав личности. Так, подданные имели право обращаться к монарху с петициями; протестантам разрешалось хранить оружие для самообороны, их освобождали от высоких штрафов и чрезмерных залогов при передаче на поруки. Но этот билль мог быть отменен актом парламента. Более удачным прецедентом оказалась Хартия, или Основные законы Западного Нью-Джерси (1677). Она гарантировала право на законное разбирательство и суд присяжных, защищала свободу вероисповедания, особо подчеркивая, что эти права и привилегии не могут быть нарушены законодательной властью. В Великобритании сторонники билля о правах утверждают, что он необходим для защиты прав личности от посягательств со стороны государства. Их оппоненты заявляют, что права человека достаточно защищены общим и статутным правом. Некоторые выражают опасения, что принятие билля о правах приведет к политизации судебной власти и что закрепление таких прав в Конституции компрометирует суверенитет парламента – одного из краеугольных камней британской демократии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. «Билль о правах» 1791 года: история принятия

В Версале в 1783 после подписания мирного договора с Великобританией, США становится суверенным независимым государством.

Получив независимость, молодая страна попадает в очень сложное положение. Исчезает военная опасность, и узы, удерживающие вместе 13 американских штатов, рвутся.

Восьмилетняя война за независимость привела к ухудшению финансового и экономического положения страны. Для спасения молодого государства срочно нужно было установить в стране закон и порядок.

17 сентября 1787 года была принята Конституция США. Самым уязвимым местом этой Конституции стало отсутствие в ее тексте специального раздела, который регулировал бы политические, гражданские и процессуальные права граждан. Лишь мимоходом упоминались отдельные, разрозненные права личности.

С первых же дней стала очевидна несостоятельность Статей Конституции. Но Конгресс не мог что-либо изменить. Дополнения или изменения в конституцию можно было внести только с согласия всех штатов, что в условиях острых противоречий между ними было задачей невыполнимой.

Конституция не ликвидировала политической независимости штатов. Она противопоставила ей сильную централизованную власть. Конституция провозгласила Соединенные Штаты федеральным государством, в которой верховная законодательная власть принадлежит Конгрессу, президенту - высшая исполнительная власть.

Принцип «разделения властей» предложенный британцем Локком и раскрытый французом Монтескье был провозглашен основополагающим.

Основные власти - законодательная, исполнительная и судебная - получили значительную независимость.

Для судей полная независимость выражалась в их несменяемости и в праве не применять противоречащих Конституции законов.

Проблема включения «Билля о правах» в федеральную Конституцию встала со всей остротой по мере нарастания демократического движения в штатах, связанного с ратификацией Основного закона. Ратификация Конституции привела к обострению противоречий между различными слоями общества.

В США было много вероисповеданий, которые делились на множество небольших сект. Чтобы избежать конфликтов между представителями разных конфессий в США не было определено основной господствующей конфессии и была полная веротерпимость.

Конституция превратила созданный в годы войны за независимость хрупкий межгосударственный союз прочную федерацию. Конституция 1787 г. очень сильно облегчала движение товаров, промышленное развитие США, освоение и колонизацию новых земель .

Конституция упрочнила международное положение молодого государства, облегчила его защиту против возможной агрессии со стороны феодальных монархий и самой Англии, сохранивших гигантские земельные владения во всех трех частях Америки (Центральной, Южной, Северной).

США были республиканской конституцией, и это было само по себе вызовом: то был конец 18 века. Американская конституция 1787 года вместе с Биллем о правах являлась документом большого демократического значения, что, конечно, сказалось в дальнейшей истории Европы.

Введение конституции, которая ограничивалась лишь изложением государственного строя и обходившей стороной права человека, провозглашенные в Декларациях, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов Конституцию приняли незначительным числом голосов и, главным образом, при условии дальнейшего включения нее дополнений о демократических правах и свободах человека. Законодателям было ясно, что большинству американцев хочется видеть в конституции, в первую очередь гарантию от любых посягательств государственных властей на их личные права и свободы. Этим руководствовался и Д. Мэдисон, который внес основной вклад в подготовку конституционных поправок к собраниям штатов в 1789 г. .

Поправки были ратифицированы в 1789-1791 гг., и стали известны как Билль о правах.

Первыми штатами, ратифицировавшими поправки, были Мэриленд и Нью-Джерси. Их примеру сразу последовала Северная Каролина, в январе 1790 года еще три штата - Нью-Хэмпшир, Делавэр, Южная Каролина - одобрили «Билль о правах». Последней из требуемых 11 штатов, которые одобрили поправки, явилась Виргиния. Ратификация «Билля о правах» Виргинией в декабре 1791 года означала вступление его в силу.

В ходе ратификации большинство штатов отклонили две поправки. Одна из них имела большую политическую важность. Она устанавливала порядок представительства в конгрессе. Вторая - предусматривала денежную компенсацию членам конгресса. В результате в окончательный вариант «Билля о правах» вошли десять поправок.

Составляющие Билль о правах поправки имеют одинаково важное значение для определения правового статуса американского гражданина.

В Билле закреплены свобода слова, печати, свобода вероисповедания, права обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, право собственности, неприкосновенность жилища и личности, право на скорый и публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу, избирательное право.

Среди названных прав и свобод почти никак не оговариваются социально-экономические права и свободы. Практически они ограничиваются положениями поправки V, прописывающей, что «никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения» и не один гражданин «не должен лишаться… имущества без законного судебного разбирательства».

Следует отметить и то важное обстоятельство, что поправки Билля имеют достаточно расплывчатые формулировки, что открывает широкие возможности для их толкования. В то же время, если с исторической точки зрения оценивать объем прав и свобод, то нельзя не признать, что для того периода он был достаточно велик.

«Билль о правах» не отменил в США системы рабовладения, но ввёл в молодом государстве основы буржуазной демократии.

2. Характеристика Билля о правах

Билль о правах (англ. Bill of Rights) - неофициальное название первых десяти поправок к Конституции США, закрепляющих основные права и свободы человека и гражданина. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном 25 сентября 1789 года на заседании Конгресса США первого созыва и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Впервые на общегосударственном уровне единообразно был определён правовой статус гражданина США, очерчены сферы федерального контроля за соблюдением гражданских прав и свобод, которые также впервые в истории конституционного законодательства были построены как запреты и ограничения, наложенные в первую очередь на сами законодательные органы .

В июне 1789 г. Дж. Мэдисон вынес на обсуждение палаты представителей ряд первых поправок, и предложил включить их в основной текст Конституции. Однако палата приняла предложения Р. Шермана поместить эти поправки в конце Конституции в виде самостоятельного компактного дополнения. 25 сентября 1789 г. конгресс принял первые двенадцать поправок.

15 декабря 1791 г. десять из них были ратифицированы штатами в соответствии с процедурой, установленной ст. V Конституции. Две оставшиеся поправки не прошли ратификацию, не собрав требуемого квалифицируемого большинства .

В Билле о правах провозглашались основные демократические права и свободы, известные по документам мировой конституционной практики того времени, а также по идеям, высказанным в трудах таких ученых-просветителей, как Дж. Бейт, Э. Кук, Дж. Хэмпден, Дж. Мильтон и др. Нужно признать, что провозглашенные в общефедеральном Билле права и свободы, оказались более ограниченными, чем содержащиеся в конституциях отдельных штатов права и свободы. Однако они оказались вполне достаточными для обеспечения высокого уровня общегосударственного демократизма, который был недостижим для большинства существовавших в то время государств. Впервые в мировой конституционной практике попадали под запрет и подвергались ограничениям некоторые прерогативы законодательной власти, которые до этих пор считались неприкосновенными.

Билль о правах охватил практически всю сферу человеческих прав, известных тогда в мировой конституционной практике, - личных, процессуальных и политических. Эти права рассматривали как необходимые и достаточные для безопасного и комфортного существования гражданина в политически организованном обществе, а также для участия его в делах, представляющих общий интерес. В Билле о правах социально-экономические права не получили своего конституционного провозглашения, поскольку американская правовая доктрина того времени к разряду «фундаментальных» их не относила.

Важную роль в Билле о правах играет 1-я поправка, провозгласившая свободу слова, печати и собраний.

В первой поправке говорится о свободе вероисповедания, свободе слова, праве граждан мирно собираться и обращаться к Правительству с жалобами или предложениями: «Конгрессом не должны издаваться никакие законы, относящиеся к установлению какой-либо религии или запрещающие свободное вероисповедание либо ограничивающие свободу слова или печати, либо право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении тех или иных жалоб».

Сохранение религиозной свободы было и является одним из старейших и наиболее важных компонентов личной свободы. Гарантия свободы вероисповедания является одним из главных составляющих гражданских прав .

История человечества, начиная с Великой хартии вольностей (1215 год) не раз доказывала значимость такой свободы. Религиозные свободы включают в себя минимум два важных и пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость религии. Чтоб избежать вмешательства в свободу вероисповедания и одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало предпочтения как нерелигиозной доктрине, так и какой-либо определенной конфессии.

Полная защита свободы вероисповедания требует эффективных и сильных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по политическим мотивам.

До сих пор на первой поправке базируются основные права граждан и политических объединений - профсоюзов, партий, ассоциаций и конфессий.

Во второй поправк е признается, что штаты, в целях гарантии свободы, имеют право содержать ополчение, а народ - носить и хранить оружие: «Поскольку хорошо организованное народное ополчение необходимо для безопасности свободного государства, не должно нарушаться право народа хранить и носить оружие». .

Первая поправка уже много лет является предметом споров сторонников и противников свободной торговли оружием.

Поправка III запрещает размещение солдат в частных домах в мирное время без согласия владельца: «В мирное время ни один солдат не должен размещаться на постой без согласия владельца дома; однако в военное время это допускается, но лишь в порядке, предусмотренном законом». В современном мире эта поправка утратила свое актуальность.

Положения IV поправки обеспечивают неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества, касающиеся защиты от необоснованных обысков и конфискаций, запрещающие вмешательство государства в определенные сферы индивидуальных активностей: «Не должно быть нарушено право граждан на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов; ни один ордер не должен быть выдан иначе как при наличии достаточного основания, и он должен быть подтвержден присягой или торжественным заявлением и содержать подробное описание подлежащего обыску места, предметов или личностей, подлежащих аресту». .

Такие положения, обычно осуществляются посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что конкретные индивидуальные свободы - свобода самовыражения, вероисповедания и другие, направленные против необоснованных вмешательств правительства в частную жизнь, - являются существенными элементами свободного общества.

Такие меры защиты частной жизни обычно объединяют под термином «гражданские свободы».

У четвертой поправки существовало множество толкований. Верховный суд в 1928 решил, что установление подслушивающих устройств не противоречит этой поправке, если при этом не происходит физического вторжения посторонних в жилище; в 1967 новым постановлением запрещено несанкционированное подслушивание.

В п оправк е V прописаны главные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.

Посвященные процессуальным принципам и гарантиям поправки VI, VII и VIII, определяли круг гражданских и уголовных дел, которые должны были быть рассмотрены с участием присяжных заседателей.

В п оправк е VI говорится о том, что при всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того ранее установленного законом штата и округа, где произошло преступление; у обвиняемого есть право знать о сущности и основаниях обвинения; обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него; право потребовать принудительного вызова свидетелей со своей стороны и помощи адвоката для своей защиты.

Поправка VII : «Во всех исковых производствах, основанных на общем праве, где оспариваемая цена иска превышает двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных; ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего нрава» .

В п оправк е VIII запрещается взимать слишком большие залоги, чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

В п оправк е IX установлен принцип недопустимости ограничения прав граждан, конституцией прямо не упомянутых: «Перечисление в Конституции определенных нрав не должно толковаться как отрицание или умаление других нрав, сохраняемых за народом». Эту поправку используют сторонники расширительного толкования всех прав.

В п оправк е X закреплен один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации .

За 200 лет после принятия Билля в Конституцию было внесен еще ряд поправок, регламентирующих правовой статус личности.

Поправка XI (1795 г.) закрепляет иммунитет штата от судебного преследования частным лицом - гражданином другого штата либо гражданином или подданным иностранного государства.

Поправка XII (1804 г.) ввела новую, ныне действующую процедуру избрания президента и вице-президента - выборщики избирают их отдельно, тайным голосованием (при прежнем порядке вице-президентом становился второй по числу голосов кандидат в президенты). Поправка установила также, что кандидат в вице-президенты должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты.

Поправка XIII (1865 г.) Отменило рабство и подневольное услужение, кроме тех случаев, когда последнее может быть назначено как уголовное наказание (лишение свободы с обязательным привлечением к труду).

Поправка XIV (1868 г.) принятая с целью закрепить результаты Гражданской войны, состоит из 5 разделов:

1-й раздел содержит четыре положения: определение американского гражданства, запрещение штатам ограничивать «привилегии и льготы» граждан США, применять санкции против человека без «надлежащей правовой процедуры», отказывать гражданам в «равной защите законов».

2-й раздел направлен на предупреждение дискриминации освобожденных рабов на выборах.

3-й раздел ограничивает право участников антиправительственных выступлений занимать должности в государственном аппарате и быть выборщиками президента.

4-й раздел урегулировал вопрос о выплате займов периода Гражданской войны.

5-й раздел наделил конгресс правом исполнять предписания поправки путем принятия необходимых законов.

Поправка XV (1870 г.) запрещает ограничивать право голоса граждан по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в рабстве.

Поправка XVI (1913 г.) закрепляет за конгрессом право устанавливать и взимать налоги с любых доходов.

Поправка XVII (1913 г.) отменила первоначальный порядок избрания сенаторов США (законодательными собраниями штатов) и предписала прямые выборы в сенат.

Поправка XVIII (1919 г.) ввела в стране «сухой закон»

Поправка XIX (1920 г.) запрещает ограничивать право по признаку пола.

Поправка XX (1933 г.) зафиксировала новые сроки вступления в должность президента и вице-президента (20 января следующего после выборов года) и начало первой сессии вновь избранного конгресса (3 января следующего после выборов года), уполномочила конгресс принимать необходимые законы, определяющие порядок замещения президентской должности в случае, если кандидаты на посты президента и вице-президента не отвечают конституционным требованиям.

Поправка XXI (1933 г.) отменила «сухой закон», введенный поправкой XVIII.

Поправка XXII (1951 г.) ограничила время пребывания на посту президента двумя четырехлетними сроками.

Поправка XXIII (1961 г.) наделила жителей федерального округа Колумбия (места пребывания правительства США) правом участия в выборах президента.

Поправка XXIV (1964 г.) отменила налог на участие в федеральных выборах.

Поправка XXV (1967 г.) установила порядок преемственности поста президента и определила условия временного исполнения его обязанностей. В случае отстранения президента от должности, его смерти или отставки, а также временной неспособности президента исполнять свои обязанности президентом становится вице-президент. Если пост вице0президента оказывается вакантным, президент назначает вице-президента, который утверждается в должности большинством голосов обеих палат конгресса.

Поправка XXVI (1971 г.) снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет.

Сторонники суверенитета штатов, в частности во время Гражданской войны США, нередко опирались на 10-ю поправку. Верховный суд в 1941 постановил, что права штатов признаются только в пределах, установленных федеральным законом, покончив тем самым с двойственным толкованием Билля о правах.

Заключение

Несомненно, принятие Билля о правах явилось победой американской демократии.

Черты, определившие значение этого документа:

1) Билль о правах обеспечивал защиту только от произвола федеральных властей. Права и свободы, нарушенные со стороны штатов под действие Конституции США не попадали.

2) Этот документ заложил основы единой по своей сути конституционной системы прав и свобод. И по содержанию, и по стилистике федеральный Билль о правах немногим отличался от деклараций (биллей) отдельных штатов.

3) Билль о правах в полном согласии с естественно-правовой доктриной оставил перечень прав и свобод открытым. Само перечисление в конституции отдельных прав, как было сказано в IX поправке, не означало ни умаления, ни отрицания других прав. Они оставались за народом.

4) Разработка и принятие Билля о правах укрепили конституционные основы новой власти.

Краткие предписания, содержащиеся в Билле о правах получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях актов Конгресса.

В настоящее время аналоги Билля о правах имеются в конституциях большинства стран. Его влияние в государствах общего права стало наиболее заметно в последние 50 лет. С 1960 г. подобная тенденция наметилась и в практике Верховного суда Канады, получившая законодательное признание с принятием в 1982 г. конституционной Хартии прав и свобод. Билль о правах США и Билль о правах Великобритании (наряду с французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 года) послужили одним из источников при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в декабре 1948, и аналогичных документов, принятых во многих странах.

Список источников

билль право поправка американский

1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М.: НОРМА, 2008. - с. 744.

2. Иванян Э.А. История Соединенных штатов Америки - М.: ВЛАДОС, 2008. - с. 346.

3. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. - М.: НОРМА-ИНФРА*М, 2009. - Ч. 2. - с. 712.

4. Курицин В.М., Шалягин Д.Д., Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. - М.: Академический проект, 2007. - с. 496.

5. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. Ю.И. Лейбо, М.В. Баглая, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2008. - с. 1056.

6. Лафитский В.И. Конституционный строй США. М.: Контракт, 2007. - с. 526.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах в США в 1791 году. Расплывчатость формулировок, введение буржуазной демократии. Дополнение Конституции статьями о правах и свободах. Меры защиты частной жизни. Характеристика внесенных поправок.

    реферат , добавлен 23.03.2010

    Понятие парламентаризма. Основное значение и сущность Билля о правах 1689 г. Дальнейшее развитие принципов, заложенных в этом документе. Акт об устроении как наиболее важный закон, изданный в начале XVIII века. Становление "Ответственного правительства".

    презентация , добавлен 12.12.2011

    История принятия Конституции США. "Билль о правах" 1791 года: история принятия и значение. Общая характеристика Конституции США. Конституция США в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2006

    Человеческое достоинство личности. Принципы прав человека. Международный Билль о правах. Гражданские обязанности. Международные Европейские документы о правах человека. Право на презумпцию невиновности, а также квалифицированную юридическую помощь.

    презентация , добавлен 02.02.2013

    Становление международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и его эволюция на современном этапе. Вклад Лиги Наций в определение и регулирование статуса беженца. Этапы реализации Международного билля (хартии) о правах человека.

    реферат , добавлен 13.10.2016

    Исторические этапы формирования прав и свобод человека и гражданина. Международные стандарты о правах человека и гражданина. Законодательство Российской Федерации о правах, свободах человека и гражданина. Экономические, социальные и культурные права.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат источником познания политической и социально-экономической истории государства. Они принимались в переломный момент. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям.

    реферат , добавлен 09.07.2008

    Суть исполнения и порядок выдачи приказа Хабеас Корпус. Особенности избирательного права согласно Конституции штата Нью-Йорк 1846 года. Характеристика правового источника "Билль о правах", его роль в установлении в Англии режима конституционной монархии.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2010

    Законы Хаммурапи как свод законов рабовладельческого государства. Основные черты рабовладельческого права по законам Хаммурапи. Система "разделения властей" и система "сдержек и противовесов" по Конституции США 1797 г. Особенности Билля о правах 1791 г.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2011

    Международные нормы о правах человека как источник уголовно-процессуального права России. Структура и содержание данных прав: до- и послесудебные права, а также непосредственно судебное разбирательство. Принципы и история их формирования, современность.

Отсутствие в тексте Конституции Соединенных Штатов Америки статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного еще Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.
На протяжении четырех лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном (1751 -1836) дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилиша. на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утвержденных конгрессом 25 сентября 1791 г. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 г. они стали составной частью Конституции США под общим Названием «Билль о правах».

Статья I


Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слона или печати или право народа мирно собираться и обращайся к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений.

Статья II


Поскольку для безопасности свободного государства необходимо хорошо организованное народное ополчение, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Статья III


В мирное время ни один солдат не должен помещаться на постой в какой либо дом без согласия его владельца; во время же войны это допускается только в порядке, установленном законом.

Статья IV


Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества.

Статья V


Никто не должен привлекаться к ответственности за тяжкое или иное позорящее преступление иначе, как по постановлению или обвинению, вынесенному присяжными Большого жюри, за исключением случаев возбуждения дел, касающихся состава сухопутных и морских сил либо народного ополчения в период, когда последнее в связи с войной или угрожающей обществу опасностью находится на действительной службе; никто не должен дважды отвечать жизнью или телесной неприкосновенностью за одно и то же преступление; никто не должен принуждаться свидетельствовать против самого себя в уголовном деле; никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Никакая частная собственность не должна отбираться для общественного пользования без справедливого вознаграждения.

Статья VI


Во всех случаях уголовного преследования обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, где было совершено преступление, причем этот округ должен быть заранее установлен законом; обвиняемый имеет право требовать, чтобы ему сообщили о характере и мотивах обвинения и дали очную ставку с показывающими против него свидетелями; обвиняемый может требовать принудительного вызова своих свидетелей и пользоваться помощью адвоката для защиты.

Статья VII


По судебным делам, основанным на общем праве, с суммой иска, превышающей двадцать долларов, сохраняется право на суд присяжных, и факт, рассмотренный присяжными, не должен подвергаться пересмотру каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как на основе положений общего права.

Статья VIII


Не должны требоваться непомерно большие залоги, взыскиваться чрезмерные штрафы, налагаться жестокие и необычные наказания.

Статья IX


Перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых народом.

Статья X


Полномочия, не предоставляемые настоящей Конституцией Соединенным Штатам и не запрещенные ею штатам, остаются за штатами или за народом.