В каких пространствах обеспечивается национальная безопасность. Национальная безопасность россии и пути ее укрепления

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления(функции):

– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

В соответствии с указанными направлениями Концепция национальной безопасности определяет задачи в обеспечении национальной безопасности РФ:

– обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

– подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

– преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

– обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

– совершенствование системы государственной вла– сти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

– обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

– обеспечение равноправного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

– подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

– укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

– принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;

– коренное улучшение экологической ситуации в стране. Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью и криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.


Основными принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: А. Соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности.

Б. Единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации.

В. Приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

Г. Реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

Д. Соблюдение норм международного права и российских законов при осуществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

Е. Сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государс­твенной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

2. Цель и задачи обеспечения национальной безопасности РФ.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

Реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

Обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

Укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

Обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

Подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

Укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

Принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

Выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

Усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

Укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

Привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;

Расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;

Содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;

Достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;

Выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;

Адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;

Содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;

Развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;

Противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;

Пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;

Осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;

Предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

Предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

Экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

Безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

Создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;

Совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

3. Внешние, внутренние и трансграничные угрозы для РФ.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

К основным внешним угрозам можно отнести:

Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;

Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

К основным внутренним угрозам следует отнести:

попытки насильственного изменения конституционного строя;

планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы. Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Трансграничные угрозы включают в себя:

создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления. В области охраны и укрепления здоровья граждан необходимы усиление внимания общества, органов государственной власти Российской Федерации к развитию государственной (федеральной и муниципальной) страховой и частной медицинской помощи, осуществление государственного протекционизма в отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, реализация федеральных программ в области санитарии и эпидемиологии, охраны здоровья детей, оказания скорой и неотложной медицинской помощи, медицины катастроф. К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Необходимы новый подход к организации и ведению гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников.

Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки. Вооруженные силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности. Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должны осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.

Основными задачами Российской Федерации в пограничной сфере являются:

создание необходимой нормативной правовой базы; развитие межгосударственного сотрудничества в этой области; противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств; пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции; осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств. Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: президент Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны;

Федеральное собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; правительство Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях президента Российской Федерации Федеральному собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Совет безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области; федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их президенту Российской Федерации и правительству Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внутриэкономической деятельности государства являются: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа.

Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции. В целях их решения должны быть приняты меры, стимулирующие передачу новых военных технологий в гражданское производство, введен механизм выявления и развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.

Решение указанных задач предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказание поддержки ведущим научным школам, ускоренное формирование научно-технического задела и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом, создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации.

Государство должно содействовать созданию равных условий для развития и увеличения конкурентоспособности предприятий независимо от формы собственности, в том числе становлению и развитию частного предпринимательства во всех сферах, где это способствует росту общественного благосостояния, прогрессу науки и образования, духовному и нравственному развитию общества, защите прав потребителей.

Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабильность. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.

Требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Россия крайне заинтересована в искоренении экономической и социально-политической основы этих общественно опасных явлений, выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Для профилактики преступности и борьбы с нею в первую очередь необходимо развитие правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международно-правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности.

Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа.

Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.

* Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей. национальный безопасность угроза

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

  • * реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
  • * обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
  • * обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • * укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • * обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • * подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • * укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • * принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
  • * выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;
  • * усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;
  • * укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;
  • * привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний;
  • * расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами - участниками СНГ;
  • * содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций;
  • * достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере;
  • * выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения;
  • * адаптация существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработка при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности;
  • * содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения;
  • * развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом;
  • * противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств;
  • * пресечение деятельности транснациональной организованной преступности, а также незаконной миграции;
  • * осуществление коллективных мер по обеспечению безопасности пограничного пространства государств - участников СНГ;
  • * предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  • * предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  • * экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  • * безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  • * создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации;
  • * совершенствование организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации, качественное совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств;
  • * совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство;
  • * противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Национальная безопасность обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении страны средствами - политическими, экономическими, правовыми, военными, организационными и ресурсными - на основе последовательной реализации политики национальной безопасности5.

В структуру системы национально-государственной безопасности входят:

  • * органы и силы безопасности;
  • * государственные, общественные и гражданские организации и объединения, действующие в соответствии с федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, краткосрочными федеральными программами обеспечения национальной безопасности;
  • * отдельные граждане, привлекаемые на законном основании уполномоченными государственными органами к реализации мер по обеспечению национальной безопасности.

К органам национальной безопасности относятся:

  • * органы внешней безопасности РФ: Минобороны, МИД, Служба внешней разведки;
  • * органы внутренней безопасности: МВД - ведомство гражданской безопасности; ФСБ - ведомство по охране конституции и государственных институтов; ФПС (Федеральная пограничная служба), Прокуратура, Главное управление охраны (служба безопасности президента);
  • * органы экономической безопасности РФ: Минэкономики, Минфин, Налоговая служба и налоговая полиция, Таможенная служба, МВЭС;
  • * органы экологической и техносферной безопасности РФ: МЧС, Минэкологии, органы технического надзора - Гостехнадзор, Госпожнадзор;
  • * органы демографической безопасности РФ: Минздравсоцразвития, Минобрнауки, комитеты Федерального собрания по демографии;
  • * органы информационной и компьютерной безопасности: ФАПСИ при Президенте РФ, комитеты Федерального собрания по информационной политике, ЦСУ, Гостехкомиссия России, Роскоминформ, Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

К силам национальной безопасности РФ относятся:

  • * внешние силы национальной безопасности РФ: Вооруженные Силы Российской Федерации и все законные формирования, ведущие оперативную работу за рубежом в защиту национальных интересов РФ;
  • * внутренние силы национальной безопасности РФ: Внутренние войска МВД; подразделения МВД, наделенные исполнительными функциями и реализующие их; войска ФПС; оперативные и создаваемые в кризисных ситуациях подразделения министерств, и все другие законные вооруженные формирования внутри страны. К внутренним силам национальной безопасности относятся общественные силы безопасности (ДНД, ДПД, народные ополчения, спасательные отряды и др.), создаваемые с целью защиты национальных интересов РФ в кризисных ситуациях.

Важнейшим средством обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются Вооруженные Силы.

Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, главный элемент военной организации государства.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи. Они могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

  • 1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.
  • 2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.
  • 3. Осуществление силовых операций мирного времени.
  • 4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых подходов к их строительству и развитию.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

  • * способность осуществить стратегическое сдерживание;
  • * высокая боевая и мобилизационная готовность;
  • * стратегическая мобильность;
  • * высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;
  • * высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

  • 1. Сохранение потенциала стратегических сил сдерживания.
  • 2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.
  • 3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).
  • 4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.
  • 5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.
  • 6. Совершенствование военной науки и военного образования.
  • 7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью данных мероприятий является устранение параллелизма, ликвидация дублирующих звеньев или перенацеливание их на решение других оборонных задач и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ. Все вышеизложенное необходимо учитывать при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности России, так как:

  • * несмотря на позитивные перемены в международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой;
  • * Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки;
  • * существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России.

А это требует принятия адекватных мер по укреплению обороноспособности Российского государства, повышению боевой готовности его Вооруженных Сил.

Обеспечение национальной безопасности достигается мерами и средствами экономического, информационно-пропагандистского, правового, организационного, технического и иного характера6.

Меры по обеспечению национальной безопасности состоят в:

  • * государственной защите национальных интересов;
  • * национальной дипломатической политике;
  • * поисках и поддержке стратегических геополитических союзников;
  • * быстром и мобильном реагировании на угрозы национальным интересам оптимальными средствами;
  • * готовности мгновенного нанесения ответного удара, а также в использовании тех или иных средств обеспечения национальной безопасности в целях защиты интересов России.

Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах:

  • * мирного времени;
  • * повышенной готовности;
  • * чрезвычайного положения;
  • * военного времени.

^ Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.

^ Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.

Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих локализации и устранения.

В режиме чрезвычайного положения вводится цензура средств массовой информации с целью защиты национальных интересов.

^ Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих отражения и уничтожения. Данный режим регулируется Законом РФ "О военном положении". При этом все мероприятия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения дополняются введением военного положения и созданием на базе Совета Безопасности Государственного комитета по обороне.

Cтратегия национальной безопасности Российской Федерации

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.


Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.


Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на взаимосвязи Стратегии национальной безопасности РФ и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.


Стратегия является базовым документом по планированию развития всей системы обеспечения национальной безопасности РФ, в ней излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.


Основная задача Стратегии НБ состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов.


В Стратегии даны следующие ключевые понятия, важные и для курса БЖ:

  1. "национальная безопасность" - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства;
  2. "национальные интересы РФ" - совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;
  3. "угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию РФ, обороне и безопасности государства;
  4. "стратегические национальные приоритеты" - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан РФ, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности;
  5. "система обеспечения национальной безопасности" - силы и средства обеспечения национальной безопасности;
  6. "силы обеспечения национальной безопасности" - Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ;
  7. "средства обеспечения национальной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах:

  1. внутриполитической,
  2. экономической,
  3. социальной,
  4. в сфере науки и образования,
  5. в международной,
  6. духовной, информационной,
  7. военной, оборонно-промышленной
  8. в экологической сфере,
  9. в сфере общественной безопасности.

В Стратегии НБ РФ отмечается, что развитие мира идет по пути глобализации международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.


На обеспечение национальных интересов РФ негативное влияние будут оказывать: вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.


Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.


Внимание международной политики будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.


В условиях конкурентной борьбы за ресурсы не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы - может быть нарушен сложившийся баланс сил вблизи границ РФ и границ ее союзников.


Возрастет риск увеличения числа государств - обладателей ядерного оружия. Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки. Последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы.


Организация Договора о коллективной безопасности рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.


Определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права.


Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом. В качестве приоритетов останутся достижение новых договоренностей в сфере разоружения и контроля над вооружениями, укрепление мер доверия, а также решение вопросов нераспространения оружия массового уничтожения, наращивания антитеррористического сотрудничества, урегулирования региональных конфликтов.


В сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.


Для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо:

  1. обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие;
  2. повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики;
  3. поднять качество работы органов государственной власти;
  4. сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами РФ права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие.

В Стратегии четко определены Национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты


Национальные интересы РФ на долгосрочную перспективу заключаются:

  1. в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
  2. в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;
  3. в превращении РФ в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.


Для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация, наряду с достижением основных приоритетов национальной безопасности, сосредоточивает свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

  1. повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
  2. экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
  3. наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
  4. экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
  5. стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.

Важнейший посыл Стратегии - состояние национальной безопасности РФ напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения НБ.


В Стратегии выделены девять сфер жизнедеятельности, внутри которых реализуются усилия по обеспечению НБ страны. Причем внутри каждой сферы в Стратегии рассматриваются несколько подсистем НБ (мы их выделяем полужирным шрифтом: военная, государственная, общественная, пограничная, энергетическая, продовольственная и т.д.). В качестве первой сферы жизнедеятельности страны названа оборонительная. Без нее все остальные теряют смысл, если чужой субъект подчинит себе ресурсы страны.

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 343.34:351.86

Страницы в журнале: 33-35

Т.Т. АЛИЕВ,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации [email protected]

С.С. САННИКОВА,

аспирант Поволжского кооперативного института РУК Центросоюза РФ

Рассматриваются правовые основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; анализируются базовые нормативные правовые акты в исследуемой сфере; формулируется вывод о том, что в настоящее время, несмотря на наличие значительного числа документов, регулирующих отношения в области обеспечения национальной безопасности, действующее законодательство нуждается в доработке и совершенствовании.

Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, нормативные правовые акты, понятие, закон.

Legal Regulation of Ensuring National Security of the Russian Federation

Aliev T., Sannikova S.

The article examines the legal basis of national security, analyzes basic normative acts in the field of study, formulates the conclusion that at the present time in spite of the large number of documents regulating relations in the sphere of national security, the legislation needs to be expanded and improved.

Keywords: national security, public safety, normative act, concept, law.

Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

В первую очередь решение проблем в области обеспечения национальной безопасности зависит от уровня правового регулирования в указанной области деятельности. Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности устанавливает в качестве своей цели организацию системы обеспечения национальной безопасности государства, а также регламентирование поведения участников общественных отношений в данной сфере.

В юридической литературе долгое время превалировали две тенденции в вопросах обеспечения безопасности Российской Федерации. Одна из них развивалась с начала 1990-х годов в рамках российского законодательства, в котором детально закреплялись правовые механизмы обеспечения безопасности, и прежде всего государственной безопасности. В первой половине 1990-х годов были приняты Конституция Российской Федерации 1993 года, федеральные законы от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее - Закон о безопасности 1992 года), имевшие целью укрепление Российского государства; о национальной безопасности в них не упоминается.

После опубликования Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300) сложилась вторая тенденция, в рамках которой политологический, экономический, социологический и другие аспекты безопасности выдвинулись на первый план: понятие «национальная безопасность» стало противопоставляться дефинициям «безопасность» и «государственная безопасность».

На сегодняшний день правовые нормы, формирующие основу обеспечения национальной безопасности, содержатся в нормативных правовых актах различного уровня. Среди них можно выделить Конституцию РФ, международные правовые акты (например, Соглашение о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности 2010 года), федеральное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а также акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основа правового регулирования национальной безопасности заложена в Конституции РФ, поскольку задача по обеспечению безопасности основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Так, ст. 13 устанавливает запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Подрыв безопасности государства - один из главных критериев неконституционности любого общественного объединения. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно (например, в статьях 13, 55, 56, 72), однако Конституция РФ не раскрывает его содержания и юридической природы. Следует согласиться с Н.С. Бондарем, который отмечает: «Как конституционная категория понятие безопасности призвано отражать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства на основе последовательного обеспечения их баланса».

Поскольку акты международного права являются составной частью российской правовой системы, то соответственно и в сфере обеспечения национальной безопасности также существует значительное количество актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения. В данной группе можно выделить Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года, целью которой является активизация усилий стран мирового сообщества, направленных на предупреждение терроризма и его негативного воздействия на полное осуществление прав человека, в частности права на жизнь, посредством мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках международного сотрудничества, с учетом действующих многосторонних или двусторонних международных договоров или соглашений.

Еще одним международным актом, регулирующим отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, выступает Конвенция о ядерной безопасности 1994 года, направленная на обеспечение высокого уровня ядерной безопасности во всем мире на основе укрепления национальных мер и международного сотрудничества и поддержания такого уровня; на создание на ядерных установках эффективных средств защиты личности, общества и окружающей среды от потенциальной радиационной опасности, вредного воздействия ионизирующих излучений от таких установок; на предотвращение аварий с радиологическими последствиями.

В целях обеспечения безопасности могут издаваться федеральные законы, ограничивающие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на объединение в политические партии. Так, был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон о безопасности), который определил основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Однако следует признать, что Закон о безопасности весьма несовершенен. По сравнению с ранее действовавшим Законом о безопасности 1992 года он стал еще более абстрактным и пустым по содержанию.

Помимо Закона о безопасности в сфере обеспечения безопасности в Российской Федерации приняты и действуют федеральные конституционные законы от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», федеральные законы от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 23.06.1995 № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению мира и безопасности» и т. д.

Закон о безопасности стал следствием подготовки и принятия одного из ведущих документов, регламентирующих концептуальные основы безопасности государства и общества, - Указа Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (далее - Стратегия). Именно Стратегия дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности, а также устанавливает виды национальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в области науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в области общественной безопасности.

Стратегия - это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

В Стратегии установлены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них названы стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства (п. 2 Стратегии).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать самостоятельные нормативные правовые акты в отношении обеспечения безопасности и правопорядка на принадлежащей им территории.

В целом законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации определяет компетенцию государственных органов, входящих в систему национальной безопасности Российской Федерации, необходимость координации их деятельности и взаимодействия, структуру организации системы обеспечения национальной безопасности. Однако, как справедливо замечает В.Е. Чеканов, рассматривая структуру национальной безопасности, на современном этапе ее правовую основу составляет более 250 законодательных и около 1000 подзаконных (в том числе ведомственных) нормативных актов, «однако до сих пор не определены объект, предмет, метод правового регулирования, функции и принципы права национальной безопасности».

В заключение следует отметить: несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

Вместе с тем представляется, что проблема обеспечения безопасности также может быть решена посредством формирования региональной правовой базы в области обеспечения национальной безопасности, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Библиография

1 См.: Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М., 2005. С. 4-5.

2 Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. - М., 2011. С. 182.

3 Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях. - М., 2006. С. 219.

Поделитесь статьей с коллегами: