Федеральный закон ключевые информационные инфраструктуры. Обзор законопроекта «О безопасности критической информационной инфраструктуры

2 августа 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон, направленный на совершенствование системы межбюджетных отношений Федеральный закон от 2 августа 2019 года №307-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 24 октября 2018 года №2288-р. Федеральным законом уточняются условия и порядок распределения и предоставления межбюджетных трансфертов. Уточняются положения, регулирующие вопросы предоставления субвенций бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета, в том числе в форме единой субвенции.

2 августа 2019 , Демографическая политика Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменении порядка установления ежемесячной выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребенка Федеральный закон от 2 августа 2019 года №305-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 28 мая 2019 года №1092-р. Федеральным законом изменяется критерий нуждаемости, в соответствии с которым гражданам будет назначаться ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. С 1 января 2020 года право на получение такой выплаты получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации. Кроме того, такая ежемесячная выплата будет производиться гражданам до достижения ребенком возраста трех лет.

2 августа 2019 , Оборот лекарств, медицинских изделий и субстанций Президент России подписал Федеральный закон об уточнении норм, касающихся обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Федеральный закон от 2 августа 2019 года №297-ФЗ. Федеральным законом, в частности, Россельхознадзор наделяется правом на проведение контрольной закупки лекарственных препаратов для ветеринарного применения, находящихся в обращении. Минсельхоз России наделяется полномочиями по утверждению порядка назначения лекарственных препаратов для ветеринарного применения, утверждению формы рецептурных бланков на эти лекарственные препараты, порядка их учета и хранения.

2 августа 2019 , Антитеррористическая безопасность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об изменениях в правовом регулировании вопросов обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон от 2 августа 2019 года №270-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 21 марта 2015 года №469-р. Федеральным законом, в частности, устанавливается, что в число основных задач обеспечения транспортной безопасности входит категорирование объектов транспортной инфраструктуры, а также оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, подлежащих категорированию, и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами.

2 августа 2019 , Общие вопросы промышленной политики Президент России подписал разработанные Правительством федеральные законы о совершенствовании механизма специальных инвестиционных контрактов Федеральные законы от 2 августа 2019 года №290-ФЗ, №269-ФЗ. Проекты федеральных законов были внесены в Госдуму распоряжениями Правительства от 13 апреля 2019 года №722-р, №723-р. В целях развития высокотехнологичного производства и совершенствования механизма заключения СПИК, уточняются требования к контракту и его сторонам, предмет и содержание, порядок заключения, изменения, расторжения и прекращения действия контракта. Для налогоплательщиков – участников СПИК налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%.

2 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Президент России подписал Федеральный закон о расширении списка продовольственных товаров, облагаемых НДС Федеральный закон от 2 августа 2019 года №268-ФЗ. В список продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость при их реализации по налоговой ставке 10%, включаются фрукты и ягоды, в том числе виноград.

2 августа 2019 , Земельные отношения. Кадастровая система. Недвижимость. Оценочная деятельность Президент России подписал Федеральный закон об уточнении порядка оформления прав на садовые дома и другие объекты недвижимости Федеральный закон от 2 августа 2019 года №267-ФЗ. До 1 марта 2021 года допускается проведение государственного кадастрового учета или регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, на основании только технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией об объекте, составленной владельцем земельного участка, и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимости.

2 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Президент России подписал Федеральный закон об уточнении требований к иностранным платежным системам Федеральный закон от 2 августа 2019 года №264-ФЗ. Федеральным законом устанавливаются требования к иностранным платежным системам, функционирующим в России, и к правилам иностранной платежной системы, включая систему управления рисками и требования к защите информации.

2 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Президент России подписал Федеральный закон о правовом регулировании деятельности операторов инвестиционных платформ Федеральный закон от 2 августа 2019 года №259-ФЗ. Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также устанавливаются правовые основы деятельности операторов таких платформ. При этом под инвестиционной платформой понимается информационная система в интернете, которая используется для заключения договоров инвестирования.

Президент России подписал Федеральный закон об изменениях в законодательстве в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Федеральный закон от 26 июля 2019 года №241-ФЗ. Федеральным законом в отношении многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70% и которые не включены в региональную программу капремонта общего имущества, а также в отношении домов, включенных в программу реновации, исключаются требования по обязательному учёту производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учёта. 1

Минэкономразвития намерено запретить использование иностранного ПО и оборудования на объектах КИИ России

1 ноября 2019 года стало известно, что Минэкономразвития готовит поправки в закон «О безопасности (КИИ) », которые предполагают замену иностранного софта и оборудования на объектах КИИ на российские . Распоряжение подготовить поправки было дано несколько месяцев назад вице-премьером Юрием Борисовым , в ведении которого находится оборонная промышленность. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо замминистра экономики Азера Талыбова.

Талыбов пишет, что в своем нынешнем виде российские законы не дают возможность правительству требовать использования на объектах КИИ только отечественного ПО и оборудования. Чтобы это стало возможно, данную норму необходимо прописать в законе «О безопасности КИИ». График замены иностранных продуктов отечественными для действующих объектов КИИ будет сформирован отдельно.

Кроме того, в законе следует запретить иностранным компаниям взаимодействовать с сетями и информационными системами КИИ. То есть, конечными бенефициарами юрлиц, которые этим занимаются, должны быть российские граждане, не имеющие двойного гражданства. Это же правило затронет индивидуальных предпринимателей, которые работают с КИИ. В результате доступ иностранных государств и их граждан к обслуживанию и развитию КИИ будет минимизирован, полагает Талыбов.

Получателями письма Талыбова являются коллегия Военно-промышленной комиссии России , которую возглавляет Борисов, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и Минкомсвязи . В Минкомсвязи ответили, что ФСТЭК и Минпромторг прорабатывают вопросы импортозамещения зарубежного оборудования по поручению правительства, и что КИИ будет функционировать более безопасно и устойчиво с использованием российского ПО , а доля отечественных разработчиков на рынке госзакупок при этом вырастет .

Зафиксировано порядка 17 тыс. кибератак на КИИ в России

В августе 2019 года представитель Совбеза сообщил, что в 2018 г. было зафиксировано порядка 17 тыс. кибератак на КИИ в России . Еще на 7 тыс. объектов злоумышленники пытались установить вредоносное ПО. Около 38% атак пришлось на кредитно -финансовые организации .

АДЭ опубликовала методические рекомендации по категорированию объектов КИИ в соответствии с №187-ФЗ

9 июля 2019 года стало известно, что Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) опубликовала методические рекомендации по категорированию объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Документ разработан на базе материалов от операторов связи и других организаций - членов АДЭ. Методические рекомендации направлены на детализацию и стандартизацию процедуры категорирования объектов КИИ, которая предусмотрена ФЗ "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ " от 26 июля 2017 г. №187-ФЗ.

Рекомендации содержат свод правил, на основе которых операторы должны относить объекты КИИ к различным типам. Опубликованная версия документа согласована ФСТЭК России и 8-м Центром ФСБ России и может использоваться операторскими компаниями связи. При изменении нормативной базы, получении замечаний и предложений по результатам применения методических рекомендаций ассоциация планирует вносить изменения в текст методологии.

Пожелавший остаться неизвестным федеральный чиновник сказал, что ассоциация, по сути - общественная организация, её рекомендации не имеют юридической силы.

При подготовке документа операторам необходимо было провести аналитическую работу по категорированию объектов. Рекомендации разработаны участниками рынка и в рабочем порядке согласованы с профильными органами. Категорирование является необходимым этапом реализации требований ФЗ-187. Цель методологии - определить критерии и унифицировать процедуру таким образом, чтобы результаты не вызывали вопросов у отраслевых регуляторов. Полагаем, что операторы начнут пользоваться документом, а практика покажет необходимость дальнейшего утверждения исполнительными органами,

МегаФон " сказал, что публикуемая версия документа согласована основными регуляторами по ФЗ-187 и может использоваться операторскими компаниями связи. Отраслевой документ необязателен к исполнению, но рекомендованный ФСТЭК и ФСБ к использованию в отрасли связи.

Прежде всего он призван помочь участникам рынка в исполнении ФЗ-187. Это консолидированное видение крупных игроков отрасли на реализацию требований НПА в области обеспечения безопасности КИИ. Рекомендации важны, так как ФЗ-187 и подзаконные акты формулируют общие принципы и меры по обеспечению безопасности КИИ, не вдаваясь в отраслевую специфику. Методика - это попытка применить сформулированные законодателем нормы к конкретной операторской инфраструктуре, она носит сугубо прикладной характер, и в этом ее ценность. Для операторов "большой четверки", безусловно, документ будет основным. Для остальных операторов, надеемся, тоже, так как применение методических рекомендаций будет способствовать единому и понятному информационному полю в процессе взаимодействия операторского сообщества и регуляторов,

прокомментировал представитель пресс-службы "МегаФона"


Представитель пресс-службы ПАО "МТС " сказал, что рекомендации будут использованы операторами связи при категорировании объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) и построения систем безопасности этих объектов.

Представляется, что было бы целесообразнее принять документ в виде нормативного правового акта регулятора. Пока это, по сути, рекомендации. Операторы связи будут сами решать вопрос о возможности применения методики. Работы уже частично проведены. МТС разработала и направила во ФСТЭК России перечень объектов собственной КИИ. В соответствии с планом, к концу 2019 г. мы проведем категорирование этих объектов. Методика позволяет внести определенность и единообразие в подходе к категорированию объектов КИИ операторами связи. Затраты МТС будут понятны после проведения категорирования объектов КИИ,

ответил представитель пресс-службы МТС


Представитель пресс-службы "Акадо Телеком " сказал, что инициатива разработать рекомендации правильная и своевременная.

Данные о кибератаках на критические объекты в РФ утекают за рубеж. Компании нарушают закон

Российские компании, в чьи обязанности входит управление объектами критической инфраструктуры, без ведома ФСБ делятся с зарубежными коллегами данными о кибератаках. Об этом в четверг, 27 июня, сообщает «РБК » со ссылкой на материалы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), которая в свою очередь ссылается на ФСБ .

Согласно действующему с прошлого года закону «О безопасности критической информационной инфраструктуры », компании, управляющие объектами критической инфраструктуры, обязаны предоставлять данные о них Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) для присвоения им соответствующей категории (требования по безопасности для каждой категории разные). Кроме того, они обязаны подключиться к созданной ФСБ Государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак (ГосСОПКА) и сообщать о кибератаках на свои объекты в Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ).

Однако далеко не все компании выполняют требования закона и сообщают НКЦКИ о кибератаках на свои системы. По этой причине центр не владеет полной информацией об инцидентах на объектах критической инфраструктуры, не может адекватно на них реагировать и делать прогнозы.

Как бы то ни было, компании обмениваются информацией о кибератаках с иностранными организациями. Этим они нарушают приказы ФСБ №367 и №368, согласно которым обмен данными с зарубежными организациями должен согласовываться с ФСТЭК. Однако ни одного обращения по данному вопросу служба не получала.

В ФСТЭК считают, что предоставляемая иностранным компаниям информация о кибератаках на объекты критической инфраструктуры РФ в итоге попадает в руки зарубежным спецслужбам, которые могут с ее помощью оценить состояние безопасности российской критической инфраструктуры.

Как пишет РБК, возможно, таким образом компании пытаются избежать имиджевых и финансовых потерь. Но практика отправки данных за рубеж ставит под угрозу прежде всего сами компании. Поскольку Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам НКЦКИ, подконтрольный ФСБ, не обладает полной информацией об инцидентах, он не может адекватно реагировать на них и строить точные прогнозы по развитию ситуации, отмечают в ФСТЭК.

Закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры» действует в России с 2018 года. Его основной целью является защита важнейших предприятий страны от кибератак .

По мнению ФСТЭК закон не работает в полную силу по нескольким причинам. Во-первых, в прошлом году ведомство уже отмечало отсутствие сведений о «критичности» своих объектов от банков и операторов связи. Во-вторых, часть подзаконных актов, которыми должны утвердить детали взаимодействия организаций в рамках данного закона, все еще не принята.

ФСБ сформулировала требования к средствам ГосСОПКА для защиты КИИ РФ

ФСТЭК и ФСБ введут ответственность за нарушение требований к критической ИТ-инфраструктуре России

На Федеральном портале проектов нормативных правовых 26 марта 2019 года размещено уведомление о начале разработки проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за нарушение требований по обеспечению безопасности объектов КИИ)».

Пока это только уведомление о начале работы над соответствующим документом. Закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» предписывает структурам, в управлении которых находятся значимые объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, соблюдать определенные законом и нормативными актами требования по обеспечению безопасности таких объектов.

В частности, существует статья УК 274.1, предусматривающая уголовную ответственность за неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации.

Однако отсутствует закон, определяющий случаи, когда имело место несоблюдение указанных требований, но оно не повлекло неправомерного воздействия на КИИ.

В целях дифференциации наказания в зависимости от общественной опасности последствий от нарушения требований законодательства Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры, представляется целесообразным введение административной ответственности за несоблюдение субъектами критической информационной инфраструктуры требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, установленных в соответствии с федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, - говорится в описании проекта.

Критическая информационная инфраструктура нуждается в законодательстве, которое отвечало бы постоянно меняющимся реалиям информационной безопасности , - отметил Дмитрий Гвоздев, генеральный директор компании «Информационные технологии будущего ». - Процесс формирования этого законодательства еще далек от завершения, остаются некоторые пробелы, которые необходимо устранять как можно скорее. Разработка мер административной ответственности в данном случае - не столько обещание новых кар ради самих кар, сколько заполнение пробелов и адекватное разграничение ответственности в соответствии с вероятной угрозой. В конечном счете, в сфере КИИ даже малозначительная халатность может обходиться непредсказуемо дорого.

Основным разработчиком проекта должен выступить ФСТЭК , однако в качестве соисполнителей указана Федеральная служба безопасности РФ .

Планируемый срок принятия законопроекта - январь 2020 года. Ознакомиться с документом можно .

ФСТЭК предлагает запретить обработку за рубежом информации, относящейся к КИИ России

Проект содержит целый ряд разнообразных уточнений, среди которых особо выделяются требования, связанные с оборудованием, программным обеспечением и процедурами обработки информации объектов критической инфраструктуры.

В частности, предлагается дополнить пункт 31 приказа следующим абзацем:

Входящие в состав значимого объекта 1 категории значимости программные и программно-аппаратные средства, осуществляющие хранение и обработку информации, должны размещаться на территории Российской Федерации (за исключением случаев, когда размещение указанных средств осуществляется в зарубежных обособленных подразделениях субъекта критической информационной инфраструктуры (филиалах, представительствах), а также случаев, установленных законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации).

Предыдущая версия приказа таких ограничений не накладывала.

Фактически это означает запрет на осуществление за пределами территории России обработку данных, относящихся к объектам критической инфраструктуры первой категории важности, за вычетом оговариваемых исключений, - отметил Дмитрий Гвоздев , генеральный директор компании «Информационные технологии будущего ». - В целом этот документ носит уточняющий характер. Выработка нормативов и правил, по которым должна функционировать критическая инфраструктура России - это процесс, который еще очень далек от завершения: количество заинтересованных сторон велико, а риски - слишком высоки, поэтому регламентация должна быть максимально подробной. Соответственно, новые поправки, дополнения и уточнения будут вноситься и впредь, и довольно долго.

Кроме этого, документ предполагает обязать наиболее значимые предприятия критической инфраструктуры применять только маршрутизаторы , сертифицированные на соответствие требованиям по безопасности информации. Речь, правда, идет только о вновь создаваемых или модернизируемых объектах КИИ и только первой (максимальной) категории значимости.

Оговаривается, что в случае отсутствия технической возможности применять только сертифицированные устройства в качестве граничных маршрутизаторов (то есть, тех, через которые осуществляется доступ из локальной сети в интернет), защищенность реально используемых устройств должна будет оцениваться в рамках приемки или испытаний значимых объектов.

Полный текст проекта приказа доступен по этой ссылке .

2018

За 2018 год на РФ было совершено около 4,3 млрд кибератак

«Приказываю утвердить прилагаемый порядок информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», - следует из приказа.

Как отмечается в пояснительной записке, проект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты.

Согласно приказу, в случае компьютерного инцидента субъекты критической информационной инфраструктуры РФ обязаны незамедлительно проинформировать об этом Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (НКЦКИ). Если подключение к данной технической инфраструктуре отсутствует, информация должна быть направлена посредством факсимильной, электронной и телефонной связи на адреса или телефонные номера НКЦКИ, указанные на сайте ведомства.

Помимо этого, в случае, если инцидент произошел на объекте КИИ, осуществляющем деятельность в банковской и других сферах финансового рынка, необходимо также проинформировать Центробанк РФ.

Субъекты КИИ также должны будут разработать план реагирования на компьютерные инциденты и принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак и не реже одного раза в год проводить тренировки по отработке мероприятий плана.

Информацию о защищенности КИИ от кибератак отнесли к гостайне

Указ дополняет перечень сведений, отнесенных к гостайне, утвержденный указом президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», новым пунктом. Согласно документу, к таким данным теперь относятся сведения, раскрывающие меры по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры РФ и информация, раскрывающая состояние защищенности КИИ от компьютерных атак.

Полномочиями по распоряжению такими данными наделены ФСБ и Федеральная служба по техническому и экспортному контролю .

2017: Что грозит за неправомерное воздействие на критическую ИТ-инфраструктуру России

Согласно нормативно-правовым актам 187-ФЗ, под новые требования подпадают финансовые , транспортные , энергетические , телекоммуникационные компании , а также организации в сфере). После этого перечень объектов подается в виде уведомления во ФСТЭК России , а для каждого объекта из перечня субъектом КИИ определяется категория значимости, после чего результаты категорирования направляются на согласование во ФСТЭК. Исходя из определенных категорий, владельцу объектов КИИ в дальнейшем необходимо выстраивать защиту.

К неправомерному воздействию относится создание, распространение и/или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, которая заведомо используется для уничтожения блокирования, модификации, копирования информации в критической инфраструктуре, или нейтрализации средств защиты указанной информации.

Кроме этого, санкции повлечет за собой неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре РФ, если он повлек причинения вреда этой инфраструктуре.

Наказания предусмотрены так же за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной структуре, информационных систем, информационной-телекоммникационных сетей, автоматизированных систем управления и сетей электросвязи, относящихся к критической информационной инфраструктуре страны.

За создание вредоносных программ для воздействия на инфраструктуру нарушителей ждут принудительные работы на срок до пяти лет с возможным ограничением свободы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. За неправомерный доступ к охраняемой компьютерной информации предполагаются принудительные работы на срок до пяти лет со штрафом от 500 тысяч до миллиона рублей, с возможным ограничением свободы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

За нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации последуют принудительные работы сроком до пяти лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Предусматривается также возможное лишение свободы на срок до шести лет.

Если указанные деяния совершены группой лиц по предварительном сговору, организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения, тяжесть наказания значительно возрастает: закон предусматривает тюремный срок продолжительностью от трех до восьми лет с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или с использованием служебного положения, повлекли тяжкие последствия, виновные получат срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься опредленной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Появление такого закона более чем закономерно в текущих условиях, - считает Георгий Лагода , генеральный директор компании SEC Consult Services . - Атаки на критическую инфраструктуру перестали быть абстракцией, это гиперактуальная проблема для всех стран, включая Россию. Закон явно нацелен на предотвращение внутренних атак или нарушений, которые повышают уязвимость инфраструктуры. Эффективность этого закона может быть предметом дискуссий, но обнадеживает уже тот факт, что существование проблемы признано на законодательном уровне. »

1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который касается не только госучреждений и коммерческих организаций, но и индивидуальных предпринимателей.

Суть новой законодательной инициативы раскрывает Василий Степаненко , директор департамента информационной безопасности компании «Сервионика», входящей в группу «АйТеко».

Каковы предпосылки принятия нового федерального закона? Одна из причин - рост рисков, связанных с безопасностью данных. По оценкам ФСБ России, в 2016 году было совершено порядка 70 миллионов попыток атак на объекты критической информационной инфраструктуры РФ, и 2/3 из них - атаки, совершенные из-за границы.

Четверть целевых кибератак, зафиксированных «Лабораторией Касперского», были направлены на промышленные компании. По наблюдениям экспертов в сфере информационной безопасности, в 2017-м число APT-атак выросло в два раза, а среднее время присутствия злоумышленника в инфраструктуре - от вторжения до обнаружения - составляет три года.

Что предстоит усовершенствовать? Во-первых, ГосСОПКА - государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Во-вторых, защищенность информационных систем госорганов, включая усиление персональной ответственности руководства за обеспечение ИБ. Именно эти два пункта в значительной мере реализованы в федеральном законе о безопасности КИИ, принятом летом 2017 года.

На какие отрасли распространяется 187-ФЗ? Новый закон охватывает здравоохранение, науку, транспорт, связь, энергетику, банки, финансы, ТЭК, атомную энергетику, оборонную, ракетно-космическую, горнодобывающую, металлургическую и химическую отрасли промышленности.

К субъектам КИИ относится любое юридическое лицо, обладающее информационной системой, используемой в одной из этих отраслей. К значимым объектам КИИ, распределенным на три категории, относятся все информационные системы, инциденты с которыми могут нарушить выполняемые ими социально-значимые функции и нанести значительный ущерб.

К ним предъявляются наиболее серьезные требования по обеспечению ИБ, неисполнение которых может повлечь серьезные последствия вплоть до уголовного наказания.

Как исполнение положений закона будет регулироваться и контролироваться? Закон определяет четырех регуляторов: ФСТЭК (Федеральную службу по техническому и экспортному контролю) и ФСБ как основных, Банк России и Минкомсвязь как дополнительных, согласовывающих требования по обеспечению безопасности объектов КИИ для своей сферы регулирования.

Функции ФСТЭК состоят в категорировании и ведении реестра значимых объектов КИИ, разработке требований по обеспечению информационной безопасности объектов КИИ и контроле их выполнения. ФСБ отвечает за практические аспекты безопасности, являясь главным центром ГосСОПКА.

Что необходимо сделать субъекту КИИ, чтобы выполнить требования закона? Самостоятельно провести категорирование всех своих объектов КИИ и сообщить о них в письменной форме в ФСТЭК для внесения сведений в реестр значимых объектов КИИ.

Реагировать на компьютерные инциденты, незамедлительно информируя о них ФСБ и оказывая содействие должностным лицам в деятельности, связанной с предупреждением, обнаружением и ликвидацией последствий инцидентов. Обеспечивать выполнение порядка, технических условий установки и эксплуатации технических средств ГосСОПКА.

Как будет осуществляться надзор за выполнением законодательных требований? ФСТЭК будет следить за правильностью категорирования объектов КИИ и выполнением требований к обеспечению информационной безопасности значимых объектов.

Плановые проверки будут проводиться каждые 3 года, внеплановые - по произошедшим инцидентам, поручениям президента и правительства или по требованию прокуратуры.

Оценка безопасности объектов КИИ будет осуществляться органами ФСБ. ФСБ будет производить анализ сведений от технических средств ГосСОПКА, из реестра значимых объектов КИИ, сведений, предоставляемых субъектами.

Что будет, если нарушить этот закон? Невыполнение обязанности по категорированию и предоставлению сведений об отдельных объектах КИИ не преследуется по закону, однако невыполнение требований по обеспечению безопасности КИИ, в том числе повлекшее за собой тяжкие последствия или угрозу их возникновения, наказуемо.

Насколько сложно реализовать требования нового закона на практике? Большинство российских промышленных компаний тратят сегодня на информационную безопасность менее 50 млн рублей в год.

При этом опрошенные в ходе исследования «Сколько стоит безопасность» руководители 27% организаций оценили в аналогичную сумму потери от одного дня простоя инфраструктуры из-за кибератаки. Во многих компаниях нет отдельного бюджета на обеспечение информационной безопасности: он является частью ИТ-бюджета, составляя не более 20% от него.

Для реализации требований 187-ФЗ и подзаконных актов регуляторов требуются значительные средства, и руководителям субъектов КИИ необходимо как-то выходить из ситуации. На сегодняшний день один из наиболее обсуждаемых вариантов решения проблемы обеспечения полноценной защиты объектов КИИ - подключение их к корпоративным центрам реагирования (Security Operations Center - SOC).

Они предоставляют полный спектр услуг по мониторингу и администрированию систем защиты информации, выявлению и реагированию на инциденты. Такой подход, возможно, станет одним из важных трендов в области ИБ в России.

Услуги SOC позволят субъектам КИИ более экономно реализовать требования нового закона. С вступлением 187-ФЗ в силу обеспечение информационной безопасности становится непрерывным процессом, а не «заморозкой» системы в эталонном состоянии.

На фоне последних мировых компьютерных атак был принят федеральный закон от 26 июля 2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», направленный на создание государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий атак на информационные ресурсы страны, который вступит в силу с 1 января 2018 года.

В пояснительной записке к законопроекту № №47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» подчеркивалось, что «осуществляемый в настоящее время в Российской Федерации переход к информационному обществу приводит к тому, что подавляющее большинство систем принятия решений и бизнес-процессов в ключевых отраслях экономики и сфере государственного управления реализуются или планируются к реализации с использованием информационных технологий. В различных информационных системах уже сейчас хранятся и обрабатываются значительные объемы информации, в том числе касающейся вопросов государственной политики и обороны, финансовой и научно-технической сферы, частной жизни граждан. Одновременно информационные технологии повсеместно внедряются при построении автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами, используемых в топливно-энергетическом, финансовом, транспортном и других секторах критической инфраструктуры Российской Федерации».

По мнения разработчиков законопроекта, «нанесение ущерба критической информационной инфраструктуре может привести к катастрофическим последствиям, а учитывая, что она является связующим звеном между другими секторами национальной инфраструктуры, неизбежно нанесет ущерб и этим секторам. Переход информационных и коммуникационных технологий на систему цифровых сигналов упростил и частично автоматизировал управление процессами, но, в то же время, сделал их более уязвимыми перед компьютерными атаками. Вредоносная программа, направленная на внесение изменений в бинарный код программы (алгоритм программы, записанный в двоичной системе исчисления) способна вывести из строя любое оборудование, работающее с использованием бинарного кода. При этом равную опасность могут представлять атаки, совершаемые в преступных, террористических и разведывательных целях со стороны отдельных лиц, сообществ, иностранных специальных служб и организаций.

При развитии событий по наихудшему сценарию компьютерная атака способна полностью парализовать критическую информационную инфраструктуру государства и вызвать социальную, финансовую и/или экологическую катастрофу.»

В пояснительной записке также отмечалось, что «стабильность социально-экономического развития Российской Федерации и ее безопасность, по сути, поставлены в прямую зависимость от надежности и безопасности функционирования информационно-телекоммуникационных сетей и информационных систем».

Для обеспечения координации деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты будет создан национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (ст.5 ч.2).

В государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ будет осуществляться сбор, накопление, систематизация и анализ информации, которая будет:

  • Поступать через средства, предназначенные для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак;
  • Представляться субъектами критической информационной инфраструктуры и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры РФ, в соответствии с перечнем информации;
  • Представляться иными не являющимися субъектами критической информационной инфраструктуры органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
Будет организован обмен информацией о компьютерных инцидентах между субъектами критической информационной инфраструктуры, а также между субъектами и уполномоченными органами иностранных государств, международными, международными неправительственными организациями и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты.

В целях учета значимых объектов критической информационной инфраструктуры будет создан реестр (ст.8). Сведения из него будут направляться в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ.

Оценка безопасности критической информационной инфраструктуры будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения функционирования государственной системы, в целях прогнозирования возникновения возможных угроз безопасности критической информационной инфраструктуры и выработки мер по повышению устойчивости ее функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак (уполномоченный ФОИВ) (ст.12).

При осуществлении оценки безопасности будет проводиться анализ:

  • Данных, получаемых при использовании средств, предназначенных для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты, в том числе информации о наличии в сетях электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры, признаков компьютерных атак;
  • Информации, представляемой субъектами критической информационной инфраструктуры и уполномоченным ФОИВ, в соответствии с перечнем информации, а также иными не являющимися субъектами органами и организациями, в том числе иностранными и международными;
  • Сведений, представляемых в государственную систему по итогам проведения государственного контроля, о нарушении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, в результате которого создаются предпосылки возникновения компьютерных инцидентов;
  • Иной информации, получаемой уполномоченным ФОИВ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мой комментарий: Как мне кажется, в части сбора и обобщения информации закон просто легализовал ту работу, которая уже давно ведется в органах, отвечающих за безопасность нашей страны.