Определение технической возможности предотвратить столкновение. Как избежать дтп на трассе

Здравствуйте, уважаемые гости и читатели блога Автогид.ру. Сегодня в статье вы узнаете, как избежать ДТП на автомобильных дорогах. Это достаточно неприятная и волнующая для каждого водителя тема. Согласно определению — ДТП (дорожно-транспортное происшествие) является событием, возникающим только при движении транспортного средства и влекущее за собой причинение повреждений его техническому состоянию, ранению и гибели людей.

Любое ДТП причиняет ущерб, и его размеры могут быть разными в зависимости от количества участников дорожного происшествия, скорости движения, погодных условий, степени повреждения и характеру травм. Нужно понимать, что дорожно-транспортное происшествие возникает только лишь при движении автомобиля. В любом ином случае если машина была повреждена на парковке вандалами, а не другим автомобилем считаться ДТП не может по закону.

Первые автомобили своим появлением на дорогах городов всегда собирали толпы зевак, которые, толкая друг друга и кивая головами, таращили глаза, стараясь рассмотреть невиданный механизм, перемещающийся без участия лошадей.

Раскатывающие по улицам городов и дорогам машины в то время были сродни тому, если бы сейчас появились автомобили, парящие в воздухе. Эффект потрясения людей был просто невероятный и ошеломляющий. Время карет с лошадьми безвозвратно уходило, и на их место приходили металлические «монстры» дымящие и отравляющие воздух вокруг себя.

Созданные инженерами первые машины были похожи на неуклюжих младенцев, делающих свои первые шаги. Некоторые из них не могли проехать и несколько километров без поломок. Автомобильная отрасль делала свои первые робкие попытки закрепиться и развиваться. Как мы видим, выглянув в окно, где снуют по серым дорогам словно разноцветные муравьи автомобили, это ей удалось в полной мере.

Первоначально количество машин на улицах городов было невероятно малым и они не создавали помех для движения людей и конных экипажей. Развитие автомобильной отрасли шло просто огромными шагами (благодарить надо дедушку Форда) и их число с каждым годом увеличивалось.

Возросшее количество машин привело к первым ДТП и заставило городские власти задуматься о выработке неких правил способных регулировать потоки движения. Зачастую в большей части населённых пунктов просто не существовало пешеходной или автомобильной зоны. Все ездили и ходили где им заблагорассудиться.

Именно так появились правила дорожного движения регулирующие потоки пешеходов и машин. Сегодня количество автомобилей продолжает расти и если такая динамика сохраниться скоро на улицах городов можно больше будет увидеть машин, чем пешеходов. Дорожно-транспортные происшествия являются расплатой за прогресс человека. Их величина зависит от количества машин на дорогах любой страны, и конечно культуры вождения.

Многие водители наивно считают, что дорожно-транспортные происшествия их не коснутся, и не затронут. На самом деле риск попасть в ДТП очень велик независимо от стажа вождения и опыта. От ДТП как от тюрьмы не стоит зарекаться.

Выделяют следующие виды аварий, отличающиеся между собой по сумме причинённого ущерба и тяжести:

Мелкие ДТП

При столкновении автомобиля с движимым и недвижимым объектом произошло незначительное техническое повреждение элемента кузова машины (царапина, вмятина, потёртость, трещина и прочие) без травмирования водителя и пассажиров.

Средние ДТП

К средним дорожно-транспортным происшествиям относятся аварии, где кузова машины получили технические повреждения различной степени без причинения серьёзного физического вреда для водителя и пассажиров автомобиля..Тяжёлые ДТП

К тяжёлым ДТП относятся аварии в результате которых транспортные средства не подлежат восстановлению, произошла гибель или получены тяжёлые увечья водителем и пассажирами автомобилей.

Наверняка многие водителя задумывались о том, как избежать ДТП и тем самым сохранить в целостности автомобили и собственные нервы. Для того чтобы избежать ДТП на дорогах необходимо быть внимательным, собранным, сдержанным и соблюдать правила ПДД.

Не стоит забывать о правиле трёх Д (дай дураку дорогу) иногда лучше уступить чем тратить в последующем нервы и собственное здоровье на судебные разборки.

Следующие простые правила позволят любому водителю без стажа вождения избежать ДТП:

Исправность автомобиля

Неисправный автомобиль уже сам по себе является источником высокой опасности способным спровоцировать ДТП. Даже такая мелочь, как перегоревшая лампочка поворотника способна натворить бед. Не нужно пренебрегать ремонтом автомобиля и ездить на нём до победного конца.

Неисправность в машине, может очень дорого обойтись для водителя. Если предстоит длительная дорога не мешает выполнить проверку основных автомобильных систем: тормоза, ручник, габариты, ближний и дальний свет, поворотники, стоп-сигнал, дворники. Это займёт от силы 5-10 минут, но тем не менее в дороге будет намного спокойнее. При обнаружении подтёков масла, тормозной жидкости и антифриза нужно очень аккуратно использовать машину и только с целью добраться до ближайшей автомобильной ремонтной мастерской.

Стиль вождения

Размеренный и спокойный стиль вождения залог безаварийной езды на автомобиле. Он способен значительно снизить риск возникновения ДТП. Агрессивное вождение является своеобразной провокацией и вызовом для других участников движения. Отдельные индивидуумы его принимают и начинают устраивать самые настоящие гонки на оживлённой автомобильной дороге.

Очень часто лихачество заканчивается травматологией или моргом в зависимости от степени везения водителя. Не нужно испытывать судьбу и проверять организм на прочность. Аккуратное вождение позволит избежать массы ошибок и не спровоцирует аварию.

Скоростной режим

Превышение скорости на автомобиле превращает езду в настоящую «русскую рулетку». Одно неверное движение и несущийся на огромной скорости автомобиль превращается в искорёженный кусок металла.

На автомобильных дорогах не зря установлены ограничения скорости. Это реальный безопасный скоростной режим при котором водитель способен сохранить управление автомобилем. Нарушение скорости движения увеличивает риск аварии в 2-3 раза.

Внимательность

Невнимательный и рассеянный водитель очень часто становиться виновником ДТП. Проехал на красный свет, поехал по дороге с односторонним движением, совершил наезд на человека при движении назад, сбил пешехода на пешеходном переходе. Это небольшой пример ошибок, совершаемых невнимательным водителем.

Очень опасно когда невнимательные водители в буквальном смысле выскакивают из-за обгоняемого ими автомобиля прямо на встречную полосу движения. Любой спасатель или врач, извлекающий искорёженные и перемолотые стальными жерновами тела людей подтвердит, что нет страшнее аварий чем при лобовом столкновении.

Многие неопытные водители рискованно совершают обгоны движущихся в попутном направлении автомобилей. Тем самым они подвергают опасности прочих участников движения.

Среди наиболее частых нарушений правил можно выделить следующие:

  • обгон в зоне действия запрещающего знака;
  • обгон при сплошной полосе дорожной разметки;
  • обгон на подъёме;
  • обгон в условиях недостаточной видимости;
  • обгон двух или более транспортных средств.

Алкогольное и наркотическое опьянение

Нетрезвый водитель неотдающий контроль своим действиям хуже чем обезьяна с гранатой. Он непредсказуем на дороге и его действия не поддаются логике. Самые страшные аварии с тяжёлыми последствиями совершаются водителями в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Многие водители ошибочно считают, что поездки ночью легче чем днём. Якобы машин меньше и вообще их по свету фар можно увидеть с далека. Отчасти они правы, но при этом забывают о таком коварном враге каждого водителя ночью как усталость и сонливость.

Сколько было случаев когда водителя засыпали за рулём машин и тем самым теряли над ней контроль. Автомобиль оставался без управления и тем самым провоцировал дорожно-транспортное пришествие. Полноценный отдых и нечастые остановки машины позволят избежать ДТП.

Мобильный телефон


– Как случилась авария, граждане? – спросил инспектор, открывая блокнот.

– Да вот, – ответил водитель «Жигулей», – подъезжаю я к перекрестку, вижу, что желтый горит, и думаю: «Ничего, проскочу».

Какие качества и умения есть у хорошего водителя?

С точки зрения водителей, хороший водитель может:

  • доехать до места назначения быстрее других;
  • войти на скорости в крутой поворот;
  • развернуться или припарковаться на любом пятачке;
  • правильно выйти из заноса;
  • быстро среагировать при аварийной ситуации.

С точки зрения ГАИ и пешеходов, хороший водитель тот, который не нарушает правила дорожного движения.

Водитель, который ехал с по шоссе, вошел в плотно дымчатую и ненавязчивую зону, сильно нажал на тормоза, а машины позади него ударили его, и произошла цепная катастрофа. Что касается скорости, нам нужно дождаться сложной автотехнической экспертизы, но в любом случае это подсознательная реакция - вождение автомобиля и внезапное вхождение в среду, где он не воспринимает окружающую среду, нажимает на тормоз, - прокомментировал он.

Маринов уточнил, что другая цепная авария находится в противоположном направлении. Точно так же МДП входит в облако, снова нажимает тормоза, а машины за ним не останавливаются, вызывая еще одну цепную катастрофу. Движение было восстановлено, есть некоторые трудности в том месте, где проводятся следственные действия, Главный помощник. Комиссар Младен Маринов.

Но по настоящему хорошего водителя отличает одно качество - он не попадает в аварии . Ни по своей вине, ни по вине других участников движения (и пешеходов тоже). Обратите внимание: хороший водитель не просто умеет «вырулить» из аварийной ситуации, он вообще в неё не попадает! Хороший водитель может иногда нарушить мелкие, но он никогда не создаст аварийную ситуацию.

Колонна автомобилей и огромные пробки были сформированы вдоль обхода между Пловдивом и Софией. На дороге через Костенец и в сентябре было даже несколько легких аварий, что еще больше ухудшило водителей. Другие, которые ежедневно путешествуют по этому маршруту, делились тем, что им потребовалось в два раза больше времени, чтобы достичь конечной точки.

В обход был задействован весь ресурс дорожной полиции в регионе. На каждом перекрестке была патрульная машина, которая вела водителей и настраивала переходы. Это означает, что каждый месяц около 400 уроженцев или их родственников были в беде за границей. Сигналы в центре принимаются по телефону, электронной почте и факсу. Каждый может зарегистрироваться заранее на сайте учреждения и указать, где и как долго он будет путешествовать. Таким образом, в кризисной ситуации это будет легче найти. Однако мы говорим о уже завершенных международных поездках.

В ютубе полно роликов с видеорегистраторов, на которых водитель лихо избегает аварии. Но мало видео, где водитель едет так, что вообще не попадает в аварийню ситуацию.

Как научиться не попадать в аварии

Стоит взять на вооружение метод спортивных тренеров. Они просматривают матчи в записи, и анализируют ошибки своей и чужой команды. Купите видеорегистратор. В интернет магазине http://abo.ua/videoregistratory/ можно подобрать видеорегистратор для любого кошелька.

Те, кто в настоящее время зарегистрирован и до сих пор находятся за границей, составляют около 160 человек. Предпочтительные направления являются в основном в Европе и Северная Америка, но в последнее время сообщается повышенный интерес к более экзотическим местам - Азия, Африка, Латинская Америка . Это своего рода кризисный штаб, откуда вся информация о наших соотечественниках за рубежом. Мы получаем данные по всем возможным каналам - электронные письма, телефонные звонки, факсы, - прокомментировал заместитель министра иностранных дел Георг Георгиев.

Периодически просматривайте видео ваших поездок, обращайте внимание на свои ошибки и ошибки других водителей. В спокойной обстановке анализировать легче и безопаснее, чем за рулём.

Наиболее частые причины аварий

По статистике ГАИ, большинство аварий случаются при:

  • превышении скорости
  • нарушении проезда перекрёстков и пешеходных переходов
  • выезда на встречную полосу
  • вождения в нетрезвом состоянии.

Соблюдайте дистанцию . Причём не только относительно машин впереди и сзади. Слева и справа от вас тоже должно быть побольше пустого места. Тогда, в случае непредвиденной преграды впереди, будет куда свернуть. Образно это можно назвать «воздушной подушкой» снаружи машины. В плохую погоду дистанцию надо увеличивать на треть.

Среди этих сигналов полюбит обездоленным болгары, пострадавших от наводнения, пожары и любого стихийного бедствия, как это было в Греции и прибыть в террористических актов в Европе в последние месяцы. «Из-за неблагоприятной обстановки в сфере безопасности на международном уровне наше внимание крайне тяжелое и в значительной степени следовать все пути, которые могут информировать,» сказал Георгиев пояснил, что сигналы Ситуационный центр принимаются 24 часа в сутки, в то время как при исполнении служебных обязанностей есть также местные консульства.

В плотном городском потоке тяжелее, чем на трассе, соблюдать дистанцию. Здесь не попасть в аварию поможет умение прогнозировать обстановку на дороге.

Например, водитель впереди вас выезжает на перекрёсток. Есть большая вероятность, что он сразу притормозит, например, пропуская пешеходов. Значит, не надо за ним спешить. Или впереди остановка . Будьте готовы к внезапному появлению пешеходов из-за машин.

До трех часов - это время, в которое сигнал должен поступать и распределяться таким образом, чтобы затем можно было предпринять необходимые действия. Абсолютно все способы, которыми можно использовать для общения с пострадавшими людьми, пользуются. В течение 48 часов случай с Велизарой был разделен ее матерью в течение 15 лет.

Она вернулась из Дубая в июле, где ее задержали против ее воли. «Тогда мы провели некоторые стрессовые 48 часов, показывая очень тесную связь с нашим Генеральное консульство и Дубай власти смогли вернуться в целости и сохранности к своей матери в Болгарии,» сказал Георгиев. Например, на данный момент наиболее рискованными являются Йемен, Ливия и Сирия. По данным туристических агентств, Индонезия, Филиппины, Вьетнам становятся все более популярными. Популярные направления, такие как Алжир, Египет, Индия и Бангладеш, по-прежнему популярны.

Просматривая записи видеорегистратора, выделяйте такие стандартные, аварийноопасные ситуации. Подумайте, как их избегать.

Не отвлекайтесь . Телефонные звонки , разговор о вчерашнем футболе - где угодно, только не в машине. Если попутчики этого не понимают, и все время пытаются рассказать, как они провели выходные, остановите машину у обочины и попросите их рассказать все сначала. Скажите, что сначала внимательно выслушаете, а потом поедете.

Перед тем как мы уехали в Индонезии, однако, мы должны знать, что чрезвычайно опасные острова Малуку и Ачех провинции, где вы должны путешествовать только тогда, когда это абсолютно необходимо. На территории провинции запрещены и строго наказываться, в том числе крупные штрафы и телесные наказания - 100 ударов - непристойность, азартные игры, алкоголь, гомосексуализм, и это также относится и к иностранцам, а не только местные.

Возможно, они учатся этому, может быть, это еще одно прошлое, возможно, потому, что оно выглядит логичным. В большинстве случаев мы оставляем пассажиров внутри автомобиля. Есть только два случая, когда мы их вынимаем. Чтобы этот миф был самодостаточным, мы также вспомним основные правила о том, как вести себя в автомобильной катастрофе.

Не уверен - не обгоняй!

Разгон начинайте на своей полосе. Убедитесь, что впереди свободно и есть прямая видимость. Причины аварий при обгоне - неверная оценка скорости и расстояния до встречной машины, и обгон при недостаточной видимости - поворот, подъем. Завершая обгон, протяните чуть вперед, не подрезайте машину сзади. Пусть даже это асфальтный каток или комбайн.

Возможно, главная причина, по которой большинство водителей дорожно-транспортных происшествий вытаскивают людей из машины, - это идея о том, что в их автомобиле что-то есть, потому что автомобиль взорвется в любой момент. Неудача пешеходного моста, это происходит только в Кобра. Напротив, автомобиль находится в замешательстве, что каждая автомобильная авария приносит самое безопасное место. Только несколько автомобильных аварий разрушают автомобиль таким образом, что автомобиль начинает гореть - они попадают в телевизор, а бедный зритель думает, что это то, что каждый случай выглядит.

Уважайте других участников движения, учитывайте их интересы. Припарковались, посмотрите, не помешает ли машина пешеходам, или другим водителям. Если вас обгоняют, снизьте скорость и примите вправо (если справа только обочина).

И придерживайтесь главного правила дорожного вождения - правило трех Д - Дай Дураку Дорогу . Не выясняйте на дороге, кто прав. Пусть нахал едет дальше - свое дерево он найдет и без вас.

Несмотря на то, что пассажиры, которые часто очень смущены, сталкиваются с физической опасностью в виде других проезжающих автомобилей, также возможно, что у них есть травмы природы, которые могут привести к невыносимой боли или ухудшению состояния. Постройте треугольник здесь, в тихом сундуке, и следуйте за ним перед собой, чтобы увеличить свою отражающую поверхность. Отметьте место аварии - вернитесь в обратную сторону и идите: по автомагистрали, не менее 250 м; на обычной дороге, насколько вы будете управлять собой как водитель.

  • Остановитесь на дальнем расстоянии в направлении движения, сбоку.
  • При этом наблюдайте неудобные горизонты и кривые.
Легко оставить все состояния в автомобиле, за исключением двух.

Откуда я знаю, как это случилось? Еду себе по дороге, все вокруг чисто и спокойно. Чихнул случайно, голову поднимаю – а впереди «жигуль».

(Из рассказа виновника аварии).

К сожалению, иногда водители автомашин попадают в аварии. Привыкают к тому, что ездить по дорогам совершенно безопасно, расслабляются, начинают вести себя так, словно дураков вокруг нет, и все окружающие честно и незабвенно выполняют «Правила ». А от подобной самоуверенности всего один шаг до столкновения – и даже слова «он был не прав» вряд ли уже когда восстановят первоначальный вид вашей машины или избавят от сотрясения мозга.

Пациент не дышит нормально - поэтому необходимо иметь его нежное, но быстрое вытягивание и начать реанимацию на твердом асфальте, а не в машине. Оставаться в машине опасно - вы можете видеть дым из-под капота; Считаете ли вы, что автомобиль является таким препятствием в действии, что он скоро ударит кого-то; что-нибудь.

  • Но вы все еще должны помнить, идти ли в машину, из которой вы уже курите?
  • Просто попробуйте рассмотреть риски и решить.
Ну, вот и все, в этом нет науки. Если вы хотите попробовать первую помощь в автомобильной катастрофе, приходите к одному из наших.

Поэтому, давайте разберемся с тем, как следует вести себя в случае ДТП.

15.1 Действия перед аварией

Иногда водитель даже не замечает, как произошла авария: просто ощущает удар, испуганно жмет на тормоза, и только выйдя из машины обнаруживает, что перепутавший педали газа и тормоза водитель «Камаза» раздавил ему весь багажник. Но в большинстве случаев автомобилисту удается в полной мере прочувствовать все этапы развития ДТП и даже предпринять некоторые действия.

У нас есть опыт обучения автомобильной аварии, и вы пробуете его во многих разновидностях, которые вы всегда будете знать, как это сделать. Если вы не уверены в том, что ваш первый автомобильный комплект - это тот, который может удержать вас на месте происшествия, ознакомьтесь - наш умный аптечка основывается в основном на здравом смысле и только тогда согласно указу.

Дорожно-транспортное происшествие с смертельными травмами

И если вы новые водители, помогите нам с нами, мы заинтересованы в том, как вы узнали первую помощь в автошколе. Полицейские пошли на дорожно-транспортное происшествие на улице Чиновецкой, где умер человек. Примерно через полчаса после полуночи мы получили сообщение о том, что на улице Чиновацка в Праге 8 работает уличная машина. На место были отправлены ближайшие полицейские патрули, автомагистраль в направлении Праги была закрыта, и воздушное сообщение было приглашено к сотрудничеству. Впоследствии полицейские патрули обнаружили, что автомобиль потерпел аварию на улице Костелецка, где он столкнулся с другим транспортным средством.

15.1.1 Чего делать нельзя

Допустим, вы видите, что вот-вот попадете аварию. Чего вы не должны делать, если не в состоянии оценивать и контролировать ситуацию?

Вы обязаны тупо давить на тормоз и в самых потаенных мыслях думать не думайте повернуть руль!

В параграфе 10.1. Правил Дорожного Движения записано: «При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Чрезвычайные моторизованные полицейские, прибывшие на место, должны были сломать окно на одном из транспортных средств , чтобы войти и избавиться от водителя. Впоследствии они начали срочную реанимацию и использовали дефибриллятор. Реанимация проводилась до тех пор, пока не вернулись спасатели, которых сдал восьмидесятилетний мужчина. К сожалению, несмотря на все усилия всех, он умер. 66-летний водитель второго транспортного средства был доставлен в больницу, где он был госпитализирован. До этого он испытал дыхание, которое было отрицательным.

Это означает, что при аварии по чужой вине отвечать за все возникшие последствия будет виновник столкновении аварии – но только в случае предпринятого вами экстренного торможения. Стоит вам повернуть – и виновник аварии с облегчением объявит: «Я не виноват в том, что он крутил рулем во все стороны и сбивал окрестные «Лендроверы» и столбы. Если бы он врезался в меня, убытки от последствий происшествия были бы в двадцать семь раз меньше».

Весь дорожно-транспортное происшествие произошло на месте преступления криминалистами из Департамента расследований дорожно-транспортных происшествий, которые будут расследовать все обстоятельства этого трагического события. Конечно, им также будет интересно, почему водитель ехал в противоположном направлении.

Высочина. С шестого часа сотрудники полиции нагорья получили до трех десятилетий дорожно-транспортные происшествия. Четыре человека получили ранения. Когда он пересек качающуюся левую кривую на дороге, покрытой ржавым слоем снега, обработанным химическим разбрызгиванием, он не регулировал скорость езды, а с грузовиком у него был занос, который он не мог сделать. У других людей не было травм. Для обоих водителей транспортных средств полицейские провели тесты на дыхание с отрицательными результатами.

Мне лично не раз приходилось встречаться с людьми, которые признавались виновными в аварии только на том основании, что перед тем, как врезаться в выехавшую со второстепенной дороги машину, они предпринимали попытку «увернуться» от нарушителя.

Впрочем, бывают ситуации куда более трагические. На кладбищах полным-полно могил, лежащие в которых люди виновны только в том, что шли вдоль дороги в тот миг, когда водитель какого-нибудь потрепанного «Москвича», избегая столкновения, повернул руль в сторону тротуара. И то, что водитель, спасший свою машину от вмятины на крыле, на несколько лет попадет за решетку – вряд ли хоть немного изменит баланс вселенских сил в сторону Добра.

В случае автомобильной аварии был нанесен материальный ущерб транспортным средствам в размере 300 тысяч крон. С понедельника, 6 вечера до вторника утром 6-го, сотрудники разведывательных служб получили шестьдесят уведомлений о дорожно-транспортных происшествиях. Было ранены девять человек. «Ситуация с мобильностью была очень проблематичной в течение всего дня», - сказала Дана Читкова.

Один полностью загруженный грузовик вышел из шоссе, другой полностью заблокировал шоссе, скользнув по переулкам по всем переулкам. Автомагистраль была полностью закрыта в течение 00 часов, затем движение было движимым только на одной полосе, - сказал представитель полиции. За участком была сформирована 10-километровая колонна. Полицейские отклонили движение с шоссе на километр на выходе из Великих Беранов. Восстановительные работы были очень сложными по отношению к нагрузке, которую перевозил трактор.

Все водители в один голос утверждают, что в подавляющем большинстве ситуаций только быстрый и энергичный маневр способен спасти от столкновения. Это действительно так. Но запомните раз и навсегда: с того мгновения, когда вы решились повернуть руль, за все возможные последствия будете отвечать вы и только вы!

Совет в тему:

Это были поддоны с плиткой, - добавил Чырткова. Шаттл должен был быть 40 минут в направлении Брно в 30 часов, чтобы сохранить автомобиль. Незадолго до четверти до двенадцати, место стало оставляться на левой полосе, около полуночи на обеих полосах. Через час после полуночи было место без колонны.

Топливо просочилось из автомобиля. Полицейские отклонили движение вокруг близлежащих дорог. Пассажирские автомобили путешествовали по деревне Будков. Грузовые перевозки проводились через Дешов, - рассказала она о ситуации с Даной Читкова. Снег, который усложняет движение по дорогам, прогнозирует метеорологи также во вторник. Из-за погодных условий мы призываем водителей проявлять осторожность во время вождения, поскольку большинство дорог, особенно низших классов, покрыты слоем снега, который можно оттаивать.

Если вас все-таки угораздило отвернуть в сторону и попасть в аварию, при составлении протокола укажите, что ваши действия продиктованы требованиями статьи 18-й КоАП «Крайняя необходимость»:

«Не подлежит административной ответственности лицо… действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности… если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

И давите на то обстоятельство, что вы спасали свою жизнь. Хотя доказывать свою правоту придется очень тяжело.

Таким образом, главные правила, которые вы должны соблюдать, видя, что стремительно скатываетесь в аварийную ситуацию, таковы:

– никогда не поворачивайте руль, если не испытываете абсолютной уверенности в том, что перед вами будет свободное пространство!

– в случае малейшей неуверенности в себе или в безопасности вашего маневра – давите на тормоз и не делайте больше ничего!

Возможно, после аварии вас попытаются обвинить в том, что вы не отвернули в сторону. В такой ситуации вы можете не только сослаться на правила «Правила Дорожного Движения», но и сказать что-то вроде: «Да там же пешеход был!» или «Там проезжала легковушка».

Совет в тему:

Самый жестокий юридический совет, который я слышал в своей жизни, это: «Никогда не тормозите, если какой-нибудь алкоголик перебегает дорогу. Во-первых, получите возможность говорить, что пешеход выскочил прямо перед капотом, и вы ничего не успели сделать, во-вторых – инспектору не удастся определить вашу скорость по тормозному следу, в-третьих – если вы его не убьете, а только покалечите, вам по гроб жизни придется выплачивать ему пособие по инвалидности.

Данная адвокатская мудрость лишний раз доказывает, что юриспруденция не всегда является синонимом справедливости и что переходить дорогу в неположенном месте – нехорошо.

15.1.2 Что делать нужно

Самое главное – пристегиваться ремнем безопасности. Но это следует выполнять заблаговременно. Что еще можно делать, в преддверии аварийной ситуации? Увы, только одно: отворачивать!

Отворачивать следует в ситуациях, когда ваша вина в предстоящем столкновении бесспорна, и таким образом вы можете хоть как-то снизить для себя будущий ущерб. Например, если вы с явным превышением скорости (выбрали режим движения, не обеспечивающий безопасность) перескочили через возвышение и обнаружили впереди дорожный затор, остановиться до которого явно не успеете; либо при обгоне на встречной полосе обнаружилась летящая вам в лоб машина; при неосторожном выезде со второстепенной дороги, или если на оживленной улице у вас неожиданно «провалилась» педаль тормозов, а «ручника» вы до сих пор не отремонтировали!

Совет в тему:

Между прочим, о заторе впереди вам наверняка предупреждали встречные водители, но вы просто не поняли их сигналов. А потому запомните азы применяемой на дорогах световой сигнализации:

1) Два коротких моргания «дальним» светом: либо впереди Гаиешная засада, либо еще что-то очень опасное (ДТП, карстовый провал, разобранный мост, разлитое масло).

2) Одно долгое «моргание» в спину: «Дай дорогу!»; в лицо или в бок: «Пропусти!»

3) Одно короткое моргание в лицо или в бок «дальним» в городском заторе: «Проезжай, пропускаю!».

4) На шоссе, если при попытке обгона автобус или грузовик включил левый указатель поворотов: «Не обгоняй, впереди встречная машина!». Сигнал правым поворотом: «Дорога свободна!».

В ответ на предупреждение принято несколько раз моргнуть «аварийной сигнализацией»: «Спасибо за предупреждение!». Гудок в спину будет означать: «Пожалуйста!».

7) В Европе принято просить двигающегося впереди водителя уступить дорогу включением левого «поворотника». Иногда этот сигнал можно увидеть и на наших дорогах.

8) На трассе, в тёмное время суток, когда большегрузный грузовик обгоняет машину, его водитель не видит, опередил он машину или нет. Считается правилом хорошего тона, если водитель обгоняемой машины моргнет «дальним», что фура может завершить обгон, не задев его.

9) Ночью, когда вас обгоняет автомобиль, переключитесь на «ближний свет» как только обгоняющий поравняется с вами, чтобы не слепить его через зеркало.

Итак, куда и в каких ситуациях нужно отворачивать?

– На трассе следует решительно отворачивать с дорожного полотна в кювет. Именно решительно – под углом 30-40 градусов, чтобы избежать «перевертыша». Даже столкновение с ближним деревом на скорости 70-80 километров в час окажется безопаснее, чем лобовое столкновение с несущимся навстречу автомобилем. Собственно, при лобовом столкновении вообще нет шансов остаться в живых. Зато при отвороте в кусты есть некоторая надежда вообще не получить повреждений – только перепачкаться, да проложить новую просеку. Поймаете грузовик, он вытащит вас «за хвост» обратно на дорогу, и поедете дальше, теперь уже наверняка никуда не торопясь.

– В городских условиях или на трассе, когда по обочине идут люди, единственный способ снизить финансовые потери – врезаться в грузовик. Грузовой автомобиль – штука крепкая, а потому ремонт ограничится восстановлением своей собственной машины. С самим собой вы как-нибудь договоритесь без всяких судов и судебных исполнителей. Нет грузовиков: биться следует в «Жигули» или «Москвичи», они дешевле.

Проникнитесь этой мыслью до глубины души, ибо в аварийной ситуации листать справочник будет некогда. Понимаете, что сейчас врежетесь в «Кадиллак» – дергайте руль в сторону «Газа-66» или «Волги». Хоть квартиру и дачу не придется для возмещения ущерба продавать. И не очень доверяйте страховке. Она имеет ограниченный размер покрытия и еще может компенсировать стоимость «Газ-53», но никак не нового «Лексуса».

15.2.1 Как попадать в аварию

Непосредственно перед ударом во всю глотку крикните: «Берегись!», чтобы пассажиры успели приготовиться к столкновению. Всякую ересь про то, чтобы кто-то падал на бок, упирался ладонями в стекла и панели я повторять не стану: пассажиры обязаны быть пристегнуты, а вы – до последнего момента держаться за руль и топтать педаль тормоза. Перед столкновением безжалостно давите на звуковой сигнал: в лучшем случае вы обратите на себя внимание других участников происшествия и свидетелей, которые впоследствии могут вам очень пригодиться. В худшем… Ну, худшего случая уже не будет. В самый последний миг откиньте на подголовник голову, поддерните ноги (их может зажать или вовсе отрубить сместившейся панелью) и закройте глаза (это спасет вас хотя бы от мелких осколков и стеклянной крошки).

Сразу после аварии выключите зажигание.

Теперь все, переходим к оформлению ДТП.

15.3 Как вести себя после аварии

Поведение водителя сразу после столкновения наиболее важно. Зачастую от этого может зависеть все его дальнейшее благосостояние, а иногда и свобода. К сожалению, именно в это время человек испытывает наибольший шок, и не способен адекватно оценивать ситуацию. Посему возможное поведение следует распланировать заранее и в дальнейшем тупо выполнять заранее приготовленный план. В том случае, если у вас есть страховка или адвокат, который в дальнейшем станет защищать ваши интересы, – этот план следует составить вместе с ним.

В любом случае в случае аварии вам следует:

– если хоть как-либо (царапина на руке, разбитая бровь, синяк под глазом) пострадал хоть один человек, автоинспекцию требуется вызывать в обязательном порядке!

– не соглашаться признавать себя виновным и брать на себя какие-либо обязательства! На такой шаг можно пойти только в том случае, если машины пострадали несильно, а вы чувствуете себя спокойно и уверенно;

– разъезжаться без оформления ДТП можно только в том случае, если виновник аварии сам компенсировал вам ущерб на месте.

15.3.1 Первые действия

Самое первое, чем вам следует озаботиться в случае участия в дорожно-транспортном происшествии, – это поисками свидетелей. К сожалению, они имеют дурную привычку иметь свои дела, куда-то торопиться, крайне быстро исчезать с места аварии. Зачастую другие автолюбители из чувства солидарности готовы помочь вам подтвердить свою невиновность: но они не станут по полдня дожидаться автоинспектора. Они только сообщат свои координаты и поедут дальше. Не упускайте этой возможности – немедленно записывайте их фамилии, адреса и телефоны. А если сами оказались свидетелями ДТП: поступите точно так же, назовите свои координаты бедолаге, оказавшемуся у разбитой машины. Никто не поможет нам в деле самозащиты, кроме нас самих.

Совет в тему:

В наше время многие водители вступают в некое товарищество или организуют круговую поруку. Скажем, трое-четверо друзей договариваются, что в случае столкновения с любым из них остальные будут выступать свидетелями потерпевшего. Таким образом, член подобного «товарищества» при попадании в аварию немедленно вносит фамилии друзей в протокол, как свидетелей, а потом, при встрече, объясняет, что им нужно говорить. Так что, факт отсутствия свидетелей зачастую не менее важен, нежели их существование – и про это необходимо упомянуть в протоколе при оформлении ДТП.

15.3.2 Второй этап

Далее вам необходимо сообщить о случившемся своему страхователю или адвокату, коли таковые существуют. Для вас крайне важно, чтобы они успели прибыть на место ДТП раньше автоинспектора. Тогда вы сможете испытать немалое удовольствие от зрелища того, как не инспектор вправляет мозги несчастному водителю, а свора стряпчих треплет инспектора, требуя упомянуть каждую мелочь, способную свидетельствовать в пользу их клиента.

Разумеется, ни в коем случае не стоит препятствовать второму пострадавшему вызывать автоинспекцию. Более того, после переговоров со страховщиками и юристами инспектора по безопасности движения придется вызывать ему самому.

Совет в тему:

Зачастую случившаяся авария способна вызвать самую неадекватную реакцию со стороны участников ДТП. Очень может быть, что в такой ситуации вам станут угрожать избиением, запугивать будущими бедами. Иногда, как из-под земли, вдруг вырастают знакомые виновника аварии в невероятном количестве, которые пытаются возложить всю вину на вас, требуют уехать с места столкновения и выплатить некоторую сумму денег.

В такой ситуации выход один: уходите из машины. Вызовите сотрудника автоинспекции и маячьте в пределах прямой видимости в ожидании его приезда.

Не бойтесь бегства бузотеров: самовольный уезд с места аварии автоматически сделает излишне шумных товарищей по несчастью виновниками ДТП, а если они попытаются повредить вашу машину – это тоже попадет в протокол.

В любом случае: здоровье дороже даже самых сильных повреждений автомобиля. Автомобильные узлы меняются, а человеческие – нет.

15.3.3 Сбор доказательств

Основных свидетельств случившейся беды три:

– тормозные пути обеих машин. Машины, оснащенные АБС, черных тормозных полос не оставляют, но таковых, к счастью, еще немного, а потому по следам на асфальте всегда можно увидеть, кто, откуда ехал и как долго тормозил. Огораживая место происшествия, крайне важно добиться того, чтобы по этим следам никто не ездил. Чтобы их не «раскатали»;

– точка столкновения. Обычно легко определяется по тому месту, куда просыпалась накопившаяся под крыльями обеих машин застарелая грязь. Подобная корка представляет собой довольно прочное покрытие и покидает свое место только от достаточно сильного удара.

– конечное положение машин: куда их разбросало после удара. Иногда виновники происшествия пытаются это положение изменить. Препятствовать этому вы не сможете, но вот внимание свидетелей на подобные действия обратите.

Зафиксировать доказательства можно разными путями. Например, закрыть тормозной путь от дождя снятой с себя курткой (реальный случай), или пометить начало и конец тормозных путей, место столкновения и конечное положение транспорта с помощью насечек зубилом на асфальте (и это было).

Можно взять лежащий в бардачке фотоаппарат и тщательно, не жалея пленки, отснять место происшествия со всех сторон и во всех ракурсах, обратив на свои действия внимание свидетелей и записав упоминание о проделанной работе в протокол.

15.3.4 Оформление бумажек

Заручившись фамилиями свидетелей, фотографиями, учтя все факты, которые подтверждают вашу безопасность вы можете, в ожидании прибытия ГАИшников, заняться заполнением бланков обязательного страхования . Инструкция прилагается к каждому бланку и страховому договору, поэтому трудностей возникнуть не должно. Если второй участник происшествия заполнять бланки отказывается – сделайте это сами, и занесите его отказ в пункт «примечания».

В случае ДТП, не повлекшего тяжелых последствий (нет раненых и погибших), приехавший инспектор ГАИ составляет протокол об административном правонарушении. К протоколу прилагаются:

– схема ДТП;

– приложение к протоколу с описанием механических повреждений транспортных средств;

– объяснения участников и очевидцев ДТП.

В составлении всех этих документов вам предстоит принять самое деятельное участие.

При составлении схемы ДТП следите за тем, чтобы она хоть приблизительно отражала реальные размеры предметов. Помните: и комиссия, и суд свои суждения будут выносить по этой схеме. И если узенькую в реальности дорожку на схеме станет изображать широкая полоса с несколькими крохотными машинками, потом, на разборе, вам могут задать естественный вопрос о том, почему вы не объехали нарушителя? Может, вы спровоцировали ДТП специально? Если составленная инспектором схема вам не нравится – составьте свою и предложите приложить ее к протоколу, упомянув о ней в самом протоколе.

Проследите, чтобы в описании механических повреждений вместо общих слов «деформировано левое крыло» имелись конкретные описания: «сквозная пробоина длиной в две трети крыла, масляное пятно под левым колесом и плохо закрывается водительская дверь».

Уточню смысл фразы: «сквозная пробоина длиной в две трети крыла» – (значит, рихтовкой не обойтись и крыло придется менять), «масляное пятно под левым колесом» – (возможно повреждение тормозной системы, а то и двигателя) и «плохо закрывается водительская дверь» – (возможно, «повело» стойки, и весь кузов придется менять).

Заполняя протокол, помните, что никто не вправе требовать от человека, только что ставшего жертвой аварии, хладнокровия матерого космонавта. В частности, вы не обязаны четко и однозначно понимать, правильно оформлены все бумажки или нет. Вы можете лишь подтвердить, что вы их видели. И этим нужно обязательно воспользоваться. То есть, если вы не уверены в своих действиях и боитесь наговорить (написать) чего-нибудь не то, вы можете изложить на бумаге примерно следующее:

«Я ехал по главной дороге по зеленому сигналу светофора и вдруг ощутил удар сбоку. У меня в салоне цветной телевизор марки «Сони» с сиденья на пол упал и как-то странно хрустнул. Я остановился, вышел из машины и увидел, что в меня врезался автомобиль марки «Т-90» зеленого цвета гос. номер «А000УУ». Никаких свидетелей происшествия вокруг не оказалось, я вызвал ГАИ и мы вместе со врезавшимся в меня гражданином дожидались инспектора. После аварии у меня болит голова и я ничего не понимаю в составленных протоколах ».

В более развернутом виде этот больной бред пострадавшего человека будет означать примерно следующее:

Я ехал по главной дороге по зеленому сигналу светофора и вдруг ощутил удар сбоку (я никаких правил не нарушал, в аварии невиновен). У меня в салоне цветной телевизор марки «Сони» с сиденья на пол упал и как-то странно хрустнул (если сломался – телевизор упомянут в протоколе и по этому поводу можно предъявить судебный иск). Я остановился, вышел из машины и увидел, что в меня врезался автомобиль марки «Т-90» зеленого цвета гос. номер «А000УУ» (та самая машина, о которой идет речь). Никаких свидетелей происшествия вокруг не оказалось (свидетелей не имелось и если они вдруг появятся – это лжесвидетели), я вызвал ГАИ, аварийного комиссара и мы вместе со врезавшимся в меня гражданином дожидались инспектора (он никуда не отходил и свидетелей найти не мог). После аварии у меня болит голова (после аварии, а не до. То есть я не садился за руль в «болезненном или утомленном состоянии») и я ничего не понимаю в составленных протоколах (если адвокат сочтет, что я сказал что-то не так – он сможет сослаться на мое болезненное состояние и все исправить).

Согласно статье 236-й ч. 1-я КоАП РФ, копия протокола об административной ответственности вручается немедленно после его составления под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе – и этим правом получить копию нужно обязательно воспользоваться! Иначе в протоколе потом могут оказаться «неожиданные» добавления или исправления.

Кроме того, если вы подозреваете, что другой участник столкновения пьян, вы можете потребовать, чтобы его отправили на медицинское освидетельствование.

Кстати, в том случае, если в ходе происшествия имеются раненые, медицинская наркологическая экспертиза производится в обязательном порядке, равно как и техосмотр транспортного средства.

Совет в тему:

Если в ходе аварии есть раненые или погибшие – немедленно и обязательно нанимайте адвоката! В данном случае речь будет идти уже не о материальном ущербе, а о риске оказаться за решеткой.

15.3.5 Работа с бумажками

Материалы по ДТП направляются в группу разбора ГАИ, где после дополнительной проверки принимается решение. Рассмотрение материалов об административном правонарушении должно быть проведено в пятнадцатидневный срок со дня поступления его в отдел ГАИ (ст.256-я ч.1-я КоАП РФ).

«Разбор» своей аварии желательно посетить, получить на руки решение комиссии, после чего предложить виновнику ДТП добровольно с вами расплатиться (компенсировать ущерб). Если за него это сделает его страховая фирма – ему повезло. Если фирма отказывается покрывать причиненный ущерб полностью – продолжайте наседать на виновника. Попытайтесь донести до его понимания, что в случае взыскания денег по суду ему придется компенсировать судебные издержки, ваши затраты на адвоката, услуги судебного исполнителя, а также покупать вам новый телевизор , про который при полюбовном расставании вы можете и забыть.

И опять – не очень рассчитывайте на страховую компанию . Пусть виновник аварии выбивает из них деньги на компенсацию, а не вы. Вы имеете полное право требовать компенсации от конкретного лица – вот на это в первую очередь и направляйте свои усилия.

Если товарищ не поймет и не принесет вам деньги – дальнейшие разбирательства должен проводить нанятый вами адвокат, затраты на которого также следует внести в сумму иска… Впрочем, об этом так же позаботится адвокат.

В том случае, если виновным признали вас, – жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вынесения постановления в суд или вышестоящий орган.

15.3.6 Деньги на месте

В принципе, расплата на месте за незначительные повреждения стала уже повседневной практикой, что в скрытой форме (франшиза) признается страховыми компаниями. Если стоимость ремонта составляет менее пятидесяти-шестидесяти долларов, то официальное оформление ДТП и потерянный в связи с этим целый день могут оказаться более убыточными, нежели сама авария.

Однако следует помнить, что даже здесь можно запросто нарваться на жуликов, которые заплатят вам немножко, чтобы потом содрать в несколько раз больше. Основных приемов обмана два:

– вы признаете себя виновным, расплачиваетесь, уезжаете. Жулик, дождавшись, пока вы скроетесь за углом, вызывает ГАИ и сообщает, что попал в аварию, виновник которой с места происшествия скрылся. Но он, по счастью, успел записать госномер умчавшегося автомобиля.

Вас разыскивают, штрафуют, после чего вам, под угрозой судебного иска , приходится оплачивать ремонт пострадавшего автомобиля еще раз;

– другой участник происшествия признает себя виновным, платит вам. Вы уезжаете. Но едва вы скрываетесь за углом… Далее смотри выше. В итоге теперь вам приходится расплачиваться за ремонт машины виновника аварии.

Дабы подобного не случилось, перед разъездом с места ДТП вам с товарищем по несчастью следует обменяться расписками примерно такого содержания:

«Р А С П И С К А

Я, Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: там-то и там-то, получил от гражданина Сидорова П.П. деньги в суме 300 (триста) долларов США в виде компенсации за материальный ущерб, причиненный моему автомобилю БРДМ госномер «н 29-76 УК» (разбита правая передняя блок-фара и сломан каток левой гусеницы), двигающемуся по ул. Тверской, при выезде со двора на своем автомобиле «Таврия» госномер «М777МВ».

Других повреждений моему автомобилю не нанесено. В настоящее время никаких материальных или иных претензий к гражданину Сидорову П.П. я не имею.

«Р А С П И С К А

Я, Сидоров Петр Петрович, проживающий по адресу тут-то и тут-то, признаю себя виновным в столкновении с автомашиной БРДМ госномер «н 29-76 УК» и никаких претензий к гражданину Иванову И.Ивановичу, И., проживающему по адресу: там-то и там-то, не имею.

Имея в кармане такую бумажку, вы можете сказать, что составили с гражданином Сидоровым схему ДТП и, в соответствии с «Правилами Дорожного Движения», договорились встретиться в автоинспекции и оформить ее по всем правилам, но Петр Петрович почему-то не приехал, и вы махнули на это дело рукой, благо никаких претензий к вам все равно нет… Вот и расписочка имеется.

А на словах можно рассказать, как все было на самом деле. В милиции тоже ведь люди работают. Все прекрасно поймут.

Самый коварный пункт ПДД

Расследуя дела о дорожно-транспортных происшествиях, хочу рассмотреть один из самых коварных пунктов правил дорожного движения, пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, сами того не замечая, соблюдают его практически каждый день, но его содержание помнят смутно, зато заучивают его наизусть, когда происходит какое-то происшествие, потому что очень часто именно этот пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Он относится к разделу «Скорость движения» и совсем нестрашен по формулировке: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».

Каждый день, чтобы избежать ДТП, водитель, сам того не осознавая, выполняет требования данного пункта. К примеру, когда Вы начинаете выезжать из гаража, и ветром закрывает ворота; при движении по автодороге Вас подрезал другой автомобиль; перед Вами внезапно остановился автомобиль; проезжую часть, по которой Вы движетесь пересекает другое транспортное средство либо пешеход, чтобы избежать ДТП, Вы выполняя требования указанного пункта, снижаете скорость вплоть до остановки транспортного средства.

Сложной для восприятия водителя оказывается последнее предложение пункта - там, где идет речь о возникновении опасности. Едва водитель ее обнаружил, правила предписывают ему тормозить, а если потребуется - тормозить до полной остановки транспортного средства. Что это значит на практике? Например, вы едете по главной, а с второстепенной выезжает другое транспортное средство. Вы решаете поучить негодяя, и совершаете столкновение. Виноват тот, кто выехал с второстепенной? На самом деле, не совсем так, если водитель, двигающийся по главной имел возможность остановиться до места столкновения и не остановился, то в ДТП будет виноват водитель, двигавшийся по главной. Увидел опасность - тормози. Впрочем, любой нормальный водитель предпочтет избежать ДТП, чем «таранить» кого-то.

Представим эту же ситуацию, только дистанция до автомобиля-нарушителя недостаточна для остановки. Вы можете затормозить, ударив вторую машину либо сманеврировать и попытаться увернуться от столкновения. Как поступить? Это очень скользкий вопрос. Правила не запрещают Вам маневрировать, но если вы совершили новое ДТП, например, столкнулись со встречным автомобилем или наехали на пешехода, то ответственность за новое ДТП может лечь на Вас, так как п. 10.1 требовал от вас тормозить и ничего не говорил о предотвращении ДТП другим способом. Как поступать в данной ситуации однозначно ответить нельзя, все зависит от конкретной дорожно-транспортной ситуации. Однако в любом случае, если вы, экстренно тормозя, протаранили нарушителя, у вас будет шанс доказать свою правоту. Если вы спровоцировали новое ДТП, то можете стать виновным, к тому же, это ДТП нередко оказывается еще более тяжелым, чем столкновение, которого вы пытались избежать.

Пункт 10.1 практически всегда фигурирует в делах о сбитых пешеходах. Пешеходы нередко выскакивают под колеса в неположенных местах и самым неожиданным образом. Но требования правил таковы, что неправота пешехода отнюдь не означает невиновности водителя. Во всех случаях при наезде на пешехода водитель попадает под подозрение. Почему? Потому что есть п. 10.1. Обнаружив опасность, водитель обязан тормозить вплоть до остановки, и неважно, прав пешеход или нет.

Вкратце, расскажем о том, как происходит расследование происшествий со сбитым пешеходом. По всем таким происшествиям, определяется техническая возможность водителя остановиться до места наезда. То есть, обнаружив опасность, имел ли водитель достаточную дистанцию, чтобы выполнить остановку транспортного средства до места наезда. Допустим, следователь установил, что момент возникновения опасности, когда пешеход вступил на проезжую часть, автомобиль находился от точки наезда на расстоянии 50 метров. Далее следователь установил, что при времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного механизма и времени потраченного на тормозной путь, остановочный путь составил 40 метров. Поскольку это расстояние меньше, чем удаление от точки наезда (50 метров) водителя признают виновным. То есть водитель физически мог остановиться, но по каким-то причинам не смог (отвлекся, перепутал педали, растерялся). В основу обвинения ляжет п. 10.1. Если же остановочный путь будет больше удаления автомобиля от точки столкновения в момент возникновения опасности, то водитель будет признан не виновен.

Кроме того, п. 10.1 правил требуют от нас не только не превышать максимальную скорость движения, но и ехать со скоростью соответствующей дорожным условиям. Допустим, вы едете 60 км/час в населенном пункте, где это разрешено, и сбиваете пешехода, но видимость в направлении движения Вам ограничивает темное время суток, туман либо дождь. Следователь экспертным путем может установить, что безопасная скорость по условиям видимости составляла 30 км/ч, следовательно Вы могли двигаться со скоростью не 60 км/ч., а только не более 30 км/ч. В дальнейшем следователем, техническая возможность остановиться до места наезда будет определяться при движении со скоростью 30 км/ч. Так как скорость движения будет меньше, то и остановочный путь автомобиля будет меньше. Кроме того, остановочный путь автомобиля может оказаться меньше расстояния удаления автомобиля от точки наезда в момент возникновения опасности. Таким образом, будет доказано, что именно езда со скоростью, превышающей безопасную для данных условий, стала причиной наезда, и вы окажитесь виновным. Подведя итог, хочу отметить, что уважение к другим участникам дорожного движения, высокая концентрация внимания на дороге, добросовестное соблюдение правил дорожного движения - это залог безопасности на дороге.

Будьте осторожны на дорогах!

А.В.Лариков, врио начальника СО МО МВД России «Варгашинский»

Каждый, кто садится за руль автомобиля, стремится не попадать в ДТП. Однако для этого мало просто соблюдать ПДД. В этой статье мы расскажем, как избежать аварий на дороге.

Важно понимать, что ничто не убережет вас от ДТП, если его спровоцировал другой участник движения. Спасти может только реальный опыт вождения, которого нет у начинающих водителей. Остается только слушать советы ”бывалых”.

Ехать как все

То есть двигаться со скоростью остальных машин в потоке, стараясь избегать перестроений. Начинающие водители обычно так не делают — едут слишком медленно, нарушая ровное течение потока. В результате соседи по трафику вынуждены совершать обгон ”слабого звена”, из-за чего возрастает риск столкновений.

Более уверенные в себе начинающие водители считают, что нужно ездить быстрее скорости потока, поэтому обгоняют при любой возможности и часто становятся виновниками аварий. Ведь с ростом количества перестроений растет вероятность столкновений. Особенно когда отсутствует серьезный опыт вождения.

Держать дистанцию

Это позволит получить больше времени на реакцию, когда возникнет дорожный инцидент. При этом не стоит забывать о движении со скоростью потока.

Доверять интуиции

Двигаясь в потоке, не стоит расслабляться – нужно постоянно контролировать другие автомобили периферическим зрением. Опытные водители заранее готовы к перестроению других участников движения, поскольку отмечают малозаметные “шатания” по полосе и незначительные смещения перед маневром.

Вычислять странных персонажей

Обычно это ”дерганые” водители, “болтающиеся” по полосе и совершающие резкие маневры. От них лучше держаться подальше – обогнать или отстать на приличное расстояние.

Не забываем также о правиле ДДД (“дай дураку дорогу”). Старайтесь не лезть на скоростной дороге в левый ряд без надобности – он необходим только для обгона медленных автомобилей. Здесь любят носиться нервные ”отморозки”, которым вы будете постоянно мешать. Если человек сильно спешит, пропустите – он еще найдет свой столб.

Предупреждать о маневрах

Совершайте их плавно, заранее предупреждая других водителей ”поворотниками”, убедившись, что тебя видят и ты никому не мешаешь. Внезапные перестроения всегда становятся неприятным сюрпризом для соседей. Чтобы избежать столкновения, им приходиться задействовать тормоза и водительский опыт.

Смотреть в зеркала

Поворот налево даже на пустынной дороге – это всегда рискованный маневр. Сзади может внезапно появиться “гонщик” с намерением обогнать вас слева. Поэтому нужно всегда следить за левым зеркалом, совершая левый поворот.

Не обгонять по правой

В городских условиях опережение потока по крайней правой полосе – это довольно опасный маневр. Любителей обогнать всех рано или поздно ожидает другой автомобиль, сворачивающий в боковой съезд из основного потока.

Внимательно проезжать перекрестки

Проблема в том, что половина водителей не соблюдает правила приоритета. Даже при движении по главной, нужно быть готовым к тому, что кто-то выскочит с второстепенной дороги.

Осторожности требуют также регулируемые перекрестки со светофором. Крайне нежелательно совершать маневр первым и последним. Первые рискуют столкнуться с желающим проскочить на ”желтый”. Будучи последним, вы уподобляетесь таким же водителям. Лучше переждать лишний цикл – это быстрее и дешевле, чем потом ремонтировать машину.

Остерегаться таксистов

Ради лишней копейки эти персонажи готовы нарушить любой пункт ПДД. Увидев на обочине голосующего, они перестают обращать внимание на других участников движения. Тем более что от очередной царапины транспортные средства этих “камикадзе” хуже не становятся.

У людей этой профессии особый склад ума. Склонность к точным наукам еще со школы - безусловно. Высшее техническое образование - обязательно. Опыт работы в ГАИ - приветствуется. Человек в погонах - Денис Антонов, начальник отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по городу Минску. Он эксперт, который знает, как случаются ДТП.

О чем пойдет речь

- Я работал в ГАИ, когда в Минске, в Главном управлении внутренних дел, создавалось направление автотехнических экспертиз. Перешел туда, - говорит Денис Антонов.

Тринадцать лет он занимается экспертизами, связанными с ДТП. То, что для обывателя бесконечный спор (кто виноват, мог или не мог, «летел» или «не летел»), для эксперта - уравнение с несколькими неизвестными.

- Наша работа - это только физика и математика. Точные науки - точные ответы на вопросы. Эксперт не может философствовать, потому что экспертиза - это один из видов доказательств. Мы либо даем ответ, либо не даем, если не можем его обосновать, - отметил собеседник.

Денис Антонов

Скорость = икс

Эксперт не дает оценку действиям участников дорожного движения - это работа следователя. Эксперт - это ученый, зацикленный на своей науке. Задаются известные параметры, остается выяснить неизвестные - решить уравнение.

- Судебно-автотехническая экспертиза назначается в порядке расследования уголовных дел для выяснения тех или иных обстоятельств, - говорит Денис Антонов. - Основной пункт, как правило, - это скорость движения транспортного средства. Насколько быстро ехал водитель, была ли у него возможность предотвратить ДТП путем применения мер экстренного торможения? А если превышение скорости все же было - находится ли оно в причинно-следственной связи с совершением аварии?

Работает это так. Сначала вычисляется скорость водителя, затем, если он не нарушал ПДД, определяется, имел он техническую возможность предотвратить ДТП или не имел. А в том случае, если транспортное средство двигалось быстрее положенного, ставится другой вопрос: была ли скорость причиной совершения аварии?

- Мы рассчитываем, мог ли водитель, двигаясь со своей скоростью, избежать происшествия. Если не мог, проводится еще один расчет: если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью, смог бы он тогда среагировать и не допустить того, что произошло? В зависимости от этого и делается вывод, была ли скорость причиной ДТП, - объяснил эксперт.

Пример сложной аварии: водитель автомобиля совершает поворот налево и сталкивается с мотоциклистом, который движется в прямом встречном направлении. Кто виноват: водитель, который при повороте должен был уступить дорогу, или мотоциклист, который ехал слишком быстро?

- Мы часто сталкиваемся с такими ситуациями. По правилам водитель при повороте налево должен уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся во встречном направлении. Нет никаких уточнений относительно скорости встречного транспорта - обязан уступить, и все, - уточняет специалист. - Но есть нюанс: а имел ли водитель возможность обнаружить встречное транспортное средство?

Могу сказать из практики: случается, что мотоциклисты значительно превышают разрешенную скорость движения - технические характеристики транспортного средства позволяют это сделать. И бывает, что другие водители физически не могут наблюдать мотоцикл либо видят его настолько далеко, что не могут правильно определить скорость. Как и указано в ПДД, водитель предполагает, что другой участник дорожного движения соблюдает правила и не нарушает скоростной режим. Так что же в итоге было причиной совершения ДТП?

Аварии, о которых говорит Денис Антонов, приводят к самым серьезным последствиям. Поэтому очень часто заключение эксперта имеет важнейшее значение.

- При этом нужно понимать, что оценку действиям каждого из участников ДТП даем не мы, а следователи. И никто не исключает необходимость соблюдать все пункты ПДД. Эксперт только устанавливает заданный параметр. В нашем случае - скорость, - добавил собеседник.

Как решается уравнение

Как определить скорость транспортного средства, если она неизвестна? Вариантов несколько.

Расчеты по видео

- С учетом имеющихся камер наблюдения, а также видеорегистраторов, которые используют сами водители, у нас есть достаточно надежный инструмент для определения скорости движения транспортного средства. И проводится немало экспертиз, когда этот параметр определяется именно по видеозаписи. Снова чистая математика: чтобы определить реальную скорость движения, нужно сделать привязку к пройденному расстоянию за определенный отрезок времени, - рассказал Денис Антонов.

Кажется, все просто, но даже при наличии видеозаписи иной раз не удается найти ответ на поставленный вопрос.

- Иногда объект в кадре находится слишком далеко, чтобы определить хоть какие-то параметры. Благо на узловых перекрестках в столице установлены камеры с достаточно высоким качеством записи, они позволяют получить необходимые сведения с высокой степенью достоверности, - замечает специалист.

Анализ деформации транспортного средства

Удивительно, но некоторые сведения о том, с какой скоростью двигалось транспортное средство, можно получить исходя из полученных им повреждений.

- Мы рассчитываем, какое влияние на элементы кузова оказывает передача импульса за счет скорости одного и другого участника ДТП. Иначе говоря, ищем ответ на вопрос, какая сила потребовалась для образования определенной степени деформации. Иногда определить скорость таким методом не представляется возможным. Краш-тесты проводятся на новых автомобилях. А как деформируется кузов старой машины? Какое у него было состояние на момент аварии? Поэтому в своих выводах мы определяем нижнюю границу возможного диапазона, поскольку можем обосновать это заключение физическими законами, - пояснил эксперт.

Речь о формулировке «Двигался со скоростью не менее...», где указывается та минимальная скорость, с которой могло двигаться транспортное средство с учетом наступивших последствий, своего конечного местоположения и т. д.

Следовая информация

Еще один признак - следовая информация.

- Следы торможения, бокового скольжения, перемещения транспортного средства после ДТП - все это обуславливается скоростью движения, - отметил Денис Антонов.

Опрос участников и очевидцев ДТП

Важный источник информации - участники и очевидцы ДТП. Причем если участники могут повести себя по-разному, так как они заинтересованы в том, к каким выводам придут следователи, то очевидцы чаще бывают беспристрастными.

- Был один случай - авария с участием мотоциклиста, - припомнил специалист. - Очевидцы утверждали, что он ехал с такой скоростью, что за его движением просто не успевали следить. Они говорили, что, по их мнению, скорость составляла более 200 км/ч. Была проведена экспертиза, и по конечному положению транспортных средств, по воздействию на них деформирующих сил специалисты сделали вывод, что скорость мотоцикла была не менее 170 км/ч. Как видите, показания очевидцев оказались достаточно правдивы.

Проведение экспертиз и следственных экспериментов

- Любое происшествие с пострадавшими - это одна, две, три экспертизы, - поясняет Денис Антонов. - Определяется техническое состояние транспортных средств, тех систем, которые влияют на безопасность (тормозная система, рулевое управление и ходовая часть). В последующем, в зависимости от обстоятельств происшествия, перед экспертами могут ставиться и другие вопросы.

Бывали случаи, когда специалисты определяли, кто находился за рулем.

- За 13 лет было многое. Вспоминается 2005 год, декабрь: автомобиль ВАЗ-2101 врезался в опору строящегося путепровода на улице Шаранговича - шестеро погибших. Еще одно ДТП: развязка МКАД и слуцкой трассы, Fiat Bravo - шестеро погибших. В тех случаях мы проводили комплексную экспертизу, определяли положение в машине каждого участника в момент происшествия, - рассказывает эксперт. - Чтобы установить, кто был за рулем, иногда приходится исключить все те варианты, которые невозможны для конкретной ситуации. Изучаются травмы, которые получили люди, опрашиваются сотрудники МЧС, которые занимались спасением пострадавших, анализируется следовая информация в салоне. Так мы приходим к выводу, кто и где мог находиться.

Также анализируется вся информация, которая может указывать на скорость транспортного средства.

- Можно ли, скажем, по стрелке прибора, которая замерла на определенном значении, судить о скорости транспортного средства в момент ДТП? С одной стороны, это один из признаков. Даже по частоте оборотов двигателя, к примеру, можно вычислить скорость. Но в то же время это лишь косвенный признак, полагаться на него безоговорочно нельзя, требуется подтверждение, - говорит собеседник.

Поэтому проводятся следственные эксперименты, во время которых воспроизводятся значимые обстоятельства произошедшего.

- Во время следственного эксперимента, если нам нужно определить скорость транспортного средства, водитель на этом же автомобиле (либо на похожем, если оригинал не восстановлен) воспроизводит свое положение на дороге и ту скорость, с которой, предположительно, он двигался в момент происшествия, - описывает процесс Денис Антонов. - Воспроизводятся также все известные параметры: погодные условия, расположение других объектов. Затем анализируются показания очевидцев: они делают свои замечания, говорят, быстрее или медленнее, на их взгляд, двигалась машина. На основании этого делаются определенные выводы.

Проведение следственного эксперимента на месте ДТП в Минске

Мог ли водитель предотвратить ДТП?

В случае ДТП с тяжелыми последствиями перед экспертами ставится вопрос о технической возможности у водителя предотвратить аварию. Пункт 87.2 ПДД обязывает водителя при возникновении препятствия или опасности для движения, которые тот в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства.

Момент возникновения опасности вычисляется следственным путем. А эксперт ищет ответ на вопрос, мог ли водитель избежать наступивших последствий?

- Тот же пример с конфликтом левого поворота. Оба участника обязаны соблюдать ПДД. Один водитель должен был пропустить другого, но и другой водитель был обязан попытаться предотвратить происшествие. Я говорил о ситуации с мотоциклистами, потому что в теплое время года происходит немало подобных аварий. Другая типичная ситуация - столкновение при маневрировании. Некоторые водители, совершая маневры, привыкли смотреть только в зеркало заднего вида, однако тот же мотоцикл занимает на дороге меньше пространства. Он может находиться сзади, но в одно только зеркало его не видно, - отметил специалист.

Другая серьезная тема - ДТП с участием пешеходов. Если наезд произошел на пешеходном переходе, экспертизы для определения технической возможности у водителя среагировать не назначаются. По ПДД он обязан в таких случаях уступать дорогу. А что, если пешеход вышел на проезжую часть вне отведенного для этого места?

- Да, в этом случае часто проводится экспертиза - для того, чтобы ответить на вопрос, мог ли водитель избежать наезда, сколько времени у него было на реакцию? Большое значение имеет то, была ли у водителя возможность обнаружить опасность до момента, когда она возникла. Ребенок выходит на проезжую часть - это момент возникновения опасности? Или водитель мог наблюдать ребенка еще тогда, когда тот шел по тротуару, приближаясь к дороге? В этом случае ребенок еще не создает опасности, но водитель знает, может предположить, что пешеход выйдет на дорогу, - говорит Денис Антонов.

В экспертной практике минимальное время реакции водителя принимается за 0,6 секунды, и, в зависимости от складывающейся дорожной ситуации, это значение может только увеличиваться.

- При определении технической возможности предотвратить происшествие анализируется длина остановочного пути транспортного средства, - поясняет эксперт. - Если препятствие находилось на большем удалении, значит, водитель путем своевременного применения экстренного торможения мог предотвратить ДТП. Если же препятствие находилось на меньшем расстоянии, значит, возможности избежать аварии не было.

В то же время возможно установить, каким был бы остановочный путь транспортного средства, если бы водитель двигался с максимально разрешенной скоростью движения. Соответственно, когда в реальности этот остановочный путь длиннее, можно делать вывод о превышении скорости, что находится в причинной связи с возникновением рассматриваемого происшествия.

А ведь очень часто после ДТП вообще не остается следов, даже если водитель экстренно тормозил: большинство транспортных средств оборудованы АБС. Поэтому всегда применяется комплексный анализ, прорабатываются все возможные варианты.

Кстати, на оценку произошедшего могут повлиять многие факторы. Например, установленный предупреждающий знак.

- Нужно учитывать все обстоятельства. Скажем, если установлен предупреждающий знак «Дети», то водитель уже предупрежден о том, что на дороге может появиться ребенок, и должен предполагать, что может возникнуть опасность. Аналогичная ситуация и на дворовой территории, где по правилам пешеход имеет преимущество, - напоминает специалист.

Другое дело - появление пешехода на неосвещенном участке дороги в темное время суток. В этом случае за основу будет браться иное время реакции, ведь у водителя нет причин предполагать, что может возникнуть опасность.

- Часто ли делается вывод, что водитель не имел возможности вовремя остановиться?

- Что касается ДТП с пешеходами в темное время суток, когда наезд совершен вне перехода на неосвещенном участке дороги, я даже не вспомню, когда был сделан вывод о том, что водитель имел техническую возможность остановиться. В темноте расстояние до возникающего на дороге человека зачастую слишком невелико: водитель успевает заметить только силуэт, и обычно остановочный путь в таких ситуациях значительно превышает величину удаления автомобиля от пешехода в тот момент.

Денис Антонов говорит, что в случающихся ДТП трудно найти закономерность. Да, существует фактор сезонности: летом чаще происходят аварии с участием мотоциклов, весной и осенью, когда световой день короткий, нередко случаются наезды на пешеходов, а зимой - выезды на встречную. Но общая картина меняется год от года, и ничего предсказать невозможно.

- Даже если проанализировать один и тот же месяц в разные годы, то статистика может отличаться кардинальным образом, - отмечает собеседник. - А вот поведение водителей в экстренных ситуациях не особенно различается, разве что человек имеет специальную подготовку, знает, как реагировать в случае возникновения опасности. И физические законы как действовали раньше, так действуют и сейчас - это неизменно. Поэтому работы у экспертов и следователей меньше не становится.