Этническая проблемы миграции пути их решения. Миграция: проблемы и пути решения

Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности) Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 171.. Кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах Флоринская Ю.Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю.Ф. Флоринская, Л.Б. Карачурина, Д.В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - с. 133-134..

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании гос услуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности Ионцев В.А. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции [Текст] / [В.А. Ионцев и др.] Санкт-Петербург: Центр интеграционных исслед., 2012 - с. 33..

Вместе с тем, следует упомянуть о проблемах внутренней миграции. Тем более, что они стоят не мене остро. Все последние годы россияне стремились в крупные города, а сельская местность и большинство малых городов теряли население. Сегодня сложилась чудовищная диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства - Москвы уже не поддается никаким подсчетам, оно постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970?х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50% Менделев Н.Г. Миграционные процессы и формирование рынка труда на российском Дальнем Востоке [Текст]: учебное пособие / [авт.-сост.] Н.Г. Менделев, Л.Н. Фарафонова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточ. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012 - с. 147-148..

Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 процентов. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 процентов. В чем же причина? Начнем с того, что миграция - это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. Думаю, если бы образовательные программы Дальне-Восточных университетов имели связь с местным рынком труда и были бы ориентированы на тенденции его развития, а выпускники вузов имели бы возможность устроится в своем регионе на работу по полученной специальности, то процесс оттока удалось бы сократить. Увы, в настоящее время молодежь просто вынуждают покидать регион. Сегодня единственный потенциальный выход для выпускников местных вузов - становиться предпринимателями, однако программ подготовки кадров для малого бизнеса практически нет, да и не каждый молодой человек готов к ведению своего бизнеса. А раз так, приходится читать неутешительные прогнозы. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется Иванов И.С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И.С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013..

В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 173..

Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Проблема миграционной политики современной России», следует сделать следующие выводы.

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели:

  • 1) экономический прагматизм;
  • 2) национальная безопасность;
  • 3) права человека.

Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.

Список использованных источников и литературы

Нет более лицемерного утверждения

Если проанализировать экономическое развитие крупных этнически однородных групп, то бросается в глаза, что в основном две из них реально претендуют на лидерство – страны Восточной Азии (прежде всего Китай, Япония, Южная Корея и Вьетнам) и страны Запада (Европа, США и Израиль). Около 1,7 млрд азиатов соревнуются с 1,1 млрд жителей Запада. И хотя и тем, и другим странам время от времени приходится преодолевать кризисы, в целом их развитие носит прогрессивный характер – они модернизируются и пытаются отстаивать свое лидерство. Азиаты сравнительно недавно включились в это соревнование, но все чаще наступают Западу на пятки – в первую очередь из-за своего упорства и стремления к знаниям.

В итоге эти 2,8 млрд человек производят 75% мирового ВВП, в то время как прочие 4,5 млрд не просто отстают от них, но с каждым годом увеличивают это отставание. Если в 1980 г. по доходу на душу населения Индия, Пакистан и Бангладеш обгоняли Китай, то нынче он обогнал их более чем в пять раз. Из 170 тыс. изобретений, сделанных во всем мире и официально зарегистрированных американским патентным ведомством в 2015 г., на долю этих 4,5 млрд приходится лишь 3,2%, причем две трети из них – на долю Индии.

Представители лидирующей группы хотя и имеют высокую квалификацию, но, как правило, уже немолоды (особенно европейцы). У представителей второй группы все наоборот: они молоды и не имеют высокой квалификации, причем ее уровень с каждым годом падает все ниже. Азиаты куда более жестко и прагматично, чем европейцы, относятся к иммиграции: они готовы открыть свои границы лишь тем, кто не уступает им по квалификации и способен принести пользу их странам. Как правило, этим требованиям отвечают азиаты из менее развитых стран, которые и иммигрируют в страны более развитые, не особенно сильно меняя их этническую структуру и культурную среду.

Совсем по-иному обстоит дело на Западе, куда и стремятся попасть многие из 4,5 обделенных жизнью миллиардов. Наиболее распространенный побудительный мотив – социальные блага, которых практически нет в Восточной Азии, но которые щедро предлагает Европа и менее щедро – США. Исключения составляют ныне лишь Австралия, Великобритания, Новая Зеландия и страны Восточной Европы, тщательно ограничивающие иммиграцию неквалифицированных претендентов. Таким образом, для наиболее отчаянных и решительных из этих 4,5 млрд остается в качестве пристанища лишь относительно небольшая территория между Одером и Португалией. Наиболее притягательной ее частью остается Германия, где уже четверть населения имеет иммиграционное происхождение.

Известный германский социолог и исследователь миграции Гуннар Хайнзон исходит из того, что в настоящее время наибольшее иммиграционное давление на Европу оказывают 52 страны с общим населением 1,4 млрд человек, для которых так называемый «индекс войны» (соотношение численности молодых мужчин в возрасте от 15 до 19 лет к численности лиц в возрасте от 55 до 59 лет, готовящихся покинуть рынок труда) превышает 3. Для сравнения: в ФРГ он составляет 0,66. По прогнозам Хайнзона, к 2050 г. число подобных стран снизится до 42, но их суммарное население возрастет до 2 млрд человек, к тому же доля желающих иммигрировать там постоянно растет. Если сегодня таковых, по оценкам, около 400 млн человек, то к 2050 г. их может стать уже 850 млн. Даже если им это удастся, население Африки будет минимум на 350 млн человек превышать нынешнее, так что ни одно африканское государство не станет всерьез обсуждать с Европой вопрос о приеме обратно своих граждан.

Но не только африканская нищета гонит людей на Запад. В куда более благополучных странах типа Бразилии и Индонезии хотя и достаточно природных ресурсов, но катастрофически не хватает квалифицированных специалистов, без которых достойного места на мировом рынке не занять. Поэтому и из этих стран десятки миллионов людей устремляются за лучшими перспективами на Запад. Показательно, однако, то, что наиболее перспективные из этих мигрантов устремляются в англосаксонские страны или в Восточную Азию, в то время как наименее квалифицированные оседают между Дуйсбургом и Дрезденом. В итоге первые получают новых налогоплательщиков, в то время как Германия – новых получателей государственных пособий. Требующиеся для этого миллиарды пока еще поступают от «креативного класса». Вопрос лишь в том, как долго он еще будет мириться с жизнью в стране с одним из самых высоких в мире уровней налогообложения. Вряд ли известие о том, что ФРГ в год тратит на «беженцев» более 20 млрд €, улучшает их настроение. Тем более что они все чаще получают предложения от рекрутинговых агентств продолжить свою карьеру в иных странах и регионах с куда более благоприятными условиями. Возможно, это незаметно на первый взгляд, но ежегодно около 140 тыс. высококвалифицированных немцев принимают подобные предложения.

Куда более заметен приток неквалифицированных иммигрантов в Европу. При наличии политической воли его несложно было бы прекратить. Средиземноморскую внешнюю границу ЕС протяженностью 3000 км защитить куда проще, чем 25 тыс. км морской границы Австралии, через которую с 2013 г. никто не проник в страну нелегально и на которой не зафиксированы тонущие «беженцы». Дураков в мире не так много, и никто не станет платить тысячи долларов контрабандистам, если известно, что в итоге путешествие завершится там же, где и началось. Иное дело Европа: достаточно плюхнуться в Средиземное море и просигналить SOS чуть ли не у самого африканского берега, как тут же по соседству окажутся доброхоты и оттранспортируют «беженца» в Европу. Так что когда левые политики рассказывают избирателям о людях, стремящихся в вожделенную Европу с риском для жизни, они явно преувеличивают.

В ходе их профессиональной подготовки будущих санитаров учат оценивать, кому из многочисленных пострадавших на месте тяжелого дорожно-транспортного происшествия следует оказывать помощь в первую очередь. Важнейшее правило при этом гласит: обращай в первую очередь внимание на тех, кто неподвижен, не стонет, не кричит и не просит о помощи, поскольку таким действительно особенно плохо. Такого правила бы не существовало, если бы подобное поведение было чем-то само собой разумеющимся. Но это вовсе не так, поскольку на практике очень трудно игнорировать громкие просьбы о помощи и концентрироваться в первую очередь на действительно тяжело раненных. Кроме того, определенную роль играет и сидящее у нас в подкорке стремление к получению поощрения – желание услыхать вполне заслуженное «спасибо». Человек в целом – существо солидарное, охотно оказывающее помощь другим. Важно лишь сформулировать правила для определения приоритетов оказания помощи, поскольку в условиях катастрофы эмоции могут затмевать логическую оценку ее причин и реального положения. Подобное происходит и в связи с массовой иммиграцией в Европу: желающие помочь полностью потеряли обзор и концентрируются в первую очередь на тех, кто громче всего заявляет о себе.

Миграция как задача без ответственности

Уже многие годы в Средиземном море идет война. Не между странами, а между реальностью, самовольно присвоенными правами и утилитаризмом. Суда типа «Аквариуса» совершают рейды вдоль североафриканского побережья с целью «спасения» тех, кто вверил свою судьбу контрабандистам и – кто бы сомневался – в связи с этим оказался в опасности. В этом и состоит смысл игры и (после множества смертей последних лет) единственная гарантия, позволяющая контрабандистам завлекать «клиентов» на свои утлые суденышки. Ведь ни один вменяемый человек не может всерьез рассчитывать на то, что кусок резины с 600 пассажирами на борту, без навигации, запасов бензина и продовольствия, самостоятельно доберется до Лампедузы или Мальты.

«Аквариус» и подобные ему суда являются частью извращенной игры, и все ее участники прекрасно знают, что то, чем они заняты, вовсе не является спасением жертв морских катастроф. Будь это так, это означало бы, что спасенные должны – в полном соответствии с международным морским правом – быть доставлены в ближайший безопасный порт. Безопасный в плане отсутствия угрозы утонуть, а не оптимальный с точки зрения перспектив дальнейшего существования. Такси в светлое будущее морским правом не предусмотрено.

Контрабандисты, сознательно толкающие людей на смерть, превратили спасение утопающих в вымогательство. Это выглядит примерно так, как если бы в приемном покое врача некто пытался вскрыть себе вены, чтобы поскорее попасть на прием. И неважно, что в комнате есть те, кому помощь доктора нужна куда более срочно и кто не в состоянии громко заявить об этом. Истекающий кровью громко кричит и изо всех сил старается попасть в видеокамеры, чтобы обеспечить себе широкую медийную поддержку. И даже если врач возмущен таким поведением, что ему остается делать? Не смотреть же, как авантюрист истекает кровью. Те же пациенты, которые ведут себя надлежащим образом, остаются в итоге в дураках.

Возвращаемся к «Аквариусу», которому недавно после очередной драматической акции не удалось, как обычно, сгрузить свою «добычу» в Италии. Многие годы схема работала безотказно, в результате чего экипажи подобных «спасательных» суден успешно могли перекладывать результаты своего фактического сотрудничества с контрабандистами на других людей, купаясь при этом в чувстве честно выполненного гуманистического долга.

Но вдруг Италия отказалась участвовать в этом фарсе, и «спасатели» оказались поставленными перед неожиданной проблемой: на борту закончились припасы. К их счастью, брешь согласилась заткнуть Испания. Там как раз сменилось правительство, и пришедшие к власти социал-демократы сочли ситуацию вполне подходящей для полировки собственного имиджа. Так что «Аквариус» причалил в Аликанте, где под многочисленными объективами камер восторженных журналистов мировых СМИ ссадил на берег сотни «беженцев от войны».

Действительно ли беженцев от войны? Давайте присмотримся к списку пассажиров поподробнее: 43 человека – из Алжира, 1 – из Афганистана, 3 – из Бангладеш, 6 – из Камеруна, 2 – с Коморских островов, 1 – из Конго, 11 – с Берега Слоновой Кости, 60 – из Эфиопии, 11 – из Гамбии, 3 – из Ганы, 4 – из Гвинеи-Бисау, 22 – из Гвинеи, 1 – из Либерии, 11 – из Мали, 11 – из Марокко, 1 – из Нигера, 148 – из Нигерии, 11 – из Пакистана, 13 – из Сенегала, 20 – из Сьерра-Леоне, 5 – из Сомали, 152 – из Судана, 49 – из Южного Судана, 9 – из Того.

Конечно, по сравнению с шикарной квартирой в элитарном районе Берлина или дачным домиком левого политика в Тоскане все это – не лучшие места на земле. Но все же существуют различные градации. Гвинея, Марокко, Того, Гамбия, Гана, Алжир… Почему из мест, где не идет война, люди бегут именно в Ливию? То есть в страну, где, в отличие от их родины, действительно идет война. Неужели сегодня от нищеты уже бегут в районы военных действий? Да нет же! Это обещания контрабандистов и надежда на «спасателей», патрулирующих североафриканское побережье, подталкивают людей к подобным путешествиям.

Но вновь возвращаемся к одиссее «Аквариуса» и связанному с ней медийному хеппи-энду. Ведь в наших СМИ эта история завершается благополучной высадкой 600 пассажиров и гордых содеянным «спасателей» на испанскую землю. Между тем перед властями Аликанте стояла проблема размещения прибывших.

Студенты – прочь, иммигранты – милости просим!

Решение было принято в пользу общежития Университета Аликанте, обитателей которого попросту вышвырнули на улицу. Им дали сутки на то, чтобы освободить комнаты, за которые студенты, между прочим, платят по 750 € в месяц. C 1 июля комнаты должны были освободиться, поскольку во время каникул университет использует их как молодежную гостиницу, однако до окончания семестра оставались еще две недели…

Как плохой анекдот звучит рассказ одного из выселенных студентов о том, что он на курсах немецкого языка готовился к будущим поискам работы в Германии, поскольку в Испании не видит никаких шансов. Так что и этот студент, и пришельцы из Африки имеют одну и ту же цель – Германию. Но если один прикладывает усилия для приобретения квалификации, необходимой на германском рынке труда, то другой ничего подобного не делает, предпочитая переходить из рук в руки очередного «спасителя», каждый из которых гордится своей «гуманитарной» миссией.

Никто из этих «спасителей» не задается вопросом о том, решает ли он в действительности какие-либо проблемы или лишь создает новые. Их деятельность не подвергается сомнениям, а любая попытка критики тут же блокируется убийственным аргументом: «Ты хочешь, чтобы эти люди утонули?!» Это, как правило, затыкает рты даже тем, кто хотел было указать на то обстоятельство, что и контрабандисты, и их «клиенты» сознательно выбрали свой путь.

Я уверен в том, что если бы «спасательные» суда начали доставлять своих пассажиров в Тунис или Алжир, число судов, гибнущих в Средиземном море, в один момент сошло бы на нет. Не в этом ли должна была бы заключаться задача «спасателей»? Или для них куда важнее ощущать себя на вершине гуманизма, не слишком задумываясь о том, что затем произойдет с их подопечными и не станет ли их транспортировка в Европу началом цепи малых и больших неприятностей, ответственность за которые эти «спасатели» перекладывают на других людей? В этой связи обвинения в сотрудничестве с контрабандистами вовсе не выглядят беспочвенными. Я же иду еще на один шаг дальше и утверждаю, что характер их деятельности делает их самих контрабандистами. Только плату за свои услуги они берут не деньгами, а красивыми картинками и чувством морального превосходства.

Никого нельзя обвинять в том, что он ищет лучшей доли для себя и своей семьи. Так было всегда и, если бы эти действия не основывались на лживых обещаниях «рая на земле», вполне соответствовало бы высшей цели европейского Просвещения: осознанному и индивидуальному решению взять собственную судьбу в свои руки, приняв на себя ответственность за свое будущее. Но, попав в руки европейских торговцев людскими душами, человек становится объектом опеки и сочувствия к самому себе, и вырваться из этого состояния уже практически невозможно.

То обстоятельство, что большинство из тех, кто стал на подобный пагубный путь, не сможет найти своего настоящего места в Европе, «помощникам» не просто безразлично – оно на самом деле составляет – осознанно или неосознанно – базис их деятельности. Того, кто находится в самом начале цепочки, по которой «беженцы» передаются из рук в руки, мало заботят проблемы, с которыми позже придется столкнуться помощникам на местах и разочарование самих иммигрантов. А поэтому они продолжают доставлять на европейские берега все новый и новый человеческий груз. И совсем другие люди, призванные далее заниматься пришельцами, с каждым днем все более отчетливо понимают, что большинство из них не имеет каких-либо удовлетворительных перспектив в Европе. Рано или поздно вызванные этим проблемы достигнут такого масштаба, что общество будет вынуждено предоставить этих людей самим себе и позволить им создать в Европе те самые параллельные структуры, от которых они бежали. Несомненно, все это будет нам представлено как политическое достижение.

Утилитаризм и беспомощность

У меня создается впечатление, что Запад – то есть Европа и Северная Америка – уже давно потеряли Африку. На смену колониализму пришла продолжающаяся до сих пор эра коррупции и диктатуры, на которую мы практически безучастно взираем. Экономическая помощь в большинстве случаев превращается во взятки, похвальные исключения из этого правила можно перечесть по пальцам. Еще два десятилетия назад угроза взрывного роста населения Африки считалась важнейшей проблемой этого континента. Сегодня об этом практически не говорят. За фаталистской констатацией катастрофических масштабов роста населения в государствах Центральной и Западной Африки, который не в состоянии выдержать никакая экономика, следуют вовсе не программы по развитию образования и просвещения, а ооновские планы глобального переселения, от которых так и разит утилитарным «гуманизмом».

Авторы этих программ намерены использовать переизбыток населения в африканских странах для «пополнения» стареющей популяции в Японии, России или Европе. Соответствующее словосочетание «миграция для поддержания популяции» подходит, скорее, для лексикона мелких дельцов, зарабатывающих разведением собак.

Похоже, на Африке поставили крест, и ни у кого уже нет надежды на то, что тамошние государства в состоянии встать на ноги и развиваться в правильном направлении. Взрывной рост численности населения переквалифицирован из проблемы в ресурс, который может быть использован для «миграции для поддержания популяции». Цель оправдывает средства, а потому средиземноморские «такси» отлично вписываются в ооновские планы.

Если продолжать эти планы, о чем я думаю с ужасом, то окажется, что переселение «лишних» африканцев – это только начало. Ведь «импортированные» люди не оптимально приспособлены к жизни в Европе или Японии, поскольку детство и юность в другой общественной среде наложили на них свой отпечаток. Так что придется извлекать «ресурсы» на более ранней стадии и «импортировать» детей. Именно таково направление развития планов, которые строят обладатели куриных мозгов из ООН и их добровольные помощники из европейских НКО. Речь идет – не больше и не меньше – о легальном рабстве. У меня не хватает слов, чтобы выразить свое возмущение по этому поводу!

ООН рассчитывает на то, что уже сегодня иммигранты отправляют домой с Запада больше денег, чем весь мир вкладывает в экономическую помощь Африке. Но оба эти денежные потока имеют нечто общее: они препятствуют развитию там, куда они поступают, и цементируют зависимость региона от подачек. А живущим в Европе обязанность отсылать деньги на родину препятствует в ведении самостоятельной жизни на новом месте. Цепочка зависимостей с двух сторон тем самым только укрепляется.

Ultra posse nemo obligatur

Когда именно мы утратили представление о реальных последствиях наших действий? Мне кажется, это произошло тогда, когда мы стали делегировать свои решения инстанциям, которым приписываем высокую моральность и компетентность. Однако чем дальше отстоит место принятия решения от очага проблемы, тем сложнее оценить последствия этого решения. Принцип римского права «Ultra posse nemo obligatur» («Никого нельзя обязать сверх его возможностей») все чаще заменяется недопустимыми оценками.

Сидя в Мадриде, просто выставить на улицу студентов из Аликанте и поселить в их квартирах иммигрантов, поскольку их ситуация кажется более сложной. С точки же зрения студента, чьей солидарностью злоупотребили и который, возможно, не получит вовремя диплом, открывающий ему карьерные шансы, граница возможностей давно перейдена. Но его никто не спрашивал, всё решили за него, как и за сотни тысяч тех, кого подобные решения влекут в Европу. Тем самым попирают интересы одних и при этом никак не в интересах других, что порождает у обеих сторон чувство горечи. В этой извращенной игре нет победителей.

Решая одну проблему, государство тем самым создает другую. И это справедливо для каждого звена причинно-следственной цепочки миграции. Африканские семьи станут в будущем компенсировать потерю своих сыновей вследствие эмиграции, заводя еще больше детей.

Успешное спасение 600 человек экипажем «Аквариуса» порождает те самые медийные картинки, которые контрабандисты будут охотно демонстрировать своим новым жертвам. А отсутствие сопротивления со стороны испанских студентов приведет к тому, что испанское правительство и в будущем станет охотно использовать подобные методы решения проблем, лишая молодых испанцев веры в правовое государство. Это порочный путь мелких и казалось бы верных решений, которые на деле ведут к катастрофе. Пока все участники этой цепочки кажущейся человечности и готовности помочь не скажут: «Стоп!», она будет оставаться тем, чем есть на самом деле – проявлением лицемерия. Расплачиваться за которое придется жителям как Европы, так и Африки.

Ну а что же Европа? Наши проблемы совместного существования являются неотъемлемой частью нашего бытия, несмотря на то, что мы сами считаем себя такими прогрессивными, имеем множество надгосударственных организаций и лучше всех умеем строить планы. Наша вера в государственную власть и вытекающее из нее все большее подчинение бюрократии и политикам довлеют над нами. Но это тема для другой статьи, если не цикла статей. Открытость для иммиграции – это, собственно говоря, логичное следствие стремления к свободе. Но наших проблем оно не решит, скорее, наоборот. Пора уже нам оставить в покое Африку, с тем чтобы она оставила нас в покое. Если мы этого не сделаем, то вскоре задушим друг друга в объятьях.

Рогер ЛЕЧ
«Еврейская панорама»

Естественная убыль в России превышает естественный прирост населения. Нас потихоньку становится все меньше. В последние годы за счет мигрантов население РФ сокращается не так стремительно. Но можно ли считать это достойным выходом из положения? Как решаются проблемы миграции в России в 2019 году?

К нам приезжают

Россия находится в первой пятерке стран, привлекающих мигрантов, наряду с такими странами, как США и Канада. Но если в западных странах нуждаются в квалифицированной рабочей силе и претенденты проходят суровый отбор, то в Россию едут на заработки зачастую люди без образования, без знания русского языка и вообще без какой-либо квалификации. Такая тенденция притока дешевых рабочих рук из стран Средней Азии и Закавказья существует с начала 2000-х.

Экономические проблемы

С одной стороны, приток иностранцев, не требующих больших зарплат, позволяет выдерживать конкуренцию на рынке, удешевляя процесс производства, но с другой - все заработанные деньги пересылаются в семью и тратятся за ее пределами.

Бóльшая часть приехавших работников – нелегалы. А это означает, что работодатели наживаются на их труде и не делают никаких отчислений в бюджет. Кроме того, если есть дешевая рабочая сила, нет потребности внедрять новые технологии и развиваться.

Безработица

Есть мнение, что потребность в иностранной рабочей силе в России сильно преувеличена. Выходцы из бывших союзных республик создают проблемы с работой местным жителям. Труд иностранцев оплачивается так низко, что ни один россиянин просто не сможет выжить на такую зарплату, не говоря уж о содержании семьи. Выгодно это только работодателям.

Культурные проблемы

В некоторых регионах мигрантов так много, что они создают целые отдельные поселения и это затрудняет их ассимиляцию в российском обществе. Россия должна решить проблему с демографическим кризисом. Но населять свои территории людьми, не являющимися носителями русской культуры, порой не знающими языка - значит подвергать опасности социально-культурные ценности страны в какой-то степени. Каков будет среднестатистический россиянин через десять-двадцать лет?

Внутренняя миграция

В России плотность населения неоднородна. Все желающие заработать стремятся в большие города: так советует и наука о миграционных явлениях, и простой здравый смысл. Огромные территории на севере и востоке скоро придется осваивать заново. Люди покидают обжитые места, потому что не видят перспектив, небольшие населенные пункты, потеряв градообразующие предприятия, быстро деградируют. В них остаются те, кто не может уехать, или те, кому все равно.

Миграция из страны

Население России сокращается не только из-за естественной убыли. Люди с востребованными профессиями всеми силами стремятся обосноваться в Европе и Америке.

Пока квалифицированные, грамотные, трудоспособные россияне, не нашедшие себе достойного применения в родной стране, переезжают за границу, их место занимают малоквалифицированные строители и разнорабочие из стран ближнего зарубежья.

Решение проблем

Проблемы миграции в России в последние годы решаются на законодательном уровне. В 2014 и 2019 годах был принят ряд законов, изменяющих порядок нахождения в РФ иностранцев. Все они уже вступили в силу.

Тесты

просроченные кредиты невылет.рф

Всем, кто желает устроиться на работу в России, нужно будет сдавать экзамен на знание русского языка, истории и законов РФ. Таким образом российские власти хотят повысить образовательный уровень мигрантов и увеличить поступления в бюджет. С 1 июня 2015 года все иностранцы-водители коммерческого транспорта должны иметь права российского образца.

Въезд – только по загранпаспорту

Всем гражданам стран СНГ для въезда в РФ теперь нужен загранпаспорт. Не принято окончательно решение только по Украине, вернее, отложено на неопределенный срок. Увеличился размер госпошлины на оформление документов в ГУВМ МВД.

Патент на работу

Вместо разрешения на работу теперь выдается патент, причем он действителен только в том регионе, где был получен. Раньше такие патенты выдавались только для работы на физических лиц, теперь же они оформляются и для трудоустройства у юридического лица.

Чтобы оформить такой документ, нужно пройти медкомиссию, сдать экзамены, получить ИНН и медицинскую страховку, и все это за 30 дней с момента въезда в страну. Поучаствовать в оплате всех этих процедур предлагается работодателям, если они действительно заинтересованы в работнике.

Ужесточились наказания за использование нелегальной рабочей силы. Нелегалам, длительно нарушающим миграционный режим, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 10 лет.

Привлечение российских работников

Еще один новый проект предусматривает выплаты субсидий из федерального бюджета тем работодателям, которые будут принимать на работу не иностранцев, а граждан РФ из других регионов. Это позволит сократить уровень безработицы и заменить внешнюю трудовую миграцию на внутреннюю. Приоритет получат так называемые особые экономические зоны.

Программа переселения соотечественников

С 2007 года работает программа по переселению соотечественников, позволяющая на упрощенных условиях получить российское гражданство. Основным критерием является знание русского языка и культуры. Выделен ряд регионов, особо нуждающихся в новых жителях. Чтобы простимулировать переезд в такие регионы, государство готово платить «подъемные».

Как проверить «черный список» мигрантов ГУВМ: видеоинструкция

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2019 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф

"Легальность" в РФ сейчас настолько липовая, что нелагалами становятся совсем уж не ориентирующиеся в окружающем их мире мигранты.

Для решения задачи необходимо доработать нормативное регулирование, включая закон о гражданстве, а именно, установить, что нарушение миграционного законодательства на любом этапе иммиграции влечет аннулирование всех последующих миграционных статусов, включая и лишение гражданства РФ в случаях, когда оно было получено, а также лишение гражданства и иных миграционных статусов всех, чьи статусы производны от статуса нарушителя (например, родившиеся у такого "гражданина" дети). Затем проверить все первые и последующие официальные места работы иностранцев. Как делаются такие "рабочие визы". Соответственно, факт "приглашения на работу" фирмой-однодневкой влечет аннулирование всех статусов и депортацию. Далее, регистрация. Про "резиновые квартиры" сказано уже много, следует прописать, что регистрация большего количества человек, чем позволяют санитарные нормы, признается заведомо недостоверной и, следовательно, выявление факта такой регистрации на любой стадии также влечет аннулирование всех последующих статусов. Такой подход позволит перечеркнуть фиктивную "легальность" едва ли не 99% мигрантов из СНГ. Далее, разумеется, введение виз, балльной системы (в кои-то веки могу согласиться с г-ном Ромодановским) и депортация всех нововыявленных нелегалов с закрытием им въезда в РФ навсегда.

Проблема неконтролируемой миграции обостряет криминогенную обстановку и наносит ущерб безопасности страны.

Для решения проблем, связанных с незаконной иммиграцией, необходимо создать систему действенного контроля, которая обеспечит проведение миграционной политики, отвечающей интересам государства, а также защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства в решении вопросов, касающихся выезда из страны и въезда в страну, выбора местожительства.

67-68. Какие ведомства Российской Федерации участвуют в работе с мигрантами?

В июле 1992 г. были сформулированы основные положения миграционной политики РФ и была создана Федеральная миграционная служба (ФМС) как основной структурный элемент ее реализации. Кроме ФМС в судьбе мигрантов в РФ принимают участие службы занятости, подчиненные Министерству труда и социального развития, Министерству юстиции, МВД. Приоритетными направлениями миграционной политики РФ являются:

Защита прав и интересов граждан РФ на ее территории и за ее пределами;

Управление миграционными процессами РФ, регулирование въезда и выезда мигрантов, осуществление миграционного контроля, стабилизация и минимизация миграционных потоков;

Содействие социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в РФ путем создания законных и гуманных условий их приема и размещения; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам;

Осуществление сотрудничества с международными организациями в области миграции населения.

Основными задачами ФМС являются:

Разработка проектов федеральных и межрегиональных миграционных программ и обеспечение их реализации;

Распределение средств из республиканского бюджета для решения проблем миграции и контроль за их использованием;

Организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства;

Разработка и реализация мер в области внешней трудовой миграции;

Защита прав мигрантов в соответствии с действующим законодательством и подготовка предложений по совершенствованию этого законодательства;

Организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране;

Определение в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию РФ.

Кроме вышеперечисленных государственных служб, призванных заниматься вопросами миграции, существует также несколько общественных фондов: «Содружество», российский фонд помощи беженцам «Соотечественники» и другие, объединенные общей стратегией. С самого начала своего существования эти фонды отказались от идеи оказывать помощь отдельным гражданам, видя в этом не самую рациональную форму использования материальных средств. Помощь адресовалась ассоциациям и общинам беженцев, то есть уже организованным группам людей, четко знающим, что они могут и хотят делать, будь то строительная бригада, объединение фермеров или деловых людей, основательно разработавших конкретные планы, в том числе и идею возрождения угасших русских деревень.

Опыт деятельности российских фондов помощи переселенцам показывает, что только путем четкой и слаженной работы и государства, и общественных организаций можно прийти к положительным сдвигам в положении мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.

18 января 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 64 «О реализации Федеральной миграционной программы», предусматривающее:

Разработку порядка выделения мест для размещения беженцев и вынужденных переселенцев из числа одиноких инвалидов, престарелых и детей-сирот;

Участие органов социальной защиты населения в разработке адаптационных программ;

Разработку предложений по методической разработке программы профориентации;

Разработку предложений по освидетельствованию мигрантов во ВТЭК;

Разработку системы льгот для мигрантов, переселяющихся в районы Сибири и Дальнего Востока;

Разработку международных и межгосударственных договоров по вопросам миграции;

Реализацию мероприятий по социальной адаптации и трудовой реинтеграции.

Согласно Указу Президента РФ «О Федеральной миграционной программе» № 1668 от 9 августа 1994 г. в Федеральную программу должны ежегодно вноситься изменения с учетом социально-экономической ситуации в России, а также должна проводиться научная разработка проблем развития миграционных процессов.

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится и . Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия. Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком. Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших , составило около 6 млн. человек. Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов. Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2020 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин. Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину. По данным российского ведомства статистики большая часть , среди которых ведущее место занимают , и .

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян. Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий. Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается. Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%. Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий .

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2020 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.