Причины возникновения аварий на подъемных устройствах. Меры безопасности при работе грузоподъемных кранов Основные причины аварий при работе автокранов

Машина грузоподъемная- Техн-ое устр-во цикличного действия для подъема и перемещения груза.

ТИПЫ КРАНОВ:

Кран грузоподъемный- Грузоподъемная машина, оснащенная стационарно установленными грузоподъемными механизмами.

Классификация грузоподъемных кранов по конструкции:

Кран мостового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к грузовой тележке, тали или крану стрелового типа, перемещающимся по мосту)

кран стрелового типа(кран, у которого грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле)

Классификация кранов по виду грузозахватного органа:

кран крюковой, кран грейферный, кран магнитный, кран штыревой, кран литейный, кран посадочный, кран ковочный, кран для раздевания слитков (стрипперный), кран колодцевый, кран с траверсой.

Причины аварий и травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин.

На уровень аварийности и смертельного травматизма при эксплуатации подъемных сооружений существенное влияние оказывает количество находящихся в эксплуатации подъемных сооруженийДве трети аварий подъемных сооружений произошло по техническим причинам, в основном из-за неисправности технических устройств или неисправности (отсутствия) приборов безопасности, такое же число аварий - из-за неэффективности производственного контроля. Среди основных организационных причин возникновения аварий - нарушение технологической и трудовой дисциплины, неправильные или несогласованные действия обслуживающего персонала и неправильная организация производства работ.

Причины аварии: подъем и перемещение груза двумя кранами в отсутствии проекта или технологической карты, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться указания по безопасному перемещению груза, в том числе в части распределения допустимых нагрузок, приходящихся на каждый кран, участвующий в процессе подъема, и скорости перемещения груза в течении всего процесса подъема; эксплуатация неисправного крана СТ 2-2-40, (зав. № 32), выразившаяся в принудительном отключении (блокировке) его ограничителя грузоподъемности, вследствие чего был допущен перегруз крана; нарушение производственной дисциплины машинистом крана СТ 2-2-40 (зав. № 32).

Следует отметить, что 10 % аварий (3 из 30 аварий) произошли в условиях воздействия природных факторов (ураган, шквалистый ветер, обильный снегопад.

Причинами группового несчастного случая стали нарушения технологического процесса (перемещение труб без применения роликовых опор и электрических лебедок, как указано в ППРк, нарушение схем строповки крупногабаритных и длинномерных грузов, осуществление работ по монтажу трубопровода на участке, где не завершены работы по закреплению основных балок); неудовлетворительная организация производства работ (отсутствие лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, на месте производства работ повышенной опасности, на которые не разработаны схемы строповки, допуск к строповке не обученных и не аттестованных работников, осуществление работ по монтажу трубопровода с использованием дополнения к ППРк, не прошедшего экспертизу промышленной безопасности, нарушение должностных и производственных инструкций).

Почти 90 % несчастных случаев со смертельным исходом произошло по организационным причинам, в основном, из-за неэффективности осуществления производственного контроля и неправильной организации производства работ. Основной технической причиной смертельного травматизма на подъемных сооружениях является неудовлетворительное состояние технических устройств, приборов и устройств безопасности.

Статистика показывает, что в основном гибнут работники, непосредственно не связанные с работой грузоподъемных кранов - ремонтный персонал, бетонщики, плотники, каменщики, сварщики и т.п.

Также анализ причин травматизма на подъемных сооружениях показал, что 2 работника, погибших при эксплуатации подъемных сооружений (4 % от общего числа погибших), находились в состоянии алкогольного опьянения.

Билет № 2. Требования безопасности к устройству грузоподъемных кранов: приборы безопасности; установка; конструкции и материалы.

Грузоподъемная машина – подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа.

ППР- проектом производства работ

ПС- подъемные сооружения

Требования настоящих ФНП ПРИКАЗ от 12 ноября 2013 года N 533 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО грузоподъемных кранов всех типов;

Техническое оснащение:

Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.

Для обеспечения технологических процессов выполнения работ по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции и модернизации в процессе эксплуатации, установленных с учетом руководства (инструкции) по эксплуатации ПС, эксплуатационных документов входящего в его состав оборудования (при наличии этих документов), специализированная организация в зависимости от осуществляемых видов деятельности должна иметь:

а) комплекты необходимого оборудования для выполнения работ по контролю технического состояния ПС до и после выполнения работ. б) комплект необходимого оборудования для выполнения работ по резке, правке и сварке металла, а также необходимые сварочные материалы. Используемые технологии сварки должны быть аттестованы в установленном порядке;

в) контрольно-измерительные приборы, позволяющие выполнять наладочные работы, оценивать работоспособность, выполнять ремонт либо регулировку ограничителей, указателей, регистраторов, а также систем управления ПС;

г) контрольно-измерительные приборы, позволяющие оценивать работоспособность и регулировку оборудования ПС;

д) оборудование, позволяющее выполнять планово-высотную съемку и рихтовку рельсовых путей (для ПС, передвигающимся по рельсам);

е) комплекты рабочих чертежей и документации на технологии ремонта металлоконструкций монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС;

ж) программы-методики испытания, проведения технических освидетельствований монтируемых (ремонтируемых, реконструируемых или модернизируемых) ПС и организовывать проведение их испытаний по завершении выполненных работ;

з) необходимое оборудование для выполнения монтажных (демонтажных) работ (такелажные и монтажные приспособления, грузоподъемные механизмы, домкраты, стропы);

и) вспомогательное оборудование (подмости, ограждения), которое может быть использовано при проведении работ;

к) документацию на ПС, монтаж (демонтаж), наладка, ремонт, реконструкция или модернизация которого осуществляются.

Средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы), используемые в процессе испытания ПС, должны быть поверены в установленном порядке.

Основными причинами аварий грузоподъемных кра­нов являются: неправильная установка кранов; превы­шение паспортной грузоподъемности (перегруз) машин; использование неисправных грузозахватных приспособ­лений; неправильный выбор скорости движения; нарушение правил техники безопасности при эксплуатации кранов. Основные виды аварий грузоподъемных кранов, возникающих в процессе их эксплуатации - потеря ус­тойчивости (опрокидывание) и деформация рабочего оборудования.

Башенные, козловые, железнодорожные и порталь­ные краны работают на рельсовых путях, автомобиль­ные, пневмоколесные и гусеничные краны - на грунто­вых площадках. От качества устройства путей и подго­товки площадки зависит надежность и безопасность работы кранов.

Правила устройства и эксплуатации рельсовых путей регламентируются специальной инструкцией. Грунтовые дороги и площадки должны быть спланированы и уп­лотнены. При эксплуатации машин должны быть при­няты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра на больших уклонах пути или рабочей площадки. Стрело­вые краны рассчитываются на устойчивость при работе с уклоном не более 3°, причем уклон зависит от длины стрелы. Так, для гусеничных кранов грузоподъемностью 40 т допускаемый уклон рабочей площадки составляет при длине стрелы 15 м -3°, при стреле 25 м -2° и при

стреле длиной свыше 25 м - 1°.

Установка, перемещение и работа монтажных кранов вблизи выемок (котлованов, траншей, канав) с неукреп­ленными откосами разрешается только на расстоянии, установленном проектом производства работ. Особенно тяжелые условия для обеспечения устойчивости и про­ходимости стреловых кранов к месту монтажа конст­рукций возникают в осенний и весенний времена года, когда несущая способность влажных грунтов резко по­нижается. В этих случаях устраивают колейные или сплошные дороги из песка или шлака или временные инвентарные колейные дороги и рабочие площадки из железобетонных плит или деревянных шпал.

Для безаварийной эксплуатации каждый кран обес­печивается приборами безопасности: ограничителями грузоподъемности, высоты подъема стрелы и крюка крана, поворота крана; указателями грузоподъемности, вылета крюка, наклона крана, силы ветра, противоугон­ными устройствами (рельсовыми захватами), а также звуковой сигнализацией при выходе стрелы из рабочей зоны крана (при работе на выносных опорах).

Перед началом эксплуатации крана, после каждой установки его на новом месте ответственный за безопас­ное производство работ по перемещению грузов кранами проверяет правильность установки кранов и в журнале или путевом листе делает запись о разрешении произ­водства работ. Здесь же указываются фамилии стро­пальщиков и номера их удостоверений. Безопасность и надежность работы кранов в значительной степени за­висит от исправного состояния и работоспособности стропов и захватов. В кабине крана и на месте произ­водства работ вывешивают список перемещаемых грузов с указанием их массы, а крановщикам и стропальщикам такие списки выдают на руки.

Для строповки грузов следует применять стропы, соответствующие массе поднимаемых конструкций с учетом числа ветвей и угла их наклона к вертикали. Груз, по весу близкий к разрешенной грузоподъемности крана, необходимо предварительно поднять на высоту 20...30 см от уровня земли и проверить надежность стро­повки и тормозных устройств.

Наиболее распространенной причиной аварий являет­ся перегрузка кранов. Это происходит, когда масса под­нимаемого груза превышает грузоподъемность крана при данном вылете крюка, при увеличении вылета крю­ка с поднятым грузом путем опускания стрелы или пе­ремещения грузовой каретки; при увеличении вылета крюка крана с

поднятым грузом путем раскачивания или оттягивания грузового полиспаста от вертикали; при подъеме примерзших или заваленных другими изделия­ми конструкций.

Более жесткие требования безопасности предъявля­ются при работе строительных кранов в осенне-зимний период. Движение кранов с грузом на крюке не допус­кается.

И несчастных случаев. Они происходят периодически и зачастую связаны с трагедиями (причинение вреда здоровью и жизни персонала). Основной причиной подобных происшествий, как правило, бывает игнорирование и несоблюдение правил безопасности при работе с грузоподъемными механизмами. Эта проблема очень показательна на примере предприятий .

Каждый год региональное подразделение Ростехнадзора республики проводит полный мониторинг ситуации, складывающейся на подъемных системах (ПС, - ред.) промышленных предприятий. Так, например, только за первые 4 месяца этого года ими было зафиксировано 11 технических инцидентов, связанных с эксплуатацией подобных устройств. Этот показатель в прошлом году за аналогичный период составил в 2 раза меньше. Все происшествия, в зависимости от вида подъемного оборудования, распределились следующими образом: 6 – на кранах стрелковых поворотных(башенных), 2 – автокранах и по одному на колесных, .

Гораздо более трагической является статистика по несчастным случаям, – погибло 25 человек. Такое же количество смертельных инцидентов произошло и за аналогичный период прошлого года.

На основании анализа, который было проведен по результатам , можно сделать вывод: 70 % из них вызваны причинами организационного характера, а 30% – и дефекты в работе оборудования. К организационным можно отнести следующие факторы:

  • недостаточный (или полное отсутствие) производственно-технологический контроль;
  • отклонение от технологии и трудовая недисциплинированность;
  • непрофессиональные действия персонала;
  • проблемы организации производства.

Большое количество происшествий, именно на поворотных башенных кранах, происходит из-за того, что эти механизмы обладают по отношению к другим подъемным устройствам более высокой динамикой. Их постоянно перебрасывают с места на место. Кроме того, они, как правило, удалены от обслуживающих станций, что не позволяет своевременно и качественно проводить ремонтные работы. Подобные устройства широко используются в строительстве и зачастую владельцы (в погоне за прибылью) стараются минимизировать простои, что отрицательно сказывается на их техническом состоянии.

Специалисты Ростехнадзора республики выделили три основных причины происшествий при эксплуатации башенных кранов.

    1. Конструктивные особенности подъемных устройств, не соответствующие правилам и нормам их эксплуатации. Самым слабым местом подобного крана является рама кольцевая (неповоротная). Это достаточно сложная конструкция, причем сварная. Области ее повышенных напряжений трудно рассчитать. Именно эти рамы и разрушаются. По оценкам Ростехнадзора Удмуртии одной из самой распространенной моделью башенного крана, которая более всего подвержена авариям – это С-981. Производители пытались внести изменения в конструкцию этого подъемного устройства, но все безуспешно. В настоящее время краны марки С-981 запрещены к использованию. Но, как оказалось, это еще не вся проблема. Образовавшийся дефицит подобного класса подъемной техники стал компенсироваться за счет старых и изношенных моделей, привезенных с соседних регионов.

Не только на башенных кранах С-981. Подобные инциденты происходили и на других подъемных устройствах, таких как КБ-403Б и КБ-403А. В них, как правило, рамная листовая сталь была заменена со стандартного варианта в 20 мм на более тонкую – 11 мм. Результат не заставил себя ждать – количество происшествий резко увеличилось. Те же самые проблемы и с башенными кранами марки КБ-405. Серьезные аварии и технические инциденты произошли и с КБ-572 (лесопогрузчиком). Но в этих кранах «слабым звеном» были уже плохого качества узлы, ведущие к разрушению противовесов.

    1. Нарушение регламента при проведении монтажных и демонтажных работ. Весь этот процесс должен осуществляться в соответствии с нормативным инструктивным документом, который четко регулирует правила по надзору за производством, а также ремонтными и монтажными работами. В документе отражено, что при осуществлении любых ремонтно-монтажных операций необходимо использовать:
      • сертифицированные технические средства;
      • технику, способную контролировать качественную сварку;
      • профильную техдокументацию;
      • профессиональный и квалифицированный персонал.
    2. Эксплуатация подъемных устройств в неблагоприятных условиях. Так, например, в 2010 году в республике Удмуртия случилось 6 аварий по причине плохих погодных условий (сильные ветры и ураганы). В связи с этим всем структурам, которые используют в своей производственной деятельности краны, Ростехнадзор советует придерживаться следующих рекомендаций:
      • иметь информацию (на основе договорных отношений) от местных метеорологических станций о любых перепадах погоды, особенно изменении ветра и его силы.
      • провести учебные тренинги с персоналом, который обслуживает грузоподъемную технику (особенно важно отработать согласованность конкретных действий по переводу крана в нерабочее состояние в тяжелых погодных условиях);
      • постоянно держать в рабочем состоянии ветрометр (аннемометр);
      • с особой осторожностью относиться к размещению на поверхностях кранов рекламных растяжек или плакатов, которые повышают так называемый «парусный» эффект;
      • осуществлять монтаж согласно требованиям соответствующих ветровых режимов.

Существует еще одна проблема, периодически приводящая к авариям и другим чрезвычайным ситуациям – это оставление крана без крановщика и вне рельсовых захватов.

Все предприятия, использующие технические устройства, в том числе вспомогательные, должны иметь в обязательном порядке лицензии (разрешения) на их эксплуатацию. Они выдаются в порядке, установленном законодательными и нормативными документами. Существуют отклонения от правил, но и они должны быть реализованы согласно соответствующими регламентами.

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.
Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.
Авторы: Ройтман В.М., Умнякова Н.П., Чернышева О.И.
Москва 2005 г.

Введение .
1. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
1.1. Понятие о производственной опасности .
1.2. Опасные зоны на строительной площадке .
1.3. Примеры характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников .

2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
2.1. Общее условие обеспечения безопасности труда.
2.2. Нормативные основы обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
2.3. Основные задачи обеспечения безопасности труда при использовании кранов и подъемников.
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
3.1. Подбор кранов и их безопасная привязка.
3.1.1. Подбор крана.
3.1.2. Поперечная привязка кранов.
3.1.3. Продольная привязка башенных кранов.
3.2. Определение границ опасных зон работы кранов и подъемников.
3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.
3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.
3.3.2. Обеспечение безопасности при установке кранов.
3.3.3. Защитное заземление подкрановых путей.
3.3.4. Обеспечение безопасности при совместной работе кранов.
3.3.5. Обеспечение безопасности при использовании подъемников.
3.4. Мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.4.1. Общие положения.
3.4.2. Принудительное ограничение зоны работы крана.
3.4.3. Специальные мероприятия по ограничению опасной зоны работы крана.
3.5. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи линий электропередачи.
3.6. Обеспечение безопасности труда при установке кранов вблизи выемок.
3.7. Обеспечение безопасности при складировании материалов, конструкций, изделий и оборудования.
3.8. Обеспечение безопасности при погрузочно-разгрузочных работах.
4. РЕШЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (ППР, ПОС и др.) ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КРАНОВ И ПОДЪЕМНИКОВ.
4.1.Общие положения.
4.2. Стройгенплан.
4.3. Технологические схемы.

1.4. Основные причины аварий и несчастных случаев при использовании кранов и подъемников.


Приведенные выше примеры и статистика характерных аварий и несчастных случаев, связанных с использованием кранов и подъемников свидетельствуют о том, что основными причинами этих чрезвычайных ситуаций являются:
  • неправильный подбор и привязка кранов и подъемников;
  • неправильное определение границ опасных зон работы кранов и подъемников;
  • недостаточное обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников;
  • отсутствие или недостаточная разработка мероприятий по ограничению, при необходимости, опасной зоны работы крана;
  • нарушение правил установки кранов вблизи линий электропередачи и вблизи выемок;
  • нарушение правил складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования на строительной площадке;
  • нарушение правил проведения погрузо-разгрузочных работ.
Таким образом, использование кранов и подъемников относится к процессам повышенной опасности, при проведении которых имеют место опасные производственные факторы, а зона работы этих механизмов относится к опасным зонам на строительной площадке.
В связи с этим, методически неверно говорить о безопасной установке и работе кранов и подъемников, т.к. эти производственные процессы изначально, в силу своей специфики, являются опасными.
Методически правильной является постановка и формулировка задачи о необходимости обеспечения безопасности труда при проведении производственных процессов повышенной опасности, связанной с использованием кранов и подъемников.
Для работодателей, специалистов, руководителей и рабочих возникает проблема обеспечения безопасных условий труда в условиях производственных процессов, характеризуемых повышенной опасностью.
Решение этой проблемы обеспечивается с помощью системы специальных мер по предупреждению и защите от опасных и вредных факторов, имеющих место при установке и работе кранов и подъемников.
Об этой системе мер по обеспечению безопасности труда при проведении рассматриваемых опасных производственных процессов и пойдет речь в следующих разделах данной работы.

В обязанности стропальщика входит непосредственное участие в осуществлении погрузочно-разгрузочных, ремонтных и строительно-монтажных работ, при выполнении которых используются грузоподъемные машины, например, краны, краны-манипуляторы, краны-трубоукладчики, подъемники и вышки.

Он должен выполнять обвязку и зацепку грузов, навешивать на крюки грузоподъемных машин грузозахватные приспособления, подавать сигналы крановщикам на выполнение операций с грузами, укладывать грузы и отцепку грузозахватных приспособлений.

Что ни пункт обязанностей стропальщика, то - повышенная опасность. Все работы с грузоподъемными машинами связаны с повышенной опасностью на производственных участках. Опасными факторами, которые могут возникать при подъеме и перемещении грузов, являются, в частности, такие, как:
. Падения грузов;
. Обрывы и падения грузозахватных органов; . Падения стрел грузоподъемных машин; . Обрывы строп либо монтажных петель и падения грузов;
. Перегрузы и падения грузоподъемных машин;
. Зажатия между поворотными и неповоротными частями грузоподъемных машин;
. Прижатия грузами к бортам полувагонов (кузовов автомобилей);
. Опасные уровни напряжения в электрических цепях грузоподъемных механизмов;
. Касания стрел к продам линий электропередач и нахождение стропальщиков возле грузоподъемных машин.

Сегодня подавляющее большинство организаций работает без аварий, не допуская случаев производственного травматизма. Этого удается достигать тем предприятиям, на которых уделяется должное внимание вопросах охраны труда, техники безопасности и подготовки кадров, в том числе обучению стропальщиков .

Многие работодатели в вопросах обучения персонала рабочих профессий пользуются услугами нашего учебно-консультационного центра «Развития», тем самым добиваясь положительных результатов в производственной деятельности своих фирм и компаний.

При отсутствии должной подготовки стропальщиков они могут допускать неправильные действия, которые в итоге ведет к авариям и несчастным случаям. Статистика показывает, что процент таких нарушений еще довольно высок.

К основным причинам аварий грузоподъемных машин можно отнести:
. Неправильную установку кранов, например, на краях откосов котлованов, на свеженасыпанных грунтах;
. Перегрузы грузоподъемных машин при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, когда масса груза оказывается выше грузоподъемности крана;
. Неисправности крановых путей;
. Неисправности приборов безопасности, гидрооборудования, тормозов, электрооборудования;
. Повреждения либо износы стреловых и грузовых канатов.

Аварии и несчастные случаи при эксплуатации кранов возникаю и по вине самих участников производственного процесса, и по вине выхода из строя грузоподъемной техники. Но все это зависит от степени подготовки персонала, который обеспечивает выполнения всех работ, предусмотренных технологическим процессом.