Все действия в аварийных ситуациях. Общие правила поведения в условиях чс

  1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.
  2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать:
    • что случилось;
    • место, где это произошло (адрес, ориентиры).
    Если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.
  3. Если Вы пострадали или получили травмы или Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.
  4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.
  5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников милиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).
  6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской.
  7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации

Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях.

Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться.

Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

  • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
  • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
  • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

  • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
  • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
  • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
  • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
  • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

При аварийной ситуации или аварии работники цеха обязаны действовать согласно оперативной части ПЛАС и инструкции ИОТ.

В оперативной части ПЛАС для сменного персолаа предусмотрены следующие функции: Мастер смены обязан в первую очередь оценить обстановку, после чего запустить в действие правильный сценарий действий согласно требованиям ПЛАС. Сменный персонал выполняет действия, предусмотренные оперативной частью ПЛАС и при необходимости, если этого требует ПЛСА – остановка производства и подготовка оборудования к ремонту согласно требованиям инструкции по аварийной остановке производства, которая входит в состав ПЛАС.

– при возникновении аварии весь персонал, не задействованный в ликвидации аварии, обязан немедленно покинуть территорию цеха согласно плану эвакуации;

– все работы, выполняемые персоналом во время аварийной остановки, выполнять строго с соблюдением мер по безопасности труда, изложенных в соответствующих разделах рабочих инструкций, ПЛАС;

– при ликвидации аварии и последствий аварии все работы, не оговорённые в рабочих инструкциях, производить согласно требованиям действующей на заводе нарядно–допускной системы, с соблюдением мер противопожарной, газовой безопасности, в соответствующей спецодежде и средствах индивидуальной защиты;

– остановку производства выполнять согласовав, при необходимости, с руководством цеха;

– на месте аварии и на соседних участках запрещается движение всех видов транспорта, кроме аварийных служб, до полного устранения последствий аварии.

Все работники (в зависимости от специфики и места работы) должны уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты, средствами пожаротушения и средствами оказания первой помощи. Члены ГСД должны уметь пользоваться изолирующими противогазами марки ИП-4 и защитными костюмами КЗМ.

Работники обязаны знать места нахождения средств оказания до врачебной помощи и аварийных средств защиты, знать пути эвакуации из помещений и технологических площадок. Все средства защиты для ликвидации аварий (запас противогазов, аварийные инструменты и материалы, аварийный запас защитных костюмов, сапог, перчаток, очков), должны храниться в исправном состоянии и располагаться в легкодоступных местах. Наличие и сохранность этих средств должны ежесменно проверяться мастерами смен и передаваться по смене с отметкой в рапортах.

В производстве должна быть обеспечена постоянная комплектность групп ГСД, их своевременная подготовка для ведения газоопасных работ. Члены ГСД должны своевременно, согласно графику, проходить очередные ежеквартальные тренировки

От аварийных ситуаций нельзя застраховать ни одно предприятие. Залогом безопасных условий труда и единственным способом избежать аварии является технологическая дисциплина. Помимо этого, администрация каждого предприятия обязана обеспечить персонал базовыми сведениями по соблюдению техники безопасности.

Где чаще всего возникают аварийные ситуации

Аварийные ситуации часто возникают на территории логистических компаний, где задействовано большое количество передвигающихся механизмов. Транспортные средства пассажирского и грузового назначения, сосредоточенные на ограниченной площадке, могут стать источником ЧП.

Кроме того, на многих современных производствах используются вещества, имеющие агрессивную структуру. Сотрудники химических предприятий вынуждены контактировать с ядовитыми и даже взрывоопасными веществами.

Иногда авария происходит из-за того, что производственные мощности распределены настолько нерационально, что на отдельных участках локализуется огромное количество энергетических объектов, что очень опасно.

Наконец, требования охраны труда в аварийных ситуациях особо регламентируют поведение руководства и персонала в случаях возгораний, которые могут возникнуть на любом производстве.

Значение инструктажей по технике безопасности для минимизации последствий аварий

Минимизировать последствия аварии или техногенные катастрофы можно только в том случае, если в коллективе заранее проводились практические занятия по отработке навыков . Причем важны не только теоретические, но и практические занятия, поскольку при возникновении аварийной ситуации потребуется максимальная собранность всего персонала. Именно для этого администрация планирует и отрабатывает план эвакуации людей на случай ЧП.

Одной из основных обязанностей работодателя является разработка плана локализации и ликвидации опасной ситуации. В условиях, когда пламя отвоевывает метр за метром в офисе, только спланированные заранее действия и отработанные навыки блокировки очага возгорания могут спасти не только материальное имущество, но и жизни людей.

Не всем хватает выдержки и самообладания вовремя техногенной катастрофы. Поэтому сконцентрироваться на самом главном в этом случае, значит, вспомнить все рекомендации инструкторов на обучающих и практических занятиях.

Помимо теоретических и практических занятий, большую помощь во время возникновения аварий оказывает визуальная информация. Яркие таблички с указанием плана эвакуации могут стать решающим фактором, когда в коллективе уже царит паника. Они помогают организовать персонал и направлять поток передвижения людей в заданном направлении.

Что делать при аварийной ситуации, связанной с возгоранием

Прежде всего, на производстве должна функционировать система оповещения. Когда отрабатывается учебная тревога, то она начинается с проверки звуковых сигналов. С их помощью можно не только оповестить персонал о возгорании, но и организовать его действия.

На пожар необходимо реагировать без промедления. Однако это возможно только в том случае, если сотрудники заранее прошли обучение - как, какими средствами можно потушить огонь. Прежде всего, в зоне доступа должны находиться огнетушители последнего поколения. Самыми эффективными являются углекислотные модели.

Они способны тушить устойчивое пламя, которое распространяется даже без доступа воздуха. Например, на железнодорожном или муниципальном транспорте в черте города эти приборы незаменимы. Кроме того, они обязательно устанавливаются близ электроустановок под высоким напряжением, а также на производствах, технологические процессы которых предполагают использование газообразных и взрывчатых веществ.

Их конструкция и мощность таковы, что один небольшой баллон способен обезопасить целый этаж: локализовать пламя и минимизировать выработку дыма. Если работодатель организовал заранее инструктаж по использованию углекислотных огнетушителей, то последствия аварийной ситуации, связанной с возгоранием, могут быть самыми минимальными.

Если возгорание имеет место в открытом пространстве, то необходимо активировать водозаборные точки, которые в обычном состоянии являются законсервированными. У пожарной бригады, приехавшей по вызову, должен быть открытый доступ к ним. Кроме того, нельзя забывать о таком распространенном способе тушения возгорания, как обычный песок.

На многих предприятиях с советских времен имеются специальные стенды, на которых размещаются багры, лопаты и прочие подручные средства. Они до сих пор могут соперничать с самыми новейшими средствами тушения огня, поскольку помогают локализовать возгорание.

Любой инструктаж по противопожарной безопасности учит людей правильно перемещаться в задымленном помещении. Эти сведения могут помочь выбраться из аварийного очага. В частности, инструкторы учат передвигаться либо ползком, либо низко нагнувшись к полу, поскольку продукты горения распространяются, прежде всего, верхней части. Как правило, у самого пола остатки чистого воздуха сохраняются максимально долго.

Согласно правилам поведения во время пожара, необходимо закрыть дыхательные пути плотной тканью. Если случилось самое страшное, и на ком-то из сотрудников загорелась одежда, то его надо немедленно накрыть любой тканью, блокируя доступ воздуха к огню. Фатальная ошибка в этом случае - позволить бежать человеку, на котором горит одежда. В этом случае он будет весь охвачен огнем.

Аварийные ситуации, связанные с возгоранием, относятся к самым тяжелым. Именно в этой области отмечается самое большое число человеческих жертв. Поэтому помимо индивидуальных и общественных средств защиты по всему периметру должны быть сосредоточены кнопки сигнализации. Именно при пожарной аварийной ситуации как никогда актуальна необходимость быстрого и четкого оповещения.

Требования безопасности в аварийных ситуациях, связанных с возгоранием, предписывают следующие действия:

  • немедленно прекратить технологический процесс;
  • сообщить в службу противопожарной безопасности об инциденте;
  • дать сигнал тревоги по предприятию;
  • начать эвакуацию (причем выводить людей надо не только из того помещения, где констатировано возгорание, но и из близлежащих кабинетов, а также из тех, на которые огонь может распространиться);
  • приступить к локализации возгорания имеющимися на предприятии средствами.

При этом администрация должна сразу же выделить должностное лицо, которое обязано встретить пожарную дружину и проинформировать о масштабах возгорания. Во избежание паники и хаоса, пожарная бригада должна контактировать именно с данным должностным лицом (или лицами).

Аварийная ситуация при работе с электричеством – порядок действий

Согласно требованиям безопасности в аварийных ситуациях, охране труда должно уделяться особое внимание руководства. Готовиться к аварии надо задолго до возникновения ЧП. Персонал должен проходить соответствующий инструктаж по грамотной эксплуатации электрооборудования. Он предполагает не только правильное управление оборудованием.

Инструктаж включает в себя правила поведения персона в том случае, если оборудование дает сбой. Обученные сотрудники действуют четко и слаженно. Часто обрыв в сети и последствия удается локализовать самостоятельно до вызова бригады спасателей или пожарных.

На рабочем месте может произойти аварийная ситуация, связанная с перепадом напряжения в электромагистрали. Ее может спровоцировать и замыкание в сети (оно часто становится причиной возгорания).

Кроме того, аварийная ситуация может возникнуть также в результате стихийного бедствия (как его следствие). Например, разрыв или повреждение электромагистрали приводят к человеческим жертвам или к травмам высокой степени серьезности.

На производстве при выполнении профессиональных задач могут возникнуть ЧП следующего характера:

  • ожоги электричеством;
  • ранения разной степени сложности;
  • общее поражение током.

Первый сотрудник, который выявляет угрозу создания чрезвычайной ситуации, обязан сиюминутно отключить оборудование и распространить по цеху или иному рабочему участку команду «Стоп». На предварительных инструктажах, связанных с авариями из-за электричества, персонал учат реагировать мгновенно на «Стоп». Данная команда обязательна для всех.

При обнаружении неисправности в центральной магистрали или на каком-то участке оборудования следует оповестить начальника участка или диспетчера.

Если электроустановка воспламенилась, масштаб дальнейшей катастрофы зависит от того, как быстро будет отключено оборудование. Следующим действием является оповещение пожарной охраны. Но еще до приезда пожарных в ход должны пойти углекислотные огнетушители. Правила использования их должны отрабатываться на предварительном инструктаже.

Если же установлен факт поражения рабочего током, прежде всего, необходимо блокировать воздействие электроэнергии на него. При освобождении пострадавшего от контакта с токоведущими элементами, следует использовать диэлектрические средства предохранения.

Если есть возможность, то желательно аварийную ситуацию сохранить именно в том виде, в каком она возникла. Впоследствии это позволит комиссии, расследующей чрезвычайные, несчастные и аварийные ситуации на производстве, установить максимально объективную картину и выявить виновных.

Однако если чрезвычайная ситуация имеет тенденцию к распространению, то сохранять общую картину без изменений не только бессмысленно, но и преступно. Впоследствии непринятие мер к локализации повреждений может быть расценено как халатность. В частности, это касается неиспользования углекислотных огнетушителей в то время, как доступ к ним был свободен.

Аварийная ситуация во время погрузо-разгрузочных работ

Практически на каждом производстве ежедневно сотрудники передвигают какие-то грузы. Эта работа связана с перемещением тяжестей, поэтому травмоопасные и аварийные ситуации в этой сфере случаются достаточно часто.

Существует статистика, согласно которой, аварийные ситуации возникают из-за:

  • дисфункции грузозахватных механизмов;
  • поломки инструментария, предназначенного для подъема коробок с материалами или продукцией на высоту;
  • падения рабочих платформ;
  • падения стеллажей в складских помещениях;
  • поломки крюков грузозахватных приспособлений;
  • неисправности стремянок.

Чрезвычайные аварийные ситуации, связанные с погрузо-разгрузочными работами, имеют тяжелые последствия. Они характеризуются получением тяжелых травм и переломов.

Часто это объясняется низким качеством или нерегулярностью предварительных инструктажей. Например, обнаружив, что стремянка поломана, рабочие пытаются первым делом спрыгнуть с нее. Правила безопасности запрещают это делать.

Более того, на практических занятиях разрабатывается комплекс действий в этом случае. Даже покинуть поврежденную стремянку или стеллаж можно с минимальными последствиями для организма. Ответственность за проведение предварительных инструктажей возлагается на администрацию.

Если на производстве имеет место аварийная ситуация, необходимо, прежде всего, отключить оборудование и распространить команду «Стоп». К пострадавшему сотруднику немедленно вызывается бригада Скорой помощи или сотрудник местного медпункта.

Однако еще до прибытия специалистов необходимо оказать правила первой помощи. Они предписывают, прежде всего, обездвижить пострадавшего в аварии сотрудника. Если есть возможность, то обстановку на участке, где произошла авария, желательно сохранить нетронутой. Это позволит впоследствии определить степень вины каждого участника чрезвычайной ситуации.

Аварийная ситуация в помещениях с газами

Любой газ, используемый на производстве, представляет собой опасность для персонала. Поэтому обращение с любыми газами строго регламентируется и подлежит определенным правилам.

При проведении технологических работ ситуация считается аварийной, если:

  • в помещении появляется загазованность;
  • произошло обморожение углекислым газом;
  • произошло обморожение хладагентом-22.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях на производстве предписывают:

Кроме того, в экстремальной ситуации администрация должна назначить должностное лицо, которое встретит сотрудников аварийной службы газового хозяйства. Именно этот сотрудник будет координировать вызванных специалистов во избежание паники и разобщенных действий.

Последствия аварийных ситуаций в помещении с газами бывают достаточно тяжелыми. В частности, особенно болезненно обморожение углекислым газом.

Правила предписывает выполнить в этом случае комплекс мероприятий:

  • интенсивно растереть обмороженный участок сухой тканью до покраснения;
  • обработать участок спиртом;
  • наложить стерильный бинт.

В аварийных ситуациях, спровоцированных использованием газов, часто не удается сохранить объективную картину нетронутой, поскольку все действия персонала направлены именно на устранение причины аварии: выветривание газа обеспечение интенсивной вентиляции помещения.

Что делать при возникновении аварийной ситуации на высоте

К верхолазным причисляется комплекс работ, который осуществляется на 5 м от земли. Сам факт выполнения таких работ содержит в себе потенциальную опасность. Поэтому к механизмам, которые обеспечивают удерживание рабочих на заданном уровне, и к помещениям, где ведутся работы, предъявляются особые требования.

Существует также целый ряд , которые предписывают выполнять на высоте только ту работу, которая предусмотрена трудовым распорядком. Наконец, к верхолазным работам не допускаются несовершеннолетние лица.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях при работе на высоте предписывают следующие действия:

  • прекратить все работы;
  • поставить в известность руководство о нештатной ситуации;
  • при обнаружении задымления на высоте сообщить в пожарную охрану;
  • обесточить электропитание;
  • начать эвакуацию людей.

Для того чтобы эвакуация персонала, находящегося на высоте, выполнялась быстро и четко, администрация обязана обеспечить свободный доступ к запасным выходам. Кроме того, каждый из них должен быть обозначен визуально.

Если же в результате аварийной ситуации, связанной с проведением работ на высоте, произошел несчастный случай, и кто-то из персонала пострадал, ему необходимо оказать первичную медицинскую помощь и обеспечить транспортировку в госпиталь или больницу.

Кроме того, должен быть выполнен комплекс мероприятий по недопущению развития аварийной ситуации дальше. Для того чтобы комиссия по расследованию аварийной ситуации могла зафиксировать все обстоятельства, желательно оставить обстановку нетронутой до приезда специалистов.

Таким образом, умение блокировать травмирующие факторы и минимизировать общую опасность в момент какой-либо аварии на производстве означает готовность администрации к любой нештатной ситуации.

5.1. Электрослесарь должен твердо знать признаки предшествующие или определяющие аварию, правила поведения в аварийной обстановке, а также места расположения средств самоспасения и противоаварийной защиты.

Эти места указываются в плане ликвидации аварий, с соответствующими позициями которого рабочего знакомят под расписку каждые 6 месяцев, а также при каждом изменении участка работы.

5.2. Если рабочий является очевидцем аварии, несчастного случая, обстановки с явной угрозой жизни и здоровью людей, он должен в первоочередном порядке:

Оказать помощь пострадавшим (предупредить людей об опасности);

Немедленно сообщить о несчастном случае или признаках аварии инженерно-техническому работнику (горному диспетчеру) и действовать в соответствии с его указаниями;

Принять меры по ликвидации аварии или ограничению ее распространения, используя при этом противоаварийные и защитные средства;

Выйти в безопасное место при невозможности ликвидировать аварию, ограничить ее распространение, а также при явной угрозе жизни и здоровью.

5.3. Рабочий должен выйти в безопасное место, указанное в плане ликвидации аварий, при получении сигнала (оповещения) об аварии или указания сменного руководителя работ (участка, смены, шахты, горного диспетчера, работника службы охраны труда и др.).

5.4. Оказавшись в задымленной атмосфере, а, также почувствовав трудность дыхания (слабость, головокружение), рабочий должен немедленно надеть самоспасатель и спокойным шагом уйти по ходу вентиляционной струи к ближайшим выработкам со свежей струей воздуха или по исходящей к запасным выходам на поверхность при невозможности выйти на свежую струю кратчайшим путем.

При изменении направления струи, не выключаясь из самоспасателя, продолжать движение навстречу реверсированной свежей струе воздуха до ствола (шурфа, штольни).

По выходу на свежую струю воздуха доложить горному диспетчеру.

5.5. Находясь на аварийном участке на свежей струе воздуха со стороны очага пожара (места взрыва, внезапного выброса), необходимо включиться в самоспасатель (член ВГК в респиратор), оказать помощь пострадавшим и со стороны свежей струи начать тушение пожара первичными средствами (разборку завала для спасения людей).

При тушении пожара должны использоваться огнетушители, песок, инертная пыль, породная мелочь и вода. Горящее электрооборудование и кабели следует тушить песком, инертной пылью или порошковыми огнетушителями, предварительно отключив электроэнергию на аварийные агрегаты. Запрещается тушить их водой и пенными огнетушителями.

5.6. Если в результате аварии пути выхода перекрыты горной массой от внезапного выброса, обрушившейся породой (завалом), водой при затоплении выработки, следует включиться в средства самоспасения (самоспасатель, респиратор, сжатый воздух от пневмосети) и ждать прибытия горноспасателей, подавая сигналы со своего местонахождения.

5.7. Если рабочий застигнут пожаром, находясь в тупике выработки за очагом пожара, ему следует:

Включиться в самоспасатель и, взяв первичные средства пожаротушения, принять все возможные меры по переходу через очаг пожара и его тушению;

В случае неудачной ликвидации очага пожара и перехода через него, соорудить из подручных материалов перемычку как можно ближе к очагу пожара, отойти к забою и ждать горноспасателей;

При прекращении подачи свежего воздуха включиться в резервные самоспасатели (пункты самоспасения) и использовать для дыхания сжатый воздух из трубопровода при окончании срока действия самоспасателя.

5.8. Электрослесарь подземный, застигнутый завалом и не пострадавший при этом, должен принять меры по освобождению находящихся под завалом людей, установить возможность выхода через купольную часть выработки. Если выход невозможен, следует установить дополнительную крепь и приступить к разборке завала, а при невозможности разборки завала ждать прихода горноспасателей, подавая сигналы ударами о металлические или твердые предметы.

5.9. При затоплении или угрозе затопления выработок водой необходимо с самоспасателем выйти на вышележащий горизонт или к стволу по ходу движения воды (пульпы).

5.10. Электрослесарь подземный, обнаруживший по показаниям или сигналам газоопределителя недопустимую концентрацию метана (2% и более), кроме местных скоплений у комбайна и бурового станка, в нише (просеке) опережении лавы и возле буровых полос, должен немедленно прекратить работу, отключить работающие механизмы, предупредить рядом работающих людей и выйти с ними на свежую струю, сообщив об этом сменному ИТР участка или горному диспетчеру.

5.11. В случае образования 2% и более концентрации метана у выемочных и других работающих машин следует немедленно их остановить или дать сигнал на остановку. Если в течение 15 минут концентрация метана будет возрастать или не снизится, рабочий обязан выйти на свежую струю воздуха, сообщив об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.12. Если обнаружено, что корпус электрооборудования находится под напряжением, замечено искрение или ощущается запах нагретой изоляции, необходимо немедленно отключить электроустановку и сообщить об этом сменному ИТР участка (горному диспетчеру).

5.13. В случае остановки вентилятора главного проветривания или прекращения проветривания выработки, забоя, рабочий должен немедленно прекратить работу, отключить работающие машины и механизмы, выйти на свежую струю воздуха и сообщить ИТР участка или горному диспетчеру.

Если остановка вентилятора главного проветривания продолжается более 30 минут, рабочий должен выйти (выехать) к стволу, подающему свежий воздух или на поверхность.

5.14. О каждом случае травмирования или острого заболевания любой рабочий, первым узнавший об этом обязан немедленно сообщить сменному ИТР (горному диспетчеру), оказать первую помощь и при необходимости обеспечить доставку его в медпункт.


Похожая информация.


17. Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом.

В случае опасности, угрожающей поезду с ВМ (горение букс, излом оси, сход железнодорожного подвижного состава, возгорание вагона или груза и другое), локомотивные и кондукторские бригады, лица, осуществляющие охрану и сопровождение грузов, ДСП станций, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все зависящие от них меры к его остановке и ликвидации опасности.

Следование поезда с вагонами, имеющими неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.

18. В указанных в пункте 17 настоящего приложения случаях, происшедших на перегоне, машинист поезда или главный кондуктор, если он сопровождает поезд, обязаны немедленно сообщить об этом ДНЦ или ДСП ближайшей станции для принятия мер. При этом, в случае аварии (сходе железнодорожного подвижного состава и тому подобное), пожара – сообщить об их обстоятельствах, наличии и расположении в составе поезда вагонов с ВМ и другими опасными грузами, передать номера аварийных карточек (указанных на оборотной стороне дорожной ведомости) или содержание аварийных карточек (в случае, когда они приложены к перевозочным документам). На электрифицированных участках ДНЦ, получив это сообщение, при необходимости должен дать указание энергодиспетчеру о снятии напряжения с контактной сети. Машинист поезда или главный кондуктор обязаны исходя из создавшейся обстановки осуществлять возможные меры по ликвидации аварийной ситуации и ее последствий, руководствуясь командами ДНЦ, требованиями должностной инструкции, аварийных карточек, указаниями специалистов, сопровождающих ВМ и другие опасные грузы.

ДСП станции, получив сообщение машиниста поезда об аварии, должен полностью передать его содержание ДНЦ и действовать в соответствии с его указаниями.

19. При обнаружении в движущемся поезде с ВМ возгорания какого-либо груза или железнодорожного подвижного состава поезд должен быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих угрозу поражения людей и загрязнения окружающей среды, повреждения тоннелей, мостов, жилых и станционных зданий, складов, находящегося на путях железнодорожного подвижного состава.

После остановки поезда локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими или охраняющими ВМ, обязаны немедленно произвести отцепку горящих вагонов и отвод их от другого железнодорожного подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке оставшуюся часть состава и, с учетом особенностей данного груза до прибытия пожарной помощи принять возможные меры к ликвидации пожара в соответствии с требованиями, предусмотренными инструкцией владельца инфраструктуры по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.

20. При возникновении аварийной ситуации с ВМ в пределах железнодорожной станции ДСП станции обязан сообщить о случившемся ДНЦ и начальнику железнодорожной станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, производства маневровой работы и при необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.

В случае возникновения пожара в вагоне, не загруженном ВМ, или в рядом расположенном здании, сооружении, обустройстве вагоны с ВМ должны быть удалены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.

21. Обо всех происшествиях с такими поездами и вагонами ДНЦ обязан сообщить уполномоченному представителю владельца инфраструктуры или владельца железнодорожных путей необщего пользования и совместно с ними незамедлительно принять меры к быстрейшей ликвидации последствий аварийных ситуаций.

22. Другие действия по осуществлению мер безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с ВМ должны проводиться исходя из создавшейся обстановки согласно правилам безопасности и порядку ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам и Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 05.04.1996 № 15.


Минимальные нормы прикрытия в поездах и при маневрах для вагонов, загруженных опасными грузами класса 1 (взрывчатыми материалами)

Условия, при которых требуется прикрытие Число вагонов прикрытия
по схеме А по схеме Б
От ведущего локомотива: всех крытых специализированных вагонов с ВМ (независимо от вида тяги и топлива) ……….………………………………..…. платформ и полувагонов с ВМ от: паровоза на твердом топливе ……………….……………………. других видов локомотивов ……………………….………………. От хвоста поезда с учетом последнего вагона, в том числе при подталкивании ……………………………………..……………… От вагонов, занятых личным составом эшелона ……………...... От подвижного состава (вагонов, локомотивов в недействующем состоянии, кранов и других механизмов на железнодорожном ходу) с проводниками, специально выделенными работниками для сопровождения грузов, караулами, нарядами охраны …………………………….………. От вагонов с опасными грузами (кроме вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1) ……………………… От вагонов с опасными грузами классов 2, 3, 4, 5 и подкласса 6.1 …………………………………………………………………... От порожних цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов ………….……………………………………..….. От вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199 ……………………………………………………….. От вагонов с прочими ВМ ………………………………….…….. От платформ и полувагонов с лесоматериалами, стальными и железобетонными балками, рельсами, трубами и тому подобными грузами, погруженными с выходом за пределы концевой балки и транспортеров ………………………………… От паровоза на твердом топливе, тепловоза (паровоза) при маневрах и при подаче (уборке) вагонов с ВМ на подъездные пути ………………………………………………………………… Запрещается

Примечание: 1. Схема А применяется для вагонов с ВМ с условными номерами: 115, 119, 121, 126, 128, 130, 134, 137, 141, 143, 148, 154, 155, 156, 167, 168, 176, 179, 182, 199.