Теофраст — краткая биография. Теофраст - биография Почему Теофраст отец ботаники

Феофраст (ок. 370, Эрес на Лесбосе, между 288 и 285 до н. э., Афины), др. греч. философ и учёный, крупнейший представитель перипатетической школы. Друг, сотрудник и преемник Аристотеля, с 322 и до конца жизни схоларх Ли кея. Биография Т.… … Философская энциклопедия

ТЕОФРАСТ - ТЕОФРАСТ (Θ€ωφραστος) Эресский (ок. 370, Эрес, о. Лесбос между 288 и 285 до н. э., Афины), греческий философ, крупнейший представитель Перипатетической школы. Друг, ученик и сотрудник Аристотеля, его преемник по руководству Ликеем.… … Античная философия

ТЕОФРАСТ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ТЕОФРАСТ - (ок. 370 288 до н. э.) Греческий философ из Эреса (Лесбос), ученик и друг Аристотеля, после его смерти возглавил перипатетическую школу. Из его огромного наследия уцелела лишь малая часть несколько коротких научных работ и два больших труда по… … Список древнегреческих имен

Современная энциклопедия

- (Феофраст) (наст. имя Тиртам) (372 287 до н. э.) древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор св. 200 трудов по естествознанию… … Большой Энциклопедический словарь

Теофраст (Феофраст) (наст. имя Тиртам; 372–287 до н. э.) – древнегреч. естествоиспытатель и философ. Один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля; после его смерти глава перипатетич. школы. Автор свыше 200 трудов по… … Энциклопедический словарь псевдонимов

- (371 286 г. до Р. Хр.) знаменитый греческий ученый,называемый отцом ботаники, родом с острова Лесбоса из города Эреза,откуда и прозвание Theophrastos Eresios. Слушал сначала Левкиппа вродном городе, потом Платона, а после его смерти перешел к… …

Оставил большое количество сочинений, из которых до насдошли лишь немногие. Нисколько более или менее крупных выдержек изсочинений приводятся различными древними авторами доксографами. Дошлидо нас: 1) 9 книг о растения и о их принципах… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Теофраст - (Феофраст) (настоящее имя Тиртам) (372 287 до нашей эры, древнегреческий естествоиспытатель, философ, один из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля, после его смерти глава перипатетической школы. Автор свыше 200 трудов по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Пока Фрейд спал. Энциклопедия человеческих пороков , Никулин Николай. Теофраст, ученик Аристотеля, в IV веке до нашей эры написал трактат под незамысловатым названием "Характеры", где описал 30 типов человеческой личности: болтун притворщик, хвастун, трус и т.…
  • Пока Фрейд спал Энциклопедия человеческих пороков , Никулин Н.. Теофраст, ученик Аристотеля, в IV веке до нашей эры написал трактат под незамысловатым названием "Характеры", где описал 30 типов человеческой личности: болтун притворщик, хвастун, трус и т.…

Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам (лат. Theophrastos Eresios, род. ок. 370 до н. э., Эрес на Лесбосе — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., Афины) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.

Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Уроженец Эреса на острове Лесбос. Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. — преемником на посту главы школы перипатетиков.

Написал (около 300 до н. э.) две книги о растениях: «Историю растений» (лат. Historia plantarum) и «Причины растений» (лат. De causis plantarum), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались.

Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку.

Он наметил со свойственной ему прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений?

В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)?

Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали пытливый ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь еще интересуют натуралистов.

В самой постановке их — громадная заслуга великого греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется.

Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии.

Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.

Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён в Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной — звучащей — «инкарнации» чисел.

С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин — интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание. Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».

— Тексты и переводы

— Греческие тексты:
Сочинения (Theophrasti Eresii Opera quae supersunt omnia. Lipsiae, греческий текст):
* Том 1. Исследование о растениях (1854)
* Том 2. О причинах растений (1854)
* Том 3. Фрагменты (издание 1862 года)

— Русские:
* Феофраст. Исследование о растениях. / Пер. и примеч. М. Е. Сергеенко. Под ред. И. И. Толстого и Б. К. Шишкина. (Серия «Классики науки»). М.-Л.: Издательство АН СССР. 1951. 592 стр. 3000 экз.
o переизд.: Феофраст. Исследование о растениях. — Рязань: Александрия, 2005. — 560 с. — ISBN 5-94460-023-3 (Серия «Античная историческая библиотека»).

— «Характеры»:
* Феофраст о свойстве нравов человеческих. / Пер. с лат. А. Я. Полекова. СПб., 1772. 112 стр.
* Феофраст. Характеристики. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1888. 32 стр.
* Теофраст. Характеры. / Пер. В. Смирина. // Менандр. Комедии. Герод. Мимиямбы. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1964. С.260-286.
* Феофраст. Характеры. — Л.: Наука, 1974. — 123 с. — (Литературные памятники). Пер., ст. и прим. Г. А. Стратановского. Отв. ред. Я. М. Боровский. 50000 экз.
переизд.: СПб.: Наука, 2007.

— Другие сочинения:
* Теофраст. О камнях. / Пер. с англ. Б. В. Куликова. (Серия «Мир камней и минералов»). М.: МСП. 2004. 247 стр.
* Феофраст. О камнях. / Пер., ст. и комм. А. А. Россиуса. // Вестник древней истории. 2005. № 3.
* О цветах. / Пер. В. П. Зубова. // Точки-Puncta 7, 1-2, 2007. С. 7-21.
* Псевдо-Теофраст. О приметах дождей, ветров, ненастья и вёдра. // Небо, наука, поэзия… М., 1992. С. 88-100.
* О душе (фрагменты). / Пер. Г. Ф. Церетели. // Таннери П. Первые шаги греческой науки. СПб., 1902.

— Английские:
* Издания в «Loeb classical library»:
* Volume 1. № 70. 1916. Исследование о растениях, книги 1-5.
* Volume 2. № 79. 1916. Исследование о растениях, книги 6-9. О запахах. О приметах погоды.
* Тома III-V. № 471, 474, 475. 1989-1990. О причинах растений (кн. 1-6).

— Другие издания:
* О ветрах и о погоде — англ. пер. 1894 года.
* «Характеры» с англ. пер. Эдмондса (1929)
* «О камнях»: текст и англ. пер. (1956)
* Theophrastus, (1993), Metaphysics. With an Introduction, Translation and Commentary by M. van Raalte, Leiden: Brill

— Французские:
* В серии «Collection Bude» «Recherches sur les plantes» издано в 5 томах. Также в серии «Collection Bude» изданы:
* Theophraste. Caracteres. Texte etabli et traduit par O. Navarre. 4e tirage 2003. 166 p.
* Theophraste. Metaphysique. Texte edite, traduit et annote par A. Laks et G. W. Most avec la collaboration de Ch. Larmore et E. Rudolph et pour la traduction arabe de M. Crubellier. 3e tirage 2002. XC, 119 p. ISBN 978-2-251-00422-8

Написал две книги о растениях: «Историю растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν ἱστορίας, лат. Historia plantarum) и «Причины растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν αἰτιῶν, лат. De causis plantarum), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истый натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил со свойственной ему прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали пытливый ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь еще интересуют натуралистов. В самой постановке их - громадная заслуга великого греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Другие известные работы

Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (др.-греч. Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.

Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён в Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной - звучащей - «инкарнации» чисел. С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин - интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание (др.-греч. διὰ τὰ πάθη). Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».

Теофрасту также принадлежит (не дошедшее до нас) сочинение «О слоге» (или «О стиле»; Περὶ λέξεως), которое, как считает М. Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.

Теофраст, или Феофраст, (др.-греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios; род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос - ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., в Афинах) - древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.

Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом, а в 323 до н. э. - преемником на посту главы школы перипатетиков.

Теофраста называют «отцом ботаники». Ботанические труды Теофраста можно рассматривать как свод в единую систему познаний практиков сельского хозяйства, медицины и работ учёных античного мира в этой области. Теофраст был основателем ботаники как самостоятельной науки: наряду с описанием применения растений в хозяйстве и медицине он рассматривал теоретические вопросы. Влияние трудов Теофраста на последующее развитие ботаники в течение многих столетий было огромным, так как учёные Древнего мира не поднимались выше него ни в понимании природы растений, ни в описаниях их форм. В соответствии с современным ему уровнем знаний отдельные положения Теофраста были наивны и не научны. Учёные того времени ещё не имели высокой техники исследования, не было и научных экспериментов. Но при всём этом уровень знаний, достигнутый «отцом ботаники», был весьма значительным.

Написал две книги о растениях: «Историю растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν ἱστορίας, лат. Historia plantarum) и «Причины растений» (др.-греч. Περὶ φυτῶν αἰτιῶν, лат. De causis plantarum), в которых даются основы классификации и физиологии растений, описано около 500 видов растений, и которые подвергались многим комментариям и часто переиздавались. Несмотря на то, что Теофраст в своих «ботанических» трудах не придерживается никаких особенных методов, он внёс в изучение растений идеи, совершенно свободные от предрассудков того времени и предполагал, как истинный натуралист, что природа действует сообразно своим собственным предначертаниям, а не с целью быть полезной человеку. Он наметил с прозорливостью главнейшие проблемы научной растительной физиологии. Чем отличаются растения от животных? Какие органы существуют у растений? В чём состоит деятельность корня, стебля, листьев, плодов? Почему растения заболевают? Какое влияние оказывают на растительный мир тепло и холод, влажность и сухость, почва и климат? Может ли растение возникать само собой (произвольно зарождаться)? Может ли один вид растений переходить в другой? Вот вопросы, которые интересовали ум Теофраста; по большей части это те же вопросы, которые и теперь ещё интересуют натуралистов. В самой постановке их - громадная заслуга греческого ботаника. Что же касается ответов, то их в тот период времени, при отсутствии нужного фактического материала, нельзя было дать с надлежащей точностью и научностью.

Наряду с наблюдениями общего характера «История растений» содержит рекомендации по практическому применению растений. В частности, Теофраст точно описывает технологию выращивания специального вида тростника и изготовления из него тростей для авлоса.

Наибольшей известностью пользуется его сочинение «Этические характеры» (др.-греч. Ἠθικοὶ χαρακτῆρες; русский перевод «О свойствах нравов человеческих», 1772, или «Характеристики», СПб., 1888), сборник из 30 очерков человеческих типов, где изображаются льстец, болтун, бахвал, гордец, брюзга, недоверчивый и т. д., причём каждый мастерски обрисован яркими ситуациями, в которых этот тип проявляется. Так, когда начинается сбор пожертвований, скупой, не говоря ни слова, покидает заседание. Будучи капитаном корабля, он укладывается спать на матрасе кормчего, а на праздник Муз (когда принято было посылать учителю вознаграждение) оставляет детей дома. Нередко говорят о взаимном влиянии Характеров Теофраста и персонажей новой греческой комедии. Несомненно его влияние на всю новейшую литературу. Именно начав с переводов Теофраста, создал свои «Характеры, или Нравы нашего века» (1688) французский писатель-моралист Лабрюйер. С Теофраста берёт начало литературный портрет, неотъемлемая часть любого европейского романа.

Из двухтомного трактата «О музыке» сохранился ценный фрагмент (включён Порфирием в его комментарий к «Гармонике» Птолемея), в котором философ, с одной стороны, полемизирует с пифагорейско-платоновским представлением музыки как очередной - звучащей - «инкарнации» чисел. С другой стороны, он считает мало существенным и тезис гармоников (а возможно, и Аристоксена), рассматривавших мелодию как последовательность дискретных величин - интервалов (промежутков между высотами). Природа музыки, заключает Теофраст, не в интервальном движении и не в числах, а в «движении души, которая избавляется от зла через переживание (др.-греч. διὰ τὰ πάθη). Не будь этого движения, не было бы и сущности музыки».

Теофрасту также принадлежит (не дошедшее до нас) сочинение «О слоге» (или «О стиле»; Περὶ λέξεως), которое, как считает М. Л. Гаспаров, по своему значению для всей античной теории ораторского искусства стоит едва ли не выше «Риторики» Аристотеля. Его неоднократно упоминает Дионисий Галикарнасский, Деметрий Фалерский и др.


Теофраст - известный древнегреческий ученый, естествоиспытатель, один из создателей ботаники, философ - был уроженцем города Эреза, где он появился на свет в 371 г до н. э. В молодые годы переехав в Афины, он был учеником знаменитых философов (у себя в городе он также проявлял интерес к философии, слушая Левкиппа). Сначала он был учеником Академии Платона, а после того, как тот умер, стал слушателем аристотелевского Лицея.

В этом качестве он оставался до тех пор, пока Аристотель не уехал из Афин навсегда.

Источники свидетельствуют, что Теофраст был умным, разносторонне способным человеком, обладателем лучших душевных качеств – гуманности, доброты, отзывчивости. Биография его не была отмечена какими-либо неожиданными событиями и особыми потрясениями. После рождения его назвали Тиртамом, но Аристотель, как гласит легенда, дал прозвище Теофраст, что означало «божественный оратор», «обладатель божественной речи». Сложно определить, насколько права легенда, однако известно, что Теофраст действительно был великолепным оратором и любимейшим учеником Аристотеля, ставшим одним из самых знаменитых его подопечных. Именно ему Аристотель оставил в качестве наследства все свои рукописи, накопленную библиотеку, и именно Теофраст возглавил школу перипатетиков, когда наставник скончался. Древние источники гласят, что численность учеников Теофраста доходила до двух тысяч человек, а имя его гремело далеко за пределами его страны.

Считается, что Теофраст был автором 227 сочинений. В большинстве своем они не сохранились до нашей эпохи, а оставшиеся несут на себе разрушительный отпечаток времени и многократного переписывания. До нашего времени сохранились две крупные работы по ботанике. Первая, состоящая из 9 книг, - «Естественная история растений», в которой изложена систематика, анатомия и морфология растений (если пользоваться современной терминологией). Тот же фактический материал, но изложенный с позиций физиологии растений (теоретической и прикладной), лег в основу второго сочинения - «О причинах растений», или «О жизненных явлениях у растений», состоящего из 6 книг.

Объективная оценка ботанических трудов Теофраста затруднена неполной сохранностью его произведений, а также сложностью разграничения идей философа и его выдающегося наставника Аристотеля. Не исключено, что Теофраст в большей степени проповедовал его мысли, чем являлся самостоятельным ученым. В строгом смысле слова научными назвать сочинения Теофраста нельзя, тем не менее, для своего времени его труды были самым лучшим сводом информации о растительном мире. Кроме того, они являются ценным памятником культуры Древней Греции в целом. Известно также, что перу Теофраста принадлежал «Учебник риторики», а также книга «Характеры», в которой он проанализировал различные типы людей. Все эти издания до наших дней не дошли.