Внеурочная работа по истории. Внеурочная деятельность по истории: теория и практика Темы внеурочной деятельности по истории

Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

В.А. Сухомлинский писал: "Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками".2

Отличительной чертой урока является ограничение во времени, а также невозможности отойти от изучаемой темы, даже когда учащиеся особо интересуются каким-либо вопросом.

Традиционно педагогически организованный процесс обучения и воспитания в массовой школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий по воспитанию личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами, потребностями. Независимо от формы одной из общих обязанностей для педагогов и воспитателей была организация разнообразной, творческой и эмоционально насыщенной деятельности.

Однако с 80-х гг. прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не столь к смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на его творческую активность. Эта тенденция получила развитие с внедрением ФГОС и институализацией внеурочной деятельности. образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание. Историческое сознание - это ценностное отношение человека к историческому прошлому, система ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.4

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я. Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.5

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмыслением прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности. Историческое сознание, как персональный способ ориентации, - это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • 1. Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого);
  • 2. Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого);
  • 3. Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: ценность жизни, бытия, добра, истины, красоты, гармонии, свободы, природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г. Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества: базовый, оптимальный и расширенный.

При базовом уровне ученик просто воспроизводит систему ценностей, адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни и решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта, ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей.

Оптимальный уровень предполагает, что ученик обладает развитой культурой исторического мышления и речи, определенным стилем исторического мышления и устойчивым интересом к историческому опыту. Таким образом, им освоена историческая культура как базовая основа развития.

Уровень расширенный означает, что школьник прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей, а также выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации. То есть, на этом уровне уже сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества, развиты потребности и механизмы самообразования в области истории. Но главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения. Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.

Цель и задачи внеурочной деятельности по истории

Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. В парадигме личности центрированной педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез - это не просто сумма процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда "созидательный процесс" - взаимопроникновение и взаимовлияние.

Внеурочная деятельность - это всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на "оси" вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее организации должны быть подключены все участники - взрослые и дети, учителя и ученики, родители и педагоги-организаторы, методисты и другие специалисты школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.

В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить внимание на категорию "деятельность". Именно в процессе деятельности природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект, объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство - подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации, а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае образовательной организации или учреждения).

Внеурочная деятельность - это, прежде всего процесс, какое-то действие, способ исполнения чего-либо. Придание внеурочной работе статуса деятельности кардинально меняет ее качество.

Для школы, как и любого другого образовательного учреждения, внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности, за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков. Исходя из изученных материалов, документов, мнений различных специалистов о данной проблеме, можно предложить следующее определение: внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых позитивных качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности в различных видах деятельности, участие в содержательном досуге.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

  • - расширение общекультурного кругозора;
  • - формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
  • - включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
  • - формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
  • - участие в общественно значимых делах;
  • - помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
  • - создания пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.

Внеурочная деятельность по истории является неотъемлемой частью внеурочной деятельности в целом, таким образом можно сказать, что она решает те же воспитательные задачи и направлена на ту же цель.

1

В данной статье рассматриваются состояние современного российского образования и его важнейшие цели на ближайшее будущее. Проанализировано понятие «внеурочная деятельность», охарактеризованы основные определения этого термина по работам Т.А. Ильиной, Е.В. Советовой, Н.Е. Щурковой; дана общая характеристика внеурочной деятельности в трудах В.А. Сухомлинского. Показана тесная связь внеклассной работы с учебно-воспитательным процессом школы. Подробно рассмотрено понятие «внеурочная деятельность» по истории, раскрыты ее цели, задачи и характерные особенности по анализу литературы и обобщению педагогического опыта. Рассмотрены основные направления внеклассной работы по истории: массовой, групповой, индивидуальной работы; раскрыты и проанализированы формы по каждому из этих трех направлений. На основе изучения внеурочной деятельности по истории установлено ее значение в образовательном пространстве школы, которое заключается в индивидуализации и дифференциации обучения, учете индивидуальных интересов и способностей обучающихся, развития углубленного изучения предмета «история».

образование

внеурочная деятельность

метапредметные результаты

социализация

учебно-воспитательный процесс

внеурочная деятельность по истории

направления внеурочной работы по истории

формы внеурочной деятельности по истории

индивидуализация и дифференциация обучения

1. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Педагогика, 1972. – 298 с.

3. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе / А.Ф. Родин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 127 с.

4. Советова Е.В. Школа нового поколения. Административная работа / Е.В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 318 с.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. – М.: Педагогика, 1979. - С. 57.

6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний.

Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . С этим высказываем трудно не согласиться.

Проанализировав определения внеурочной внеклассной деятельности школы, следует выделить некоторые из них. Т.А. Ильина внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и учителями-предметниками с учащимися школы .

Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации . Действительно, внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно развить и сформировать познавательные потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей. Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и способностей, воспитании их общественной и познавательной активности, оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга. Так, внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению непрерывности и последовательности воспитательного процесса .

В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что внеурочная работа по истории - это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта.

Соответственно, внеурочная деятельность всегда носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

  1. на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;
  2. на уроке учитель не может показать, а учащиеся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашняя утварь, памятники и т.д.;
  3. на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата тем и проблем, предусмотренных учебными программами;
  4. практическая функция изучения истории гораздо чаще находит реализацию именно во внеурочной работе.

В научных исследованиях вопросы методики применения различных внеклассных форм обучения истории, их видов и особенностей нашли отражение в работах А.А. Вагина И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, А.А. Рудина, Ю.Е. Соколовского и др.

Несмотря на имеющиеся исследования по данной теме, она в настоящее время остается актуальной ввиду преобразований в современном обществе, изменений сознания школьников и реформирования школьных программ в современных учебных заведениях.

Итак, организация внеурочной работы с обучающимися в любом образовательном учреждении является одной из важных направлений деятельности педагогов. Занятия с подростками, помимо уроков, имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории мы относим:

  1. развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;
  2. развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;
  3. воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;
  4. углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.
  5. оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

Внеклассная работа помогает учителю выявить интерес, способности и возможности каждого ребенка, установить более тесный контакт и взаимопонимание. Формы воспитательной работы - это способы организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, направленной на достижение той или иной воспитательной цели.

Формы организации внеурочной деятельности, по мнению А.В. Советовой, отличаются от уроков. Это экскурсии, кружки, секции, круглый стол, конференции, диспуты, школьные научные общества, поисковые и научные исследования и т.д. .

Вся внеурочная работа по истории классически делится на три основных направления (рис. 1).

Рисунок 1. Основные направления и формы внеурочной работы по истории

Охарактеризовав основные направления внеурочной деятельности по истории, следует более подробно на них остановиться.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории («Отмена крепостного права: за или против?»), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных, наиболее знающих, наиболее умеющих учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным. Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес школьников, показать им новые рубежи, конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу) и т.д.

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, лекции, экскурсии, экспедиции.

Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие способности, формирует навыки исследования, практические умения школьников.

Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей школьников.

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины.

Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития школьников с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Школьник, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

Рецензенты:

Александрова Н.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Маури А.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики НОУ ВПО «Вятского социально-экономического института», г. Киров.

Библиографическая ссылка

Даровских И.С. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИСТОРИИ: ЦЕЛИ, ОРГАНИЗАЦИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14204 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования в условиях ФГОС формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Требования современности сегодня – это воспитание учеников с новым типом мышления, творческих, умеющих ориентироваться в различной информации, критически осмысливать содержание учебного материала по истории, который требует умения работать с информацией, т.е. обладать информационной компетенцией. В условиях модернизации современного образования целью обучения школьника является его социализация, которая позволяет ему найти своё место в современном динамичном мире. Различные внеклассные занятия помогают ученикам сделать свой жизненный выбор, способствуют духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в рамках реализации федерального образовательного стандарта образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. План внеурочной деятельности должен быть разработан на основе законодательства в сфере образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.).

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования».

4. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

– Организация досуга обучающихся во внеучебное время.

– Сохранение и преумножение традиций школы.

– Создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности.

– Создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

– Спортивно-оздоровительная деятельность.

– Духовно-нравственная деятельность.

– Общеинтеллектуальная деятельность.

– Общекультурная деятельность.

– Социальная деятельность.

Принципы организации внеурочной деятельности:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность материала и наглядность.

3. Учёт возрастных особенностей.

4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

5. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

6. Использование разнообразных форм занятий.

Цель: углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным в условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.

1) формировать умения работать с книгой и справочной литературой,

2) учить реферировать и рецензировать,

3) готовить сообщения и доклады, выступать с ними перед детской или взрослой аудиторией,

4) открывать возможности для формирования интеллектуальных умений школьников в результате их «исследовательских изысканий» в архивах, музеях, библиотеках,

5) формировать потребность в самообразовании,

6) повысить уровень социализации школьника,

7) формировать чувства патриотизма, сопричастности к истории большой и малой Родины.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация которых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?

Первое. Соблюдение добровольных начал в организации работы. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету, часть увлечена или вынуждена заниматься предпринимательством в послеурочное время и т. д. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реальные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить исследовательский характер. Учащиеся, во-первых, решают конкретные задачи самостоятельно и, во-вторых, следуя соответствующим принципам – историзму, научности, альтернативности и т. д. Вопрос сложный, и реализовать его на этой основе учащиеся смогут только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Значительная часть внеурочной работы должна носить коллективный характер. «Родной край, его история – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Одним из направлений работы является изучение истории родного края учащимися через социально значимую проектную деятельность.

Мною была создана разновозрастная группа учащихся с 5 по 9 классы, с которыми мы разработали социально-значимый проект «Люблю тебя, мой край родной».

Цель проектной деятельности:

– формирование познавательного интереса к историко-краеведческой литературе;

– привлечение учеников к чтению книг по истории родного края;

– формирование чувства любви и уважения к своей малой Родины;

– содействовать патриотическому воспитанию учащихся на примере истории родного края;

– развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся.

Ребята, входящие в состав инициативной группы, в рамках проекта проводят занятия по краеведению для начальной школы, в среднем звене.

Следующим направлением является работа с ветеранами труда и Великой Отечественной войны. Размышление об их вкладе в развитие родного края становится основой для переживания нравственных, патриотических чувств, что является важной ступенью для воспитания нравственных ценностей. Мы посещаем музеи нашего города, района, что расширяет рамки занятий по изучению родного края.

Одной из составляющих проекта является участие ребят в районных и городских конкурсах по истории родного края, где они могли применить свои знания и умения.

Подготовка и проведение.

1. Планируем и выбираем темы, которые интересны и важны в рамках проекта.

2. Определяем участников.

3. Подбираем материал, который необходим (т.е. ребята учатся работать с различной литературой, готовить рассказы, рисунки, стараются творчески подходить к выполнению своих работ по различным темам).

4. Обсуждаем содержание, работы участников.

5. Выполнение самого проекта (сроки зависят от темы и работы). Реализуем в следующих проектах: конкурс книгочеев. Например: Историко-литературоведческая номинация. Номинация иллюстративная. Поэтическая номинация – ученики представляют стихи о Сибири, о Новосибирске собственного сочинения.

В течение многих лет сотрудничаю с Городским Центром истории Новосибирской книги, с АНО Центром развития личности « Мир на ладони».


Особый интерес проявить ребятам помогают факультативы, которые провожу в 8-х кл. «Сибирь в XIX в.», в 9-х кл. «Развитие Сибири в XX в.», а также кружок в 5-х кл. «По следу мамонта», в 6-х классах «Тайны прошлого» по истории Сибири. Основной принцип посещения занятий – принцип интереса и добровольности. Ученики изучают историю своего края, учатся работать с различной литературой, готовить сообщения.

Следующим направлением является участие ребят в научно-практических конференциях. Например, городская научно-практической конференция «Юниор – шаг в науку», секция – музеология, выступали на региональной конференции 4-е Тихомировские Чтения «Моя семья в истории страны», на районной конференции, секция «История родного края», ученица Кривоногова Катя стала победителем.

Для воспитания духовно-нравственных качеств привлекаю ребят к участию в международном конкурсе социально значимых плакатов «Люблю тебя, мой край родной!»



Вовлекаются учащиеся с 5 по 11 классы во внеклассную деятельность и по обществознанию. Сегодня актуально изучение общественных наук для современных школьников, т. к. многие планируют свою жизнь связать с работой в области экономики и юриспруденции, да и просто гражданам нашей страны очень нужны правовые знания. Необходимо формирование у учащихся собственных моральных норм и ценностей, правовой культуры и гражданской грамотности посредством изучения норм общественной жизни и законов её регулирующих, развивать у подростков социальную активность, желание участвовать в преобразовании окружающей жизни, формировать активную жизненную позицию.

Одной из главных целей преподавания обществознания в школе является формирование гражданско-правовой культуры у учащихся, которая достигается и через внеклассную деятельность. В рамках декады «Правовое воспитание школьников» с учениками старших классов беседуют представители различных правовых структур. В среднем звене поводятся занятия в форме тематических бесед, игровых занятий, например: «Я и закон», «Мои права и обязанности» и др.

Проходят элективные курсы: в 8 кл. «Основы правоведения », в 9 кл. «Наше будущее в наших руках», в 10 кл. «Основы пенсионного законодательства в Российской Федерации». Это способствует максимальному развитию правовой и гражданской культуры школьников – граждан Российской Федерации. Знакомит учеников с Российским законодательством. Учит работать с документами, их анализировать и получать необходимую информацию, которую используют для участия в различных проектах и конкурсах.

Проводятся специальные занятия, посвящённые Конституции РФ. По избирательным правам граждан, с целью ознакомления ребят с избирательными правами и обязанностями граждан РФ. Такие занятия проходят в форме деловой игры, где ученики узнают, какие права и обязанности есть у избирателей. Участвуем в играх КВН «Урок граждановедения».

Свою активную гражданскую позицию ребята проявляют участием в районном конкурсе по повышению правовой культуры среди будущих избирателей, «Выбирай сам свою Россию», «Моё предложение депутату». В областном конкурсе среди молодёжи на лучший агитационный плакат «Думские гонки».

Школа играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Как говорил А. С. Макаренко «Дети – это живая сила общества».

Муниципальное автономное общеобразовательное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Программа внеурочной деятельности

« История в лицах»

5-6 классы

35ч., 1 час в недел

Руководитель: Коленченко Е.М

П. Мулино

2017

Заседанием Педагогического совета Директор МАОУ Гимназия№1

Протокол №

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности имеет познавательную направленность и предназначена учащимся 5-6 классов для углубленного изучения образовательной программы основной школы «История» (5-6 классы).

Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что новые образовательные стандарты предполагают ориентацию школы на деятельностную модель обучения. Во главу угла, кроме усвоения системы знаний и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, ставится задача организации процесса учения, в рамках которого происходит становление человека, умеющего самостоятельно решать проблемы, принимать самостоятельные ответственные решения, результативно действовать в меняющихся условиях, новых ситуациях, конструктивно взаимодействовать с другими людьми.
Предлагаемая программа ориентирована на современные приоритеты. В 5 классе учебная программа предусматривает изучение первого периода Всеобщей истории.
Историю своего Отечества ученики начинают изучать в 6 классе. Поэтому необходимо познакомить детей с выдающимися личностями отечественной истории и самыми значительными событиями истории России и Нижегородского края.

Во все эпохи историки уделяли значительное внимание жизнедеятельности той или иной личности, стремились осмыслить и постичь её действия. История Нижегородского края и всей России щедро одушевлена государственными и общественными деятелями, полководцами, духовными наставниками. Все они - "живое лицо русской истории", и без них история - просто перечисление событий. Составить истинную картину исторической реальности невозможно без понимания мотивов и сущности деятельности отдельных исторических личностей. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания истории Отечества, воспитания высоконравственной, патриотической личности.

Новизна программы в том, что она ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о деятельности важнейших деятелях российской и нижегородской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Программа имеет практическое значение - приобщение к творческой работе, поиску информации в разных знаковых системах, в том числе в Интернете и подготовка к успешной итоговой аттестации в форме ГИА.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений , творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал. В соответствии с стандартами второго поколения способствует развитию способностей ученика и формированию универсальных учебных действий. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности .

Программа ориентирована на школьников подросткового возраста (учащихся 5-6 х классов) и рассчитана на 2 года, 70 часов,1 занятия в неделю. Предполагает интеграцию с историей, обществознанием , литературой, МХК.

Программа имеет следующие особенности :

проблемное изучение материала (выделение ключевых вопросов, эвристический характер их рассмотрения);

создание познавательных ситуаций ;

часть времени отводится для игровой деятельности , творческой работы учащихся;

в ходе изучения актуализируется знания и компетенции, полученные в начальной школе..

Предмет программы — организация внеурочной работы в школе по патриотическому воспитанию средствами истории.

Цели:

осмысление роли личности в истории и роли великих деятелей в судьбе Нижегородского края и всей России;

организация познавательной деятельности обучающихся;

включение школьников в различные гуманитарные акции, позволяющие приобрести важный опыт социальной деятельности.

З адачи :

Обучающие : расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях, включить в познавательную деятельность, мотивировать на творческую работу, участие в конкурсах и викторинах;

Развивающие : развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи; составлять характеристику исторической личности;

формировать потребность в самопознании и саморазвитии;

умение формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ГИА.

Воспитательные : воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества, родного края, патриотические чувства, активную гражданскую позицию.

Основные методы:

словесно - репродуктивный, наглядный, интерактивный, проблемное изложение, практическое исследование. Для повышения мотивации используются игровые методики и элементы исторической реконструкции.

Основные формы занятий:

познавательные занятия ;

интерактивные беседы, практикумы;
творческие работы (проекты, электронные презентации и др.).

исторические загадки, конкурсы, викторины, игры, тестирование;

познавательные акции;

консультации.
Виды деятельности учащихся:

Активное участие в обсуждении темы занятий;

Практическая работа с источниками, дополнительной литературой, интернет-ресурсами;

Подготовка презентаций, творческих работ, проектов;

Выступления на занятиях, школьных мероприятиях;

Участие в конкурсах, викторинах, играх школьного, районного, областного уровня.

Предполагаемые результаты реализации программы:

развитие целого ряда компетенций : гражданственной, познавательной, информационно-технологической, коммуникативной.

Важнейшие личностные результаты : осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению; уважение к своему народу, своей стране, к своему краю.

Метапредметные результаты : способность организовывать свою деятельность; владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности в различных формах(сообщение, презентация, творческая работа), готовность сотрудничать с соучениками, к коллективной работе.

Предметные результаты : более глубокое понимание истории, новые исторические знания о деятельности и роли исторических личностей в истории России и Нижегородского края, приобретение социальных знаний, стимулирование учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории, к творческой, поисковой деятельности, создание творческих работ о ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России, подготовка к ГИА.

В результате изучения истории в рамках кружка ученик должен знать/ понимать

Имена выдающихся деятелей отечественной истории; основные события героических страниц истории Нижегородского края и России, влияние нравственных качеств личности на их конкретную деятельность.

Уметь характеризовать : адоптированные исторические источники, конкретных исторических деятелей,

объяснять: роль конкретных людей в историческом процессе;

приводить примеры: различных видов деятельности исторических личностей, их конкретного вклада в развитие страны; героизма и патриотизма людей в тяжелые годы суровых испытаний и мирное время; вклада российских ученых и деятелей культуры в развитие отечественной и мировой науки и культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Поиска и использования исторической информации;

Изложения собственных суждений о происходящих событиях и явлениях;

Осуществления творческих работ и проектов по исторической тематике;

Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях.

Формой подведения итогов являются подготовка творческих работ и презентаций, проектов, участие в конкурсах, олимпиадах, патриотических акциях. Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.

Кабинет истории

Школьный м узей

Библиотека

Мультимедийный компьютер

Карты, учебные пособия

Иллюстративный материал, дополнительная литература

Учебно-методический комплекс:

1.История Нижегородского края с древнейших времен до наших времен. Программа.Н.Новгород. НИРО.2015.

2.Наш край:книга для чтения. Н.Новгород, 2008.3. Учебно-методическое пособие. К 400-летию Дома Романовых. М., 2013.

4.Федоров В.Д. История Нижегородской области.Н.Новгород. 2010

5.Селезнев Ф.А. История Нижегородского края. Н. Новгород, 2015.

6.Иткин Э.С..Дни воинской славы России. Н.Новгород, 2007.

Содержание программы. 1 год обучения.

Введение. Человек - творец истории. 6ч.

Что такое история: Всеобщая история и история России. История России и Нижегородского края.

Понятие об исторических источниках и их видах. Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Понятие об архивах, музеях, библиотеке. Знаменательные даты 2016-2017гг.

Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Раздел 1. Древняя Русь. 9ч.

Возникновение Земли русской. Нестор «Повесть временных лет» Легенды об основании Нижнего Новгорода. Первые киевские князья. Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

Вещий Олег.Князь Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Святослав - князь-полководец. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Мудрое правление Ярослава Мудрого. Борьба русских князей с кочевниками. Крестовый поход князя Владимира Мономаха против половцев. Герои русских сказок и былин. Нижегородские сказания.

Раздел 2. Удельная Русь. 11ч.

Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока. Крестоносцы. Образование державы Чингиз-хана.

Александр Невский - князь -полководец. Невская битва. Ледовое побоище. Александр Невский и Нижегородский край.

Александр Невский - лицо России. Память о полководце в Нижегородском крае.

Образование московского княжества. Московские князья и Нижегородский край.

Завоевания татаро-монгол. Битва на реке Сить. Гибель Юрия Всеволодовича. Козельск - Злой город. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.

Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва. Дмитрий Донской и Нижегородский край.

Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.

Обобщение. Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

Раздел 3. Московская Русь - Россия. 8ч.

Роль Ивана 3 в образовании России. История герба России. Московский и Нижегородский Кремли. Походы Ивана Грозного и расширение территории России. Казанский поход. Иван Грозный и Нижегородский Край.

Обобщение. Презентация лучших проектов.

Содержание программы. 2 год обучения.

Введение.

Исторические источники. Алгоритм поиска в библиотеке, в интернете. Алгоритм подготовки проектов.

Знаменитые личности и Дни воинской славы России. Федеральный закон 13мая 1995г № 32 «О днях воинской славы и памятных датах России».

Александр Невский и День победы над немецкими рыцарями на Чудском озере. Дмитрий Донской и день победы в Куликовской битве. День народного единства и Минин и Пожарский.

Раздел 4. Смута. 13час.

Смута - тяжелейший период отечественной истории. Смута на карте. Герои и антигерои Смутного времени.

Нижегородский край и Смутное время.Минин и Пожарский - первые граждане России. Петр Первый о Минине и Пожарском. Нижегородские памятники Смутного времени.

Раздел 5. Первые Романовы. 9час.

Земский собор 1613г. Претенденты на российский трон.

Первые Романовы. Михаил и Алексей Романовы.

Известные личности эпохи первых Романовых: Патриарх Никон, Ордин - Нащокин, Степан разин, Богдан Хмельницкий.

Память о первых Романовых.

6. Подготовка и защита проектов. 6час..

Алгоритм работы над творческими проектами. Особенности презентации проектов.

Презентации лучших творческих проектов.

Обобщение. Великие имена России. Итоги деятельности. Рефлексия . Резерв. 1час.

Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-6

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории. История России - часть Всемирной истории. История Нижегородского края -часть отечественной истории.

Практикум (2ч.) Работа с различными источниками: справочники, энциклопедии, исторические источники, историческая и художественная литература, электронные ресурсы. Экскурсия в школьный музей.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение плана характеристики исторической личности. Знаменательные даты 2016-17гг.

Практикум (1ч.) Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций.

Раздел 1. Древняя Русь.

9ч.

Теоретическое занятие . Возникновение Земли Русской.

Практикум. Нестор «Повесть временных лет» Легенды и быль об основании Нижнего Новгорода.Князь Юрий Всеволодович -основатель Нижнего Новгорода.

9- 15

Теоретическое занятие. 1час. Первые киевские князья.

Практикум . (1ч.)Вещий Олег, Игорь и княгиня Ольга: легенды и летописные сказания.

Историческая Игра. 1час. Святослав - князь-полководец

Практикум. 1час. Князь Владимир Святой Красно Солнышко. Викторина.

Практикум. 1час. мудрое правление Ярослава Мудрого.

Практикум. 1час. Борьба русских князей с кочевниками. Нижегородский край и Волжская Булгария.

Конкурс знатоков. 1час. Герои русских сказок и былин, сказаний.

16- 26

Раздел 2. Удельная Русь.

Теоретическое занятие. 1час.Удельная Русь. Угроза Руси с Запада и Востока.

Практикум.( 2ч) Александр Невский - князь -полководец. Александр Невский и Нижегородский край.

Электронный журнал (1час. Александр Невский - лицо России

Теоретическое занятие. 1час. Образование московского княжества. Московские князья и Нижний Новгород.

Практикум. 1час. Путешествие по исторической карте. Завоевания татаро-монгол.Участие нижегороцев в борьбе с Золотой Ордой.

Практикум. 2час. Герои борьбы русского народа с татаро-монголами.Городец - город-герой. Легенды о Китеже.

Игра 1 час.) «Я - полководец»: Дмитрий Донской и знаменитая Куликовская битва.Участие нижегородцев.

Практикум. 1час. Стояние на Угре - освобождение России от татаро-монгольского ига.Участие нижегородцев.

Конкурс знатоков (1час.). Великие полководцы древнего периода отечественной истории.

11ч.

27-35

Раздел 3. Московская Русь - Россия.

Теоретическое занятие 1час. Роль Ивана 3 в образовании России.

Практикум. (1час.) История герба России.

Практикум. 1час. Создатели Московского кремля.

Практикум. 1час. Строители Нижегородского кремля - выдающегося памятника зодчества 16в.

Теоретическое занятие. 1час. Грозный и его походы. Расширение территории России.

Практикум. 1 час. Казанский поход на карте России и Нижегородского края.

Практикум. 1час. Иван Грозный и Нижегородский край.

Обобщение. Конкурс лучших проектов. 2 часа. Резерв 1 час.

Учебно-методическое планирование. 2-ой год обучения.

п/п

Название темы, раздела

Количество часов

1-7

Теоретическое занятие.(1час) Введение. Человек- творец истории.

Практикум (2) Работа с различными источниками. Интернет как источник исторической информации.

Практикум (2ч.). Составление и обсуждение сложного плана характеристики исторической личности. Выбор исторических личностей для подготовки устных сообщений, презентаций, проектов.

Практикум.( 2ч..)Лучшие проекты 2015-16гг. Дни воинской славы России.

8-20

Раздел 1. Смута.

Теоретическое занятие . 1ч.День народного единства

Теоретическое занятие. 1ч. Основные события Смутного времени.

Практикум. 1час. Действующие лица Смутного времени.

Теоретическое занятие. 1час. Создание народного ополчения в Нижнем Новгороде в 1612г. и освобождение Москвы.

Практикум . (1ч.)Путь Нижегородского ополчения на карте.

Историческая Игра. 1час. Я- полководец. Освобождение Москвы.

Практикум. 1час. Антигерои Смутного времени.

Практикум. 1 час. Минин, Пожарский и Иван Сусанин - герои Смуты.

Практикум. 1час. Речь Кузьмы Минина.

Практикум. 1час. Почему Петр 1 назвал Минина и Пожарского первыми гражданами России.

Конкурс знатоков. 1час. Герои Смутного времени.

Экскурсия 2час. Нижегородские памятники Смуты.

21- 29

Раздел 2. Первые Романовы.

Теоретическое занятие. 1час.Начало династии Романовых. Михаил Федорович Романов и его дела.

Практикум. 1 час.Память о Михаиле Романове. Подвиг Ивана Сусанина.

Практикум. 1час. Реши исторический кроссворд.

Теоретическое занятие. 1час. Алексей Михайлович Тишайший Романов.

Практикум. 2часа.Знаменитые личности эпохи Алексея Михайловича:патриарх Никон, Ордин-Нащокин, Степан Разин, Богдан Хмельницкий.

Брейн-ринг. 1 час.Эпоха Алексея Михайловича.

Виртуальная экскурсия.1 час. Память об Алексее Михайловиче.

Конкурс знатоков (1час.). Логические задачи по истории

30 -35

Раздел 3. Защита проектов.

Конкурс презентаций. 4 часа. Герои Смуты. Первые Романовы.

Практикум. 1 час. Итоги деятельности.

Резерв 1 час

Литература для учителя.

Закон об образовании. М.2015.

Криворотова Т.А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в современной школе. Н.Новгород. 2009.

Григорьев Д. В.. Программы внеурочной деятельности. М., Просвещение, 2011г.

Ступницкая М.А.. Что такое учебный проект? М., 1сентября. 2016

Островский. С.Л. Как сделать презентацию? М., 1сентября, 2012

Алексеев Ю . Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992.

Беловинский Л . В . С русским воином через века. — М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005

Борисов Н. Иван III — М., 2006.

Борисов Н . С . Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993.

Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX - XVI вв. — М., 1991.

Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005.

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004.

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV XVI столетий. — М., 1982.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982.

История государства Российского: Жизнеописания. IX - XVI век. — М., 1996.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV - XVI вв. М., 1998.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006.

Каргалов В . В ., Сахаров А . Н . Полководцы Древней Руси. — М., 1985.

Карпов А . Владимир Святой. — М., 2004.

Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009.

Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010.

Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989.

Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991.

Учебное пособие. 400 дет Дому Романовых. Электронное пособие. Сайт ОВИО.

Литература для учащихся.

Васильева Л.Н. Жены русской короны. М, 1999.

Женщины в исторических судьбах России. Кострома, 1995.

История России в лицах и датах. М., 1995.

История экономической мысли России в лицах. Словарь-справочник. КНоРус, 2007.

Карпов Г.М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. М., Школа-Пресс, 2002.

Манько А.В. История России в лицах. Женщины на русском престоле. М., Школьная пресса, 2002.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XIX в. М., Школьная пресса, 2003.

Манько А.В. Выдающиеся деятели XX в. М., Школьная пресса, 2004.

Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. Издательство "Мысль", 1985.

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 1862-1917 гг. М., 1997.

Перхавко В.П. История России в лицах. IX - начало XVII века. М., Школа-Пресс, 2000.

Сороткина Н.М. История России в лицах. Терра, 2003.

Творогов О . В . Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994.

Терещенко А. В . Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П. П.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И.Я .

Шенк Ф. Б.

Янин В. Л.

В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1.

Толочко П . П. Древнерусская народность. — СПб., 2005.

Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008.

Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995.

Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994.

Шенк Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти. — М., 2007.

Янин В. Л . Очерки истории средневекового Новгорода. — М., 2008.

Анисимов Е.В. Женщины на Российском престоле. Спб., 1997.

Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

Энциклопедия по истории России. Ариада, 1998-1999 г.

Энциклопедия по истории России. Русика, 2008 г.

Энциклопедический справочник школьника. История России. М., 2011

«Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию». Выполнила Тяжелова М.Г., учитель истории и обществознания МБОУ «Юркинская ООШ» Введение Требования рыночной экономики и информационное общество назвали смыслом и целью образования развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики ­ стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Отличительной особенностью стандарта второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного организуемая участниками учебного (образовательного) плана, образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, она раскрывает перспективы для определения собственной образовательной траектории учащихся.

Направления внеурочной деятельности  спортивно­оздоровительное,  духовно­нравственное,  социальное,  общеинтеллектуальное,  общекультурное В книге «Школа для двадцать первого века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор, если ученик знает, как учиться, как достигать цели, если он знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, как использовать самые разнообразные источники информации для решения то ему легче будет повысить квалификацию, или проблем, переквалифицироваться, получать любые необходимые дополнительные знания. Поэтому каждый учитель стремится пробудить и закрепить эту тягу к знаниям, показывает своим ученикам, как можно получать удовлетворение от самого процесса познания. По глубокому убеждению Ф.С. Шлехти, те школьники, которые освоят успешно базовый курс школьной программы, научатся применять свои знания в знакомой ситуации и даже получат дипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией, самостоятельно приобретать знания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе двадцать первого века. 2

1. Возможности внеурочной деятельности по истории и обществознанию. Внеурочная деятельность представляет собой систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, взаимодоверие и продуктивное сотрудничество, взаимоуважение обеих сторон. При этом внеурочная деятельность как бы «открывает» школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, работников детских внешкольных организаций и других учреждений. Она расширяет возможности педагога, позволяет ему не просто обучать детей, но и создавать условия для формирования творческой, социально­ успешной личности. Она образует систему, в которой возможно оптимальное решение проблемы индивидуализации и дифференциации обучения как средства эффективного развития личности ребенка. 2. Классификация внеурочной деятельности. Широкие возможности внеурочных занятий в развитии, обучении и воспитании школьников качественно реализуются лишь при системной организации данных занятий. Основные компоненты системы внеурочных занятий позволяют выделить множество форм этих занятий, классифицированных по признакам:  по характеру основных педагогических целей (в плане доминирования цели): воспитательные, образовательные, развивающие, комбинированные;  по направлению деятельности (в плане доминирования направления): мировоззренческие, трудовые, познавательные, этические, эстетические; 3

 по количественному охвату школьников: массовые (вечера, викторины, КВН, конкурсы и т.п.); групповые (кружки, объединения, экскурсии, музеи и т.п.); индивидуальные (работа над моделью, творческие задания и т.п.);  по временным показателям: циклические (кружки и т.п.); комбинированные (экскурсии и т.п.);  по характеру познавательной деятельности: творческие, репродуктивного плана, комбинированные;  по отношению к учебной деятельности: по циклу учебных предметов; проводимые с опорой на содержание учебных дисциплин; опосредованно ориентированные на учебный материал;  по циклам учебных предметов: гуманитарно­эстетические (русский язык, история, музыка, ИЗО и т.п.);  по возрастным особенностям: для отдельных групп школьников (старшие, средние, младшие), для отдельных классов (параллелей), для смешанных групп школьников;  по контингенту учащихся: с успешно обучающимися, со слабоуспевающими, комбинированные, комплексные;  по характеру содержания: узкоспециализированные, широкопрофильные, комплексные;  по характеру работы: практические, творческие, комбинированные. Данная классификация позволяет учителю творчески, с учетом объективных условий и субъективных возможностей выбрать для работы необходимую форму внеклассных занятий по учебному предмету. 3. Сотрудничество учителя и работников внешкольных учреждений. Целью сотрудничества учителя и работников внешкольных учреждений является привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных педагогов и специалистов различного профиля, а также использование материально­технических ресурсов внешкольных учреждений и учреждений 4

дополнительного образования для эффективного общего и специального развития школьников. 4. Современные формы внеурочной деятельности по истории и обществознанию 4.1.Использование краеведческого материала. Клуб «История и современность родного края». В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Рост интереса молодежи к прошлому своей страны, народным традициям, памятникам истории и культуры значительно усилил роль краеведения в учебной и внеурочной работе. В эту работу обучающиеся вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Внеурочная работа историко­краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеурочной историко­краеведческой работы, учитель, для более глубокого изучения местной истории, широко использует знания учащихся, полученные на уроке. Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Когда идет изучение значительных исторических событий и показывается, как они преломлялись в данной конкретной местности, это приобретает особое воспитательное и образовательное значение. Учащиеся видят крупнейшие исторические события отраженными в близкой им обстановке. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, запись вещественными памятниками музея, воспоминаний и др. Формы внеурочной работы находятся в тесной подготовку рефератов, взаимосвязи. Из массовой работы вырастает кружковая. Результаты занятий в 5

конференции. кружке часто выносятся на общественные вечера, Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм. 4.2. Историко­краеведческий кружок. Изучением истории родного края наиболее целеустремленная и плодотворная работа ведется в историко­краеведческом кружке. Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеурочной работы. Школьный кружок базируется на знаниях, полученных учащимися на уроках. Он дает возможность организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Успех работы кружка зависит от умения, желания, инициативы и знаний его руководителя. Работа историко­ краеведческих кружков осуществляется в двух направлениях:  теоретическом (беседы, лекции, доклады, конференции, викторины, самостоятельная работа).  практическом (экскурсии, походы, экспедиции, практикумы в музее, архиве, библиотеке). Основным методом работы кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый член кружка с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В итоге работы кружка каждый из его членов овладевает определенными умениями и навыками исследовательской деятельности: составлять библиографию, аннотацию, работать с каталогом, краеведческой научной литературой, с документальными материалами, записывать воспоминания, собирать краеведческий материал, пользоваться логическими приемами. Одной из важнейших задач кружка является сбор местных краеведческих материалов для последующего использования их в учебно­воспитательной работе в школе. 6

4.3. Школьный краеведческий музей. Углубленная постоянная и систематическая историко­краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко­краеведческих музеев. Организация школьного музея ­ одна из лучших форм общественно­полезной работы юных краеведов­историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы обучающихся, их родителей. Основными задачами музея являются: поиск и сбор материала краеведческого характера; учет и хранение собранных документов предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно­воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно­исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны. Такие музеи позволяют проводить большую поисково­исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. 4.4. Внеурочная деятельность на базе муниципальных музеев. Одной из форм организации внеурочной деятельности. Занятия ведут работники музея. Обучающиеся знакомятся с тематическим принципом экспозиций, учатся работе с экспонатами, обучаются ведению экскурсий и т.д. Это достаточно продуктивная организация внеурочной деятельности. 4.5. Внеурочная деятельность на базе социологических и социальных учреждений. 7

Это форма работы актуальна для уроков обществознания. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке данных социологических опросов и т.д. 4.6 Внеурочная деятельность на базе архивов. Обучающиеся знакомятся со структурой учреждения, принимают участие в обработке архивных запросов, изучают вопросы истории родного края и т.д. 4.7. Историко­краеведческий вечер Задача историко­краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными пением, средствами искусства (художественным чтением, музыкой, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления. 4.8. Предметные олимпиады Важной частью внеурочной работы по истории или обществознанию олимпиадам. Они позволяют активизировать является подготовка к творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации. 4.9. Экскурсия, как форма внеурочной деятельности. Одной из форм организации внеурочной деятельности являются историко­краеведческие экскурсии. Они могут быть заочные с использованием сети Интернет. Изучаемый на уроках материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся труд народа, воспроизвести крупные исторические события. 8

4.10. Метод проектов, как форма внеурочной деятельности Одним из видов организации внеурочной деятельности является работа над проектами. (Этот вид деятельности может использован как на уроке, так и вне урока.) Цель проектного обучения - создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление. 4.11. Метод дебатов, как форма внеурочной деятельности. Проведение подготовки и соревнований по методу «Дебаты» среди обучающихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. 9

Заключение Таким образом, организация внеурочной работы в школе может быть организована в разных формах. Она является одним из источников обогащения учащихся знаниями по истории, воспитания любви к предмету, способствует формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся свои связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого обучающегося. Внеурочная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения, в идейно­политическом воспитании обучающихся. Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. Она не ограничена временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность 10

особенно привлекательной. Дети выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеурочную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеурочной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеурочной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и обучающихся они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Но главное достоинство внеурочной работы в сравнении с классно­ урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения, она удовлетворяет важнейшие потребности обучающегося: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении. Являясь самостоятельной частью учебно­воспитательного процесса, внеурочная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. И, наконец, внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:  приобретение учащимися социального опыта;  формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;  приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 11

Приложение №1. Примеры заданий для учащихся 5 класса: I тур – Имитация исторического источника. При создании такого «документа» ребёнок становится на место персонажа, смотрит на мир глазами человека древности, пытается понять его «изнутри». Примерные темы: «Дневник купца», «Отчёт послов, прибывших из Вавилона в Китай в 184 г. до н.э.», «Письмо спартанца из Афин» и т.д. Исторические сочинения. Такие задания лучше давать более сильным ученикам, склонным к академическим исследованиям. Примерные темы: «Воспитание и образование детей в Древнем мире», «История костюма», «Прогулки по Риму» и т.д. II тур включает в себя решение исторических задач, которые требуют различных навыков (чтение и анализ источника, умение соотнести событие и имя, умение проводить вычисления и.т.д.) 12

Задание №1. Соотнесите имя правителя с историческим фактом: Александр Македонский 1.Организация библиотеки глиняных книг Ашшурбанипал Константин Октавиан Август Соломон Хаммурапи Царевич Гаутама Цинь Ши Хуанди Юлий Цезарь Задание №2. Решите задачи А, Б, В А. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки 2. Создание древнейших законов 3. Строительство самой длинной стены 4.Создание новой религии ­ буддизма 5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме 6.Захват единоличной власти в Риме 7.Военный поход В Индию 8.Разрешение христианам открыто молиться 9.Установление империи бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? Б. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н.э., а в 394 г. император Феодосий I запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? В. Рим был основан в 753 г. до н.э.. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т.е. до первого упоминания Москвы в летописях. 13

Задание № 3.Исправьте ошибки в тесте. Уже в древности в Китае были сделаны важные для истории человечества изобретения: хлопковые ткани, компас, удивительная посуда из стекла. Китайские мудрецы записывали свои изречения на листах папируса. Самый знаменитый китайский мудрец – Хаммурапи – оставил целую библиотеку глиняных книг. Тексты были записаны, как и во всём Китае, особыми клинописными знаками. Задание №4. Прочитайте исторические источники и ответьте на вопросы: Выдающийся древнегреческий политик Перикл так сказал о своём городе: Наше государство является школой Эллады, и каждый из нас может с лёгкостью проявит свою личность в самых различных жизненных условиях. 1. В каком городе жил Перикл? 2. Почему этот город он назвал «школой всей Эллады»? 3. Каким образом жители этого города могли проявит себя? Задание №5. Соотнесите имена богов Древней Греции с именами богов Древнего Рима: Арес Афродита Гера Гермес Деметра Дионис Зевс Приложение №2. Игра «Дебаты» Венера Либер Марс Меркурий Церера Юнона Юпитер 14

Условия игры: в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов. Подготовка к игре. Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:  провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;  быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;  иметь четкую формулировку;  стимулировать исследовательскую работу;  иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом. Работа с информацией