Инструкция по охране труда концертмейстера образовательного учреждения. Охрана труда в учреждениях культуры

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для работников творческого состава театров и концертных залов.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предназначена для творческого состава театров и концертных залов (актёров, солистов оперы, балета, хора), далее — артистов.
1.2. К самостоятельной работе допускаются артисты, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, прошедшие медицинский осмотр, вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обученные по безопасным приёмам и методам работы на сцене, в репетиционных залах, классах, аудиториях, в других помещениях на территории театра, прошедшие проверку знаний требований охраны труда.
1.3. Если в спектакле, концерте предполагается задействовать детей моложе 16 лет, к ним должен быть прикреплён сопровождающий, который отвечает за их безопасность. Сопровождающий проходит инструктажи в установленном порядке.
1.4. Все артисты обязаны соблюдать правила охраны труда и выполнять требования настоящей инструкции.
1.5. При работе на сцене, в репетиционных залах, классах, аудиториях, в других помещениях на территории театра на артистов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
— движущиеся машины и механизмы, подъёмно-транспортные устройства, вращающиеся и перемещающиеся приспособления;
— применяемое в постановках холодное и огнестрельное оружие;
— применяемые в постановках фейерверки, пиротехника, лазерные установки;
— повышенная запылённость воздуха рабочей зоны;
— повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— повышенная яркость света;
— физические, статистические и динамические нагрузки, неправильная рабочая поза и перемещение в пространстве, сменность и продолжительность работы, темп и ритм движений, монотонность, информационные и нервно-эмоциональные нагрузки, перенапряжения.
1.6. В театрах и концертных залах следует различать следующие работы артистов, связанные с повышенной опасностью:
— работы артистов, занятых в мизансценах с полётами, люками провалами, передвижными площадками (фурками), подъемно-опускными площадками, постановочными транспортёрами;
— работы артистов занятых в постановках батальных сцен;
— работы артистов, связанные с выступлением с животными на сцене.
1.7. Артисты, занятые на работах с повышенной опасностью, должны пройти целевой инструктаж по охране труда на рабочем месте с обучением безопасным приёмам и методам работы.
1.8. Исполнение номеров, связанных с каким-либо риском для жизни или здоровья актёров, должно поручаться подготовленным ак¬тёрам, прошедшим специальную тренировку. В противном случае, эти действия должны выполняться специалистами — дублёрами (актёрами цирка, каскадёрами, спортсменами и т.п.).
1.9. К непосредственной работе с животными допускаются только специально подготовленные артисты. Привлекать зрителей к участию в номерах с животными запрещается.
1.10. Артисты, обыгрывающие люк-провал, инструктируются дежурным машинистом сцены и помощником режиссёра (режиссёром), ведущим спектакль.
1.11. Не допускается распитие спиртных напитков и употребление иных наркотических веществ, работа в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
1.12. За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства Российской Федерации.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Механическое оборудование сцены (эстрады) должно быть в исправном состоянии.
2.2. Если в спектакле задействован люк-провал, то перед соответствующим актом место открытия люка отмечается по контуру специальной светящейся лентой.
2.3. Для участия в выступлении артисты должны заблаговременно явиться в театр, концертный зал, для исключения спешки и, как следствие, падения и травматизма.
2.4. Артисты должны пользоваться гримом, пудрой и другими сертифицированными материалами.
2.5. Перед употреблением грима актёр должен вымыть лицо тёплой водой, протереть его насухо, смазать тонким слоем вазелина и после его удаления приступить к наложению грима.
2.6. Гримировальные принадлежности должны храниться в артистических столиках с запирающимися ящиками.
2.7. Перед выходом на сцену артист, занятый в постановках, мизансценах, связанных с физическими нагрузками, должен провести разминку.
2.8. Перед выходом из артистической уборной на спектакль, концерт или репетицию артисту необходимо осмотреть свой костюм, обувь и убедиться в том, что они исправны.
2.9. Реквизит (ордена, портупея, пояса и др.) должен прикрепляться к костюму или надеваться на актёра так, чтобы исключить возможность нанесения травмы актёру или его партнёрам.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Оснащение сцены такими техническими средствами как: подъёмно-опускными площадками; люками-провалами; декорационными и индивидуальными подъёмами; транспортёрами; перемещаемыми площадками (фурками); софитными фермами; переносной осветительной аппаратурой, устанавливаемой на планшете сцены и подключаемой через штепсельные разъёмы, требует от участников проведения спектакля (концерта) большого внимания и точного выполнения мизансцен.
3.2. Артисты должны выходить на сцену для участия в репетициях или спектаклях (концертах) только после полной подготовки сцены к работе. Подготовка сцены включает следующие виды работ:
— монтировка и проверка надёжности установки и крепления всех частей декораций;
— проверка наличия соответствующих ограждений игровых площадок станков, креплений перил лестниц;
— подготовка световой дорожки;
— проверка наличие наклеенной светящейся ленты на краях перепада по высоте станков и других игровых площадок;
— проверка состояния планшета сцены и основных проходов на сцене.
3.3. Разрешением для выхода на сцену является вызов артиста режиссёром, помощником режиссера, ведущим спектакль, концерт и (или) инспектора сцены.
3.4. Подниматься и спускаться на игровых станках разрешается только по лестницам, придерживаясь руками перил. На площадках станков соблюдать особую осторожность, не допускается опираться и садится на установленные ограждения.
3.5. Все мизансцены, особенно связанные с бросанием бутафорских предметов (бутылок, бокалов, палок и т.д.), необходимо выполнять строго по сценическому заданию, не допуская вылета предметов за пределы сцены.
3.6. Во время быстрых и частых перемен декораций артисты должны быть особенно внимательны к происходящим на сцене работам, во избежание получения травм от перемещаемых и опускаемых декораций.
3.7. Механизмы сцены приводятся в движение только по команде (повестке) помощника режиссёра, ведущего спектакль (репетицию) в соответствии с партитурой спектакля, концерта, и места нахождения артистов и исполнителей на сцене.
3.8. Во время проведения спектакля, концерта (репетиции) запрещается:
— нахождение за кулисами во время антракта или действия лиц, не занятых в данном акте спектакля (отделения, концерта);
— игра артистов и установка декораций в месте опускания противопожарного занавеса (красной линии);
— входить на галереи, колосники, в трюм и другие специальные помещения сцены, сидеть и опираться на декорации, приготовленные в кулисах для монтировки в следующих картинах;
— проходить над открытыми люками и клапанами, а также заступать за их ограждение;
— касаться крепёжных деталей осветительных приборов, тросов, электроприводов, кабелей, канатов, верёвок, за исключением тех, которые обыгрываются на сцене;
— применять пиротехнические эффекты и открытый огонь для художественного оформления спектаклей, концертов в закрытых помещениях;
— использовать поломанную мебель и бутафорию, а также личные вещи в качестве реквизита.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случаях, когда во время репетиции или во время проведения спектакля артист обнаружил некачественное соединение и крепление декораций, установку бутафорских изделий, неисправности в электрической проводке он обязан:
— немедленно сообщить о неисправностях мастеру постановочного цеха или помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль, концерт (репетицию);
— прекратить репетицию, если эти неисправности угрожают жизни и здоровью работников;
— не приступать к репетиции до устранения неисправностей.
4.2. При несчастных случаях артист обязан:
— немедленно сообщить о случившемся происшествии помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль, концерт (репетицию) или руководителю постановочной части;
— срочно принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему;
— организовать доставку или сопроводить пострадавшего в кабинет дежурного врача;
— при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103;
— по возможности сохранить обстановку, при которой произошёл несчастный случай.
— не приступать к репетиции до получения соответствующего раз¬решения.
4.3. При возникновении пожара следует:
— немедленно прекратить репетицию;
— сообщить мастеру постановочного цеха или помощнику режиссёра (режиссёру), ведущему спектакль, концерт (репетицию);
— вызвать пожарную охрану по телефону 101;
— приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Покинув сцену артисту необходимо явиться в артистическую уборную, снять грим, протереть лицо лигнином, смазать лицо кремом, при необходимости принять душ.
5.2. Нательное бельё после использования подлежит стирке и проглаживанию горячим утюгом.
5.3. При приёме одежды (костюма) у артиста костюмер должен проверить карманы и удалить из них посторонние предметы.
5.4. По мере загрязнения костюмы должны отдаваться в стирку или химчистку.

Материал взят из открытого источника https://profkultur.ru/ (Красноярская краевая организация Российского профсоюза работников культуры)

УТВЕРЖДЕНО:

Директор муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования детей школа искусств

«Детская музыкальная школа г. Приморска»

_______________ О. И. Кобзева

Приказ № 18-од 10.01.2014г.

Инструкция

по охране труда для преподавателя (концертмейстера).

1.Общие требования безопасности.

1.1.К работе допускаются лица не моложе 18 лет, имеющее среднее специальное или высшее профессиональное образование, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья .

1.2.При поступление на работу все работники должны пройти предварительный медицинский осмотр. При последующей работе медицинские осмотры проводятся периодически в сроки, установленные администрацией учреждения.

1.3.С преподавателем (концертмейстером) должны быть проведены инструктажи по охране труда: вводный (при поступлении на работу), повторный (не реже одного раза в 6 месяцев).

1.4.В случае необходимости (разовое выполнение заданий, не связанных с основной работой) - целевой инструктаж, а при изменении условий труда и нормативных правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае - внеплановый инструктаж.

1.5.Перед допуском к самостоятельной работе преподаватель (концертмейстер) должен быть проинструктирован:

-по пожарной безопасности, в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Преподаватель (концертмейстер) должен знать порядок содержания учебных корпусов и прилегающих территорий, отдельных помещений, путей эвакуации и эвакуационных выходов, мероприятия по пожарной безопасности при проведении учебного процесса, массовых мероприятий и т.п., последовательность действий при проведении практической тренировки по эвакуации людей при пожаре;

-по оказанию экстренной помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Преподаватель (концертмейстер) должен знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом.

1.6.Преподаватель (концертмейстер) должен соблюдать установленный режим труда и отдыха и требовать его соблюдения от обучающихся.

1.7.Преподаватель (концертмейстер) должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.8.При выполнении обязанностей на преподавателя (концертмейстера) действуют следующие опасные и вредные факторы:

-психофизиологическое напряжение;

-высокая концентрация внимания;

-электроопасность;

-пожароопасность;

-нарушение микроклиматических условий в учебном помещении;

-длительные статические нагрузки.

1.9.Преподаватель (концертмейстер) должен оперативно извещать директора учреждения или заместителя директора по учебно-воспитательной работе обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, влияющих отрицательно на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в учебных помещениях.

1.10.Преподаватель (концертмейстер) может вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса для рассмотрения их комиссией по охране труда.

1.11.Преподаватель (концертмейстер) должен немедленно сообщать директору учреждения или заместителю директора по учебно-воспитательной работе о каждом несчастном случае с обучающимися и сотрудниками. При несчастных случаях первоочередные действия преподавателя (концертмейстера) должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся.

1.12.Преподаватель (концертмейстер) несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.13.Знание и выполнение требований инструкции является должностной обязанностью преподавателя (концертмейстера), а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2.Требования безопасности перед началом работы.

2.1.Перед началом работы в учебном помещении преподаватель (концертмейстер) должен проверить, как организованы рабочие места для обучающихся, а именно соответствие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.

2.2.Преподаватель (концертмейстер) должен проверить расстановку мебели в кабинете и её укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении занятия.

2.3.Перед допуском обучающихся в аудиторию преподаватель (концертмейстер) должен внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.

2.4.При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования преподаватель (концертмейстер) должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.5.Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты, преподаватель (концертмейстер) обязан проследить за обязательным и правильным использованием.

2.6.При проведении любых занятий преподаватель (концертмейстер) должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т.п.) и охраны труда.

2.7.Преподаватель (концертмейстер) должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.8.При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий преподаватель (концертмейстер) не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся.

2.9.Преподаватель (концертмейстер) должен оперативно поставить в известность директора учреждения или заместителя директора по учебно-воспитательной работе о причинах отмены занятий в учебном классе, кабинете.

3. Требования охраны труда во время работы.

3.1.Преподаватель (концертмейстер) должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2.Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.3.Во время занятий в классе (кабинете, концертном зале) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.4.Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с разрешения директора учреждения или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3.5.Преподавателю (концертмейстеру) запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал учреждения (рабочий по комплексному обслуживанию здания и др.).

3.6.При проведении занятий, во время которых возможно общее или местное загрязнение кожи, преподаватель (концертмейстер) должен особенно тщательно соблюдать гигиену труда и требовать ее соблюдения обучающимися.

3.7.Если преподаватель (концертмейстер) или обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым, преподавателем (концертмейстером) должны быть приняты экстренные меры:

-при нарушении здоровья обучающегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель (концертмейстер) должен оказать ему необходимую первую доврачебную помощь, вызвать скорую помощь или проводить заболевшего в медпункт (лечебное учреждение);

-при внезапном ухудшении здоровья преподавателя (концертмейстера) поставить в известность через одного из обучающегося директора учреждения (или его заместителя по учебно-воспитательной работе) о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю (концертмейстеру) и руководству классом учащихся в течение времени занятий.

3.8.Преподаватель (концертмейстер) должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.9.Преподаватель (концертмейстер) должен доводить до сведения руководителя о всех недостатках в обеспечении охраны труда педагогических работников и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (недостаточная освещенность, травмоопасность и др.)

4.Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1.При любых признаках пожара (запах жженой изоляции, дым, крики обучающихся, запах гари и др.) преподаватель (концертмейстер) должен оценить возникшую обстановку и действовать в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности (звонить по телефону 01, сот. 112, эвакуировать обучающихся и т.д.).

4.2.Покидая помещение, отключить электроприборы, свет, закрыть окна, двери.

4.3.Преподаватель (концертмейстер) должен обеспечить безопасность обучающихся и оказание им необходимой помощи. В случае эвакуации из учебного корпуса преподаватель (концертмейстер) обязан без паники и суеты, не допуская встречных и пересекающихся потоков людей, вывести обучающихся и проверить их наличие по списку в месте сбора.

4.4.Действовать в аварийной ситуации нужно с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.5.При обнаружении подозрительных предметов или людей необходимо срочно поставить в известность директора учреждения или его заместителя по учебно-воспитательной работе. Запрещается пользоваться сотовым телефоном.

5.Требования охраны труда по окончании работы.

5.1.После занятия внимательно осмотреть помещение.

5.2.Привести в порядок рабочее место. Убрать журнал, тетради, наглядные пособия и др. материалы в установленное место.

5.3.Обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, выключить свет.

5.4.Если при проведении занятий в течение дня преподаватель (концертмейстер) заметил какие-либо нарушения по охране труда, обязательно сообщить о них заведующему хозяйством или директору учреждения.

С инструкцией ознакомлены:

Фамилия И.О. работника

Дата ознакомления

Для звукорежиссера

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе звукорежиссером допускается специалист соответствующей квалификации, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший медицинский осмотр и не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, аттестованный квалификационной комиссией и получивший допуск к самостоятельной работе.

1.2. Звукорежиссер, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев должен проходить повторный инструктаж по охране труда.

1.3. В случае нарушения звукорежиссером требований охраны труда, а также при перерыве в работе более чем на 60 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.4. Для выполнения работ с электрическим оборудованием следует изучить инструкции по его эксплуатации, пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности.

1.5. Звукорежиссер, не прошедший своевременно инструктажи, обучение и проверку знаний по охране труда, к работе не допускается.

1.6. Звукорежиссер, допущенный к самостоятельной работе, должен знать: теорию и практику звукооператорского мастерства. Принципы взаимной художественной связи изображения, звука, монтажа. Методы трюковых и специальных видов звукозаписи. Звуковые свойства музыкальных инструментов, речи и вокала. Основы музыкальной культуры. Новейшие достижения отечественного и зарубежного киноискусства и кинотехники. Достижения в музыкальном искусстве в области акустики и звуковой техники. Звукозаписывающую и звуковоспроизводящую аппаратуру, применяемую в работе. Акустические особенности сценических площадок. Разработки звукового фирменного стиля и создание звукового оформления. Назначение и режимы работы применяемых технических средств. Способы измерения параметров, виды брака и способы его устранения. Основы монтажа и типы монтажного оборудования. Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на него во время работы. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях . Правила внутреннего трудового распорядка организации.


1.7. Звукорежиссер, направленный для участия в несвойственных его должности работах должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.8. Звукорежиссеру запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.9. Во время работы на звукорежиссера могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

Повышенный уровень шума и вибрации;

Электрический ток, путь которого в случае замыкания, может пройти через тело человека (например, при случайном контакте с оголенными, неизолированными проводами);

Незащищенные токоведущие части оборудования;

Перенапряжение зрительного анализатора при длительной работе за экраном монитора;

Длительное статическое напряжение мышц спины, шеи, рук и ног, что может привести к статическим перегрузкам;

Ионизирующие и неионизирующие излучения, источниками которых являются мониторы персональных компьютеров;

Статическое электричество;

Недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.10. Для предупреждения возможности заболеваний звукорежиссеру следует соблюдать правила личной гигиены.

1.11. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.12. Звукорежиссер, при необходимости должен уметь оказать первую помощь пострадавшему, пользоваться медицинской аптечкой.

1.13. Звукорежиссер обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка.

1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара звукорежиссер должен соблюдать требования пожарной безопасности; курить разрешается только в специально отведенных местах.

1.15. Звукорежиссер должен уметь пользоваться в случае возникновения пожара первичными средствами пожаротушения.

1.16. Звукорежиссер, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности , а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Звукорежиссер, находящийся в болезненном или переутомленном состоянии, а также под воздействием алкоголя, наркотических веществ или лекарств, притупляющих внимание и реакцию, не должен приступать к работе, так как это может привести к несчастному случаю.

2.2. При необходимости, перед началом работы звукорежиссер должен подготовить средства индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места; если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок; кроме того, нужно убедиться в наличии свободного подхода к рабочему месту, а также исправности пола в рабочей зоне.


2.4. Перед включением звукотехнического оборудования в электрическую сеть звукооператору следует визуально проверить исправность розетки, вилки, а также электрических шнуров и кабелей, используемых для питания оборудования и подсоединений между собой всех устройств.

2.5. Перед началом работы звукорежиссер должен осмотреть звукотехнические средства, используемые для проведения записей и проверить обеспечение параметров безопасности.

2.6. Перед началом работы звукорежиссеру нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочей зоны.

2.7. Звукорежиссер должен лично убедиться в том, что все меры, необходимые для обеспечения безопасности выполнены.

2.8. Звукорежиссер не должен приступать к работе, если у него имеются сомнения в обеспечении безопасности при выполнении предстоящей работы.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Следует помнить, что специфика работы с "живым" звуком подразумевает повышенное нервное возбуждение. Во время работы звукорежиссер должен вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций, которые могут вызвать нервно-эмоциональное напряжение и отразиться на безопасности труда.

3.2. Во время работы звукорежиссеру следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.

3.3. Звукорежиссеру не разрешается оставлять свое рабочее место во время выполнения работ со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой; это допускается только с разрешения непосредственного руководителя.

3.4. Звукорежиссер не должен оставлять работающее звукотехническое оборудование без присмотра.

3.5. Звукорежиссер должен выполнять только ту работу, которая ему поручена; если звукооператору недостаточно хорошо известен безопасный способ выполнения работы, он должен обратиться за разъяснением к непосредственному руководителю.

3.6. Во время работы звукорежиссеру необходимо быть внимательным и соблюдать аккуратность для обеспечения своей безопасности.

3.7. Звукорежиссер должен соблюдать осторожность при передвижении, чтобы не споткнуться и не удариться о возможные препятствия (например, кабельные коммуникации, осветительное оборудование и другие предметы).

3.8. Особую осторожность звукорежиссеру необходимо соблюдать при нахождении в местах, где имеются токоведущие части электрооборудования или любые другие потребители электрической энергии.

3.9. Во время ходьбы нельзя наступать на электрические кабели, провода.

3.10. Следует помнить о том, что во время работы звукорежиссеру нельзя прикасаться к оголенным и плохо изолированным проводам потребителей электрической энергии.

3.11. Для предупреждения случаев травматизма не следует выполнять работу при недостаточной освещенности рабочей зоны.

3.12. Звукорежиссер должен знать, что рациональная рабочая поза способствует уменьшению утомляемости в процессе работы.

3.13. При использовании в работе персонального компьютера необходимо отрегулировать при помощи поворотной площадки монитор в соответствии с рабочей позой звукооператора.

3.14. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать поддержание рабочей позы звукорежиссера при работе с персональным компьютером, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.

3.15. Тип рабочего кресла должен выбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с персональным компьютером, звукотехническим оборудованием, с учетом роста звукооператора.

3.16. Рабочее кресло должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья; при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

3.17. Поверхность сиденья, спинки и других элементов кресла должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризуемым и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

3.18. Плоскость рабочего стола по высоте должна быть в пределах 680-800 мм с учетом индивидуальных особенностей звукооператора; при отсутствии такой возможности, высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм.

3.19. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной - не менее 500 мм, глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650 мм.

3.20. Конструкция рабочего кресла должна обеспечивать:

Ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

Поверхность сиденья с закругленным передним краем;

Регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углам наклона вперед до 15° и назад до 5°;

Высоту опорной поверхности спинки 30020 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;

Угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 030°;

Регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм;

Стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50-70 мм;

Регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 23030 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм.

3.21. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

3.22. Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

3.23. Для уменьшения напряжения зрения следует установить на экране монитора оптимальный цветовой режим (если такая возможность имеется); при этом рекомендуются ненасыщенные цвета: светло-зеленый, желто-зеленый, желто-оранжевый, желто-коричневый; по возможности следует избегать насыщенных цветов, особенно красного, синего, ярко-зеленого.

3.24. С целью снижения зрительного и костно-мышечного утомления следует соблюдать установленный режим труда и отдыха.

3.25. Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья сотрудника, на протяжении рабочего дня должны быть установлены регламентированные перерывы.

3.26. Для снятия зрительного и позотонического напряжения в процессе работы следует устраивать микропаузы продолжительностью 1-3 мин.

3.27. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, предотвращения развития позотонического утомления рекомендуется выполнять специальные комплексы физических упражнений.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении каких-либо неполадок в работе звукотехнического оборудования необходимо прекратить работу, обесточить оборудование и сообщить об этом непосредственному руководителю для организации ремонта.

4.2. Звукооператору не следует самому устранять технические неполадки оборудования.

4.3. При несчастном случае, внезапном заболевании необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего к врачу, а затем сообщить руководителю о случившемся.

4.4. Звукооператор должен уметь оказывать первую помощь при ранениях; при этом он должен знать, что всякая рана легко может загрязниться микробами, находящимися на ранящем предмете, коже пострадавшего, а также в пыли, на руках оказывающего помощь и на грязном перевязочном материале.

4.5. Если произошла травма вследствие воздействия электрического тока, то меры оказания первой помощи зависят от состояния, в котором находится пострадавший после освобождения его от действия электрического тока:

4.5.1. Если пострадавший находится в сознании, но до этого был в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прибытия врача обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом; ни в коем случае нельзя позволять пострадавшему двигаться.

4.5.2. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, его следует удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, обрызгать водой и обеспечить полный покой.

4.5.3. Если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца; при отсутствии у пострадавшего признаков жизни (дыхания и пульса) нельзя считать его мертвым, искусственное дыхание следует производить непрерывно как до, так и после прибытия врача; вопрос о бесцельности дальнейшего проведения искусственного дыхания решает врач.

4.6. Звукооператор при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан немедленно уведомить об этом пожарную охрану по телефону 01, руководителя работ и приступить к тушению очага возгорания имеющимися средствами пожаротушения (с помощью огнетушителя , внутреннего пожарного водопровода , установки пожаротушения и т. п.).

4.7. До прибытия пожарной охраны звукооператор обязан принимать меры по эвакуации людей.

4.8. Следует организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. По окончании работы звукооператору следует выключить используемое оборудование, отключив его от электрической сети.

5.2. По окончании работы звукотехнические средства следует сложить в специально отведенное для них место.

5.3. Обо всех замеченных в процессе работы неполадках и неисправностях используемого оборудования, а также о других нарушениях требований охраны труда следует сообщить своему непосредственному руководителю.

5.4. По окончании работы следует тщательно вымыть руки тёплой водой с мылом.

1.Общие требования безопасности

1.1.К работе в качестве хормейстера, концертмейстера, преподавателя по классу фортепиано или теоретических предметов (далее - преподавателя) в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие специальное педагогическое образование, подтвержденное документом установленной формы (дипломом).

1.2.При поступлении на работу в образовательное учреждение все работники должны пройти предварительный медицинский осмотр, при последующей работе медосмотры проводятся периодически в сроки, установленные Минздравом России.

1.3.С преподавателем должны быть проведены инструктажи по охране труда: вводный (при поступлении на работу), первичный на рабочем месте, повторный (не реже одного раза в 6 месяцев).

1.4.В случае необходимости (разовое выполнение заданий, не связанных с основной работой) - целевой инструктаж, а при изменении условий труда и нормативных правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае - внеплановый инструктаж.

1.5.Перед допуском к самостоятельной работе преподаватель должен быть проинструктирован:

по пожарной безопасности, в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Преподаватель должен знать порядок содержания всей территории учреждения, зданий и отдельных помещений (в т.ч. эвакуационных путей), мероприятия по пожарной безопасности при проведении образовательного процесса, массовых мероприятий и т.п. Не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей из помещений при пожаре;

по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Преподаватель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождение аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.

1.6.Преподаватель должен соблюдать установленный в образовательном учреждении режим труда и отдыха и требовать его соблюдения от обучающихся.

1.7.Преподаватель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.

1.8.При выполнении обязанностей на преподавателя действуют следующие опасные и вредные

факторы:

психофизиологическое напряжение;

высокая концентрация внимания;

электроопасность;

пожароопасность;

нарушение микроклиматических условий в учебном помещении;

длительные статические нагрузки.

1.9.Преподаватель должен оперативно извещать руководителя образовательного учреждения или дежурного администратора обо всех недостатках в обеспечении учебного процесса, влияющих отрицательно на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в образовательном учреждении.

1.10.Преподаватель может вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса для включения их в соглашение по охране труда.

1.11.Преподаватель должен немедленно сообщать руководителю образовательного учреждения о каждом несчастном случае с обучающимися и сотрудниками. При несчастных случаях первоочередные действия преподавателя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся.

1.12.Преподаватель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.

1.13.Знание и выполнение требований инструкции является должностной обязанностью преподавателя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой виды ответственности, установленные законодательством РФ (дисциплинарная, материальная, уголовная).

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом занятий в учебном помещении преподаватель должен проверить, как организованы рабочие места для обучающихся, а именно соответствие нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучающихся.

2.2. Преподаватель должен проверить расстановку мебели в кабинете и её укомплектованность с точки зрения своей безопасности и безопасности обучающихся при проведении образовательного процесса.

2.3.Перед допуском обучающихся в помещение для занятий преподаватель должен внешним осмотром проверить корпуса и крышки электрических выключателей и розеток на отсутствие сколов и трещин, а также оголенных контактов проводов.

2.4.При необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования преподаватель должен проверить их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.

2.5. Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года преподаватель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда при проведении занятий. При проведении любых занятий преподаватель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т.п.) и охраны труда.

2.6.Преподаватель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.

2.7.При любых нарушениях по охране труда в помещении для занятий преподаватель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих жизни и здоровью обучающихся.

2.8.Преподаватель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующие должностное лицо образовательного учреждения о причинах отмены занятий в кабинете.

3.Требования безопасности во время работы

3.1.Преподаватель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.

3.2.Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых в эксплуатацию в установленном порядке.

3.3.Во время занятий в помещении (кабинете) должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.

3.4.Все виды дополнительных занятий могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица образовательного учреждения.

3.5.Преподавателю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал учреждения (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).

3.6. Если преподаватель или обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым, преподавателем должны быть приняты экстренные меры:

при нарушении здоровья обучающегося (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.) преподаватель должен оказать ему необходимую первую доврачебную помощь, вызвать медработника или проводить заболевшего в медпункт образовательного учреждения (лечебное учреждение);

при внезапном ухудшении здоровья преподавателя поставить в известность через одного из обучающегося руководителя учреждения (или его представителя) о случившемся. Дальнейшие действия представителя администрации сводятся к оказанию помощи заболевшему преподавателю и руководству группой обучающихся в течение времени занятий.

3.7.Преподаватель должен применять меры дисциплинарного воздействия на обучающихся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.

3.8.Преподаватель должен доводить до сведения руководителя учреждения обо всех недостатках в обеспечении охраны труда преподавателей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (заниженность освещенности, несоответствие пускорегулирующей аппаратуры люминесцентных ламп, травмоопасность и др.)

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При любых признаках предаварийной ситуации (запах жженой изоляции, дым, крики обучающихся, запах газа и др.) преподаватель должен оценить возникшую обстановку.

4.2. Преподаватель в предаварийной ситуации должен обеспечить безопасность обучающихся и оказание им необходимой помощи. Преподаватель должен проверить наличие обучающихся по списку в месте сбора, если пришлось покинуть помещение для занятий.

4.3. О предаварийной (аварийной) ситуации обязательно поставить в известность руководителя учреждения или представителя администрации.

4.4. В условиях развивающейся аварийной ситуации преподаватель должен правильным поведением исключить возникновение паники среди обучающихся и сотрудников.

4.5. Действовать в аварийной ситуации нужно по указаниям руководителя учреждения (или его представителя) с обязательным соблюдением мер личной безопасности.

4.6. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, но без паники и суеты, не допускать встречных и пересекающихся потоков людей

4.7. Покидая помещение, отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки.

4.8. Действия преподавателя при пожаре должны соответствовать инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении.

4.9. Преподаватель должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в аварийной ситуации. Приемы и способы оказания первой доврачебной помощи должны соответствовать изложенным в инструкции по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании занятий внимательно осмотреть помещение.

5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать журнал, тетради, наглядные пособия и др. материалы в установленное место.

5.3. Обратить внимание на электрооборудование и электропроводку в помещении (наличие травмоопасных факторов). Закрыть окна, форточки, выключить свет.

5.4. Если при проведении занятий в течение дня преподаватель заметил какие-либо нарушения по охране труда, обязательно сообщить о них руководителю образовательного учреждения или представителю администрации.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для концертмейстера

1.1. К самостоятельной работе концертмейстера допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж по охране туда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При работе концертмейстером соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении занятий в музыкальном классе возможно воздействие на работающего следующих опасных факторов:

Нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности музыкального зала;

Поражение электрическим током при использовании неисправных электрических звуковоспроизводящих музыкальных аппаратов и инструментов.


1.4. В музыкальном классе должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.

1.5. Работающие обязаны соблюдать правила , знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.

1.6. При несчастном случае немедленно сообщить об этом администрации учреждения.

1.7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Включить полностью освещение музыкального класса и убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах не мене 200 лк.(13 Вт/кв. м.), при лампах накаливания не мене 100лк. (32Вт/кв. м.).

2.2. Убедиться в исправности электрооборудования музыкального класса: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки - фальшвилками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.3. Проверить санитарное состояние музыкального класса и проветрить его, открыв окна и фрамуги и двери. Окна в открытом положении фиксировать крючком, а фрамуги должны иметь ограничители. Проветривание закончить за 30 минут до прихода детей.

2.4. Убедиться в том, что температура воздуха в музыкальном классе не ниже 19о С.

3. требования безопасности во время работы

3.1. Строго соблюдать методику проведения музыкального занятия.

3.2. Соблюдать установленную продолжительность музыкального занятия.

3.3. При поднятой крышке музыкального инструмента (рояль, фортепиано и др.) следить за тем, чтобы крышка надежно и устойчиво опиралась на упор, не подставлять под поднятую крышку руки.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из музыкального зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.


4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить напряжение и в случае отсутствия у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой (закрытый) массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение

5. Требования безопасности по окончанию работы

5.1. Убрать в отведенное место инвентарь и оборудование.

5.2. Проветрить музыкальный класс, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.

С инструкцией ознакомлен:

подпись ФИО дата

_________ _____________________________ ___________

подпись ФИО дата

_________ _____________________________ ___________

подпись ФИО дата

_________ _____________________________ ___________

подпись ФИО дата

_____________________________ ___________

подпись ФИО дата

_________ _____________________________ ___________