Государственный архитектурно-строительный надзор (гасн). ЗОС — порядок получения, основные проблемы и методы решения Возможные причины отказа в составлении

Заключение о соответствии

Гальцев Дмитрий Александрович

Завершив строительство объекта недвижимости (ОКС), реконструкцию либо капитальный ремонт, ввести его в эксплуатацию можно только после получения соответствующего разрешения, о чём прямо говорится в 55 статье Градостроительного Кодекса.

Частью 3 данной статьи требуется предоставить для этого пакет определённых документов, среди которых, заключение о соответствии.

Заключение о соответствии (ЗОС) - документ, выдающийся органом государственного строительного надзора (в случае, если такой вид контроля предусмотрен), и свидетельствующий о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Выдача ЗОС входит в перечень госуслуг, предоставляемых (с учётом принадлежности, которую имеет объект) федеральными либо органам субъекта федерации. Основание - ГрК РФ. Части 3-ья и 4-ая ст.54.

Данное заключение выдаётся региональным органом Госстройнадзора (ГСН), является итоговым документом и свидетельствует, что завершённый объект полностью отвечает требованиям технических регламентов, имеющейся проектной документации. Включая те из них, которые регламентируют требования к энергоэффективности объекта (ОКС) и его оснащённости приборами, позволяющими организовать учёт потребления энергоресурсов.

Следует помнить, что, согласно положениям действующего законодательства, региональный ГСН приступает к организации государственного надзора на объекте, начиная с момента начала его строительства (о чём соответствующий орган обязан предупредить технический заказчик либо сам застройщик, путём подачи письменного извещения). Основание: ГрК РФ, ч.5 52-ой статьи. И завершает эту работу в момент выдачи ЗОС.

В ситуации, когда по вине застройщика подобный надзор на объекте организован не был, ГСН имеет право отказать в оформлении требуемого документа, так как не может гарантировать проведение всех выполненных работ в соответствии с положениями действующих норм и правил.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Когда строительство частично (на отдельном этапе) проводились застройщиком без извещения представителей ГСН, ввести такой объект в эксплуатацию станет существенно сложнее.

Для узаконивания самовольной постройки необходимо будет проводить независимую экспертизу с привлечением лицензированной организации. Её результаты передавать в ГСН.

В подобных ситуациях решение о выдаче заключения о соответствии, либо отказе в рассмотрении заявки, принимается представителем ГСН самостоятельно. Норматива, обязывающей принимать эти документы к рассмотрению (в качестве легитимной оценочной базы) в России не существует.

Нормативная база

Оформление и выдача ЗОС на завершённый объект происходит согласно требованиям следующих законодательных и ведомственных нормативных документов:

  • Градостроительный кодекс. Текст документа утверждён законом 190-ФЗ, датированным 29.12.04 (с изменениями, внесёнными на 23.04.18);
  • Федеральный закон 384-ФЗ, датированный 30.12.09. Актуальная версия датирована 02.07.13;
  • Правительственным постановлением от 01.02.06, зарегистрированным под № 54 (с изменениями, внесёнными на 28.02.18);
  • «Порядок осуществления проверок на объекте» (РД-11-04-2006), утверждённый приказом № 1129, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 14.07.15);
  • «Требования к исполнительной документации» (РД-11-02-2006), утверждённые приказом № 1128, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 09.11.17);
  • «Порядок ведения дел» (РД-11-03-2006), утверждённый приказом № 1130, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 21.10.15).

Кроме этих документов в каждом субъекте федерации разрабатываются собственные нормативные акты, положения которых учитывают, оформляя заключение о том, что объект соответствует всем требованиям.

Последовательность получения заключения

Данный вопрос детально рассмотрен в РД-11-04.2006.

1. Технический заказчик либо застройщик подаёт в региональное отделение Госстройнадзора извещение о завершенном строительстве (реконструкции) объекта. Это требование п.25 РД-11-04-2006.

Извещение подаётся только после выполнения следующих пунктов:

  • Окончание строительства объекта (его реконструкции либо капремонта);
  • Устранение выявленных на объекте нарушений;
  • Подготовка пакета исполнительной документации, ведущейся всё время строительства.

Полный их перечень приведён в РД-11-02-2006.

2. Уполномоченным на это представителем регионального отделения Госстройнадзора принимается решение о проведении итоговой проверки объекта. Срок принятия решения – семь рабочих дней, считая со дня регистрации соответствующего извещения.

О времени проверки должностное лицо Госстройнадзора уведомляет застройщика согласно требованию пункта 9 РД-11-04-2006. Продолжительность проверки, до 30 дней.

До её начала на объекте проводятся следующие виды работ (обычно выполняются на заключительном этапе СМР):

  • Предусмотренные испытания смонтированного оборудования (имеющихся инженерных систем). Их контрольные пуски в присутствии представителя заказчика;
  • Оформление акта приёма (при выполнении работ под заказ), подписанного Заказчиком и представителем Подрядчика. Основание, ГК РФ, статья 753 пункт 4.

Форма акта «КС-11» утверждена и доработана в соответствии с постановлениями ГКСРФ за № 71а (датировано 30.10.97) и № 100, от 11.11.99.

В рамках проверки дополнительными блоками отработки являются:

  • проверка наличия необходимых справок от третьих лиц, являющихся заинтересованными органами (например: соответствие требованиям ПУЭ и пожарной безопасности);
  • осуществление комплексных проверочных запусков оборудования, установленного на объекте (до 72 часов непрерывной работы в штатном режиме под номинальными нагрузками).

На период проверки объекта вся необходимая документация предоставляется застройщиком в региональное отделение Госстройнадзора. Основание, пункт 4 РД-11-02-2006.

Перечень необходимых документов, которые требуется передать, определён в имеющейся проектной документации (п.3 РД-11-04-2006).

3. Результаты итоговой проверки объекта, оформляются «Актом проверки объекта капитального строительства».

Этот документ служит юридически легитимным основанием права заказчика ходатайствовать об оформлении заключения (п. 27 РД-11-04-2006).

4. После получения Акта проверки завершённого строительства ОКС технический заказчик обращается в региональное отделение Госстройнадзора (письменно, в произвольной форме) с просьбой об оформлении ЗОС (п.27 РД-11-04-2006).

К заявлению требуется приложить:

  • «Акт», подписанный представителем ГСН;
  • Акт приёмки объекта (когда последний построен согласно заключённому договору).

5. Региональное представительство Госстройнадзора выдаёт соискателю требуемое Заключение о соответствии (ЗОС). Срок, десять рабочих дней, считая с момента регистрации поступившего обращения.

Если существуют законодательно предусмотренные причины, то в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в выдаче нужного ему документа о соответствии зданий и сооружений требованиям, которые предъявляются к ним действующими документами.

Когда можно получить отказ

Существует только две причины отказать соискателю в выдаче нужного ему заключения.

  1. При работах по строительству объекта имел место ряд нарушений (пример, несоблюдение требований действующих ТР, СП и нормативов), и на дату выдачи документа они не были устранены.
  2. После завершения работ не был оформлен «Акт проверки».

Иных оснований законодательно не предусмотрено.

На что необходимо обратить внимание в ходе работ

Для гарантированного получения заключения о соответствии требуется:

  • Соответствие всех выполняемых работ положениям действующих нормативов;
  • Соответствие проектной документации. Этот пункт часто опускают, когда в процессе строительства оперативно требуется внести корректировку в то либо иное проектное решение, либо поменять применяемые материалы.

Всё зависит от характера вносимых изменений в ПД во время строительства, в некоторых случаях приходится повторно проходить экспертизу проектной документации перед сдачей объекта.

Работы требуется обязательно согласовывать с проектировщиками, выполняющими авторский надзор (обязательно документировать).

Вывод

Получение документа возможно, если в процессе строительства объекта удалось правильно организовать и скоординировать все виды проводимых работ.

В подавляющем большинстве случаев это обязанности Технического заказчика.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Вступивший в силу новый градостроительный кодекс Российской Федерации принципиально изменил ранее существовавший порядок ввода объекта в эксплуатацию.

Порядок приемки и ввода объекта законченного строительством в эксплуатацию регламентирован, на сегодняшний день, двумя документами:

Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ;

Положением об осуществлении ГСН в РФ, утвержденным, постановлением Правительства РФ от 1.02.06г. №54.

Согласно первому документу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство. Указанная статья устанавливает, что для ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагается пакет документов, причем перечень этих документов, строго ограничен и не может быть расширен по желанию стороны, принимающей на рассмотрение документы. Срок рассмотрения документов ограничен десятью сутками. За эти десять суток должно быть оформлено и выдано застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо дан аргументированный отказ.

В пакет документов, прилагаемых к заявлению на оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, входит и заключение о соответствии построенного требованиям технических регламентов и проектной документации (далее заключение о соответствии или ЗОС). Заключение о соответствии выдает орган государственного строительного надзора.

Но согласно Положению о ГСН в РФ (Постановление Правительства РФ от 1.02.06г. № 54) до выдачи ЗОС органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается застройщику органом государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней с момента (даты) обращения первого в указанный надзорный орган.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:

Акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;

Акт приемки объекта капитального строительства в случае осуществления строительства на основании договора.

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства.

А если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно - либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС. Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:

Индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

Пробные пуски;

Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.

Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ.

Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.

Пробные пуски проводятся до комплексного опробования. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации.

Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки. При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается.

Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.

Необходимо отметить, что во время проведения итоговых проверок законченных строительством объектов должностные лица органа государственного строительного надзора в обязательном порядке проверяют наличие справок других органов государственного надзора и контроля, а также эксплуатирующих организаций- поставщиков коммунальных услуг о подключении наружных коммуникаций к объектам по постоянной схеме, принятии их на обслуживание и выполнении технических условий на подключение.

Алгоритм процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством можно представить в следующем виде:

Акт приемки

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.4 ст.753) по договору строительного подряда сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом (акт приемки), подписанным обеими сторонами.

Постановлениями Госкомстата России (от 30 октября 1997 года №71а, от 11 ноября 1999 года №100) утверждены формы акта приемки - КС-2 и КС-11. Форма КС-2 применяется для приемки какого-то определенного объема строительных работ в рамках объекта строительства, а также для приемки этапа работ, предусмотренного договором строительного подряда. Форма КС-11 применяется для приемки объекта строительства в целом.

Заключение органа государственного строительного надзора

В зависимости от типа объекта заключение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч.3,4 ст.54 ГрК РФ). В отношении опасных производственных объектов, линий связи, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов заключение выдается федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительством РФ от 1 февраля 2006 года №54.

Выдается после завершения строительства на основании проверки (итоговой), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п.16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ).

Заключение о соответствии или отказ в выдаче такого заключения выдается застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ч.1 ст.55 ГрК РФ).

Выдается на основании обращения застройщика в орган, выдавший разрешение на строительство (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления), с соответствующим заявлением (ч.2 ст.55 ГрК РФ).

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом принимается решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Решения принимаются на основании проверки наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлению.

Условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

1. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы (ч.З ст.55 ГрК РФ):

Правоустанавливающие документы на земельный участок;

(Документы, с наличием которых в соответствии с законодательством связан факт приобретения прав на земельный участок, на котором было осуществлено строительство и располагается объект капитального строительства).

Градостроительный план земельного участка;

(Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года №840).

Разрешение на строительство;

(Разрешение на строительство, выданное в соответствии со ст.51 ГрК РФ. Также признаются действительными разрешения на строительство, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ)).

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации

Передача безвозмездно в орган, выдавший разрешение на строительство, сведений об объекте капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пунктами 2, 8 - 10 части 12 статьи 48, частью 18 статьи 5).

Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора)

Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (форма не установлена);

Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (форма не установлена);

Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

Заключение о соответствии представляет собой «заключение квалифицированного органа государственного строительного надзора о соответствии возведенного, реконструированного объекта строительства установленным требованиям проектной документации и техническим регламентам, включая требования энергетической эффективности и оснащенности здания. Все это осуществляется с помощью приборов учета энергетических ресурсов, поэтому служит одним из важных документов для получения официального разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

Принимают решение относительно выдачи Заключения о соответствии в случаях, когда при строительстве или реконструкции объекта не допустили никаких нарушений соответствия работ с требованиями правил и норм.

Возможные причины отказа в составлении

Если в процессе строительства, восстановления или реконструкции объекта капитального строительства допустили некоторые нарушения соответствия работ установленным требованиям технических регламентов, то в составлении заключения и его выдаче может быть отказано. Именно поэтому, при планировании строительства здания, важно ознакомиться с общепринятыми нормами и правилами, и проводить работы в строгом соответствии с ними!

Также причинами, по которым застройщик не получит согласия на составление заключения о соответствии, могут быть следующие факторы:

  • Орган надзора не был своевременно поставлен в известность о том, что строительство начали;
  • В случае нарушения регулярности надзора;
  • Застройщик не устранил дефекты, на которые было обращено его внимание на конкретном этапе строительства;
  • При отсутствии надзора из-за застройщика.

В случае возникновения перечисленных выше причин, можно обратиться за получением ЗОС в независимую организацию . Она должна обязательно иметь соответствующую лицензию, а также тщательно обследовать здание. Только в случае утверждения соответствия постройки всем нормам, можно подавать повторную заявку на получение заключения о соответствии.

К кому обращаться за получением ЗОС

Строительство – отрасль, регулируемая государственными органами. Без их разрешения осуществление строительства дома, бассейна либо фабрики будет невозможно и наказуемо. Именно поэтому осуществляют выдачу документации для разрешения заселения возведенных зданий и дальнейшего их использования исключительно государственные органы.

При выдаче заключения о соответствии, в качестве выдающей стороны выступает орган государственного строительного надзора. Под его контролем находится вся деятельность застройщика с самого начала строительства, а также проводятся регулярные проверки, в ходе которых заметны все недочеты и возможные несоответствия требованиям!

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49

б) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 2 дополнен подпунктом "в" с 30 июля 2019 г. - Постановление

в) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), по основаниям, предусмотренным частью 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

4. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) наличия разрешения на строительство;

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.2 с 30 июля 2019 г. - Постановление Правительства России от 18 июля 2019 г. N 926

4.2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, - проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 4.3 с 30 июля 2019 г. - Постановление Правительства России от 18 июля 2019 г. N 926

4.3. В случае если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов федеральных ядерных организаций.

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.

8. Государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).

Государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, осуществляется органом государственного строительного надзора в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 , подпунктами "б" или "в" пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Орган государственного строительного надзора проводит проверки с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 января 2018 г. - Постановление

8.1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

8.2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - застройщика;

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям проектной документации подлежит соблюдение:

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:

12.2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства категории риска и количество проверок определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.3 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.4 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные , 8.1 и 9.4 , частями 1 - 3 статьи 9.5 , статьей 9.5.1 , частью 3 статьи 9.16 , частью 1 статьи 19.4 , частями 6 и 15 статьи 19.5 , 19.7 и 19.33 и частями 1 , , , 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.5 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12.3 и 12.4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.

13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специальных журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных проектной документацией, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

14. При выявлении нарушений в результате проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 14.1 с 30 июля 2019 г. - Постановление Правительства России от 18 июля 2019 г. N 926

14.1. В случае если по результатам проведенной проверки в отношении объектов, указанных в подпункте "в" пункта 2 настоящего Положения, органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, или факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт проверки в 3 экземплярах. Третий экземпляр акта, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы направляются с уведомлением о выявлении самовольной постройки, предусмотренным частью 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района.

15. Акт, составленный по результатам проверки в отношении объектов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются техническому заказчику, застройщику или лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты окончания проверки.

18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения требований проектной документации, в том числе требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты окончания проверки.

19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или техническому заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или технического заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на проектную документацию.

20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку, и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или техническому заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 21.1 с 10 марта 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2018 г. N 205

21.1. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его органом государственного строительного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда.

22. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.

23. Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.

24. Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от технического заказчика, застройщика или лица, осуществляющего строительство, представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

Законодательством ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации

Критерии
отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора

При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;

значительный риск - производственные здания;

умеренный риск - объекты капитального строительства, не указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.