Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях. Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения (2-е издание) Рис.2.1

Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173
"Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности"

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376) и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608) приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2009 г. прилагаемый свод правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности".

С.К. Шойгу

Свод правил СП 3.13130.2009
"Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
(утв. и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173)

Systems of fire protection. System of annunciation and management of human evacuation at fire. Requirements of fire safety

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

1.2 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 автоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2 вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения : Один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3 зона пожарного оповещения : Часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4 полуавтоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) : Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6 соединительные линии : Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7 эвакуационные знаки пожарной безопасности : Знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7 Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей

5.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2 Световые оповещатели "Выход" в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3 Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".

5.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.);

речевой (передача специальных текстов);

световой:

а) световые мигающие оповещатели;

б) световые оповещатели "Выход";

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания :

1. "+" - требуется; "*" - допускается; "-" - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

3. В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

4. Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

7 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Примечания

1. Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

2. Спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений (число мест в здании)

3. Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (число койко-мест)

При применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

3.1. Психиатрические больницы

Оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

4. Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты (вместимость, чел.)

5. Жилые здания:

В СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для "пауз тишины", которые не должны превышать 1 минуты

секционного типа

коридорного типа

6. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (вместимость зала, чел.)

6.1. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей на открытом воздухе (вместимость зала, чел.)

7. Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях (число посетителей)

8. Организации торговли (площадь этажа пожарного отсека, м2)

8.1. Торговые залы без естественного освещения (площадь торгового зала, м2)

9. Организации общественного питания (вместимость, чел.)

9.1. Организации общественного питания, находящиеся в подвальном или цокольном этаже (вместимость, чел.)

10. Вокзалы

11. Поликлиники и амбулатории (посещения в смену, чел.)

90 и более

12. Организации бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным количеством посадочных мест для посетителей (площадь пожарного отсека, м2)

13. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (число посетителей)

14. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (число мест)

15. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов

16. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы

17. Производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности)

А, Б, В, Г, Д

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой

Примечания :

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.

5. Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.

6. В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

7. Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.

БРО для трансляции сообщений в системах оповещения, 2 сообщения по 8 сек., выходная мощность 24Вт при нагрузке 2 Ом, 15Вт при нагрузке 4 Ом, питание ~220В, (резерв АКБ 7Ач), 230х170х95мм, 0.75кг, -10..+40С, IP 30. Светодиодная индикация: сеть, резерв, контроль. Контроль линий управления, оповещения и линейного выхода, имеет автоматическую защиту от глубокого разряда АКБ и её переполюсовки! Автоматическая защита усилителя мощности звукового сигнала от короткого замыкания и перегрузки выходной цепи (линии оповещения)!

Основные особенности Соната-К-ЛМ:

  • Команда на включение и выключение тревожного оповещения поступает от внешнего приемно- контрольного прибора или от кнопки дистанционного включения. Передаются сообщения, предварительно записанные в цифровой магнитофон (запись осуществляется при изготовлении).
  • Для хранения сообщений используется встроенный цифровой магнитофон. В памяти магнитофона размещены два сообщения: тревожное – «запись 1» («Внимание! Пожарная тревога! Срочно всем покинуть помещение!») и тестовое – «запись 2» («Проверка оповещателя»).
  • Прибор осуществляет контроль целостности линий управления, оповещения и линейного выхода для подключения блоков расширения, имеет автоматическую защиту от глубокого разряда аккумуляторной батареи (АКБ) и её переполюсовки.
  • Усилитель мощности звукового сигнала, используемый в приборе, снабжен устройством автоматической защиты от короткого замыкания и перегрузки выходной цепи (линии оповещения).
  • При отключении питания от сети переменного тока прибор автоматически переходит на питание от источника резервного питания (эксплуатация прибора без подключенной АКБ запрещена!).
  • Прибор имеет транзисторный ключ типа «открытый коллектор», который активируется при неисправности линий оповещения, управления, линейного выхода, отсутствии АКБ, сетевого питания.

Технические характеристики:

Напряжение питания от сети переменного тока (при частоте 50 Г ц),В

Мощность, потребляемая от сети переменного тока, Вт

Максимальный ток потребления от аккумулятора в дежурном режиме, мА

Номинальная выходная звуковая мощность при активной нагрузке 2 Ом, Вт

Номинальная выходная звуковая мощность при активной нагрузке 4 Ом, Вт

Номинальная емкость встраиваемого аккумулятора, А°ч

Время работы прибора в режиме трансляции, не менее, ч

Время работы прибора от аккумулятора (при отключенном сетевом питании) в дежурном режиме, ч

Количество записанных речевых сообщений, шт

Длительность каждого речевого сообщения, сек

Диапазон воспроизводимых частот при трансляции со встроенного диктофона, Г ц

Сопротивление линии оповещения, соединяющей между собой прибор и

громкоговорители, не более, Ом

Максимальный уровень сигнала на линейном выходе, не более, В

Масса прибора без аккумуляторной батареи, не более, кг

Габаритные размеры, не более, мм

Диапазон рабочих температур, ОС

Срок службы прибора, не менее, лет

Степень защиты, обеспечиваемая оболочкой

Степень пожарной безопасности изделия соответствует ГОСТ Р МЭК 60065-2002

А. Пинаев
к.т.н., директор ОДО «Авангардспецмонтаж»,

В. Коротков
ТИП ЗАО «НПП «Иста-См»

Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5-го типа вызывают постоянные дискуссии и рассуждения на тему, что это такое и каковы способы их реализации. Во многом это обусловлено отсутствием технически четкой и корректной нормативной базы. Ни НПБ 104-95, ни НПБ 104-2003, ни СП 3.13130.2009 не отвечают на поставленные вопросы. Например, в СП 3.13130.2009, кроме таблицы 1 и некоторых упоминаний в тексте («...п. 5.1...В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности», «...п. 3.3...В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения»), больше ничего о 5-м типе оповещения и его реализации не говорится.

Единственной попыткой на нашей памяти каким-либо образом это конкретизировать было ПОСОБИЕ к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в общественных зданиях», но документ 1992 года имеет неопределенный статус, отсутствует в нормативной базе, да и просто устарел.

Наверняка у каждого специалиста, связанного с проектированием систем оповещения, существует и собственное видение проблемы.

Нам бы хотелось высказать свои соображения, основанные на многолетнем опыте проектирования, исследованиях проблематики, включая анализ реальных пожаров и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из крупных административных и общественных зданий.

Напомним, что системы оповещения 5-го типа предполагают множественность алгоритмов эвакуации и полную автоматизацию этих процессов. Поскольку речь идет об автоматизации, то нелишне отметить, что аксиомой любого управления является наличие трех базовых составляющих:

Достоверная и оперативная информация (входная величина);

Эффективные управляющие воздействия (выходная величина);

Модель реакции на входные воздействия.

Соответственно, автоматическая система управления должна предполагать автоматизацию получения информации, ее обработки и формирования управляющих воздействий.

Рассмотрим каждую из трех составляющих по порядку.

1. Получение достоверной информации о развитии ЧС и, в част-

ности, пожара основывается на использовании данных от пожарных из-вещателей: температуры, плотности дыма, концентрации опасных веществ, скорости изменения этих показателей. Необходимо иметь в виду, что состояние извещателей не всегда достоверно характеризует потенциальную угрозу, например, показания дымовых извещателей, размещенных на пути потока дымовоздушной смеси в открывшийся клапан вентиляции, дадут совершенно искаженное представление о реальной ситуации. Кстати, это одна из наиболее часто встречающихся ошибок проектирования, когда предполагается, что по сработавшим дымовым извещателям можно определить безопасный путь эвакуации.

По результатам неоднократно проводимых экспериментов и учений подразделений МЧС по эвакуации людей из административных и общественных зданий установлено, что при возгорании в коридоре длиной 60-80 м срабатывание дымовых из-вещателей происходит за 10-15 с с интервалом 2-3 с. Ну и куда отправлять людей, если время эвакуации намного больше времени срабатывания всех извещателей? Какова должна быть реакция автоматической системы управления на подобную динамику изменения ситуации? Может, ей вообще следует выключиться?

Очевидно, что для получения объективной оценки происходящего необходима либо комплексная оценка совокупности показателей, либо принципиально иные ее способы.

В качестве альтернативы можно было бы выделить показатели, в наиболее явном виде отражающие обстановку на путях эвакуации. Такими показателями могут являться величина нейтральной зоны и динамика ее изменения. Напомним, что под нейтральной зоной понимается область, безопасная для человека, ограниченная снизу температурой или ПДК опасных газов, а сверху слоем дыма. По мере развития пожара размеры этой области уменьшаются. Понятие нейтральной зоны широко используется при анализе развития пожара и оценке его последствий, но законодательно определение величины зоны и ее использование техническими средствами пожарной сигнализации не предполагается и не регламентируется. Соответственно, никто не будет ставить адресные дымовые извещатели вверху, а максимально-дифференциальные и газовые на высоте 60-80 см от пола.

В зависимости от конкретных объектов и ситуации, к информативным входным данным могут быть отнесены и другие параметры: результаты видеонаблюдения, данные от систем контроля и управления доступом и т.п.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой

(сирена, тонированный сигнал и др.)

(передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие оповещатели

б) световые оповещатели «Выход»

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

П р и м е ч а н и я:

1. «+» - требуется; «*» - допускается; «-» - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5-го типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

2. Трудности достоверной оценки ситуации усугубляют небогатый арсенал возможных управляющих воздействий. По сути, они сводятся к управлению световыми эвакуационными указателями и речевым сообщениям с полным отсутствием обратной связи между событиями, воздействиями и их последствиями. Необходимо отметить невысокую эффективность обоих воздействий с точки зрения процесса управления, поскольку речевые оповещения способны только подать команду на начало эвакуации (далее оператор и сам с трудом может понять, что происходит), а световые эвакуационные указатели стандартно включаются (а чаще - постоянно включены) над всеми выходами. Обилие фонограмм и большая длительность их звучания, реализуемые в аппаратуре управления, являются скорее маркетинговыми инструментами, чем технически обоснованными решениями. Если в аппаратуре предусматривается 40 и более фонограмм, то кто и по каким критериям должен их выбирать и какова необходимость трансляции неповторяющегося текста в течение 5 мин., если, к примеру, время эвакуации 2 мин.? Кто это будет дослушивать?

С точки зрения микрофонных сообщений и включений нужного направления указателей, то на удалении оператор, даже если он профессионально подготовлен, не в состоянии принять объективные решения. Например, фраза «выход влево» для людей, вышедших из комнат по разные стороны коридора, дает столь же разные указания. Если же использовать обратную связь зоны оповещения с диспетчерской для корректировки указаний, то исчезает смысл термина «полная автоматизация» и система реально является 4-го типа.

Уже многократно говорилось о низкой информативности световых эвакуационных указателей - их недостаточной видимости из-за особенностей установки (за счет увеличения плотности дыма вверху они быстро перестают восприниматься), а яркость свечения не нормируется и, соответственно, минимальна. Отсутствует динамика показаний - свечение постоянное, не пульсирующее, что психологически воздействует на человека, полагающего, что он брошен и должен ориентироваться самостоятельно, только по собственной субъективной оценке обстановки. Имеет смысл на особо ответственных объектах устанавливать указатели на уровне или невысоко от уровня пола с динамической индикацией типа «бегущая стрелка».

Практически забыты в нормативных документах световые мигающие оповещатели. В СП 3.13130.2009 п. 2.7 их смешали со световыми эвакуационными указателями. А ведь задачи у них разные: световые оповещатели (КРАСНОГО ЦВЕТА) должны продублировать речевое (или звуковое) оповещение о пожаре для людей с ограниченными возможностями по слуху, а это, практически, все общественные и административные здания;световые эвакуационные знаки (ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА) должны показывать направление к эвакуационному выходу (Е01-16) и сам эвакуационный выход (Е22-23), по ГОСТ Р 12.4.026-2001. Необязательность применения световых мигающих оповещателей (табл. 1, СП 3.13130.2009) и отсутствие единых технических требований к ним на практике оборачиваются неприменением их и, тем самым, снижением возможностей оповещения на начальном этапе.

3. Касаясь моделей, реализуемых в аппаратуре управления, то следует отметить, что отсутствие методов получения достоверной информации и эффективных способов влияния на управляемый процесс лишает необходимости разрабатывать математические модели для автоматического управления. Фактически, все существующие системы автоматизированного (не автоматического) управления эвакуацией основаны на выборе из фиксированного набора эвакуационных алгоритмов одного или нескольких вариантов, которые принимаются оператором или автоматически, на основе ограниченного набора информации, поступившей на момент возникновения ЧС. Парадокс заключается в том, что управление при ЧС, являющееся весьма динамичным процессом, принимается как статичный процесс, не развивающийся во времени, т.е. в предположении, что дальнейшее развитие ситуации прогнозируемо. Единожды выбранный вариант эвакуации, как правило, полагается неизменным на всех последующих стадиях развития ситуации.

Таким образом, после команды на начало эвакуации управление этими процессами прекращается. Как правило, основная масса посетителей и персонала успевает покинуть опасную зону, а оставшиеся, потеряв ориентацию на толпу, в дыму лишаются возможности найти безопасный выход. И для этих оставшихся работа системы управления эвакуацией может быть единственным шансом на спасение.

Возвращаясь к заглавию статьи и резюмируя вышесказанное, следует признать, что полноценная реализация СОУЭ 5-го типа в настоящее время невозможна, это обусловлено как отсутствием нормативной базы, определяющей порядок получения достоверной информации о ситуации (проектирования соответствующей ПС), так и отсутствием нормативной базы, определяющей порядок реализации (проектирования) управляющих воздействий и, как следствие, необходимых технических средств. Чаще всего под СОУЭ 5-го типа у нас понимают СОУЭ 4-го типа, с фантазийными и не всегда безопасными «наворотами» проектировщиков.

2-е издание


УТВЕРЖДЕНЫ МЧС России 24 декабря 2002 г.


В "Методических рекомендациях по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" (далее - Методические рекомендации) изложены:

назначение, организация и порядок задействования локальных систем оповещения;

организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

организация и основные этапы создания локальных систем оповещения;

организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения;

основные тактико-технические характеристики комплекса технических средств оповещения П-166, а также образцы оформления типового технического задания на создание локальной системы оповещения и паспорта локальной системы оповещения потенциально опасного объекта.

Методические рекомендации предназначены для руководителей структурных подразделений центрального аппарата МЧС России; органов управления по делам ГОЧС всех уровней; руководителей министерств, ведомств и организаций всех форм собственности Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; для начальников гражданской обороны потенциально опасных объектов; руководителей и сотрудников проектных организаций и организаций связи при разработке технических заданий на проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

Методические рекомендации также могут быть рекомендованы для преподавателей, слушателей и курсантов учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских учреждений МЧС России.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ

Автоматизированный пульт управления

Автоматическая телефонная станция

Аварийно химически опасное вещество

Атомная электростанция

Блок индивидуальных комплектов

Блок коммутации сообщений

Блок оповещения универсальный

______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Блок переключения радиотрансляционного узла

Выходное акустическое устройство

Городской запасный пункт управления

Гражданская оборона

Городской узел проводного вещания

Гидроэлектростанция

Загородный запасный пункт управления

Запасные части, инструмент и принадлежности

Источник вторичного электропитания

Комплекс технических средств

Локальная система оповещения

Начальник гражданской обороны

Оперативный дежурный

Орган управления (по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям)

Объектовый узел связи

Персональная электронно-вычислительная машина

Радиотрансляционный узел

Руководство по эксплуатации

Сильнодействующее ядовитое вещество

Территориальная автоматизированная система централизованного оповещения

Типовой элемент замены

Тональная частота

Узел проводного вещания

Узел связи

Химически опасный объект

Центральный щит радиационного контроля

Центральный щит управления

Чрезвычайная ситуация

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Блок коммутации сообщений аппаратуры оповещения из состава комплекса технических средств оповещения П-166

Узел проводного вещания

Оконечное устройство "А" (П-164А)

Электросирена

Абонентское устройство (громкоговоритель)

Прямая телефонная связь

Стационарная (мобильная) радиостанция в радиосети оповещения

Носимая радиостанция

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие "Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения" разработаны в целях реализации Федерального закона "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ с учетом требований Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ , постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" от 1 марта 1993 г. N 177, "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" от 1 марта 1993 г. N 178 и совместного приказа МЧС России, Минсвязи России и ВГТРК "Об утверждении Положения о системах оповещения гражданской обороны" от 7 декабря 1998 г. N 701/212/803*.
________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.

1.2. В Методических рекомендациях определены: назначение, порядок задействования, организационно-техническое построение, этапы работ по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения на базе комплекса технических средств оповещения (КТСО) П-166 и порядок эксплуатационно-технического обслуживания технических средств локальных систем оповещения (ЛСО).

1.3. Методические рекомендации предназначены для использования: министерствами, ведомствами и организациями, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты; органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям); начальниками гражданской обороны потенциально опасных объектов; проектными организациями и организациями связи при разработке технических заданий на проектирование, строительстве (реконструкции) и эксплуатации локальных систем оповещения в районах размещения ядерно-, радиационно и химически опасных предприятий и гидросооружений.

1.4. За создание (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению локальных систем оповещения несут персональную ответственность руководители потенциально опасных объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

1.5. Создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения.

1.6. Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.

2. НАЗНАЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ЗАДЕЙСТВОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

2.1. Назначение локальных систем оповещения

Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до:

руководителей и персонала объектов;

объектовых сил и служб гражданской обороны;

руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения;

оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города, городского района;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются:

руководители и персонал объекта;

объектовые силы и службы гражданской обороны;

оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района.

При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за границы потенциально опасного объекта, дополнительно оповещаются:

персонал (руководители, дежурные службы) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

население, проживающее в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2. Организация локальных систем оповещения

2.2.1. Схемы организации локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: атомных электростанций (АЭС), химически опасных объектов (ХОО) и гидроэлектростанций (ГЭС) приведены на рис.2.1, 2.2 и 2.3.

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.1. Организация локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.2. Организация локальной системы оповещения в районе размещения химически опасного объекта

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.2.3. Организация локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

2.2.2. Дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное задействование локальной системы оповещения, а также информирование оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района о факте аварии и складывающейся обстановке.

2.2.3. Оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района отвечают за своевременное задействование территориальных и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

2.2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления (ЗПУ) потенциально опасного объекта.

2.2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:

управление локальной системой оповещения;

прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района;

прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;

прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения;

контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;

телефонную связь общего пользования.

2.2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.

2.2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.

2.2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта:

в районах размещения ядерно- и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта);

в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта.

2.3. Порядок задействования локальной системы оповещения

2.3.1. Решение на задействование локальной системы оповещения принимает руководитель потенциально опасного объекта или лицо, его замещающее.

В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, решение о задействовании локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером (начальником смены станции) потенциально опасного объекта.

2.3.2. При задействовании локальных систем оповещения должен соблюдаться следующий порядок:

подается сигнал "Внимание всем!" путем дистанционного включения электросирен;

передается команда дистанционного включения электропитания усилителей проводного вещания и переключения их на передачу информации оповещения;

с микрофона или ПЭВМ осуществляется многократная (2-3 раза) передача речевой информации оповещения;

длительность передачи речевой информации оповещения не должна превышать 5 минут.

2.3.3. О всех случаях (санкционированных и несанкционированных) задействования локальной системы оповещения сообщается в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ (города, городского района).

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения атомной электростанции (АЭС)

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения АЭС приведен на рисунке 3.1.

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

Рис.3.1. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения АЭС

3.1.1. В помещении центрального щита управления (ЦЩУ) и на запасных пунктах управления (ЗПУ) противоаварийными действиями, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по территориальной автоматизированной системе централизованного оповещения (ТАСЦО), а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;



средства прямой телефонной связи и радиосвязи с дежурным центрального щита радиационного контроля (ЦЩРК) и оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).

3.1.2. На узле связи атомной станции и на узле электросвязи пристанционного поселка (города) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленные на узлах связи атомных станций и пристанционных поселков (городов);

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и для передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционных усилителей на передачу речевой информации;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для циркулярного оповещения руководства и дежурных смен аварийных служб атомной станции по телефонам.

3.1.3. На узле электросвязи райцентра устанавливается блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения местной системы оповещения.

3.1.4. В населенных пунктах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов

Типовые варианты организационно-технического построения локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов (ХОО) приведены на рисунках 3.2 и 3.3.

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.2. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения отдельно стоящего химически опасного объекта

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

Рис.3.3. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения рядом стоящих химически опасных объектов

3.2.1. В диспетчерской и на пункте управления отдельно стоящего химически опасного объекта, как правило, устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и на ЗПУ начальника гражданской обороны населенного пункта города, на территории которого находится потенциально опасный объект;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района), диспетчерами (начальниками смен) расположенных рядом объектов, персоналом в местах хранения или перегрузки аварийно химически опасных веществ (АХОВ) или сильнодействующих ядовитых вещества (СДЯВ).

3.2.2. На объектовом узле связи (АТС и УПВ) устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на объектовом узле связи и АТС районов города, расположенных в границах ЛСО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и местной системе оповещения, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также для дистанционного управления электросиренами;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по служебным телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения объектового радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.3. На АТС городов, городских районов или населенных пунктов, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами местной системы оповещения;

блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК) - для оповещения руководящего состава гражданской обороны объекта по телефонам;

блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного включения электропитания и переключения радиотрансляционного усилителя на передачу речевой информации.

3.2.4. На объектах, расположенных в границах локальной системы оповещения, как правило, устанавливается блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР) - для обеспечения дистанционного управления радиотрансляционным усилителем или выходным акустическим устройством (П-166 ВАУ).

3.2.5. В органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (городского района) для приема и отображения сообщений об аварии на химически опасном объекте устанавливается (или используется имеющийся) автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ).

3.2.6. Особенностью схемы, приведенной на рисунке 3.3, является создание на долевой основе в интересах двух или более химически опасных объектов объединенной локальной системы оповещения, управление которой обеспечивается с рабочих мест диспетчеров (начальников смен) каждого из объектов.

3.3. Организационно-техническое построение локальных систем оповещения в районах размещения гидроэлектростанций

Типовой вариант организационно-технического построения локальной системы оповещения в районе размещения гидроэлектростанции (ГЭС) приведен на рисунке 3.4.

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

Рис.3.4. Организационно-техническое построение локальной системы оповещения в районе размещения ГЭС

3.3.1. В диспетчерской ГЭС устанавливаются:

автоматизированный пульт управления (П-166 АПУ) - для управления локальной системой оповещения, приема сигналов и речевой информации оповещения, передаваемой по ТАСЦО, а также для передачи информации об аварии в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации и на ЗПУ начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации;

абонентское устройство (громкоговоритель) - для контроля речевой информации, передаваемой по локальной системе оповещения;

средства прямой телефонной связи и радиосвязи с оперативным дежурным органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации.

3.3.2. На узле связи ГЭС устанавливаются:

блок коммутации сообщений (П-166 БКС) - для коммутации команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, на комплекты аппаратуры оповещения, установленной на узлах связи ГЭС, поселка энергетиков, города, городского района;

блок оповещения универсальный (П-166 БОУ) - для приема команд дистанционного управления и речевой информации, передаваемых по ЛСО и ТАСЦО, и передачи их на блок переключения радиотрансляционного узла (П-166 БПР), блок индивидуальных комплектов (П-166 БИК), а также дистанционного управления электросиренами;

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

  • 1-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.);
  • 2-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения и световых указателей «Выход». Оповещение должно производиться во всех помещениях одновременно;
  • 3-й тип характеризуется речевым способом оповещения (запись и передача специальных текстов) и наличием световых указателей «Выход». Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 4-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей направления движения и «Выход». Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности;
  • 5-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием световых указателей движения и «Выход». Световые указатели направления движения должны быть с раздельным включением для каждой зоны. Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской и координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре. Регламентируется очерёдность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очерёдности. Обеспечивается полная автоматизация управления системой оповещения и возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения.

Для организации системы оповещения и управления эвакуацией в ИСО «Орион» можно применить следующие устройства:

    Исполнительные выходы прибора «Сигнал-20М» с контролем целостности линии. К выходам этого устройства возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Исполнительные выходы БПК с контролем целостности линии из состава блочно-модульного ППКУП. Такие выходы имеют блоки: «Сигнал-20П», «Сигнал-10», «С2000-4». К выходам данных устройств возможно подключать световые и звуковые оповещатели;

    Релейные блоки «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02» с контролем целостности линии. К выходам данных блоков также можно подключать световые и звуковые оповещатели. «С2000-КПБ» могут использоваться в случае, если исполнительных выходов прибора физически не хватает для подключения всех используемых в системе оповещателей, указателей и т.п. «С2000-СП2 исп.02» используется в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ».

    Адресные оповещатели охранно-пожарные звуковые «С2000-ОПЗ» и световые табличные «С2000-ОСТ». Они подключаются непосредственно в ДПЛС контроллера «С2000-КДЛ» без дополнительных релейных блоков, но требуют отдельного питания 12 – 24 В.

    Радиоканальные релейные блоки с контролем целостности линии «С2000Р-СП», используемые в адресно-аналоговых систе- мах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Радиоканальные оповещатели светозвуковые «С2000Р-Сирена» и световые табличные «С2000Р-ОСТ», используемые в адресно-аналоговых системах на базе контроллера «С2000-КДЛ» и радиорасширителя «С2000Р-АРР32».

    Блок речевого оповещения «Рупор», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет два параллельных канала оповещения по 20 Вт, рассчитанных на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 340 секунд. Может запускаться централизованно командой по интерфейсу RS-485 или локально. Запуск речевого оповещения локально производится при нарушении одного из четырёх входов прибора. К каждому из входов возможно привязать своё речевое сообщение. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп. 01», предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 12 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 127 различных сообщений общей продолжительностью до 80 секунд. Запускается прибор централизованно командой по RS-485 интерфейсу. Прибор поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, приоритеты оповещения для сообщений.

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.02». предназначенный для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт (при напряжении питания 18 – 24 В), рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. Питание прибора от внешнего источника напряжением 24 В или 12 В. При напряжении питания 12 В максимальная мощность составит 36 Вт при сопротивлении АС – 4 Ом и 18 Вт при АС – 8 Ом. В память прибора можно записать до 128 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается блок централизованно командой по RS-485 интерфейсу. «Рупор исп.02» поддерживает настройку таких параметров, как пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения. Блок оборудован линейным входом внешнего оповещения и входом запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов ГО и ЧС. Также «Рупор исп.02» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок речевого оповещения «Рупор исп.03», который предназначен для трансляции предварительно записанной речевой информации. Имеет один канал оповещения мощностью 40 Вт, рассчитанный на подключение недорогих низкоомных акустических модулей. В память прибора можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 84 секунд. Запускается централизованно командой по интерфейсу RS-485. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч. Блок поддерживает настройку таких параметров, как задержка оповещения, пауза между речевыми сообщениями, преамбулы речевого сообщения, время оповещения, приоритеты оповещения для сообщений. Блок оборудован двумя линейными входами для внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать модуль для трансляции сигналов от ГО и ЧС и других источников. Также «Рупор исп.03» поддерживает подключение блоков расширения «Рупор-БР».

    Блок расширения «Рупор-БР» предназначен для ретрансляции речевой информации, поступающей от «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03». Блоки расширения подключается к блоку речевого повещения двумя парами проводов, по одной из которых передается линейный звуковой сигнал, а по второй сигналы о неисправностях блоков расширения. Всего к одному блоку речевого оповещения можно подключить до 16 блоков расширения. «Рупор-БР» имеет один канал оповещения мощностью до 40 Вт и рассчитан на подключение низкоомных аккустических модулей. Питание осуществляется от сети 220 В, имеется возможность установки АКБ 7 или 9 А*ч.Б.

    Блок речевого оповещения «Рупор-300», который предназначен для воспроизведения записанных в его память или трансляции внешних речевых сообщений о действиях, направленных на обеспечение безопасности и оповещения при возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций. Имеет один канал оповещения мощностью 300 Вт, рассчитанный на подключение высокоомных акустических модулей (с входными трансформаторами, рассчитанными на напряжение не менее 100 В). Канал оповещения может иметь произвольную топологию за счет использования интеллектуальных адресных оконечных модулей контроля «Рупор-300-МК», каждый из которых устанавливается в конце ответвления или линии. В память блока можно записать до 255 различных сообщений общей продолжительностью до 400 секунд. Запускается «Рупор-300» централизованно командой по интерфейсу. Блок поддерживает настройку таких параметров, как преамбула речевого сообщения, пауза между речевыми сообщениями, речевое сообщение, приоритет оповещения для сообщений. Кроме того, блок оборудован двумя линейными входами внешнего оповещения и входами запуска внешнего оповещения, что позволяет использовать блок для трансляции сигналов ГО и ЧС других источников. Помимо оповещения о пожаре, «Рупор-300» может осуществлять трансляцию фоновой музыки, служебных и рекламных сообщений по расписанию с нужной периодичностью. Для этого модуль подключается через Ethernet к компьютеру с бесплатным ПО «Аудио сервер». Также по сети Ethernet может осуществляться ретрансляция звука, полученного блоком по одному из линейных входов на другие блоки «Рупор-300».

    Комплект аналоговых расширителей «Рупор-АР» предназначен для удалённого подключения источника аналогового звукового сигнала (ГО и ЧС, микрофон, линейный выход персонального компьютера и др.) к нескольким блокам речевого оповещения («Рупор-200», «Рупор-300», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03») с возможностью удалённого управления запуском внешнего оповещения. Комплекс состоит из входного модуля «Рупор-АР-МВ» и модулей расширения «Рупор-АР-МР». Модули объединяются витой парой, максимальная длина линии связи – 3500 м. К одному «Рупор-АР-МВ» может быть подключено до 40 «Рупор-АР-МР».

    Комплекс технических средств обеспечения связи с помещением пожарного поста-диспетчерской «Рупор-Диспетчер». Комплекс предназначен для создания систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) 4-го и 5-го типов и обеспечивает следующие функции:

  • Реализацию двунаправленных каналов связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской при организации СОУЭ 4-го и 5-го типов согласно ;
  • Автоматический контроль исправности линий связи с пожарным постом-диспетчерской на КЗ и ОБРЫВ;
  • Визуальное отображение информации о состоянии линий связи и передачу этой информации на сетевой контроллер ИСО «Орион»

ВНИМАНИЕ! Совместно с блоками «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02» и «Рупор-БР» рекомендуется применять следующие оповещатели производства ЗАО НВП «Болид»:

Совместно с «Рупор-300»:

Для большинства небольших объектов требованиями СП предусмотрена установка СОУЭ 1-го и 2-го типов. Требования по выбору типа системы СОУЭ приведены в разделе 7, таблице 2 СП 3.13130.2009. Наиболее эффективным решением для управления оповещением в подобных системах является применение приборов или БПК, имеющих исполнительные релейные выходы с контролем линии на КЗ и обрыв. Для самых малых объектов может быть использован прибор «Сигнал-20М» в автономном режиме (пример СОУЭ первого и второго типов приведен на рис.)


В остальных случаях система строится базе блочно-модульного ППКУП. При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар»); ручного управления. Если БПК не способны обеспечить управление требуемым числом оповещателей, либо не имеют собственных контролируемых выходов (например, «С2000-КДЛ»), то СОУЭ реализуется с помощью отдельных блоков, таких как «С2000-КПБ» и «С2000-СП2 исп.02». Блок «С2000-КПБ», начиная с версии 3.02, позволяет контролировать исправность линий оповещения при подключении к ним нескольких табло выход в нормально включенном состоянии. При организации радиоканального расширения адресно-аналоговой системы на базе «С2000-КДЛ» средствами «С2000Р-АРР32» СОУЭ организуется с помощью светозвуковых радиоканальных оповещателей «С2000Р-Сирена» и радиоканальных световых табличных оповещателей «С2000Р-ОСТ» или радиоканального релейного блока «С2000Р-СП» с контролем исправности выходных цепей.
Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей и выходов, используемых в системах СОУЭ, а также дистанционного управления ими с поста дежурного. Пример СОУЭ первого и второго типов на базе блочно-модульного ППКУП с адресно-аналоговой СПС приведен на рис.


Системы 3-го типа устанавливаются на объектах в тех случаях, когда требуется речевое оповещение и, возможно, существует необходимость в раздельном оповещении в нескольких зонах. В этом случае СОУЭ строится уже на базе блочно-модульного ППКУП (рис. – пример с адресно-аналоговой СПС).

При этом пульт «С2000М» выполняет функции индикации состояний и событий системы; организации взаимодействия между компонентами ППКУП (управления контролируемыми выходами различных БПК по факту возникновения событий «Пожар», а также запуском речевого оповещения блоков «Рупор», «Рупор исп.01», «Рупор исп.02», «Рупор исп.03» и «Рупор-200»); ручного управления. Блоки «Рупор», подключенные к пульту «С2000М», также могут запускаться по релейным сигналам от автономных ППКП. Обратите внимание, в соответствии с общей идеологией ИСО «Орион», система речевого оповещения получается распределённой и не требует прокладки проводов большого сечения для трансляции речевой информации из одного помещения по всему объекту, как в случае традиционных (стоечных) систем. Благодаря возможности синхронного запуска приборов семейства «Рупор», для озвучивания одной зоны большой площади можно использовать несколько приборов речевого оповещения. Общая мощность блоков «Рупор исп.02» и «Рупор исп.03» может увеличена за счет использования блоков расширения «Рупор-БР». Дополнительно в системе могут быть установлены блоки индикации «С2000-БКИ» и «С2000-ПТ» для наглядного отображения состояния адресных оповещателей, выходов, используемых в системах СОУЭ, и блоков речевого оповещения, а также управления ими с поста дежурного.


Кардинальное отличие систем 4-го и 5-го типов от рассмотренных выше заключается в необходимости разделения здания на зоны пожарного оповещения и обеспечения обратной связи зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской. Для реализации указанного требования компанией «Болид» был разработан комплекс технических средств «Рупор-Диспетчер». Основным элементом комплекса являются базовые блоки переговорного устройства «Рупор-ДБ», каждый из которых может обслуживать до 12 абонентских блоков «Рупор-ДТ».
В соответствии с требованиями нормативов комплекс осуществляет автоматический контроль исправности линий связи между базовым и абонентскими блоками (эту функцию выполняет входящий в состав комплекса прибор «Сигнал-20М» или БПК «Сигнал-20П»). В зависимости от требований конкретного объекта приборы из состава комплекса могут образовывать как полностью автономную систему, так и входить в состав ИСО «Орион» (блочно-модульного ППКУП). В первом случае для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств используются встроенные индикаторы прибора «Сигнал-20М».

На больших объектах, как правило, комплекс противопожарных мероприятий подразумевает наличие различных систем: автоматической пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, водяного или газового пожаротушения, дымоудаления. Для упрощения координированного управления всеми системами здания при пожаре целесообразно оснастить пожарный пост-диспетчерскую ЦПИУ «Орион» или компьютером с программным обеспечением АРМ «Орион Про».
При использовании комплекса средств обратной связи совместно с АРМ «Орион Про» для отображения состояния линий связи между блоками переговорных устройств лучше применить специализированные устройства индикации, такие как «С2000-БИ». Пример на рис.



В соответствии с требованиями системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Управление звуковыми и световыми оповещателями для систем оповещения 1 и 2 типов и их электропитание в ИСО «Орион» осуществляется от приборов пожарной сигнализации, БПК или релейных блоков. Для этих целей в приборах предусмотрены выходы, через которые оповещатели получают напряжение питания постоянного тока для своей работы. Кроме этого, в соответствии с требованиями линии связи с оповещателями контролируются на обрыв и короткое замыкание. Схемы подключения оповещателей приведены в документации на конкретные приборы. Таким образом, бесперебойное питание световых и звуковых оповещателей осуществляется за счет бесперебойного питания приборов, БПК и релейных блоков.
Блоки речевого оповещения «Рупор», «Рупор исп.03» и «Рупор-300» и блок расширения «Рупор-БР» питаются от сети переменного тока 220В, а блоки «Рупор исп.01» и «Рупор исп.02» от источника постоянного тока 12 В (в диапазоне от 10 до 15 В), или 24 В (в диапазоне от 20 до 30 В) (рис. 12-14). Бесперебойное питание блоков «Рупор», «Рупор исп.03», «Рупор-БР» и «Рупор-300» может осуществляться от устройств АВР шкафов пожарной автоматики для зданий, спроектированных по 1 категории электроснабжения. При отсутствии АВР, может использоваться резервированное электропитание (рис. 12 - 15). В конструкции «Рупор», «Рупор исп.01» и «Рупор исп.03», «Рупор-БР», «Рупор-300» предусмотрена установка аккумуляторных батарей:

  • «Рупор» - одна АКБ 7 Ач или две АКБ 4,5 Ач;
  • «Рупор исп.01» - одна АКБ 7 Ач;
  • «Рупор исп.03» и «Рупор-БР» - одна АКБ 7 или 9 Ач;
  • «Рупор-300» - две АКБ 17 Ач.

Время работы технических средств оповещения от резервного источника постоянного тока в дежурном режиме должно быть не менее 24 часов, в тревожном режиме - не менее 1 часа.
Для выбора типа резервированного источника питания серии РИП можно воспользоваться рекомендациями для пожарной сигнализации (стр. 37). А также программной «Ваттметр ИСО Орион», которая позволяет подобрать необходимый источник резервированного питания, исходя из заданных параметров системы..