Система права и система законодательства: их соотношение. Соотношение системы права с системой законодательства Виды правовых отношений, как правило, различаются

Система права и система законодательства - тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности - права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутреняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. системы нормативных правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер, обусловленный экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формы права - системой законодательства. Законодательство - форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства - это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и координированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных фактов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя рациональным, комплексных построением источником права.

Отраслевая обособленность характеризует и систему законодательства. Подобное обособление возможно при условии, если оно отражает особенности содержания правового регулирования. Обособить в законодательстве можно только то, что обособляется в действительности. Строение законодательства понимается как система лишь потому, что оно является внешним выражением объективно существующей структуры права.

Структура права для законодателя выступает как объективная закономерность. Поэтому в его решении о системе законодательства, строении нормативных правовых актов неизбежно проявляется реальная, объективно обусловленная потребность существования самостоятельных отраслей права, подотраслей, институтов, юридических норм. В процессе правотворчества законодатель должен исходить из особенностей отдельных подразделений права, своеобразие их соотношений друг с другом.



Система законодательства должна строиться в зависимости от сложившейся системы права, не отклоняясь существенно от нее. “Теоретические соображения и практические потребности повышения качества законодательства и сокращения его объема требуют сближения системы законодательства и системы права . Более того, природа системы права и системы законодательства позволяет говорить о тесной взаимосвязи между ними. “Не случайно схема построения Свода Законов СССР и союзных республик была составлена частично по отраслям права, частично по практически сложившимся сферам комплексного регулирования - отраслям или институтам законодательства. Большинство ученых считали при этом необходимым достигать наибольшего сближения системы права и системы законодательства” .

Однако система права и система законодательства не тождественны.

Между ними имеются существенные различия, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает нормативный правовой акт. Юридические нормы отраслей права - это строительный материал, из которого складывается та или иная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в различном сочетании определенного нормативного акта. Вот почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права и такое несовпадение двояко.

В одних случаях мы можем констатировать факт, когда отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Такие отрасли права не кодифицированы, а действующий в этой сфере нормативный материал рассредоточен по различным правовым актам.

Не исключена и обратная ситуация, при которой отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство).

Идеальным вариантом, очевидно, является совпадение отрасли права с отраслью законодательства (гражданское право, уголовное и т.д.). Такой вариант наиболее желателен, ибо сближение двух систем, их гармоничное развитие повышает эффективность функционирования всего правового механизма.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения и т.д.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативных правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно отражает государственное устройство страны и, если государство федеративное, то имеет место два уровня законодательства - федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации,а если государство унитарное, то уровень законодательства один - центральное законодательство.

Единство принципов распределение правотворческой компетенции между государственными органами на каждом из указанных уровней позволяет выделить два субординационных среза законодательства:

1. акты высших органов государственной власти,

2. акты высших органов государственного управления.

Вертикальная же структура права предполагает сложные взаимосвязи норм права, определяющие ее юридическую силу. Особенно если учесть возможность формулирования нормы права в нормативных правовых актах различной юридической силы.

В основе горизонтальной структуры законодательства лежат координационные связи между элементами системы законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. При таком структурном раскладе отрасли законодательства не совпадают с отраслями права и их число превышает число отраслей права.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права объясняется тем, что она обусловлена реально существующими общественными отношениями. Субъективность законодательства относительна, ибо она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различий между системой права и системой законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную систему.

Установление правильного соотношения между системой права и системой законодательства - важная теоретическая и практическая задача.

Надлежащее ее решение призвано обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, их согласованность и правильное применение на практике.

Контрольные вопросы к главе 4:

1. Что такое правотворчество?

2. Назовите виды правотворчества в Российской Федерации.

3. Каковы основные стадии правотворческого процесса?

4. Что такое систематизация законодательства и каковы ее формы?

5. Каковы виды учета законодательства?

6.Какова история создания собраний законодательства в России?

7. Каковы виды инкорпорации?

8. Понятие и назначение консолидации законодательства.

9. Каковы основные признаки кодификации законодательства?

10. Назовите основные виды кодификационных актов.

Абулханова С.М. Особенности структуры системы законодательства субъектов Российской Федерации//Бизнес в законе. - 2009. - № 1. - С. 59-61.

Апт Л.Ф.Нетипичные предписания в федеральном законодательстве//Ленинградский юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 25-43.

Болонин С.Ю. Правотолкование и правотворчество - две самостоятельные формы юридической деятельности//Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2008. Т. 9. - № 3. - С. 139-143.

Владимиров В.А.К вопросу об отраслевом построении системы законодательства//Юридические науки. - 2009. - № 4. - С. 10-14.Занина М.А. Коллизии кодексов и других федеральных законов, относящихся к разным отраслям законодательства//Российское правосудие. - 2009. - № 12. С. - 27-36.

Галузо В. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития//Закон и право. - 2009. - № 8. - С. 28-30.

Иванов В.С. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского//Бизнес в законе. - 2010. - № 2. - С. 43-46.

Касаева Т.В. Правотворчество и правообразование // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 2. С. 207-208.

Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. - 2008. Т. 8. - № 4. - С. 35-42.

Кузьмин А.В. Юридическая деятельность: проблемы единства позитивистского и естественно-правого начал. Монография. Спб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2008. – 131 с.

Кузьмин А.В., Карчевская Н.И., Терских И.Ю. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политическойпартии как института гражданского общества // История государства и права. 2008. № 12. С. 2-3.

Макарчук И.Ю. Правотворчество: понятие и место в механизме правового регулирования//Молодой ученый. - 2010. - № 1-2-2. - С. 153-159.

Михайлов А.Е. Правовая политика российского государства по систематизации нормативных правовых актов: состояние и перспективы/Д.В.Пажетных//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2009. - № 52. - С. 96-108.

Михеева И.В. Российское правотворчество: традиционные акценты истории//Журнал российского права. 2010. Т. 10. № 166. С. 98-105.

Нейман В.Б. Нравственность федерального законодательства//Стандарты и качество. - 2008. - № 9. - С. 32-35.

Ображиев К.В. Уголовный закон и уголовное законодательство: проблемы соотношения//Российский ежегодник уголовного права. - 2008. - № 2. - С. 205-217.

Осипов М.Ю. Основные факторы, влияющие на правотворчество и правовое регулирование: понятие и соотношение//Современное право. 2009. № 8. С. 3-5.

Паулов П.А. О соотношении системы законодательства и системы права//Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 7. - С. 6-9.

Ситникова И.Е. Политический плюрализм и правотворчество: условия взаимодействия// Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 286-288.

Тихомиров Ю.А.Юридические приоритеты и коллизии в федеральном законодательстве/О.А.Дворникова, Н.Е.Егорова, А.Н.Морозов, И.В.Плюгина, А.Е.Помазанский//Журнал российского права. - 2008. - № 11. - С. 12-28.

Фархуллина Н.Н К вопросу о противоречии федеральному и региональному законодательству муниципальных нормативных правовых актов субъектов рф (практический аспект)//Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 73-80.

Федоров А.Ю. Проблемы повышения эффективности реализации чрезвычайного законодательства Российской Федерации//Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2008. - № 4. - С. 82-84.

Шамаров В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание//Вестник Екатерининского института. - 2009. - № 2. - С. 22-24.

Шминке А.Д. К проблеме соотношения системы права и системы законодательства//Вестник Саратовской государственной академии права. - 2010. - № 4. - С. 65-67.

Храмцова Н.Г. Принципы правотворчества в правовом дискурсе//Пробелы в Российском законодательстве. - 2009. - № 2. - С. 51-53.

Глава 5. Правореализационная деятельность.

Если система права выступает как внутренняя форма права (его строение по отраслям и институтам), то система законодательства как внешняя форма права, как система нормативно-правовых актов, в которых отрасли и институты права выражены (С.А.

Комаров).

Система права характеризует взаимосвязи между ее основными элементами, так же как и система законодательства. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям:

1. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства – нормативно-правовой акт;

2. Система права складывается исторически, в соответствии с общественными интересами и отношениями, а система законодательства обусловлена волей законодателя;

3. Система права выступает в качестве содержания, а система законодательства в качестве формы права;

4. Система права имеет первичный характер, является основой системы законодательства. Система законодательства носит производный характер от системы права.

5. Система права имеет отраслевое (горизонтальное) строение, а система законодательства строится по юридической силе (вертикальное строение). В связи с чем в системе законодательства в зависимости от формы государственного устройства выделяются конституционные, федеральные, местные законы и подзаконные акты, структурированные по юридической силе.

6. Система права и система законодательства различаются также по объему: законодательство не охватывает всего разнообразия нормативности, хотя и включает в себя определения норм, но строится по своему – Общая, Особенная части, разделы, главы, статьи.

Несовпадение системы права и системы законодательства связано с тем, что систематизация законодательства осуществляется при наличии уже сложившейся системы права, например, появлению кодексов предшествует образование соответствующих отраслей права.

Еще по теме 7. Соотношение системы права и системы законодательства.:

  1. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

Правовая система общества представляет собой конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии государства.

Это сложное, многоуровневое, комплексное, иерархическое, динамическое образование, отражающее всю правовую организацию общества, целостную правовую реальность, где главным, определяющим звеном является право, как система норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством. Категории «правовая система» и «право» соотносятся между собой как целое и часть. На формирование правовой системы общества оказывают влияние факторы социально-экономического, политического, этнокультурного характеров.

Помимо права, правовая система общества, включает в себя и другие явления юридической действительности: правовую культуру, правосознание, правоотношение, механизм правового регулирования, правомерное поведение, юридическую ответственность и т.д. Элементы правовой системы общества отличаются по своей роли, удельному весу, значению, используемым средствам, юридической природе, характеру воздействия на общественные отношения. Тем не менее, они тесным образом соединены между собой необходимыми связями, отношениями, состояниями, режимами. Как главный системообразующий элемент право оказывает определяющее влияние на другие компоненты юридической системы. Поэтому любые изменения существующих правил поведения сразу же непосредственно сказываются на состоянии других составляющих компонентах правовой системы.

Правовая система охватывает всю область цивилизованного существования людей и включает такие блоки, как нормативный, правообразующий, доктринальный, правореализационный, правоохранительный, блок прав и обязанностей 1 и т.д.

Совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, принципов регулирования, правовых доктрин образуют правовые семьи . Более подробно вопросы их формирования и основные характеристики освящены в §2 главы 1 настоящего учебника.

Понятие и структурные элементы системы права. Право представляет собой сложное, иерархическое образование, состоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное целостное единство.

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, субинститутов, отраслей и подотраслей права.

Основные признаки системы права:

1. Состоит из взаимосогласованных непротиворечивых элементов (норм права, институтов, субинститутов, отраслей, подотраслей права);

2. обусловлена объективными факторами социально-экономического, политического, национального, религиозного характеров;

3. характеризуется целостностью, что обусловлено единством выраженной в юридических нормах государственной воли;

4. первичным элементом системы права является юридическая норма.

Структурные элементы системы права:

Норма права – общеобязательное, формально определенное правило поведение властного характера, исходящее от государства.

Институт права – группа юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Субинститут права – совокупность юридических норм, регулирующих разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института.

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную род (сферу) общественных отношений.

Подотрасль права – система однородных институтов определенной отрасли права.

В правоведении все юридические нормы условно подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные нормы , составляющие содержательную сторону права, оказывают прямое воздействие на общественные отношения. Нормы процедурно-организационного характера регламентируют порядок, форму юрисдикционной деятельности правоприменительных органов, направлены на реализацию норм материального права.

Основными критериями деления норм права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – общественные отношения, регулируемые правом. Каждой отрасли права соответствует свой предмет правового регулирования.

Метод правового регулирования - совокупность приемов, средств, способов регулирования общественных отношений. В совокупности с предметом правового регулирования он позволяет разграничить отрасли, опосредующие сходные общественные отношения.

Выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный.

Императивный метод предполагает правовое положение субъектов, основанное на субординации, связан с властными предписаниями, карательными и штрафными санкциями.

Диспозитивный метод характеризуется равноправием сторон, координацией их деятельности, возможностью действовать по собственному усмотрению в границах, установленных действующим законодательством.

Императивный метод характерен для отраслей публичного права (конституционного, уголовного, административного, финансового), связанного с публичной власть, носителем которой является государство.

Диспозитивный метод используется в сфере частного права (гражданского, семейного) регулирующего отношения, возникающие между частыми собственниками, их законные интересы.

Отрасли российского права.

Конституционное (государственное) право – отрасль права, объединяющая правовые нормы, закрепляющая основы конституционного строя, принципы организации, цели и задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношений личности и государства, механизм осуществления государственной власти. Основным источником государственного права является Конституция РФ.

Административное право - система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право - совокупность правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства, т.е. деятельность по сбору и распределению денежных средств (сбор налогов, составление, утверждение и исполнение государственного бюджета и т.д.).

Гражданское право - система норм, регулирующих разнообразные имущественные (собственность, заключение сделок, договоров, наследование и т.д.) и связанные с ними личные неимущественные отношения (честь, достоинство, имя, авторство).

Семейное право – отрасль права, регулирующая порядок и условия вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, определяющая формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Земельное право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования земельного фонда в соответствии с хозяйственным назначением.

Уголовное право - совокупность норм, регламентирующих основания и принципы уголовной ответственности, определяющих, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливающих виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовно-процессуальное право - система норм, регулирующих деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяющих процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов, их правовое положение.

Уголовно-исполнительное право представляет собой систему норм, регламентирующих порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию нарушителей в местах заключения.

Гражданско-процессуальное право регулирует деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении гражданских, трудовых, семейных, личных, финансовых споров. В состав данной отрасли входят нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов.

Международное право . Занимает особое место и не входит в национальную систему права в качестве самостоятельной отрасли. Международное право включается в правовую систему РФ в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Международное право регулирует межгосударственные отношения. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН, определяющих взаимные права и обязанности участников мирового сообщества (государств). В международном праве сохраняется деление на публичное право и частное право, регулирующее имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, другие вопросы. РФ признает приоритет международного права над внутригосударственным.

Система права и система законодательства: соотношение и взаимосвязь. Систему права не следует отождествлять с системой законодательства. Система права складывается объективно в соответствии с фактически существующими видами общественных отношений, система же законодательства является результатом целенаправленной упорядочивающей деятельности законодательных органов. Система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание - это внутренняя структура права, система законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, это система нормативных правовых актов.

Основные различия между системой права и системой законодательства:

1.Исходным элементом системы права является юридическая норма, а первичным элементом законодательства – статья нормативного правового акта. Структура права и структура законодательства соотносятся как содержание и форма.

2.Система законодательства и система права различны по объему. Система законодательства по объему представленного в нем материала шире, так как включает в себя кроме правовых норм иные элементы, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, правила дорожного движения).

3.Система права имеет объективный характер, обусловлена фактически существующими общественными отношениями. Система законодательства преимущественно субъективна, так как зависит во многом от воли законодателя.

4.Внутреняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит классификация нормативных актов по юридической силе и органам, их издавшим. Эта классификация опирается на разделение нормативных правовых актов на законы и подзаконные нормативные акты.

Вертикальная структура права - это его деление на нормы, институты, отрасли.

В основе отраслевой (горизонтальной) системы законодательства лежат два критерия - система права и система государственного управления. В соответствии с этими критериями система законодательства подразделяется на отрасли законодательства.

5.В основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования, отрасли законодательства, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями - правовой системой и системой законодательства.

При рассмотрении понятия "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, созвучного, понятия "правовая система".

Правовая система — это более широкое понятие, чем система права. Она представляет собой совокупную связь права, правовой идеологии и юридической практики.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система определяет своеобразие права той или иной конкретной страны. В зависимости от того, какой из элементов правовой системы играет решающую роль, выде-ляют семьи правовых систем: романо-германскую, где главенствующую роль в качестве ис-точника права играет нормативно-правовой акт;англосаксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент; мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.

Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны: 1) собственно право и выражающее его законодательство, 2) правовая идеология. 3) юридическая практика (в ее широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.). Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.

Право и выражающее его законодательство являются главным, цементирующим элементом правовой системы. Без права нет правовой системы, ибо оно вызывает к жизни каждый из ее элементов. Право, выраженное в законодательстве, обретает свои четкие рамки и в свою очередь вызывает к жизни новые правовые явления - элементы правовой системы: правоотношения, юридическую практику, правовые институты и учреждения. Хорошо продуманное, эффективно действующее законодательство делает таковой и правовую систему в целом. Законодательство означает юридизацию общественных, в данном случае правовых отношений.

Под "правовой идеологией" теория права понимает систематизированное научное выражение правовых взглядов, представлений, правовых требований определенных классов общества. Такое понимание соответствует философскому восприятию идеологии как системы общественных взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Формирование правовой идеологии - это процесс осмысливания обществом множества правовых явлений, выработка научно-теоретического багажа на пути понимания правовой действительности. Правовая идеология является составной частью правосознания. Вторая часть этого явления - правовая психология.

В правовую идеологию входят явления духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика и т.д.).

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы:

= Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны. Национальные правовые системы могут быть объединены в правовую семью. В понятии "национальная правовая система", наряду с собственно правом, важную роль могут играть либо судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология.

= Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:

A. семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право (в этих системах на первом месте стоит закон). Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;
B. семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран (в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права);

C. семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право (эта семья охватывает 4/5 планеты).

= группы правовых систем .

Юридическая практика важный элемент правовой системы. Он связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика - это всегда определенный результат правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют собой юридические нормы в реальности и как они применяются.

Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность. В то же время не всякая юридическая практика и не все ее правоположения являются прогрессивными, правильными и используются для совершенствования законодательства.