Что делает центр занятости. Что такое биржа труда? Какие выплаты положены сокращенному работнику

Центр занятости редко используется соискателями в процессе поиска работы, но тем не менее, он может быть полезен. Чем может помочь центр занятости? Попробуем разобраться.

Чем занимается центр занятости

Центры занятости (сейчас чаще употребляют понятие «агентство занятости населения») ведут работу с работодателями и соискателями:

  • Осуществляют помощь соискателям в , работодателям — в поисках сотрудников. Проводят консультации по вопросам трудоустройства.
  • Проводят профессиональную ориентацию граждан, предоставляют возможности получения дополнительного образования и профессиональной переподготовки.
  • Производят социальные выплаты гражданам, оставшимся без работы и вставшим на учет в центр занятости.
  • Проводят социальную адаптацию граждан без работы.
  • Организуют и проводят ярмарки вакансий.
  • Поддерживают самозанятость безработных граждан, предоставляют возможности оплачиваемых общественных работ и работ для несовершеннолетних граждан.

Для людей, оставшихся без работы, центр занятости выступает государственным гарантом поддержки и содействия на период безработицы. Встав на учет в центр занятости населения, человеку присваивается статус безработного и назначаются предусмотренные российским законодательством социальные выплаты. Для возможности получения социальных выплат должно соблюдаться 2 правила:

  1. Гражданин трудоспособен и не имеет заработка.
  2. Гражданин должен быть готовым приступить к работе в любое время и самостоятельно заниматься поиском работы.

Как получить статус безработного

Необходимо обратиться в районный центр занятости (по месту регистрации) и предоставить следующие документы:

  • Паспорт гражданина РФ;
  • Трудовую книжку;
  • Документы об образовании;
  • Справку о доходах с последнего места работы, где отражен заработок за последние три месяца (при наличии трудовой деятельности);
  • Индивидуальную программу реабилитации (для трудоспособных инвалидов).

В целях более качественного подбора вакансий необходимо представить все документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации. Это могут быть дипломы, свидетельства, удостоверения.

Необходимо написать заявление для предоставления государственной услуги. Уже в день регистрации специалистом будет осуществлен подбор подходящей для гражданина работы. Если трудоустройство в течение десяти дней не состоялось, человек официально признается безработным с первого дня обращения в ЦЗН с полным набором документов.

С приобретением статуса безработного на гражданина налагаются обязанности :

  1. Явка на биржу труда два раза в месяц. Дни очередного посещения будут назначаться специалистом центра. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой наказание в виде лишения пособия на период до трех месяцев.
  2. При получении направления к работодателю по имеющейся вакансии необходимо прийти на собеседование в течение трех дней. В случае нарушения указанного срока безработному снижается размер социальной выплаты на четверть. Срок наказания – до одного месяца. Два отказа от предложенной работы по имеющейся специальности, квалификации также повлекут за собой приостановку выплаты пособия по безработице.

Как определяется размер социальной выплаты?

Минимальная и максимальная величины пособия по безработице устанавливаются Правительством РФ на предстоящий календарный год. Размер выплаты безработному зависит:

  • от причины его увольнения с последнего места работы;
  • стажа трудовой деятельности за последний календарный год;
  • величины заработной платы, отраженной в справке.

Продолжительность выплаты пособия в первом периоде не может быть более 12 месяцев , за исключением отдельных случаев. При этом общее время получения социальной выплаты составляет 24 месяца в течение 36.

На получение денежных средств человек имеет право со дня признания безработным. Работникам, уволенным по сокращению или в связи с ликвидацией организации, пособие на бирже труда назначается после того, как прекращается выплата сохраненного за ними среднего заработка.

Если гражданин имел оплачиваемый период работы продолжительностью 26 недель за последний год в календарном исчислении, то величина назначенного пособия будет составлять:

  • первые 3 месяца — 75 процентов среднемесячной заработной платы, рассчитанной за последний трехмесячный период работы;
  • 4 месяца — 60 процентов ;
  • остальное время до окончания периода выплаты — 45 процентов .

При наличии продолжительного страхового стажа, подтвержденного документально, первый период выплаты пособия может превышать 12 месяцев. Размер назначаемого пособия не может опускаться ниже минимального значения и не должен превышать установленный максимум. В следующем периоде можно рассчитывать только на минимальную социальную выплату.

Выплата в первом и втором 6-месячных периодах назначается в размере минимального пособия в случаях, если соискатель работы:

  • ранее не приступал к трудовой деятельности;
  • прекратил трудовую деятельность более года тому назад;
  • был уволен за какие-либо виновные действия (по последней занятости);
  • завершил работу в качестве индивидуального предпринимателя;
  • вышел из состава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • не имеет 26-недельного периода оплачиваемой работы за последний календарный год;
  • отчислен за нарушения из учебного заведения, куда был направлен центром занятости по программе профессионального обучения.

В регионах с применением районного коэффициента к заработной плате социальная выплата увеличивается на его размер. Пособие выплачивается гражданину ежемесячно, если он соблюдает условия прохождения перерегистрации.

Чем может помочь центр занятости

Популярным среди безработных направлением деятельности центров занятости является профессиональное обучение и получение дополнительного образования. ЦЗН активно сотрудничают с образовательными учреждениями разного уровня в плане подготовки, переобучения и повышения квалификации безработных. Обучение ведется по профессиям, востребованным на рынке труда. По итогам профессионального обучения безработные получают документы установленного образца и могут смело приступить к труду в соответствии с присвоенной квалификацией. На период учебы назначается стипендия. Люди, посещающие курсы, имеют право на получение материальной помощи.

Государство реализует через центры занятости ряд специальных программ, направленных на повышение уровня трудоустройства людей, обратившихся за услугами по подбору работы. В этих учреждениях нуждающиеся в сотрудниках работодатели имеют возможность осуществить выбор подходящих кандидатур. В отличие от коммерческих кадровых агентств, центры занятости населения оказывают услуги гражданам и работодателям бесплатно .

Ищущие работу могут посетить ближайший центр занятости населения в целях получения информации о состоянии рынка труда, спросе и предложении рабочей силы. Специалисты службы занятости окажут квалифицированную помощь по подбору подходящей работы, учитывая образование, уровень подготовки, профессиональные склонности и интересы обратившегося человека. Информация с актуальными вакансиями располагается на стендах в свободном доступе. Залы центров занятости снабжены электронными системами для самостоятельного просмотра имеющихся вакансий.

ЦЗН предлагает обратившимся в поисках работы гражданам участие в реализуемых мероприятиях трудоустройства. Вакансии специальных программ активной политики занятости, как правило, имеют социальную направленность и временный характер работы. Люди, находящиеся в процессе поиска нового рабочего места, могут воспользоваться услугами психологов-профконсультантов. Государственные биржи труда оказывают консультационную и финансовую помощь будущим предпринимателям по вопросам организации собственного дела.

Деятельность службы занятости населения – неотъемлемая часть современной действительности. Постоянно повышая доступность и качество оказываемых услуг, реализуя государственные программы трудоустройства, центры занятости открывают новые возможности для людей, ищущих работу, и работодателей.

В жизни каждого из нас бывают сложные ситуации, когда приходиться прощаться с нашей старой работой и искать новую. Причины тому могут быть самые различные: уход по собственному желанию из-за конфликта с начальством или из-за неудовлетворительных условий труда, по семейным обстоятельствам. После решения всех проблем ваше место уже оказалось занято, кто-то вынужден искать новый способ заработка после увольнения или сокращения и т. д.

Жизненные ситуации бывают самыми различными, но исход их только один: нужно искать новую работу. Пока такой возможности нет, можно встать на биржу труда, которая поможет вам найти новый вариант и временно обеспечит пособием. Как это сделать в Москве, и какие документы необходимы для постановки на учет в 2019 году.

Кто может встать на биржу труда?

Прежде всего, необходимо четко понимать, при каких условиях человек имеет возможность встать на биржу труда. Согласно ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», безработным является гражданин, который является трудоспособным и находится на учете Центре занятости, при этом, не являясь где-либо официально трудоустроенным. Как только лицо завершает процедуру постановки на учет, оно получает статус безработного, и по закону оно должно получать соответствующие выплаты.

Однако также следует понимать, что отдельные категории граждан не имеют права встать на биржу труда, о которых также указано в части 3 ст. 3 Федерального Закона «О занятости населения». Кому бессмысленно посещать Центр занятости?

  • пенсионеру по возрасту;
  • лицу, которое еще не достигло 16-летнего возраста;
  • человеку, которому решением суда были присуждены исправительные работы;
  • ранее официально не работавшему и не имеющему образования. При этом служба занятости обязана предложить такому человеку минимум 2 варианта обучения. В случае отказа, встать на биржу труда гражданин не сможет.

Распространенной проблемой является ситуация, когда необходима постановка на учет беременной женщине. Это возможно, однако только в тех случаях, когда женщина не достигла срока беременности в 30 недель. Именно тогда наступает время для декретного отпуска и после тридцатой недели, возможности стать встать на биржу труда уже не будет.

Что необходимо для постановки на учет

Для того чтобы встать на биржу труда и получить полный комплект услуг, включая предложения нового места трудоустройства, а также пособие по безработице, вам необходимо прийти в отделение Центра занятости по месту прописки в Москве или в другом городе, составить заявление и приложить к нему определенный пакет документов. В 2019 году список бумаг для постановки на учет является следующим:

  • паспорт;
  • трудовая книжка (если человек ранее был официально трудоустроен);
  • документ, подтверждающий постановку на учет в налоговой службе;
  • справка о доходах за предыдущие 3 месяца (если гражданин попал под сокращение или был уволен с предыдущего места работы);
  • документы, подтверждающие ваше образование: диплом из школы, из среднего или высшего учебного заведения, где вы обучались, а также документы о прохождении каких-либо курсов (если есть);
  • для оформления пособия также могут потребовать выписку с индивидуального счета застрахованных лиц.

После того как вы официально зарегистрировались и были поставлены на учет, вам придется выполнять некоторые правила. В частности:

  1. Дважды в месяц в указанный сотрудником Центра занятости срок лицо обязано являться и отмечаться. Если безработный игнорирует подобное требование, размер пособия будет уменьшаться. Более того, при регулярной неявке в указанный срок, выплата пособия может быть прекращена целиком.
  2. Сотрудники службы будут постоянно предлагать безработному какие-либо варианты трудоустройства, согласно вашему образованию и квалификации. Если человек был оповещен о той или иной вакансии, он должен прибыть по указанному адресу для прохождения собеседования в срок, не превышающий трех суток.
  3. Если безработный в течение года не находит для себя работу, отвечающую его образованию, квалификации и опыту, Центр занятости может предлагать ему и другие вакансии, не требующие навыков, которыми обладает лицо, состоящее на учете.

Размер пособия по безработице в 2019 году

Если человек вынужден встать на биржу труда, значит, временно его обеспечение перекладывается на плечи государства. Сумма выплат зависит от многих факторов, однако она не может выходить за рамки установленных законодательством сумм. Находясь на учете по безработице, вы станете получать самые различные суммы, минимальная из которых в 2019 году составляет 850 рублей, а максимальная – 4900 единиц национальной валюты.

Под биржей труда в современном обществе обычно подразумевают государственное учреждение, которое осуществляет посредничество между теми, кто занят поисками подходящей работы, и работодателями, заинтересованными в квалифицированной рабочей силе. Биржа труда – часть системы государственного регулирования рынка труда, которая помогает гражданам с трудоустройством и переобучением, а также осуществляет социальную поддержку безработных.

Органы, ведающие вопросами занятости населения, анализируют состояние рынка труда во всех регионах страны и подбирают для соискателей вакансии, соответствующие их уровню профессиональной подготовки.

В настоящее время ситуация на рынке труда настолько сложна и многообразна, что часть функций государственных Центров занятости населения берут на себя коммерческие и общественные биржи труда. В таких организациях соискатель может за приемлемую плату получить данные об актуальных вакансиях, хотя однозначной гарантии трудоустройства, разумеется, никто дать не может.

Государственные Центры занятости населения

Государственная служба занятости занимается более широким кругом вопросов. В ее ведении – проблемы с трудоустройством лиц, временно оставшихся без работы; переподготовка тех, кто желает ; выплаты государственных пособий тем лицам, которые становятся на учет в качестве безработных.

Центры занятости осуществляют также профориентацию и психологическое сопровождение граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Биржа труда имеет в своем распоряжении банки актуальных вакансий, которые востребованы в данном регионе в настоящий момент. Чтобы получить доступ к вакансиям, гражданину требуется подать в учреждение пакет необходимых документов и зарегистрироваться в качестве безработного. Специалисты биржи труда помогут подобрать подходящее место работы, соответствующее склонностям, образованию и уровню подготовки соискателя. Услуги Центров занятости населения бесплатны.

Центры занятости населения создаются по территориальному признаку и имеются в каждом регионе. Любой гражданин России, столкнувшийся с проблемой трудоустройства, вправе обратиться за помощью и поддержкой в то учреждение службы занятости, которое расположено в месте его проживания. Регистрация на бирже труда возможна при наличии паспорта, трудовой книжки и документа об образовании. Тем, кто ранее работал, потребуется также справка о среднем заработке за последние три месяца.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости - реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.