II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 6 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений.

2. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления государственными органами и государственными учреждениями, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим бюджетом на обеспечение деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры.

Правила
категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и сроки категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее соответственно - критическая информационная инфраструктура, категорирование).

2. Категорирование осуществляется субъектами критической информационной инфраструктуры в отношении принадлежащих им на праве собственности, аренды или ином законном основании объектов критической информационной инфраструктуры.

3. Категорированию подлежат объекты критической информационной инфраструктуры, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и (или) иные процессы в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры.

4. Определение категорий значимости объектов критической информационной инфраструктуры (далее - категория значимости) осуществляется на основании показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры и их значений, предусмотренных показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 127 "Об утверждении Правил категорирования объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также перечня показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значений" (далее соответственно - перечень показателей критериев значимости, показатели критериев значимости).

а) определение процессов, указанных в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

б) выявление управленческих, технологических, производственных, финансово-экономических и (или) иных процессов в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъектов критической информационной инфраструктуры, нарушение и (или) прекращение которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка (далее - критические процессы);

в) определение объектов критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов;

г) формирование перечня объектов критической информационной инфраструктуры, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов);

д) оценку в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаба возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

е) присвоение каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо принятие решения об отсутствии необходимости присвоения им одной из категорий значимости.

6. Объекту критической информационной инфраструктуры по результатам категорирования присваивается в соответствии с перечнем показателей критериев значимости категория значимости с наивысшим значением.

Для каждого показателя критериев значимости, для которого установлено более одного значения такого показателя (территория, количество людей), оценка производится по каждому из значений показателя критериев значимости, а категория значимости присваивается по наивысшему значению такого показателя.

В случае если ни один из показателей критериев значимости неприменим для объекта критической информационной инфраструктуры или объект критической информационной инфраструктуры не соответствует ни одному показателю критериев значимости и их значениям, категория значимости не присваивается.

7. Устанавливаются 3 категории значимости. Самая высокая категория - первая, самая низкая - третья.

8. В отношении объекта критической информационной инфраструктуры, создаваемого в рамках создания объекта капитального строительства, категория значимости определяется при формировании заказчиком, техническим заказчиком или застройщиком требований к объекту критической информационной инфраструктуры с учетом имеющихся исходных данных о критических процессах субъекта критической информационной инфраструктуры.

Для создаваемого объекта критической информационной инфраструктуры, указанного в настоящего пункта, категория значимости может быть уточнена в ходе его проектирования.

9. Для объектов, принадлежащих одному субъекту критической информационной инфраструктуры, но используемых для целей контроля и управления технологическим и (или) производственным оборудованием, принадлежащим другому субъекту критической информационной инфраструктуры, категорирование осуществляется на основе исходных данных, представляемых субъектом критической информационной инфраструктуры, которому принадлежит технологическое и (или) производственное оборудование.

10. Исходными данными для категорирования являются:

а) сведения об объекте критической информационной инфраструктуры (назначение, архитектура объекта, применяемые программные и программно-аппаратные средства, взаимодействие с другими объектами критической информационной инфраструктуры, наличие и характеристики доступа к сетям связи);

б) процессы, указанные в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

в) состав информации, обрабатываемой объектами критической информационной инфраструктуры, сервисы по управлению, контролю или мониторингу, предоставляемые объектами критической информационной инфраструктуры;

г) декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта, декларация безопасности гидротехнического сооружения и паспорт объекта топливно-энергетического комплекса в случае, если на указанных объектах функционирует объект критической информационной инфраструктуры (если разработка указанных деклараций и паспорта предусмотрена законодательством Российской Федерации);

д) сведения о взаимодействии объекта критической информационной инфраструктуры с другими объектами критической информационной инфраструктуры и (или) о зависимости функционирования объекта критической информационной инфраструктуры от других таких объектов;

е) угрозы безопасности информации в отношении объекта критической информационной инфраструктуры, а также имеющиеся данные, в том числе статистические, о компьютерных инцидентах, произошедших ранее на объектах критической информационной инфраструктуры соответствующего типа.

а) руководитель субъекта критической информационной инфраструктуры или уполномоченное им лицо;

б) работники субъекта критической информационной инфраструктуры, являющиеся специалистами в области выполняемых функций или осуществляемых видов деятельности, и в области информационных технологий и связи, а также специалисты по эксплуатации основного технологического оборудования, технологической (промышленной) безопасности, контролю за опасными веществами и материалами, учету опасных веществ и материалов;

в) работники субъекта критической информационной инфраструктуры, на которых возложены функции обеспечения безопасности (информационной безопасности) объектов критической информационной инфраструктуры;

г) работники подразделения по защите государственной тайны субъекта критической информационной инфраструктуры (в случае, если объект критической информационной инфраструктуры обрабатывает информацию, составляющую государственную тайну);

д) работники структурного подразделения по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций или работники, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

12. В состав комиссии по категорированию могут включаться представители государственных органов и российских юридических лиц, выполняющих функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с государственными органами и российскими юридическими лицами.

а) определяет процессы, указанные в настоящих Правил, в рамках выполнения функций (полномочий) или осуществления видов деятельности субъекта критической информационной инфраструктуры;

б) выявляет наличие критических процессов у субъекта критической информационной инфраструктуры;

в) выявляет объекты критической информационной инфраструктуры, которые обрабатывают информацию, необходимую для обеспечения выполнения критических процессов, и (или) осуществляют управление, контроль или мониторинг критических процессов, а также готовит предложения для включения в перечень объектов;

г) рассматривает возможные действия нарушителей в отношении объектов критической информационной инфраструктуры, а также иные источники угроз безопасности информации;

д) анализирует угрозы безопасности информации и уязвимости, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

е) оценивает в соответствии с перечнем показателей критериев значимости масштаб возможных последствий в случае возникновения компьютерных инцидентов на объектах критической информационной инфраструктуры;

ж) устанавливает каждому из объектов критической информационной инфраструктуры одну из категорий значимости либо принимает решение об отсутствии необходимости присвоения им категорий значимости.

15. Перечень объектов утверждается субъектом критической информационной инфраструктуры. Перечень объектов подлежит согласованию с государственным органом или российским юридическим лицом, выполняющим функции по разработке, проведению или реализации государственной политики и (или) нормативно-правовому регулированию в установленной сфере в части подведомственных им субъектов критической информационной инфраструктуры.

Перечень объектов в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

16. Решение комиссии по категорированию оформляется актом, который должен содержать сведения об объекте критической информационной инфраструктуры, результаты анализа угроз безопасности информации объекта критической информационной инфраструктуры, реализованные меры по обеспечению безопасности объекта критической информационной инфраструктуры, сведения о присвоенной объекту критической информационной инфраструктуры категории значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий, а также сведения о необходимых мерах по обеспечению безопасности в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, установленными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Акт подписывается членами комиссии по категорированию и утверждается руководителем субъекта критической информационной инфраструктуры.

Субъект критической информационной инфраструктуры обеспечивает хранение акта до вывода из эксплуатации объекта критической информационной инфраструктуры или до изменения категории значимости.

17. Субъект критической информационной инфраструктуры в течение 10 дней со дня утверждения акта, указанного в настоящих Правил, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, сведения о результатах присвоения объекту критической информационной инфраструктуры одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий. Указанные сведения включают:

а) сведения об объекте критической информационной инфраструктуры;

б) сведения о субъекте критической информационной инфраструктуры, которому на праве собственности, аренды или ином законном основании принадлежит объект критической информационной инфраструктуры;

в) сведения о взаимодействии объекта критической информационной инфраструктуры и сетей электросвязи;

г) сведения о лице, эксплуатирующем объект критической информационной инфраструктуры;

д) сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на объекте критической информационной инфраструктуры, в том числе средствах, используемых для обеспечения безопасности объекта критической информационной инфраструктуры и их сертификатах соответствия требованиям по безопасности информации (при наличии);

е) сведения об угрозах безопасности информации и о категориях нарушителей в отношении объекта критической информационной инфраструктуры либо об отсутствии таких угроз;

ж) возможные последствия в случае возникновения компьютерных инцидентов на объекте критической информационной инфраструктуры либо сведения об отсутствии таких последствий;

з) категорию значимости, которая присвоена объекту критической информационной инфраструктуры, или сведения об отсутствии необходимости присвоения одной из категорий значимости, а также сведения о результатах оценки показателей критериев значимости;

и) организационные и технические меры, применяемые для обеспечения безопасности объекта критической информационной инфраструктуры, либо сведения об отсутствии необходимости применения указанных мер.

18. Сведения, указанные в настоящих Правил, и их содержание направляются по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

19. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, проверяет сведения о результатах присвоения категорий значимости в порядке, предусмотренном частями 6 - 8 статьи 7 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

20. Категория значимости может быть изменена в порядке, предусмотренном для категорирования, в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 7 Федерального закона "О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

21. Субъект критической информационной инфраструктуры не реже чем один раз в 5 лет осуществляет пересмотр установленной категории значимости в соответствии с настоящими Правилами. В случае изменения категории значимости сведения о результатах пересмотра категории значимости направляются в федеральный орган, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры.

Перечень
показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и их значения

Показатель Значение показателя
III категория II категория I категория
I. Социальная значимость
1. Причинение ущерба жизни и здоровью людей (человек) более или равно 1, но менее или
равно 50
более 50, но менее или равно 500 более 500
2. Прекращение или нарушение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе объектов водоснабжения и канализации, очистки сточных вод, тепло- и электроснабжения, гидротехнических сооружений, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно нарушение обеспечения жизнедеятельности населения;
б) по количеству людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены (тыс. человек) более или равно 5000
3. Прекращение или нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно нарушение транспортного сообщения или предоставления транспортных услуг; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны транспортные услуги (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
4. Прекращение или нарушение функционирования сети связи, оцениваемые:
а) на территории, на которой возможно прекращение или нарушение функционирования сети связи; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, для которых могут быть недоступны услуги связи (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
5. Отсутствие доступа к государственной услуге, оцениваемое в максимальном допустимом времени, в течение которого государственная услуга может быть недоступна для получателей такой услуги (часов) менее или равно 24, но более 12 менее или равно 12, но более 6 менее 6
II. Политическая значимость
6. Прекращение или нарушение функционирования государственного органа в части невыполнения возложенной на него функции (полномочия) прекращение или нарушение функционирования органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения прекращение или нарушение функционирования федерального органа государственной власти прекращение или нарушение функционирования Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации
7. Нарушение условий международного договора Российской Федерации, срыв переговоров или подписания планируемого к заключению международного договора Российской Федерации, оцениваемые по уровню международного договора Российской Федерации нарушение условий договора межведомственного характера (срыв переговоров или подписания) нарушение условий межправительственного договора (срыв переговоров или подписания) нарушение условий межгосударствен-ного договора (срыв переговоров или подписания)
III. Экономическая значимость
8. Возникновение ущерба субъекту критической информационной инфраструктуры, который является государственной корпорацией, государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, государственной компанией, организацией с участием государства и (или) стратегическим акционерным обществом, стратегическим предприятием, оцениваемого в снижении уровня дохода (с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных обязательных платежей) по всем видам деятельности (процентов прогнозируемого объема годового дохода по всем видам деятельности) более 15
9. Возникновение ущерба бюджетам Российской Федерации, оцениваемого:
а) в снижении доходов федерального бюджета, (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета); более 0,005, но менее или равно 0,1 более 0,1
б) в снижении доходов бюджета субъекта Российской Федерации (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета); более 0,001, но менее или равно 0,05 более 0,05, но менее или равно 0,1 более 0,1
в) в снижении доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета) более 0,01, но менее или равно 0,5 более 0,5, но менее или равно 1 более 1
10. Прекращение или нарушение проведения клиентами операций по банковским счетам и (или) без открытия банковского счета или операций, осуществляемых субъектом критической информационной инфраструктуры, являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации системно значимой кредитной организацией, оператором услуг платежной инфраструктуры системно и (или) социально значимых платежных систем или системно значимой инфраструктурной организацией финансового рынка, оцениваемое среднедневным
(по отношению к числу календарных дней в году) количеством осуществляемых операций, (млн. единиц) (расчет осуществляется по итогам года, а для создаваемых объектов - на основе прогнозных значений)
более 3, но менее или равно 70 более 70, но менее или равно 120 более 120
IV. Экологическая значимость
11. Вредные воздействия на окружающую среду (ухудшение качества воды в поверхностных водоемах, обусловленное сбросами загрязняющих веществ, повышение уровня вредных загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, в атмосферу, ухудшение состояния земель в результате выбросов или сбросов загрязняющих веществ или иные вредные воздействия), оцениваемые:
а) на территории, на которой окружающая среда может подвергнуться вредным воздействиям; вся территория одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения выход за пределы территории одного муниципального образования или одной внутригородской территории города федерального значения, но не за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения выход за пределы территории одного субъекта Российской Федерации или территории города федерального значения
б) по количеству людей, которые могут быть подвержены вредным воздействиям (тыс. человек) более или равно 50, но менее 1000 более или равно 1000, но менее 5000 более или равно 5000
V. Значимость для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка
12. Прекращение или нарушение (невыполнение установленных показателей) функционирования пункта управления (ситуационного центра), оцениваемое в уровне (значимости) пункта управления или ситуационного центра прекращение или нарушение функционирования пункта управления или ситуационного центра органа государственной власти субъекта Российской Федерации или города федерального значения прекращение или нарушение функционирования пункта управления или ситуационного центра федерального органа государственной власти или государственной корпорации прекращение или нарушение функционирования пункта управления государством или ситуационного центра Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации
13. Снижение показателей государственного оборонного заказа, выполняемого субъектом критической информационной инфраструктуры, оцениваемое:
а) в снижении объемов продукции (работ, услуг) в заданный период времени (процентов заданного объема продукции); более 5, но менее или равно 10 более 10, но менее или равно 15 более 15
б) в увеличении времени выпуска продукции (работ, услуг) с заданным объемом (процентов установленного времени выпуска продукции) более 3, но менее или равно 10 более 10, но менее или равно 40 более 40
14. Прекращение или нарушение функционирования (невыполнения установленных показателей) информационной системы в области обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка, оцениваемое в максимально допустимом времени, в течение которого информационная система может быть недоступна пользователю (часов) менее или равно 4, но более 2 менее или равно 2, но более 1 более 1

Обзор документа

Комиссия, в частности, анализирует угрозы безопасности информации и уязвимости, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ, выявляет наличие критических процессов у субъекта КИИ.

Перечень объектов в течение 5 рабочих дней после утверждения направляется во ФСТЭК России.

Сведения об ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, прошедших категорирование включаются в реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Категорирование ОТИ и ТС осуществляется в отношении субъектов транспортной инфраструктуры – юридических и физических лиц, являющихся собственниками ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства или использующих их на ином законном основании.
Пользователями государственной функции по категорированию ОТИ и ТС являются юридические лица, предполагающие осуществлять (осуществляющие) мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с установленной категорией и с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Не подлежат приему документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.


Для проведения категорирования ОТИ и ТС субъекты транспортной инфраструктуры представляют в Росавтодор на имя начальник Управления, следующие документы:
для проведения категорирования ОТИ в сфере дорожного хозяйства :
1. Информацию об ОТИ в сфере дорожного хозяйства по форме согласно приложению № 1 ;
для проведения категорирования ОТИ и ТС автомобильного транспорта :
1. Информацию об ОТИ по форме согласно приложению № 2 ;
2. Информацию о ТС автомобильного транспорта по форме согласно приложению № 3 ;
3. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке);
4. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
5. Копии лицензий (сертификатов) на виды деятельности;
6. Заверенная опись представленных документов.

При необходимости Управление запрашивает у субъекта транспортной инфраструктуры дополнительные документы, а также проводит выборочную проверку с целью определения достоверности представленной информации.
Документы, представляемые в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, должны быть заполнены машинным способом, распечатанным посредством электронных печатающих устройств и представлены также в электронном виде на носителях. Для определения категорий ОТИ и ТС, специалисты Управления проверяют:
1. П равильность оформления заявления, перечень документов, представленных субъектом транспортной инфраструктуры;
2. С оответствие документов предъявляемым требованиям;
3. П олноту и достоверность сведений об объекте, путем сопоставления сведений, содержащихся в указанных документах.

В случае выявления несоответствия указанных сведений требованиям, должностное лицо информирует субъект транспортной инфраструктуры о наличии препятствий для категорирования ОТИ и ТС объясняет организации содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.
Субъект транспортной инфраструктуры несет ответственность за полноту и достоверность представленной информации.
Решение о присвоении категории ОТИ и ТС по форме согласно приложению № 4 направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме.
Субъект транспортной инфраструктуры, обязан уведомить Росавтодор об изменениях параметров, представляемых для категорирования ОТИ и ТС в соответствии с перечнем документов, необходимых для категорирования ОТИ и ТС, в срок не позднее 15 дней с даты таких изменений.
Установленная категория ОТИ и ТС может быть изменена Росавтодором в случае, если:
изменились технические и другие параметры, влияющие на категорию объекта;
внесены изменения в методику категорирования объектов.
Решение об исключении ОТИ и ТС из Реестра может быть принято Росавтодором в случае, если:
1. П ринято решение о прекращении эксплуатации объекта и его ликвидации;
2. О бъект исключен из перечня объектов федеральной собственности.
Указанное решение не позднее 3 дней, с даты его принятия, доводится до субъекта транспортной инфраструктуры и владельца транспортного средства в письменной форме с указанием причин.


Сведения для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта заполняются в строгом соответствии с пояснением к формам предоставления сведений и направляются в Федеральное дорожное агентство на бумажном и электронном (USB-флэш-накопитель или DVD или CD компакт-диск) носителях в формате Exсel с сопроводительным письмом (129085, г. Москва, ул. Бочкова, д. 4), а также на адрес электронной почты - [email protected] .


Скачать формы предоставления сведений для проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (автобусов) автомобильного транспорта можно ниже.

Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. N 62
"О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, (ч. I), ст. 837; 2008, N 30, (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634, 2010, N 27, ст. 3415) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

И.Е. Левитин

Регистрационный N 20150

Устанавливаются до 4 категорий объектов транспортной инфраструктуры и средств передвижения в порядке убывания их значимости: первая, вторая, третья, четвертая.

Речь идет об автомобильном, воздушном, городском наземном электрическом, железнодорожном, морском и речном транспорте, метрополитене и объектах дорожного хозяйства.

Критерием отнесения к той или иной категории является степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ). Она определяется на основании статданных о количестве произошедших и предотвращенных АНВ в России за год до категорирования. Также это предполагаемые последствия совершения АНВ. Они рассчитываются исходя из количества возможных погибших или получивших вред здоровью людей, ущерба окружающей природной среде и материального.

Компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности должен сообщить субъекту транспортной инфраструктуры о присвоении или изменении ранее установленной категории. Срок - до 15 рабочих дней.

Приказ Минтранса РФ от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности"


Регистрационный N 20150


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

В современном мире вопрос личной, общественной и государственной безопасности имеет первостепенное значение. После 9 сентября 2011 года вопросы борьбы с терроризмом получили общественный резонанс и приобрели новые направление. Многие страны пересмотрели свои критерии борьбы с терроризмом и правила общественной безопасности в сторону ужесточения, мировое сообщество сделало шаги к объединению усилий, призвало всех бороться с проявлениями терроризма.

Среди принятых мер, значительная часть касалась транспортной безопасности, координации мероприятий по обеспечению и поддержанию безопасности транспортной инфраструктуры, усовершенствования системы и её бесперебойной работы.

Важными факторами необходимости обеспечения таковой безопасности можно назвать:

  • возросшую в последние годы высокую дислокацию терроризма на транспорте , особенно с использованием террористов смертников;
  • активизацию и более высокую организации деятельности преступных группировок на транспорте;
  • постоянный рост числа аварий и необычных происшествий, что нередко связано с физическим износом сооружений и транспортных средств;
  • в последние годы более тесное переплетение преступных группировок с международным наркобизнесом.

Факторы определяют устройство системы безопасности инфраструктуры, в которую входят следующие подсистемы:


Цели и задачи категорирования ОТИ и ТС

О задачах

Одной из задач повышения защищенности является категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Процедура проводится согласно ст. 6. ФЗ РФ «О транспортной безопасности» №16-ФЗ от 09.02.2007 (изменения внесены 03.02.2014 №15-ФЗ).

Статья предписывает федеральным органам исполнительной власти, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, разработать критерии определения категорий, количество самих категорий и схему их установления.

Цели

Категорирование ставит своей целью повышение уровня безопасности объектов и транспортных средств, население и грузов, находящихся на этих объектах, предупреждение актов незаконного вмешательства или сведение к минимуму их последствий.

Критерии

Из определённых целей и задач вытекают и критерии категорирования. Их можно разделить на две больших группы:

  • Уровень угрозы включает в себя расчётные данные о количественном выражении совершенных либо предотвращенных актов незаконного вмешательства, на данном объекте или транспорте. Здесь действует принцип простого подсчёта. Количественные показатели устанавливаются согласно соответственным определённым нормам и влияют на установление категории, при расчёте берутся показатели за последний год (12 месяцев).
  • Возможные последствия предусматривают уровень нанесённого урона. Сюда включается возможные человеческие жертвы, потери в хозяйственной сфере, например, разрушение зданий, приведение в негодность транспортных средств, уничтожение грузов; а также вред, наносимый окружающей среде.

Ряд объектов, имеющих исключительно важное значение для обеспечения безопасности всей страны либо также для сопредельных стран категорированию не подлежат. Такие транспортные инфраструктуры заносятся в список, который утверждается соответственными федеральными службами.

Исход категорирования

Предполагается, что главным результатом категорирования объектов транспортной инфраструктуры и технических средств будет повышение безопасности граждан, общества и страны в целом.

К ожидаемым последствиям относят:

  1. Принятие постановления о включении данных об инфраструктуре в Реестр категорированных ОТИ и ТС автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
  2. Либо заключение об изменении категории.
  3. Проведение, в дальнейшем, мероприятий, согласно установленной категории по гарантированию безопасности.

Юридически считается проведённым категорирование при получении оформленного решения и уведомление заявителя о принятом решении.

Важные моменты категорирования автотранспорта

Автомобильные транспортные средства, или проще говоря, автобусы, являются одним из частых объектов совершения террористических актов во всех странах мира, кроме того, аварийность на автомобильном транспорте всегда была высока, автобусы уязвимы во время стихийных бедствий.

Наконец, практически каждому приходится пользоваться общественным транспортом, и гарантия безопасности при использовании автобусов важна практически для всех социальных слоёв населения.

  1. Провести ряд мероприятий по подготовке пакета документов и предоставить их к определённому строку. Подготовленные выкладки и другие документы предоставляются в структурное подразделение Росавтодора, в обязанности которого входит проведение административных мероприятий по гарантированию безопасности. Главной структурой считается Управление транспортной безопасности Федерального дорожного агентства.
  2. Одобрение заключения об уязвимости.
  3. Установление категории.
  4. Предоставление на рассмотрение Плана транспортной безопасности ОТИ и ТС.
  5. Принятие Плана.

О критериях категорий

Согласно, утверждённых норм существует 4-ре категории объектов транспортной инфраструктуры и 3-ри автомобильных транспортных средств. І-я соответствует самому высокому риску осуществления акта незаконного вмешательства.

Присвоение категории обуславливается количеством этих вмешательств, учинённых реально или предотвращённых. При 6 и свыше таковых на ОТИ предполагается присвоение І-й категории, от 3-х до 5-ти –ІІ-й категории, не больше 2-х – это ІІІ-я, четвёртая подразумевает отсутствие АНВ.

  • к І-й категории – отнесены ТС, если зафиксировано от 5-ти учинённых либо недопущенных актов незаконного вмешательства;
  • ко ІІ-й — не более 4-х таковых;
  • к ІІІ-й — ни одного АНВ не зарегистрировано.

Особенности процедуры для электротранспорта

Принципы присвоения категорий городскому транспорту идентичны принципам, применяемым к автотранспорту. Это обусловлено схожими общественными задачами, выполняемыми обоими видами транспорта и их схожими техническими характеристиками.

Здесь надобно помнить о том, что объекты инфраструктуры и транспортные средства наземного электрического транспорта: троллейбусы, трамваи, при категорировании имеют ряд отличий от автобусного парка, разница обусловлена заполнением отличных форм, так как имеется ряд существенных отличительных признаков в технических характеристиках автобусов и электрического транспорта, а также объектов инфраструктуры их обслуживающих.

Порядок категорирования
объектов транспортной
инфраструктуры и
транспортных средств
1



Статья 1. Основные понятия

инфраструктуры и транспортных средств отнесение их к определенным категориям с учетом
степени угрозы совершения акта незаконного
вмешательства и его возможных последствий
2

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ

транспортных средств
1. Количество категорий и критерии категорирования объектов
транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в
порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения
безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
экономического развития.
3

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ
Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств
2. Категорирование объектов транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств
осуществляется компетентными органами в
области обеспечения транспортной безопасности.
4

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от
21 февраля 2011 г. № 62
«О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования
объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности
Приказ определяет:
– Основные задачи категорирования ОТИ и ТС;
– Количество категорий ОТИ и ТС (для железнодорожного транспорта
устанавливаются не более четырех категорий, в порядке убывания
значимости – первая, вторая, третья, четвертая);
– На основании чего происходит категорирование ОТИ или ТС;
– Критерии категорирования ОТИ или ТС;
– Порядок информирования субъекта о присвоенной или измененной
категории ОТИ или ТС
5

Критерии категорирования ОТИ или ТС
Степень угрозы
Возможные последствия
совершения АНВ в
деятельность ОТИ или ТС
совершения АНВ в
деятельность ОТИ или ТС
определяются на основании
количественных показателей
статистических
данных
(сведений) о совершенных и
предотвращенных
АНВ
на
территории РФ, в том числе в
отношении
категорируемых
ОТИ и ТС, за период
последних 12-ти месяцев
до момента категорирования.
определяются на основании
количественных показателей
о возможных
погибших или
получивших вред
здоровью людей
о возможном
материальном ущербе
и ущербе окружающей
природной среде
6


АНВ» определение количественных показателей погибших
или получивших ущерб здоровью людей на ОТИ
Наименование показателя
Скорость движения поездов по

расположен ОТИ
по
железнодорожной линии, на которой
находится ОТИ
Показатель
Количество
баллов


свыше 160 км/ч
8
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
менее 160 км/ч
0
поездов
по железнодорожной линии свыше 40 пар
поездов в сутки
4
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии менее 40, но
более 20 пар поездов в сутки
2
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии от 5 до 20 пар
поездов в сутки
1
Размеры движения пассажирских поездов
по железнодорожной линии менее 5 пар
поездов в сутки
0

Наименование показателя
Показатель
ОТИ функционирует круглосуточно
Условия эксплуатации ОТИ
ОТИ функционирует не
круглосуточно
На ОТИ осуществляется посадка и
высадка пассажиров
Наличие на ОТИ пассажиров, персонала,
пользователей, посетителей
На ОТИ осуществляется проезд
пассажиров
На ОТИ присутствует персонал
На ОТИ присутствуют
пользователи или посетители
Количество
баллов
1
0
2
1
1
1

Наличие на ОТИ, расположенном в
границах / вне границ
населенного пункта, опасных
веществ и аварийно опасных
химических веществ





1/0


относимых к АОХВ, радиоактивным,
инфекционным или ядовитым веществам
(складирование в количестве,


календарного месяца)
2/1


(на ОТИ применяются) АОХВ,

ядовитых веществ
1/1
На ОТИ организована выгрузка – погрузка



ОТИ в ходе производственной

месяца
4/1

Количество баллов
1-2
3-5
6 - 11
12 и более
Возможное количество
погибших или
получивших ущерб
здоровью людей,
чел.
1 - 10
11 - 25
26 - 50
более 50
Категория
IV
III
II
I

Критерий категорирования «возможные последствия совершения
АНВ» определение количественных показателей размера
материального ущерба и ущерба окружающей среде на ОТИ
Наименование показателя
Скорость движения поездов по
железнодорожной линии, на
которой расположен ОТИ
Грузонапряженность
железнодорожной линии, на
которой находится ОТИ
Показатель
Количество
баллов
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
свыше 160 км/ч
8
Движение поездов по железнодорожной
линии осуществляется со скоростью
менее 160 км/ч
0

линии свыше 30 млн. ткм в год
4
Грузонапряженность железнодорожной
линии от 8 до 30 млн. ткм в год
2
Грузонапряженность железнодорожной
линии менее 8 млн. ткм в год
1

Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии, на которой находится
ОТИ
Время восстановления ОТИ при
совершении АНВ, приведшего к
полному прекращению
транспортной функции ОТИ,
при максимальных
последствиях АНВ, в
минимальный срок, при
условии максимального
привлечения сил и средств
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии свыше 40 пар поездов в
сутки
4
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии менее 40 но более 20 пар
поездов в сутки
2
Размеры движения пассажирских
поездов по железнодорожной
линии менее 20 пар поездов в
сутки
1
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок до 5-ти
суток
1
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок от 5-ти до
15-ти суток
2
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок от 15-ти до
30-ти суток
10
Восстановление транспортной
функции ОТИ в срок 30 суток и
более
20

Площадь капитальных сооружений на
ОТИ
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь не более
50000 квадратных метров
1
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь от 50000
до 100000 квадратных
метров
2
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь от 100000
до 1 000000 квадратных
метров
3
Производственные сооружения
и элементы
технологического
комплекса ОТИ занимают
общую площадь свыше
1000000 квадратных
метров
4

Производственные здания представлены
преимущественно одноэтажными
строениями и занимают общую
площадь не более 500 квадратных
метров

преимущественно одноэтажными
или двухэтажными строениями и
занимают общую площадь от 500
до 1000 квадратных метров
Площадь капитальных зданий на
ОТИ
Производственные здания представлены
строениями до четырех этажей
(включительно) или занимают
общую площадь от 1000 до 10000
квадратных метров
Производственные здания представлены
строениями выше четырех этажей
или занимают общую площадь
свыше 10000 квадратных метров
1
2
3
4

Площадь помещений ОТИ,
предназначенных для пассажиров,
пользователей и посетителей

пассажиров, пользователей,

не более 500 квадратных метров
1
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
от 500 до 1000 квадратных метров
2
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
от 1000 до 5000 квадратных метров
5
Помещения, предназначенные для
пассажиров, пользователей,
посетителей занимают общую площадь
свыше 5000 квадратных метров
6

Транспортная функция
железнодорожной линии не
дублируется
железнодорожным и другими
видами транспорта
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется всеми видами
транспорта в объеме
менее 50%
Дублируемость железнодорожной линии, на
которой находится ОТИ
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется
железнодорожным
транспортом в объеме
не менее 50%
Транспортная функция
железнодорожной линии
дублируется
железнодорожным
транспортом в полном объеме
4
3
2
1

Наличие на ОТИ 1 и более памятников
архитектуры, взятых под охрану
государством
1
Культурное, социальное и политическое
значение ОТИ

функцию в интересах одного
региона
1
ОТИ обеспечивает транспортную
функцию в интересах нескольких
регионов
1
ОТИ используется при осуществлении
международных перевозок
1

Состав сил и средств,
привлекаемых для
восстановления ОТИ



– собственника ОТИ
1
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется с привлечением сил и
средств других юридических лиц (при
отсутствии сил и средств у субъекта
транспортной инфраструктуры –
владельца ОТИ)
2
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется за счет сил и средств
субъекта транспортной инфраструктуры
– собственника ОТИ с привлечением сил
и средств других юридических лиц, при
содействии уполномоченных

власти Российской Федерации
3
Восстановление транспортной функции ОТИ
осуществляется в координации и под
руководством уполномоченных
федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, путем
привлечения дополнительных сил и
средств
4

Срок эксплуатации капитальных
сооружений на ОТИ
Срок эксплуатации технических
средств и механизмов ОТИ
Находящиеся на ОТИ производственные
здания, сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
свыше 20 лет
1
Находящиеся на ОТИ основные
производственные здания,
сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
от 5-ти до 20 лет
2
Находящиеся на ОТИ основные
производственные здания,
сооружения и элементы
технологического комплекса,
находятся в эксплуатации
до 5-ти лет
3


находятся в эксплуатации
менее 5-ти лет
1
Используемое на ОТИ оборудование,
технические средства и механизмы
находятся в эксплуатации
более 5-ти лет
0

Отношение стоимости собственности
третьих лиц, находящейся на ОТИ,
к стоимости ОТИ
Участие ОТИ в управлении транспортными
функциями железнодорожной линии
или железнодорожного транспорта
Имущество, принадлежащее
третьим лицам,
расположенное на ОТИ имеет
меньшую стоимость, чем
имущество субъекта
транспортной

1
Имущество, принадлежащее
третьим лицам,
расположенное на ОТИ имеет
большую стоимость, чем
имущество субъекта
транспортной
инфраструктуры собственника ОТИ
3
На ОТИ осуществляется
управление
железнодорожным
транспортом региона
11
На ОТИ осуществляется
управление
железнодорожным
транспортом нескольких
регионов
12

Значение оборудования, технических средств
и механизмов ОТИ для обеспечения
транспортной функции ОТИ и всей
железнодорожной линии, на которой
находится ОТИ
Наличие на ОТИ электронных и сетевых
компонентов
Используемое на ОТИ
оборудование, технические
средства и механизмы
непосредственно
обеспечивают транспортную
функцию только ОТИ
2
Используемое на ОТИ
оборудование, технические
средства и механизмы
непосредственно
обеспечивают транспортную
функцию всей
железнодорожной линии,
на которой расположен ОТИ
3
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
представлено отдельными
рабочими станциями
1
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
функционирует в рамках
одной локальной
вычислительной сети
2
Используемое на ОТИ
электронное оборудование
функционирует в рамках
нескольких вычислительных
сетей
3

Наличие на ОТИ опасных
веществ и аварийно опасных
химических веществ
ОТИ участвует в обеспечении перевозок
опасных грузов (в производственной
деятельности на ОТИ применяются
опасные грузы, за исключением веществ
относимых к АОХВ, радиоактивным,

1
На ОТИ организована выгрузка – погрузка
опасных грузов, за исключением веществ,
относимых к АОХВ, радиоактивным,
инфекционным или ядовитым веществам
(складирование в количестве,
превышающем потребности ОТИ в ходе
производственной деятельности в течение
календарного месяца)
2
ОТИ задействуется при выполнении
технических операций с ТС при перевозке
(на ОТИ применяются) АОХВ,
радиоактивных, инфекционных или
ядовитых веществ
3
На ОТИ организована выгрузка – погрузка
(складированы) АОХВ, радиоактивные,
инфекционные или ядовитые вещества в
количестве, превышающем потребности
ОТИ в ходе производственной
деятельности в течение календарного
месяца
4

Количество баллов и присвоенная категория

Количество баллов
Возможный
материальный ущерб
и ущерб окружающей
среде, руб.
Категория
Менее 18
18 - 27
28 - 35
до
10 млн.
от 10 до 50
млн.
от 50 до 100 млн.
Четвертая
Третья
Вторая
36 и более
свыше 100
млн.
Первая

24

Федеральный закон «О транспортной безопасности»
от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ
Статья 6. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и
транспортных средств
3. Категорированные объекты включаются в реестр объектов
транспортной
инфраструктуры
и
транспортных
средств,
ведение
которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения
транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным
органом
выработке
исполнительной
власти,
государственной
осуществляющим
политики
и
функции
по
нормативно-правовому
регулированию в сфере транспорта.
25

Основные документы, разрабатываемые при присвоении
категории и внесении в Реестр категорированных объектов
Основанием для включения категорированного объекта транспортной
инфраструктуры или категорированного транспортного средства в Реестр,
внесения изменений в Реестр, а также исключения данных объектов и
транспортных средств из Реестра является решение компетентного органа.
– Решение о присвоении категории;
– Решение о включении в Реестр категорированных ОТИ и ТС;
Внесение записи о включении в Реестр категорированного объекта
транспортной инфраструктуры или категорированного транспортного средства,
изменении Реестра, а также исключении данного объекта или транспортного
средства из Реестра должно производиться в 10-дневный срок со дня принятия
решения компетентным органом.
26

Порядок уведомления о присвоении категории
Компетентный орган в течение 10 дней с момента внесения в
Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной
инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или
транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об его
исключении из Реестра.
– Уведомление субъекту;
– Уведомление в Ространснадзор
27

Примеры
28

4 категория

на малоинтенсивных линиях

3 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на грузонапряженных линиях

2 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на особогрузонапряженных линиях

1 категория
Железнодорожные перегоны и раздельные пункты
на линиях скоростного движения