Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия 44 федеральный закон о закупках для начинающих

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в юридическую силу в 2013 году. Главной целью принятия этого закона считалась полная регламентация существующей системы государственных закупок с целью увеличения возможностей для всех субъектов бизнеса и , а также для поставляющих ресурсы государственных организаций и объектов естественных монополий реализовать свой товар.

Применение данного нормативного акта на сегодняшний день осуществляется абсолютно на всех уровнях власти начиная от федерального в лице различных министерств и федеральных ведомств и заканчивая муниципальными учреждениями вплоть до сельских клубов и аналогичных им учреждений.

Для того чтобы использование данного закона осуществлялось на всех уровнях власти одинаково, Министерством экономического развития еще на этапе начала внедрения данного закона и переходного этапа для его использования было создано большое количество писем и разъяснений по толкованию этого закона, направленных на создание основных механизмов, которые позволят в полном объеме соблюдать закрепленные в данном законе принципы его использования.

В самом законе сфера его применения сформулирована в виде статьи 1 и звучит следующим образом: применение закона для планирования всех видов закупок, которые осуществляются на федеральном, региональном и уровнях власти, определения поставщика путем проведения целого ряда процедур, предусмотренных законом, и последующего заключения и исполнения контрактов, аудита в сфере осуществления закупок, а также контроля за соблюдением действующего , которое принято для обеспечения прозрачности данного процесса.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 1 этого закона, применять его нельзя в случаях, если речь идет о заключении договоров с международными коммерческими и финансовыми организациями, а также для случаев, когда осуществляется приобретение драгоценных металлов для пополнения золото-валютного резерва государства, привлечения к осуществлению защиты или представительских функций юристов и адвокатов на основании действующего Федерального закона «О бесплатной юридической помощи».

В том же случае, если речь идет о применении данного закона для осуществления закупки товаров иностранного производства, данный закон устанавливает так называемый национальный режим.

Национальный режим при осуществлении госзакупок

Национальный режим, который должен быть реализован при осуществлении государственных закупок на различных уровнях власти, в Федеральном законе №44-ФЗ закреплен в статье 14. На основании положений данной статьи определяется, что при осуществлении независимо от того, на каком именно уровне происходят такие закупки, используются принципы национального режима.

Под национальным режимом следует понимать определенные правила, которые должны тщательным образом соблюдаться со стороны и заказчика, и при проведении различных торгов для приобретения товаров независимо от их назначения.

На основании данных правил заказчик должен отклонять заявки на участие в тех или иных процедурах заключения контракта, а также заявки на непосредственное заключение контракта путем выбора единственного поставщика, если речь идет о предложении потенциального поставщика товара купить у него товар иностранного производства. При этом если товар произведен в странах ЕАЭС, то такая заявка не может быть отклонена, так как с данными странами у Российской Федерации заключены международные договоры об участии в различных торговых сделках.

Исключение из этого правила возможно только в том случае, если ни одна заявка, поданная поставщиками, которые предоставляют товары отечественного производства или произведенные в странах ЕАЭС, не может удовлетворить требования заказчика, указанные в техническом задании к закупке. Чаще всего такая ситуация наблюдается в случае приобретения дорогостоящих лекарств, которые не имеют российских аналогов.

Если заявки были допущены в силу того, что поставщики предлагают аналогичный товар иностранного производства, но с использованием пониженной стоимости, чем изначально указана в документации к закупке, то такая заявка допускается к участию, и в случае выигрыша с этим поставщиком заключается контракт, но с использованием специального понижающего коэффициента на стоимость контракта.

На сегодняшний день понижающий коэффициент для таких контрактов установлен на уровне 15% от стоимости контракта, предложенной поставщиком.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации . Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции . Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его или контрактного управляющего , означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон , а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере , что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным , а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная . Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона

Контрактная система является основным понятием, вокруг которого строится работа данного нормативного акта, так как данная система представляет собой объединенную совокупность всех участников процесса нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов. Подробное определение этого термина содержится в пункте 1 статьи 3 указанного закона.

В контрактную систему на основании положений данного нормативного акта включены не только собственно заказчик и исполнитель, а также и контролирующие органы всех уровней власти, государственные корпорации и представители естественных монополий, а также операторы электронных торговых площадок, на которых происходит определение поставщика или исполнителя по тому или иному контракту.

При этом не следует путать контрактную систему как совокупность участников осуществляемых государственных закупок и контрактную службу как подразделение государственного или муниципального заказчика, которое отвечает за проведение процедур по закупке, а также за соблюдение установленных правил его осуществления.

После того как контракт был заключен, потребуется внести сведения о нем в Реестр контрактов в Единой информационной системе. Для этого необходимо заполнить все поля...

Контрактная служба, создаваемая с целью исполнения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеет...

Понятие заказчика

С точки зрения 44-ФЗ государственные заказчики – это те или иные государственные органы, которые используют для осуществления своих нужд денежные средства, получаемые из бюджета Российской Федерации. При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 3, или муниципальным заказчиком может быть любой государственный или муниципальный орган независимо от того, откуда именно он получает свои денежные средства, а также какую организационную форму имеет.

Заказчик, который функционирует в соответствии с положениями данного федерального закона, обязан в полной мере соблюдать бюджетное законодательство, а также своевременно предоставлять отчеты о том, каким образом происходит использование бюджетных средств при осуществлении того или иного вида государственных закупок.

Всю свою деятельность по осуществлению государственных закупок заказчик отражает в закупок.

Единая информационная система закупок zakupki.gov.ru (ЕИС)

Единая информационная система в сфере закупок – это интернет-площадка, на которой все заказчики, действующие на основании Федерального закона №44-ФЗ, обязаны размещать обо всех проводимых ими торгах. Обязательность такого требования была сформулирована на основании принципа прозрачности и доступности информации, который является одним из основных принципов функционирования контрактной системы в Российской Федерации.

В Единой информационной системе должны размещаться планы закупок, планы-графики осуществления закупок, вся информация о планируемых способах проведения процедуры заключения контракта, а также сами заключенные контракты и сведения об их исполнении.

Таким образом, любое заинтересованное лицо может воспользоваться информацией, которая представлена на данном портале для получения сведений о том или ином или исполнителе.

Кроме такого реестра, на данном сайте можно также уточнить информацию о действующих контрактах, а также обратиться к библиотеке типовых контрактов, если у самого заказчика по каким-то причинам возникли сложности с подписанием того или иного контракта.

Отследить исполнение того или иного контракта, а также процент исполнения плана-графика на текущий период времени также можно в ЕИС за счет возможности формирования специальных отчетов, в которых ключевую роль играет информация, формируемая на основании плана-графика.

Планирование осуществляемых закупок

Планирование закупок на основании 44-го федерального закона является обязательным условием для того, чтобы государственный или муниципальный заказчик мог удовлетворить свои нужды. Планирование осуществляется на основании двух основных критериев:

  • первоочередность удовлетворения тех или иных потребностей самого заказчика в конкретных товарах, работах или услугах , а также для удовлетворения его непосредственных нужд и осуществления полноценного функционирования и осуществления его деятельности в полном объеме;
  • наличие бюджетного финансирования, доступного для осуществления того или иного вида закупки в соответствии с первоочередными потребностями самого заказчика и необходимостью осуществления такой закупки.

На основании этих двух критериев и осуществляется планирование того, когда, что и в каком объеме будет закупаться. Для этого составляются планы закупок и планы-графики закупок. Данные планы являются обязательными для составления и отражают информацию о том, какая именно закупка должна быть осуществлена, какую планирует потратить заказчик на эту закупку, а также цели осуществления закупок.

В том случае, если закупка носит цикличный характер (например, автотранспортное топливо и ГСМ, услуги естественных монополий по содержанию недвижимого имущества конкретного заказчика), то необходимо указать, в течение какого периода времени должны быть осуществлены такие закупки, а также с какой периодичностью планируется их повторять.

Основное осуществление закупок происходит в соответствии с официально опубликованным планом-графиком закупок. В том случае, если в него вносится какое-либо изменение, он подлежит повторному опубликованию, и проведение закупки в соответствии с измененной позицией возможно только по истечении пяти дней с момента официального опубликования новой версии плана-графика.

Все закупки, которые проводит государственный или муниципальный заказчик, должны найти обязательное официальное отражение в плане-графике, а по итогам завершения такой закупки следует сформировать и отразить такое завершение закупки в данном документе.

Именно в плане-графике обозначаются основные способы определения исполнителя или поставщика по заключаемым контрактам.

Способы определения поставщика и исполнителя и роль электронной торговой площадки (ЭТП)

Механизм определения поставщика или исполнителя для заключения того или иного контракта, направленного на обеспечение нужд государственных или муниципальных организаций и учреждений, в полном объеме рассмотрен в Главе 3 Федерального закона №44-ФЗ.

По сравнению с действовавшим ранее 94-м законом в отношении возможностей использования различных процедур для определения поставщика у заказчика полномочия не изменились – на основании имеющихся потребностей заказчик вправе в плане-графике указывать все необходимые ему виды процедур. Однако появились требования, которые должны быть учтены каждым заказчиком относительно соотношения проводимых процедур.

Так, например, если речь идет о проведении закупки путем использования неконкурентных процедур (к таковым относятся все закупки, которые осуществляются путем использования механизма закупки у единственного поставщика на основании статьи 93 данного закона), то общий процент таких закупок регулируется в соответствии с тем, о каком именно государственном учреждении идет речь, а также об имеющемся в нем механизме финансирования.

Если же речь идет об использовании конкурентных процедур , например, запросов предложений или , то такие процедуры из-за возможностей заказчика лично влиять на процесс участия тех или иных поставщиков и исполнителей также ограничены в количественном проведении относительно общего числа проводимых закупок.

В том случае, если речь идет об электронном аукционе, законодатель всячески приветствует желание заказчика использовать данный способ определения того, с кем будет заключен контракт.

Для тех организаций, которые занимаются обеспечением безопасности государства или чья сфера деятельности связана с государственной тайной, законодатель также предусмотрел комплекс специальных процедур, на основании которых может быть произведено определение того, с кем может быть заключен контракт. К таким способам относятся закрытые конкурсы и закрытый аукцион.

Данный вид закупок может быть осуществлен только в том случае, если сам заказчик подтвердил свое право на проведение такого вида процедуры, а участники конкурсных процедур были приглашены лично самим заказчиком.

Электронная торговая площадка используется для всех конкурсных процедур, которые осуществляются государственным заказчиком. Она играет роль своеобразного аукционного дома, в котором все заявки рассматривает не только сам заказчик, но и независимый оператор торговой площадки. Кроме того, по правилам, установленным действующим законодательством, общение до момента заключения контракта между заказчиком и потенциальным поставщиком может быть осуществлено только посредством выставления специальных сообщений через электронную торговую площадку. Таким образом, роль ЭТП заключается также и в осуществлении доконтрактного взаимодействия между всеми участниками процедуры.

Электронная торговая площадка, кроме всего прочего, является первым информационным ресурсом, на котором происходит размещение контракта для его последующего заключения.

Контракты

Контракт в соответствии с положениями действующего законодательства о государственных закупках – это специальный документ, который подписывается участниками торгов по итогам завершенной процедуры определения поставщика или исполнителя.

В контракте отражаются все ключевые параметры, которые должны быть соблюдены в процессе контракта. Кроме того, именно на основании заключенного контракта происходит осуществление разрешения возникающих спорных моментов между заказчиком и поставщиком, так как этот документ предъявляется во всех контролирующих органах для разрешения возможных споров.

В том случае, если заказчик по каким-то причинам не может самостоятельно подготовить контракт (например, государственное учреждение, которое будет выступать в качестве государственного заказчика, только образовано и у него нет своей наработанной базы контрактов), он может обратиться к библиотеке типовых контрактов, в которой содержатся документы, постоянно изменяемые в соответствии с положениями действующего законодательства и вносимых рекомендаций по использованию таких норм права.

Контракт является основным документом, подтверждающим реальность осваивания того или иного объема бюджетных средств.

В том случае, если по каким-то причинам контракт не исполнен надлежащим образом, или какая-либо из сторон уклонилась от исполнения контракта, то на них будут наложены меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством.

Государственные закупки всегда требуют тщательного регулирования с точки зрения обеспечения прозрачного использования бюджетных средств. Именно на это и направлен Федеральный закон «О контрактной системе». Для того чтобы главная цель создания данного закона была исполнена в полном объеме, разработан целый механизм правового регулирования всех сфер осуществления госзакупок.

Продолжается реформа госзаказа. 8 лет мы работали по правилам Федерального закона от 21 июля 2005 г.

№ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ФЗ № 94). Но по мнению законодателя новая ступень развития госзаказа требует новой детальной регламентации. В результате 5 апреля 2013 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44-ФЗ ), который призван полностью заменить ныне действующий закон о госзакупках.

Сейчас кажется: новый закон - новые правила, все нужно начинать с нуля. Но хочется сразу всех успокоить: с принятием 44-ФЗ нам не придется забывать тот порядок, по которому мы работали все эти годы, и то, чему учились и что знали раньше. Дело в том, что некоторые процедуры перешли в 44-ФЗ почти в неизменном виде (например открытый аукцион в электронной форме), другие - с рядом изменений, но без потери общего принципа размещения закупок (например запрос котировок). Поэтому для эффективной работы нам с вами нужно только понять, что именно и насколько изменилось, и начинать подготовку к работе по новым правилам.

В данной статье речь пойдет лишь о некоторых изменениях 44-ФЗ , которые влияют на организационные процессы проведения закупок, с которыми мы столкнемся уже в конце этого года. Мы поговорим о том, что нужно знать уже сегодня, чтобы с 01.01.2014 г. начать работать, не создавая поводов для применения штрафных санкций.

Для начала небольшая ремарка: размещение заказа по 44-ФЗ называется «способ определения поставщика», понятие «торги» в 44-ФЗ больше не используется, совокупность всех способов определения поставщика называется «закупки».

Итак, изменения, влияющие на организацию работы в переходный период:

В первую очередь у заказчиков возникает вопрос: как планировать закупки на 2014 год?

Планирование закупок по правилам закона 44-ФЗ практически полностью отличается от действующей системы.

Планирование по закону о контрактной системе состоит из 2 этапов:

    составление планов закупок

    составление планов-графиков.

Планы-графики формируются заказчиками на основании планов закупок.

Не будем сильно вдаваться в подробности этих процедур, так как планирование по новым правилам будет введено только с 2016 года (с отдельными оговорками, ч. 12 ст. 112 44-ФЗ), поэтому что как минимум планирование на 2014 год нужно будет осуществлять как и на текущий 2013 год - по действующим правилам Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н «Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Виды способов определения поставщика по ФЗ № 44

Во многом изменился перечень способов проведения закупок, в соответствии с 44-ФЗ можно будет размещать закупки следующими способами:

    Конкурентные способы определения поставщика:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    закрытый конкурс;

    закрытый конкурс с ограниченным участием;

    закрытый двухэтапный конкурс;

    аукцион в электронной форме;

    закрытый аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

    Закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) .

    Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

С 01.01.2014 г. все закупки мы должны размещать указанными способами по правилам 44-ФЗ. Но что же делать с закупками, которые размещены в конце года и процедуры по которым в 2013 году не будут завершены? На основании ч. 1 ст. 112 44-ФЗ такие закупки нужно завершать по следующим правилам:

  1. Если прием заявок заканчивается в 2014 году, то продолжаем принимать заявки и формируем все необходимые протоколы по правилам ФЗ № 94;

    Если формирование части протоколов приходится на 2014 год, то формируем оставшиеся протоколы в 2014 году по правилам ФЗ № 94;

    Если процедура выбора поставщика завершена в 2013 году, а контракт будет заключен в 2014 году, то контракт сохраняет силу, к нему применяются нормы ФЗ № 94;

    То же самое касается долгосрочных договоров: они сохраняют юридическую силу и исполняются по тем правилам, которые в них предусмотрены.

Комиссия по осуществлению закупок и контрактная служба

Еще один из самых важных моментов в работе заказчиков, с которого нужно будет начать 2014 год, - это создание, во-первых, контрактной службы, во-вторых, комиссии по осуществлению закупок.

Контрактную службу заказчики обязаны создавать, если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. При этом создание самостоятельного структурного подразделения не обязательно. Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., то заказчик вправе создать либо контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего.

Что здесь важно: работники контрактных служб должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Однако для контрактных служащих сделано одно исключение: в соответствии с ч. 23 ст. 112 44-ФЗ до 2016 года они могут подтверждать наличие соответствующего образования документами о переподготовке, повышении квалификации и т. п., полученными по ФЗ № 94. Соответственно, контрактным служащим при наличии соответствующего образования нужно будет до 2016 года переучиться по новой программе.

Что касается членов комиссии, то минимум 50 % из них должны быть обученными по правилам работы по закону 44-ФЗ. Обучить их всех заказчик обязан еще в 2013 году.

В заключение хотелось бы добавить: чтобы к 01.01.2014 года быть во всеоружии, рекомендуем уже сейчас начать изучение нового закона и разработать шаблоны документов для проведения новых процедур (форму документации, протоколов, договоров и т. п.). Иначе эффективно провести закупки по контрактной системе в начале 2014 года будет очень сложно.

Мищенко Галина Викторовна
руководитель отдела консультирования и правовой поддержки
ЮТЦ «Ориентир»

22.05.2013 г.

У вас остались вопросы по работе по ФЗ 44?Вы можете задать вопрос по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

ЗAЩИТИТЕ СЕБЯ ОТ ШТРАФОВ -
ПРОКОНСУЛЬТИРУЙТЕСЬ С НАМИ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

№ 44-ФЗ: основные положения и понятия

Этот закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят взамен устаревшего закона «О размещении государственных заказов». В документе сформулирована основная цель новой, контрактной системы – создание, размещение, распределение и исполнение государственного заказа в условиях единого цикла.

  1. Заказчик обязуется составлять план закупок в рамках действующего бюджета.
  2. К товарам и услугам, закупаемым через систему госторгов, предъявляется ряд строгих требований, например, по части предельно допустимой стоимости.
  3. Все закупки на суммы, превышающие 1 млрд рублей, должны проходить процедуру Общественных слушаний.

Для размещения заказов № 44-ФЗ устанавливает четкий перечень способов:

  1. Электронные и закрытые аукционы.
  2. Конкурсы разных видов.
  3. Запрос котировок.
  4. Закупки у единственного поставщика. Заключать контракт с одним поставщиком № 44-ФЗ позволяет в ряде случаев, когда конкурсные процедуры не состоялись по объективным причинам.

Кроме того, в документе максимально четко прописаны требования формирования начальной аукционной цены, а также обязанности участников торгов предоставлять крупное обеспечение обязательств, если они значительно снижают цену в ходе торгов. Для поставщиков, работающих со сложным и инновационным оборудованием или предоставляющих высокотехнологичные услуги, предусмотрена проверка квалификации в качестве допуска к торгам.

Еще одно важное новшество касается преимуществ, которые предоставляются некоторым организациям при закупках. Если раньше на льготы имели право учреждения УИС, общества инвалидов и предприятия малого бизнеса, то сейчас этот список пополнили НКО, занимающиеся социальными проектами. Вместе с тем, на закупки товаров иностранного производства наложено ограничение.

Важное изменение в № 44-ФЗ касается работы самих электронных площадок.

Кратко о 44-ФЗ

Теперь площадки в обязательном порядке возвращают участникам торгов и сумму обеспечения, и полученную с нее прибыль. Кроме того, с целью повысить прозрачность всей системы, создан общероссийский банк данных. В нем можно найти информацию о планируемых и реализованных закупках, списки недобросовестных поставщиков, данные аудиторских проверок.

№ 44-ФЗ вступил в силу в январе 2014 года. Отдельные положения вступили в действие позже, в течение 2014 года.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
Статья 13. Цели осуществления закупок
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Глава 2. Планирование

Статья 16. Планирование закупок
Статья 17. Планы закупок
Статья 18. Обоснование закупок
Статья 19. Нормирование в сфере закупок
Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
Статья 21. Планы-графики
Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
и т.д.

Скачать Федеральный Закон N 44-ФЗ‎

44 фз в таблицах и схемах 1-30 ст.

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации.

Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок.

Статья 26.

Централизованные закупки.

Статья 27.

ФЗ 44 О госзакупках для чайников

Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.

Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках.

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.

Скажите, пожалуйста, кто ОБЯЗАН работать по 44-ФЗ, а кто по 223-ФЗ? какие организации?

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ таблица — всё наглядно!

и почему? в Законе искал, но там все описано непонятно, хочется понять на доступном языке.

На доступном языке можно объяснить так: по Закону №44-ФЗ проводятся закупки за счет бюджетных средств, а по Закону №223-ФЗ - за счет внебюджетных денежных средств (например, доходы заказчика от законной платной деятельности, которые остаются в его собственности и которыми он может распоряжаться самостоятельно). Закупки по Закону №223-ФЗ проводят организации, в которых государство имеет долю участия более 50 %. Чтобы проводить Закупки по Закону №223-ФЗ необходимо утвердить специальное Положение о закупках, которым будут регулироваться все основные вопросы, связанные с проведением закупок. Сам по себе Закон №223-ФЗ является рамочным (общим) и содержит общие положения, не регулируя содержание действий заказчика. Если же Положение о закупках у заказчика не утверждено, то закупки за счет внебюджетных средств указанных организаций должны проводится по Закону №44-ФЗ, который более детально регулирует действия заказчика и считается менее «выгодным» для заказчика с точки зрения свободы действий при проведении закупки. Таким образом, заказчик обязан работать в соответствии с Законом №44-ФЗ, если он проводит закупки за счет бюджетных средств, либо также внебюджетных средств при условии отсутствия у него Положения о закупках.

44-ФЗ: госзакупки по правилам

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия («котировка», «аукцион», «конкурс» итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса gozapedia.ru если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ.

    и юр.лиц (за исключением средств ОМС).

В том числе любая «наличность» в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках — документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся «внебюджетка» тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ, а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных — у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валюты, драг.металлов, биржевых товаров,
  • закупками в области военно-технического сотрудничества,
  • отбором аудиторской организации,
  • договорами об электроэнергетике (обязательными для субъектов оптового рынка),
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций,
  • услугами в сфере страхования предпринимательских и (или) политических рисков,
  • экспортным кредитованием и инвестициями.

Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.

Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.

Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.

Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.

Закон 44-ФЗ принят в 2013 году, а начал работать с января 2014 года.

Теперь чтобы работать на них не нужно регистрироваться и получать аккредитацию на каждой площадке отдельно. Доступ обеспечивает однократная регистрация в ЕИС - единой информационной системе.

Это портал, который содержит реестр всех закупок, черный список поставщиков , в который часто попадают неопытные начинающие участники по причине банального незнания всех тонкостей и правил, того, как здесь все устроено.

Поясним на конкретном примере: закон не требует обязательного документального подтверждения всех заявленных поставщиком сведений, но, если в процессе проверки появятся хотя бы малейшие разночтения с фактической информацией (а данные могут меняться в процессе деятельности поставщика) он может оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Это означает, что туда вносятся данные не только о самой организации, но и о руководителе и учредителях.

Это, фактически, крест для компании на получении госзаказов. Принимать участие в тендерах после этого невозможно в течение 2 лет, а организация может там оказаться из-за простой ошибки или незнания всех правил.

Также на портале размещена масса полезной информации. Вскоре на сайте планируют разместить полную базу участников тендеров по 44-ФЗ и перечень услуг и продукции, которые подходят для сотрудничества по этому закону.

Контроль в закупках

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион .

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Кто может быть участником тендера

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ .

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик - это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице - судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП - лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика - пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Как проводятся закупки

Обновленный з акон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение - некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее - НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Планирование

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах .

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Определение НМЦК

Максимальную стоимость, с которой будут начинаться торги по принципу обратного аукциона, определяет заказчик. Принципы, на основе которых устанавливается цена, тоже диктует 44-ФЗ (ст. 22).

Заказчик определяет цену:

  • путем анализа рыночных цен;
  • с помощью нормативного метода (по нормам затрат), который устанавливает ст.19 44-ФЗ;
  • по тарифному методу, применяется для услуг в сфере ЖКХ, электросвязи, интернета;
  • по проекту или смете, используется для строительных услуг, в реконструкции, капремонте и т.п.;
  • с помощью затратного метода, если нельзя использовать никакой другой.

Можно использовать как один, так и несколько методов в совокупности. После того, как определена НМЦК, поставщики будут ее снижать. Но это не означает, что победит предложение с минимальной ценой.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры . Если цена снижается больше, чем на 25% от НМЦК, поставщик должен предоставить гарантии, либо подтверждение качества своей продукции или работ сведениями по предыдущим 3-м сделкам из реестра закупок, показать отсутствие по ним штрафов и пеней.

А если за последние 12 месяцев контрактов не было - нужно будет подготовить данные по 4-м предыдущим сделкам за предшествующие 2 года.

Публикация извещения о тендере

На этом этапе заказчик размещает извещение в ЕИС . Оно содержит правила определения поставщика и ключевую информацию о тендере:

  • контактные данные заказчика и его должностного лица, представляющего организацию в торгах;
  • основные условия договора, что и куда нужно поставить, какую услугу оказать или работу выполнить, сроки, этапы, место доставки

Заказчик указывает источник финансирования и цену, тут вариантов несколько: это может быть НМЦК, либо примерное значение цены, или формула, по которой она рассчитывается.

Извещение включает в себя:

  • способ выбора исполнителя, подрядчика;
  • время, место и способ принятия заявок;
  • идентификационный код тендера, а если закупка осуществляется по ч.ч.5,6 ст. 15 44-ФЗ, то к извещению необходимо приложить копию договора;
  • ограничения для некоторых поставщиков, если такие предусмотрены;
  • сумма обеспечения заявки для внесения на спецсчет или банковской гарантии;
  • привилегии для поставщиков, если тендер осуществляется по статьям 28, 29 44-ФЗ;
  • условия для иностранных поставщиков и ограничения, если они установлены;
  • сведения по оборонному заказу.

Какие бывают тендеры

Заказчик имеет право делать заказы единственному поставщику или выбрать конкурентный способ определения поставщика по ст. 24 44-ФЗ.

Открытый конкурс

Когда важна не только цена закупки, но и качество:

  1. Предусматривает открытое размещение информации о закупке в ЕИС;
  2. Требования одинаковые для всех участников;
  3. Заказчик изучает заявки кандидатов и сравнивает их по цене, качеству работ, квалификации сотрудников, опыту выполнения подобных заказов;
  4. Победитель - поставщик, предложивший максимально выгодные условия.

Открытый конкурс с ограниченным участием

Такой тип закупок необходим для услуг, утвержденных постановлением правительства №99 от 4 февраля 2015 года. Ограничения связаны с требуемой узкой квалификацией поставщика.

Такие закупки касаются совершенно разных сфер, от реставрационной деятельности и транспортных перевозок до высоких технологий и проектов в сфере атомной энергетики.

К подрядчику в таком случае предъявляются дополнительные требования:

  • достаточное количество ресурсов (финансовых и технических) для выполнения заказа;
  • опыт реализации подобных проектов;
  • достаточный уровень квалификации работников;
  • право собственности на необходимое оснащение.

Открытый двухэтапный конкурс

  1. На первом этапе подрядчики подают заявку без стоимости;
  2. Заказчик оценивает опыт, квалификацию, качество услуг и отсеивает неподходящие предложения;
  3. Среди оставшихся проводится второй этап, на котором исполнители рассматриваются по цене.

Чаще всего такие конкурсы организовываются среди строительных, проектных организаций, а также компаний, работающих в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Закрытый конкурс

Заказчик сам приглашает участников в закрытый конкурс, поэтому он доступен только избранному кругу поставщиков.

Это связано с необходимостью ограничения доступа к информации, содержащей коммерческую, государственную тайну, товарам с особой ценностью (редкие камни и металлы, рукописи, архивные документы) или особые услуги для представителей судебно-правоохранительной системы и государственных чиновников.

Если подрядчик соответствует заявленным требованиям - он запрашивает получение конкурсной документации и только после этого знакомится с особенностями проекта, и принимает решение, подавать заявку или нет.

Сторон закрытого конкурса обязательно проверяет ФАС.

Электронный аукцион

По статистике более 60% тендеров проводятся в формате электронного аукциона .

Важный этап - заполнение документации об электронном аукционе, поскольку фактически, она с приложениями содержит всю информацию о нем и состоит из общей информации и документов закупки с приложениями: смета, экспертиза, дефектная ведомость, информационная карта с извещением и др.

Проведение электронного аукциона установлено ст. 68 44-ФЗ.

Основные этапы:

  1. Заявка поставщика разделена на две части. анонимна, а вторая - персонализирована;
  2. Заказчик изучает первые части, не зная какие компании их направили;
  3. Затем, либо допускает поставщиков к аукциону, либо отклоняет заявки;
  4. Допущенные кандидаты делают ставки на понижение, побеждает участник с минимальной ценой;
  5. После этого заказчик проверяет вторую часть заявки , она содержит лицензии, документы организации;
  6. Если заказчик отклонил победителя на этапе рассмотрения второй части - побеждает участник, который занял второе место;
  7. Госзаказчик подписывает с ним контракт.

Запрос котировок

Такая процедура отличается простотой и оперативностью. Поставщику достаточно прислать заявку с ценой один раз.

Заказчик сравнивает все заявки и принимает решение по цене. Начальная стоимость - не больше 500 тыс. рублей.

Запрос предложений

Часто, если аукцион не состоялся или проводится повторный конкурс, заказчик прибегает к запросу предложений , поскольку не смог выбрать подходящее среди тех, которые поступили на аукционе, либо конкурсе.

Он сам обращается к исполнителям с просьбой прислать стоимость и другие сведения.

Обеспечение заявки

Чтобы участвовать в тендере подрядчику необходимо внести средства для обеспечения заявки . Это своеобразная гарантия выполнения исполнителем взятых на себя обязательств и свидетельство того, что у подрядчика есть средства для выполнения заказа.

Если исполнитель отказывается от заключения договора - сумма переводится заказчику в качестве компенсации , а поставщика включают в РНП, в соответствии со ст. 104 ч. 2.

Обеспечить заявку можно двумя способами: денежными средствами (перевод суммы на спецсчет) или банковской гарантией .

Участники закупок могут выбрать конкретный способ по своему усмотрению. Но спецсчет нужно открывать обязательно, без него не подать заявку. Подробно о том, что такое спецсчет и для чего он нужен .

Перевод суммы на спецсчет

Оформляя закупку, заказчик указывает размер обеспечения заявки и условия, на которых оно принимается.

Важно! Рекомендуем переводить средства заранее и прикрепить подтверждение перевода к документам на участие. Иначе если средства не поступят до рассмотрения заказчиком заявок - обеспечение сочтется не внесенным.

Размер обеспечения составляет от 0,5 до 5% от НМЦК (ст. 44 44-ФЗ):

  • 0,5%-1% от НМЦК при НМЦК до 20 млн. рублей;
  • 0,5%-5% от НМЦК, если НМЦК больше 20 млн. рублей.

Банковская гарантия

Что такое банковская гарантия? Это способ обеспечения обязательств, при котором банк обязуется выплатить сумму обеспечения, если возникнут каких-либо проблемы с исполнением подрядчиком своих обязательств.

Но гарантия должна быть безотзывной, чтобы сумма из БГ безоговорочно была переведена заказчику после срыва контракта.

Которые могут выдать гарантию, можно посмотреть на сайте Минфина , он постоянно меняется. Установлен и размер неустойки, по 44-ФЗ он составляет 0,1% от суммы НМЦК.

Заключение контракта

Согласно статье 34 44-ФЗ, договор содержит :

  • предмет договора - это описание объекта закупки по 44-ФЗ
  • стоимость;
  • форма договора;
  • способ оплаты и приема результата;
  • права и обязанности участников;
  • их ответственность.

Ц ена объекта закупки остается неизменной в течение всего срока реализации контракта.

Менять его условия можно, согласно ст. 95 44-ФЗ, но в следующих случаях:

  1. НМЦК снижена единственным поставщиком при прежнем объеме продукции или услуг;
  2. Увеличен или уменьшен объем закупки - до 10%;
  3. Изменились условия финансирования;
  4. Исполнитель предлагает услуги или продукцию более высокого качества.

Сроки заключения договоров

Нарушение сроков и иных важных условий 44-ФЗ влечет привлечение к ответственности и занесение информации о предприятии, либо ИП в реестр недобросовестных контрагентов: поставщиков (РНП).

Закон регламентирует следующие сроки:

  • размещение проекта договора заказчиком в течение 5 дней ;
  • по итогам электронной закупки нужно подписать договор на протяжении 5 дней ;
  • подписанные договор публикуется заказчиком в срок до 3 дней ;
  • при запросах котировок и предложений итоговые сроки плавающие - от 7 дней ;
  • при открытых аукционах и конкурсах - от 10 дней .

Сроки указаны без учета выходных дней. Важно учитывать:

  • если поставщик предоставил не всю документацию заказчику, то это может рассматриваться, как уклонение от заключения соглашения. В такой ситуации заказчик имеет право взыскать расходы на тендер через суд;
  • если победитель передумал подписывать договор или нарушил сроки, то заказчик обращается к исполнителю, который занял второе место. Такой отказ не предусматривает никаких санкций. Конкурс объявляется несостоявшимся.

После заключения контракта наступает непосредственно сам процесс реализации заказа. Когда работы выполнены - осталось дождаться приемки. Исполнитель оповещает заказчика о завершении работ, а он составляет отчет.

По результатам он передает подрядчику акт выполненных работ, накладную или обоснованный отказ. Исполнитель может его оспорить.

Разрешение спорных моментов

По результатам выигранного тендера исполнитель может обнаружить не соответствующую заявленной изначально информацию: другая цена, объем, сроки и др. Ему нужно в течение 5 дней со дня оглашения результатов закупок отправить заказчику протокол разногласий.

Помните, что протокол разногласий многие поставщики используют для того, чтобы умышленно растягивать время перед подписанием контракта. Это необходимо им, чтобы успеть получить банковскую гарантию или для других целей.

Для опытного заказчика такие манипуляции очевидны. Если это и пройдет в этот раз, то при следующих закупках он к вам вряд ли обратится. Позаботьтесь обо всем заранее, а если времени всё же не хватает - обращайтесь к нам! Заказчик рассматривает протокол на протяжении 3-х дней.

Расторжение соглашения

Если возникли разногласия после заключения договора и их урегулировать не удалось - возможно расторжение контракта (ст. 95 44-ФЗ):

  • по обоюдному согласию сторон;
  • в соответствии с решением суда;
  • одностороннего отказа (при наличии оснований).

Какие сферы вне закона 44-ФЗ

Принимать участие в тендерах по 44-ФЗ не могут:

  • международные финансовые организации;
  • компании или лица, оказывающие услуги в области юридической защиты судей, чиновников, других должностных лиц.

Нельзя закупать в рамках этого закона:

  • драгоценные металлы и камни для пополнения Госфонда;
  • неоплачиваемую помощь юридической защиты;
  • услуги избирательной комиссии.

Выводы

Закон 44-ФЗ - масштабный нормативно-правовой акт (более 250 страниц), рассмотреть который в рамках одной статьи очень сложно. Мы постарались кратко осветить основные моменты этого закона, рассказать просто о сложном - для «чайников ».

Если у вас остались вопросы, вы можете пройти у нас обучение по 44-ФЗ или заказать сопровождение торгов . В этом случае вам ни о чем не придется волноваться - мы проведем процедуру в полном соответствии с 44-ФЗ и гарантируем допуск вашей заявки на торги.