К административной ответственности лиц виновных. Обжалование постановления об административном правонарушении

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

  • 1) наказание виновных;
  • 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
  • 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

  • 1. Взыскания морального характера:
    • - предупреждение.
  • 2. Денежные и имущественные взыскания:
    • - штраф;
    • - конфискация;
    • - возмездное изъятие.
  • 3. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:
    • - исправительные работы;
    • - административный арест;
    • - временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

  • 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;
  • 2) они устанавливаются широким кругом органов;
  • 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные взыскания делятся на:

  • 1. Единовременные;
  • 2. Длящиеся.

К единовременным относятся:

  • - штраф;
  • - предупреждение;
  • - конфискация;
  • - возмездное изъятие.

К длящимся относятся:

  • - административный арест;
  • - лишение специальных прав;
  • - исправительные работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

  • 1. Основные;
  • 2. Дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

    СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который заключается в применении компетентными органами и должностными лицами, судьями административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения в соответствии с КОАП РФ и законами субъектов РФ.

Признаки административной ответственности:

    Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

    К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

    Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

    Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

    Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Все нормы, регулирующие административную ответственность содержаться в КоАП РФ и законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административное правонарушение – это виновное противоправное действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

    Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

    Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

    Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

    Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Наличие субъекта правонарушения - физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения – это юридическая модель, логическая конструкция реального административного правонарушения

Состав правонарушения включает четыре элемента:

    Объект административного правонарушения;

    Объективная сторона административного правонарушения;

    Субъект административного правонарушения;

    Субъективная сторона административного правонарушения.

Объекты подразделяются на три группы:

    Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

    Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

    Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

      Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективная сторона отвечает на вопрос: Как и каким образом совершенно правонарушение?

К факультативным признакам объективной стороны относятся:

    Место совершения правонарушения;

    Время совершения правонарушения;

    Предмет совершения правонарушения;

    Способ совершения правонарушения.

В материальных составах правонарушения объективная сторона включает 3 элемента:

  1. Общественно вредный результат деяния;

    Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

    Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

Достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

Вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

На момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

Дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

В качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время - Федеральный закон от 30.12.2012 N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

У юридических лиц ответственность за правонарушение возможна с момента государственной регистрации юридического лица.

Ч. третья ст.2.1 КоАП РФ предусматривает возможностьпривлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии сч. 3 ст. 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силуч. 3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

    Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Её центром является вина в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умысел означает осознание противоправного характера своего действия или бездействия, предвидение его вредных последствий и желание их наступления либо сознательное их допущение, либо безразличное к ним отношение.

Когда лицо желает наступления последствий умысел называется прямым, а когда относится к ним безразлично или допускает их, то умысел называется косвенным.

В статьях КоАП РФ прямо указывается на ряд составов административных правонарушений, наказуемость которых наступает лишь при наличии умышленной вины (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17КоАП РФ; умышленное невыполнение требований прокурора -ст. 17.7КоАП РФ; умышленное повреждение или срыв печати -ст. 19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверения личности гражданина -ст. 19.16КоАП РФ, умышленная порча или уничтожение военного билета -ст. 21.7КоАП РФ и др.).

О совершении правонарушения умышленно свидетельствуют такие слова диспозиций статей Особенной частиКоАП РФ, как "сокрытие", "уклонение", "отказ", "принуждение", "изготовление", "распространение", "сбыт", "воспрепятствование", "подкуп", "заведомо ложное", "неповиновение". Однако в большинстве случаев вывод о субъективной стороне состава административного правонарушения можно сделать лишь на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статьеОсобенной частиКоАП РФ.

Неосторожность – это предвидение возможности наступления вредных

последствий, но легкомысленный расчет на их предотвращение или не предвидение возможности наступления последствий, хотя лицо должно было и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Для выяснения, должно ли было лицо предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, необходимо установить объективные условия, в которых оно находилось. Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития, как, например, при уничтожении или повреждении леса в результате небрежного обращения с огнем.

От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «случаем» - иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.

  • 8. Административное правонарушение (аПр): юридический состав
  • 9. Административное расследование
  • 10. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений
  • 11. Административно-правовой статус гражданина
  • Гарантии
  • 12. Административно-правовой статус общественных объединений (организаций)
  • 13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан
  • Гарантии
  • 14. Административно-правовые отношения (апо): понятие и особенности
  • 15. Административно-предупредительные меры
  • 16. Административное наказание
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 17. Административный процесс и его виды
  • 18. Административный штраф
  • 19. Виды административно-правовых отношений (апо)
  • 20. Виды правовых актов управления (пау)
  • 21. Возбуждение дел об административных правонарушениях
  • 1) Задачи производства:
  • 2) Порядок производства:
  • 22. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 23. Давность привлечения к административной ответственности
  • 24. Дисквалификация
  • 25. Исполнительная власть (ив): понятие, соотношение с государственным управлением
  • 27. Классификация органов исполнительной власти
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
  • 28. Административно-процедурная деятельность: понятие, особенности, виды
  • 29. Меры административного пресечения
  • 30. Место ив в системе разделения властей.
  • 31. Метод административного права: понятие, особенности
  • 32. Назначение административного наказания (ан)
  • Обстоятельства, отягчающие ао:
  • 33. Общее понятие управления и его виды.
  • 34. Органы (должностные лица), назначающие административное наказание
  • 35. Органы исполнительной власти субъектов рф
  • 36. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 37. Отмена и приостановление действия правовых актов управления (пау)
  • 38. Полномочия президента рф в сфере ив
  • 39. Понятие административного принуждения
  • 40. Понятие административной ответственности (ао)
  • 41. Понятие и виды административно-правовых методов управления
  • 42. Понятие и виды административно-правовых норм
  • 43. Государственные должности и должности государственной службы: особенности, виды. Соотношение
  • 44. Виды государственных служащих. Общие условия прохождения государственной службы
  • 45. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • 46. Государственная служба: понятие, система и виды. Принципы построения и функционирования системы государственной службы
  • 47. Понятие и юридическое значение правовых актов управления (пау)
  • 48. Поощрение и ответственность государственных служащих
  • 49. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения и запреты для замещения должностей государственной гражданской службы
  • 50. Правительство рф: состав, компетенция, взаимоотношения с другими органами гос. Власти
  • 51. Право жалобы
  • 52. Предмет административного права
  • 53. Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, прекращение службы
  • 54. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • 55. Сущность государственного регулирования. Соотношение государственного регулирования с государственным управлением
  • 56. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
  • 57. Федеральные министерства Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 58. Федеральные службы и надзоры Указ Президента №314 от 09.03.2004 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (фоив)»
  • 59. Формы реализации ив: понятие и виды
  • 60. Функции административного права
  • 3. Административная ответственность юридических лиц

    Административная ответственность (АО) – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

    Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (Статья 2.1 КоАП от 30.12.2001 ).

    Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    административная ответственность юридических лиц - это применение к организа­ циям, обладающим административной правосубъектностью, адми­ нистративных наказаний за неисполнение или ненадлежащее ис­полнение установленных государством правил, норм и стандартов в целях государственного осуждения противоправной деятельности юридических лиц и выполнения возложенных на них обязанно­ стей, а также предупреждения новых правонарушений

    Статья 2.10. КоАП.

    1. Юридические лица подлежат АО за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

    2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

    3. При слиянии нескольких юридических лиц к АО за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к АО за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

    5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к АО за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

    6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к АО за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

    7. В случаях, указанных в частях 3 - 6 настоящей статьи, АО за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к АО юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

    В Особенной части содержится более 200 юридических составов , субъектом которых является юридическое лицо:

    В случае привлечения юр. лица к АО на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об админ. правонарушениях, правила назначения админ. наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения. (юр. и физ. лица не могут нести дважды АО за одно и то же)

    Юридическое лицо признается виновным в совершении админ. правонарушения , если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена АО, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Юр. лицо считается невиновным , пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. При этом юридическое лицо не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности юридического лица, привлекаемого к АО, толкуются в пользу этого лица.

    Вина юр. лица обычно определяется через вину физ. лиц , занимающих руководящие должности в органах управления юр. лица, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющих специальные полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, и в силу этого ответственных за их соблюдение.

    Учитывая, что во всех случаях нарушений юридическим лицом норм и правил, установленных государством, сформулированных в Особенной части КоАП, усматривается вина должностного лица, целесообразно вину юридического лица определять через вину должностного лица . Такой подход обусловлен и тем, что по юридической конструкции практически все составы имеют формальный характер , т.е. формы вины (умысел или неосторожность), цели и мотивы совершения правонарушения не влияют на размер санкции.

    Административные наказания , применяемые к юр. лицу:

      предупреждение;

      административный штраф;

      возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

      конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

    Вид и размер наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

  • 13. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 14. Понятие и признаки органа исполнительной власти. Соотношение органов исполнительной власти и исполнительных органов. Исполнительная власть: понятие, сущность и структура.
  • Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
  • 15. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной̆ власти.
  • 17. Полномочия Президента Российской Федерации в исполнительной власти.
  • 18. Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной̆ власти. Его состав и компетенция.
  • 19. Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура.
  • Органы исполнительной̆ власти субъектов Российской Федерации.
  • Понятие административно-правовых форм. Их значение и виды
  • Административно-правовые договоры: сущность и виды.
  • 23.Понятие, юридическое значение и виды правовых актов управления.
  • Требования к правовым актам управления и их действие.
  • Дефектность актов управления.
  • 24.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 25. Действие правовых актов управления. Их законная сила. Отмена, приостановление правовых актов управления.
  • 26.Понятие административно-правовых методов. Их назначение. Понятие административно-правовых методов
  • 27.Виды административно-правовых методов. Критерии классификации. Иды административно-правовых методов
  • 28.Сущность административного убеждения и принуждения.
  • 29.Понятие, правовая природа и основания административного принуждения.
  • 31.Понятие и признаки административного правонарушения.
  • 32.Юридический состав административного правонарушения. Субъекты административных правонарушений.
  • 33. Юридические лица как субъекты административных правонарушений. Понятие их вины.
  • Отграничение административного правонарушения от преступления и дисциплинарного проступка.
  • 35.Понятие административной ответственности как вида юридической ответственности, ее основные особенности.
  • 1. Понятие и признаки административной ответственности как вида юридической ответственности
  • 2. Особенности административной ответственности
  • 3. Понятие правонарушения, состав
  • 4. Меры административного наказания
  • 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности
  • 37.Административное наказание.
  • 38.Понятие административного процесса. Принципы административного процесса. Административное индивидуальное дело.
  • 39.Виды административно-процессуальной деятельности. Понятие и виды административно-процессуальной деятельности
  • 41.Административная юрисдикция. Ее сущность и формы. Административно-правовой спор.
  • § 2. Содержание административно-правового спора
  • §4. Признаки административно-правового спора
  • Глава 2 Классификация административно-правовых споров
  • §1. Основания классификации административно-правовых споров
  • § 2 Споры об объективном административном справе
  • §3. Споры о субъективном административном праве
  • §4. Административно-правовые споры о компетенции
  • 42.Виды административно-юрисдикционных производств. Производство по делам об административных правонарушениях (понятие, общая характеристика).
  • 43.Участники производства. Доказательства.
  • 44.Меры обеспечения производства по делам об админи- стративных правонарушениях.
  • 45.Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
  • 2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
  • 2.2. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 2.3. Пересмотр постановления и решения
  • 2.4. Исполнение постановления по делу об административном правонарушении
  • 46.Законность, дисциплина, целесообразность.
  • 47.Способы обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • Глава 14 сущность административно-правовой организации управления
  • 55.Основные сферы, комплексы и отрасли (области) государ- ственно-управленческой деятельности.
  • 56.Соотношение территориального и регионального управления.
  • 57.Сущность государственного регулирования и его соот- ношение с государственным управлением
  • 58.Экономическая сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования экономики
  • 59.Управление экономическим развитием. Федеральные органы по стандартизации, аккредитации, государственной регистрации, кадастра и картографии, управления государственным имуществом.
  • 60.Управление промышленным комплексом и торговлей. Внешнеэкономическая деятельность и таможенное дело.
  • 61.Управление энергетическим комплексом.
  • 62.Управление агропромышленным комплексом.
  • 63.Антимонопольное регулирование и регулирование есте- ственных монополий.
  • Введение
  • 1. Экономическая природа и роль монополий в современной рыночной экономике
  • 1.1 Сущность монополий, цели и механизмы функционирования
  • 1. Монополия возникает из господства в производстве;
  • 2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
  • 3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.
  • 1.2 Виды монополий
  • 1.3 Предпосылки формирования и развития современных российских монополий
  • 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях и методы
  • 2.1 Особенности антимонопольной политики в России
  • 2.2 Антимонопольная политика в отношении естественных монополий
  • Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством
  • 65.Управление транспортным комплексом.
  • 66.Управление в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
  • 67.Управление в сфере природопользования и экологии.
  • Организационные структуры управления экологией и природопользованием в рф
  • 3. Органы управления в сфере экологии, природопользования и охраны окружающей среды и их полномочия
  • 68.Управление финансами. Организация кредитного и банковского дела. Организация бюджетного, налогового дела. Организация регулирования финансовых рынков. Финансовый мониторинг.
  • 69.Социально-культурная сфера (значение, структура). Основные направления административно-правового регулирования социально-культурных процессов.
  • 71.Правовой статус вуза.
  • 2.1 Проблемы определения понятия и видов вуЗов
  • 2.2 Развитие норм о правовом статусе вуЗа
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается (абз. 8 ст. 70 бк рф) Суровцова м.Н. Указ. Соч. С. 18.
  • 72. Управление наукой (организационно-правовая система управления, органы управления).
  • 73.Организация науки (Российская Академия Наук; научные учреждения; государственные научные центры; наукограды; вак России; ученые степени и звания).
  • 74.Управление в области культуры и туризма (организационно-правовая система управления, органы управления). Учреждения культуры, особенности их правового статуса. Управление в области культуры
  • 76.Управление в области физической культуры и спорта (организационно-правовая система, органы управления). Программа развития физической культуры и спорта
  • 1.1 Развитие массового спорта
  • 1.2 Развитие спорта высших достижений
  • Глава 2. Структура управления сферой физической культуры и спорта
  • 77. Административно-политическая сфера (значение, структура, основные направления административно-правового регулирования).
  • 78.Управление в области обороны (организационно-правовая система). Министерство обороны рф, его компетенция. Генеральный штаб.
  • 79.Вооруженные Силы Российской Федерации: понятие, состав, порядок комплектования. Военная служба.
  • 81.Борьба с терроризмом. Организация гражданской обороны, борьбы с чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Для России защита населения и территорий от чп актуальная по ряду причин:
  • Гражданская оборона
  • Гражданская оборона
  • Структура гражданской обороны на объекте экономики
  • 82.Управление внутренними делами (организационно-правовая система). Министерство внутренних дел рф, его компетенция. Федеральная миграционная служба. Внутренние войска.
  • 84.Управление юстицией (организационно-правовая система). Министерство юстиции рф, его компетенция. Организация управления исполнением наказаний, судебными приставами. Адвокатура. Нотариат.
  • 85.Управление иностранными делами (организационно-правовая система, органы управления). Представительства и консульства за рубежом. Особенности государственной службы в органах иностранных дел.
  • 5. Основания и порядок применения мер административной ответственности

    Основаниями административной ответственности являются:

    Нормативное основание – нарушение административно-правового запрета (КоАП РФ или законодательство субъекта РФ об административных правонарушениях).

    Фактическое основание – совершение административного правонарушения.

    Процессуальное основание – издание правоприменительного акта.

    Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.

    Стадия производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.

    В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:

    первая – возбуждение административного дела и направление его по подведомственности (административное расследование);

    вторая – рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;

    третья – обжалование и опротестование решения (пересмотр постановления);

    четвертая – исполнение постановления, вынесенного по административному делу.

    Эти стадии нашли свое нормативное закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.

    Возбуждение административного дела и направление его по подведомственности. На этой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.

    Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления о правонарушении.

    Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного права.

    Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении служат:

    1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

    2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    4) сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

    Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и принятия решения по нему. По окончании предварительной подготовки протокол и другие материалы о правонарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Законодатель также в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.

    В случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование по месту совершения или выявления административного правонарушения.

    Законодатель определяет, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца, а по делам, о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок не более шести месяцев.

    По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

    Протокол или постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесении).

    Рассмотрение дела об административном правонарушении.

    Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиально органа, должностным лицом. К таким обстоятельствам относятся: родство с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела.

    При наличии таких обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

    Следующая стадия административного процесса носит дополнительный характер, т.е. если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные лица наделенные правом приносить жалобы или заявлять ходатайства для пересмотра принятого решения, не сделали этого, то рассматриваемый этап административного процесса будет отсутствовать, в ином случае стадия пересмотра решения должна пройти три этапа:

    1) обжалование или опротестование постановления;

    2) проверка законности постановления, вынесение решения;

    3) реализация решения.

    Постановление о наложении административного наказания обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу и приводится исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном законодательством РФ.

    Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившим постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

    Заключение

    Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности – это результат неправомерного поведения лица, выраженный в применении к виновному уполномоченными на то органами, должностными лицами в установленном порядке юридических санкций. Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности, имеет она и свои особенности. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее фактическим основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания. К административным правонарушениям относятся противоправные виновные деяния (в форме действия или бездействия), за которые законодательство устанавливает административное наказание. Состав административных правонарушений включает четыре элемента: субъект (вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти лет, юридическое лицо), субъективную сторону (вину) в форме умысла или неосторожности, объективную сторону (само деяние) и объект (охраняемые законом отношения и ценности). Административное правонарушение влечет за собой административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административные наказания делятся на основные и дополнительные. Законодатель исключил такое административное наказание как исправительные работы и ввел новые – дисквалификацию, административное приостановление деятельности и временный запрет на ведение деятельности до рассмотрения дела судом.

    Основные положения, регламентирующие административную ответственность, закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Принципиальные положения КоАП РФ от 2002г. прогрессивны. Так, применение шести из восьми наиболее тяжких административных наказаний отнесено к исключительной компетенции суда. Соответственно, значительно увеличилась и роль суда как органа административной юрисдикции. Действующий Кодекс к компетенции судов относит уже составы административных правонарушений, содержащиеся в 105 из 401 ст. Кодекса. Естественно, с увеличением возможностей участия судей в производстве по делам об административных правонарушениях увеличилась и гарантированность права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, снизилась вероятность необоснованного применения мер административного принуждения.

    Новый кодекс отличается от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях тем, что в нем кодифицирована административная ответственность как физических, так и юридических лиц, созданы единые процессуальные правила применения мер административной ответственности. Ныне нормы КоАП РФ являются единым федеральным правовым источником, на котором базируется административная ответственность за нарушение административных норм, принятых в установленном порядке. Это намного облегчает знание таких норм и соблюдение их на практике.

    36.Административная ответственность в системе мер административного принуждения .

    Административная ответственность - вид юридической ответственности за нарушение административного или иного законодательства, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

    Административная ответственность обладает признаками, свойственными и общей юридической ответственности. В то же время в законодательстве можно найти не только общие признаки юридической ответственности, но и специфические признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

    В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

    1) административная ответственность устанавливается только федеральными законами или законами субъектов Федерации в отличие от мер административного принуждения, которые могут устанавливаться и подзаконными актами. Следовательно, она имеет собственную законодательную базу;

    2) основанием административной ответственности является административное правонарушение; уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок;

    3) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной ответственности - только физические лица;

    4) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания; за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания.

    5) административные наказания применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судами (судьями), органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами (гл. 23 КоАП РФ);

    6) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность принципиально отличается от дисциплинарной, меры которой к рабочим и служащим применяются в порядке подчиненности должностным лицом;

    7) привлечение административного наказания не влечет судимости, что характерно для уголовной ответственности, и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока - одного года со дня исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

    8) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, т. е. КоАП РФ. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства.

    Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные наказания.

    Основными видами административных наказаний являются:

    1) предупреждение;

    2) административный штраф;

    3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

    5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);

    6) административный арест;

    7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

    8) дисквалификация;

    9) административное приостановление деятельности.

    Предупреждение - вид взыскания, преследующий целью моральное осуждение правонарушителя. Предупреждение, как правило, производится в письменной форме и применяется за неосторожные правонарушения, совершаемые лицом впервые.

    Административный штраф - это разовое денежное взыскание, назначаемое в определенной денежной сумме. Величина штрафа может устанавливаться: 1) кратно минимальному размеру оплаты труда; 2) кратно стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества; 3) фиксированной денежной суммой. Возмездное изъятие предметов применяется в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения. Это взыскание состоит в принудительном изъятии предмета и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета (например, нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте влечет в том числе возмездное изъятие этих объектов).

    Конфискация - это принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, явившейся орудием или предметом совершенного правонарушения (например, конфискация таможенным органом предмета, провоз которого через границу запрещен).

    Лишение специальных прав представляет собой взыскание, направленное на права, которые предоставлены лицу компетентным органом власти. Правонарушитель может быть лишен следующих прав: управления транспортным средством; охоты; эксплуатации радиоэлектронных устройств.

    Исправительные работы представляют собой удержание в доход государства сумм из заработка нарушителя. Удержание устанавливается в процентном отношении (но не более 20 %) к заработной плате и производится в течение некоторого периода.

    Административный арест - кратковременное (не более 15 суток) лишение свободы, применяемое за наиболее опасные правонарушения. Данное взыскание налагается судом.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - это принудительное (самостоятельное) и контролируемое перемещение через государственную границу Российской Федерации за пределы страны. Данное взыскание применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения российских законов, уважения к нравственным правилам поведения, принятым в нашем обществе, а также предупреждения совершения новых правонарушений.

    Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

    Административная ответственность является конкретным видом юридической ответственности. Присущие ей особенности позволяют провести грань между нею и другими видами такой ответственности.

    Особенности административной ответственности, которые позволяют установить ее отличие от других видов ответственности:

    Административная ответственность регулируется нормами института административной ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная ответственность - законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством);

    Основанием административной ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);

    Субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной ответственности - только физические лица);

    За административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления - меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания);

    Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной ответственности определяются только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные - судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

    Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы - лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной ответственности к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания - увольнение с работы);

    Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

    Подводя итоги, отметим отличия административной ответственности от других видов юридической ответственности.

    Так, для уголовной ответственности основанием является совершение преступления; наступает она исключительно в судебном порядке; ее основные стороны регламентированы УК РФ и УПК РФ; уголовной ответственности подлежат только физические лица.

    Дисциплинарная ответственность, хотя и наступает во внесудебном порядке, что сближает ее с административной ответственностью, характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен органу или должностному лицу, являющемуся субъектом дисциплинарной власти. Основанием ее служит дисциплинарный (служебный) проступок, представляющий собой нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, за что на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание.

    Для гражданско-правовой ответственности (имущественной) характерно возмещение убытков или вреда, а потому ее основное содержание составляют последствия имущественного характера, включая восстановительные меры. Административная же ответственность не предполагает возмещения имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением.