К консульским функциям не относят. Международное право

Функции консульских учреждений весьма разнообразны. Согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 года, отражающей в этом во­просе действующее международное право, к основным функциям кон­сульских учреждений, в частности, относятся:

1) защита интересов своего государства, его физических и юриди­ческих лиц;

2) поощрение торговли и содействие развитию экономических, культурных и научных связей между указанными государствами;

3) выполнение административных и нотариальных функций в отно­шении граждан представляемого государства;

4) выполнение обязанностей в отношении судов морского и воздуш­ного флота своей страны, а также их экипажей;

5) наблюдение за экономической, правовой и политической жизнью своего округа и информация по этим вопросам ведомства иностранных дел своего государства.

При выполнении функций консульства руководствуются правом своего государства, а также международным правом, прежде всего меж­дународными договорами своего государства с государством пребыва­ния консульства. При этом консульству приходится иметь дело не толь­ко с консульскими конвенциями, но и с договорами о правовой помо­щи, соглашениями о социальном обеспечении, о воздушных, морских и других сообщениях и т.д. Естественно, что консульства выполняют свои функции с учетом права государства пребывания.

Консульства непосредственно сносятся только с местными властя­ми своего округа, а с центральными властями и властями других окру­гов - через дипломатического представителя своей страны.

Обычно консульские учреждения подчиняются ведомству иностран­ных дел, а также дипломатическому представительству.

При осуществлении порученных им задач консулы могут представ­лять перед судом и иными органами страны пребывания граждан и юри­дических лиц своей страны в порядке, предусмотренном консульскими конвенциями, и в соответствии с законами страны пребывания.

На лиц, которые возглавляют консульские учреждения, могут быть возложены функции, выполняемые дипломатическим предста­вительством, в государстве, где нет дипломатического представитель­ства, с согласия правительства этого государства. Глава консульского учреждения или иное консульское должностное лицо могут действо­вать в качестве представителей своего государства при любой между­народной организации.

За выполнение определенных официальных действий консульст­ва взимают консульские сборы как со своих, так и с иностранных граждан. К таким действиям относятся: выдача или продление сроков действия паспортов, выдача виз, оформление ходатайств о приеме в гражданство, регистрация актов гражданского состояния, легализа­ция и нотариальное удостоверение документов, действия по наслед­ственным делам и др.

Нередко между государствами заключаются соглашения о взаимном отказе от взимания консульских сборов за все или некоторые действия.

Консульские отношения представляют собой международные административно-правовые отношения, предназначенные для защиты прав и интересов физических и юридических лиц одного государства на территории другого. Консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств.

Консульское учреждение - это государственный орган внешних сношений, находящийся на территории другого государства в силу международного договора и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций в пределах консульского округа.

Наряду с дипломатическими отношениями государства поддерживают друг с другом и консульские отношения, для чего обмениваются консульскими представительствами, создаваемыми по соглашению между государствами. Консульские отношения могут быть установлены и между государствами, которые не поддерживают дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений включает установление консульских отношений, если не оговорено иное. Разрыв дипломатических отношений, наоборот, не означает прекращения консульских отношений.

В отличие от дипломатических представительств, представляющих страну в полном объеме ее международно-политических отношений, деятельность консульских представительств осуществляется в пределах определенного района страны пребывания, называемого консульским округом. В отличие от дипломатических представительств, в одной стране может быть несколько консульских округов и несколько консулов.

Консульские представительства (их обычно называют консульские учреждения) - специальные органы одного государства, находящиеся на территории другого государства с согласия последнего, целью которых является защита экономических и других интересов представляемого государства, его юридических лиц и граждан.

Консульская служба, продолжая играть свою положительную роль в развитии межгосударственных отношений, является подчиненной в сравнении с институтом дипломатических учреждений.

Консульские представительства возглавляют консулы различных классов. Консул - это должностное лицо, назначаемое одним государством в другое государство для выполнения консульских функций. Консул поддерживает систематическую связь только с местными органами власти своего округа. Связь с центральными органами власти страны пребывания, в том числе и по вопросам, относящимся к консульским функциям, он осуществляет через дипломатическое представительство своей страны.

Правовое положение консульских представительств и их должностных лиц определяется международными соглашениями, национальным законодательством и в отдельных случаях - международным обычаем. 24 апреля 1963 г. была заключена Венская конвенция о консульских сношениях, вступившая в силу для Республики Беларусь в 1989 г. Она является первой многосторонней конвенцией о консульской службе государств, в которой обобщена многолетняя практика межгосударственных консульских отношений, в частности, подробно регламентированы функции, привилегии и иммунитеты консульских представительств и консулов.

В настоящее время весьма развита практика заключения между государствами двусторонних консульских конвенций и договоров. Большинство государств имеют консульские уставы и другие национальные акты, регламентирующие вопросы консульской службы.

Республика Беларусь имеет консульские конвенции с целым рядом государств (Россия, Румыния, Китай, Латвия, Польша и др.). в которых регламентированы вопросы консульских связей с этими странами. Указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1996 г. № 82 был утвержден Консульский устав Республики Беларусь в котором определяются задачи консульских учреждений Республики Беларусь, правила назначения на консульские должности, порядок выполнения консульских обязанностей, функции консулов в конкретных сферах консульской деятельности.

С учетом установившейся практики и положений Венской конвенции 1963 г. функциями консульских представительств являются:

  • - защита и охрана своего государства, его юридических лиц и граждан;
  • - содействие развитию торговых, экономических, культурных, научных и иных связей между аккредитующей страной и страной пребывания;
  • - сбор на законном основании политической, экономической, научной и правовой информации о жизни консульского округа и ознакомление с ней соответствующих ведомств представляемой страны;
  • - учет граждан своей страны, проживающих в консульском округе, и выполнение по отношению к ним административных и нотариальных функций (выдача свидетельств о рождении, смерти, вступлении в брак или разводе, представительство в судах и других органах страны пребывания, удостоверение завещаний и сделок);
  • - выполнение определенных обязанностей в отношении морских и воздушных судов и других видов транспорта и их экипажей, находящихся на территории консульского округа;
  • - выдача виз и свидетельств, связанных с гражданством, собственным гражданам и иностранцам, легализация документов и др.

При выполнении этих функций консульские представительства, их главы и должностные лица должны действовать в соответствии с международными актами и двусторонними соглашениями по различным вопросам торговли, экономических и культурных связей, правовой помощи, воздушных, морских и иных сообщений, участниками которых являются обе стороны - назначившая и принявшая. При этом необходимо знать и учитывать в работе законодательство как своей страны, так и государства пребывания.

Функции консульских представительств прекращаются в случае:

  • а) закрытия консульского учреждения в данном округе по договоренности сторон;
  • б) военного конфликта между представляемым государством и государством пребывания консула;
  • в) передачи территории, на которой расположен консульский округ, третьему государству.

Функции консула могут быть прекращены в случае:

  • а) отзыва или отставки консула либо замены его другим лицом;
  • б) объявления консула persona поп grata.

Согласно практике консульских отношений, закрепленной в Венской конвенции 1963 г., главы консульских представительств делятся на четыре класса-, генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент.

Консульские должностные лица, не являющиеся главами консульских учреждений, имеют различные наименования. Их называют заместителями консулов, помощниками консулов, проконсулами и т.д.

Генеральный консул возглавляет генеральное консульство, которое открывается обычно в крупных политических и экономических центрах страны назначения. Это учреждение может обслуживать несколько консульских округов. Консульства и вице-консульства открываются в менее крупных районах страны и действуют в пределах единого консульского округа. Во главе их находится соответственно консул и вице-консул. Консульские агенты могут быть назначены в определенные пункты (город, морской порт, аэропорт) консульского округа. Они выполняют поручения консула данного округа и ему подчинены.

Вид консульского представительства и консульский округ определяются по соглашению между государством пребывания и представляемым государством. Классы консулов присваиваются страной назначения консула в порядке, предусмотренном национальным законодательством этой страны. Консульскими должностными лицами (штатными консулами) могут быть, как правило, только собственные граждане страны назначения, которые являются ее государственными служащими.

Некоторые страны (Швеция, Дания, Норвегия и др.) наряду со штатными консулами применяют институт нештатных (почетных) консулов. Консульский устав Республики Беларусь также предусматривает возможность назначения почетных консулов, которые в соответствии с этим документом могут быть как гражданами Республики Беларусь, так и иностранными гражданами. Почетные консулы не могут находиться на государственной службе Республики Беларусь. Функции почетных консулов определяются МИД Республики Беларусь.

Порядок назначения и отзыва консулов регулируется национальным законодательством. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел, иногда главами государств (США, Великобритания, некоторые другие страны) с уведомлением страны пребывания. Предварительное согласие в настоящее время испрашивается только некоторыми государствами.

Ведомство иностранных дел назначенному консулу выдает специальное удостоверение о его полномочиях - консульский патент. В нем указываются имя, ранг консула, консульский округ и место пребывания консульского представительства. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула -- консульскую экзекватуру. В большинстве стран она выдается ведомством иностранных дел или местными властями консульского округа и может быть оформлена в виде отдельного документа или соответствующей надписи на консульском патенте. С момента получения экзекватуры начинается служба консула. Штат консульских представительств государства, согласно Венской конвенции 1963 г. (ст. 1), состоит из консульских Должностных лиц, выполняющих непосредственно консульские функции, административно-технического и обслуживающего персонала. В консульствах имеется довольно обширная канцелярская документация: книги учета граждан, консульских сборов, актов гражданского состояния и др. Штаты консульских представительств устанавливаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства.

Консульские отделы при посольствах возглавляют заведующие отделами, имеющие дипломатический ранг. Их назначение и присвоение им ранга осуществляются ведомством иностранных дел в порядке, установленном для дипломатического персонала. Как должностное лицо посольства заведующий консульским отделом не нуждается в консульском патенте и экзекватуре. Технические работники консульского отдела являются работниками посольства и имеют соответствующий статус. Консульские отделы выполняют те же функции, что и консульские представительства. В практике Республики Беларусь очень часто используются консульские отделы посольств.

Консульский корпус - это главы консульских учреждений, находящиеся в консульском округе. В более широком смысле - это совокупность всех иностранных консульских должностных лиц, находящихся в данном консульском округе. В консульский корпус входят нештатные (почетные) консулы и сотрудники консульских отделов дипломатических представительств. В зависимости от числа консульских округов в стране может быть несколько корпусов - в отличие от единого для всей страны дипломатического корпуса. Консульский корпус принимает участие в мероприятиях церемониального характера -- принесение поздравлений, соболезнований, организация встреч и т.д.

Возглавляет консульский корпус старейшина -- старший по званию и по времени получения экзекватуры. Он знакомит вновь прибывших членов консульского корпуса с особенностями и традициями государства пребывания, разрешает внутренние вопросы, защищает права членов консульского корпуса.

Консульские привилегии и иммунитеты -- определенные преимущества и льготы, предоставляемые консульским представительствам, консулам разных классов, должностным лицам и сотрудникам консульств с целью облегчения осуществления ими своих функций в государстве пребывания.

Основные положения о консульских привилегиях и иммунитетах содержатся в Венской конвенции 1963 г. (ст. 31-34, 41-43, 52). В связи с тем, что консульские функции более ограничены, нежели дипломатические, консульские привилегии и иммунитеты несколько отличаются от дипломатических.

Консульскими привилегиями и иммунитетами в полном объеме пользуются консульские должностные лица, выполняющие непосредственно консульские функции. Привилегии административно-технического и обслуживающего персонала устанавливаются, как правило, на началах взаимности между государством назначения и государством пребывания консульских учреждений.

Консульские представительства имеют следующие привилегии и иммунитеты:

  • - помещения консульства и его транспортные средства, а также жилые помещения должностных лиц и сотрудников консульства, консульские архивы и документы неприкосновенны;
  • - резиденция его главы пользуется неприкосновенностью, доступ в эти помещения может иметь место только по просьбе и с согласия главы консульского представительства, в том числе в случае стихийных бедствий;
  • - право беспрепятственного сношения со своим правительством, с дипломатическими и консульскими представительствами своей страны, находящимися на территории страны пребывания, а также на территории третьих стран;
  • - пользование шифром, шифрованными депешами, специальными курьерами, а также обычными средствами связи;
  • - освобождение от любых видов налогов, сборов, пошлин;
  • - право вывешивать флаг и укреплять консульский щит (эмблему государства) на здании консульства и на машинах главы консульского учреждения.

К личным привилегиям и иммунитетам консульских должностных лиц относится, прежде всего, личная неприкосновенность. Однако если дипломаты пользуются абсолютной неприкосновенностью в стране пребывания, то консульские должностные лица имеют ограниченный иммунитет от юрисдикции страны пребывания. Они могут быть подвергнуты аресту только за тяжкие преступления на основании постановления компетентных судебных властей. Консульские должностные лица не подлежат юрисдикции страны пребывания только в отношении действий, связанных с выполнением ими служебных обязанностей (ст. 43 Венской конвенции 1963 г.). Они могут быть вызваны в суд в качестве свидетелей, хотя в случае отказа к ним не могут быть применены меры принуждения. Должностные лица консульств и члены их семей освобождаются от налогов, сборов и пошлин, в том числе и уплаты таможенных пошлин, досмотра личного багажа, выполнения личных повинностей.

В практике консульских отношений отмечается тенденция к расширению консульских привилегий и иммунитетов на началах взаимности и постепенного их приближения к дипломатическим.

Без ущерба для привилегий и иммунитетов все пользующиеся ими лица обязаны уважать законы и правила государства пребывания, а также не вмешиваться в его внутренние дела. Они, в частности, должны соблюдать требования местного законодательства в отношении страхования от вреда, который может быть причинен третьим лицам в связи с использованием дорожно-транспортного средства, судна или самолета.

Работник консульства пользуется привилегиями и иммунитетами с момента вступления на территорию государства пребывания, а если он уже находится в ее пределах - с того момента, когда он приступил к исполнению своих обязанностей. Привилегии и иммунитеты прекращаются с момента, когда пользующееся ими лицо оставляет эту территорию или по истечении разумного срока для оставления ее. В отношении действий, совершенных консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения срока.

При проезде консульского должностного лица к месту службы или обратно через третье государство последнее обязано предоставить ему иммунитеты, которые могут потребоваться для обеспечения проезда. Это также распространяется и на членов их семей. Консульским курьерам в государстве транзита должны предоставляться те же неприкосновенность и защита, что и в государстве пребывания.

Отказаться от личной неприкосновенности консульских должностных лиц и консульских служащих, их иммунитета от юрисдикции, включая изъятие в отношении дачи свидетельских показаний, может лишь само представляемое государство. Возбуждение консульским должностным лицом дела в суде лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.

Отказ от иммунитета в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнительных действий, для чего необходим отдельный отказ.

  • Понятие международного права
    • Понятие международного права и его особенности
    • Нормы международного права
      • Классификация норм международного права
      • Создание норм международного права
    • Международно-правовые санкции и международный контроль
    • Международные правоотношения
    • Юридические факты в международном праве
  • Господство (верховенство) права (Rule of Law) в современном международном праве
    • Происхождение концепции господства права
    • Юридическое содержание концепции господства права: цели, структурное наполнение, направленность регулятивного воздействия, связь с другими сопоставимыми по своей сущности концепциями
  • Принцип добросовестности как основа эффективности международного права
    • Юридическая сущность принципа добросовестности
      • Соотношение принципа добросовестности с другими принципами и институтами международного права
    • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом
      • Принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом - страница 2
  • Становление, общий характер, источники и система современного международного права
    • Становление и общий характер современного международного права
    • Источники международного права
      • Решения международных организаций в качестве источников международного права
    • Система международного права
    • Кодификация международного права
  • Субъекты и объект современного международного права
    • Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности
    • Государства - основные субъекты международного права
    • Международная правосубъектность наций и народностей, борющихся за свою независимость
    • Международно-правовое признание как институт права
      • Декларативная и конститутивная теории о значении международно-правового признания
      • Международные организации - вторичные субъекты международного права
    • Юридическое положение личности в международном праве
    • Объект международного права и международного правоотношения
      • Объект международного права и международного правоотношения - страница 2
  • Основные принципы международного права
    • Понятие основных принципов международного права
    • Принципы, обеспечивающие поддержание международного права и безопасности
    • Общие принципы межгосударственного сотрудничества
    • Принцип добросовестности как общий принцип права и как один из основополагающих принципов современного международного права
  • Взаимодействие международного и внутригосударственного права
    • Сфера взаимодействия международного и внутригосударственного права
    • Влияние внутригосударственного права на международное право
    • Влияние международного права на внутригосударственное право
    • Доктрины соотношения международного и внутригосударственного права
  • Право международных договоров
    • Международный договор и право международных договоров
    • Структура международных договоров
    • Заключение международных договоров
    • Действительность международных договоров
    • Действие и применение договоров
    • Толкование международных договоров
    • Прекращение и приостановление действия международных договоров
  • Право международных организаций
    • Понятие и основные признаки международной организации. Классификация международных организаций
    • Порядок создания международных организаций и прекращения их существования
    • Правосубъектность международных организаций
    • >Юридическая природа международных организаций и организация их деятельности
      • Права международных организаций
      • Характер юридических актов международных организаций
    • ООН как международная организация
    • Специализированные учреждения ООН
    • Региональные организации
      • Содружество Независимых Государств (СНГ)
  • Дипломатическое и консульское право
    • Понятие и источники дипломатического и консульского права
    • Дипломатические представительства
      • Сотрудники представительства
    • Консульские учреждения
      • Привилегии и иммунитеты консульских учреждений
    • Постоянные представительства государств при международных организациях
    • Специальные миссии
  • Право международной безопасности
    • Понятие нрава международной безопасности
    • Специальные принципы международной безопасности
    • Всеобщая система коллективной безопасности
    • Деятельность ООН по проведению Года диалога между цивилизациями под эгидой Организации Объединенных Наций
    • Региональные системы коллективной безопасности
    • Разоружение - ключевая проблема международной безопасности
    • Нейтралитет и его роль в поддержании международного мира и безопасности
  • Права человека и международное право
    • Население и его состав, гражданство
    • Правовое положение иностранцев
    • Право убежища
    • Международное сотрудничество по вопросам прав человека
    • Международная защита прав женщин и детей
    • Международная защита прав меньшинств
    • Право человека на достойное жилище
      • Обязательства правительств в области обеспечения прав человека на достаточное жилище
      • Институт «признания» в области обеспечения права на достаточное жилище
      • Элементы жилищных прав
      • Возможности рассмотрения жилищных прав в судебном порядке
  • Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
    • Основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и его правовые основы
    • Борьба с международными преступлениями и преступлениями международного характера
      • Распространение и торговля наркотиками
    • Правовая помощь по уголовным делам
    • Международная организация уголовной полиции - Интерпол
  • Международное экономическое право
    • Понятие международного экономического права и его источники. Субъекты международного экономического права
    • Международно-правовые основы экономической интеграции
    • Совершенствование системы международных экономических отношений и формирование нового экономического порядка
    • Специальные принципы международного экономического права
    • Основные сферы международных экономических отношений и их правовое регулирование
    • Международные организации в сфере межгосударственных экономических отношений
  • Территория в международном праве (общие вопросы)
    • Государственная территория
    • Государственная граница
    • Правовой режим международных рек
    • Демилитаризация территории
    • Правовой режим Арктики и Антарктики
  • Международное морское право
    • Понятие международного морского права
    • Внутренние морские воды и территориальное море
    • Прилежащие и экономические зоны
    • Правовой режим открытого моря
    • Понятие и правовой режим континентального шельфа
    • Правовой режим международных проливов и каналов
  • Международное воздушное право
    • Понятие международного воздушного права и его принципы
    • Правовой режим воздушного пространства. Международные полеты
    • Международные воздушные сообщения
  • Международное космическое право
    • Понятие и источники международного космического права
    • Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
    • Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов
    • Международно-правовая ответственность за деятельность в космическом пространстве
    • Правовые основы международного сотрудничества в использовании космоса в мирных целях
    • Значимость практических мер мирового сообщества по мирному использованию космического пространства
  • Международное право окружающей среды
    • Понятие международного права окружающей среды, его принципы и источники
    • Международные организации и конференции в области охраны окружающей среды
    • Защита среды Мирового океана, охрана атмосферы и предотвращение изменения климата, защита животного и растительного мира
    • Защита водной среды международных рек и окружающей среды полярных районов
    • Защита окружающей среды в процессе космической и ядерной деятельности
    • Международно-правовое регулирование обращения с вредными отходами
  • Международно-правовые средства разрешения международных споров
    • Сущность мирного урегулирования международных споров
    • Средства решения международных споров
    • Решение международных споров судом
      • Создание в рамках Организации Объединенных Наций нового Международного суда
      • Процедура рассмотрения споров
      • Органы и специализированные учреждения ООН, уполномоченные обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения
    • Решение споров в международных организациях
  • Международное право в период вооруженных конфликтов
    • Понятие права вооруженных конфликтов
    • Начало войны и его международно-правовые последствия. Участники войны (вооруженного конфликта)
    • Средства и методы ведения войны
    • Нейтралитет в войне
    • Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов
    • Окончание войны и его международно-правовые последствия
    • Развитие как способ предотвращения конфликтов

Консульские учреждения

Установление дипломатических отношений сопровождается, как правило, установлением и консульских отношений. Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Функции консульских учреждений могут выполнять и дипломатические представительства.

Различают четыре вида консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Их возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. К консульским учреждениям относят также консульские отделы дипломатических представительств.

Деятельность консульских учреждений осуществляется на основе Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.), другими международно-правовыми актами, а также двусторонними консульскими конвенциями между государствами (например, Консульская конвенция между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Гана от 22 февраля 1985 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Польша от 22 мая 1992 г., Консульская конвенция между Российской Федерацией и Украиной от 15 января 1993 г.).

Установление консульских отношений между государствами осуществляется по взаимному согласию. При этом согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если иное не оговорено, согласие на установление консульских отношений. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой в силу самого события разрыва отношений консульских.

Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ (район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций) определяются представляемым государством и подлежат одобрению государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

Государство пребывания обязано принимать все необходимые меры для защиты консульских помещений консульского учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульскими функциями являются :

защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями Венской конвенции;

выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованными лицами;

выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» (по причине смерти; в ожидании смерти) на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения в соответствии с законами и правилами государства пребывания распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

осуществление предусматриваемых законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в отношении их экипажа;

оказание помощи указанным судам и самолетам и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

При выполнении своих функций консульские должностные лица могут обращаться в компетентные местные органы своего консульского округа, а также в компетентные центральные органы государства пребывания, если это допускается, и в той степени, в какой это допускается законами, правилами и обычаями государства пребывания или соответствующими международными договорами.

При назначении на должность представляемое государство снабжает главу консульского учреждения документом, имеющим форму патента или подобного ему акта, составляемым при каждом назначении, удостоверяющим его должность и указывающим, как общее правило, его полное имя и фамилию, категорию или класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Патент или подобный ему акт дипломатическим или иным соответствующим путем передается правительству того государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции. Если государство пребывания согласно, представляемое государство может вместо патента или подобного ему акта послать государству пребывания уведомление, содержащее вышеуказанные данные о главе консульского учреждения.

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой. Государство пребывания может отказать в выдаче экзекватуры и при этом не обязано сообщать представляемому государству мотивы отказа.

В ряде случаев глава консульского учреждения может приступить к исполнению своих обязанностей до получения им экзекватуры. К таким случаям относятся временный допуск главы консульского учреждения к выполнению своих функций и временное выполнение функций главы консульского учреждения (если глава консульского учреждения не может выполнять своих функций или если должность главы консульского учреждения вакантна).

Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа. Кроме того, оно обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из Конвенции.

Глава консульского учреждения и персонал консульского учреждения являются работниками консульского учреждения. Персонал консульского учреждения делится на три группы: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Консульское должностное лицо - это лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций, консульский служащий - лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении, работник обслуживающего персонала - лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения.

При отсутствии конкретной договоренности о численности консульского персонала государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала не переходила за пределы, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в консульском округе, и потребности данного консульского учреждения.

Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является «persona поп grata» (нежелательное лицо - лат.) или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. При этом государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству. Если представляемое государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, государство пребывания может соответственно аннулировать экзекватуру данного лица или перестать считать его работником консульского персонала.

Функции работников консульского учреждения прекращаются, в частности: но уведомлении государства пребывания представляемым государством о том, что его функции прекращаются; по аннулировании экзекватуры; по уведомлении государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, предоставлять работникам консульского учреждения,

не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства, время и условия, необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников. В частности, оно должно предоставить, в случае необходимости, в их распоряжение транспортные средства, которые требуются для них самих или для их имущества, за исключением имущества, приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого во время отбытия запрещен.

Статьей 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определены следующие консульские функции:

1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц;

2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4. выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5. оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7. охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8. представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждения государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9. передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10. осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажей, оказание им помощи.

За выполнение определенных официальных действий консульства взимают консульские сборы.

54.Порядок назначения глав консульских учреждений.

В соответствии со ст. 9 Венской конвенции 1963 г. главы консульских учреждений делятся на четыре класса:

1. генеральный консул;

2. консул;

3. вице-консул;

4. консульский агент.

Глава консульского учреждения

назначается представляемым государством,


А допускается к выполнению своих функций - государством пребывания (ст. 10 Венской конвенции 1963 г.).

1) Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяется его должность, указываются

o полное имя и фамилия,

o класс, к которому он принадлежит,

o консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

2) Представляемое государство направляет этот патент правительству государства , на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.

⇒ При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента послать государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения (ст. 11 Венской конвенции 1963 г.).

3) Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой .

Это может быть отдельный документ, а может выражаться надписью на патенте.

Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры , не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа (ст. 12 Венской конвенции 1963 г.).

⇒ До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций (ст. 13 Венской конвенции 1963 г.).

⇒ Руководитель консульского отдела дипломатического представительства в патенте и экзекватуре не нуждается.

4) Как только глава консульского учреждения допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания

немедленно уведомляет об этом компетентные власти консульского округа

обеспечивает принятие мер , необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами по Венской конвенции 1963 г.

Прекращение консульских функций. Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1. уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2. аннулирования экзекватуры;

3. уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала (ст. 25 Венской конвенции 1963 г.).

4. Если территория, на которой расположен консульский округ, выходит из-под суверенитета государства пребывания

Также по кафедральному:

5. Отозвания назначившим государством

6. Объявление нежелательным лицом

7. Закрытие консульского учреждения

Консул по указанию своего государства может поручить охрану прав своих соотечественников консулу третьего государства

Согласно ст. 26 Венской конвенции 1963 г. государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта , предоставлять

✓ работникам консульского учреждения

✓ частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания,

✓ а также членам их семей, проживающим вместе с ними,

o независимо от их гражданства,

время и условия , необходимые для того, чтобы они могли подготовиться к отъезду и выехать как можно скорее после прекращения функций соответствующих работников.

В случае разрыва консульских отношений между двумя государствами:

❖ государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, уважать и охранять консульские помещения, а также имущество консульского учреждения и консульский архив;

❖ представляемое государство может вверить защиту своих интересов и интересов своих граждан, охрану консульских помещений, а также имущества, которое в них находится, и консульского архива третьему государству .

55. Консульские привилегии и иммунитеты

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты - это совокупность преимуществ, привилегий и иммунитетов, предоставляемых иностранным консульским учреждениям и их официальному персоналу в объеме, который определяется

o международными договорами

o обычаями,

o законодательством государства пребывания.

Однако они еще не равны дипломатическим преимуществам, привилегиям и иммунитетам.

Главное отличие состоит в том, что

консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер , т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей . Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция

К приближению,

А иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ, привилегий и иммунитетов.

Консульские иммунитеты относятся:

❖ к учреждению в целом

❖ к его персоналу.

Преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений:

1) право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) неприкосновенность консульских помещений, служебных архивов, корреспонденции, имущества;

Местные власти могут вступать в консульские помещения только с согласия консула или дипломатического представительства.

⇒ Такое согласие предполагается в случае пожара или иного стихийного бедствия.

3) освобождение консульского имущества от обыска и реквизиции;

4) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин;

5) свобода сношений с правительством, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями представляемого государства;

⇒ Консульство сносится непосредственно с властями консульского округа ,

⇒ а с центральными властями - через свое посольство .

⇒ Иное положение может быть установлено местным правом или международным договором.

6) свобода сношений с гражданами представляемого государства и доступа к ним и наоборот.

Соответствующие органы государства пребывания безотлагательно сообщают в консульство

Обо всех случаях ареста или задержания граждан представляемого государства

Обо всех случаях смерти и установления опеки в отношении граждан представляемого государства,

А также об авариях судов и самолетов , зарегистрированных в этом государстве.

⇒ Консулы могут посещать своих граждан, находящихся под стражей, если последние против этого не возражают.

⇒ Консулы вправе предпринимать меры по обеспечению юридического представительства своих граждан, но сами делать этого не должны .

7) Консульство вправе взимать консульские сборы за совершение относящихся к его компетенции актов. Сборы не подлежат налогообложению .

Иммунитет персонала консульства зависит от его категории.

Консульские должностные лица - лица, которые выполняют консульские функции.

Консульские служащие - лица, выполняющие административные или технические обязанности.

Работники консульства выполняют функции обслуживающего персонала.

Личные преимущества, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц:

1) личная неприкосновенность, т. е. свобода от ареста или предварительного заключения, кроме случаев совершения тяжких преступлений .

⇒ В последнем случае они могут быть подвергнуты различным формам ограничения свободы только во исполнение судебных решений, вступивших в законную силу;

2) освобождение от судебной и административной юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функций;

3) освобождение от дачи показаний, а также предоставления корреспонденции и документов по вопросам, связанным с консульской деятельностью;

4) освобождение консульских должностных лиц и членов их семей от налогов, сборов и пошлин на предметы личного пользования.

5) Консульские должностные лица освобождаются от таможенных пошлин и досмотра.

⇒ Личный багаж должностных лиц может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания полагать, что в нем содержатся предметы, запрещенные к вывозу или ввозу.

⇒ Такой досмотр должен производиться в присутствии консульского должностного лица

!!!Государства зачастую заключают двусторонние консульские конвенции, предоставляющие консульским должностным лицам полный дипломатический иммунитет!!!

Привилегии консульских служащих и обслуживающего персонала:

Консульские служащие обладают иммунитетом от местной юрисдикции в отношении действий, совершенных ими при выполнении служебных обязанностей.

Служащие , а также члены их семей освобождаются от всех налогов и сборов.

Обслуживающий персонал освобождается от налогов на заработную плату.

Персонал консульства может вызываться в суд для дачи свидетельских показаний.

Консульские служащие и обслуживающий персонал не могут отказаться от дачи показаний.

Если от дачи показаний отказывается консульское должностное лицо, то кнему не должны применяться меры принуждения.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты более четко определены в двусторонних консульских конвенциях, в которых, как правило, предусмотрено их взаимное расширение.

Кроме того, в национальном законодательстве государств часто содержатся нормы относительно правового статуса консульских учреждений и их персонала.

56. Понятие и состав государственной территории

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как:

сухопутная;

водная поверхность земного шара;

его недра;

воздушное пространство;

космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения МП территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Нет и не может быть государства без территории. Именно территория наряду с населением является материальной основой любого государства.

В МП в соответствии с существующим правовым режимом различают три вида территорий:

1) государственная территория;

2) территория со смешанным режимом;

3) территория с международным режимом.

Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства . К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100-110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически - на доступную для проникновения глуби-

ну). Над гос территорией государство осуществляет свою верховную власть (суверенитет в старом понимании слова). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории.

Квазитерритории - это так называемые ≪плавучие≫ и ≪летучие≫ территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств .

Это лишь условное отождествление (лишь юридическая, но не природная сущность). На квазитерриториях государство также осуществляет суверенитет.

К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных МП, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов.

К такого рода территории относятся:

исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль от берега;

континентальный шельф (подводная часть материка).

Территория с международным режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств в соответствии с МП.

К таким территориям, в частности, относятся:

открытое море;

воздушное пространство над ним;

морское дно;

недра морского дна за внешней границей континентального шельфа;

Антарктика;

космос и небесные тела в нем.

Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.

В Конвенциях, регулирующих статус Луны и морского дна, говорится, что это «общее наследие всего человечества. »Причем государства-участники согласились с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего

наследия человечества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЭТОМ ВОПРОСЕ!!!

  • 7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.
  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • Общие вопросы, связанные с установлением и поддержкой консульских отношений, урегулированы многосторонней Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Кроме того, государства широко практикуют заключение двусторонних консульских конвенций, в которых регулируются вопросы количества консульских учреждений государств на территории друг друга, местонахождение консульских округов, привилегии и иммунитеты персонала консульств и др. Государства также имеют внутреннее законодательство, регулирующее консульские отношения. В Советском Союзе таким нормативным актом был Консульский устав СССР 1976 г., действовал и в Украине в части, что не противоречит ее Конституции, до 1994 г., когда Указом Президента Украины был введен Консульский устав Украины.

    Главой консульского учреждения консул. Его статус отличается от статуса главы дипломатического представительства, поскольку консул осуществляет представительских функций своего государства в государстве пребывания. Функции консулов имеют относительно узкий и конкретный характер и осуществляются ими в пределах консульского округа.

    Государства на практике используют как штатных консулов, так и нештатных (почетных) консулов. Последние обычно назначаются из лиц, которые постоянно проживают в государстве нахождения консульства и пользуются в ней авторитетом. Часто почетными консулами есть адвокаты, бизнесмены, деятели культуры. Они могут быть гражданами государства, которая их признает, государства пребывания или третьего государства. Почетные консулы не состоят на государственной службе государства, которая их признает, и не получают от нее заработной платы, поэтому этот институт экономически выгоден. Как правило, сборы за консульские услуги, которые взимаются почетным консулом, идут в его прибыль. Сегодня Украина имеет 96 почетных консулов.

    Понятие и виды консульских учреждений

    Консульское учреждение (консульство) - это постоянный государственный орган внешних сношений, учрежденный в другом государстве на основании соглашения между этими государствами для выполнения консульских функций в определенном консульском округе.

    1)генеральное консульство,

    2)консульство,

    3)вице-консульство

    4) консульское агентство.

    Эти учреждения возглавляют соответственно генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент. Консулы и вице-консулы, кроме тех случаев, когда они возглавляют консульские учреждения, могут входить как обычные чиновники в состав генеральных консульств. Сегодня довольно распространено открытие консульских отделов при дипломатических представительствах. Возглавляют эти отделы заведующие, которые именуются генеральными консулами или консулами. Как принято на практике, заведующим консульских отделов посольств не представляются патент и экзекватура, поскольку они действуют как сотрудники дипломатического представительства.

    Основные функции консульских учреждений определены в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. Это, в частности, такие:

    1) защита в государстве пребывания интересов своего государства, его граждан и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

    2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государством, которая представляется государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

    3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

    4) выполнение административных и нотариальных функций;

    5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам государства, представляется, в том числе правовой;

    6) оказание помощи морским (речным) судам и самолетам и их экипажам;

    7) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение государством, представляется, что не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

    При выполнении функций консульские учреждения должны руководствоваться как нормами международного права, так и законами своего государства и государства пребывания. Важную роль в консульских отношениях между государствами играют двусторонние консульские конвенции. В отличие от дипломатических представительств, консульские учреждения имеют право напрямую сноситься только с местными властями консульского округа. Если возникает необходимость во взаимодействии с правительством государства пребывания, то ее можно реализовать только с помощью дипломатического представительства своего государства. При отсутствии дипломатических отношений государства могут возложить выполнение некоторых дипломатических функций на консульские учреждения с согласия правительства принимающей государства. В таких случаях консульства имеют право сноситься с правительством государства пребывания.

    В большинстве государств консульские учреждения подчинены министерствам иностранных дел, а также дипломатическому представительству своего государства в государстве пребывания.

    По нормам международного и внутригосударственного права консулы могут представлять физических и юридических лиц своего государства в судах и других органах государства пребывания в порядке, предусмотренном в указанных нормах.

    Самыми распространенными видами деятельности консульских учреждений являются: выдача виз, выдача и продление сроков действия паспортов, регистрация граждан, которые постоянно проживают на территории консульского округа, регистрация актов гражданского состояния, легализация и нотариальное заверение документов и др. За выполнение указанных действий консульства взимают консульские сборы в валюте государства пребывания. Государства могут заключить между собой соглашение об отмене взимания всех или некоторых видов консульских сборов.

    Консульский округ – район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций (консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах с согласия государства пребывания выполнять свои функции за пределами консульского округа).