Основные правовые системы современности, их общая характеристика. Правовые системы современности б) Правовая система Германии

2. Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

    выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

    предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

    показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором - о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права - это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут

3. Основные правовые системы современности

20.1. Понятие и типология правовых систем

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Подробнее: 20.1. Понятие и типология правовых систем

20.2. Англо-американская правовая система

Англосаксонская правовая семья включает право Англии и стран, последовавших образцу английского права. Становление и развитие англосаксонского права связано с множеством факторов, определяемых своеобразием правовых традиций и правовой культуры Англии и стран, входящих в эту семью права.

Английская правовая система включает «общее право», «статутное право» (законодательство) и «право справедливости». Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

С периода нормандского завоевания (1066) в Англии стала формироваться централизованная судебная система. Так называемое «common law» Англии (общее право) складывалось как единая система прецедентов (вырабатываемые судьями решения брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогических дел).

Подробнее: 20.2. Англо-американская правовая система

20.3. Романо-германская правовая система

Романо-германская правовая система относится к западной традиции правопонимания, согласно которой право рассматривается как модель социальной организации. Она широко распространена в континентальной Европе и имеет наиболее древние традиции. Романо-германская правовая система – это результат эволюции римского права, но никоим образом не является его копией.

Романо-германская правовая система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников. В этой правовой системе господствующая роль отведена закону и в первую очередь кодексу. Закон служит основным, а в ряде отраслей права, например в уголовном, и единственным источником права.

Подробнее: 20.3. Романо-германская правовая система

20.4. Мусульманское право

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат («прямой путь») – это совокупность обращенных к людям обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка Мухаммада. Нормы шариата регулируют вопросы поведения мусульман в повседневной жизни в их отношениях между собой и с властью. В шариате религиозная идея очень тесно взаимодействует с правовым началом.

Курсовая работа

по теории государства и права на тему:

<< Основные правовые системы современности>>

Москва 2001

П Л А Н Р А Б О Т Ы

1. Введение.

2. Понятие правовой системы.

3. Романо-германская правовая система.

4. Англо-саксонская правовая система.

5. Мусульманская правовая система.

6. Социалистическая правовая система.

7. Российская правовая система.

8. Заключение.

ВВЕДЕНИЕ.

В современном мире каждая государственная общность имеет свое право. Право имеют также и негосударственные общности: каноничес­кое право, индусское право, и т.д. Существует международное право, призванное регулировать вовсемирном или региональном масштабе меж­государственные и внешне торговые отношения.

Право разных стран сформулировано на разных языках, использу­ет различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

В современном мире существует множество правовых систем. Пра­вовая система-понятие более широкое и объемное, чем просто понятие "право".

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо­ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест­венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра­вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

Собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

Правовая идеология-активная сторона правосознания

Судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве­ликобритании, Германии, и т.д.

Различия между правом разных стран значительно уменьшаются, если исходить не из содержания конкретных норм, а из их более пос­тоянных элементов, использованных для создания, толкования, оценки норм. Сами нормы могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых не так уж много. Поэтому возникла группировка пра­вовых систем в "семьи".

Категория "правовая семья" служит для обозначения группы пра­вовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство явля­ется результатом их конкретно-исторического и логического разви­тия.

Заслуживает подход западных компративистов, отрицающих типо­логию правовых систем единственно по признаку их классовой сущнос­ти. При классификации они используют различные факторы, начиная с этических, рассовых, географических, религиозных и заканчивая юри­дической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций.

Одна из самых популярных - классификация правовых семей, дан­ная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идео­логии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.

Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".

Другая классификация была предложена К.Цвайгертом и Г.Котцем в книге "Введение в правовые сравнения в частном праве", вышедшей в 1971 году. В основу этой классификации положен критерий "право­вого стиля".

"Стиль права" по мнению авторов, складывается из пяти факто­ров: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юриди­ческого мышления, специфические правовые институты, природа источ­ников права и способы их толкования, идеологические факторы.

На основе этого различаются следующие "правовые круги": ро­манский, германский, скандинавский, англо - американский, социа­листический, право ислама, индуистское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р.Давида.

При этом, во всех случаях, не учитывается марксистко - ле­нинская типология права, в основе которой лежит критерий общест­венно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). А.Х.Саидов пола­гает, что только единство глобальной марксистко - ленинской типо­логии и внутритиповой классификации правовых систем, дает возмож­ность составить целостное представление о правовой карте мира. Он выделяет внутри буржуазного типа права, восемь правовых семей: ро­мано - германскую, скандинавскую, латино-американскую, правовую семью "общего права", и дальневосточную правовую семью. Они расс­матриваются наряду с семьей социалистического права. В пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспек­те, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы соцстран Европы, правовые сис­темы соцстран Азии, и правовая система республики Куба.

Таким образом, существует несколько точек на классификацию правовых систем настоящего и недалекого прошлого.

Теперь рассмотрим более подробно основные правовые семьи.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.

Романо-германская правовая семья или система континентального права (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.) имеет длинную юридическую историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с 12 века на базе кодефикации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современно­го мира.

Р.Давид подчеркивает, что романо-германская правовая семья в своем историческом развитии не была продуктом деятельности фео­дальной государственной власти (в этом ее отличие от формирования английского "общего права"), а была исключительно продуктом куль­туры, независимым от политики. Это в какой-то мере верно по отно­шению к первой, доктринальной стадии рецепции. О следующей стадии, когда римское право (а точнее право, основанное на римском) восп­ринималось законодателем, этого сказать нельзя. Формирование рома­но-германской правовой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой, и не может быть понято вне учета сложного процесса развития капиталистических отношений в недрах феодального общества, прежде всего отношений собственности, обмена, перехода от внеэкономического к экономическому принужде­нию. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, кото­рые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и прежде всего справедливости. Юридическая наука видит свою основную задачу в том, чтобы определить, какими должны быть эти нормы.

Рецепция римского права привела к тому, что еще в период фео­дализма правовые системы европейских стран, их правовая доктрина, юридическая техника приобрели определенное сходство.

Начиная с 19 века основным источником (формой) права, где господствует эта семья является закон. Буржуазные революции корен­ным образом изменили классовую природу права, отменили феодальные правовые институты, превратили закон в основной источник права.

"Закон образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету, в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а за­частую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики. Юристы и сам закон теоретически признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но пробелы эти практически не значительны."

Во всех странах романо-германской семьи есть писаные консти­туции, за нормами которых признается высшая юридическая сила. Она выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разг­раничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят диф­ференциацию различных источников права.

В романо-германской юридической доктрине, главным образом, в законодательной практике различают три разновидности обычного за­кона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. В большинстве континентальных стран приняты и действуют: гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы.

Система текущего законодательства также весьма разнообразна. Законы регулируют отдельные сферы общественных отношений, напри­мер, акционерные законы. Число их в каждой стране велико. Особое место занимают сводные тексты налогового законодательства.

Среди источников романо-германского права велика (и все более возрастает) роль подзаконных актов: регламентов, административных циркуляров, декретов министров и других.

В романо-германской семье достаточно широко используются не­которые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и в не закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последнее понимается в определенную эпоху и в определенный момент. Сам зако­нодатель своим авторитетом закрепляет некоторые новые формулы (например, ст.2 швейцарского гражданского кодекса устанавливает, что осуществление какого-то права запрещается, если оно явно превышает пределы, установленные доброй совестью, или добрыми пра­вами, или социальной и экономической целью права)

Правовая система - это целостное единство различных юридических феноменов и связей между ними. Она являет собой нормативную базу для доминирующего на данной территории. В зависимости от охвата и масштаба такие системы делятся на национальные и происходящие от определенных исторических традиций. Национальный порядок в области законов и правил имеет специфику, характерную для какой-нибудь отдельной страны или небольшого региона. Несколько таких форм права, связанных устойчивыми обычаями и прошлым, составляют семью.

Основные принято связывать с делением известных нам законодательных устроений на четыре Прежде всего, это романо-германская разновидность. Для такого рода системы характерна определенная и четкая иерархия различных правовых форм. Огромную роль при складывании и закреплении этих форм играет лицо или группа лиц, которые устанавливают законы. Сама при этом имеет четкие разграничения, и каждая его разновидность представляет собой отдельную отрасль. Эта отличается тем, что с одной стороны в ней очень важны конституции и закрепленные в них положения, а с другой - не менее значительны различные акты, уточняющие нормы, изложенные в законах. Такой тип легальных полномочий господствует во Франции, Германии, Италии и других странах, перенявших систему римского или германского права, и его обычно считают классическим.

В свою очередь, одной из наиболее интересных законодательных семей является англосаксонская. Почти все основные правовые системы современности, которые закрепили в своих конституциях права человека, пытаются в этом плане ориентироваться именно на нее. Здесь в складывании права и его основных видов определяющее значение принадлежит суду, а сами нормы часто формируются во время прений сторон и принимают силу действия после судебных решений. Более того, творение права осуществляется так называемым путем судебного прецедента, поскольку после того, как судьи сформулируют понятия и правила какого-либо конкретного дела и закрепят их в решении, эти нормы приобретают законную силу в любом аналогичном случае.

Прецедентное право, составляющее фундамент англосаксонской семьи, является не единственной его характерной чертой. Основные правовые системы современности в их классическом виде устанавливают существенную разницу между частным и публичным правом, однако в англосаксонском варианте совокупности такое разделение практически отсутствует. Более того, сами границы между отраслями права очень размыты, а эти разновидности не являются кодифицированными. Это приводит к тому, что во всей законодательной системе доминируют нормы, определяющие процесс судопроизводства, и именно от них зависит порядок, согласно которому государство регулирует различные отношения в обществе. Такой правовой порядок принят в Великобритании и ее бывших колониях - США, Австралии, Канаде.

Основные правовые системы современности включают в себя и достаточно старинные законодательные семьи, такие, как религиозная и традиционная. Первая из них выводит легальные нормы и уложения из определенных священных текстов, которые толкуются богословами. С одной стороны, такое устройство права сложно развивать, поскольку часто считается, что данные свыше предписания не могут подвергаться изменениям. С другой стороны, различные интерпретации теологических терминов, в свою очередь, могут приводить к разному смысловому наполнению одних и тех же правовых понятий. Такое право часто основано на определенных обязанностях человека перед Богом и связано с моральными требованиями, но в последнее время оно все больше впитывает в себя элементы прав человека и его свобод. Так же, как и в англосаксонской системе, здесь нет разделения между частными и публичными законными полномочиями. Такой тип права характерен для многих мусульманских стран.

Распространяется и на где господствует совокупность обычаев, запретов и установлений, которые издавна практиковались в данном регионе или местности. В Китае, Японии, многих африканских странах подобные нормы являются доминирующими, несмотря на то, что многие из них никогда не были записаны. Отличительным признаком такой системы является то, что государство признает эти традиции в качестве обязательных, а их источниками могут выступать не только моральные и религиозные, но и мифологические представления. Это один из наиболее древних целостных правовых типов, сохранившихся до нашего времени.

Ранее было замечено, что подходы к пониманию права определяются тем, какая правовая система исторически сложилась в том или ином регионе, в том или ином государстве. Для более глубокого понимания существующих традиций в подходах к праву представляется необходимым дать понятие правовой системы и краткий обзор существующих правовых систем. Этот материал важен и для других проблем теории права (источников права, правотворчества, реализации права и др.).

Учебная литература по теории государства и права советского периода обходила молчанием проблему типологии правовых систем. Но в 1990-х гг. во многих изданиях это уже самостоятельная и достаточно объемная тема (см., например: Общая теория права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., перераб и доп. М., 1995. С. 341–374; Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. С. 309–324).

Изучением правовых систем занимается сравнительное правоведение, или компаративистика. Один из наиболее авторитетных специалистов в этой области юридического знания – французский ученый Р. Давид, его труды неоднократно издавались и на русском языке. Среди отечественных авторов работами в области сравнительного правоведения известны Μ. Н. Марченко, А. X. Саидов, Ю. А. Тихомиров, В. А. Туманов (см. обзор специальной литературы по теме).

В сравнительном правоведении существуют различные подходы к типологии правовых систем – в зависимости от собственно юридических особенностей (значение каждого источника права, правовая культура, правовые традиции, основные понятия и категории и т.д.) выделяют разное количество классификационных групп, называя данные группы или "правовыми семьями", или "правовыми кругами", или "правовыми системами". Проблема классификации правовых семей является одной из основных проблем компаративистики. Предложены различные варианты типологии правовых семей, в том числе отличающиеся значительной сложностью, что обусловлено объективной пестротой юридической карты мира.

С учетом того что в учебном курсе теории государства и права дается общее представление о сравнительном правоведении и типологии правовых семей, представляется возможным остановиться на самой простой классификации правовых семей, предложенной Р. Давидом (с исключением социалистической правовой семьи) и рассмотреть основные характеристики романо-германской правовой семьи, или системы континентального права, англо-американской правовой семьи, или системы "общего права", семьи религиозно-традиционного права.

Романо-германская правовая семья, или система континентального права, исторически сложилась на территории государств континентальной Европы под сильным влиянием римского права, рецепция которого привела к определенному сходству в правовом регулировании. Принципиальным для концепции права, сложившейся в странах континентальной Европы, явился процесс кодификации права, развернувшийся с начала XIX в. Внимание было акцентировано на нормативном регулировании общественных отношений, создании более совершенного законодательства. Правоприменительной, и прежде всего судебной практике, отводилась, как правило, пассивная роль. Считается, что ее основная задача – найти, правильно истолковать и применить предписания, содержащиеся в нормативных актах.

Основным источником права в системе континентального права выступает нормативный акт. В этой системе существует четкая иерархия нормативных актов (конституции, законодательство, подзаконные нормативные акты). Есть достаточно четкое деление права на отрасли, право носит кодифицированный характер, т.е. нормы, составляющие одну отрасль права, сведены в крупные, внутренне систематизированные нормативные акты. В большинстве стран приняты гражданский, уголовный, гражданско- процессуальный, уголовно-процессуальный и некоторые другие кодексы. Все остальные источники права рассматриваются обычно лишь в плане дополнения писаного права и имеют подчиненное, вспомогательное значение. Такое значение, например, судебной практики, обычного права может законодательно закрепляться или не закрепляться.

Англо-американская правовая семья, или система "общего права" (Англия, США, государства – члены Британского содружества). Здесь главное для юриспруденции – не закреплять предписание в официальном документе, не делать нормативные акты более совершенными по форме и содержанию для адекватного регулирования отношения в будущем, а разрешить конкретную ситуацию. В романо-германской правовой семье право понимается как совокупность норм, которыми регламентированы определенные конкретные ситуации. В англо-американской правовой семье право заранее как бы не установлено, оно для каждого конкретного дела формируется в процессе его судебного рассмотрения. Право – это прежде всего то, к чему приведет рассмотрение дела, право существует, если оно обеспечено судебной защитой. Нормы права в англо-американской правовой семье менее абстрактны, более конкретны и казуистичны, они направлены не в будущее, а в настоящее.

Здесь иная концепция источников права. Основное значение имеет судебный прецедент: однажды вынесенное судебное решение, обязательное (при концепции "жесткого прецедента") для судей при рассмотрении аналогичных дел. В настоящее время в Англии приняты следующие правила: 1) решения высшей инстанции – Палаты лордов – обязательны для всех других судов; 2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты Палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций, и его решения обязательны для всех нижестоящих судов; 4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают (см.: Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. С. 317). В качестве источника признано и писаное право; более того, существует достаточно развитое законодательство (английский парламент ежегодно принимает около 80 законов, а всего им было издано более 40 тыс. актов), принимаются и подзаконные нормативные акты. Писаное право в основном не кодифицировано. Соотношение судебной практики и нормативных актов как источников права неоднозначно. С одной стороны, существует принцип приоритета закона при коллизии закона и прецедента. Однако, для того чтобы предписания, содержащиеся в нормативных актах, начали эффективно действовать, сначала должна сложиться достаточно устойчивая практика их применения. К тому же суд связан не только законом, но и его толкованиями, содержащимися в судебных решениях, так называемыми "прецедентами толкования". Нередки примеры "поглощения" писаного права правом прецедентным.

В англо-американской правовой семье более значительна и роль обычаев как источников права. Особенности имеет американское право по сравнению с английским, что обусловлено не только федеративной структурой США (велики полномочия штатов и в законодательстве, и в судебной деятельности; наряду с федеральной правовой системой каждый штат имеет свою собственную). В США законодательство в системе источников права более значимо, оно частично кодифицировано (во всех штатах приняты уголовные кодексы, в некоторых – уголовно-процессуальные, гражданские, гражданско-процессуальные). Здесь нет концепции "жесткого прецедента" (впрочем, отход от нее наметился и в Англии).

Несмотря на то, что в романо-германской и англо-американской правовых семьях различны структура права, принципы построения правовой системы, иной юридический язык, иные основные понятия и категории, в плане концепции источников права отмечаются тенденции к их сближению. В романо-германской правовой семье признается увеличение значения судебной практики, а в англо-американской – писаного права.

Семья религиозно-традиционного права (мусульманское право, индусское право, обычное (традиционное) право стран Африки) характеризуется дуализмом источников права. Вообще право как система норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, как особые процедуры разрешения конфликтов – продукт европейской цивилизации. В африканских и азиатских государствах до знакомства с европейской культурой тс отношения, которые в Европе регулировались правом (политические, имущественные, наследственные, земельные и т.д.), были упорядочены при помощи обычаев и религии. В результате колонизации колониальные власти вводили правовые нормы (прежде всего в публично-правовой сфере), нередко оставляя регулирование частноправовых отношений – имущественных, наследственных, земельных, семейных – обычному или религиозному праву. Совершенствование государственного управления и правового регулирования, восприятие источников права европейского происхождения обусловило также социально-экономическое развитие общества в XIX–XX вв. С середины XIX в. начался процесс модернизации мусульманского права, выразившийся в издании государством нормативных актов. Таким образом, в семье религиозно-традиционного права существует дуализм источников права – основным источником права на протяжении длительного времени являлись религиозные догмы или обычное, традиционное право; в настоящее время их роль также велика, однако усиливается значение писаного права и судебной практики.

В литературе отмечается значение сравнительного правоведения, оно позволяет, во-первых, изучить явления правовой действительности, которые ранее не охватывались проблематикой правоведения, и выйти за национальные рамки своей правовой системы; во-вторых, взглянуть под особым углом зрения на ряд традиционных проблем юридической науки с учетом тенденций развития права в современном мире. Использование материалов сравнительно-правовых исследований позволяет теории права подняться на более широкий уровень обобщений, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом (см.: Саидов А. X. Сравнительное правоведение. М., 2006. С. 42–43, 56). Из теории государства значение сравнительного правоведения наиболее велико для анализа формы государства, из теории права – для исследования источников права (см. гл. 10).

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СЕВЕРО – ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт – Петербург) ФИЛИАЛ

Теории и истории государства и права

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки 1 курса 154 группы

Смирновой Анастасии Николаевны

«Основные правовые системы современности»

Научный руководитель:

кандидат юридических наук

доцент кафедры теория

государства и права

Несмиянов Алексей Николаевич

Санкт-Петербург

Введение 3

1. Классификация правовых систем 5

1.1. Понятие и структура правовой системы 5

1.2. Понятие правовой семьи 8

2.Характерные черты основных правовых семей современности 13

2.1. Особенности англо-саксонской правовой семьи 13

2.2. Особенности романо-германской правовой семьи 18

2.3.Особенности мусульманской правовой семьи 26

Заключение 32

Список используемой литературы: 34

Введение

В настоящее время в мире существует множество различных государств, у каждого из которых имеется своё территориальное пространство, экономический, политический и социальный строй, и, разумеется, своё законодательство. Но, не смотря на специфику права в каждой отдельно взятой стране, можно выделить некоторые особенности, позволяющие объединить правовые системы всех стран в определённые группы, характеризуемые общими признаками права.

Эти группы называют правовыми семьями. Но, что же такое правовая семья? Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, которая основана на общности источников права, структуры права и исторического пути формирования. А правовая семья, в свою очередь, представляет совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения.

Самой распространённой классификацией правовых систем является классификация, предложенная известным французским учёным Рене Давидом, который выделял три крупнейшие правовые семьи: семью общего права (англосаксонскую), романо-германскую правовую семью и семью социалистических систем права, а все остальные относил к «философским и религиозным системам».

Существуют и другие классификации. Учёные и сейчас выделяют и классифицируют правовые системы. Многие придерживаются мнения, что классификацию целесообразно проводить на основе сочетания нескольких системных признаков, то есть в основу классификации правовых систем должно быть положено значительное число критериев, а не один. Такой подход позволяет более широко рассматривать особенности компонентов правовых систем. К примеру, Кристофер Осакве классифицирует правовые семьи на двух уровнях по нескольким показателям. На наш взгляд, такой подход интересен для ознакомления, и о нем будет сказано поподробнее в работе.

В своей курсовой работе я попробую выделить те основные черты различных правовых семей, которые отличают их друг от друга, и полученные результаты помогут определить специфику развития современного права и объяснить процессы, происходящие в современной правовой действительности.

Я попытаюсь найти взаимосвязь и взаимодействие различных правовых семей и систем. Хотя особое внимание в работе уделено особенностям и специфическим чертам отдельных правовых систем, но в работе также поставлен вопрос о проникновении отдельных правовых институтов из одной правовой семьи в другую, однако этой теме можно посвятить целую работу. Нас сегодня интересует иная цель – изучение правовых семей: англосаксонской, романо-германской и мусульманской – как таковых, выяснение причин их различия, выявление их существенных признаков и отличительных черт.

Особое внимание в работе уделено судебной практике в англо-саксонской правовой семье и романо-германской. Сопоставление этих двух систем права по вопросам места и роли судебного прецедента и законодательного акта, судебной практики юристов, отношения к кодификации норм права. Особенности мусульманской правовой семьи раскрываются особой ролью в жизни и праве мусульманского общества шариата, как божественного закона.

Изучение правовых семей представляет собой одно из сложнейших и важнейших направлений в современной юридической науке. Поэтому тема курсовой является актуальной и любопытной для юриста. Ведь важно не только знать основные общие и отличительные черты правовых систем и семей, но и уметь анализировать эти особенности.

1. Классификация правовых систем

В современном мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие специфические особенности каждой отдельно взятой страны во многом обусловленные историческими особенностями формирования права. В науке различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем).

Если система права – это своеобразная «внутренняя карта» национального права, то классификация правовых систем создает некую «правовую карту мира», раскрывающую специфические особенности институтов, используемых для правового регулирования в тех или иных странах, и показывающую, к каким правовым семьям принадлежат правовые системы народов (государств) земного шара. Всякая реформа законодательства должна основываться (или по крайней мере не исключать из внимания) на знании исторической, культурной, идеологической и иной специфики национальной правовой системы. В противном случае сложно не только увидеть перспективы дальнейшего пути развития права (правовых институтов), но и воспользоваться опытом – как собственным, так и зарубежным.

1.1. Понятие и структура правовой системы

В большом юридическом энциклопедическом словаре дается определение: «Правовая система - 1) совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов: правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов). Если правовая система функционирует в масштабах страны, говорят о «национальной (федеральной) правовой системе»; если в пределах части (частей) страны - о «региональной правовой системе». (Например, в США наряду с федеральной существуют правовые системы штатов). Следует различать понятия « правовая система» и «система права». Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно - организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведения людей и их объединения» 1 .

В структуре правовой системы центральное и основополагающее место занимает право. Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других составляющих: правотворчество, правосудие, юридическую практику, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения, законность, ответственность, механизмы правового регулирования и другие. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, так как правовая система – сложное, многослойное, многоуровневое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы 2 .

Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как и другая. В то же время существуют и постоянные элементы – принципы системы, которые присутствовали в системе всегда. Они придают некую форму и определенность целому 3 .

Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально- экономические, политические, культурные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым системам национальные правовые системы выступают в качестве явления особенного, единичного.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Вероятно, поэтому в современной юридической науке нет единого мнения о том, какие существуют основные правовые системы. Как отмечает Осакве в своей статье, из представленных в мировой литературе теорий можно выделить четыре родовых, а именно: французскую, германскую, американскую и современную российскую теорию. Французская теория наиболее полно нашла свое отражение в работах известного французского мыслителя Рене Давида, который в свое время впервые признал социалистическое право как самостоятельную правовую систему и объединил романское и германское право в единой романо-германской правовой системе. Германская теория нашла свое отражение в работах двух выдающихся ученых, Цвайгерта и Котца, которые в свою очередь отрицают самостоятельность социалистического права как подлинной правовой семьи, но признают романское и германское право как самостоятельные правовые системы. Три американских исследователя: Мери Энн Глендон, Майкл Гордон и Кристофер Осакве предложили теорию, которая в какой-то мере объединяет в себе элементы французской и германской теорий. Новый виток в проблему классификации современных правовых систем внесла постсоветская российская теория, которая признает латиноамериканское право как самостоятельную правовую семью. Современная российская теория наглядно представлена Ю.А. Тихомировым 4 .

Национальные правовые системы характеризуются рядом признаков. Это - правовые системы, созданные и действующие как проявление суверенитета государств, использующих и защищающих свое право в собственных целях. Это – правовые системы, отражающие особенности национального правосознания и культуры, правопонимания. Это - правовые системы, предназначенные для регулирования специфических политических и социально-экономических задач страны. Это – правовые системы, в рамках которых формулируются и развиваются сходные и своеобразные отрасли и институты права 5 .

Таким образом мы можем с уверенностью констатировать, что ни одна из существующих классификаций правовых систем не является исчерпывающей для характеристики правовых систем мира, и поэтому в научной литературе можно встретить самые разные типологические подразделения семей национального права.