Предпринимательское право. Предпринимательское право и предпринимательская деятельность Договор возмездного оказания услуг

Отрасль права устанавливает режим юридического регулирования однородных отношений . Система предпринимательского права имеет свою уникальную структуру норм права, регулирующих экономические отношения, отличающуюся от других отраслей права.

Система отрасли предпринимательского права - это совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, образующих целостность отрасли, внутри которой формируются институты и подотрасли (рис. 2.2).

Рис. 2.2.

Подотрасль предпринимательского права - это крупная группа правовых норм, состоящая из институтов предпринимательского права, регулирующая часть отношений, составляющих предмет отрасли.

Подотрасль обособляется историческим путем с развитием регулирования соответствующей сферы (области) экономических отношений. К подотраслям предпринимательского права можно отнести коммерческое право, торговое право, корпоративное право, инвестиционное право, конкурентное право и др. Не следует с подотраслью нрава отождествлять актуальные на современном этапе институты нрава (например, акционерное право).

Институт предпринимательского права - это группа правовых норм, регулирующая отдельные вопросы либо блок отношений, входящих в предмет отрасли.

Существуют межотраслевые институты и институты отрасли нред- принимательского права. К межотраслевым институтам можно отнести институт собственности или ответственности, нормы которого содержатся в различных отраслях права, в том числе предпринимательском, гражданском, земельном, семейном и т.д. Отраслевыми институтами предпринимательского права признаются институт предпринимательского договора, предпринимательской ответственности, малого и среднего бизнеса, саморегуляции и т.д.

Некоторые институты перерастают в подотрасли права. Например, институт корпоративных отношений с развитием корпоративной формы предпринимательства образовал подотрасль предпринимательского права - корпоративное право. Развитие источников права, регулирующих конкурентную среду, от института отрасли предпринимательского права создало подотрасль конкурентного права.

Большинство институтов предпринимательского права в силу своей правовой природы и входящих в них норм права находятся на стыке смежных институтов. Так, институт саморегуляции пересекается с институтом малого и среднего бизнеса, поскольку для получения правосубъектности (для ведения отдельных видов деятельности) хозяйствующим субъектам необходимо обладать членством в СРО (в сфере строительства, проектирования, аудита и т.д.).

Вопрос о формировании подотраслей и институтов отрасли предпринимательского права настолько же глубокий, как спор о содержании системы права. С развитием экономических отношений осваиваются новые отрасли производства (реального сектора экономики) и сферы услуг, что обусловливает формирование качественно новых институтов предпринимательского права (например, институт промышленной энергоэффективности, весьма распространенный в Европе). Новые подходы к формам ведения предпринимательства и системному регулированию экономических отношений в ряде случаев образуют новые подотрасли предпринимательского нрава.

Учитывая реальное состояние правового регулирования экономических отношений в России, образована следующая система предпринимательского права как отрасли права на современном этапе, состоящая из общей и особенной частей.

Общая часть

  • 1) понятие и предмет предпринимательского права;
  • 2) принципы отрасли предпринимательского права;
  • 3) методы правового регулирования предпринимательства;
  • 4) источники правового регулирования предпринимательства;
  • 5) общие положения о субъектах экономической деятельности;
  • 6) формы предпринимательства (индивидуальная и коллективная; государственно-частное партнерство и др.) и требования, предъявляемые к экономической деятельности;
  • 7) правовой режим имущества субъектов экономической деятельности;
  • 8) приватизация государственных и муниципальных предприятий;
  • 9) предпринимательско-правовые обязательства, в том числе предпринимательские договоры;
  • 10) ответственность в предпринимательских отношениях;
  • 11) расчеты в предпринимательской деятельности;
  • 12) формы правового регулирования экономической деятельности: государственное регулирование (антимонопольное, техническое, валютное, тарифное, ценовое и т.д.) и саморегулирование;
  • 13) государственная поддержка предпринимательства (малый и средний бизнес, гарантии и льготы в предпринимательской деятельности и т.д.);
  • 14) особые экономические зоны и зоны территориального развития;
  • 15) правовые основы учета и отчетности результатов экономической деятельности (порядок, принципы и форма ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности);
  • 16) организация правовой работы у субъекта предпринимательства.

Особенная часть посвящена правовому регулированию отдельных сфер

экономической деятельности (с учетом статуса участников рынка и правового режима осуществления конкретного вида деятельности), в частности: инвестиционная, строительная, инновационная, транспортная, связи, химическая, автомобилестроение, топливно-энергетическая, добыча полезных ископаемых, финансовая (в том числе кредитная), внешнеэкономическая, торговая, сельскохозяйственная, образовательная, медицинская, аудиторская, оценочная и иные сферы. Практически каждая из упомянутых сфер экономики составляет институт предпринимательского права, поскольку объединяет множество норм права, регулирующих группу однородных экономических отношений.

Система предпринимательского права как научной и учебной дисциплины образует следующую структуру, состоящую из общей и особенной частей.

Общая часть включает в себя следующие вопросы:

  • 1) понятие, предмет и система предпринимательского права;
  • 2) история становления и развития предпринимательского права;
  • 3) научные школы предпринимательского права;
  • 4) принципы отрасли предпринимательского права;
  • 5) методы правового регулирования предпринимательства;
  • 6) источники правового регулирования предпринимательства;
  • 7) общие положения о субъектах экономической деятельности;
  • 8) формы предпринимательства (индивидуальная и коллективная; государственно-частное партнерство и др.) и требования, предъявляемые к экономической деятельности;
  • 9) правовой режим имущества субъектов экономической деятельности;
  • 10) приватизация государственных и муниципальных предприятий;
  • 11) предпринимательско-правовые обязательства, в том числе предпринимательские договоры;
  • 12) ответственность в предпринимательских отношениях;
  • 13) расчеты в предпринимательской деятельности;
  • 14) формы правового регулирования экономической деятельности: государственное регулирование (антимонопольное, техническое, валютное, тарифное, ценовое и т.д.) и саморегулирование;
  • 15) государственная поддержка предпринимательства (малый и средний бизнес, гарантии и льготы в предпринимательской деятельности т.д.);
  • 16) особые экономические зоны и зоны территориального развития;
  • 17) правовые основы учета и отчетности результатов экономической деятельности (порядок, принципы и форма ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности);
  • 18) организация правовой работы у субъекта предпринимательства.

Особенная часть предпринимательского права как научной и учебной

дисциплины посвящена правовому регулированию указанных выше сфер экономической деятельности.

Многообразие видов экономической деятельности отражено в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Анализируя существующую модель экономики, полагаем вполне обоснованным и целесообразным вновь вернуться к идее принятия Предпринимательского кодекса России.

Исторически, в 50-60-х гг. XX в. была научно разработана система хозяйственного права как отрасли права, включающая в себя общую и особенную части. Общая часть была посвящена правовым формам и методам руководства хозяйства, правовому положению хозяйственных органов, правовому режиму имущества, правовым формам планирования хозяйственной деятельности, хозяйственного расчета, хозяйственным обязательствам, правовым формам создания и внедрения повой техники, правовому регулированию кредитования и расчетов, ответственности и разрешению хозяйственных споров, а особенная часть включала вопросы правового регулирования промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, материально-технического снабжения, торговли, коммунально-жилищного хозяйства, хозяйственной деятельности, социальнокультурных учреждений 1 .

В общую часть системы хозяйственного права как научной и учебной дисциплины добавлялись: предмет и система хозяйственного права, история хозяйственного права и его науки, организация правовой работы в народном хозяйстве .

В монографии «Хозяйственное право» В. В. Лаптев отмечает, что в процессе развития и углубленного исследования проблем построения системы хозяйственного права выявилась необходимость разделить ее на три части. Из общей части выделились две подгруппы: общие положения и положения о правовом регулировании функциональных видов деятельности в социалистической экономике (планирование, ценообразование, расчеты, правовая работа в народном хозяйстве и др.). В общие положения вошли такие вопросы, как правовые формы и методы руководства экономикой, субъекты хозяйственного права, правовой режим имущества, правовые формы хозяйственного расчета и экономического стимулирования, хозяйственные обязательства, ответственность, защита прав и интересов. Второй раздел - «Правовое регулирования функциональных видов деятельности» - состоял из правового регулирования планирования, научно-технического прогресса в народном хозяйстве, обеспечения качества продукции, материально-технического снабжения и сбыта, ценообразования, финансирования, кредитования и расчетов, правовой работы в народном хозяйстве. Третий раздел был посвящен правовому регулированию отдельных отраслей народного хозяйства, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговлю и общественное питание, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание 1 . Представленная система отражала сущность отрасли предпринимательского права во всех значительных аспектах. Большинство упомянутых положений легло в основу Хозяйственного кодекса Украины, коллектив разработчиков которого возглавил

В. К. Мамутов.

Используя трехзвенную структуру отрасли, в начале XXI в. И. В. Дойников в целях разграничения общих вопросов отрасли права, регулирования экономики и специфики регулирования отдельных видов экономической деятельности предлагает делить систему предпринимательского права как отрасли права на три части: общую, особенную и специальную, состоящие из 30 тем. Общая часть включает: понятие и источники предпринимательского права, торговое право зарубежных стран, общие положения о субъектах, правовое положение частных предпринимателей, кооперативов, субъектов государственного и муниципального предпринимательства, объединений хозяйствующих субъектов, правовой режим имущества хозяйствующих субъектов, несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов, правовые основы приватизации и национализации государственного имущества, предпринимательские (хозяйственные) сделки, коммерческое представительство, ответственность в сфере экономической деятельности. Особенная часть посвящена вопросам правового регулирования монополистической деятельности на товарных рынках, качества продукции, ценообразования, инвестиционной деятельности, расчетов, бухгалтерского учета, статистической отчетности и аудиторской деятельности. Специальная часть устанавливает правовое регулирование хозяйственной деятельности в промышленности, сельском хозяйстве, капитальном строительстве, транспорте и связи, энергетике, финансово-кредитной сфере, в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, жилищно-коммунальном хозяйстве, информационной и инновационной сферах, социальной сфере (образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм), ВЭД, в свободных экономических зонах . Пожалуй, единственное сомнение вызывает включение в систему российского предпринимательского права темы «торговое право зарубежных стран», поскольку это больше составляет предмет сравнительного правоведения с довольно большим объемом материала и можно говорить только об обзоре отдельных элементов правового регулирования торгового оборота в зарубежных странах.

С переходом к рыночной экономике В. В. Лаптев в учебном курсе предпринимательского права выделил 18 разделов: понятие предпринимательского права, предпринимательское законодательство, субъекты (общие положения), индивидуальные предприниматели, предприятия (общие вопросы), организационно-правовые формы предприятий, производственные кооперативы, производственно-хозяйственные комплексы, правовой режим имущества, приватизация государственных и муниципальных предприятий, предпринимательские договоры и иные обязательства, биржевая торговля, поставка продукции для государственных нужд, государственное регулирование предпринимательской деятельности, инновационной деятельности, инвестиционной деятельности, иностранных инвестиций, ответственность . Последовательность такого построения курса подчеркивает актуальность вопросов правового регулирования предпринимательства 90-х гг. XX в., на которых было сконцентрировано внимание научного сообщества. Переход к рыночным отношениям побудил ученых-хозяй- ственников исследовать правовое положение субъектов предпринимательства: предприятий, индивидуальных предпринимателей и производственно-хозяйственных комплексов (предпринимательских объединений). Трансформирование государственной собственности в частный капитал посредством приватизации государственных и муниципальных предприятий стало важным элементом развития экономики. Создание правовых основ регулирования инвестиционной и инновационной деятельности способствовало развитию реального сектора экономики.

Указ Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена правовой информацией между органами государственной власти и органами местного самоуправления выделил отдельную группу НПА - актов о «хозяйственной деятельности» (код 090.000.000), наряду с «гражданским правом» (код 030.000.000). Официально признается система предпринимательского права как отрасли законодательства, состоящая из актов о промышленности (код 090.010.000), геологии, геодезии и картографии (код 090.020.000), об использовании атомной энергии (код 090.030.000), о строительстве (код 090.040.000), градостроительстве и архитектуре (код 090.050.000), сельском хозяйстве (код 090.060.000), транспорте (код 090.070.000), связи (код 090.080.000), космической деятельности (код 090.090.000), торговле (код 090.100.000) и др. Налицо система НПА о хозяйственной деятельности.

Говоря о курсе хозяйственного права как учебной дисциплине кафедры предпринимательского (хозяйственного) права Московской государственной юридической академии, В. С. Мартемьянов выделял две части: общие положения и правовое обеспечение отдельных сторон хозяйственного механизма. В первую часть курса (общие положения) вошли следующие темы: понятие хозяйственного права, источники хозяйственного права, хозяйственное правоотношение, субъекты хозяйственного права, право на имущество субъектов хозяйственного права, разгосударствление и приватизация как предпосылки создания необходимых рыночных структур, государственное регулирование экономики в условиях рынка, сроки в хозяйственном праве, санкции и ответственность в хозяйственных отношениях, законность и правовая работа в народном хозяйстве, правовое регулирование рассмотрения хозяйственных споров. В особенной части хозяйственного права рассматривались вопросы правового обеспечения отдельных видов хозяйственной деятельности: производственной деятельности собственника и предпринимателя, реализация продукции и товаров, научно-технической, инвестиционной деятельности и иные 1 . Видится научно обоснованным разделение основ правового регулирования и отдельных видов экономической деятельности, поскольку последние включают в себя совокупность норм права из общей части предпринимательского права, применяемых к конкретному виду экономической деятельности с учетом потребностей государства и общества.

И. В. Ершова, продолжая традиции кафедры предпринимательского права Московского государственного юридического университета имени

О. Е. Кутафина, полагает возможным использовать курс предпринимательского права (учебной дисциплины) за основу системы законодательства о предпринимательской деятельности, разделяя его на две части: первая часть курса посвящена предпринимательской деятельности и праву на ее осуществление, субъектам, правовому режиму имущества, общим и специальным требованиям, предъявляемым к предпринимательской деятельности, и др., а вторая часть раскрывает правовые режимы инвестирования, финансирования и кредитования, информационное обеспечение предпринимательской деятельности, правовые основы инновационной деятельности, правовые формы выхода предпринимателя на рынок, включая рекламу, цены и внешнеэкономическое сотрудничество, оформления финансовых результатов предпринимательской деятельности, включая отчетность, оценку, аудит .

Приведенный обзор научных подходов к системе предпринимательского права свидетельствует о том, что данная отрасль права выступает реальным «живым» регулятором экономики исходя из качественных характеристик складывающихся общественных отношений.

  • Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: курс лекций: в 2 т. М. : ВЕК, 1994. Т. 1.С. 23-24.
  • Ершова И. В. Предпринимательское право: неравнодушный взгляд // Предпринимательское право. Приложение к журналу «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012.Вып. 2. С. 2-9.
  • ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Возмещение морального вреда.

    Возмещение морального вреда теперь регламентируется законодательно. Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются ст. 151 и ст. 1099 - 1101 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. При этом компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

    При решении судом вопроса о компенсации морального вреда вина причинителя не принимается во внимание, если: 1) вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; 2),вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности и в некоторых иных случаях.

    Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. А размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения.

    Закон требует, чтобы при определении размера компенсации вреда учитывались требования разумности и справедливости.

    Оценка судом характера физических и нравственных страданий должна производиться с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

    Контрольные вопросы к § 5.21

    1. Назовите виды вреда, подлежащего возмещению.

    2. Каковы общие условия возмещения вреда?

    3. Подлежит ли возмещению вред, причиненный действиями государственных органов?

    4. Каковы правила возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним?

    5. В чем заключаются особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности?

    6. Что подлежит возмещению при причинении вреда жизни или здоровью гражданина?

    7. Каковы правила определения размера утраченного заработка при причинении вреда здоровью?

    8. Что понимается под моральным вредом?

    Глава 6

    Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в их государственном регулировании потребовали создания правовой базы предпринимательской деятельности. При этом в регулировании товарно-денежных (имущественных) отношений большое значение приобрело гражданское право. Так, гражданско-правовое регулирование деятельности предпринимателя на рынке обеспечивается путем признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления, а также судебной защиты нарушенных прав.



    Предприниматель - основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества, содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.

    Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.

    Основой правового регулирования предпринимательской деятельности является Конституция РФ, которая провозглашает равенство форм собственности (ст. 8 и 9), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ как закон прямого действия создает правовые гарантии интересов участников предпринимательских отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

    Конституция регламентирует разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Конституционные нормы гарантируют единство такого регулирования. В соответствии со ст. 71 установлены правовые основы единого рынка: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, недействительны.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется частноправовыми нормами гражданского права, а также публично-правовыми нормами административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального и других отраслей права.

    Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии, простого товарищества, поставки, банковских договоров и др.).

    Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах, вещных правах, сделках и т.д.

    Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании, об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.

    Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.

    Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением, что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений.

    Таким образом, в структуру предпринимательского права включаются нормы, которые регламентируют правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, имущественные права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предпринимательские сделки, несостоятельность (банкротство) предпринимателей, юридическую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательское право содержит нормы, регламентирующие монополистическую деятельность, цены и тарифы, внешнеэкономическую деятельность, финансирование, инвестиционную деятельность, правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг.

    Под термином предпринимательское право понимают совокупность норм права, которые регулируют как непосредственно сами предпринимательские отношения (призваны защищать частные интересы предпринимателей), так и иные правоотношения, тесно взаимосвязанные с предпринимательскими. К ним, прежде всего, относятся некоммерческие и отношения по гос. регулированию хоз. деятельности, направленные на обеспечение, как публичных интересов государства, так и интересов всего общества в целом.

    Предпринимательская деятельность — это постоянная, самостоятельная деятельность, осуществляемая её субъектами (предпринимателями) на свой риск, имеющая своей целью систематическое извлечение стабильной прибыли из пользования каким-либо имуществом, а также прибыли от продажи каких-либо товаров, дохода от выполнения работ или предоставления услуг лицами, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей в порядке, установленном законом.

    Структура правового механизма регулирования данного вида деятельности включает в себя комплекс имущественных отношений, которые могут различаться по субъектам и объектам правоотношения, а также по договорным обязательствам и т. п). Механизм правового регулирования направлен на решение задач по выработке правовых навыков применения действующего в настоящий момент законодательства для решения насущных правовых вопросов, которые возникают в ходе предпринимательской деятельности её субъектов — предпринимателей.

    Между теоретиками юридической науки не утихают споры, является ли по своей сути самостоятельной либо все-таки комплексной отраслью права, сочетающей в себе методы и признаки целого ряда иных отраслей.

    Главным предметом регулирования предпринимательского права являются три группы взаимосвязанных между собой отношений.

    1. Первая группа — это непосредственно сами предпринимательские отношения.
    2. Второй группой являются некоммерческие отношения, которые так или иначе, но тесно связаны с предпринимательскими. Как правило, они складываются при осуществлении организационно-имущественной деятельности, или деятельности каких-либо некоммерческих организаций, либо деятельности фондовых и товарных бирж. Несмотря на то, что эта деятельность не носит коммерческого характера, она закладывает основу, а зачастую является необходимой предпосылкой для последующей предпринимательской деятельности.
    3. Третьей группой отношений, регулируемых этой отраслью, являются отношения, возникающие в ходе государственного регулирования предпринимательства.

    Предпринимательское , понимаемое как отрасль законодательства — представляет комплекс нормативно-правовых актов, содержащих в себе нормы, регулирующие не только непосредственно саму хозяйственную деятельность, но также и государственное воздействие на неё.

    Как отрасль юридической науки — это система знаний о хозяйственном (предпринимательском) праве, а также о способах его реализации, тенденциях развития, функциях и источниках.

    Кратко о предпринимательском праве:

    Предпринимательское право можно определить в нескольких аспектах. Его рассматривают как науку, как отрасль права и как учебную дисциплину. На практике имеет особое значение определение предпринимательского права как правовой отрасли. Под этим термином понимается совокупность положений и норм различных правовых документов и актов государственной власти, направленных на регулирование и контроль за складывающимися на практике общественными отношениями, связанными с осуществлением предпринимательской или сопутствующей ей деятельности.

    Отрасль эта не кодифицирована и состоит из разрозненных актов и отдельных норм правовых источников, активно используются также правила делового оборота.


    В основе строя, формирования и эффективного функционирования исполнительной власти лежит административная деятельность государства, закрепленная законодательными актами. Совокупность таких актов создают …

    Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в их государственном регулировании потребовали создания правовой базы предпринимательской деятельности. При этом в регулировании товарно-денежных (имущественных) отношений большое значение приобрело гражданское право. Так, гражданско-правовое регулирование деятельности предпринимателя на рынке обеспечивается путем признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления, а также судебной защиты нарушенных прав.

    Предприниматель - основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества, содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.

    Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.

    Основой правового регулирования предпринимательской деятельности является Конституция РФ, которая провозглашает равенство форм собственности (ст. 8 и 9), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ как закон прямого действия создает правовые гарантии интересов участников предпринимательских отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.

    Конституция регламентирует разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Конституционные нормы гарантируют единство такого регулирования. В соответствии со ст. 71 установлены правовые основы единого рынка: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, недействительны.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется частноправовыми нормами гражданского права, а также публично-правовыми нормами административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального и других отраслей права.

    Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии, простого товарищества, поставки, банковских договоров и др.).

    Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах, вещных правах, сделках и т.д.

    Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании, об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.

    Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.

    Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением, что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений.

    Переход к рыночным отношениям, коренные изменения в их государственном регулировании потребовали создания правовой базы предпринимательской деятельности. При этом в регулировании товарно-денежных (имущественных) отношений большое значение приобрело гражданское право. Так, гражданско-правовое регулирование деятельности предпринимателя на рынке обеспечивается путем признания равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления, а также судебной защиты нарушенных прав.

    Предприниматель — основное действующее лицо рынка и стержень экономической системы, построенной на конкурентных началах. Он производит товары и доводит их до потребителя, организуя движение товара на различных стадиях его оборота, оказывает услуги гражданам и другим предпринимателям, приводит в движение финансовые и фондовые рынки, мобилизует интеллектуальные ресурсы общества, содержит государство, уплачивая ему основную массу налогов.
    Государство в свою очередь должно создавать все условия для того, чтобы граждане могли свободно заниматься частным предпринимательством к своей и общей пользе.
    Основой правового регулирования предпринимательской деятельности является Конституция РФ, которая провозглашает равенство форм собственности (ст. 8 и 9), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем Конституция РФ как закон прямого действия создает правовые гарантии интересов участников предпринимательских отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 35 устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда.
    Конституция регламентирует разграничение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности. Конституционные нормы гарантируют единство такого регулирования. В соответствии со ст. 71 установлены правовые основы единого рынка: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, недействительны.
    Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется частноправовыми нормами гражданского права, а также публично-правовыми нормами административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального и других отраслей права.
    Гражданское право содержит нормы, непосредственно относящиеся к предпринимательской деятельности и регулирующие взаимоотношения предпринимателей. К таким частноправовым нормам относятся правила о правовом статусе предпринимателя, коммерческом представительстве, особенностях возникновения и исполнения ряда обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (договоров коммерческой концессии, простого товарищества, поставки, банковских договоров и др.).

    Вместе с тем участие в рыночных отношениях профессиональных участников (предпринимателей) не исключает применения к этим отношениям общих положений гражданского права о юридических лицах, вещных правах, сделках и т.д.
    Рыночное хозяйство рассчитано на юридически равных и имущественно самостоятельных участников, которые реализуют свои частные интересы. При этом государство не может произвольно вмешиваться в частные дела предпринимателей, но обязано обеспечивать условия для ее осуществления, а также контролировать, ограничивать и в определенной мере подавлять частные инициативы. Этому служат специальные нормы о регистрации субъектов предпринимательской деятельности, об уголовной ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности, о лицензировании, об ограничении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и т.д.
    Подобное регулирование предпринимательской деятельности реально обеспечивает свободу рыночной конкуренции, устойчивость рыночных отношений, доверие к участникам этих отношений, позволяет не допускать к участию в предпринимательских отношениях тех, кто пытается нажиться противозаконным, нечестным путем.
    Правовой контроль за деятельностью участников предпринимательских отношений позволяет обеспечить нормальное функционирование рынка как связующего звена между производством и потреблением, что в свою очередь способствует развитию таких нематериальных ценностей, как деловая репутация и этика деловых отношений.
    Таким образом, в структуру предпринимательского права включаются нормы, которые регламентируют правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, имущественные права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предпринимательские сделки, несостоятельность (банкротство) предпринимателей, юридическую ответственность при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того, предпринимательское право содержит нормы, регламентирующие монополистическую деятельность, цены и тарифы, внешнеэкономическую деятельность, финансирование, инвестиционную деятельность, правовое обеспечение качества продукции, работ, услуг.