Компетенция жилищной инспекции. Жилищная инспекция: полномочия и чем занимается

«Квартирный вопрос» включает в себя не только получение квадратных метров, но и вопрос о предоставлении коммунальных услуг. Для надлежащего контроля за соблюдением прав жильцов принято создавать товарищества собственников жилья или управляющие компании. Но и тут бывают проблемы. Тогда контроль переходит к жилищной инспекции. Тогда уже вопрос следующий: «Жилищная инспекция чем занимается?», «Как рассчитывать на ее помощь?».

Как узнать о нарушении прав

Логически ясно, чтобы идти защищать свои интересы в УК или ТСЖ, нужно четко определить круг их полномочий:

  1. содержание подопечного дома в надлежащем, приспособленном для проживания состоянии. В территориальный круг входят:
    • подъезды,
    • подвалы,
    • придомовая территория,
    • крыша,
    • стены,
    • перекрытия;
  2. обеспечение целостности и функционирование коммуникаций в доме, на подводах к нему и между квартирами. Если это вопрос электричества или подачи газа, то внутри квартиры за разводку отвечают жильцы. За водные, канализационные трубы и секции подачи отопления несут ответственность коммунальные службы;
  3. вопросы жизнедеятельности дома: нарушение жильцами обязанностей по потреблению коммунальных услуг, ненадлежащее использование общедомовых территорий жильцами, ведение отдельными жильцами антисоциального способа жизни, что привело или может привести к нарушению прав других постояльцев.

Как защитить нарушенные права

Достойное исполнение своих обязанностей, к сожалению, удел далеко не всех ТСЖ или УК. Тогда схема действий такая: созывается общее собрание жильцов и оговаривается суть претензий. Жалобу нужно изложить письменно и направить в контролирующий орган. Это инспекция государственного жилищного надзора, что работает при территориальных органах власти и контролируется Министерством ЖКХ.

Основные требования к жалобе:

  • принятие документа на общем собрании жильцов,
  • подписание жалобы всеми проживающими в доме,
  • изложение фактов нарушения УК или ТСЖ прав жильцов путем совершения некоторых действий или бездействий,
  • факты обращения в ТСЖ или УК с указанными претензиями,
  • возможное решение существующей проблемы.

“Положение о жилищной инспекции утверждает, что претензию можно составить и от имени инициативной группы, и даже от одного жильца”.

Как решить проблему быстрее

Учитывая бюрократичность процедуры решения насущных для жильцов вопросов, последние могут предопределить их самостоятельно. К примеру, жильцы своими финансовыми вложениями отремонтировали коммуникации, инфраструктуру двора, заасфальтировали участок с ямами и прочее. Для этого важно сохранить документальное подтверждение фактов внесение оплаты и количество собранных средств. Такими подтверждениями могут быть чеки и акты выполненных работ, протоколы собраний жильцов дома. В этом случае есть 2 преимущества:

  • вопрос решается в разы быстрее,
  • жильцы имеют право на перерасчет оплаты за квартиру.

Как бороться с конкретными нарушениями?

Бытует ситуация: завышены суммы за услуги, что предоставлены УК или ТСЖ. Тут обязательно нужно писать жалобы. Чтобы эта процедура была успешной, нужно знать, куда их писать. Писать претензию не по адресу, а потом вопрошать: «Жилищная инспекция чем занимается?» - неблагодарное дело. Вопросами необоснованного повышения тарифов может заинтересоваться прокуратура, нарушением правил пожарной безопасности – МЧС, манипуляцией с коммуникациями – Роспотребнадзор, Теплоэнерго, Облэнерго, Горводоканал, Горгаз. Но написать жалобу в жилищную инспекцию никогда лишним не будет.

Видео: Жилищная инспекция превратилась из контролирующего органа в вымогающий

В России насчитывается большое количество частных фирм и компаний, которые предоставляют всевозможные услуги физическим лицам. Какой бы ни была деятельность, она должна быть подконтрольна специальным государственным организациям. С целью осуществления контроля в Российской Федерации создавалась государственная жилищная инспекция. Население свои услуги получает не всегда вовремя и в должном виде, поэтому начинаются высказывания недовольства. Именно жалобами людей и их рассмотрением занимается жилищная инспекция.

Основные полномочия жилищной инспекции

Среди главных обязанностей жилищной инспекции можно выделить следующие:

  • контроль и наблюдение за различными работами в жилищных фондах, включая ремонты, содержание и возобновление зданий;
  • создание шагов и разработка планов, призванных повысить качество и уровень жилищного фонда.

Также жилищная инспекция держит под собственным контролем:

  • эксплуатация домов и территорий, прилегающих к ним;
  • состояние самих зданий, а также контроль за инженерным оборудованием;
  • осуществление своевременного ремонта и обслуживания оборудования;
  • нормы потребления различных видов коммунальных услуг жильцами многоквартирных домов;
  • проведение сезонных работ, которые связаны с эксплуатацией коммунального оборудования;
  • обеспечение экономного потребления ресурсов;
  • оказание информационных услуг жильцам многоквартирных домов;
  • контроль за состоянием помещений, пригодность для нормальной жизнедеятельности и потребность в проведении ремонта.

Каждый россиянин, который хочет обратиться с запросом в жилищную инспекцию, может сделать это самостоятельно, достаточно в вышеназванный орган написать заявление. Последнее отправляется посредством почты либо с помощью Интернета. Рассмотрение заявлений от граждан осуществляется в следующем порядке:

  1. Заявление проходит регистрацию, длится она до трех дней с момента подачи соответствующего документа.
  2. Инспекция рассматривает заявление на протяжении тридцати дней с периода регистрации.
  3. Сбор дополнительным материалов и фактов, если таковые требуются и в заявлении есть запрос на проверку определенных данных (в данном случае сроки рассмотрения могут увеличиваться).

Обратите внимание, что если ваш запрос будет не в компетенции жилищной инспекции, то обращение в течение семи дней направляют в соответствующую инстанцию для дальнейшего рассмотрения. Все документы, которые отсылают в жилищную инспекцию, должны сохраняться там до пяти лет, после истечения данного срока их можно утилизировать. Рассмотрение заявлений жилищной инспекцией осуществляется по месту расположения отделения. Если есть необходимость, то возможен выезд на место проживания заявителя, дабы провести контроль и решить возникшие вопросы.

Какие права и обязанности имеет жилищная инспекция

Когда в домах проводится капитальный ремонт либо реконструкция, то в обязательном порядке назначается комиссия, которая будет принимать и проверять готовую работу. В нее всегда входит и жилищная инспекция. При возникновении каких-либо правонарушений от владельцев домов, поставщиков либо при несвоевременной оплате коммунальных услуг жильцами, жилищная инспекция имеет право выписывать штраф, и делать это правомерно, как и другие соответствующие органы. Организация способна также накладывать санкции на организации либо лиц, производящих ремонтные работы в жилье с нарушениями.

Если жилищной инспекцией были выдвинуты определенные претензии к фирме, то первая имеет полное право до конца контролировать процесс устранения. Если выявлены какие-то правонарушения, которые связаны с эксплуатацией жилищного фонда, то сотрудники организации могут привлечь жильцов к ответственности. Также жилищная инспекция имеет право принимать решение относительно приспособленности жилого фонда к проживанию в нем людей.

Бывает и такое, что жильцы дома решают самостоятельно улучшить условия собственного проживания в квартире, при этом делают перепланировку в квартире, не имея для этого официального разрешения. В такой ситуации следует опасаться негативных последствий, среди которых штраф, административное наказание либо требование восстановить предыдущую планировку квартиры.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ

ИНСПЕКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Список изменяющих документов

от 25.10.2011 N 508-ПП, от 22.11.2011 N 555-ПП, от 26.12.2012 N 840-ПП,

от 02.04.2013 N 193-ПП, от 13.06.2013 N 375-ПП, от 28.01.2014 N 15-ПП,

от 08.09.2014 N 512-ПП, от 16.12.2014 N 764-ПП, от 29.04.2015 N 253-ПП,

от 28.08.2015 N 553-ПП, от 27.10.2015 N 692-ПП, от 27.10.2015 N 694-ПП,

от 10.11.2015 N 734-ПП, от 09.06.2016 N 321-ПП, от 21.04.2017 N 212-ПП)

В связи с реорганизацией системы городского управления и в целях совершенствования деятельности Государственной жилищной инспекции города Москвы Правительство Москвы постановляет: (в ред. постановления Правительства Москвы от 28.01.2014 N 15-ПП)

1. Утвердить Положение о Государственной жилищной инспекции города Москвы (приложение).

2. Признать утратившими силу:

2.1. Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321 "Об уточнении нормативных документов и полномочий Мосжилинспекции".

2.2. Постановление Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. N 197 "О внесении уточнений в распоряжение Премьера Правительства Москвы от 26.11.96 N 1145-РП и постановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 321".

2.3. Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 321 "Об уточнении нормативных документов и полномочий Мосжилинспекции".

2.4. Пункты 1.2, 1.3, 1.4 постановления Правительства Москвы от 19 августа 2003 г. N 692-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 321".

2.5. Пункт 8 постановления Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории города Москвы".

2.6. Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 500-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

2.7. Постановление Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 991-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

2.8. Пункты 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9, 1.10, 1.11, 1.12 постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1217-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

2.9. Постановление Правительства Москвы от 5 мая 2009 г. N 383-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

2.10. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1366-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

2.11. Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 4 мая 2010 г. N 364-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321 и о мерах по повышению энергетической эффективности жилищного фонда города Москвы".

2.12. Постановление Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. N 924-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 6 мая 1997 г. N 321".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Приложение

к постановлению Правительства Москвы

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ГОРОДА МОСКВЫ

Список изменяющих документов

(в ред. постановлений Правительства Москвы

от 16.12.2014 N 764-ПП, от 29.04.2015 N 253-ПП, от 28.08.2015 N 553-ПП,

от 27.10.2015 N 692-ПП, от 27.10.2015 N 694-ПП, от 10.11.2015 N 734-ПП,

от 09.06.2016 N 321-ПП, от 21.04.2017 N 212-ПП)

I. Общие положения

1. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции:

По региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;

По лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

По предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;

По муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции.

2. Инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

3. Инспекция осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными объединениями граждан и иными организациями.

II. Полномочия Инспекции

4. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе о порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в соответствии с условиями и требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. О согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.2. О согласовании (или отказе в согласовании) ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.3. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.3(1). Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в рамках перевода в жилое (нежилое).

(п. 4.2.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП)

4.2.4. О приостановлении предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.5. Об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.6. О проведении мониторинга эксплуатируемых зданий:

Многоквартирных домов;

Особых объектов нежилого фонда города Москвы.

4.2.7. О внесении заключения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на рассмотрение межведомственной комиссии, созданной в указанных целях.

4.2.8. По вопросам, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

4.2.9. О выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2.10. О проведении диагностики конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.

4.2.11. О согласии на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в многоквартирном доме от имени собственника в лице города Москвы.

4.2.12. Об установлении порядка и срока приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

4.2.13. Об определении класса энергетической эффективности введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, которым при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.

4.2.14. О подготовке для лицензионной комиссии мотивированного предложения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или об отказе в ее выдаче.

4.2.15. О направлении в лицензионную комиссию уведомлений о прекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирными домами.

4.2.16. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Инспекции в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.3. Осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением:

4.3.1. Органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

4.3.1.1. Жилым помещениям, их использованию и содержанию.

4.3.1.3. Порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

4.3.1.4. Порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

4.3.1.5. Учету жилищного фонда.

4.3.1.6. Порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

4.3.1.7. Определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.3.1.8. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП.

4.3.1.8(1) Выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, в случаях, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(п. 4.3.1.8(1) введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП)

4.3.1.9. Установлению размера платы за содержание жилого помещения.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 10.11.2015 N 734-ПП)

4.3.1.10. Раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

4.3.1.11. Созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.

4.3.1.12. Предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.3.1.13. Созданию и деятельности советов многоквартирных домов.

4.3.1.14. Определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

4.3.1.15. Обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.

4.3.1.16. Порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.3.1.17. Формированию фондов капитального ремонта.

(п. 4.3.1.17 введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 694-ПП)

4.3.1.18. Деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

(п. 4.3.1.18 введен постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 321-ПП)

4.3.1.19. Предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

(п. 4.3.1.19 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

4.3.1.20. Составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

(п. 4.3.1.20 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

4.3.2. Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе:

4.3.2.1. Нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

4.3.2.2. Порядка содержания и ремонта внутридомового инженерного оборудования, включая газовое оборудование, а также к параметрам и режимам его функционирования.

4.3.2.3. Порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.

4.3.2.4. Предоставления юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах коммунальных услуг.

4.3.2.5. Порядка и сроков приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

4.3.2.6. Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

(п. 4.3.2.6 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

4.3.3. Должностными лицами местного самоуправления в жилищной сфере законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в жилищной сфере и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий в жилищной сфере, закрепленных за ними в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, уставами муниципальных образований.

4.4. Осуществляет контроль за соблюдением:

4.4.1. Нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда города, регламентирующих требования к использованию, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, подвалов, чердаков, иных помещений, конструкций инженерных систем и оборудования многоквартирных домов, параметров и режимов функционирования инженерных систем и оборудования многоквартирных домов и связанных с ними объектов коммунального назначения (инженерно-технического обеспечения), а также санитарным содержанием многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

4.4.2. Организации и проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому без отселения граждан за счет средств бюджета города Москвы, и их внешнему благоустройству, а также соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе путем участия в приемке многоквартирного дома после завершения в нем капитального ремонта.

4.4.3. Требований к содержанию и эксплуатации технических средств безопасности на объектах жилищного фонда, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

4.4.4. Требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.

4.4.5. Требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.4.6. Требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

4.4.7. Полноты и актуальности информации, внесенной в Государственную информационную систему "Реестр домовладений" (далее - Реестр) управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами:

4.4.7.1. Полноты представленной управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации в части заполнения всех необходимых полей электронных форм Реестра.

4.4.7.2. Соответствия внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации сведениям, имеющимся в распоряжении Инспекции.

4.4.8. Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах.

(п. 4.4.8 введен постановлением Правительства Москвы от 28.08.2015 N 553-ПП)

4.5. В рамках осуществления контроля за полнотой и актуальностью информации, внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, проводит мониторинг данной информации с точки зрения необходимости ее дополнения новыми сведениями, имеющимися в распоряжении Инспекции, в том числе сведениями, внесенными управляющими организациями, товариществами и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами на официальном сайте федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.6. Осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований:

4.6.1. Соблюдение требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.6.2. Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.6.3. Соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.7. Осуществляет муниципальный жилищный контроль на территориях городских округов и поселений в отношении муниципального жилищного фонда, а также проведение внеплановой проверки деятельности управляющих организаций в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе проводит организационные мероприятия для формирования лицензионной комиссии.

4.9. Инспекция выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

III. Права, организация деятельности и руководство Инспекции

5. В целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Инспекцию полномочий.

5.6. Проводить мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.

5.7. Обращаться в суд с заявлениями:

5.7.1. О признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

5.7.2. О ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушения порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

5.7.3. О признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.

5.7.4. В защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5.8. Посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома (жилые дома с согласия собственника), наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, указанными в настоящем Положении.

5.9. Обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, о соблюдении требований по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений, о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

5.10. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

5.11. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

6. В целях осуществления своих полномочий Инспекция ведет:

6.1. Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве.

6.2. Реестр квалификационных аттестатов.

6.3. Реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.

6.4. Региональный сегмент федерального реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

6.5. Реестр уведомлений об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

(п. 6.5 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

7. В соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы Инспекция:

7.1. Осуществляет прием и учет представленных товариществами собственников жилья в установленных федеральным законом случаях копий реестров членов товариществ собственников жилья, их уставов, выписок из протоколов общих собраний членов товариществ о принятии решения о внесении изменений в устав с текстами соответствующих изменений.

7.2. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП.

7.3. Осуществляет прием уведомления от указанного в части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельца специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта по форме, утвержденной приказом Мосжилинспекции.

(п. 7.3 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2015 N 253-ПП)

7.4. Осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.

(п. 7.4 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2015 N 253-ПП)

8. Инспекция выполняет функции и полномочия учредителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия города Москвы в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.

9. Инспекция осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.

10. Инспекция выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.

11. Инспекция принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.

12. Инспекция осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.

13. Инспекция организует и осуществляет в пределах своей компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

14. Инспекция осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.

15. Инспекция осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии и прилагаемых к ним документов.

16. На основании решения лицензионной комиссии Инспекция:

16.1. Выдает квалификационный аттестат.

16.2. Выдает лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

16.3. Обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

17. Инспекция осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.

18. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы - по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

19. Начальник Инспекции имеет первых заместителей, заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Мэром Москвы.

20. Начальник Инспекции:

20.1. Руководит деятельностью Инспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Инспекцией установленных полномочий.

20.2. Распределяет обязанности между заместителями начальника Инспекции.

20.3. Утверждает структуру и штатное расписание Инспекции в соответствии с утвержденными предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Инспекции.

20.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе по оптимизации подведомственной бюджетной сети.

20.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

20.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Инспекции, осуществляет контроль за их исполнением.

20.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Инспекцией.

20.8. Организует прохождение государственной гражданской службы в Инспекции.

20.9. Действует без доверенности от имени Инспекции, заключает от имени Инспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

20.10. Представляет Инспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государс

С 01.03.2005 г. на основании Федерального Закона № 188-ФЗ от 29.12.2004 был введен в действие новый Жилищный кодекс РФ. С этого момента в стране началась масштабная жилищная реформа, затронувшая все сферы этой отрасли права. Канули в Лету привычные гражданам ЖЭКи, на смену им пришли управляющие компании, кооперативы и товарищества собственников жилья. Все формы организаций, осуществлявших управление многоквартирными домами, более не являлись государственными учреждения, в связи с чем возникла необходимость формирования государственного органа, осуществляющего контроль за деятельностью «коммунальщиков».

Надзорным органом стала Государственная жилищная инспекция (далее - ГЖИ). Создание контролирующего органа произошло на основании Постановления Правительства от 26.09.94 г. № 1086 «О государственной жилищной инспекции в РФ» еще во время действия старого Жилищного Кодекса РСФСР. В настоящее время документ утратил силу. Деятельность ГЖИ регулируется Постановлением правительства РФ № 493 от 11.06.13 «О государственном жилищном надзоре». Последние поправки в обозначенный нормативный акт были внесены 20.06.2016 года.

Основные функции ГЖИ

Основной функцией Государственных жилищных инспекций является осуществление государственного надзора в соответствии с законодательством в жилищной области права. Понятие надзора включает в себя такие задачи как:

  1. Предупреждение, обнаружение и противодействие нарушениям норм жилищного законодательства, допускаемым госорганами, муниципальными органами, управляющими компаниями, индивидуальными предпринимателями и рядовыми гражданами
  2. Контроль за соблюдением требований Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.09 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
  3. Мониторинг сохранности жилищного фонда вне зависимости от форм собственности
  4. Организация деятельности фондов капитального ремонта, управляющих компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также контроль за осуществлением подобной работы.

Как осуществляется контроль

Органы ГЖИ осуществляют надзор в сфере жилищно-коммунального хозяйства несколькими способами:

  • посредством проведения плановых и внеплановых проверок на предмет выполнения требований законодательства;
  • с помощью систематизации и анализа получаемых сведений, в том числе из обращений граждан;
  • путем принятия мер, регламентированных действующим законодательством, по устранению и предупреждению нарушений.

Для осуществления контроля созданы региональные органы исполнительной власти в каждом субъекте РФ. На местах инспекцией проверяются основные требования законодательства к:

  • жилому фонду, отдельным помещениям, их надлежащему содержанию и эксплуатации;
  • содержанию и использованию общедомового имущества;
  • соблюдению установленных норм при переводе жилого помещение в нежилое, либо из нежилого в жилое;
  • соблюдению законности в случаях признания отдельных помещений непригодными для проживания;
  • переустройству, перепланировке помещений жилого типа.

Кроме перечисленного, одной из главных задач при инспектировании является контроль за соблюдением законодательных норм при осуществлении управления многоквартирными домами. Под контроль ГЖИ попадает установление размеров коммунальных платежей, целевое использование денежных средств, исполнение должным образом взятых на себя договорных обязательств управляющими компаниями. Основные принципы деятельности органов ГЖИ заключаются в улучшении показателей в сфере предоставления коммунальных услуг населению, обеспечение сохранности жилищного фонда, рациональному использованию ресурсов в сфере ЖКХ.

Структура ГЖИ в регионах

Формирование структуры органов государственных жилищных инспекции в субъектах Российской Федерации осуществляется на основании постановления глав регионов в соответствии с законодательством Федерального уровня. ГЖИ представляет собой орган исполнительной власти. Являясь юридическим лицом, региональные подразделения ГЖИ правомочны:

  • выступать в судебных органах в качестве истца или ответчика;
  • иметь фирменный бланк и печать учреждения;
  • вести самостоятельный баланс;
  • иметь лицевые счета.

В зависимости от отдельно взятого региона структура ГЖИ в субъекте может иметь несколько подразделений. Так, например, для Москвы и Московской области имеются обособленные структурные единицы данного учреждения, осуществляющие территориальный надзор в самом мегаполисе и в области в автономном друг от друга порядке.

Как официальный сайт государственной жилищной инспекции и контатные данные

Как правило, региональная государственная жилищная инспекция имеет собственный официальный сайт, на котором размещена информация о структуре организации, общая информация, ссылки на документы, регулирующие деятельность, а также контакты, включая адрес местонахождения и телефоны. Кроме этого на сайте предусматривается форма обратной связи, благодаря которой граждане имеют возможность отправить свое обращение в режиме онлайн (то есть обращение в адрес государственной жилищной инспеции можно произвести через официальный сайт).

ГЖИ осуществляет лицензирование управления многоквартирными домами граждан. Инспекция также осуществляет аттестацию экспертов, которые могут быть привлечены для участия в мероприятиях, связанных с жилищным надзором. Более подробную информацию о получении аттестата или лицензии можно получить на сайте Госуслуг , набрав наименование услуге в форме поиска. Открыв соответствующую форму, пользователи получат информацию об условиях подачи заявки, требуемых документах и стоимости самой услуги.

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — российский орган исполнительной власти, обязанностью которого является контроль жилищного фонда страны. В каждом субъекте федерации функционирует местный совет, действующий в соответствии с конституцией страны.

ГЖИ контролирует соблюдение жилищного законодательства, а также исполнение законов об энергосбережении, модернизации. Также жилинспекция курирует соблюдение требований по использованию и сохранению жилищного фонда, правила формирования фондов капремонта. Причем, представители организации могут проверить на предмет законности довольно широкий спектр организаций. Жилищная инспекция может привлечь к ответственности и граждан.

Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию.

При этом, что важно, ГЖИ не имеет права вмешиваться и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК.

Поводы для жалоб

В жилищную инспекцию можно обратиться по следующим поводам:

Нарушение правил содержания и ремонта, норм обеспечения коммунальными услугами. В перечень нарушений могут входить самые разнообразные поводы - начиная от разбитой лампочки в подъезде, заканчивая плесенью на стенах и не работающим лифтом. В инспекцию можно пожаловаться и на недостаточную температуру горячей воды, отопления, на поврежденные перила и на то, что в подъезде не моют-не убирают, и по другим поводам - если все эти проблемы не хочет решать управляющая компания или ТСЖ;

Установка приборов учета коммунальных услуг;

Определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (если вам кажется, что тариф завышен необоснованно или расчет по плате произведен неправильно);

Заключение договоров предоставления коммунальных услуг;

Предоставление УК, ТСЖ или жилищным кооперативом необходимой информации потребителям;

Ненадлежащее использование и содержание жилых помещений;

Вопросы управления МКД.

На кого можно пожаловаться

В жилищную инспекцию можно пожаловаться на управляющие организации, ТСЖ и на другие юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги.

Наказание

Если в ходе проверки выявлены нарушения, то жилинспекция выдаёт предписание об их устранении. Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол и принимаются меры по устранению нарушений. В случае невыполнения предписаний нарушителю грозят серьезные штрафы и даже профессиональная дисквалификация. Наказание может оказаться и уголовным. По крайней мере, инспектор может направить материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Также инспектор может обратиться и в суд, чтобы защитить права собственников и нанимателей помещений в МКД.

Лицензирование УК

На базе жилинспекции создается лицензионная комиссия. Она принимает экзамены у руководителей управляющих организаций. При этом проверяются их профессиональные знания. Затем УК проверяют на соответствие лицензионным требованиям. Если всё оказывается в порядке, то организации выдают лицензию. Жилинспекция должна контролировать качество управления МКД. За нарушения дом могут исключить из реестра лицензий, то есть отобрать у недобросовестной управляющей организации. Если число исключенных домов растет, то управляющую компанию лишают лицензии на право управления многоквартирными домами.