Культурные права человека и гражданина по конституция рф. Культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности Культурные права личности

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

  • – право на образование (ч. 1 ст. 43);
  • – свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);
  • – право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);
  • – право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);
  • – свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование . Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания .

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям . Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации". Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания , особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие "свобода вероисповедания" связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и полит права.

К культурным правам можно отнести права, необходимые человеку для развития уровня его культуры, без к-рой человек не может полноценно существовать.

2.1. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и др видов творчества, преподавания;

2.2. Право на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

2.3. Право заниматься творческой деятельностью ; гос органы и органы МСУ не вправе вмешиваться в творческую жизнь человека.

2.4. Гос-во гарантирует авторам охрану интеллектуальной собственности , устанавливая порядок применения ответственности для лиц, нарушивших данное право. Так, присвоение некоторых видов авторства влекут за собой уголовную ответственность.

Особенности социально-экономических и культурных прав:

1) они одновременно являются и правами, и гарантиями;

2) конкретизируются в специальном законодательстве;

3) преследуют общесоциальные цели.


44. Конституционные обязанности граждан РФ.

Правовой статус личности включает в себя не только права, но и обязанности – т. е. закрепленные в К РФ вид и мера должного поведения, неисполнение или ненадлежащее исполнение к-рого влечет юридическую ответственность .

Конст обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, к-рые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, гос-ва, др граждан.

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей;

2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую силу.

Подавляющее большинство обязанностей возлагается на всех, независимо от принадлежности к гражданству. В ч 3.ст 62 закрепляется, что иностранные граждане и лица без гражд-ва в РФ несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ или м/нар договором РФ.

В зависимости от своей специфики все же одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ. В связи с этим выделяют следующие виды конституционных обязанностей:

1. Общие конституционные обязанности (соблюдение Конституции РФ и федерального законодательства, сохранение нормальной окружающей среды на территории РФ, сохранение исторического и культурного наследия, памятников истории, культуры и природы). Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ. Эти обязанности обеспечивают сохранение нормального общежития в РФ.

Выполнение общих обязанностей обеспечивается :

1) мерами воспитательного воздействия;

2) в крайних случаях нормами уголовного и административного права.

2. Специальные конституционные обязанности (взаимные обязанности родителей и детей, уплата установленных законодательством налогов и сборов, воинская обязанность). Специальные обязанностивозлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан . В зависимости от этого и устанавливаются обязанности отдельных категорий граждан. Н-р, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей, обязанность уплачивать налоги лежит на гражданах-налогоплательщиках и т. д. Исполнение этих специальных обязанностей обеспечивается нормами специального законодательства (налогового, семейного) и установленной ФЗ-ми ответственностью.

Важнейшая констит обязаность - соблюдение К РФ и законов (ч 2 ст 15 К РФ).

К обязанностям граждан РФ Конституция относит:

Ст.38 ч.2: Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Ст.38 ч.3: Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях .

Ст.43 ч.4: Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст.44 ч.3: Каждый обязан заботиться о сохранении историч. и культ. наследия , беречь памятники истории и культуры.

Ст.57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы .

Ст.58: Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам.

Ст.59 ч.1: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных ФЗ-вом.


45. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ , как основной принцип правового гос-ва - это совокупность условий и способов, позволяющих реализовывать правовые нормы, пользоваться субъективными правами и исполнять юр обязанности. Важным здесь является тот факт, что гарантии соблюдения прав и свобод ЧиГ в правовом гос-ве предоставлены и обеспечены самим гос-вом. Это, с одной стороны, способ ограничения Властью своей власти , с другой стороны, возможность гражданина и общества контролировать Власть , ограничивать возможный произвол с Ее стороны. Это также повышает ответственность самого гражданина и общ-ва, как перед гос-вом, так и перед собой, влияет на политич и соц активность и сознательность ЧиГ.

Главный принцип построения системы юр гарантий прав человека и гражданина - всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону . Гос-во в соответствии со статьями 2, 17, 19 К РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы ЧиГ.

Гарантии прав и свобод ЧиГ подразделяются на:

- правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод ЧиГ);

- политические гарантии (соответствующая политика гос-ва и деятельность гос органов);

- социально-экономические гарантии.

Конституционно-правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ (гл. 2 Конституции):

1) права и свободы ЧиГ принадлежат всем в равном объеме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

2) ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещается в любой форме ;

3) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения ;

4) осуществление прав и свобод ЧиГ не должно нарушать права и свободы других лиц .

Констит гарантии прав и свобод человека можно подразделять на

- общие гарантии (статьи 45, 46, 48 ч. 2, 52-55)

- конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 ч. 2)

- специальные гарантии .

Общие конст гарантии прав и свобод ЧиГ:

1) Гос защита прав и свобод. В ст 45 К РФ гарантируется гос защита прав и свобод ЧиГ в РФ. Права и свободы ЧиГ определяют содержание всех органов гос власти и МСУ. Президент РФ является гарантом прав и свобод ЧиГ в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод ЧиГ, Уполном. по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и др заявителей на решения и действия гос органов и органов МСУ и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите;

2) Право на самозащиту . Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (ст 45 К РФ). Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ "Самозащита гражданских прав"), в уголовном законодательстве (ст 37 "Необходимая оборона", ст 39 "Крайняя необходимость" УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод . В ст 46 К РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов гос власти, органов МСУ, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

4) Право на международную защиту. В ст 46 К РФ каждый вправе в соответствии с м/нар договором РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юр помощь. Ст 48 К РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юр помощи. В случаях, предусмотренных законом, юр помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юр помощь.

6) Защита прав потерпевших. В ст 52 К РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Гос-во обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. В ст 53 К РФ каждый имеет право на возмещение гос-вом вреда, причинённого незаконными действиями(или бездействием) органов гос власти или их должностных лиц. Ст 1069 ГК РФ устанавливает ответственность гос-ва за вред, причинённый гос органами (а также органами МСУ) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ - ответственность гос-ва за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда;

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. В ст 55 К РФ в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только ФЗом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ констит строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др лиц, обеспечения обороны страны и безопасности гос-ва.

Конституц гарантии судопроизводства , т. е. правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального хар-ра). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголов процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления. К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (ст 47).Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности к-рых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных ФЗ, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (ст 48).Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (ст49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном ФЗ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (ст 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказат-в (ст 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (ст50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном ФЗ (УПК), а также право просить о помиловании или смягчении наказания

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (ст 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг к-рых определён ФЗ. Ст 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. ФЗом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (ст 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, к-рое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Иные гарантии конституционных прав и свобод личности в РФ устанавливаются ФЗ-ми. Например:

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах. В соответствии с этим Законом выборы и все референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в выборах может ограничиваться только в соответствии с ФЗми и только в качестве установленных мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , Закон РФ от 22 декабря 1992 г. !4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность. В соответствии с этими законами ограничение права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;

3) ФЗ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование. Согласно этому Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно находящихся на территории РФ. В это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др. Никто не может быть лишен права на образование независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В РФ не допускается ограничение этих и других прав и свобод личности в какой бы то ни было форме.


46. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ.

В обеспечении гарантий прав и свобод человека и гражданина важную и своеобразную роль призван играть Уполномоченный по правам человека в РФ (УПЧ). Он занимается защитой прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами МСУ и должностными лицами. Правовой статус, функции, компетенция УПЧ закреплены в ФКЗ «Об Уполно­моченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ.

Данную должность может занять лицо, отве­чающее определенным требованиям :

Иметь граж­данство РФ;

Возраст не моложе 35 лет;

Познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность УПЧ более чем на 2 срока подряд.

Институт УПЧ учрежден в целях обеспечения гарантий гос защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос органами, органами МСУ и должностными лицами. Уста­новленными Законом об УПЧ средствами он способствует:

Восстановлению нарушенных прав;

Совершенствованию законодательства о правах ЧиГ и приведению его в соответ­ствие с общепризнанными принципами и нормами м/нар права;

Развитию м/нар сотрудничества в области прав человека;

Правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ в РФ назначается на должность и освобождается от должности Гос Думой ФС РФ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться долж­ность УПЧ по правам человека в субъ­екте Федерации.

Правовой статус УПЧ характеризу­ется следующими чертами :

1. При осуществлении своих функций УПЧ независим и неподотчетен каким-либо го­с органам и должностным лицам. Вмешательство в деятельность УПЧ с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей по отношению к УПЧ, воспрепятствование его дея­тельности в иной форме влечет установленную за­конодательством ответственность.

2. Должность УПЧ несовместима с обладанием депутатским мандатом, нахождением на гос службе, занятием какой-либо др оплачиваемой или неоплачиваемой деятель­ностью, за исключением преподавательской, науч­ной либо иной творческой деятельности.

3. УПЧ не вправе заниматься поли­т деятельностью, быть членом полит партии или иного общественного объединения, преследующего полит цели.

4. В течение 5-летнего срока полномочий УПЧ обладает неприкосновенностью, содержание к-рой конкретизировано в упомяну­том Законе. Для применения к УПЧ предусмотренных в названном Законе мер принуди­тельного воздействия требуется согласие ГосДумы.

5. УПЧ не наделен властными полно­мочиями, директивными мерами воздействия на го­с и иные органы и должностных лиц, не принимает правовые акты. Однако рассматривае­мый Закон устанавливает широкий круг обязанно­стей названных субъектов в отношении действий и обращений УПЧ (оказание содействия, проведение по поручению УПЧ опреде­ленных действий, предоставление информации, не­обходимых материалов и т. п.).

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории РФ либо на ее части не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции УПЧ в РФ или в субъекте РФ.

УПЧ для осуществления своей деятельности формирует аппарат УПЧ. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия УПЧ.

Основным содержанием компетенции УПЧ является рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод. Заявителями жалобы могут быть не только граждане РФ, но и находящиеся на тер-рии РФ иностранные граждане и лица б/г. УПЧ принимает только те жалобы, которые были ранее рассмотрены в судебном либо административном порядке , но заявитель не согла­сен с принятым решением. Кроме того, установлен срок подачи жалобы : не позднее года со дня нару­шения прав и свобод заявителя или с того дня, ко­гда последнему стало известно об их нарушении . УПЧ может отказать в принятии жалобы к рассмотрению, причем отказ обжалова­нию не подлежит, но должен быть мотивирован.

При рассмотрении жалоб УПЧ пра­вомочен :

Обращаться к компетентным гос органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;

Беспрепятственно посещать все органы гос власти и органы МСУ, предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и т. д.;

Запрашивать и получать необходимые ему сведе­ния и документы;

Получать объяснения должностных лиц и гос служащих (исключая судей).

По результатам рассмотрения жалоб ­УПЧ вправе:

Обратиться в суд с заявлением в защиту нару­шенных прав и свобод, участвовать в судебном про­цессе;

Обращаться в компетентные органы с ходатайст­вом о возбуждении дисциплинарного или администр производства либо уголовного дела в от­ношении соответствующего должностного лица;

Обращаться в суд или прокуратуру с ходатайст­вом о проверке вступившего в законную силу реше­ния, приговора, определения или постановления суда;

Излагать свои доводы должностному лицу, имею­щему право вносить протест;

Обращаться в Констит Суд РФ с жало­бой на нарушения конституц прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В пределах своей компетенции УПЧ может в соответствующих случаях принимать меры по защите прав и свобод и по своей инициативе, без жалобы. Закон допускает такую возможность при наличии информации о массовых или грубых нару­шениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или свя­занных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать право­вые средства защиты.

УПЧ может ини­циировать парламентское расследование.

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности всем фед органам гос власти. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод гра­ждан в РФ он может направлять в ГосДуму РФ специальные доклады, вправе предложить Думе создать парламентскую ко­миссию по расследованию фактов нарушения прав и сво­бод граждан.

Закон устанавливает основания, к-рые вле­кут или могут повлечь досрочное освоб-е от должности УПЧ Гос Думой :

1) в случаях, если УПЧ нарушил запрет на совмещение им своих функций с занятием дру­гой деятельностью;

2) если в от­ношении него вступил в законную силу обвинитель­ный приговор суда .

3) ввиду его неспо­собности по состоянию здоровья или по иным при­чинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

Основанием для досрочного освобождения от долж­ности может явиться подача УПЧ заявле­ния о сложении полномочий.


47. Понятие федеративного устройства РФ.

Человека, называют культурными. Что подразумевается под данным термином? В первую очередь это право на образование, изучение ценностей культуры и использование научного прогресса.

Конституция РФ обеспечивает не только культурные права, но и свободы. Например, творческой реализации в любой сфере деятельности: литературной, художественной, научной, преподавательской и технической. Все сферы находятся под охраной закона как интеллектуальная собственность.

Культурные права и свободы в Конституции

Статья 50 гласит, что любой имеет право пользоваться родным языком и выбирать какой угодно для общения.

В ст. 51 говорится о том, что каждый гражданин может принимать участие в культурной жизни. То есть человек может не только читать, рассматривать произведения искусства или пользоваться техническими изобретениями, но и создавать их.

В ст. 43 ч. 1. говорится о том, что любой гражданин России имеет право получить образование. То есть получение дошкольного, школьного, среднего специального образования является бесплатным и общедоступным. Также каждый абитуриент может участвовать в конкурсе на получение бюджетного место в вузе.

Ст. 44 ч. 1. гласит: любой человек имеет свободу выражать свой творческий потенциал, а также защищать интеллектуальную собственность. В ст. 10. определяется то, что каждый желающий может реализовать себя посредством своих интересов и способностей.

Свобода творчества

О ней необходимо сказать в отдельности, обсуждая культурные права человека. Ибо одной из главных основ духовного развития личности является свобода творчества. То есть государство должно отпустить контроль и дать максимум возможностей для развития потенциала, при этом обеспечив охрану творчества. В ст. 29, ч. 5, к слову, запрещается цензура. Это гарантирует не только свободную работу СМИ, но и реализацию любых других видов творчества.

Кроме того, свобода гарантирована и тем, что государственным деятелям запрещается любой другой коммерческий вид деятельности кроме научной, преподавательской и творческой.

Однако и тут есть нюансы. Творческая свобода, как и любая другая, не может быть абсолютной, так как есть множество деятелей, которые без контроля могут злоупотреблять ею. В первую очередь ограничения касаются нарушения прав других лиц. Например, в детском кино нельзя показывать сцены насилия или употребления психотропных и вредных веществ.

Право на участие в культурной жизни

Это право связано с свободой творчества. И в ст. 15 подчёркивается, что она невозможна без изучения и творческого развития человека. Основа статьи - возможность и право на участие в культурной жизни.

Также большая роль уделяется охране. Так как такое право способствует попыткам ущемления и игнорированию другими государствами особенностей культуры в попытках превознести свою расу, этнос, традиции и особенности. Все это ещё и включает права не только на толкование, но и пользование достояниями культуры в широком смысле слова.

Кроме того, каждый человек имеет право получать и использовать научные и технические достижения, получать доступ к любой не засекреченной информации и разработкам. Также человек может их изменять, совершенствовать и делать другие открытия на их основе.

Интеллектуальная собственность

Эта тема непосредственно касается культурных прав человека. Вообще, такой собственностью называют результат деятельности интеллектуального или творческого характера, носящий духовную или материальную основу.

И согласно ст. 44, ч. 2, абсолютно каждый человек имеет право принимать участие в культурной жизни, посещать культурно значимые учреждения и памятники.

Конечно, само это понятие очень своеобразно. Так, под одним словом «культура» понимается огромный спектр деятельности, её форм и способов воплощения или участия. Например, один и тот же человек может вступить в музыкальную рок-группу, при этом рисуя, создавая статуи и занимаясь наукой.

Обсуждая культурные права, важно отметить, что также правительство гарантирует сохранность всех памятников культурного наследия, которые находятся в сфере интересов различных поколений и народов. Любой гражданин имеет право получить достоверную информацию о каждом культурном объекте, заинтересовавшем его.

Свобода вероисповедания

Отдельной статьёй вынесены свободы, касающиеся вероисповедания. Её особенностью является то, что она принадлежит и к личным свободам граждан. И культурные права в данном случае - понятие особое.

Именно свобода совести и вероисповедания помогает развить духовную жизнь и сформировать мировоззрение человека, понять, кто он на самом деле, и определиться с нравственными и религиозными аспектами жизни.

Ключевой все же является свобода вероисповедания. И так как в стране проживает огромное количество наций, многообразие поражает. В России есть католики, христиане, буддисты, мусульмане, протестанты, индуисты, а также множество других приверженцев различных течений. Все это способствует терпимости и приобщению людей к добровольному выбору.

Свобода совести

Данную тему стоит затронуть в продолжение рассмотрения примеров культурных прав. Зачастую пресловутую 28-ю статью принимают только как положение, где обозначается свободу вероисповедания.

То есть человек определяется с верой, выбирая, например, христианство, или же, наоборот, отторгая веру, тем самым провозглашая себя атеистом. Но если истолковать понятие "совесть" в более широком смысле, то можно найти здесь и нравственность, которая составляет основную ее часть, но в современном мире слегка утрачивает свою ценность.

Если рассматривать совесть в понимании философии и этики, то можно обнаружить толкование её как свойства человека ощущать и делать выбор в пользу добра или зла. То есть это уже принимает юридическую значимость - человек имеет право определять свои ценности и убеждения. Но если они наносят вред окружающим, придётся отвечать по закону.

Право на образование

В нашей стране оно претерпело множество значительных изменений в течение многих лет. Но в итоге Россия, признав верховенство образования, зафиксировала его в ст. 43. Теперь это - одно из важнейших культурных прав.

Образование здесь подразумевают как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в его собственных, государственных и общественных интересах. Закон обеспечивает общедоступность образования. Сегодня возможно получить это культурное право в двух формах:

  • Окончив 9 классов - бесплатно и доступно для всех.
  • Получив бесплатное образование на конкурсной основе в гос. учреждении или за оплату в государственном или частном заведении.

Также родители могут выбрать для детей дошкольное и школьное учреждение, а также привить им свои нравственные и религиозные убеждения. Это культурное право в Конституции РФ также упомянуто.

Кроме того, у всех есть теоретическая возможность открыть частное учебное заведение и управлять им. Необходимо лишь соблюдение требований государства.

Напоследок хотелось бы сказать, что каждый гражданин имеет право развиваться и участвовать не только в культурной, но и в экономической, политической и любой другой жизни человека и общества.

Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных от ношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1937 г. закрепляла за гражданами право на образование. Это право обеспечивалось всеобщим обяза­тельным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессио­нально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, е производством, всемерным развитием вечернего и заочного об­разования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплат­ного производственного, технического и агрономического обу- чения трудящихся. Конституция РСФСР 1978 г. кроме права на образование закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.

Конституция РФ 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу ли­тературного, художественного, научного, технического и других видов и творчества, а также впервые закрепляет свободу препо­давания и охрану интеллектуальной собственности.

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ в соответствии со ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Конституционное право на образование конкретизировавшее Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио

308Глава 11. Конституционные права и свободы граждан

нального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе, бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные обра­зовательные стандарты, поддерживает различные формы обра­зования и самообразования.

Закон «Об образовании» закрепляет право государственных и муниципальных образовательных учреждений оказывать насе­лению, предприятиям, организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками соответствующих образова­тельных программ и государственных образовательных стандар­тов. Доход от указанной деятельности за вычетом доли учреди­теля (собственника) инвестируется в данное образовательное учреждение. Платная образовательная деятельность такого об­разовательного учреждения не рассматривается как предприни­мательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса.



Взаимоотношения негосударственного образовательного уч­реждения и обучающегося воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уро­вень образования, сроки обучения, размер платы за обучение.

Закон «Об образовании» предусматривает право родителей не отдавать ребенка в школу, т. е. выбирать иную форму Обра­зования. Можно учиться дома, а консультироваться, сдавать за­четы и экзамены в школе.

В соответствии с постановлением Конституционного Су­да РФ от 27 декабря 1999 г. № 19-П принцип автономии выс­ших образовательных учреждений является основополагающим для их деятельности и входит в число тех правовых принципов, на которых основывается государственная политика в области образования.

Основное общее образование обязательно. Родители или ли­ца, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Свобода литературного, художественного, научного, техниче­ского и других видов творчества, преподавания, а также охрана интеллектуальной собственности гарантируется ч. 1 ст. 44 Кон­ституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 15 Международного пак­та об экономических, социальных и культурных правах и рею»-

309 Культурные права и свободы граждан 309

ментированна Основами законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-I, Законом «О средствах массовой информации» , а также Законом «Об образовании».

Ст.10 Основ законодательства РФ о культуре определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Каждый человек вправе заниматься творчеством как на профессиональном, так и на не профессиональном уровне. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Граждане имеют право вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Государство должно осуществлять ми­нимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.

Свобода преподавания означает, что преподаватель излагает предмет учебной дисциплины в собственном понимании и Ин­терпретаций, сам выбирает методику проведения учетных заня­тий, учебные пособия и технические средства обучения, формы контроля. Однако он должен руководствоваться рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартами.

Государство гарантирует охрану интеллектуальной собственности. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации регулируются частью четвертой ГКРФ.

Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным, ценностям закреплено в ч. 2 ст. 44 Конституций РФ в соответствии с ч. 1 ст. 27 Всеобщей дек­ларации прав человека и ст. 1 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Каждый человек имеет право:

На свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей;

Защиту государством своей культурной самобытности;

Приобщения к культурным ценностям, доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности;

3 10._ Глава 12. Конституционные обязанности граждан

Гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов б соответствии с законодательством Россий­ской Федерации;

Собственность в области культуры;

Культурную деятельность в зарубежных странах, создание организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Назовите критерии классификации основных прав и сво­бод человека и гражданина.

2. Определите роль личных прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина.

3. Какие личные права предусмотрены Конституцией РФ? Назовите и охарактеризуйте их.

5. Что такое публичные манифестации? Какую роль они иг­рают в механизме непосредственного народовластия?

6. Как развивалась система экономических прав и свобод че­ловека и гражданина в России?

7. Дайте определение предпринимательской деятельности. Что такое «иная не запрещенная законом экономическая дея­тельность»?

8. Какую роль в системе прав и свобод личности играют со­циальные права?

9. Охарактеризуйте трудовые права человека и гражданина,

10. Покажите взаимосвязь права на благоприятную окру­жающую среду и права на охрану здоровья.

11. Каково значение в системе конституционных прав и сво­бод права на образование?

Глава 12. Конституционные обязанности граждан