Правовое регулирование инновационной деятельности в субъектах рф. Правовое регулирование инновационной деятельности

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

  • расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
  • расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация;
  • прочие затраты.

Для целей управления в БУ организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

Прочие расходы:

  • расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
  • расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
  • расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
  • расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы;
  • расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив, либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Легального определения инновации, как и инновационной деятельности, на уровне закона РФ нет.

Инновационной деятельностью считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке.

Инновационная деятельность – процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений в новой или усовершенствованный реализованный на рынке товар, новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные разработки.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Научная деятельность и научно-техническая деятельность являются стадиями инновационного процесса и их совокупность с «материальными» стадиями (производство, торговля и потребление) рассматривается как цикл инновационной деятельности.

В инновационной деятельности присутствуют самостоятельность , риск и направленность на получение прибыли . Но получение прибыли возможно лишь при реализации конечного продукта инноваций и определяется качеством этого продукта. На первых стадиях деятельность, как правило, бесприбыльна. И все же инновационная деятельность нацелена на получение дополнительной прибыли посредством повышения эффективности производства и достижения преимуществ в конкурентной борьбе, и ее можно рассматривать как предпринимательскую .

«Патентный закон» РФ от 23.09.1992 заложил основы законодательства России в сфере охраны интеллектуальной собственности.

ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг). Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, типологий интегральных микросхем.

Объекты инновационной деятельности различаются по степени новизны и по уровню их правовой охраны.

Результатом инновационной деятельности является научно-техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, модели (продукт фундаментальных исследований), изобретения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия; продукция информатики. Выделяют два основных уровня новизны:

· совершенно новый вид товара;

· введение новых компонентов в уже известные на рынке товары.

Применяются три основных типа защиты интеллектуального продукта :

· товарный знак.

К интеллектуальному продукту относится и ноу-хау – совокупность технических, коммерческих и других знаний, необходимых для организации того или иного вида производства. Но охрана ноу-хау не регламентируется законодательством.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации , а в остальных отраслях – продуктовые , на которые приходится почти две трети всех затрат.

Законодательством не установлен круг лиц, участвующих в инновационном процессе . Субъектами инновационной деятельности могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие ПД в научно-технической сфере. Это – изобретатели, конструкторы, технологи и другие творческие личности, которые разрабатывают и реализуют нововведения. Научно-технические разработки могут создаваться гражданами. Однако ведущими субъектами инновационной деятельности являются независимо от форм собственности научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, предприятия и организации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения. Организационно-правовыми формами инновационной деятельности могут быть хозяйственные товарищества и общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли разработчиков (исполнителей), заказчиков, производителей новых изделий, потребителей инновационной продукции.

Таким образом, к инновационным организациям относятся научно-исследовательские организации и исследовательские центры, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования; проектно-конструкторские организации и специализированные конструкторские бюро, осуществляющие конструкторские разработки и проекты; проектно-технологические организации, разрабатывающие и изготовляющие технологические системы производства товаров; инновационные предприятия (компании, фирмы), специализирующиеся на материализации результатов НИОКР.

Правовые формы создания и реализации инноваций – это различные договоры, обеспечивающие взаимодействие между субъектами инновационной деятельности. На стадиях фундаментальных и прикладных исследований наиболее важны договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ . Зачастую используются лицензионные договоры, при этом в зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензии. Возможны договоры на передачу научно-технической документации, договор на передачу ноу-хау, договор коммерческой концессии, инвестиционный договор, договор на оказание маркетинговых услуг и др.

Основным источником финансирования инновационной деятельности являются собственные средства организаций. Второй источник – бюджетные инвестиции, а также средства внебюджетных фондов. Могут использоваться средства международных организаций. В развитых странах преобладающим источником финансирования инновационных разработок, как правило, являются промышленные компании. В России в 2000 г. на долю промышленных компаний приходилось 32,9% средств, затраченных на исследования и разработки, а на долю правительства – 54,8%. При этом расходы на исследования и разработки, осуществляемые из всех источников (частные компании, правительство, высшие учебные заведения, негосударственные организации) были в 25 раз меньше, чем в США.

В зависимости от размера инновационные организации могут быть малыми, средними или крупными. Основная часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, но при этом малые и средние фирмы опережают их по части коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому кругу товаров. Действительно, малый бизнес может выжить только при условии использования новейшего оборудования, выпуска более выгодной продукции, что обеспечивает, хотя бы временно, хорошие доходы при быстром насыщении рынков сбыта конкурентоспособными товарами. Крупные же фирмы планируют развитие производства на высокой и эффективной основе, постоянно совершенствуя и обновляя выпускаемую продукцию. Но они медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт.

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в сфере материального производства, содействия инновационной деятельности и обеспечения устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом Правительством РФ было принято Постановление от 31.12.1999 №1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».

Начало государственному регулированию инновационной деятельности в России было положено Постановлением Совета министров РСФСР от 27.03.1991 г. № 171, утвердившим Положение о Государственной инновационной программе . Правовые акты являются основной правовой формой регулирования инновационной деятельности. Правовые акты, связанные с государственным регулированием инновационной деятельности, либо содержат прямые директивные указания, либо оказывают на нее косвенное воздействие. К числу последних относятся нормативные акты, направленные на создание в сфере налогообложения выгодных условий для ведения инновационной деятельности. Несмотря на все это, инновационная политика государства остается малоэффективной.

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности . В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.



Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности . В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов . К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

1

Ефимцева Т.В.

В настоящей статье обосновывается положение о том, инновационное право является институтом российского предпринимательского права. Самостоятельность отрасли или правового института подтверждается наличием собственных предмета и метода правового регулирования. Предмет инновационного права составляют три группы общественных отношений: непосредственно инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность субъектов предпринимательского права. Метод инновационного права характеризуется сложным сочетанием предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и обязательными предписаниями со стороны государства там, где это диктуется общественными интересами. Ключевые слова: правовой институт, инновационное право, инновационное отношение

Переход к инновационной экономике невозможен без адекватного и эффективного регулирования отношений, связанных с созданием и внедрением в производство результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим представляется необходимым определить место инновационного права в системе российского права. Наличие тесной связи между инновационной деятельностью и предпринимательством позволяет признать инновационное право институтом российского предпринимательского права при условии, что инновационное право обладает всеми объективными признаками элемента правовой системы. Такими признаками в первую очередь выступают предмет и метод правового регулирования.

В юридической науке под предметом правового регулирования отрасли или института права понимаются общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли или института. Определить предмет инновационного права - это значит: во-первых, установить, какие нормы и возникающие на основе их применения отношения являются инновационно-правовыми, во-вторых, найти ту основу, которая объединяет эти нормы и отношения в единый институт права, и, в-третьих, установить характерные черты инновационно-правовых норм и отношений, отличающие их от норм и отношений других институтов права. Итак, какие же нормы и отношения, возникающие при применении этих норм, являются инновационно-правовыми.

На наш взгляд, предметом инновационного права являются три группы общественных отношений, составляющих определенное единство. Это инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения и отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность. Причем первые две группы отношений являются горизонтальными по своей структуре, поскольку возникают между равноправными и независимыми друг от друга участниками, а третья группа представляет собой отношения по вертикали. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Непосредственно инновационные отношения - это отношения по осуществлению инновационной деятельности, возникающие между ее субъектами. Суть этих отношений состоит во внедрении и коммерциализации особых объектов - инноваций. На практике понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть различия. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Новшество - это новая, а также представленная в виде новой комбинации уже известных элементов научная, техническая, технологическая разработка (устройство, метод, услуга или изобретение), имеющая новые потребительские свойства или сферы применения. Нововведение означает, что новшество используется. Иными словами, инновация (нововведение) определяется как реализованное новшество. Инновация (нововведение) - это результат интеллектуальной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности. Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

В экономике инновации рассматриваются и как результат научно-технической деятельности, и как процесс создания и распространения новшеств. В наиболее общем виде под инновацией понимают «использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности и производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества». В широком смысле инновация - нововведение (преобразование) в экономической, технической, социальной и иных сферах, основанное на новых идеях, изобретениях, открытиях и т.п., в узком смысле - первое использование изобретения, за которым следует распространение изобретения.

Вторая группа отношений, составляющих предмет инновационного права, связана с созданием новшеств. Новшество - это результат фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности, воплощенный в материальную форму. Новшества могут приобретать форму открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства, рационализаторских предложений, научных подходов и принципов и т.д. Без создания новшества невозможно его внедрение, то есть инновационная деятельность. Иными словами, инновационная деятельность начинается только после создания новшества и оценки его экономической эффективности. Процесс же создания новшества остается за рамками инновационной деятельности, но включается в понятие инновационного процесса.

Инновационный процесс - понятие, выведенное и употребляемое зачастую экономистами, но между тем представляющее интерес и для лиц, занимающихся юридической практикой, поскольку только при детальном его рассмотрении можно выяснить, в каком правовом регулировании он нуждается. Понятие «процесс» определяется как ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. Рассматривая понятие инновационного процесса, целесообразно привести ряд его интерпретаций. Так, в одной из научных работ инновационный процесс представлен как сложное динамичное образование, связанное с совокупностью последовательных действий, обеспечивающих зарождение, разработку и использование инноваций для создания новых потребительских благ, получения прибыли, достижения конкурентоспособности через рост эффективности производства.

С точки зрения Ю.П. Морозова, инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального и иного характера, других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в четыре этапа. На первой стадии проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и т.д. На втором этапе в научных учреждениях проводятся исследования прикладного характера, которые могут привести к потере вложенных средств - инвестиций. На третьей стадии в специализированных лабораториях или в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее в соответствии с основными этапами жизненного цикла продукта.

В общем виде инновационный процесс можно записать так: фундаментальные исследования - прикладные исследования - научно-исследовательская работа - опытно-конструкторская работа - промышленное производство - маркетинг - сбыт. Именно в этой формуле заключается сущность инновационного процесса и направление его осуществления: от абстрактного решения к реальному продукту, а от него к прибыли.

По нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает структура инновационного процесса, представленная Е.Д. Житенко, которая состоит из трех стадий: разработка нового продукта; промышленное освоение; распространение или коммерциализация. В свою очередь в стадию разработки нового продукта или процесса входят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также защита интеллектуальной собственности. В этап промышленного освоения включаются организация опытного производства, отладка технологических процессов, стандартизация, аттестация, лицензирование, формирование рынка. В стадию распространения входят серийное производство, сбыт, обслуживание, распространение (имитация). При этом следует отметить, что инновационный процесс не завершается первым появлением на рынке нового продукта. Он продолжается и после внедрения продукта в силу того, что нововведение подвержено усовершенствованиям, и, следовательно, способно приобретать новые потребительские качества. Это обстоятельство открывает для такого объекта новые сферы использования и применения, новые рынки сбыта и новых потребителей.

Третью группу отношений, входящих в предмет инновационного права, составляют отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность, которые возникают между государством и субъектами инновационной деятельности. Государство в лице своих органов, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, путем ее регулирования, планирования, контроля и другими способами. Такие отношения строятся по вертикали, поскольку государство доминирует, устанавливает «правила игры» для предпринимателей и в случае их нарушения привлекает к ответственности.

Отдавая должное предмету правового регулирования, необходимо отметить недостаточность этого критерия деления права на отрасли и институты. Поэтому необходимо рассматривать его вместе с методом правового регулирования. В юридической науке нет единогласия в мнениях о методе правового регулирования: должен ли метод вытекать из предмета, то есть определяться видом (типом) общественных отношений, или возможно применение различных методов в одной отрасли и одинаковых методов - в различных отраслях права.

Основываясь на том, что метод - существенное отображение самого предмета, его основных черт и свойств, выступающее как бы во вне по отношению к предмету в целях его более глубокого познания,
С.Н. Братусь полагал, что и практика, и теория правового регулирования доказывают необходимость исходить из единства предмета и метода правового регулирования. Такое единство является правильным классификационным критерием распределения норм по отраслям. Сторонники же признания комплексных отраслей права обращают внимание на то, что, например, метод автономии, то есть относительной самостоятельности субъектов права в выборе решений, имеющих юридическое значение, метод равенства сторон в гражданском правоотношении, метод подчинения в административном праве присущи не только этим отраслям, но присутствуют в той или иной степени в других отраслях права - предпринимательском, трудовом, аграрном, семейном и т.д.

Следовательно, под методом правового регулирования отрасли или института права понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающийся вследствие особых свойств предмета правового воздействия. Метод правового регулирования, применяемый в инновационном праве, характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов: с одной стороны, предоставление широкой свободы субъектам при осуществлении ими инновационной деятельности и, с другой стороны, государственное властное воздействие в виде обязательных предписаний там, где это диктуется интересами общества и государства.

На основании изложенного инновационное право как институт права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих инновационные отношения, иные связанные с инновационными отношения, а также отношения по государственному воздействию на инновационную деятельность путем предоставления широкой свободы субъектам инновационной деятельности и предъявления обязательных предписаний там, где это необходимо. Приведенное определение раскрывает понятие инновационного права именно как института права. Следует иметь в виду, что термин «инновационное право» используется также в значениях института законодательства, научной дисциплины и учебного курса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов В.В., Масленников В.В., Румянцев В.С. и др. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе. Монография. М., 2000. С. 18.

2. Житенко Е.Д. Оценка законодательства РФ, регулирующего инновационную деятельность // Инновации. 2003. № 2-3. С. 80-81.

3. Завлин П.Н. Инновационный менеджмент: Справочное пособие. / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во ЦИСН, 1998. С. 6.

4. Инновационный менеджмент: Справ. пособие. / Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. М., 1998. С. 4.

5. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: Юнити, 2000. С. 10.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Гос. изд. иностр. и национальных словарей. М., 1953. С. 575.

7. Система советского права и перспективы ее развития. «Круглый стол» журнала «Советское государство и право» // Советское государство и право. 1982. № 6. С. 92.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 2002. С. 972.

Библиографическая ссылка

Ефимцева Т.В. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРАВА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1333 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Регулирование инновационных процессов предопределено их возросшей весомостью в экономике и развития общества. Любая инновационная деятельность основана на поиске новых идей и их оценке, необходимых ресурсов, создании и управлении хозяйствующим субъектом, получением дохода и удовлетворении результатом инновирования.

Правовая незащищенность инновационных процессов ведет к ослаблению заинтересованности в инновировании, увеличении рисков, связанных с данными процессами, что определяет область инноваций, как недостаточно привлекательную и развивающуюся.

Значимость нормативно - правового регулирования в сфере инновационных процессов отмечена Дивуевой Н.А. в статье «Вопросы нормативно - правового регулирования инновационной деятельности в части управления отбором проектов в сфере науки», в которой сказано, что «нормативно - правовые основы инновационной деятельности должны обеспечивать политику, проводимую государством в этой сфере. Главным инструментом данной политики являются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации» .

Одним из действенных моментов является создание новых отраслей, возникновения производств, что ведет к повышению имиджа экономики и государства в целом .

Политика Российской Федерации с точки зрения инновационных процессов, развития инновационной системы определена государственно - частным партнерством и направлена на эффективную инновационную деятельность. Модель государственно - частного партнерства основывается на объединении ресурсов и распределению рисков, основываясь на соглашениях с партнерами .

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на благоприятное воздействие и поддержку экономического климата, взаимосвязь инновационных процессов, производства, образования.

Роль государства сводится к разработке стратегии научно-технической политики, включающей:

Оптимизацию законодательных актов, связанных с патентными правами: создание законов о соблюдении качества продукции, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство;

Улучшению законодательства в сфере косвенных мер, влияющих на инновационные процессы (целенаправленная налоговая и амортизационная политика).

Весомое значение в нормативно - правовом регулировании должно быть уделено вопросам финансирования. Рассматривая финансирование научных разработок в ведущих странах, можно отметить, что государство финансирует до половины и более затрат на научно-исследовательскую работу. Компенсирование затрат может происходить посредством льготного кредитования. Льготное инновационное кредитование представляет финансовую поддержку инновационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных займов, грантов или компенсацию банковского процента (целиком или частично) в случае направления займа на финансирование инвестиций в инновационные процессы.

Государство инвестирует средства в инновации в фундаментальные исследования, проводимые в государственных лабораториях; серьезное внимание уделяется долгосрочным проектам в сфере частного предпринимательства. Инвестирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований под определенные проекты (применение программно-целевого контрактного финансирования) .

Программно - целевое финансирование предполагает системное выделение денежных ресурсов на долгосрочные программы, направление которых определено решением социальных экономических задач. Эффективное функционирование данного механизма предопределено следующими принципами: единством подходов к формированию фондов финансирования программы инновирования; оптимальности распределения ресурсов по различным направлениям инновационных процессов; адаптационной гибкости в реализации программы инновационных процессов .

Контрактное финансирование представляет собой выделение денежных средств под залог прав - требований по контрактам.

Нормативно - правовое обеспечение должно быть направлено на регулирование инновационного цикла, представляющего собой преобразование научного знания в инновацию. Каждая стадия инновационного цикла требует законодательного подхода, так как включает возникновение идеи, фундаментальные и прикладные исследования, разработку промышленных образцов, коммерциализацию инновационных идей, производство и реализацию инновационной продукции. Каждая стадия несет в себе определенные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Итак, можно сделать вывод, что нормативно - правовое воздействие должно концентрировать внимание на регуляцию следующих моментов:

1.В процессе возникновения идеи;

2.В процессе преобразования идее в материально - вещественную инновацию;

3.В процессе передачи права на использовании научного результата.

Структурно - правовой механизм инновационной деятельности можно представить двумя взаимосвязанными правовыми блоками. К первому блоку можно отнести нормы, обеспечивающие четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, эффективность их применения в соответствии с потребностями общества. Второй блок будет объединять нормы управления инновационными процессами.

Наиболее важным аспектом, заслуживающим особого внимания, занимают позиции охраны интеллектуальной собственности - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Правовая обеспеченность инновационных процессов должна быть построена на создании условий, которые поощряли к развитию и внедрению инноваций, повышали спрос на инновационный продукт.

Система нормативного правового регулирования инновированием в Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативных правовых актов.

Уровни нормативно - правового регулирования представлены на рисунке 1.

Нормативно - правовыми факторами государственного регулирования инновационной деятельности являются: правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантированность прав и поддержание интересов субъектов инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, международных договоров.

Рисунок 1 - Уровни нормативно - правового регулирования в Российской Федерации

Инновационные процессы на уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются с точки зрения стимулирования, финансирования, поддержки процессов инновирования. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные и межрегиональные программы инновирования, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы инновационной деятельности. Нормативно - правовое регулирование инновационных процессов на уровне регионов должно строиться на системе единства целей, задач регулирования, параллельности иных правовых актов.

Комплекс действий нормативно - правового регулирования инновирования на уровне региона должен предопределяться следующей спецификой:

Особенностями региона, развитием производства, полномочиями органов власти, источниками финансирования;

Взаимодействиями органов государственной власти Российской Федерации, представителей учреждений науки и высшего образования, представителей бизнеса и общественных организаций;

Возможностью разработки и применением программ в сфере развития инновационной деятельности. Отслеживание высококвалифицированных специалистов - исполнителей, ответственных лиц за ход работы.

Рассматривая подзаконные нормативные акты можно отметить следующие их особенности: во - первых, данная документы издаются в соответствии с законом; во - вторых, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В активизации инновационной деятельности заметную роль играют акты локального регулирования. Локальные акты принимаются субъектом, которые их выполняет, определяя возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия инновационных процессов.

Уделив внимание вопросам нормативно - правового регулирования инновационных процессов, можно сделать вывод, что область разработки, систематизации и развития инновационного законодательства должна быть направлена на обеспечение:

1.Развития фундаментальной науки, прикладных исследований, системы формирования долгосрочного прогнозирования, выделение приоритетов научно - технической и инновационной деятельности. В письме Президента Российской Федерации № Пр-576 стратегической составляющей развития общества является фундаментальная наука, результатом которой выступает экономический рост, устойчивое развитие государства, что обеспечивается:

Государственной поддержкой фундаментальных, социальных и гуманитарных исследований;

Сохранением и поддержкой научных и научно - технических школ;

Развитием исследовательской, конструкторской, опытно - экспериментальной базы;

Совершенствованием информационной инфраструктуры ;

2.Повышения эффективности использования результатов научной и научно - технической деятельности. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов инновационных процессов и повышение адаптационной возможности внедряемых инноваций должно базироваться:

На создании системы учета информативных данных о научных исследованиях и научно - технической деятельности;

Государственном стимулировании создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно - технической деятельности;

Нормативно - правовом регулировании механизмов передачи разработчикам, инвесторам, хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно - технической деятельности при введении их в хозяйственный оборот;

Усиление порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;

3.Формирования рынков потребления научно - технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу). Система государственных заказов должна быть построена на эффективном обеспечении результата, максимально соответствующего ожиданиям заказчика, полном удовлетворении общественных потребностей при существующих финансовых, производственных ограничениях. Разработка механизмов стимулирующих факторов инвестирования в инновационную сферу должна опираться на организационно - правовые механизмы, способствующие привлечению средств российских и зарубежных структур для финансирования инновационных процессов, учитывая внедрение действующих государственных гарантий, страхование рисков, минимизируя риски и потери инвесторов;

4.Защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Обеспечение охраны результатов интеллектуальной деятельности путем государственной регистрации исключительного права на РИД активизируют инновации, оказывают стимулирующее воздействие на авторов, творческие коллективы, защищают от несанкционированного использования результатами инновационного процесса третьих лиц. В Российской Федерации вопросы правовой охраны и защиты РИД регламентируются международными договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, соглашениями, нормативными правовыми актами ;

5.Совершенствования механизмов государственно - частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса. Эффективное функционирование инновационных систем характерно в случае тесного взаимодействия между государством и бизнес - сообществом, научными, образовательными учреждениями, взаимосвязи между предприятиями. Партнерство частного и государственного секторов экономики выделяют ключевые компоненты новой инновационной политики, поскольку при правильной организации обеспечивают дополнительные преимущества от инвестирования в государственные исследования ;

6.Развития кадрового потенциала научно - технического и инновационного комплексов. Наличие компетентного, высококвалифицированного персонала позволяют обеспечить профессиональную разработку и внедрение инновации от стадии идеи до коммерциализации. Успешность деятельности кадрового потенциала возможно в условиях согласованности действий органов управления, образовательных учреждений, представителей бизнеса, развитой социальной инфраструктуры . На первый план выдвигается возможность применения профессиональных навыков, заинтересованность молодого поколения в становлении инновационного общества.

7.Заимствования опыта зарубежных стран в продвижении инновационных процессов. Опыт зарубежных стран показывает, что центральное место в инновационных процессах отводится созданию условий льготного кредитования и налогообложения, страхованию, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется развитию технопарковых структур, главной задачей которых является оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий путем объединения усилий учебных заведений, научно - исследовательских центров, предприятий. Закрепленные законодательные нормы в странах Запада закрепляют права изобретателей получать «инновационную ренту» - плату за пользование изобретением, что активизирует создание инноваций. Одним из основных вопросов является финансирование инновационных решений. Для стимулирования инвестиционных процессов в инновационные технологии уменьшается налог для вновь входящих на рынок предприятий, функционирующих в данной сфере.


Инновационная деятельность осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое обеспечение инновационной деятельности в современной России несовершенно. В декабре 1999 г. был принят Государственной Думой и утвержден Советом Федерации закон "Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике", но затем он был отклонен Президентом РФ.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим начальные стадии инновационного процесса, является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"- *(источник № 995), который регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).
Закон определяет правовой статус субъектов научной и (или) научно-технической деятельности, порядок формирования государственной научно-технической политики.
Особое значение для научно-технической сферы имеет Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"- *(источник № 996). Закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации и охраной ее конфиденциальности. К информации, составляющей коммерческую тайну, отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау). Закон связан с решением проблемы контроля оборота результатов научно-технической деятельности.
Действуют законодательные акты, регламентирующие правовой режим отдельных интеллектуальных продуктов, таких, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы- *(источник № 997), программы для ЭВМ и базы данных- *(источник № 998), топологии интегральных микросхем- *(источник № 999), товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров- *(источник № 1000).
Существенную роль в бюджетном обеспечении инновационной политики играет БК РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ- *(источник № 1001). Фундаментальные исследования финансируются из средств государственного бюджета. Ежегодно в Федеральном законефедеральном бюджете" оговариваются инвестиционные проекты и их финансирование.
НК РФ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ устанавливает определенные льготы хозяйствующим субъектам, занятым в сфере инновационной деятельности.
При отсутствии законодательного акта, регламентирующего инновационную деятельность, возрастает значение подзаконных актов, связанных с ее правовым обеспечением.
Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу утверждены Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г. В Основах сформулированы цель, задачи и важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий.
Федеральная целевая научно-техническая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. утверждена постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 605- *(источник № 1002).
Основными задачами Программы являются развитие инфраструктуры инновационной деятельности, развитие механизмов стимулирования инновационной активности организаций всех секторов экономики, совершенствование нормативно-правовой базы, стимулирующей создание и реализацию инноваций, а также эффективную защиту прав интеллектуальной собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)- *(источник № 1003). В качестве главной задачи государственной политики в области развития науки и стимулирования инноваций рассматривается эффективное использование научно-технического потенциала для развития инновационной экономики.
Распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2003 г. N 1187-р утвержден План мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного инвестирования- *(источник № 1004).
"Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002-2005 годы"- *(источник № 1005) содержит цели и задачи государственной инновационной политики, характеризует стратегию инновационного развития, механизмы реализации инновационной политики.
В целях усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала и создания условий, способствующих привлечению инвестиций, Правительство РФ приняло постановление от 31 марта 1998 г. N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу"- *(источник № 1006).
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности"- *(источник № 1007) направлено на обеспечение устойчивого функционирования малых предприятий как одного из факторов стабилизации экономики страны в целом.
Распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р одобрены Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности- *(источник № 1008). Данный акт принят во исполнение Указа Президента РФ от 22 июля 1998 г. N 863- *(источник № 1009).
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. N 7 утверждено Положение об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности- *(источник № 1010). Такая инвентаризация представляет собой выявление прав на результаты научно-технической деятельности с целью их последующего учета и правомерного использования в гражданском обороте.
Постановлением Госкомстата РФ от 25 июля 2002 г. N 158 утверждена форма государственного федерального статᴎϲтического наблюдения N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности предприятия"- *(источник № 1011).
Ряд субъектов РФ, например Томская, Тверская и Новосибирская области, осуществляли попытки принять законодательные акты об инновационной деятельности. В научной печати эти попытки были названы единичными, в целом безуспешными акциями. В Саратовской области в 1997 г. был принят Закон "Об инновациях и инновационной деятельности"- *(источник № 1012). Под инновациями (нововведениями) в этом документе понимается результат научной (научно-исследовательской) и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности.
Московская городская Дума приняла Закон города Москвы от 7 июля 2004 г. "Об инновационной деятельности в городе Москве"- *(источник № 1013). Закон содержит понятия инновационной деятельности, продукции инновационной деятельности, субъекта инновационной деятельности и др. В Законе определены цели, задачи и функции инновационной системы города Москвы. В частности, указано, что инновационная система города Москвы формируется с целью обеспечения правовых, экономических, финансовых, социальных и иных условий инновационного пути развития экономики города Москвы.
В Законе характеризуются формы государственной поддержки инновационной деятельности, к которым относятся предоставление гарантий города Москвы под кредиты, содействие продвижению продукции инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках и т.д. Обращает на себя внимание вопрос о формировании Правительством Москвы системы льготного налогообложения инновационных предприятий, реализующих инновационные проекты в рамках инновационной программы города Москвы.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса в Москве Правительство Москвы приняло постановление от 2 ноября 2004 г. N 763-ПП "О городской целевой программе поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004-2006 годы"- *(источник № 1014). Программа содержит четыре подпрограммы, в которых рассматриваются вопросы нормативно-правового и научно-методического обеспечения развития и поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной сфере, финансовые механизмы их поддержки, вопросы расширения деловых возможностей малого предпринимательства в инновационной сфере и развития городской инновационной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Лекция, реферат. 20.2. Правовое регулирование инновационной деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.


26.03.2004/курсовая работа

История развития Православной Церкви и отношений с государством. Церковь и государство. Церковь и политика. Преступность, наказание, исправление. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с церковью.

27.12.2003/реферат

Право муниципальной формы собственности, закреплённой в ст. 8 Конституции РФ, возникает из оснований, предусмотренных целым рядом законодатель-ных и иных правовых актов. Органы местного самоуправления. Способы формирования муниципальной собственности.

3.06.2008/реферат

Задачи, принципы и функции аттестационного производства. Правовое регулирование и стадии аттестационного производства. Поощрение сотрудников органов внутренних дел. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушения служебной дисциплины.

22.04.2003/реферат

Понятие, правовое регулирование и правовая природа договора возмездного оказания услуг. Элементы договора возмездного оказания услуг. Содержание договора возмездного оказания услуг.

7.02.2009/курсовая работа

Теоретический и правовой аспекты инвестиций в РФ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований. Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова.

22.01.2009/реферат

Юридические лица и использование ими земель в Республики Беларусь. Правовое регулирование и общая характеристика использования земель. Классификация юридических лиц и описание их особенностей. Порядок приобретения и прекращения права пользования землей.