Криминологическая характеристика экономической преступности. Криминологическая характеристика преступлений в экономике Правовые меры борьбы с экономической преступностью

Существуют самые различные определения экономической преступности, однако впервые общественность узнала о ней как о феномене "беловоротничковой преступности".

Принадлежит этот образ американскому криминологу Э. Саперленду В 1940 году именно он определил ее как комплекс правонарушений , совершаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рамках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, которое им оказывается.

В Швеции известный криминолог и главный директор Совета по предупреждению преступности, при Департаменте юстиции Швеции Б. Свенссон предложил определение экономического преступления как длящегося систематического наказуемого деяния корыстного характера, осуществляемого в рамках хозяйственной деятельности, составляющей саму основу этого деяния (1983 год).

В СССР фундаментальные исследования природы экономической преступности периода социализма проводили известные ученые-юристы В.Г. Танасевич, Б.Е. Богданов, Г.К. Синилов, А.Н. Ларьков и др.

Отечественные криминологи отмечают, что экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Прогностическая оценка развития экономической преступности в 1996-1997 годах связана с тем, что ее масштабы не поддаются точному количественному измерению, поэтому предположение о тенденции ее развития строится на экспертных оценках. Криминальная ситуация в экономике достигла такого предела, когда необходимость ее изменения приобрела стратегическую значимость. Осуществление мер по стабилизации кризисной ситуации в экономике, выполнению Федеральной программы борьбы с преступностью на 1996-1997 годы способно замедлить тенденцию роста числа криминальных проявлений в этой сфере.

По сравнению с 1995 годом рост преступности в сфере экономики в дальнейшем может приостановиться при условии наращивания активности правоохранительных органов и стабилизации экономической ситуации.

Несмотря на общую тенденцию роста выявляемое™ экономических преступлений, надо сказать, что существенных позитивных изменений в криминогенной ситуации в ближайшее время не произойдет. Она будет определяться поиском преступниками новых способов совершения преступлений экономической направленности, расширением масштабов коррупции. Следует ожидать особенной активизации теневого бизнеса в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах. Будет сохраняться значительное число мошеннических операций с векселями , кредитными (пластиковыми) карточками, присвоении путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телекоммуникационные сети.

Второй, денежный, или рыночный, этап перераспределения собственности, начавшийся в 1995 году, как представляется, содержит в себе не меньший потенциал криминогенной опасности, нежели первоначальные "чековые" или административные преобразования.

Основными недостатками организационно-правового и правоохранного сопровождения экономических преобразований в России, влекущими расширение теневого сектора-экономики, активизацию преступного поведения в этой сфере и консолидацию организованной преступности, по нашему мнению, на настоящий момент являются:

  1. игнорирование недопустимости легализации преступных доходов . Фактический мораторий на проверку законности происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;
  2. несоответствие правовой базы реформируемой экономике. Отсутствие действенной поддержки и защиты добросовестного предпринимательства. Неразработанность системы ответственности за нарушения антимонопольного и налогового законодательства;
  3. преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора.

Отстраненность судов от проблем обеспечения безопасности граждан от угроз со стороны преступников. Неготовность соответствующих органов выявлять и фиксировать незаконные доходы.

Особенности борьбы с экономической преступностью

Российские криминологи - ученые и практики уделяют значительное внимание проблеме предупреждения преступлений в сфере экономики . Их выводы в основном сводятся к осуществлению системы экономических, организационно-производственных, технических, правовых, воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителей и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обусловливающих совершение преступлений.

Экономические меры могут, среди указанных, быть отнесены к предупредительным мерам общесоциального уровня, которые нацелены на решение основной задачи по снижению уровня безработицы , достигшей, по оценкам специалистов, 6,4% экономически активного населения, сокращению социального расслоения населения. Разрыв в доходах самых бедных и самых богатых (с учетом укрываемых от налогообложения доходов) достиг, по расчетам, соотношения 1: 25. Имущественное расслоение общества породило значительный слой лиц, не имеющих постоянного источника дохода, - потенциальных правонарушителей. Следовательно, повышение жизненного уровня этой категории людей - первостепенная задача макроскопической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста. Нуждается в законодательном закреплении, развитие СЭЗ. Промежуточное обеспечение в виде Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 года № 345 "О разработке федеральной программы развития СЭЗ "Находка" разрешает эту проблему только для одного региона. Таких зон в России 11. Следовательно, необходимо принятие федерального закона "О свободных экономических зонах в России".

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля , обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Экономическая преступность в 80-90-е гг. претерпела значительные изменения, качественные и количественные. Создание новых форм собственности, функционирование экономики в условиях рыночных отношений, недостаточная правовая урегулированность, интеграция в мировую экономику сопровождаются осложнением криминальной обстановки в ней. Экономическая преступность все в большей мере выступала как прямое проявление и следствие криминализации экономической, а в ряде случаев и политической сфер жизни общества.

Общественная опасность экономической преступности заключается в негативном влиянии на институты общества, нарушении установленного порядка функционирования материальной основы государства - экономики. Перечислим ее основные особенности.

1. Зарегистрированная экономическая преступность в России периода реформ увеличивалась темпами, опережающими рост общеуголовной преступности. За семь лет (1993-1999 гг.) количествозарегистрированных экономических преступлений выросло в три раза. В 1999 г. в России было выявлено более 300 тыс. экономических преступлений, что составляло 10% от общего числа всех зарегистрированных. Число зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности увеличилось в 1997-2003 гг. на 115,6%; против интересов службы в коммерческих и других организациях - на 457,2%. В 2004 г. Продолжилось увеличение числа многих таких преступлений (табл. 93).

Произошли качественные изменения в характере экономической преступности. Заметно возросла доля выявленных преступлений, совершенных организованными группами или группами лиц по предварительному сговору, которая составляет более 15% от числа преступлений, следствие по которым обязательно (рост 19,5%). Почти 90% преступлений, совершенных в составе таких групп, относятся к тяжким и особо тяжким.

Экономическая преступность носит преимущественно организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран контролирует главным образом преступные источники доходов - игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России 90-х гг. XX в. она широко влияла практически на всю экономику.



2. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями, весьма высок. Так, в 1997 г. сумма материального ущерба возросла по сравнению с 1993 г. в 60 раз и составила 13,4 млрд руб. В 1999 г. Он превышал 26 млрд руб. и превосходил показатель 1998 г. на 30%. В 2000 г. ущерб составил 37,2 млрд руб., но в то же время сумма изъятого имущества и материальных ценностей, на которые былналожен арест, хотя и выросла за год более чем в два раза, но составила чуть более 5 млрд руб.

Беспрецедентное разграбление государства и налогоплательщиков во многом обусловлено несовершенством правовой базы, призванной защищать их экономическую безопасность и обеспечивать реальное и оперативное возмещение пострадавшим экономического ущерба. Только от незаконного производства винно-водочных изделий государственные потери составляют свыше 1 млрд руб. ежегодно.

3. Экономической преступности присуща очень высокая латентность. Например, только латентные хищения, совершенные путем присвоения, растраты, мошенничества, составляют 80-90% от всех совершаемых. Латентность ряда иных экономических преступлений еще выше. Более низкую латентность имеют отдельные новые виды преступлений, при совершении которых используются открывшиеся в переходный период возможности преступного обогащения, например мошенничество при получении банковских кредитов, использование фиктивных платежных документов, сбор средств населения. Невысока латентность и такого тяжкого преступления, как фальшивомонетничество.

4. Экономическая преступность в значительно большей степени, нежели общеуголовная корыстная, способна влиять на образ жизни значительной части населения. По оценкам специалистов, около 10 млн граждан России занимаются ≪челночным≫ бизнесом и оптовой торговлей. Исследования показывают, что практически почти все они нарушают установленные таможенные правила, укрывают доходы от налогообложения и т. д. На общем фоне социального неблагополучия, затрагивающего в первую очередь молодежь, для многих ближайшей жизненной перспективой является выбор между мелким неформальным, ≪черным≫ предпринимательством и преступностью.



Существуют особенности криминологической характеристики экономической преступности в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности.

Кредитно-финансовая сфера в России периода реформ является одной из наиболее пораженных экономической преступностью.

В ней в 1999 г. выявлено свыше 40 тыс. преступлений (+18,3%), в 2000 г. - 59 453, в 2001 г. - 17 672, в 2002 г. - 25 016. Из них почти четверть преступлений совершена в крупном и особо крупном размерах. На финансовом рынке России действовало около 2 тыс. коммерческих банков, при этом в 1999-2004 гг. Банком России отозваны лицензии у 150 банков, в том числе у 80 московских, принято решение о ликвидации 956 банков. Последствия финансовых кризисов августа 1998 г. и июня 2004 г. еще более осложнили обстановку в банковском секторе экономики. Отдельные банки с целью уклонения от выполнения своих обязательств перед клиентами и вкладчиками совершали противоправные действия, направленные на преднамеренное банкротство кредитных организаций.

Одной из актуальных проблем являются хищения и злоупотребления, совершаемые конкурсными управляющими при проведении процедуры банкротства коммерческих организаций. Расследуются уголовные дела в отношении конкурсных управляющих ряда коммерческих банков. Они, используя свои полномочия, провели торги по продаже зданий, имущества банков по заведомо низкой цене, причинив ущерб на сумму более 100 млн долл. Отмечались задержки кредитными учреждениями клиентских платежей в бюджет.

Неуплата налогов путем сдачи платежных поручений по бюджетным платежам в проблемные банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах, была построена на формально законных схемах, максимально использующих недостатки законодательства, и получила широкое распространение.

Велась борьба с утечкой капиталов за рубеж. По экспертным оценкам, из России в мировые экономические центры в период с 1999 по 2004 г. было вывезено более 400 млрд долл. По данным Банка России, невозврат валютных средств по экспортным и импортным контрактам российских предприятий составляет 20-30 млрд долл. Однако принятие адекватных мер по противодействию указанному явлению было невозможно без внесения изменений в действующую нормативную базу и принятия Государственной программы по репатриации незаконно вывезенного капитала.

С целью упорядочения борьбы с отмыванием незаконных доходов решением Правительства РФ в мае 1999 г. при МВД России был создан Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Активно шел процесс формирования структуры региональных центров. В связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ ≪О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма≫ и созданием Комитета по финансовому мониторингу в составе Министерства финансов России, Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, был упразднен.

Усиление профилактической деятельности значительно повышало защищенность денежно-кредитной системы страны от поступления фальшивых денежных знаков и поддельных ценных бумаг. В 1999 г. количество фактов фальшивомонетничества, отличающихся наименьшей степенью латентности, снизилось за год на 12,5%. В 2000 г. совершено 14 289 преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, в 2001 г. темпы роста составили 110,3%, в 2002 г. - 149,7%. Просматривается тенденция приоритета фальшивомонетчиков на изготовление и подделку иностранной валюты, в основном долларов США.

Игорный бизнес как сфера предпринимательства был криминализирован в значительно больших размерах, чем это следовало из официальных отчетов.

Не всегда приоритетной была защита от преступных посягательств бюджетных и государственных внебюджетных средств.

Социально-бюджетная сфера оказалась в годы реформ наименее защищенной от криминальных посягательств. Количество преступлений экономической направленности, выявленных в этой сфере, в 1999-2004 гг. увеличилось на 76,0%.

Посягательства на бюджетные деньги в 1999-2004 гг. приобретали массовый характер, и практически не оставалось ни одной бюджетной отрасли, где бы не имели место преступления.

К ним относятся здравоохранение, образование, культура, пенсионное, социальное обеспечение.

Во внешнеэкономической сфере было зарегистрировано в период с 1993 по 2002 г. свыше 40 тыс. преступлений, из них половина связана с причинением ущерба в крупном и особо крупном размерах. При сокращении импорта после дефолта августа 1998 г. было выявлено свыше 3,9 тыс. преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду (+13%), в 2000 г. - 4371 преступление. С 2001 г. происходит снижение зарегистрированных преступлений. В 2001 г. было выявлено 3860 преступлений, что ниже на 11,7% по сравнению с предыдущим 2000 г. и выше на 9,4%, чем в 2002 г.; почти 3 тыс. из них совершены в крупных размерах. Традиционно высокий уровень числа выявленных фактов контрабанды приходился на г.Москву, где зарегистрировано почти 25% всех преступлений, совершенных на территории России, из них более 80% совершены в крупном или особо крупном размерах. Более 100 фактов контрабанды выявлено в Алтайском крае, Белгородской, Калининградской, Курганской областях, причем практически все эти преступления совершены в крупном размере.

Объектом криминального внимания становились не только традиционные сферы экономики и финансов, но и свободные экономические зоны (СЭЗ), регионы с льготным режимом налогообложения (Республика Калмыкия и др.), закрытые административные образования, которые рассматривались при их создании прежде всего как способ стимулирования торгово-экономических отношений внутри страны и с зарубежными партнерами.

В сфере приватизации было зарегистрировано в 1999 г. около 2,7 тыс. преступлений (+42,6%), из них каждое четвертое совершено в крупном или особо крупном размерах. Подавляющее число выявленных преступлений приходилось на крупные региональные центры, такие как Москва, Волгоград, Казань и др.

С начала разгосударствления в области отношений собственности было выявлено более 40 тыс. преступлений.

Большой криминологической проблемой была защита инвестиций, в том числе частных и иностранных, однако ей уделялось недостаточное внимание.

Росло число преступлений в топливно-энергетическом комплексе, металлургической и угольной отраслях, оборонной, автомобильной, лесной, легкой промышленности, а также в секторах естественных монополий и связанных с ними производств. Правоохранительными органами принимались меры по недопущению взвинчивания цен на топливо, выявлению фактов монополистского сговора на объектах нефтедобычи и переработки, автозаправочных станциях. В 1999 г. только подразделениями БЭП выявлено около 5,5 тыс. преступлений экономической направленности, связанных с нефтепродуктами, что в два раза больше, чем в 1998 г., в 2000 г. выявлено 1865 преступлений. Размер причиненного материального ущерба по преступлениям в топливно-энергетическом комплексе составил более 3,5 млрд руб.

В конце 1990-х и начале 2000 г. в России нарабатывалась практика применения новых статей УК РФ, предусматривающих ответственность за лжепредпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции.

Активизация деятельности правоохранительных органов в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней принесла некоторые положительные результаты. По ст. 191 ≪Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга≫ УК РФ только в 1999 г. было выявлено 1730 преступлений (+5,2% к 1998 г.), в 2000 г. - 2095, в 2001 г. - 2284, в 2002 г. - 2204. Значительно больше было выявлено преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а ценностей было изъято на сумму около 2,8 млн долл. В целом реформирование золото-алмазобриллиантового комплекса привело к возникновению большого количества новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала. Чрезмерная раздробленность данных субъектов привела к созданию огромного числа маломощных предприятий, не способных решать серьезные производственные задачи. Резко упало государственное влияние на их деятельность.

Продолжается рост преступлений на потребительском рынке. На треть больше уголовных дел по преступлениям данной категории направлено в суд. К уголовной ответственности привлечено 4,8 тыс. лиц. Уровень собираемости налогов от алкогольной продукции вырос более чем в 2,3 раза. Однако повышение сбора налоговых поступлений является главным образом результатом мер правоохранительных и контролирующих органов; при этом экономические рычаги воздействия на данную отрасль в полной мере не применяются.

Распространены мошеннические действия руководителей коммерческих банков и предприятий по производству алкогольной продукции путем выдачи фальшивых платежных поручений о якобы произведенных платежах акцизов в федеральный бюджет.

Доля преступлений, выявленных в агропромышленном секторе, хотя и сократилась в конце 1990-х - начале 2000 г., но оставалась высокой и составляла более 10% от всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.

Неблагополучной была ситуация в области защиты интеллектуальной собственности. По экспертным оценкам Комитета повопросам геополитики Государственной Думы Российской Федерации, материальный ущерб владельцев объектов авторского права ежегодно составлял более 1 млрд долл. При этом потери государственного бюджета от неуплаты налогов превышали 550 млн долл. Уровень контрафактной, т. е. изготовленной и распространяемой с нарушением авторских и смежных прав, продукции, в зависимости от сферы ее использования, колебался в пределах 80-90%. В 1999 г. было выявлено 538 преступлений, в 2001 г. - 321, в 2002 г. - 303, в 2003 г. - 352 преступления, связанных с объектами интеллектуальной собственности, изъято контрафактной продукции и материальных ценностей на сумму свыше 350 млн руб. и более 1 млн долл. К уголовной ответственности привлечено более 1300 чел. Пресечена деятельность 205 подпольных производств.

Активное становление рынка было связано с появлением новых общественно опасных деяний, способных наносить значительный ущерб государству и налогоплательщикам (преступлений, совершаемых с участием специалистов-электронщиков в сфере электронно-вычислительного обслуживания).

Рост экономической преступности может приостановиться при условии стабилизации экономической ситуации в сфере производства, наращивания активности правоохранительных органов, очищения от коррупционных проявлений в их среде, усиления контрольных функций государства в целом. Иначе высока вероятность роста уровня преступности в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах, государственных внебюджетных фондах, мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми) карточками, присвоений путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телекоммуникационные сети.

Сосредоточение крупных финансовых средств в руках небольшого числа частных лиц, в том числе имевших в прошлом криминальный опыт, может привести к дальнейшей концентрации капиталов с использованием противоправных средств и методов.

В этой связи вероятны дальнейшие консолидация и взаимопроникновение общеуголовной и экономической преступности, привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий, совершения заказных убийств конкурентов, препятствующих извлечению максимальной прибыли в процессе использования собственности.

Этот же фактор в значительной мере способен определять рост теневого сектора в сфере экономики. По данным экспертов Госкомстата, МВД России и результатам научных исследований, около 40% объемов товарооборота приходится на нелегальную (теневую) экономику, доходы от которой не учитываются и не контролируются государством.

Отсутствие у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, низкая осведомленность о процедурах совершения гражданско-правовых, хозяйственных сделок существенно влияют на виктимность поведения в сфере экономических отношений.

Без ослабления налогового бремени на доходы и имущество физических лиц и в совокупности со снижением жизненного уровня населения обостряется социальная напряженность. Она провоцирует ответные действия налогоплательщиков в виде уклонения от уплаты налогов, уклонения от налогообложения.

На динамику регистрируемой экономической преступности оказывают мощное воздействие такие факторы, как спад производства в отдельных отраслях, нарастание официальной и скрытой безработицы, увеличивающееся расслоение населения по доходам, возможное сокращение расходов на социальную сферу, неэффективность гражданских и арбитражно-правовых методов разрешения хозяйственных споров.

Значительную опасность представляют:

Раздел территории страны и ≪отраслей≫ преступного бизнеса в экономике между организованными группами, обладающими коррупционными связями, сопровождающийся как насильственными, так и крупномасштабными экономическими преступлениями;

Активность лиц и преступных групп в проведении взаимозачетов между предприятиями различных форм собственности в силу того, что посреднические функции продолжают оставаться самым выгодным видом бизнеса;

Распределение урезанных бюджетных денег, сопровождающееся ростом коррупционных проявлений и посягательств на бюджетные средства;

Увеличение фактов незаконного предпринимательства, использования поддельных товарных знаков, контрабанды, выпуска недоброкачественной и вредной для здоровья продукции.

В.В. Глухов

кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

М.В. Жерновой

кандидат юридических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

Е.В. Глухов

Дальневосточный федеральный университет

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проанализирована роль и влияние теневой экономики на формирование региональных криминологических характеристик преступлений в сфере экономической деятельности на примере Приморского края. Проведен анализ преступлений в сфере экономической деятельности Приморского края, представлены предложения по преодолению их негативных последствий.

Ключевые слова: теневая экономика, экономические преступления, коррупция, налоги, бюджет.

Ph.D. in Economics, Ass. Professor, Far Eastern Federal University,

Ph.D. in Law, Ass. Professor, Far Eastern Federal University, Affiliate in Artyom,

Far Eastern Federal University

CRIMINOLOGICAL RESEARCH CRIMES IN ECONOMIC ACTIVITY

The article analyzes the role of the informal economy and its influence on the regional characteristics of the Criminal offenses in the sphere of economic activity on the example of Primorsky region. The analysis of the economic crimes of the Primorsky territory, presented proposals to overcome their negative effects.

Key words: shadow economy, economic crime, corruption, taxes, budget.

УДК 343.37 ББК 67.408.12

Важное значение для определения ориентиров и целей научных исследований в условиях развития парадигмы криминологической науки имеет формирование концептуальных основ финансовой политики государства, направленных на эффективное и рациональное распределение ресурсов, повышение благосостояния населения, развитие современного демократического общества, снижение уровня преступности. Реформирование сложив-

шейся десятилетиями формы государственного устройства нашей страны потребовало не только декларации равных для всех граждан предпринимательских возможностей в виде создания института частной собственности и либерализации экономических отношений, но и перехода к регулирующей финансовой политике, из-за чего изменилось институциональное разделение роли государства в структуре самой экономики.

«Рыночные реформы», начавшиеся в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века, сопровождались стихийными и фактически неуправляемыми процессами, в результате которых были допущены многочисленные просчеты, оказавшие серьезное влияние на дальнейшее развитие нашего государства и спровоцировавшие существенный рост экономической преступности в России, расширение ее масштабов, значительную часть которой составляет сектор теневой, неформальной экономики, тесно связанный с ее другими секторами. Вследствие этого большое значение приобрело уголовно-правовое влияние государства на экономику как частный случай государственно-правового воздействия.

В последнее время опубликовано большое количество эмпирических и научных исследований, посвященных юридическо-теорети-ческому анализу основ теневой экономики и преступлениям в сфере экономической деятельности, проявлению их общих и специфических характеристик в жизни общества и влиянию на формирование криминологических характеристик общей картины преступлений. Среди них можно отметить исследования Б.В. Вол-женкина, Л.Д. Гаухмана, И.А. Клепицкого, Н.Е. Крыловой, В.Д. Ларичева, Б.М. Леонтьева, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, Г.А. Русанова, Ю.В. Трунцевского, В.И. Тюнина, П.С. Яни и др. Тем не менее, учитывая сохранение «теневых» экономических отношений между юридическими и физическими лицами, постоянное изменение действующего законодательства в части борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности, возникает необходимость исследования мотивов и факторов, служащих причинами возникновения этого явления, механизмов их формирования и влияния на уровень и характеристики экономической преступности.

По мнению Н. Крылова, Б. Леонтьева, действующее уголовное законодательство в части преступлений в сфере экономической деятельности нестабильно, ряд статей об ответственности за преступления данного вида неоднократно корректировались. Декриминализация некоторых преступлений была проведена в апреле 2010 г, когда криминообразующие признаки этих преступлений - крупный ущерб, крупный размер, крупный доход и т. д. были увеличены в шесть раз, но при этом происходит и обратный процесс - криминализация новых общественно опасных деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности1.

Г. Русанов также отмечает, что преступления в сфере экономической деятельности были отражены в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), но до сих пор в него вносятся существенные изменения с целью совершенствования. При этом, с одной стороны, глава 22 УК РФ является одной из наиболее критикуемых в действующем уголовном законодательстве, но, с другой стороны, она одна из наиболее сложных с точки зрения практического применения2.

Во многом это связано с тем, что искажение истинных масштабов «теневой» экономики и преступлений, совершаемых в этой сфере, деформирует результаты и динамику макроэкономических процессов, происходящих в России, и негативно влияет на проведение рыночных реформ. В научной, учебной и учебно-методической литературе понятие «преступления в сфере экономической деятельности» рассматривается не только как часть преступной деятельности, но и используется в сочетании с понятием «теневая экономика». Преступления в сфере экономической деятельности и теневая экономика как объективная реальность изучаются различными науками, такими как криминология, экономика, психология, социология и т.д. Это связано со сложностью данных явлений, динамичным изменением криминальной практики в экономической сфере, многообразием исследовательских подходов, обусловленных различными методологиями. Термин «теневая экономика» довольно часто используется в средствах массовой информации, т.к. практически во всех государствах и во все времена были люди, стремящиеся зарабатывать деньги не законными средствами.

При изучении аспектов данных процессов нередко употребляются разнообразные термины, описывающие различные виды экономической деятельности, не подлежащие официальному учету - теневая, скрытая, параллельная, подпольная, черная, серая, беспорядочная, тайная, неучтенная, деструктивная, неформальная, криминальная, нелегальная экономика и т.д. Но при этом следует обратить внимание, что нельзя сводить критерии оценки такого сложного явления как «теневая экономика», к исследованию только с позиций экономики или права (уголовно-правовых, гражданско-правовых и т.д.). Они должны быть регуляторами процессов, направляя их для обеспечения политического, социально-экономического равновесия в обществе посредством создания и сохранения единого нормативно-правового поля.

В то же время понимание значения «теневой экономики и преступлений в сфере экономической деятельности» не только у специалистов, предметно занимающихся исследованием данных вопросов, но и у остальных людей разное. Одни понимают под этими понятиями организацию незаконного производства и оказание услуг, другие - скрытые от государства налоговые вычеты, третьи - неучтенные операции с наличными и безналичными денежными средствами, четвертые - деньги, полученные преступным путем, пятые - преступные операции с материальными и нематериальными активами и т.д. Вместе с тем оценка масштабов преступлений в сфере экономической деятельности носит весьма относительный, сегментарный характер, т.к. используемые методы сбора информации не всегда могут оценить их настоящих размеров, ни по количеству вовлеченного в них населения и хозяйствующих субъектов, ни по объемам производимых и потребляемых товаров и услуг.

По различным оценкам, теневая экономика СССР составляла 20% от официальной, в США сегодня на нее приходится 10-15%, в Италии - до 30%, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, на Украине - 50%, в общемировом масштабе её удельный вес оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. По данным Всемирного банка, масштабы теневой экономики в России в среднем за 1999-2007 годы составили 48,6% ВВП. Сектор теневой экономики, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2011 году вырос на 13% по численности занятых в нем (13 083 тыс. чел.) по сравнению с 2010 годом (11 582 тыс.). По доле занятых в нем в процентах к общей численности занятого населения - на 11%. В 2011 году в нем было занято 18,5%, а в 2010 году - 16,6% трудовых ресурсов3. В 2011 году теневая экономика в России составила 16 % от ВВП, доход от незадекларированной деятельности составил 7 трлн. рублей4.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в данных Росстата отсутствует информация о доходах от различных видов противозаконной деятельности (проституция, порнография, торговля наркотиками, оружием, контрафактным товаром, взятки, незаконные операции с ценными бумагами, «крышевание» и т.д.), которые носят латентный характер и не поддаются прямому учету. В свою очередь, в соответствии с определением, данным Росстатом, неформальная экономическая деятельность осуществля-

ется на законном основании индивидуальными производителями (домашними хозяйствами), которые часто не оформляются как предприниматели в установленном порядке, их работа основана на неформальных отношениях, как вторичная занятость, непрофессионально5.

Участие населения в противозаконных экономических деяниях может быть рассмотрено в некриминальном и криминальном аспектах. К некриминальному сектору может относиться деятельность, не попадающая в официальную отчетность или мало поддающаяся учету, как правило, это услуги как материального, так и нематериального характера (ремонт и обслуживание автотранспорта, бытовой техники; репетиторство, перевоз грузов и пассажиров, строительство и т.д.). К криминальному сектору относятся противоправные деяния, квалифицируемые статьями главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ в редакции от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ № 420-ФЗ.

Самым распространенным видом теневой экономики является неформальное трудовое участие в ней населения, о чем свидетельствуют ее различные особенности, такие как семейно-родственная форма, вторичность по отношению к общественному производству, продолжительность и масштабы вовлеченности в нее индивидов и т.д. В основном участие населения в теневой экономике проявляется в производстве различных видов товаров и оказании услуг, которые могут осуществляться индивидуально или совместно членами семьи (домашнего хозяйства). Здесь следует сделать акцент на то, что как раз в домашнем хозяйстве закладываются основы финансовой грамотности и налоговой честности, передаются обычаи, традиции, нормы поведения, основы управления личными финансами и уважения к государству и его нормативным актам, которые затем переносятся в отношения, выходящие за рамки семьи, с другими физическими и юридическими лицами.

При этом основы «финансовой грамотности и налоговой честности», полученные от родителей, оказывают сильное влияние на экономическое поведение и адаптацию детей во «внешнем» мире, которые будучи уже сами взрослыми людьми в своей повседневной жизни управляют бюджетом (личным, семьи, предприятия, муниципального образования и т.д.), руководствуясь той же моделью, как это принято в их семье, формируют различные виды денежных фондов, как явных, так и

«теневых», и соответственно относятся к собственности и к личной, и к государственной. Вырастая с убеждением необходимости создания личных денежных фондов и развивая в своем сознании, некоторые стереотипы поведения и формы финансово-правовых отношений, не связанные с учетом движения финансовых ресурсов, население руководствуется ими в своей жизни.

В конечном счете установившиеся стереотипы несоблюдения действующего законодательства приводят к деформации правового сознания населения и его участию в теневой экономике и создают серьезную угрозу национальным интересам, ценностям и безопасности не только современной России, но и всего мира. Например, уклонение от своевременной уплаты налогов напрямую влияет на сокращение поступлений финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней, что приводит к ограничению социально-экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, росту преступности и коррупции и усилению налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, т.к. фактически они в одностороннем порядке финансируют государственные расходы, а общественными благами пользуются все граждане. Министерство экономики и развития Российской Федерации опубликовало отчет, согласно которому только в 2011 году «объем заказов, размещенных государственными ведомствами без конкурентной борьбы, превысил отметку в 3,4 трлн. рублей», т.е. более 41,4% из 8,3 трлн. рублей, выделенных государством на реализацию закупок и выполнение подрядных работ, было потрачено на совершение непрозрачных и коррупцио-генных сделок с одной единственной фирмой, участвовавшей в процедуре конкурсного отбора. Ежегодные потери российской экономики от коррупции превышают отметку в 3,5-7% ВВП, или 2-4 трлн. рублей. Не случайно доля теневого сектора превышает, по официальной статистике, 17% ВВП, а в действительности равна 35-40%. При этом ежегодный объем рынка легализации преступных доходов и «обналичивания» превышает 5 трлн. рублей, или 10% ВВП6.

Вместе с тем дифференциация субъектов Российской Федерации как по территориальному признаку, природным и климатическим ресурсам, так и по размещению в них населения и хозяйствующих субъектов обусловливает региональную специфику преступлений в сфере экономической деятельности. На основа-

нии проведенных исследований Г. Литвинцева предлагает делить субъекты Федерации по показателям частоты использования теневых источников наличности на три группы. В первой относительная частота использования теневых источников составляет 100 %: г. Москва, Новосибирская область, Краснодарский, Ставропольский и Приморский края. Вторая группа -территории с относительной частотой 85,7 и 71,4 %: г. Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская, Ивановская, Амурская и Калининградская области. В третью группу вошли Пензенская (57,1 %) и Калужская (42,9 %) области7. В марте 2011 г. состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), на котором обсуждались проблемы и меры по декриминализации основных отраслей экономики региона.

Заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ДВФО В. Сыркин отметил, что экономика Дальнего Востока в определяющей степени связана с эксплуатацией таких природных ресурсов, как лес, морские биоресурсы, полезные ископаемые. При этом ресурсный потенциал ДВФО используется далеко не полностью и малоэффективно и одной из наиболее криминализированных сфер экономики округа остается лесная отрасль. Около 95% всех лесонарушений приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую область. Преступления совершаются на всех стадиях лесопромышленного производства и лесопользования. Основные из них - незаконная рубка и контрабанда лесоматериалов. В 2010 г. объем незаконных рубок на территории ДВФО составил около 127 тыс. куб.м., а размер причиненного ущерба - 4,1 млрд. рублей8.

Кроме того, экономика Приморского края в значительной степени зависит от «серого» импорта подержанных иностранных автомобилей, приграничной челночной торговли, теневой оплаты труда в различных отраслях экономики, не говоря уже о нелегальном вылове рыбы и морепродуктов. И все это отражает специфику совершенных преступлений, в которой следует учитывать и территориальные особенности муниципальных образований Приморья как зон теневой экономики. К примеру, север Приморского края, традиционные районы лесозаготовок характеризуются удаленностью от Владивостока и основных магистралей, своим материковым положением и деградацией старых аграрно-промыш-ленных отраслей региональной экономики в

сравнении с прибрежной спецификой (транзит грузов и добыча морских биоресурсов) территорий, которые оказались более жизнеспособными. Так, в результате проведения операции «Лес-2011» было составлено 36 протоколов об административных правонарушениях, изъято 4 единицы спецтехники. В апреле 2012 года была пресечена деятельность ОПТ, участники которой занимались организацией и осуществлением незаконных порубок деревьев ценных пород в Дальнере-ченском районе Приморского края. Изъято 450 кубометров древесины ясеня и дуба, два трактора ДТ-75 и две автомашины «Урал» с крановыми установками. Нанесенный ущерб составляет около 80 млн. рублей.

В 2011 году подразделениями ОМВД Приморского края было выявлено 1 577 преступлений экономической направленности, (- 44,7%, аналогичный период прошлого года (АППТ) - 2 852). Выявлено 176 преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере (-52,9%, АППТ - 254), 1 069 преступлений тяжкого и особо тяжкого характера (-36,4%, АППТ - 1 682). В целом количество пресеченных преступлений в сфере экономики снижено на 44,7%, в том числе в рыбопромышленном комплексе на 76,6%, топливно-энергетическом на 45,5%, в лесодобывающей отрасли на 90,2%, во внешне-экономической деятельности на 22,9%. В то же время в общем объеме выявленных преступлений увеличился удельный вес тяжких и особо тяжких экономических преступлений с 58,9% до 67,7%, 124 - против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления (-50,0%, АППТ - 248), в том числе 66 фактов взяточничества (АППТ - 70), из них 39 фактов получения взятки (АППТ-39). Возмещенный материальный ущерб по оконченным уголовным делам экономической направленности составил 285,2 млн. рублей (-54,9%).

В 2011 году сотрудниками правоохранительных органов Приморского края было выявлено 169 преступлений коррупционной направленности (АППТ - 320), из которых 9 совершены в составе ОПТ. Раскрыто 21 преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств (АППТ - 0). К уголовной ответственности привлечено 76 человек, из них 28 - по материалам сотрудников ОМВД Приморского края.

Структура преступлений в сфере экономики Приморского края в 2011 г. представлена на рисунке 1.

В целях эффективности работы во исполнение Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Приморском крае разработана и утверждена «Программа противодействия коррупции в Приморском крае на 2012-2015 годы» от 26.10.2011 г. № 266-па. В период с 01 января по 30 июня 2012 года правовым департаментом Администрации Приморского края проведена антикоррупционная экспертиза 295 проектов постановлений Тубернатора Приморского края и Администрации Приморского края (с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года - 425). Таким образом, наблюдается снижение показателя за 1-е полугодие 2012 года по сравнению с показателем за 1-е полугодие 2011 года на 30,6 %.

Рис. 1 Структура преступлений в сфере экономики Приморского края в 2011 г.

Сегодня на первый план выходят рейдер-ские атаки на предприятия малого и среднего бизнеса, вытесняющие более мягкие способы перераспределения ресурсов и расширения ресурсной базы, контролируемой ОПГ. Организаторы рейдерских захватов используют, помимо самого захвата предприятия, другие инструменты коррупции (подделка документов, судебные процессы с заранее спланированным результатом, без которых невозможна легализация рейдерских захватов, скупка акций объекта захвата и др.). Прокуратурой Приморского края были размещены в СМИ сообщения, содержащие сведения об уголовных делах по фактам рейдерства. К примеру, на сайте прокуратуры края и в средствах массовой информации было размещено сообщение о направлении в суд уголовного дела о попытке рейдерского захвата ООО «Компания «ОГАТ».

В 2010 году был выведен из-под контроля организованной преступной группы завод «Звезда», осуществляющий ремонт и утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей. Общая сумма похищенных средств составила более 792 млн. рублей. В 2012 году совместными усилиями правоохранительных органов из-под контроля ОПГ выведено ООО «Аквахолод», раскрыто 15 преступлений экономической направленности. За 5 месяцев 2012 г. через таможни Приморского края было вывезено из Российской Федерации 42,1 млн. рублей, из них в КНР - 40,3 млн. рублей, свыше 171 млн. долларов США.

Приведенные данные позволяют предположить, что таким образом происходит отмывание доходов от незаконной деятельности, уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта и т.д.9 Осуществление рыночных реформ и соответствующих им экономических отношений формирует у их участников не только положительные качества (инициативность, трудолюбие, амбициозность и т.д.), но и способствует проявлению явно отрицательных черт, таких как эгоизм, страсть к наживе, жестокость, пренебрежение к духовным ценностям, и может служить благодатной почвой для совершения самых разнообразных выступлений.

В конечном итоге это все накладывается на отношения, которые возникают между

государством, хозяйствующими субъектами и населением когда в процессе этого взаимодействия, часть денежных средств носит «теневой», неучтенный характер и является основой для коррупции и совершения преступлений в сфере экономической деятельности. Изменения, происходящие в реальном секторе экономики, оказывают существенное влияние и на процессы, сопровождающие деятельность хозяйствующих субъектов, которые при уклонении от налогообложения переходят к различным видам налоговой оптимизации, которые становится всё сложнее квалифицировать как противоправные действия, и совершаемые преступления в данной сфере всё больше отличаются осмысленностью деяний.

Следовательно, основными признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются: а) стремление к контролю в сфере политики, экономики, общественной жизни, оказывающее влияние на распределение различных ресурсов; б) злоупотребление доверием; в) обман (асимметрия интересов); г) корыстные цели и т.д. Вследствие этого необходимо обеспечить правоохранительные и контролирующие органы современными научно-обоснованными методами и средствами для предотвращения преступной деятельности в теневом секторе экономики. Для борьбы с преступлениями в сфере экономики работникам правоохранительных и контролирующих органов требуется не только юридическая подготовка, но и специализация в различных областях экономики, финансов и т.д.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для уменьшения масштабов теневой экономики и количества преступлений в сфере экономики необходимо декриминали-зировать ее основные отрасли; усилить эффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов в связи с ресурсными и иными ограничениями; повысить финансово-правовую грамотность и налоговую честность населения; создать действенный механизм его социальной защиты; обеспечить со стороны государства реализацию равных для всех предпринимательских возможностей и уменьшить дифференциацию в доходах различных групп граждан России.

1 Крылова Н.Е., Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности. - М.:Зерцало-М ИКД. -2012. - 480 с.

2 Преступления в сфере экономической деятельности. Г.А. Русанов. - М.: Изд-во: Проспект. 2011. - 260 с.

3 Сектор неформальной экономики РФ вырос на 13%. http://www.audit-it.ru/news/finance/425726.html

4 Последние новости дня. http://www.rosbalt.ru/business/2011/04/01.

5 Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. N 76 «Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики». http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm».

6 Доля теневого сектора в экономике РФ превышает 35-40% ВВП. lhttp://www.rosbalt.ru/business/2012/04/11/ 968280.html.

7 Литвинцева Т.П. К вопросу о легализации доходов от незаконной предпринимательской деятельности в России и ее регионах. // Сибирская финансовая школа. - 2009. - № 1. - С. 52-58.

8 Сухаренко А.Н. Теневая экономика Дальнего Востока: мрачные перспективы. // Ойкумена. - 2011. - № 3. -С. 149-156.

9 Приморский край. Официальный сайт. http://www.primorsky.ru/press-release/1872.

1 Crime in the sphere of economic activity. N.E. Krylov, B.M. Leontiev. - M.: Mirror-M ICD. - 2012. - 480 p.

2 Crimes in the sphere of economic activity. G.A. Rusanov. - M.: Publishing: Prospect, 2011. - 260.

3 Informal economy of Russia increased by 13% http://www.audit-it.ru/news/finance/425726.html

4 Headlines http://www.rosbalt.ru/business/2011/04/01 .

5 Resolution of the Russian Statistics Committee October 25, 2001N 76 «On approval of the methodological position measurement of employment in the informal sector» http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm» .

6 The share of the informal sector in the Russian economy than 35-40% of GDP L http://www.rosbalt.ru/ business/2012/04/11/968280.html.

7 On the question of legalization of illegal business activities in Russia and its regions.GP Litvintseva // Siberian financial school. - 2009. - № 1. - P. 52-58.

8 The shadow economy of the Far East: gloomy prospects. A.N. Sukharenko // Ecumene. - 2011. - № 3. - P. 149-156.

9 Primorsky Krai.Official site. Http://www.primorsky.ru/press-release/1872.

Глухов Владимир Владимирович - директор департамента контроля за учебной работой государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», кандидат экономических наук, доцент, Владивосток; e-mail: [email protected]

Жерновой Михаил Васильевич - доцент филиала государственного Федерального государственного образовательного учреждения «Дальневосточный федеральный университет» (г. Артем), кандидат юридических наук, доцент, Артем; e-mail: [email protected]

Глухов Егор Владимирович - аспирант государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток; e-mail: ru _ [email protected]

About the authors

Glukhov Vladimir Vladimirovich - Director of the Department control over the educational work of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Far Eastern Federal University», PhD, associate professor, Vladivostok; e-mail: [email protected]

Zhernovoy Mikhail Vasilevich - Associate State branch of the Federal State Institution «Far Eastern Federal University» in Artem, PhD, associate professor, Artem; e-mail: [email protected]

Glukhov Yegor Vladimirovich - postgraduate autonomous public institution of higher education «Far Eastern Federal University», Vladivostok; e-mail: ru _ [email protected]

1. Экономическая преступность: понятие и основные характеристики. Связь «теневой» экономики и экономической преступности

Под экономической преступностью следует понимать совокупность преступных посягательств, причиняющих вред охраняемым законом экономическим интересам общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений.

Совершаемые в экономической сфере преступления относятся к группе высоколатентных. По мнению экспертов-криминологов, в общей сложности выявляется 15-20% преступлений подобного рода. Таким образом, реальное положение дел в этой области как минимум в 5-6 раз хуже регистрируемого уголовной статистикой.

При исследовании экономической преступности часто используется понятие «теневая экономика». «Теневая экономика» - совокупность противоправных сделок с товарами и услугами, не отраженных в соответствующей системе регистрации. Разумеется, далеко не все сферы «теневой экономики» представляют собой экономическую преступность, однако само существование «теневой» сферы экономической активности является питательной средой для такой преступности.

В последние годы сформировались криминальные сектора «теневой экономики», непосредственно связанные с экономической преступностью. К ним можно отнести:

Криминальный рынок оружия и военной техники, формирующийся за счет хищений военного имущества с армейских складов, незаконной продажи оружия и военного снаряжения, хищений с оружейных заводов, контрабанды; данный фактор является весьма значимым при оценке все возрастающей вооруженности преступности в целом, а также общей нестабильности как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Незаконный оборот оружия, боеприпасов, военной техники и снаряжения во многом взаимосвязан (и взаимообусловлен) с непрекращающимися этническими, националистическими и криминальными вспышками (Чечня, Северный Кавказ, Азербайджан, Грузия, Таджикистан и пр.);

Незаконный экспорт сырья, энергоносителей, редкоземельных и цветных металлов, включающий: а) контрабандный вывоз из России радиоактивных элементов, драгоценных металлов, а также дорогостоящего сырья животного или растительного происхождения; б) экспорт цветных и редкоземельных металлов по документам, оформленным на другую экспортную продукцию; в) осуществление внешнеторговых сделок на неэквивалентной основе; г) официально оформленный экспорт сырья, полуфабрикатов, изделий по намеренно заниженным ценам с целью последующей перепродажи (по данным правоохранитель-ныхорганов,от20до25% разницы цен поступают на заграничные счета руководства фирм-продавцов);

- «отмывание» денег, полученных незаконным путем; - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (проверками в 1993 году установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство);

Криминологически значимые последствия приватизации: весьма распространенными являются случаи противоправного завладения имуществом предприятий (руководители предприятий и организаций незаконно завладевают контрольными пикетами акций с последующей дачей взяток работникам Государственного комитета по управлению имуществом при оформлении документов о приватизации). В ряде случаев зарегистрированы факты силового воздействия организованных преступных структур на «нежелательных конкурентов», что обеспечивало возможность контроля над акционируемыми предприятиями. При этом отдельные лица приобретают огромные пакеты акций наиболее прибыльных компаний без предъявления декларации о доходах. Так, В.Полеванов, возглавлявший в свой время Госкомимущество РФ) сообщил следующее: «Когда я поднял списки 600 акционеров Газпрома, там на первом месте оказался некто Тимофеев, который в 1993 году купил 210 миллионов акций, заплатив 2 миллиарда 100 миллионов рублей.На втором месте был еще один такой же человек, который купил 130 миллионов акций, заплатив 1 миллиард 300 миллионов рублей, и т.д. Откуда у них такие деньги, неизвестно. При желании можно, разумеется, выяснить (имеется адрес этого Тимофеева и всех других), но для этого нужна смена правительства и смена парадигмы развития страны. Декларация о доходах жизненно необходима для того, чтобы не происходила дальнейшая криминализация, поскольку число преступлений, связанных с приватизацией, в 1993 году составило 28 тысяч, в 1994 году - всего лишь 2 тысячи. Думаю, что это не более чем верхушка айсберга, поскольку в 1994 году просто научились уже более профессионально прятать концы в воду» ;

Преступления в кредитно-финансовой сфере (эта сфера остается одной из наиболее уязвимых в криминологическом плане). После известных операций с фальшивыми «авизо» значительную распространенность приобретают незаконное получение и нецелевое использование льготных кредитов (часто связанные с дачей взяток); - обман вкладчиков, мошенничество: только в Москве на 1 марта 1995 года насчитывалось 213 лопнувших финансовых компаний. Большинство было связано с обманом вкладчиков и мошенническим присвоением их денег руководством компаний;

Активизация деятельности расхитителей в сфере добычи, переработки и реализации драгоценных металлов и камней, причем эта преступная деятельность носит все более организованный характер;

Торговля крадеными автомобилями (включая поставки из стран Европы), значительная часть которых реализуется затем в странах ближнего зарубежья;

Расширение подпольного производства спиртного (в 1994 году правоохранительными органами была прекращена деятельность около полутора тысяч подпольных цехов по производству спиртного, за шесть месяцев 1995 года - 1360).

Следует особо отметить относительно новые виды преступной деятельности в экономической сфере, например, мошенничество, связанное с использованием кредитных карточек, а также мошенничество со страховкой;«компьютерные» преступления, торговля человеческими органами и проч.

Тенденции и основные характеристики экономической преступности в значительной мере связаны с процессом аккумуляции негативных последствий проводимых экономических реформ. Уникальное по своим масштабам и срокам перераспределение собственности) происходящее в стране, привело к формированию крупнейших финансовых и деловых групп, по сути своей порожденных отнюдь не рынком, а традиционными политическими и административными механизмами и значительными «инвестициями» криминального капитала (дифференцирующегося в криминологическом плане на «старый теневой» капитал, сформировавший ядо 1991 года, и «новый»). Естественно, что определенное соотношение этих факторов, плюс начавшаяся в 1992 году приватизация, крайне обострили криминологически значимые процессы конкуренции, чаще всего заключающейся в, по меньшей мере, противоправных, а в ряде случаев откровенно преступных, методах борьбы с конкурентом (дифференцирующихся от подкупа чиновников различного ранга с целью обеспечения различного рода льгот, государственных дотаций, иных преимуществ до запугивания и физического уничтожения конкурентов).

2. Причины и условия экономической преступности

К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести:

Растущую аномию, выражающуюся в кризисе системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;

Рекрутирование предпринимателей в заметной степени происходило и происходит из среды функционеров «теневой» экономики; в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв» весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований. Так, например, 40% опрошенных Институтом прикладной политики новых миллионеров признались, что раньше занимались нелегальным бизнесом; 22, 5% в прошлом привлекались к уголовной ответственности; каждый четвертый и сейчас имеет связь с криминальной средой;

Отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т.п.);

Крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией (официально регистрируемый разрыв в доходах десяти процентов наиболее богатых и бедных граждан РФ достиг 27 раз; в 1991 году он составлял 4,5; уже в 1994 году - 20% высокообеспеченного населения имели почти половину -42%- всех денежных доходов в стране);

Заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения. Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму (ниже него в настоящее время доходы 35% граждан). Нельзя не отметить и прослеживающуюся тенденцию сохранения на весьма невысоком уровне (около 30%) доли оплаты труда в составе валового внутреннего продукта. При снижении доли оплаты труда отчетливо увеличивается доля предпринимательского дохода. Явно негативное воздействие оказывает и систематическая невыплата зарплаты (на 1 июня 1995 года государство задолжало двенадцати миллионам работников тридцати шести тысяч предприятий и организаций). Все это, а также ряд других негативных факторов, связанных с тяжелым кризисом экономики, обусловливает отказ от традиционных «трудовых» ценностей (высокий уровень квалификации, профессионализм, заинтересованность в конечных результатах труда, качестве производимых товаров и оказываемых услуг и проч.). Лишь 5,1% населения считает, что талант и трудолюбие помогут человеку разбогатеть. Наиболее же эффективными путями к богатству считаются спекуляция (44,2% опрошенных) и «отмывание» мафиозных денег (20,4%);

В условиях дестабилизации социально-политической обстановки, нарастания кризисного состояния народного хозяйства широкое распространение получили преступления в сфере экономики. Хищения, взяточничество, коррупция поразили практически все отрасли народного хозяйства. Наиболее значителен рост преступных проявлений на тех участках, которые заняты удовлетворением жизненно важных потребностей населения, в частности в торговле и бытовом обслуживании, на транспорте, в сфере кредитно-финансовых отношений, строительстве, внешнеэкономической деятельности, в негосударственных структурах хозяйствования.

Экономическая преступность как самостоятельное понятие, обозначающее сложное, внутреннее противоречивое социальное явление, появилось в криминологии сравнительно недавно.

В этой связи предпринимаются попытки отождествления экономической преступности только с бизнесом, т.е. ведением дела в противоправных формах с целью незаконного обогащения, что соответствует господствующим представлениям стран рыночной ориентации Свенсон Б. Экономическая преступность. - М.: Прогресс, 1987, С. 29. Однако не учитываются важные специфические особенности переходного периода России, где бизнес, по уровню криминогенности вышедший на первое место в мире, тесно переплетен с коррупцией, пронизывающей все сферы государственного управления. Разработка мер предупредительного характера вне этого дестабилизирующего фактора вряд ли способна оказать серьезное влияние на формирование общеобязательных правил поведения на рынке, становление надлежащего правопорядка в экономике.

Поэтому при определении групп преступлений, образующих экономическую преступность Яковлев A. M. Социология экономической преступности. - М.: Наука, 1988. - С. 50., интегрирующим признаком можно считать причинение вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Анализ преступности в сфере экономики целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода от административно-командной к преимущественно рыночной (автоматической) регуляции хозяйственных процессов.

Как показывают исследования, криминологическая ситуация в экономике переходного периода определяется:

  • 1) совокупностью отражаемых судебной статистикой различных форм хищений государственного и общественного имущества, взяточничества, спекуляции, злоупотреблений служебным положением и др.;
  • 2) наличием значительного количества скрытой или так называемой латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам;
  • 3) появлением вызванных реформой новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, но опасные и нуждающиеся в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.

За последние четыре года число выявленных преступлений названными службами сократилось на 13%. Значительно упал показатель регистрации мелких хищений (на 12%), должностного подлога (на 10%), должностной халатности (на 11%). Одновременно наблюдается рост выявления крупных и особо крупных хищений (на 10%), взяточничества (на 31%), фальшивомонетничества (на 15%).

Наметившаяся тенденция роста выявляемых экономических преступлений сохранилась и в 1993 г. Так, крупные и особо крупные хищения, а также взяточничество увеличились почти наполовину, а фальшивомонетничество - более чем в 8 раз. Особенно возросло число зарегистрированных фактов нарушения правил о валютных операциях, превысив уровень 1992 г. на 169%.

Фактически темпы роста экономических преступлений значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность взяточничества колеблется в настоящее время от 95 до 98%, хищений государственного имущества - от 50 до 80%.

Серьезную обеспокоенность вызывает криминальная ситуация на рынке потребительских товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не только здоровье, а порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен отмечаются в каждом четвертом случае от числа всех зарегистрированных в сфере экономики преступлений. По сведениям ГУЭП МВД Российской Федерации вне государственного контроля за неполный год реализовано более 30 млн. дкл спирта. От незаконного оборота спирта государство недополучило более половины причитающихся акцизных сборов.

Масштабы незаконного предпринимательства приобретают губительный для общества характер. Более 20% розничного товарооборота падает на неорганизованную торговлю, аккумулирующую до 30% наличных денежных средств. По некоторым оценкам, только в 1992 г. из предприятий государственной торговли в сферу свободного предпринимательства было перераспределено товаров на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб., реализованных населению по завышенным ценам.

Растет количество забракованных Госторгинспекцией товаров, причем реализация продуктов питания, не соответствующих требованиям Закона о сертификации товаров и услуг, увеличилась с 2 до 9 раз. Широкое распространение получил незаконный алкогольный бизнес, связанней с фальсификацией вино-водочной продукции. Достаточно сказать, что незаконная нажива всего по пяти уголовным делаем составила более 450 млн. руб. Отсутствие надлежащего государственного контроля за качеством товаров и соблюдением дисциплины цен делает этот вид преступлений привлекательным для недобросовестных коммерсантов, а общество ставит в зависимость от степени деморализации новоявленных богачей.

По масштабам причинения вреда особую группу экономических преступлений составляют злоупотребления в сфере кредитно-денежных отношений.

Россия - единственная из всех стран постсоциалистического развития, переходящих на рыночный способ саморегуляции, породившая феномен обналичивания денежных средств. Он предполагает возможность за определенное вознаграждение (30-40%) от суммы наличных перевести из государственного сектора экономики на счета коммерческих структур по сговору с первыми определенные средства в виде денежной наличности. Впервые хищения, связанные с обналичиванием, были опробованы кооперативами и, не встретив должного противодействия со стороны государства, успешно функционируют и поныне. В период наивысшей активности кооперативов (1989-1990 гг.) с помощью этих хозяйствующих субъектов было снято со счетов государственных предприятий более 50 млрд. рублей. По негативным последствиям для бюджета страны эта операция соотносима лишь с антиалкогольной кампанией.

В настоящее время только в г. Москве по состоянию на 01.01.94 г. ежедневно в среднем обналичивается до 40 млн. руб. Массовый характер приобрели хищения денежных средств с помощью подложных авизо. По данным Центрального банка Российской Федерации, в 1993 г. удалось предотвратить хищений на 1 трлн. руб. Об истинной распространенности завладения мошенническим путем денежными средствами судить из-за отсутствия данных сложно, однако влияние этих процессов на инфляцию несомненно. Эксперты полагают, что оно колеблется от 20 до 30%.

Невосполнимый ущерб общественным интересам наносится правонарушителями во внешнеэкономической деятельности. Общепризнано, что каждый второй доллар валютной выручки России оседает за границей. Так, в 1993 г. не менее 15-20 млрд. долларов из 46 млрд. долларов экспорта России остались за ее рубежами.

Свидетельством масштабов других видов потерь служат данные Государственного таможенного комитета об экспорте стратегически важных ресурсов. Вывезенное в соответствии с лицензиями коммерческими структурами в 1991 г. сырье оценивается в несколько миллиардов долларов, тогда как товаров за тот же период ввезено всего на 65,8 млн. долларов.

За последние 1,5 года закончено расследование более 6 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным вывозом сырья. Потери от необоснованных льгот, по данным МВЭС (Министерства внешнеэкономических связей), в 1991-1992 гг. от недоплаты экспортных пошлин равнялись 2,2 млрд. долларов, а от импортных - соответственно 300 млн. долларов.

Значительные средства переводятся из России на счета зарубежных банков от неправомерных сделок, нередко сопряженных с хищениями государственного имущества, взяточничеством. Зарубежные партнеры серьезно озабочены притоком в их банки средств, добытых преступным путем, легализацией теневого капитала, подрывающих традиции честного бизнеса и провоцирующих вседозволенность как способ накопления капитала.

Высокую криминогенную активность отличает вся среда реформирования собственности путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Наибольшее распространение здесь получили: занижение стоимости приватизируемых объектов, устранение нежелательных конкурентов, приобретение недвижимости путем незаконного отчуждения государственного имущества во всевозможные акционерные общества и товарищества с участием физических лиц, неоднократная переуступка, а в ряде случаев и ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставной капитал которых передано государственное и муниципальное имущество. Противоправное завладение государственным имуществом чаще всего осуществляется путем номенклатурной приватизации, т.е. организационного слияния прежних органов власти и хозяйственного управления с самостоятельными товаропроизводителями, и директорской модели приватизации, отторгающей трудовой коллектив в качестве совладельца прежней государственной собственности. Номенклатурная и директорская модели приватизации наносят ощутимый вред общественным интересам, подрывают доверие населения к самой идее приватизации, призванной содействовать формированию слоя собственников в России - опоры экономической демократии. Исследования показывают наименьшую защищенность от злоупотреблений федеральной собственности.

По данным Госкомстата Российской Федерации, отношение начальной цены приватизируемых объектов к продажной в отношении муниципальной собственности выражается как 1: 7, собственности территорий (краев, областей, национально-государственных образований) - соответственно 1: 4, федеральной собственности - 1: 2. В среднем стоимость одного приватизированного предприятия, находящегося в муниципальной собственности, составила 8 млн. руб., соответственно территорий - 16 млн. руб., федеральной - 52 млн. руб. (в ценах 1993 г.)

В целом по Российской Федерации на статистическом уровне наметилась отрицательная криминологически значимая тенденция: слабое использование сугубо коммерческих способов (например, аукционного) продажи государственного имущества. По коммерческому конкурсу в 1992 г. продано 43% предприятий, в 1993 - 30%, на аукционе соответственно 16 и 7%. Прямые потери бюджета в совокупности с иными, характеризующими ненадлежащее исполнение должностными лицами обязанностей по обеспечению законности, свидетельствуют о расширении зоны возможных злоупотреблений, сговоре продавцов и покупателей, о манипулировании процедурами приватизации в достижении корпоративных интересов. Как показывают прокурорские проверки, корыстные устремления не встречают необходимого противодействия как со стороны специальных органов, наделенных государством полномочиями по осуществлению приватизации (комитетов по управлению государственным имуществом, фондов имущества), так и правоохранительных органов.

К примеру, в 1993 г. по фактам злоупотреблений в процессе приватизации МВД Российской Федерации возбуждено более 3700 уголовных дел, 90% из них падает на мошенничество с приватизационными чеками (3342).

Между тем опрос 114 работников МВД и МБ Российской Федерации показал 1 , что респонденты субъектами правонарушений в процессе приватизации в 54% случаев считают должностных лиц местной администрации; в 34% - должностных лиц комитетов по управлению имуществом. Иначе говоря, более чем в 2/3 случаев незаконная приватизация так или иначе связана со злоупотреблениями по службе.

Признаками, свидетельствующими о наличии коррупционных связей являются: включение в состав учредителей или акционеров родственников и знакомых должностных лиц органов власти и управления (59%); необоснованное затягивание рассмотрения заявки на приватизацию (32%); завышение материального износа приватизируемого имущества (35%); явно заниженная сумма выкупа арендованного имущества (28%) и др. Несомненно, негативное воздействие на правоприменительную практику в процессе приватизации оказывает отсутствие специальных норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за умышленное нарушение общеобязательных правил приватизации, хотя по темпам, масштабам и социальным последствиям преобразования государственной собственности Россия не знает себе равных в мировой практике.

Сравнительно новым для отечественной хозяйственной практики является такой вид преступлений, как сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. Данное правонарушение, криминализованное Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г., отличается как значительной распространенностью, так и повышенной общественной опасностью. В одном только 1992 г. было выявлено 14 тыс. нигде не зарегистрированных предприятий, а следовательно, и не несущих бремени расходов общества на выполнение необходимых социально значимых функций.

Проверками в 1993 г. установлено, что каждый четвертый проверяемый нарушает налоговое законодательство. Подразделениями налоговой полиции совместно с налоговыми инспекциями пресекается за год более 12 тыс. налоговых правонарушений. Благодаря этому государственная казна пополнилась в 1993 г., например, более чем на 400 млрд. рублей и 130 млн. долларов США. По фактам злоупотреблений возбуждено около 4000 уголовных дел по ст.162 ч.2 и 3 УК РФ. Преступные ухищрения по утаиванию доходов насчитывают уже более 300 способов. Помимо сбора налогов и контроля за доходами населения, налоговой полицией вносится определенный вклад в борьбу с теневой экономикой и организованной преступностью.

По способу совершения хищения делятся на две группы:

  • - отражаемые на балансе предприятий, организаций в виде недостачи товарно-материальных ценностей;
  • - не показываемые в учетных документах операции с товарно-материальными ценностями и денежными средствами.

Разбалансированность потребительского рынка, разрушение создаваемых десятилетиями хозяйственных связей, инфляция сделали предпочтительными для современной экономической практики обменные операции "товар на товар”, что в свою очередь сказалось на изменении предмета хищений. По данным МВД, в последние годы значительно (почти на 40%) увеличилось число краж сырья и материалов с предприятий легкой и местной промышленности для их последующего перераспределения.

Криминологические исследования свидетельствуют и о существенном изменении способа противоправного завладения имуществом. Послевоенный период хозяйственной практики характеризовался нарастанием ухищренности приемов, направленных на сокрытие преступлений, отчего наибольшие трудности представляло выявление хищений, т.е. распознавание товарно-денежных операций как преступных в ряду обычных действий должностных и материально-ответственных лиц.

В настоящее время возрастает число примитивных, даже вульгарных форм посягательств на экономическую систему, носящих как бы открытый, откровенно циничный характер и не требующих высокой профессиональной подготовки, знания специфики бухгалтерского учета, технологии производства.

Сказанное наглядно проявляется в сфере договорных обязательств. Используя принцип свободы договора, недобросовестные предприниматели нередко вступают в хозяйственные отношения с обманной целью, не помышляя о надлежащем выполнении условий договора. Сначала завладевают авансовыми средствами, а затем пускают их в оборот, получая значительную выгоду. При наступлении сроков выполнения договора злоумышленники выплачивают неустойку. В ряде случаев в мошеннических целях создаются лжехозяйствующие субъекты, которые по получении предоплаты меняют местонахождение, создавая трудности в их розыске, часто противоправное завладение средствами контрагента осуществляется по подложным, похищенным у других фирм (или ликвидированных) документам.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста организованной преступности, свойственная хищениям в особо крупных размерах, взяточничеству. Несмотря на то, что доля этих видов преступлений в структуре всех иных форм преступных посягательств на экономическую систему невелика, их влияние на поведенческие реакции различных групп населения возрастает. "Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования” 1 . Происходит сращивание расхитителей с ворами, грабителями, представителями общеуголовной преступности, с одной стороны, и активное взаимодействие с теневой экономикой, образующей фундамент экономической преступности - с другой.

Вместе с тем экономическую преступность нельзя отождествлять с организованной. Пересекающиеся интересы теневой экономики и организованной преступности придают устойчивость существованию преступных группировок расхитителей, расширяют их притязания на особую роль в руководстве такими экономическими процессами, как разгосударствление и приватизация.

Психологи полагают, что расхитители резко отличаются как от законопослушных граждан, так и от иных категорий преступников.

Характеризуя личность расхитителей, нельзя не заметить примерно равное соотношение мужчин и женщин (59,3% мужчин и 40,7% женщин), что соответствует общему распределению населения по полу (мужчин - 50,8%, женщин - 49,2%). Среди лиц, совершивших все преступления, соотношение женщин и мужчин в среднем 1: 8. Наблюдающееся равновесие полов в экономической преступности обусловлено тем, что женщины традиционно чаще мужчин занимают должности, связанные с выполнением учетных, бухгалтерских функций, обслуживанием товарно-материальных ценностей в торговле, сфере бытового обслуживания.

Из руководящих работников, которые в организованных хищениях достигают трети всех осужденных, напротив преобладают мужчины. Еще более высок процент мужчин среди лиц, осужденных за взяточничество (68,8%), что прямо связано с выполнением специальных исполнительно-распорядительных функций, свойственных управленческому звену.

По данным криминологических исследований, каждые два из трех осужденных за экономические преступления имели среднее, средне-специальное и высшее образование.

Для должностных, хозяйственных преступлений и служебных хищений свойственно совершение преступления впервые. Ранее судимые за взяточничество среди всех осужденных не превышают 4%, таков же уровень ранее судимых за спекуляцию.

В отличие от служебных хищений для должностных преступлений групповой характер не является столь значительным. Доля лиц, совершивших взяточничество в группе, составляет около 8%. Этот показатель несколько выше среди выявленных лиц, совершивших спекуляцию (11%).

Социальный состав осужденных за хищения, должностные и хозяйственные преступления различается в зависимости от места, занимаемого тем или иным лицом в иерархии управленческого аппарата.

Лица в возрасте 18-19 лет составляют около 1/4 в общем числе выявленных лиц, совершивших хищения. Основную же возрастную группу образуют лица 30 лет и старше (75%).

Наличие собственных интересов в экономике продемонстрировал и нарождающийся слой отечественных предпринимателей, неоднородный по социальному составу, политическим пристрастиям, выбору способов достижения целей.

Особую опасность, с точки зрения криминологии, представляют три группы предпринимателей.

Первая - носители компрадорской идеологии, безразличные к национальным интересам России, смыкающиеся с недобросовестными западными коммерсантами, стремящиеся за счет вывоза капитала, невосполнимых природных ресурсов достичь желаемого ими западного стандарта потребления.

Вторая - предприниматели, заинтересованные в быстрейшем накоплении богатств, а потому предпочитающие инвестициям в промышленность спекулятивные сделки.

Третья - особая ветвь организованной преступности, претендующая на серьезное влияние в обществе.

И первые, и вторые, схожие в способах первичного накопления капитала, выступают не союзниками, а яростными противниками реформирования. Их устремления прямо противоположны надлежащему порядку в экономике, созданию равных возможностей для честного предпринимательства, не прокламируемой, а действительно равной правовой защите различных форм собственности.

Статистический портрет лиц, выявляемых за совершение спекуляции, представлен следующим образом: 18-29 лет - 41,7%, 30 лет и старше - 57,1%. Преобладают мужчины (58,2%). Обращает на себя внимание значительный удельный вес трудоспособных неработающих лиц - 14,5%. Не многим менее половины - это рабочие (47,3%).

Что касается взяточничества, то здесь наблюдается преобладание служащих (51%) в возрасте свыше 30 лет (77,2%).

Побудительным мотивом занятия противоправной деятельностью в сфере экономики, как правило, выступает корысть, стремление к материальному благополучию, обладанию престижными, дорогостоящими вещами, пренебрежение интересами других людей в угоду удовлетворения личных амбиций, стремление приблизиться к западным стандартам потребления, занять высокое устойчивое положение в обществе, открывающее доступ к таким благам, которые недоступны рядовому труженику. В организованных хищениях значительная часть похищенного перераспределяется в виде взяток нужным людям.

Чаще других экономических преступлений выпуск недоброкачественной продукции совершается под воздействием целого ряда объективных факторов, не всегда зависящих от волеизъявления должностных лиц: устаревшее оборудование и отсутствие средств на его модернизацию; текучесть кадров на мало привлекательных работах и обязательства поддерживать заработок, обусловленный соглашением.