Государственная социальная помощь. Натуральная государственная социальная помощь в россии Государственная социальная помощь в рф


Государственная социальная помощь в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 г. N 532-ст - это "социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе".

Государственная социальная помощь предназначена прежде всего для малоимущих граждан, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" .

Вот некоторые виды социальной материальной помощи, установленные законодательно в настоящее время на федеральном уровне:

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.
    Основание для назначения:
    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
    Основание:
    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

На региональном уровне социальная материальная помощь носит адресный характер и является важной составляющей господдержки малоимущих семей и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ "О размере государственной социальной помощи в Московской области" социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина не может быть менее 300 руб., не более 1000 руб. в месяц или 6 000 руб. за календарный год.

Материальная помощь за счет средств областного бюджета оказывается гражданам, имеющим место жительства в Московской области и находящимся в трудной жизненной ситуации, в следующих размерах:

  • малоимущим одиноко проживающим гражданам - до 10,0 тыс. руб.;
  • малоимущим семьям - до 7,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В случае имущественных и других потерь:

  • одиноко проживающим гражданам - до 50,0 тыс. рублей;
  • семьям - до 30,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

В целом же, материальная помощь гражданам, которые имеют статус малоимущих, конечно, мала - от 500 рублей до 3 тысяч рублей в год. Поддерживать материальное положение целый год на такие деньги совершенно нереально.

Но надо иметь ввиду, что порядок выплаты социальной материальной помощи и ее размер в последнее время претерпел серьезные изменения.

С 2011 года в нашей стране проводится эксперимент в 17 регионах по заключению с государством социальных контрактов. Социальный контракт - это трехсторонний договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей, органами социальной защиты населения и администрацией муниципального образования. Его цель - предоставление адресной социальной помощи в виде денежных выплат, социальных услуг или натуральной помощи.

Подробнее познакомиться с правилами назначения, категориями получателей и размерами социальной материальной помощи в своем регионе проживания можно в разделе "Социальная поддержка в регионах ".

Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам

Нормативно-правовую базу регулирования отношений по предоставлению государственной социальной помощи составляют следующие основные федеральные законы :

  1. Закон о государственной социальной помощи;
  2. Закон о прожиточном минимуме;
  3. Закон о потребительской корзине;
  4. от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии , субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ ;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

а) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

б) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Важнейшим направлением деятельности по осуществлению государственной социальной помощи является ее предоставление малообеспеченным гражданам. Собственно это и было основным содержанием первоначально принятого Закона о государственной социальной помощи, в который позднее были включены такие виды государственной социальной помощи, как набор социальных услуг и социальная доплата к пенсии.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

Размер государственной социальной помощи определяется субъектов РФ.

Порядок обращения за предоставлением государственной социальной помощи в последнее время претерпел изменения. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина от него лично или от имени его семьи (заявления опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина). В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности , а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Заявление может быть представлено:

  • в электронной либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания;
  • через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены дополнительной проверке, проводимой органом социальной защиты населения.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через десять дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки представленных заявителем сведений о доходах окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

В случае представления заявителем неполных или недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд .

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель и его семья могут быть лишены права на получение государственной социальной помощи на определенный период, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Организации несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан

Предоставление государственной помощи малоимущим гражданам и их семьям первоначально являлась в основном сферой деятельности органов государственной власти субъектов РФ за счет средств их бюджетов. Впоследствии государственная социальная помощь, предоставляемая в натуральной форме, обрела не только более широкое региональное, но и федеральное содержание.

Вопросы, связанные с предоставлением социальной доплаты к пенсии в рамках государственной социальной помощи, были рассмотрены ранее. Помимо государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам в натуральной форме предоставляется набор социальных услуг.

Набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, перечисленных в Законе о государственной социальной помощи.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют категории граждан, перечисленные в табл. 12.1.

Таблица 12.1. Граждане, которым предоставлено право на получение набора социальных услуг

В состав предоставляемого указанным гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  1. обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами;
  2. предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  3. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Учет граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, осуществляется по месту их жительства.

Право на получение социальных услуг возникает у гражданина с даты установления ему ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться полностью от их получения либо воспользоваться своим правом на отказ от получения одной из социальных услуг или двух любых социальных услуг. Для этого он должен обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату:

  • либо непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
  • либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • либо иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей). В этом случае осуществляются установление личности и проверка подлинности подписи гражданина.

При предоставлении указанных социальных услуг гражданам, имеющим право на их получение, из суммы ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) вычитается стоимость предоставляемых услуг (параграф 3 главы 10). В итоге гражданин получает оставшуюся часть ежемесячной денежной выплаты (за вычетом стоимости выбранных социальных услуг) и ему предоставляются социальные услуги в течение календарного года (в полном объеме или частично).

Стоимость социальных услуг (как и величина ЕДВ) периодически индексируется, поэтому вычитаемая из ЕДВ сумма изменяется.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней. Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждается уполномоченным федеральным органом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти . Порядок обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, устанавливается Правительством РФ .

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Указанный Федеральный регистр содержит в себе основную информацию о получателях указанных видов социального обеспечения , которые предоставляются в качестве государственной социальной помощи.

Социальные услуги в учреждениях социального обслуживания

Основу нормативно-правовой базы по вопросам социального обслуживания составляет целый ряд законов специфической направленности. Социальное обслуживание как институт права социального обеспечения включает правовые нормы , регулирующие отношения по предоставлению социальных услуг в учреждениях социального обслуживания, по социальной защите инвалидов, по предоставлению натуральных видов обеспечения отдельным категориям граждан и их социальной поддержке.

В числе основных законов можно назвать следующие федеральные законы:

  1. Закон об основах социального обслуживания населения;
  2. Закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
  3. Закон о социальной защите инвалидов;
  4. Закон о социальной поддержке детей-сирот.

Указанный перечень не исчерпывает всех законов, которые содержат положения, устанавливающие меры социальной защиты и социальной поддержки для различных категорий граждан. Нередко такие законы в своем наименовании содержат обозначение категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты и социальной поддержки.

В узком смысле слова термин «социальное обслуживание» характеризует определенную область социального обеспечения, в рамках которой учреждениями социального обслуживания предоставляются натуральные виды обеспечения (социальные услуги).

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Приведенное определение социального обслуживания содержит несколько ключевых понятий (социальные службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация), которые раскрываются в Законе об основах социального обслуживания населения (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Определения основных понятий, используемых в социальном обслуживании

В Российской Федерации создана государственная система социальных служб - система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, регламентация отношений по социальному обслуживанию и осуществление соответствующей деятельности производятся преимущественно на региональном уровне.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

  1. адресности;
  2. доступности;
  3. добровольности;
  4. гуманности;
  5. приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним , находящимся в трудной жизненной ситуации;
  6. конфиденциальности;
  7. профилактической направленности.

Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

Закон об основах социального обслуживания населения предусматривает следующие виды социального обслуживания:

  1. материальная помощь;
  2. социальное обслуживание на дому;
  3. социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
  4. организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
  5. предоставление временного приюта;
  6. консультативная помощь;
  7. реабилитационные услуги.

В таблице 12.3 приведены краткие характеристики каждого из этих видов.

Таблица 12.3. Характеристика видов социального обслуживания

Указанные виды социального обслуживания предоставляются различными учреждениями социального обслуживания. Их можно разделить на несколько групп в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются социальные услуги, либо от характера предоставляемых социальных услуг (табл. 12.4).

Таблица 12.4. Виды учреждений социального обслуживания

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Право социального обеспечения регулирует отношения по предоставлению социального обслуживания бесплатно или с частичной оплатой.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб предоставляется в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания. Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Как правило, бесплатное социальное обслуживание предоставляется:

  1. гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают;
  2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей , стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;
  3. несовершеннолетним детям , находящимся в трудной жизненной ситуации.

Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления , общественного объединения .

Социальная и профессиональная реабилитация инвалидов, их трудоустройство

Инвалиды - особая социальная категория граждан , которые нуждаются в специфических социальных услугах. В основе нормативно-правовой базы по проблемам инвалидности и инвалидов лежит Закон о социальной защите инвалидов.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности определяется как полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В Законе о социальной защите инвалидов применяются два близких по содержанию понятия - «социальная защита» и «социальная поддержка» (табл. 12.5).

Таблица 12.5. Определения понятий социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

Следовательно, «социальная защита» является более широким понятием и включает социальную поддержку.

Определение потребности инвалида в мерах социальной защиты осуществляется в ходе проведения медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза - вид медицинской экспертизы, посредством которой на основе оценки ограничений жизнедеятельности определяется потребность освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых уполномоченным федеральным органом.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

  1. установление инвалидности, ее причин, сроков , времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
  2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
  3. изучение уровня и причин инвалидности населения;
  4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
  5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
  6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

В осуществлении социальной защиты инвалидов важное значение приобретают реабилитационные мероприятия.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество .

Выделяют следующие основные направления реабилитации инвалидов:

  1. медицинская реабилитация;
  2. профессиональная реабилитация;
  3. социальная реабилитация;
  4. физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Реабилитация инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, а также доступа их к информации.

Для каждого инвалида при его освидетельствовании в учреждении медико-социальной экспертизы оформляется индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Она содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации.

Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации устанавливается по медицинским показаниям.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

  • специальные средства для самообслуживания;
  • специальные средства для ухода;
  • специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников), общения и обмена информацией;
  • специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;
  • протезные изделия;
  • специальное тренажерное и спортивное оборудование;
  • специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Обеспечение инвалидами профессионального образования осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов.

Инвалиды обеспечиваются (с освобождением от оплаты или на льготных условиях) специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчика.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  1. установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  2. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  3. стимулирования создания предприятиями , учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  4. создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  5. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  6. организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек , законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 % и не более 4 %).

Для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами государственной власти субъектов РФ для разных организаций в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности , создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Одним из важнейших принципов социального обслуживания является принцип приоритета предоставления социальных услуг несовершеннолетним , находящимся в трудной жизненной ситуации. Обеспечению прав детей посвящены специальные федеральные законы :

  1. Закон об основных гарантиях прав ребенка;
  2. Закон о социальной поддержке детей-сирот;
  3. от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей ».

Кроме того, права детей регулируются целым рядом ранее рассмотренных законов, посвященных предоставлению различных видов социального обеспечения .

Наиболее нуждающимися в мерах социальной поддержки являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Законом о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделены разные категории детей и лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии:

  • дети-сироты;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя.

Эти категории различаются по возрастному критерию и в зависимости от обстоятельств, в связи с которыми указанные лица остались без попечения родителей (табл. 12.6). Так, при определении категории детей, оставшихся без попечения родителей, указан целый ряд причин и обстоятельств, по которым дети остаются без попечения родителей:

  • во-первых, в число этих случаев включены особые обстоятельства (например, такие, как признание родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими и др.);
  • во-вторых, причиной оставления детей без попечения родителей могут быть обстоятельства, связанные с виновными действиями родителей (например, лишение их родительских прав ; отбывание родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы ; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов и т. п.).

Таблица 12.6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

  1. права на образование;
  2. права на медицинское обслуживание;
  3. прав на имущество и жилое помещение ;
  4. права на труд.

Однако предоставление дополнительных гарантий в обозначенных сферах и их объем зависят от категорий субъектов, которым эти гарантии предоставляются.

Право на образование

Наибольший объем дополнительных гарантий предусмотрен в сфере реализации права на образование. В указанной сфере гарантии предоставляются либо без каких-либо условий, либо при соблюдении определенных условий. Конкретные гарантии и гарантии в зависимости от категории лиц различаются.

Все гарантии, которые предоставляются в сфере реализации права на образование, условно можно разделить на три группы:

  1. гарантии, которые предоставляются до получения указанными лицами среднего и высшего профессионального образования;
  2. гарантии, которые предоставляются в период получения указанными лицами профессионального образования (начального, среднего, высшего);
  3. гарантии, которые предоставляются после завершения указанными лицами профессионального образования.

К числу гарантий, которые предоставляются детям-сиротам (детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей) до получения ими среднего и высшего профессионального образования, относятся гарантии, представленные в табл. 12.7.

Таблица 12.7. Гарантии, которые предоставляются до получения указанными лицами среднего и высшего профессионального образования

К числу гарантий, которые предоставляются в период получения указанными лицами профессионального образования (начального, среднего, высшего) относятся гарантии, представленные в табл. 12.8.

Таблица 12.8. Гарантии, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в период получения ими профессионального образования

Кроме полного государственного обеспечения и денежных выплат, в период получения указанными лицами профессионального образования (начального, среднего, высшего) предоставляются также иные гарантии (табл. 12.9).

Таблица 12.9. Иные предоставляемые натуральные виды социального обеспечения

К числу гарантий, которые предоставляются после завершения указанными лицами профессионального образования (т. е. выпускникам), относятся гарантии, представленные в табл. 12.10.

Таблица 12.10. Гарантии, предоставляемые выпускникам

По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

Дополнительные гарантии детям-сиротам (детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей) и выпускникам могут предоставляться при их обучении в образовательных учреждениях, финансируемых за счет средств субъектов РФ . Порядок и условия предоставления дополнительных гарантий устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Право на медицинское обслуживание

В сфере реализации права на медицинское обслуживание установлены дополнительные гарантии, которые предоставляются либо без каких-либо условий, либо предусматриваются определенные условия для реализации соответствующих прав.

Для детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных детей) предусмотрены следующие дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

  • предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров;
  • при наличии медицинских показаний могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на жилое помещение

Свои особенности имеет правовая регламентация отношений, связанных с реализацией права на жилое помещение. Реализация этого права обусловлена рядом обстоятельств.

Детям-сиротам (детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа указанных детей) однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (на предусмотренных законом условиях). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.

Благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилое помещение может предоставляться после достижения возраста 18 лет по письменному заявлению указанных лиц в случаях, установленных Законом о социальной поддержке детей-сирот. За лицами, которые относились к категории детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных детей) и достигли возраста 23 лет, право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Дополнительные гарантии права на труд различаются в зависимости от категории лиц, которым предоставляются гарантии (табл. 12.11).

Таблица 12.11. Дополнительные гарантии права на труд

Помимо перечисленных гарантий дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назна чении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необхо димых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления; ?

заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений;

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается фе деральным законом, а до его принятия - Правительством РФ.

В случае представления заявителем неполных и (или) не достоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности ор ган социальной защиты населения по месту жител ьства или месту пребывания отказывает заявител ю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назна чении государственной социальной помощи заявител ь может обжаловат ь в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности пре дставленных заявителем све дений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременно го извещения об изменении указанных све дений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Фе дерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д. 2.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них при чинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте РФ не установлены вели чины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ. 3.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ве дение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливается фе дераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Органы исполнительной власти субъектов РФ пере дают сведения (в том числе базы данных), необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Сведения о лицах, содержащиеся в таком регистре, предоставляются органам исполнител ьной власти субъектов РФ безвозмездно.

Вопрос 51. Социальная поддержка отдельных

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 (в ред. от 25.12.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.

Гражданам РФ гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вре да за риск вследствие проживания и работы на территории, по д- вергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Законом установлены меры социальной поддержки в виде выплат: ежемесячной денежной компенсации.

на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

приобретение про довольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ?

единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; ?

ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон ра диоак- тивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В частности, в соответствии с Законом РФ "О соииалъной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаиии вследствие катастрофы на Чернобылъской АЭС", выплата ежемесячной денежной компенсаиии на приобретение продоволъственных товаров производится: ?

гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, и прожива ющим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, - в размере 300 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 512,23 руб.); ?

участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона, - в размере 200 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 341,47 руб.).

Размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Про граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 2.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: ?

пенсионное обеспе чение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; ?

получение ежемесячной денежной выплаты; ?

получение и содержание жилых помещений; ?

оплату коммунальных услуг; ?

медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Инвалидам войны (инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий перечислены в ст. 4 Федерального закона "О ветеранах") предоставляются отдельные меры соииалъной поддержки, например: ?

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; ?

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Инвалиды войны, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспе чиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ; ?

сохранение обслуживания в медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий; ?

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно - ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ; ?

обучение по месту работы на курсах перепо дготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

Законодательством предусмотрена ежемесячная денежная выплата ветеранам.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким нормативным актам независимо от основания, по которому она устанавливается (за искл ючением случаев установления ежемесячной денежной выплаты вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Гражданину, имеющему одновременно право на полу чение ежемесячной денежной выплаты по нескольким указанным основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по о дному из них, предусматривающему более высокий размер.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Ежемесячная денежная выплата произво дится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 3.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществля ющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.

Донору, сдавшему в течение года кровъ и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максималъно допустимым дозам, предоставляются (в течение года) следующие дополни- телъные меры соииалъной поддержки: ?

пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полно го заработка независимо от трудового стажа; ?

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

В обязанности государственной власти входит создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан и оказание нуждающейся части населения финансовой поддержки. Социальная помощь выражается в виде ежемесячных выплат по старости, инвалидности, предоставления материальных благ, медицинском обслуживании, субсидировании услуг или обеспечения жизненно необходимыми средствами в натуральном выражении.

Права и обязанности граждан, политического строя страны прописаны в Конституции РФ. Это главный документ государства, выступающий гарантом оказания всесторонней помощи населению. Фундаментом выступает социальная основа, создающая условия для достойного существования и личностного развития людей.

Правовая и организационная сторона вопроса, затрагивающая механизм финансового обеспечения многодетных семей, одиноких граждан и иных социальных слоёв населения, уровень дохода которых не превышает прожиточного минимума, изложена в Федеральном Постановлении №178 от 1999 года, принятого на очередном заседании ГосДумы.

Перечень льгот, размер и виды социальной помощи, порядок назначения пособий прописан и регулируется законом «О государственной социальной помощи», а в федеральном акте «О прожиточном минимуме РФ» от 1997 года изложены основные понятия и представлен регламент для проведения расчётов минимального уровня доходов населения.

Понятие и цели предоставления

Главной задачей государства является создание равноправных условий для всех граждан страны. Если люди в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно себя обеспечить, то им оказывается поддержка со стороны административного сектора. Производятся материальные выплаты в виде компенсаций, пособий, субсидий либо помощь предоставляется в натуральном виде.

Господдержка имеет адресный характер, поэтому депутатским корпусом ежегодно пишутся программы, которые позволяют максимально точно идентифицировать нуждающуюся категорию граждан. Для этого используются следующие аналитические действия:

  1. Оценивается финансовое положение обратившегося в орган социальной защиты.
  2. Соизмеряются потребности заявителя и определяется степень необходимости оказания адресной помощи.
  3. Самоадресование, в основе принципа лежит самозаявительная процедура. Работники соцзащиты обходят потенциальных клиентов и предлагают всевозможную помощь от физической до материальной. Данный вариант трудоёмок, но наиболее эффективен.

С каждым днём в силу экономической нестабильности жизнь граждан становится труднее, что влечёт за собой модернизацию социальной политики, которая и так направлена на решение следующих задач:

  • повышение уровня жизни населения страны;
  • увеличение вакансий в банке Биржи труда, переквалификация кадров, что отражается на качестве и конкурентоспособности сотрудников;
  • установление прямой зависимости между доходной частью и производительностью;
  • контролирование фактического уровня доходов граждан с задекларированными;
  • увеличение процента оказания адресной социальной поддержки на основании обращения граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Подставленное государством в трудный момент плечо, преодолеть возникшие в их жизни сложности.

Виды поддержки

Социальная помощь выражается в безвозмездном оказании поддержки нуждающимся в ней людям. Под эти цели бюджетом страны выделяются немалые деньги. Законом предусматривается не только финансовое обеспечение граждан, но и возможность предложить содействие в натуральном выражении. Так в ст.12 ФЗ «О государственной социальной помощи» фигурирует следующая классификация видов поддержки:

  • денежные выплаты (социальное пособие по старости, инвалидности, компенсации, детские, компенсации, субсидии и иная финансовая помощь);
  • натуральная форма (обеспечение продуктами питания, углём, дровами, одеждой, обувью, канцелярскими принадлежностями школьников из малообеспеченных и многодетных семей, жизненно важными лекарствами и прочими средствами).

Сложившаяся сегодня в стране экономическая ситуация заставляет депутатов в очередной раз задуматься и внести изменения в существующую правовую базу, чтобы социальная политика была более эффективной. Для этого предпринимаются немалые усилия, разрабатываются новые механизмы, направленные на реализацию задуманных планов по рациональному обеспечению слабо защищённых слоёв населения.

Социальные пособия

Федеральной программой предусмотрено выделение из бюджета страны или региона денежных средств для оказания на безвозмездной основе материальной помощи. Положенное по закону пособие не имеет направленной цели, поэтому может расходоваться получателем на различные нужды. Также государством установлен порядок и максимальный размер выплат по уходу за ребёнком, инвалидом, по безработице. Далее на местном уровне границы материальной помощи могут быть изменены в большую сторону.

Субсидии

В отличие от пособий субсидирование граждан имеет целевое назначение. В бюджете под эти задачи выделяется конкретная статья затрат, так как деньги идут на оплату определённых услуг, а не распределяются получателем по собственному усмотрению. Средства перечисляются на расчётный счёт заявителя.

Компенсации

Ещё один вариант материальной поддержки, направленный на возмещение гражданам расходов. В отличие от двух предыдущих способов оказания социальной помощи, компенсация имеет обратный порядок. Заявитель сперва оплачивает услуги, а уже потом из местного бюджета на его расчётный счёт переводится процент уплаченной им суммы.

Медико-социальная помощь населению

Население на законодательном уровне застраховано. Всем без исключения оказывается неотложная помощь. Пенсионерам и инвалидам со стороны здравоохранения предоставляются услуги по трём направлениям:

  1. Социально ориентированные включают информирование льготников о назначении возможных преференций. В этот список попадает процедура оформления опекунства и поручительства. Также оказывается содействие в решении бытовых вопросов.
  2. Медико-ориентированный спектр услуг носит узконаправленный характер. Льготнику в силу его физической способности проводится обследование на дому или в стенах медицинского учреждения. Под эти задачи выделяется персонал.
  3. Смешанные.

За подобного рода помощью в социальные службы чаще всего обращаются одинокие пожилые люди с ограниченными возможностями. Они в первую очередь нуждаются в психологической поддержке. Медико-социальная помощь преследует цель ориентировать человека на ведение здорового образа жизни, реабилитировать, если возникла ситуация и пенсионер находится в замкнутом состоянии.

Одной из задач такой помощи является патронаж. Сотрудник соцзащиты ежедневно навещает закреплённых за ним пожилых людей, проводит оценку условий жизни, выясняет состояние здоровья, если имеется необходимость делает уборку в жилом помещении, приобретает продукты, медикаменты, решает бытовые проблемы своих подопечных, которыми являются:

  • пенсионеры старше 80 лет;
  • инвалиды;
  • участники ВОВ;
  • недееспособные лица.

Государственная социальная помощь в РФ оказывается на основании официального заявления льготника или иного гражданина, представляющего его интересы.

Социалка в натуральном виде

Региональная власть в силу своих ресурсов вправе поддерживать местное население не только финансово, но и продуктовыми наборами, топливом (углём, дровами), одеждой, жизненно важными медицинскими препаратами. Такие преференции предназначаются многодетным, малоимущим, одиноко проживающим пожилым людям. Натуральная форма социальной помощи в виде угля, дров, газа необходима тем, кто проживает в частном секторе, а продуктовые наборы пользуются спросом у граждан не имеющих своего приусадебного участка.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Специализированные учреждения стационарного пребывания предназначены для пожилых людей, которым необходим круглосуточный присмотр и медицинский уход. В силу некоторых обстоятельств пенсионеры либо самостоятельно принимают решение о переезде в дома-интернаты, либо инициаторами являются дети, которые по разным причинам не в состоянии обеспечить комфортные условия для нуждающегося в них человека.

Для оформления в пансионат требуется написать заявление в территориальный отдел социальной защиты населения. За проживание и уход в специализированном учреждении люди отчисляют практически всю пенсию. На личные расходы остаётся лишь четверть пособия по старости. При наличии свободных мест инвалиды или одинокие старики могут временно поселится в пансионате сроком от 2-х месяцев до полугода.

Программа пребывания включает пятиразовое питание, оказание медицинских услуг, проведение культурно-массовых мероприятий. Всё зависит от статуса учреждения, профессионализма сотрудников. Плачевная статистика показывает, что до 25% проживающих в пансионате стариков ежегодно умирают от одиночества.

Кому положена соцпомощь?

Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и
обратиться за соцпомощью могут:

  1. Нетрудоспособные граждане:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние иждивенцы;
  • лица, находящиеся на гособеспечении.
  1. Малоимущие.
  2. Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
  • безработные;
  • переселенцы;
  • беженцы;
  • люди без определённого места жительства;
  • пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).

За оказанием поддержки со стороны местных властей семья или человек, чей доход ниже среднего показателя прожиточного уровня, могут обратиться по месту жительства в территориальный орган.

Социальная защита детей

Государство оказывает содействие несовершеннолетним по трём направлениям:

  • в социальной сфере деятельности;
  • в семейном окружении;
  • в образовательном вопросе.

Права и обязанности детей, также, как и их родителей, прописаны в Семейном Кодексе РФ. В стране, в регионе, где проживает несовершеннолетний гражданин, власти обязаны обеспечить среду пребывания, которая будет отвечать всем требованиям правильного развития личности с точки зрения психического, физического состояния. Для этого работают социальные центры, районные кружки.

Образовательная сфера регламентирована и регулируется законодательно. Дети получают бесплатное начальное, общее, среднее-специальное, полное среднее и даже высшее образование, но на конкурсной основе. Также, начиная с детского сада, малоимущим родителям полагается субсидия, чтобы они смогли оплатить услуги пребывания детей в муниципальном учреждении. Школьники пользуются скидкой на питание. Со стороны государства оказывается материальная помощь к первому сентября. Родителям выделяются средства на приобретение одежды, канцелярии, обуви.

Медицинское обслуживание производится на бесплатной основе. Детям до трёх лет, а в многодетных семьях до 6-ти, участковым педиатром выписываются льготные рецепты на лекарство.

Социальная защита семьи

Поддержка имеет широкий спектр направлений, которые активно используются населением:

  • единовременные выплаты при рождении ребёнка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет;
  • ежемесячное семей;
  • налоговые вычеты;
  • жилищная субсидия;
  • льготное медицинское обслуживание многодетных, малоимущих, воспитывающих детей-инвалидов;
  • социальная помощь в натуральной форме (продуктовые наборы, уголь, дрова).

В регионах на усмотрение местных чиновников список льгот может быть расширен. Если льгота не предоставляется своевременно, то семья ставится на учёт. Когда подойдёт очередь, преференция будет исполнена.

Социальные услуги инвалидам

Люди, утратившие физическую возможность трудиться на благо страны, получают от государства пособие по инвалидности. Степень ограничения устанавливается комиссией ВТЭК в соответствии с чем человеку присваивается группа и назначается ежемесячная выплата, которая имеет классификацию:

  • трудовая пенсия по инвалидности полагается человеку, который какое-то время работал, а потом получил травму, повлекшую инвалидность;
  • государственная пенсия по инвалидности предназначается участникам и ветеранам ВОВ, жителям блокадного Ленинграда, жертвам техногенных катастроф, космонавтам;
  • социальная пенсия по инвалидности начисляется остальным людям с ограниченными физическими возможностями, а также детям-инвалидам.

Дополняет список льгот право на бесплатное медикаментозное обеспечение, профилактическое и восстановительное лечение в специализированных учреждениях. Для лиц с 3-ей группой инвалидности преференции доступны с 50% скидкой.

Маломобильные люди могут получить социальные услуги в виде:

  • оказания юридической помощи;
  • прикрепление патронажного социального работника;
  • ритуальные услуги.

На безвозмездной основе господдержка предусмотрена, если инвалид проживает один и у него нет родственников, которые могли бы его обеспечивать, а также при условии, что доход семьи ниже прожиточного минимума.

Помощь пожилым людям

Особого внимания заслуживают одинокие старики. Им государство предоставляет следующий вид
социальных услуг:

  • помощь соцработника;
  • льготное медицинское обслуживание;
  • специализированное лечение в госучреждениях, пансионатах;
  • консультативные центы для быстрой адаптации в обществе, если человек остался один.

Пенсионерам помощь может оказывается на дому или по месту нахождения учреждения.

Студентам

Федеральным законом «О государственной помощи» определён круг лиц, которым полагается финансовая мера поддержки. В этот список попадаю учащиеся среднего и высшего звена из малообеспеченных семей и одиноко проживающие малоимущие студенты. Если среднедушевой показатель доходов семьи ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте, то льготнику полагается социальная стипендия, но только если он обучается на очной форме.

Помощь для матерей-одиночек

Социальная политика и Семейный Кодекс сходятся в одном: дети не должны быть ущемлены в правах, если их воспитывает один родитель. Статус матери-одиночки носит федеральный характер и средства выделяются из госбюджета под следующие гарантии:

  • ежемесячные выплаты на детей;
  • пособие (региональное) до достижения иждивенцев 14-ти лет либо 16-ти, в некоторых субъектах помощь оказывается до достижения 18-ти или 23-летнего возраста;
  • натуральная помощь:
  • преимущество в поступлении в дошкольные, школьные учреждения;
  • обеспечение медикаментами;
  • субсидия на оплату ЖКХ, детского сада, школьного питания.

Поддержка оказывается в том случае, если доказан социальный статус заявителя.

Порядок и сроки предоставления

За назначением помощи заявителю необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты по месту проживания либо написать заявление и подкрепить его документами, подтверждающими низкий уровень доходов (справка с работы о заработной плате), в МФЦ.

Срок рассмотрения обращения составляет 10 рабочих дней, после чего в адрес заявителя направляется письмо с информацией о назначении льготы или оказании адресной социальной помощи.

Основания для отказа и прекращения предоставления

К причинам для вынесения отрицательного вердикта можно отнести лишь одно серьёзное основание – недостоверность фактов. Если уровень доходов семьи не был подтверждён или статус льготника, то социальные службы вправе отказать в предоставлении преференций.

Государственная политика направлена на поддержание населения с низкими доходами. О мерах социальной помощи необходимо знать и пользоваться, если статус это позволяет делать. Обновлённая информация имеется на официальном сайте местного органа. С ней следует ознакомиться и подать своевременно заявление.

Государственная социальная помощь предполагает выделение финансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в состав какого-либо незащищенного слоя.

Законодательное регулирование вопроса

Самым главным документом, гарантирующим государственную помощь населению, является Конституция РФ.

Именно здесь говорится о социальной основе страны, о создании условий для достойного существования и свободного развития личности.

Информация о правовых и организационных основах оказания финансовой поддержки семьям и одиноким гражданам, уровень дохода которых не достигает , содержится в Федеральном законе № 178, принятом Думой в 1999 г.

В одноименном законе «О государственной социальной помощи» закреплены сведения об источниках, видах, размерах, о порядке назначения пособий и прочих важных вопросах.

Не менее важным является Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ», датированный 1997 г.

Понятие и цели предоставления

Государственная поддержка выражается в предоставлении определенных выплат (компенсаций, субсидий, пособий), а также в выделении товаров жизненного значения гражданам, относящимся к .

Важнейший принцип поддержки состоит в ее программ (денежных выплат).

Подобный подход позволяет максимально верно идентифицировать нуждающегося посредством следующих методов :

В условиях современной экономики социальная политика занимает весьма важное место, т.к. направлена на решение следующих целей:

  • улучшение уровня жизни населения;
  • повышение таких важных показателей, как качество и конкурентоспособность рабочей силы;
  • доход от выполнения должностных обязанностей должен быть основным источником финансовых средств граждан, а также стимулом для развития различного рода производств;
  • эффективное контролирование реального уровня дохода, например, посредством сверки декларируемого дохода с фактически произведенными расходами;
  • обеспечение взвешенности в занятости граждан (недопущение большого числа и высвобождение излишней рабочей силы);
  • усиление адресности социальной поддержки посредством усиленного контроля уровня дохода в семьях и оказания помощи на основе поданных заявлений.

Виды господдержки

Статья 12 федерального закона «О государственной социальной помощи» предусматривает предоставление :

Социальные пособия можно охарактеризовать при помощи следующих признаков:

  1. Безвозмездность, т.е. гражданин, получивший выплату, не обязан ее возвращать.
  2. Фиксированный размер. Закон не содержит сведений об определенной сумме, но устанавливает предельное значение. Обычно государственная помощь напрямую зависит от уровня дохода обратившегося за ней гражданина и членов его семьи. Оба значения в сумме не могут быть выше, чем прожиточный минимум.
  3. Материальная помощь. Современная ситуация в стране такова, что уровень дохода многих граждан пребывает в очень плачевном состоянии, т.е. средств не хватает даже на первостепенные потребности: еда, одежда, лекарства.
  4. Выплату производит соответствующий бюджет. Материальная помощь может оказываться гражданам из бюджета любого уровня.
  5. Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может потратить только в направлениях, описанных в законе.

Государство может также осуществлять компенсационные выплаты, например, возмещать ранее оплаченные квитанции по коммунальным расходам.

На поддержку в натуральном выражении может рассчитывать:

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.

Состав продуктового набора определяет местная администрация. Зачастую в него включают: муку, крупы, макароны, сливочное и растительное масло, колбасу и т.д. Цена такого комплекта составляет 480 руб.

Семьи и одинокие граждане с низким уровнем дохода могут обращаться за предоставлением :

  • бесплатного горячего питания;
  • банных услуг;
  • твердого топлива.

Кому положена

Государство оказывает помощь :

Для получения государственной поддержки социального характера нужно подать письменное заявление и бумаги, подтверждающие состав семьи, в отделение социальной защиты в соответствии с местом постоянного проживания.

Если причина обращения за помощью таится в трудных жизненных обстоятельствах, то следует позаботиться о сборе бумаг, подтверждающих факт наступления того или иного события.

Социальная защита обычно проводит дополнительную проверку представленных заявителем сведений.

Если гражданин сообщил недостоверную информацию или умолчал о чем-то, то из управления социальной защиты может прийти отрицательный ответ.

В нижеперечисленных ситуациях помощь может быть не назначена или прекращена :

  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Порядок и сроки предоставления

Назначить государственную поддержку может социальная защита, отвечающая за территорию, на которой проживает или пребывает одиноко живущий гражданин или ячейка общества с низким уровнем дохода. Все необходимые действия осуществляются только в том случае, если человек направил письменное заявление с соответствующей просьбой в МФЦ или орган, отвечающий за предоставление помощи.

У отделения социальной защиты имеется 10 дней на рассмотрение заявления, направленного гражданином и составление ответа с положительным решением или с обоснованным отказом. Если же требуется осуществление дополнительного контроля, например, в отношении представленных сведений о получаемом доходе, то социальная защита может ограничиться направлением предварительного ответа, оповещающего о проведении проверки. Тогда и срок вынесения окончательного вердикта меняется на 30 дней с момента сдачи заявления.

Основания для отказа и прекращения предоставления

В соответствии с действующим законодательством отказать в государственной поддержке могут на следующих основаниях : наличие неполноты или неточности в предоставляемой информации о численном составе семьи, об уровне дохода и об имеющемся в собственности имуществе.

Если гражданин не согласен с отказом, то он имеет право обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты или в суд.

На каждого получателя государственной поддержки возлагается обязанность по информированию об изменениях, касающихся состава семьи, дохода и имущества в течение 14 дней со дня, ознаменовавшегося изменениями.

Т.е., если случилось долгожданное повышение уровня заработной платы главы семейства, ввиду чего величина среднедушевого дохода превысила прожиточный минимум, то данная семья перестает быть малоимущей и, соответственно, не нуждается в материальной поддержке государства. Прекращение выплат производится с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошли изменения.

О реализации Федерального закона №178 смотрите в следующем видеосюжете: