Конституционные основы понятие местного самоуправления. Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные основы местного самоуправления в РФ. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения владения пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Принципы организации местного самоуправления: гарантированность Конституцией как выражение власти народа; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


90. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.

Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления закреплены ст. 130–133 Конституции РФ 1993 г.

Местное самоуправление – способ организации и осуществления власти на местах, обеспечивающий самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

Принципы организации местного самоуправления:

Гарантированность Конституцией как выражение власти народа;

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

Учет мнения населения по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

Запрет на ограничение прав органов местного самоуправления;

Осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Система органов местного самоуправления, их полномочия.

Система органов местного самоуправления

1. Выборные (представительные) органы местного самоуправления.

2. Главы муниципальных образований, иные выборные лица местного самоуправления.

3. Органы территориального общественного самоуправления и создаваемые ими органы.

4. Иные органы и должностные лица местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления:

Принятие и изменение уставов муниципальных образований;

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

Установление местных налогов и сборов;

Комплексное развитие муниципального образования;

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования. Здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

Регулирование планировки и застройки территории;

Контроль за использованием земель, водных объектов. Недр и др. ресурсов;

Строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории;

Решают иные вопросы.

Компетенция законодательных (представительных) и исполнительных органов, а также главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования.

По соглашению между органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ или субъектов РФ часть полномочий органов государственной власти может быть передана органам местного самоуправления. В этом случае им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства на реализацию соответствующих федеральных программ и программ субъектов РФ.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20140. Конституционные основы организации местного самоуправления 44.77 KB
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...
328. Правовые и организационные основы местного самоуправления 32.85 KB
Это в частности выразилось в повышение интереса к самостоятельности органов местного самоуправления. Местное самоуправление призвано обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения владение пользование и распоряжение муниципальной собственностью ст. Под самостоятельностью местного самоуправления понимается невмешательство государства в деятельность органов местного самоуправления.
335. Понятие и правовые основы формирования и деятельности местного самоуправления 10.91 KB
Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Правовую основу деятельности местных органов составляют конституции а также акты издаваемые центральными законодательными органами или в федеративных государствах представительными органами субъектов федерации. Важным источником...
307. Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления 10.6 KB
Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.
290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция, федеральные конституционные законы, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Понятие «местное самоуправление» впервые получило законодательное закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот Закон устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного ее звена, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

В соответствии с данным Законом был принят Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который ввел понятие «муниципальная собственность», наделил Советы и соответствующие органы управления собственной компетенцией, заменил исполнительные комитеты на местные администрации, возглавляемые Главой, действующим на основе единоначалия, подотчетные соответствующим местным Советам и вышестоящим исполнительным органам в пределах их компетенции.

Закон подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления и их компетенцию. Республики в составе Российской Федерации были наделены правом принимать законодательные акты по вопросам местного самоуправления.

После подписания 31 марта 1992 г. Федеративного договора, отнесшего установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов, право на собственное правовое регулирование местного самоуправления получили и остальные субъекты РФ.

Нормы Закона «О местном самоуправлении в РСФСР», регламентирующие полномочия местной администрации (ст. 49-76) и вопросы организации территориального общественного самоуправления, действовали в части, не противоречащей Конституции, и после принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Важнейшим документом, регламентирующим осуществление местного самоуправления в России, является Конституция . В Конституции были впервые закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов федерации. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.

Конституция закрепляет целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся: 1) институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3, 8, 9,12); 2) институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); 3) институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной (муниципальной) власти (ст. 130-133).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998 г. Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, предусматривается свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).

Конституция, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).

Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления (ст. 131);
б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления (ст. 131);
в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств
при наделении их отдельными государственными полномочиями (ст. 132);
г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти (ст. 133);
д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133).

Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40, 41 и 43 определяют направления деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования.

Вопросы местного самоуправления напрямую затрагиваются в общей сложности в девятнадцати статьях Конституции и являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

Особое место в системе правовых основ местного самоуправления занимают Постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотворческим, однако, его решения имеют общеобязательный характер. Постановления Конституционного Суда РФ содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку определения и изменения территориальных основ местного самоуправления, определению структуры органов местного самоуправления, взаимоотношениям муниципальных и государственных органов власти, порядку делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления, осуществлению государственного (административного) контроля за органами местного самоуправления, порядку приватизации отдельных объектов муниципальной собственности, защите муниципальных избирательных прав граждан, порядку отзыва выборных лиц местного самоуправления, бюджетному устройству и т. д.

В то же время, признание за решениями Конституционного Суда РФ нормативного значения не должно вести к их отождествлению с законами и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция, федеральные конституционные законы, Закон о местном самоуправлении 2003 г., другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Понятие «местное самоуправление» впервые получило законодательное закрепление в Законе СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Этот Закон устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного ее звена, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц. В качестве основы местного хозяйства закреплялась коммунальная собственность.

В соответствии с данным Законом был принят Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР», который ввел понятие «муниципальная собственность», наделил Советы и соответствующие органы управления собственной компетенцией, заменил исполнительные комитеты на местные администрации, возглавляемые Главой, действующим на основе единоначалия, подотчетные соответствующим местным Советам и вышестоящим исполнительным органам в пределах их компетенции.

Закон подробно регламентировал формы организации и деятельности органов местного самоуправления и их компетенцию. Республики в составе Российской Федерации были наделены правом принимать законодательные акты по вопросам местного самоуправления.

После подписания 31 марта 1992 г. Федеративного договора, отнесшего установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов, право на собственное правовое регулирование местного самоуправления получили и остальные субъекты РФ.

Нормы Закона «О местном самоуправлении в РСФСР», регламентирующие полномочия местной администрации (ст. 49-76) и вопросы организации территориального общественного самоуправления, действовали в части, не противоречащей Конституции, и после принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Важнейшим документом, регламентирующим осуществление местного самоуправления в России, является Конституция . В Конституции были впервые закреплены важнейшие начала организации и деятельности местного самоуправления, определены его место и роль в государственно-правовой структуре российского общества.

Конституционное регулирование местного самоуправления не имеет аналогов в зарубежных федеративных государствах, где регламентация местного самоуправления отнесена к ведению субъектов федерации. Специфические условия возрождения и развития местного самоуправления в России предопределили необходимость прямого, активного влияния федеральных органов государственной власти и, соответственно, федерального законодательства на процессы формирования и деятельности местного самоуправления. Поэтому в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования муниципальной власти.

Конституция закрепляет целый комплекс норм и институтов муниципально-правового значения, к которым относятся: 1) институты местного самоуправления как основа конституционного строя, одна из форм народовластия (ст. 3, 8, 9,12); 2) институты правового положения человека и гражданина в системе местного самоуправления (ст. 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46); 3) институты организации и функционирования местного самоуправления как особой публичной (муниципальной) власти (ст. 130-133).

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. На основании этой нормы правовым фундаментом местного самоуправления в России стала Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., подписанная Россией в 1996 и ратифицированная в 1998 г. Признавая местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, Европейская Хартия закрепляет общие принципы построения местного самоуправления, права и гарантии его защиты. Хартия обязывает все государства, подписавшие ее, применять основополагающие принципы, гарантирующие политическую, административную и финансовую самостоятельность местных сообществ в условиях децентрализации власти.

В Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, предусматривается свобода действия местного самоуправления по любому вопросу своей компетенции, полнота и исключительность полномочий местного самоуправления, самостоятельность определения своей внутренней административной структуры. Согласно Хартии, статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление полномочий, а административный контроль применяться только для обеспечения законности и конституционных принципов. За местным самоуправлением закрепляется право на обладание собственными финансовыми средствами и право свободно ими распоряжаться.

Конституция закрепляет в соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности (ст. 8); о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ст. 132).

Конституция, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии (ст. 130, 132). Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления: вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 130, 132).

Конституция устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

а) самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления (ст. 131);
б) необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления (ст. 131);
в) обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств
при наделении их отдельными государственными полномочиями (ст. 132);
г) компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти (ст. 133);
д) запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав (ст. 133).

Не менее важные нормы установлены во второй главе Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина: согласно ст. 18, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность местного самоуправления; в ст. 32 за гражданами России закрепляется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в соответствии со ст. 33 граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40, 41 и 43 определяют направления деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства, медицинского обслуживания, основного общего и среднего профессионального образования.

Вопросы местного самоуправления напрямую затрагиваются в общей сложности в девятнадцати статьях Конституции и являются нормами прямого действия, подлежат непосредственному применению, в том числе судебными органами.

Особое место в системе правовых основ местного самоуправления занимают Постановления Конституционного Суда РФ. Данный судебный орган не является правотворческим, однако, его решения имеют общеобязательный характер. Постановления Конституционного Суда РФ содержат целый комплекс положений, имеющих нормативный характер и относящихся к порядку определения и изменения территориальных основ местного самоуправления, определению структуры органов местного самоуправления, взаимоотношениям муниципальных и государственных органов власти, порядку делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления, осуществлению государственного (административного) контроля за органами местного самоуправления, порядку приватизации отдельных объектов муниципальной собственности, защите муниципальных избирательных прав граждан, порядку отзыва выборных лиц местного самоуправления, бюджетному устройству и т. д.

В то же время, признание за решениями Конституционного Суда РФ нормативного значения не должно вести к их отождествлению с законами и иными нормативно-правовыми актами.

Для развития современной России особое значение местного самоуправления связано с тем, что оно является одной из основ конституционного строя России, а органы местного самоуправления – органами публичной власти на местах.

Местное самоуправление - самостоятельная и под свою ответственность деятельность граждан по решению вопросов местного значения, осуществляемая на уровне, следующем за уровнем субъекта Федерации. 6 октября 2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который преследует цель повышения эффективности местных органов власти. Совместно с другими законодательными актами закон направлен также на решение задачи более четкого разграничения полномочий между уровнями власти, по их обеспечению финансово-бюджетными средствами. В субъектах Федерации реализация закона предусмотрена с 1 января 2006 года.

Конституционные основы местного самоуправления составляют следующие положения:

· органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, органам местного самоуправления предоставляется возможность участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это предусмотрено федеральным законодательством. Это участие не является обязанностью органов местного самоуправления. Оно также не является основанием для выделения местным бюджетам дополнительных средств из вышестоящих бюджетов;

· местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

· население муниципальных образований самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью;

· население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления;

· границы муниципальных территорий не могут быть изменены без учета мнений жителей данных территорий;

· местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные органы местного самоуправления.

В предмет ведения органов местного самоуправления, закрепленных конституционно, входят :

Управление муниципальной собственностью;

Установление местных налогов и сборов;

Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

Осуществление охраны общественного порядка;

Иные вопросы местного значения.

Кроме того, муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Местное самоуправление может осуществляться гражданами непосредственно или через органы местного самоуправления .

Формами непосредственного осуществления местного самоуправления являются:

· местный референдум;

· муниципальные выборы;

· собрание (сход) граждан;

· народная правотворческая инициатива;

· обращения граждан в органы местного самоуправления;

· территориальное общественное самоуправление.

Местный референдум проводится по вопросам местного значения, и его решения по юридической силе выше актов органов местного самоуправления.

Местный референдум проводится обязательно в случае изменения границ территории , а также при определении структуры органов местного самоуправления. Местный референдум назначается органом местного самоуправления. В референдуме могут участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования и имеющие право голоса. Голосование проходит тайно. Решение местного референдума является обязательно и не нуждается в дополнительном утверждении.

Самой распространенной формой непосредственного народного волеизъявления являются муниципальные выборы . Они проходят на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С помощью выборов формируются как представительные, так и исполнительные органы местного самоуправления.

Устав муниципального образования может предусматривать возможность собраний (сходов) граждан , на которых решаются локальные вопросы. Непосредственно затрагивающие интересы жителей отдельных районов муниципальных образований.

Народная правотворческая инициатива – внесение населением в органы местного самоуправления проектов правовых актов по вопросам местного значения – должна быть обязательно рассмотрена на открытом заседании с участием представителей населения, а также является одной из форм прямого народного волеизъявления. К данным формам относятся и индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы местного самоуправления и к их должностным лицам . Последние обязаны дать ответ на данные обращения в течение месяца.

Территориальным общественным самоуправлением является самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, кварталов, улиц) для самостоятельного осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или создаваемыми им органами территориального общественного самоуправления.

Помимо непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, оно может проводиться через органы местного самоуправления и их должностных лиц . Наличие данных органов в муниципальных образованиях обязательно. По общему правилу, это представительный орган местного самоуправления и глава муниципального образования. Разновидность, наименование, сроки их полномочий определяются муниципальными образованиями самостоятельно и закрепляются в уставе. Представительный орган и глава избираются населением на основе общего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Данные органы наделяются собственной компетенцией, а депутаты представительного органа, глава – особым статусом. Глава может избираться и представительным органом.

Современные проблемы деятельности органов местного самоуправления . Для решения вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения в распоряжение муниципальных образований передаются финансовые и материальные ресурсы. За их счет местные органы публичной власти должны организовывать предоставление населению товаров и услуг. В связи с этим, муниципальные образования разрабатывают соответствующие муниципальные планы и программы, на основе которых должны осуществляться расходы из местных бюджетов и вся экономическая деятельность местных органов власти. Вместе с тем, в настоящее время у органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для реализации планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований. Недостаточность доходных источников местных бюджетов не позволяет органам местного самоуправления обеспечивать полное и качественное исполнение своих полномочий.

Одной из основных причин ухудшения финансового положения муниципальных образований стало закрепление за муниципальными образованиями дополнительных вопросов местного значения без передачи местным бюджетам соответствующих доходных источников. Например, в течение 2004-2005 годов федеральным законодательством к компетенции муниципальных образований были отнесены вопросы развития малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, организации мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке муниципальных мероприятий и другие.

В период реформирования местного самоуправления возникает и проблема формирования муниципальной собственности, связанная с тем, что перечни вопросов местного значения муниципальных образований не полностью идентичны перечню имущества, которое может находиться у них в собственности. В законодательстве не предусмотрен правовой механизм создания совместной долевой собственности муниципальных образований, а также не приняты правила учреждения организаций на основе совместной долевой собственности муниципальных образований. Это затрудняет передачу в муниципальную собственность сетей и предприятий электоро-, тепло-, газо- и водоснабжения, обслуживающих территории нескольких муниципальных районов.

Наибольшими проблемами муниципального хозяйствования является жилищно-коммунальное хозяйство, бремя содержания которого в полном объеме возложено на органы местного самоуправления.

Таким образом, реформа местного самоуправления особо нуждается в детальной экономической проработке и надлежащем правовом обеспечении.

ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

План:

1. Предмет, метод и источники гражданского права.

2. Понятие гражданского правоотношения.

3. Субъекты и объекты гражданского права.

4. Обязательства в гражданском праве.

5. Право собственности.


Похожая информация.


Под местным самоуправлением понимается форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

При уяснении сущности местного самоуправления необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, местное самоуправление однозначно признается в качестве самостоятельного уровня публичной власти (прежде местное самоуправление определялось как деятельность населения определенной территории), следовательно, местное самоуправление обладает всеми основными признаками и свойствами власти и может осуществляться в двух основных формах народовластия: непосредственно и опосредованно, т. е. через органы местного самоуправления. Во-вторых, самостоятельность местного самоуправления не безгранична: оно может осуществляться в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми в соответствии с федеральными законами. В-третьих, автономность и самостоятельность местного самоуправления не означают полной его изолированности, многие вопросы местного значения население не в состоянии решать самостоятельно, в то же время некоторые государственные функции эффективно могут выполняться органами публичной власти на местах. Поэтому Конституция РФ, закрепляя положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Данное конституционное положение корреспондирует и Европейской хартии местного самоуправления, п. 3 ст. 4 которой закрепляет, что осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

Функционирование местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется на правовой, территориальной, экономической основах (иногда выделяют и иные основы: демографическую, организационную, финансовую и др.).

Правовую (нормативную, источниковую) основу местного самоуправления в России образуют:

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы; важное значение имеет, в частности, Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1985 г., ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.);

федеральные конституционные законы и федеральные законы (помимо базового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» важное значение имеют Федеральные законы от 10.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (утрачивает силу с 1 января 2006 г.), от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», от 26.11.1996 № 13 8-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», от 20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 14.07.1992. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» и др);

федеральные нормативные правовые акты подзаконного характера: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (важное значение имеет, в частности, Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных направлений политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации»);

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (в настоящее время специальные законы приняты практически во всех российских регионах, поскольку в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ1 установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов);

муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и др. Муниципальные правовые акты могут приниматься населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие акты подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования; уставы муниципальных образований подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.

Территориальную основу местного самоуправления составляют территории муниципальных образований. В России насчитывается более 150 тыс. населенных пунктов. Не все они являются муниципальными образованиями (муниципальных образований более чем в десять раз меньше), однако в результате реформы местного самоуправления количество муниципальных образований должно многократно увеличиться (хотя во многих российских регионах избран путь укрупнения муниципальных образований). Именно территория муниципального образования определяет пространственный предел осуществления местного самоуправления, действия муниципальных правовых актов.

Муниципальное образование включает территории прежде всего городских и сельских поселений, а также межселенные территории (территории, находящиеся вне границ поселений). Закон предусматривает следующие виды муниципальных образований:

городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями);

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.);

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района;

внутригородскую территорию города федерального значения - часть территории города федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований, а также основания для их объединения, разделения, изменения статуса городского поселения устанавливаются законами субъектов РФ на основе ряда принципов: в частности, размеры территории поселения определяются с учетом численности его населения, границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта, территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения, границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения, изменение границ муниципальных образований допускается только с учетом мнения (а иногда - и с согласия) населения соответствующих территорий и др.

Экономическую (имущественную, материально-финансовую, финансово-экономическую) основу местного самоуправления составляют:

муниципальная собственность;

средства местных бюджетов;

имущественные права муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность в Российской Федерации признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (частной и государственной). Имущество, которое может находиться в собственности отдельных видов муниципальных образований - поселений, муниципальных районов и городских округов - несколько различается, что обусловлено предметами ведения соответствующих муниципальных образований. Субъектом права муниципальной собственности является население муниципального образования, однако осуществляют правомочия собственника органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), формируемый за счет различных источников: средств самообложения граждан; доходов от местных налогов и сборов; доходов от региональных налогов и сборов; доходов от федеральных налогов и сборов; дотаций, субвенций, субсидий, иных средств финансовой помощи (в том числе на безвозмездной основе) из бюджетов других уровней; доходов от имущества, находящегося в муниципальной собственности, части прибыли муниципальных предприятий; штрафов; добровольных пожертвований и иных поступлений. Финансовые полномочия осуществляются органами местного самоуправления в строгом соответствии с нормами бюджетного и налогового законодательства. Именно проблема обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований является основной в становлении местного самоуправления в России, и именно в связи с нерешенностью этой проблемы вступление в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсрочено до 2006 г.