Льготы жертвам репрессий. Возмещение вреда жертвам политических репрессий Исковое заявление об установлении компенсационных выплат репрессированным

Возмещение вреда юридическим лицам.

Реабилитированного производится по ходатайству реабилитированного на основании судебного решения, вынесенного в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав

Восстановление иных прав реабилитированного.

Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских, почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.

Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, независимо от их вины, возмещается государством в описанном выше порядке в полном объеме.

Однако речь идет не о возмещении вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, как это имеет место в случае лиц физических, поскольку юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. В данном случае возмещается вред, наступивший в результате незаконного применения мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства (обыска, выемки, наложения ареста на имущество и т.д.). Юридическим лицам возмещается лишь имущественный вред, а также устраняются или компенсируются

последствия вреда, причиненного их деловой репутации. Возмещение имущественного вреда юридическим лицам производится по правилам ст. 135 УПК РФ, установленным и для физических лиц.

Устранение последствий или денежная компенсация вреда, причиненного их деловой репутации, осуществляются по правилам, установленным соответственно ст.136 УПК РФ и ст. 152 ГК РФ.

репрессий.

Законом предусмотрено и возмещение вреда жертвам политических репрессий. Собственно, политические репрессии возможны в любом, даже цивилизованном государстве. Это явление характерно и для России. Достаточно вспомнить печально известный период «сталинских репрессий», когда сотни тысяч ни в чем не повинных людей были не просто привлечены к уголовной ответственности и брошены в лагеря, а даже казнены практически без суда и следствия.Их дела рассматривались так называемыми «тройками», т.е. специально назначаемыми судьями в количестве трех человек, в закрытом судебном заседании, причем без права на защиту с помощью защитника, т.е. профессионального адвоката, и без права на обжалование. Очень многим были вынесены смертные приговоры, которые исполнялись почти немедленно. Это ли не пример ужасающего произвола и беззакония!


Только в период так называемой «хрущевской оттепели» государство впервые сделало попытку разобраться в случившемся, освободить незаконно и необоснованно осужденных лиц и признать за ними право на реабилитацию. Естественно, право на реабилитацию признано и за теми, кто заплатил своими жизнями за судебный произвол. С требованиями о возмещении вреда, причиненного казненным, вправе обратиться их наследники, близкие родственники и родственники.

Лиц, незаконно и необоснованно осужденных в период «сталинских репрессий» было так много, что процесс их реабилитации растянулся на десятилетия и практически не закончен до настоящего времени. Мало того, репрессиям подвергались и их родственники, как близкие, так и дальние. Не щадили даже детей. Не только целые семьи, а целые народы высылались в глухие районы Сибири. При этом никто даже не вспоминал о том, что бремя наказания должно нести только лицо, признанное на основании приговора суда виновным в совершении преступления. Соответственно, у родственников незаконно репрессированных лиц также возникает право на реабилитацию.

К сожалению, со смертью Сталина период политических репрессий отнюдь не закончился. Людей, недовольных политикой, проводимой государством в годы советской власти, было очень много. Государство продолжало преследовать всех инакомыслящих. Только способы борьбы с ними стали более изощренными. Например, этих людей объявляли психически больными и принудительно помещали в психиатрические больницы якобы на лечение. Многие в конечном счете действительно превратились в психически неполноценных. Государство практиковало также лишение инакомыслящих советского гражданства и высылку их из страны.

Если ныне действующий УК РФ во главу угла ставит охрану прав и законных интересов личности и, в первую очередь, жизни и здоровья человека, то прежнее уголовное законодательство приоритетной ценностью считало интересы государства, и наиболее жестоко карались именно преступления против интересов государства. В свое время даже за хищение государственного имущества в особо крупных размерах (ст. 92 УК РСФСР) была предусмотрена смертная казнь.

Главным и основным источником норм права, устанавливающих правовой статус лиц, пострадавших от политических репрессий, и условия возмещения причиненного им вреда, является принятый 18 октября 1991 года Закон № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». Этот законодательный акт призван восстановить справедливость в отношении тех, кто был подвергнут политическим репрессиям на территории России с 1917 года и упорядочить все ранее принятые решения, касающиеся реабилитации жертв политических репрессий.

Под политическими репрессиями в Законе понимаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями (ст. 1).

Очевидно, что политические репрессии могут быть применены только к физическим лицам. Закон называет четыре категории таких лиц:

  • 1) граждане Российской Федерации, граждане государств - бывших союзных республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
  • 2) лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, репрессированные советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);
  • 3) иностранные граждане, репрессированные по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Следует уточнить, что вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами;
  • 4) дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Первые три категории подпадают под определение «жертва политических репрессий». Четвертая категория лиц именуется «пострадавшими от политических репрессий». Эти два понятия не однородны по своему содержанию. Такой вывод можно сделать из анализа положений Закона, касающихся возмещения вреда. Закон создает для пострадавших от политических репрессий иной по сравнению с «жертвами» правовой статус, в частности уменьшает объем предусмотренных компенсаций.

В этой связи примечательна позиция Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшая отражение в Постановлении от 23 мая 1995 г. N 6-П по делу о проверке конституционности статей 2.1 и 16 Закона от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешниковой СПС «Гарант»..

Гражданка З. В. Алешникова обратилась в Конституционный Суд с жалобой на нарушение ее конституционных прав статьями 2.1 и 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли конституционным правам и свободам граждан положения части первой статьи 2.1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".

Заявительница - гражданка З. В. Алешникова, 1931 года рождения, проживала до 1942 года вместе с родителями в Сталинградской области. В 1942 году ее родители были повторно репрессированы в административном порядке как социально опасные лица, в связи с чем она вместе с семьей была насильственно выселена с места своего проживания. В 1993 году родители З. В. Алешниковой были реабилитированы УВД Волгоградской области на основании пункта "в" статьи 3 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий", а она на основании абзаца 1 части первой статьи 2.1 того же Закона была признана пострадавшей от политических репрессий.

Полагая, что к ней политические репрессии применялись непосредственно, З. В. Алешникова обращалась в органы социального обеспечения, в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой признать ее необоснованно репрессированной и распространить на нее все компенсации, предусмотренные для этой категории лиц статьей 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий"

Конституционный Суд установил, что рассматриваемое положение абзаца 1 части первой статьи 2.1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" по существу и по смыслу, придаваемому ему на практике, устанавливает необоснованные и несправедливые различия (в том числе связанные с возрастом) в отношении определенной категории граждан, признаваемых пострадавшими от политических репрессий, по сравнению с необоснованно репрессированными, хотя к ним применялись такие же меры репрессий по политическим мотивам. Подобное истолкование нормы Закона фактически приводит к дискриминации жертв политических репрессий по возрасту, поскольку заведомо лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию. Данное положение было признано неконституционным и не подлежащим применению.

С аналогичной жалобой обращался также гражданин Пинхасик М. Л. В связи с чем Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 18 апреля 2000 года № 103-О СПС «Гарант»..

Закон 1991 года содержит исчерпывающий перечень реабилитирующих оснований, в соответствии с которыми лица, подвергнутые политическим репрессиям, подлежат реабилитации (ст. 3). Но Закон также определяет и перечень нереабилитирующих оснований - оснований, по которым лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

  • 1) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
  • 2) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
  • 3) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;
  • 4) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии.

Так, 30 мая 1997 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ было вынесено Определение об отказе в реабилитации Нуортевой К. А. СПС «Гарант». Последняя будучи в 1942 г. направлена в Финляндию, т.е. в тыл противника, для выполнения специальных заданий органов госбезопасности, изменила Родине, сообщила врагу о полученном ею задании и выдала лиц, связанных с ней по работе в пользу советской разведки. Изменническая деятельность Нуортевой подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что Нуортева по ст. 58 УК РСФСР осуждена правильно, в связи с чем оснований для ее реабилитации не имеется. На основании чего судебная коллегия определила: признать Нуортеву Кертту Александровну обоснованно репрессированной и реабилитации не подлежащей.

О возмещении вреда лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет рассмотрено в Главе 3 работы.

Закон 1991 года не является единственным источником норм права, касающихся реабилитации.

На основании него был принят целый ряд специальных нормативных актов, одни из которых устанавливают специальные правила для отдельных групп реабилитированных (Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 г. № 5291-I «О реабилитации российских финнов», Постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. № 4721-I «О реабилитации российских корейцев», Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. № 3321-I «О реабилитации казачества»), другие детализируют положения Закона и направлены на его исполнение (Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 г. № 12 «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий», Указ Президента РФ от 23 апреля 1996 г. № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», Постановление Правительства РФ от 16 марта 1992 г. № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставления льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 г. N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области").

ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВОЗМЕЩЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО ЖЕРТВАМ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

____
Утратил силу на основании Указа губернатора Пермской области от 11.11.2004 N 167 , вступающего в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.
___

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" , принятого в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , в целях способствования оптимальному, в меру имеющихся возможностей, выполнению положений Закона постановляю:

1. Главам администраций городов и районов области:

1.1. Организовать работу по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории Пермской области, в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 926 и рекомендациями, изложенными в приложениях 1, 2, 3.

1.2. Расходы по возмещению материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий, включая расходы по пересылке начисленных денежных сумм, производить из средств кассовой наличности местных бюджетов с последующим возмещением из федерального бюджета, согласно указу губернатора области от 26.05.99 N 23 "О порядке предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" , и механизме финансирования затрат на реализацию закона.

(п. 1 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 (ред. 26.05.1999))

2. пункт исключен. - Постановление Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347 .

3. Областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий:

провести с привлечением специалистов финансового управления и комитета социальной защиты населения с главным управлением социального обеспечения администрации области в I квартале 1995 семинар по вопросам восстановления прав жертв политических репрессий;

рассматривать жалобы граждан на не удовлетворившие их решения местных администраций о возмещении материального ущерба, принимать по ним заключения и представлять для рассмотрения в областную администрацию.

Осуществлять контроль за порядком рассмотрения заявлений граждан и принятием решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий.

от 17.09.1996 N 347)

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя губернатора области Сергеева В.Г.

Губернатор области
Б.Ю.КУЗНЕЦОВ

Приложение N 1. РЕКОМЕНДАЦИИ по приему, регистрации и учету заявлений граждан по вопросам возмещения имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

даты поступления и порядкового номера (для количественного учета) с индексом "п" - доставлено по почте, или "л" - доставлено лично;

Ф.И.О. заявителя, его адреса, номера телефона;

Ф.И.О. бывшего владельца имущества, степени его родства с заявителем;

когда, где и кем было конфисковано, изъято или иным путем отчуждено (в дальнейшем тексте - конфисковано), либо реализовано имущество.

В журнале перечисляются также документы, приложенные к заявлению, с указанием их номера, даты, наименования учреждения, выдавшего документ.

К заявлению прилагаются следующие документы:

документ о реабилитации владельца имущества;

документы, устанавливающие факт конфискации имущества, подтверждающие характер, количество и состояние конфискованного имущества, либо подтверждающие отсутствие (несохранность) архивных сведений (если документы о конфискации имущества не приложены, в журнале делается соответствующая запись и направляется запрос в архивные и правоохранительные органы);

документы, подтверждающие наследственные права заявителя;

свидетельство о смерти владельца имущества (или заменяющий его документ);

свидетельство о рождении наследника (или заменяющий его документ);

свидетельство о браке (для сменивших родительскую фамилию);

другие документы (например, соглашение между наследниками).

В качестве документов, заменяющих свидетельство о смерти, могут быть представлены:

справка о посмертной реабилитации, выданная органами прокуратуры или судебными органами;

архивная справка органов МВД о смерти в местах лишения свободы или на спецпоселении, в ссылке, высылке.

В качестве документов, заменяющих свидетельство о рождении, могут быть представлены:

справка о соответствующей записи в метрической книге;

архивная справка органов МВД реабилитационного характера (или о признании пострадавшим от политических репрессий), если в ней имеются сведения о дате и месте рождения заявителя, о фамилии, имени, отчестве его родителей;

выписка из следственного архивного дела на родителя заявителя, в которой имеется запись с перечислением членов семьи и датами их рождения.

Перечисленные архивные документы принимаются во внимание при наличии официальных отказов органов ЗАГС в предоставлении свидетельств в связи с несохранившимися данными и заверенной выписки из паспорта.

Прилагаемые к заявлению официальные документы должны быть подлинниками или нотариально заверенными копиями. Комиссиям разрешается при личном приеме документов самостоятельно заверять копии, сверенные с представленными подлинниками.

2. По поступившим заявлениям комиссией принимаются и регистрируются в журнале предварительные решения:

2.1. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для возврата имущества или возмещения его стоимости (если к заявлению приложены все документы, дающие необходимую информацию, а копии документов надлежащим образом заверены).

Для определения характера, количества и состояния конфискованного имущества используются архивные данные или справки других органов, содержащие перечни, описи конфискованного или изъятого при аресте (обыске) имущества.

2.2. Признать факт конфискации имущества и принять заявление к рассмотрению для начисления денежной компенсации (если в представленных и в поступивших по запросам комиссии документах установлен факт конфискации имущества, но нет сведений о его характере, количестве и состоянии).

Доказательством самого факта конфискации имущества (без определения его характера, количества и состояния) являются:

выписка из архивного следственного дела реабилитированного лица, содержащая сведения о конфискации имущества по приговору суда;

архивная справка или справка о реабилитации, выданная органами МВД, в которой сказано, что владелец имущества был раскулачен (на основании постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.30) и выслан в трудссылку, на спецпоселение (совместно с архивной справкой об имущественном положении "подлежащего раскулачиванию элемента" или без нее);

судебное решение, установившее по свидетельским показаниям и косвенным документам факт конфискации имущества в связи с политической репрессией (в том числе раскулачиванием).

Принятому комиссией к рассмотрению с целью возврата имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации заявлению присваиваются номер очередности, указывается дата принятия к рассмотрению. Для рассмотрения заявлений реабилитированных лиц устанавливается отдельная очередь, их заявления рассматриваются в первоочередном порядке. Заявителю высылается (выдается) извещение о принятии его заявления к рассмотрению с целью возврата имущества, либо возмещения его стоимости, либо выплаты денежной компенсации с указанием даты, номера очередности и с перечислением принятых документов.

2.3. Заявление принимается условно (на хранение), если:

из представленных документов нельзя сделать однозначный вывод о факте конфискации имущества. В этом случае комиссия запрашивает архивные учреждения (местные, районные, Государственный архив Пермской области, информационный центр УВД, Государственный архив по делам политических репрессий, УФСК), либо иные организации по месту конфискации или реализации имущества на момент применения репрессии в целях проверки имущественных претензий заявителя;

к заявлению не приложены все необходимые документы, подтверждающие право наследования;

представленные заявителем копии документов не заверены надлежащим образом.

Заявителю сообщается об условном принятии заявления и предлагается прислать недостающие документы, надлежаще заверить копии или ждать подтверждения в архивах факта конфискации имущества. Ему дается исчерпывающая необходимая консультация.

(п. 2.3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

2.4. Ходатайство заявителя отклоняется, если:

заявление направлено не по надлежащему адресу;

к заявлению не приложен документ о реабилитации бывшего владельца имущества (по усмотрению комиссии заявление может быть принято условно);

представленными заявителем и поступившими по запросам комиссии документами однозначно не подтверждается факт конфискации имущества в связи с политической репрессией. В этом случае заявителю рекомендуется обратиться в судебные органы по месту жительства с иском об установлении по свидетельским показаниям факта конфискации имущества в связи с политической репрессией;

истек срок, установленный заявителю для представления недостающих документов или надлежащего оформления копий документов.

Заявление аннулируется, вместе с решением комиссии подшивается в дело с отклоненными заявлениями, а заявителю направляется решение комиссии и возвращаются приложенные к заявлению документы. Заявителю дается необходимая консультация.

3. При обращении с заявлениями о возврате, возмещении или денежной компенсации за одно и то же имущество нескольких наследников с их согласия администрация принимает решение в отношении одного из них, либо, если соглашения нет, по отношению к каждому обратившемуся. В случае спора между наследниками вопрос о доле каждого решается в судебном порядке.

(п. 3 в ред. Постановления Губернатора ПО от 17.09.1996 N 347)

4. По возникающим при приеме заявлений спорным вопросам заявителям и местным комиссиям по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий следует обращаться в вышестоящую комиссию. Кроме того, заявители могут обращаться непосредственно в судебные органы.

Приложение N 2. РЕКОМЕНДАЦИИ по порядку исполнения, оценке имущества и расчету сумм возмещения или денежной компенсации по заявлениям граждан о возмещении имущественного ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 2
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Рассмотрение заявлений, оценка имущества и расчет сумм возмещения или денежной компенсации производится в соответствии с Положением "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 N 926 (далее именуется Положение).

К рассмотрению заявлений по мере необходимости привлекаются специалисты финансовых органов, бюро технической инвентаризации, служб управления имуществом, жилищно-коммунального хозяйства, учета и распределения жилья, торговли и услуг, страховых органов и др.

2. При рассмотрении заявления в первую очередь необходимо проверить:

не было ли национализировано (муниципализировано) имущество в соответствии с действовавшим в то время законодательством. Критерием такой возможности является применение рассматриваемой репрессии еще до массового раскулачивания крестьянства (до 1929 года), конфискация имущества в городе (купеческие дома, особняки, фабрики и т.п.). Для выяснения данного вопроса можно обращаться в Государственный архив Пермской области (ГАПО) или в областную комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий;

не были ли уничтожены жилой дом и другие постройки во время гражданской войны или в результате стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, ураганов, смерчей, бурь и шквалов, гроз, оползней, а также пожаров, вызванных перечисленными стихийными бедствиями);

не было ли имущество изъято из гражданского оборота (отошло в ведение Министерства обороны либо службы гражданской обороны, относилось законодательством в момент его утраты к объектам исключительной собственности государства, а также по действовавшему законодательству могло приобретаться в особом порядке по специальному разрешению, в частности, имущество, за незаконное приобретение, изготовление и хранение которого законодательством была предусмотрена ответственность гражданина);

не истек ли срок подачи заявления о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации.

Во всех перечисленных случаях, а также в случае конфискации (отчуждения) земель, плодово-ягодных насаждений и посевов, имущество возврату, возмещению или компенсации не подлежит.

3. При рассмотрении заявления о возврате реабилитированному лицу жилого дома следует убедиться, что дом необходим ему и (или) членам его семьи для постоянного проживания и они согласны освободить занимаемые жилые помещения в домах государственного или общественного жилого фонда.

На этих условиях администрация может не настаивать, если дом не заселен или используется в прикладных целях, или вовсе не используется и восстановление его с помощью администрации или без нее берет на себя заявитель.

В случае, если в доме проживают другие лица, необходимо принять все возможные меры, чтобы достигнуть договоренности с заявителем о денежном возмещении, а не о возврате дома, или о первоочередном предоставлении в оговоренный срок благоустроенного жилья из государственного (муниципального) фонда, или о безвозмездном выделении земельного участка и оказании помощи в строительстве жилого дома.

Если заявитель проживает в собственном (приватизированном) жилье и не нуждается в улучшении жилищных условий, то ему может быть отказано в возврате дома и предложено за него денежное возмещение.

Если же заявитель обоснованно требует возврата жилого дома и готов выполнить все условия, этот дом должен быть ему возвращен в течение года, а проживающим в нем лицам органами исполнительной власти предоставлена равноценная жилая площадь, либо оказана по соглашению помощь в строительстве жилья.

4. По принятому к рассмотрению заявлению с целью возмещения за имущество его стоимость определяется в соответствии с рекомендациями Положения, при этом:

Оценка сохранившихся жилых домов и построек производится (п. 8 Положения) на основании имеющихся данных инвентаризации с учетом фактического износа в зависимости от характера, размеров дома, строительного материала и т.п. в размере не более 60 минимальных зарплат.

Оценка несохранившихся жилых домов и построек производится в тех же пределах применительно к инвентаризационной оценке сохранившихся аналогичных строений.

Оценка товаро-материальных ценностей производится согласно п. 8 "б" Положения по ценам, действовавшим на момент вынесения заключения, с учетом износа не менее 25 процентов, а домашних животных, птицы и сельхозпродукции - согласно п. 8 "в" Положения по данным заготовительных организаций. При этом размер возмещения или компенсации не должен превышать 40 минимальных заработных плат.

При определении стоимости облигаций государственных займов, подлежащей возврату в соответствии с п. 10 Положения, вкладов, сумм аккредитивов и расчетных чеков, подлежащих возврату в соответствии с п. 11 Положения, а также денежных выигрышей и вещевых выигрышей в соответствии с п. 12 Положения индексация их стоимости в связи с изменением цен в современных условиях не предусматривается.

5. По принятому к рассмотрению заявлению с целью начисления денежной компенсации оценка стоимости имущества производится в тех же пределах, что и для возмещения, при этом сумма выплаты определяется в каждом конкретном случае индивидуально с учетом всех обстоятельств, имеющихся косвенных документальных данных, а также социально-бытового положения и возраста заявителя.

6. Конфискованная иностранная валюта возмещается Министерством финансов Российской Федерации согласно п. 13 Положения.

Соответствующие материалы (документы, заключения местных комиссий и принятые по ним решения администраций) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Министерству финансов Российской Федерации.

7. Возврат или определение стоимости и ее возмещение за конфискованные ювелирные и другие бытовые изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные или полудрагоценные камни, медали и жетоны дореволюционного чекана, юбилейные и памятные медали и монеты, монеты дореволюционного и советского чекана, монеты иностранных государств производится Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням согласно п. 14 Положения. Соответствующие материалы (официальные документы, подтверждающие конфискацию драгоценностей, копии документов, подтверждающих право заявителя на возврат или возмещение за конфискованное имущество) направляются финансовому управлению администрации области для их дальнейшего централизованного направления Комитету Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням.

8. Вынесенные до принятия Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 03.09.93 N 5698-1) решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

9. Результаты рассмотрения принятых заявлений граждан регистрируются в специальном журнале (приложение 1) и оформляются в виде заключения комиссии (приложение 2). Первый экземпляр заключения передается администрации для принятия решения, второй экземпляр вместе со всеми документами подшивается в дело, хранящееся в комиссии, остальные экземпляры вместе с решением, принятым администрацией, передаются юридическому или физическому лицу, у которого находится это имущество, финансовому органу местной администрации для организации выплаты суммы возмещения или компенсации, архивному органу информационного центра (ИЦ) УВД, УФСК или Государственному архиву по делам политических репрессий (ГАДПР), где находится на хранении архивное дело и документация по реабилитации владельца имущества, а также заявителю. Заключение подписывается председателем и ответственным секретарем комиссии.

Приложение N 1. РЕКОМЕНДУЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ журнала регистрации результатов рассмотрения заявлений граждан о возмещении материального ущерба, причиненного в связи с политическими репрессиями

Приложение N 1
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

1. Ф.И.О. заявителя

2. Его адрес, номер телефона

3. Дата начала рассмотрения

4. Установленная очередность

5. Краткий перечень имущества, его состояние и количество

7. Кому было передано имущество

8. Результаты оценки имущества

9. Решение комиссии:

Подлежит возврату

Подлежит возмещению, сумма

Подлежит компенсации, сумма

10. Дата завершения рассмотрения и выдачи заключения

11. Кому выдано заключение комиссии

Приложение N 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

Приложение N 2
к Рекомендациям по порядку
исполнения, оценке имущества
и расчету сумм возмещения
или денежной компенсации
по заявлениям граждан о
возмещении имущественного
ущерба, причиненного в связи
с политическими репрессиями

ЗАКЛЮЧЕНИЕ комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации _______________

199__г. N______

Принято по заявлению гр-на _______________________от 19___г.

проживающего____________________________________________________

претендующего на:

возврат имущества:__________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

возмещение имущества:_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

компенсацию имущества:______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

которое до ______года принадлежало (кому, Ф.И.О., степень родства)

Года рождения, проживавшему в __________________________

Пермской области и подвергнутому политической репрессии (где,

кем, когда, вид репрессии)______________________________________

и реабилитированному (вид документа, кем выдан, дата, номер)____

________________________________________________________________

Документ, подтверждающий конфискацию, изъятие или отчуждение иным

путем имущества (вид документа, кем выдан, дата, N)_____________

________________________________________________________________

Кому было передано (продано) имущество, где, у кого находится в

настоящее время _________________________________________________

_________________________________________________________________

Документы, подтверждающие наследственные права заявителя:

Документ о смерти владельца имущества (вид, кем выдан, дата, N)

________________________________________________________________

Документ о рождении (родстве) заявителя (вид, кем выдан, дата, N)

_________________________________________________________________

Свидетельство о браке (для сменивших фамилию, дата, N)___________

_________________________________________________________________

Дата принятия заявления к рассмотрению___________________________

Установленная очередность_____________________

Дата завершения рассмотрения__________________

Оценка имущества_________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

В оценке имущества приняли участие:______________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

или денежной компенсации, направлении материалов для рассмотрения

в Минфине или Комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным

камням или об отказе в удовлетворении претензии заявителя и его

жилого дома принимаются только после достижения соглашения с

взамен дома благоустроенного государственного (муниципального)

жилья или об оказании местной администрацией ему помощи в

строительстве принимаются только после заключения с ним

соответствующего соглашения: ___________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Председатель комиссии

Ответственный секретарь

Приложение N 3. РЕКОМЕНДАЦИИ по принятию решений администрациями городов и районов области о возмещении материального ущерба, причиненного жертвам политических репрессий на территории района, города, и порядку его исполнения

Приложение N 3
к постановлению
губернатора области
от 09.02.95 N 40

1. Решение администрации принимается на основании заключения комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и оформляется распоряжением администрации, в котором указывается: кто, в каком размере, в какой срок и на каких условиях обязан возвратить имущество или возместить его стоимость, или выплатить денежную компенсацию; либо приводятся основания полного или частичного отказа в удовлетворении претензии заявителя.

2. Решение должно приниматься в срок не позднее 10 дней с момента поступления заключения комиссии.

Распоряжение администрации с приложенным к нему заключением комиссии в зависимости от его характера направляется:

3.1. Юридическому или физическому лицу, у которого жилой дом находится в эксплуатации - для возврата реабилитированному лицу. При этом с данным юридическим или физическим лицом местной администрацией заключается соглашение об условиях и сроках возврата имущества. Если заявитель дал согласие на получение в первоочередном порядке благоустроенного государственного (муниципального) жилья, либо на получение от администрации необходимой помощи в строительстве жилья взамен возврата дома, то с ним оформляется соответствующее соглашение.

3.2. Государственной, общественной, кооперативной или иной организации, которой было передано конфискованное, изъятое или иным путем отчужденное имущество, или правопреемнице этой организации - для выплаты заявителю установленного возмещения или денежной компенсации в месячный срок, с последующим возмещением из местного, а затем областного бюджета.

3.3. Финансовому органу местной администрации - для организации выплаты в месячный срок через орган социальной защиты установленного возмещения или денежной компенсации с последующим возмещением из областного бюджета:

если неизвестно кому было передано, продано, или кем было изъято данное имущество;

если организация, принявшая имущество, ликвидирована и нет возможности установить ее правопреемника;

если организация, обязанная в месячный срок возместить или компенсировать имущество, не имеет необходимых средств для выплаты заявителю.

3.4. Кроме того, экземпляры решения администрации и заключения комиссии передаются:

на хранение в архив ИЦ УВД (МВД), УФСК или в ГАДПР, где находятся материалы уголовного или административного дела и решение о реабилитации владельца конфискованного, изъятого имущества;

заявителю - для сведения;

комиссии, выдавшей заключение;

финансовому управлению администрации области - для возмещения из областного бюджета выплат, произведенных местными бюджетами (с отчетом по установленной форме).

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2015 г. по делу N 33-297/2015


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Пазовой Н.М., Шомахова Р.Х.

при секретаре- Байсиеве Т.Х.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нальчике

по докладу судьи Макоева А.А.

дело по иску Курдановой Хаджар Ибрагимовны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КБР о компенсации морального вреда;

по апелляционной жалобе Курдановой Хаджар Ибрагимовны на решение Нальчикского горсуда КБР от 22 января 2015 г.

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Курданова Х.И., родившаяся 19 ноября 1956г. в сел. "адрес" Казахской ССР, обратилась в суд с иском к ответчику о компенсации морального вреда в размере 5 000 000 рублей утверждая, что согласно справки о реабилитации, как дочь лиц, подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку она реабилитирована и этим самым Российская Федерация признала ее жертвой политических репрессий. Ей, родившейся в ссылке в семье спецпереселенцев на протяжении многих лет даже после возвращения на историческую Родину приходилось жить с "ярмом" дочери изменников Родины. Приходилось слышать оскорбления в свой адрес и в адрес ее народа от разных людей, в том числе и от людей наделенных властью, следовательно политическую реабилитацию нельзя считать полной.

Поскольку Российская Федерация как участник " и основных свобод" признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, ее требования должны быть разрешены с учетом правовой позиции Европейского Суда выраженной в постановлении от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии", которым разрешены аналогичные правоотношения.

В возражениях на иск, Управление Федерального казначейства КБР в удовлетворении требовании Курдановой Х.И. просит отказать по тем основаниям, что обязанность возмещения морального вреда, причиненного гражданину, при наличии вины причинителя вреда впервые была предусмотрена в ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР от 31 мая 1991 года, которые начали применяться на территории РФ с 3 августа 1992 года., а вред истцу причинен до введения указанного закона.

В судебном заседании Курданова Х.И. поддержала заявление и поясняла, что 8 марта 1944 года ее родители отец: - Курданов Ибрагим Хаджиевич 1910 года рождения и мать: - Геккиева Гёбелек Исмаиловна 1917г. рождения, по национальному признаку, как лица балкарской национальности, находясь в браке, из места постоянного проживания в КБ АССР, селения Герхожан, были высланы в Среднюю Азию, где в 1956 году от этого брака родилась она. На основании Закона РСФСР от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессии" и Закона РФ от 01 июля 1993 года "О внесении изменении и дополнении в Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", она и ее родители реабилитированы. Таким образом, как лицо, подвергнутое политическим репрессиям и реабилитированное впоследствии, она является жертвой политических репрессии. В связи с этим она просила взыскать с Министерства Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР, в возмещение морального вреда причиненного ей незаконными действиями органов государственной власти 5 000 000 рублей.

Ответчик - Управление Федерального Казначейства по КБР, своевременно извещенный о дне и месте слушания дела своего представителя в суд не обеспечил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, дело рассматривается по правилам ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

В удовлетворении исковых требовании Курдановой Хаджар Ибрагимовны к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КБР о компенсации морального вреда отказать.

В апелляционной жалобе Курданова Х.И.просит отменить решение суда от 22 января 2015 года и вынести новое, удовлетворив ее исковые требования. В обоснование этих требований в жалобе, кроме доводов указанных в исковом заявлении указано следующее.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд проигнорировал постановление Европейского Суда по правам человека от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии".

Частью 2 ст.1 ГПК РФ установлен приоритет норм международного договора. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров" говорится о применение судами РФ Конвенции с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При таких обстоятельствах, отказ суда первой инстанции от применения положений Конвенции по данному делу следует признать ошибочным, т.к. это прямо противоречит ч.4 ст. 15 Конституции РФ. В связи с этим, обжалуемое решение не может быть признано законным.

Надлежаще извещенные о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции Курданова Х.И. и ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР в суд не явились.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Макоева А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ч. 1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Подобных нарушений судом первой инстанции при разрешении дела не допущено, и решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ.

Разрешая дело, суд правильно установил и в достаточной степени исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку, сделал выводы, соответствующие установленным обстоятельствам и исследованным доказательствам, правильно истолковал и применил нормы материального права и не допустил существенных нарушений норм процессуального права.

Суд первой инстанции правомерно применил нормы закона, регулирующие сложившиеся спорные отношения, отразив суть данных законоположений в обжалуемом решении. Выводы суда подробно мотивированы, основаны на анализе норм действующего законодательства, фактических обстоятельствах дела, оснований с ними не согласиться, судебная коллегия не усматривает.

На территории Российской Федерации впервые закон, предусматривающий возможность возмещения морального вреда, причинённого неправомерными виновными действиями причинителя вреда, присуждением в его возмещение денежной компенсации, был принят 31 мая 1991 года. Статьей 131 Основ законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года было установлено, что моральный вред (физические или нравственные страдания), причинённый гражданину неправомерными действиями, возмещается причинителем вреда при наличии его вины.

Основы же института компенсации морального вреда в Российской Федерации были заложены в статье 151 ГК РФ, часть первая которого введена в действие с 1 января 1995 года. В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", часть первая Гражданского кодекса применяется к правоотношениям, возникшим после введения её в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения её в действие, часть первая кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения её в действие. В силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

О том, что моральный вред, причинённый в результате репрессий, не подлежит возмещению, указано и в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". В частности, в абзаце 1 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" указано, что если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статья 54 Конституции РФ).

Из материалов дела следует, что вред Курдановой Х.И., а соответственно, нравственные и физические страдания были причинены до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид ответственности.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 января 2005 года N 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что положения о взыскании компенсации морального вреда не распространяются на возникшие правоотношения, так как вред истцу причинен до введения в действие Гражданского кодекса РФ.

Ссылаясь на нормы Конституции РФ и правовую позицию, изложенную в сохраняющих свою силу Определениях Конституционного Суда Российской Федерации суд первой инстанции правомерно посчитал не основанным на законе довод истца о том, что исключение с 1 января 2005 года из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального вреда означает недопустимость отказа государства от принятых на себя обязательств перед жертвами необоснованных репрессий, что противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, Судебная коллегия считает, что исключение с 1 января 2005 года из преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку само по себе не исключает обязательств государства по защите законных интересов реабилитированных лиц.

В силу статей 1, 6 - 11 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов" государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную, культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.

18 октября 1991 года принят Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", целью которого, как было указано в абзаце 3 преамбулы (в редакции до 22 августа 2004 года), является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального и морального ущерба.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" исключено положение о компенсации морального ущерба (пункт 1 статья 6).

Проверяя конституционность указанных нормативно-правовых положений, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование норм закона, как исключающих моральный вред из объема, подлежащего возмещению ущерба, не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации.

Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.

Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации.

Согласно преамбуле Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" её целью являлось обеспечение жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба и в соответствии с задачами государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда. Установление порядка предоставления данных льгот законодателем возложено на Правительство Российской Федерации (статья 17). Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред.

Право на такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя.

Приведенная правовая позиция изложена в ряде сохраняющих свою силу Определениях Конституционного Суда Российской Федерации (от 10 июля 2003 года N 282-О, от 5 июля 2005 года N 246-О , от 27 декабря 2005 года N 527-О , от 17 октября 2006 года N 397-О , от 15 мая 2007 года N 383-О-П , от 24 июня 2008 года N 620-О-П , и др.).

Таким образом, федеральным законодателем в соответствии с требованиями пункта "в" статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции РФ были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный уровень такой поддержки.

Принимая во внимание приведенные выше нормы закона и сложившуюся правовую позицию, Судебная коллегия считает, что признание государством необоснованности и незаконности указанных политических репрессий, принятие Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также предоставление реабилитированным лицам соответствующих льгот в целях создания благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности являются формами возмещения вреда, причиненного реабилитированным лицам, включающего возмещение морального вреда.

Доводы, указанные в исковом заявлении и в апелляционной жалобе о нарушении статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции и на необходимость применения при разрешении заявленных требований правовой позиции Европейского Суда, изложенной в Постановлении от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии", были предметом разбирательства в суде первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка и они обосновано признаны несостоятельными.

Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что у истца не возникло отдельного права на денежную компенсацию морального вреда. Следовательно, оснований считать, что нарушены положения статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции, не имеется.

Касаемо ссылки на Постановление Европейского Суда от 02 февраля 2010 года по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии", Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, акцентирует внимание на то, что присужденная в пользу Клаус и Юрия Киладзе денежная сумма являлась не компенсацией морального вреда за имевшие место репрессии, а компенсацией за нарушение их права на имущество по статье 1 Протокола N 1 к Конвенции, поскольку ответчик (государство) уклонялся от осуществления мер по принятию законодательства, позволяющего использовать гражданами, признанными жертвами политических репрессий, права, гарантированные государством.

В то же время, законодательством Российской Федерации предусмотрен комплекс внутригосударственных средств правовой защиты граждан признанных жертвами политических репрессий.

Обращаясь в суд, Курданова Х.И. в качестве обоснования заявленного ею иска также указывала на то, что на протяжении многих лет после возвращения на историческую родину ей приходилось жить с ярмом изменников родины, а также слышать оскорбления в свой адрес и в адрес своего народа, в том числе и от лиц, наделенных властью.

Согласно же части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, Курданова Х.И. не представила каких-либо относимых, допустимых и достоверных доказательств данных обстоятельств.

Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая, что недоказанность обстоятельств, на которые ссылается Курданова Х.И. как на основания своих требований, является, по смыслу приведённой нормы процессуального права, самостоятельным основанием для отказа в их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно оставил поданный иск без удовлетворения.

При таких данных, обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КБР,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нальчикского городского суда КБР от 22 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курдановой Хаджар Ибрагимовны - без удовлетворения.


Председательствующий: А.А. Макоев.


Судьи: Н.М.Пазова.

Р.Х.Шомахов.

Копия верна:


Судья Верховного Суда КБР А.А.Макоев.


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аларский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Шапхаевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зугеевой Е.В., с участием представителя ответчика – Управления Федерального казначейства по Иркутской области и Министерства Финансов Российской Федерации Талаева Д.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Аларскому району» Тютриной Т.Я.,

рассмотрев гражданское дело №2-69/2015 по иску Морохоева Маркса Бадашкеевича к Министерству финансов РФ в лице Управления казначейства по Республике Бурятия, Управления Федерального казначейства по Иркутской области, Министерства финансов республики Бурятия, Министерства финансов Иркутской области о взыскании с ответчиков солидарно в его пользу стоимости конфискованного имущества, незаконно изъятого при политических репрессиях, указанное в основании иска по оценке на общую сумму руб., и компенсацию морального вреда в сумме рублей за морально-нравственные страдания, причиненные действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления и должностными лицами с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время с учетом Закона о реабилитации, ст. ФЗ № от 02.05.2006 года, ст. ст. , - , - ,

установил:

Морохоев Маркс Бадашкеевич обратился в суд с вышеуказанным иском с учетом уточнения исковых требований.

В обоснование заявленных требований указал на следующие обстоятельства.

По справке о реабилитации прокуратуры Иркутской области Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх. он, Морохоев М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец, по заключению прокуратуры Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи - Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» признан пострадавшим от политических репрессий.

В соответствии со ст. 1-1 указанного закона и Определения Конституционного суда Российской Федерации от 18.04.2000 года № 103-О он, Морохоев М.Б. как оставшийся в несовершеннолетнем возрасте без попечения МББ необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признанного подвергшимся политической репрессии и реабилитированного.

По справке о признании пострадавшим от политических репрессий – Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ за исх. Морохоев М.Б. признан пострадавшим, так как ДД.ММ.ГГГГ постановлением тройки УНКВД Иркутской области его отец МББ по ст. - , - , - , - УК РСФСР был приговорен к расстрелу с конфискацией имущества.

По решению Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившего в законную силу установлен факт конфискации имущества в ДД.ММ.ГГГГ году у МББ:

1.Жилого дома.

2.Амбара.

3.Охотничьего ружья.

4.2-х дох из волчьих шкур.

5.2 головы лошадей.

6. 6 голов крупного рогатого скота

7.5 голов мелкого рогатого скота

8.4-х овец.

9.Сельхозорудия: сани, телега, плуг, бороны, сбруи.

По экспертному заключению ООО «Оценка инфо» от ДД.ММ.ГГГГ оценка

стоимости вышеуказанного конфискованного имуществ составила:

1.Жилой дом в сумме рублей.

2.Амбар в сумме рублей.

3.КРС в сумме рублей.

4.Козы и овцы в сумме рублей.

5.Рабочая лошадь в сумме рублей.

6.Верховая лошадь в сумме рублей.

7.Ружьё в сумме рублей.

8.Дохи в сумме рублей.

9.Сельхозорудия в сумме рублей.

Итого: рублей.

В соответствии со ст.2.1 настоящего Закона истец Морохоев М.Б. является пострадавшим от политических репрессий. На основании ст. 13.16,16.1 настоящего закона и постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 года № 926 « Об утверждении Положения « О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного имущества в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» и другого действующего законодательства Российской Федерации он имеет право как реабилитированное лицо на возмещение ущерба, причиненного политическими репрессиями (возмещения стоимости незаконно конфискованного имущества компенсации морального вреда).

В соответствии со ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4 000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Таким образом, действующим нормативным актом четко определен размер причитающихся истцу денежной компенсации, который не может превышать 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В силу ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий» в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится реабилитированным лицам по месту нахождения или реализации этого имущества на момент применения репрессий независимо от того, где были репрессированы и проживают в настоящее время реабилитированные лица.

Вынесенные решения соответствующих органов о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций не подлежат пересмотру, а выплаченные суммы - перерасчету.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий".

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации, предусмотренной настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из информации Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий от ДД.ММ.ГГГГ Морохоев М.Б. за получением денежной компенсации за конфискованное имущество при политических репрессиях не обращался.

решил:

Исковые требования Морохоева Маркса Бадашкеевича удовлетворить частично.

Восстановить Морохоеву Марксу Бадашкеевичу срок подачи заявления о выплате денежной компенсации за имущество, утраченное в связи с политическими репрессиями.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Морохоева Маркса Бадашкеевича стоимость конфискованного имущества, незаконно изъятого при политических репрессиях в размере рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Аларский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.

Аларского районного суда Н.Ю. Шапхаева

Суд:

Аларский районный суд (Иркутская область)

Судьи дела:

Шапхаева Н.Ю. (судья)

Судебная практика по:

Моральный вред и его компенсация, возмещение морального вреда

Судебная практика по применению норм ст. 151, 1100 ГК РФ


Злоупотребление правом

Судебная практика по применению нормы ст. 10 ГК РФ


Упущенная выгода

Судебная практика по применению норм ст. 15, 393 ГК РФ


Возмещение убытков

Судебная практика по применению нормы ст. 15 ГК РФ