Основанием для применения мер административной ответственности являются. Виды административного наказания

Административная ответственность - это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

Рассмотрим их все:

  1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
  2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
  3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.

Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

  1. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
  2. Правовые санкции подчиняются и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
  3. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
  4. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
  5. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.

Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

  1. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
  2. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
  3. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

  1. Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
  2. Целесообразность. Предполагает соответствие мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
  3. Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
  4. Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
  5. Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
  6. Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
  7. Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
  8. Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.

    ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ

    СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

    ПРАВИЛА НАЛАЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

1.Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, который заключается в применении компетентными органами и должностными лицами, судьями административных наказаний к лицам, совершившим административные правонарушения в соответствии с КОАП РФ и законами субъектов РФ.

Признаки административной ответственности:

    Её основанием является административное правонарушение, содержащее все элементы состава;

    К административной ответственности привлекают органы и должностные лица, судьи, указанные в главе 22 и 23 КоАП РФ;

    Административные наказания налагаются на неподчиненных правонарушителей (на подчиненных правонарушителей налагаются дисциплинарные взыскания);

    Мерой административной ответственности является административное наказание, виды которого указанны в 3-й главе КоАП РФ;

    Административная ответственность урегулирована нормами административного права.

Все нормы, регулирующие административную ответственность содержаться в КоАП РФ и законах субъектов РФ «Об административной ответственности».

В Челябинской области действует Закон Челябинской области от 27 мая 2010 г. N 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».

2.Административное правонарушение. Понятие, признаки и состав

Административное правонарушение – это виновное противоправное действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Признаки:

    Это виновное деяние, т.е. осознается лицом и управляется его волей;

    Это противоправное деяние, т.е. нарушает нормы разных отраслей права;

    Оно общественно вредное, т.е. кратковременно расстраивает нормальное течение общественных отношений;

    Оно предусмотрено КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Оно влечет административное наказание, предусмотренное КоАП РФ или законами субъектов РФ об административной ответственности;

    Наличие субъекта правонарушения - физического или юридического лица. В отличие от привлечения к уголовной ответственности, где субъектом правонарушения может быть только физическое лицо, наказание за административное правонарушение может быть наложено на юридическое лицо. Физическое лицо привлекается к административной ответственности по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Состав административного правонарушения

Состав административного правонарушения – это юридическая модель, логическая конструкция реального административного правонарушения

Состав правонарушения включает четыре элемента:

    Объект административного правонарушения;

    Объективная сторона административного правонарушения;

    Субъект административного правонарушения;

    Субъективная сторона административного правонарушения.

    Объект административного правонарушения – это те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

Объекты подразделяются на три группы:

    Общий (все общественные отношения, охраняемые законодательством РФ);

    Родовой (определяется по названию главы КоАП РФ);

    Непосредственный (определяется по названию статьи, где закреплено конкретное правонарушение).

      Объективная сторона – это внешнее выражение правонарушения, т.е. само деяние, выраженное в действии или бездействии.

Объективная сторона отвечает на вопрос: Как и каким образом совершенно правонарушение?

К факультативным признакам объективной стороны относятся:

    Место совершения правонарушения;

    Время совершения правонарушения;

    Предмет совершения правонарушения;

    Способ совершения правонарушения.

В материальных составах правонарушения объективная сторона включает 3 элемента:

  1. Общественно вредный результат деяния;

    Причинно – следственная связь между деянием и результатом.

    Субъект административного правонарушения – это физическое или юридическое лицо, совершившее правонарушение.

По общему правилу административной ответственности подлежит лицо:

Достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Если противоправное деяние совершено в день рождения правонарушителя, то согласно правилам ст. 191ГК РФ данное лицо будет считаться шестнадцатилетним с нуля часов дня, следующего за днем рождения, следовательно, такое лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

Вменяемое лицо, т.е. способное по состоянию своего психического здоровья осознавать фактическую сторону и социальный смысл своего поведения и руководить им (ст. 2.8КоАП РФ).

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков субъекта административного правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 24.5КоАП РФ).

Ч. 2 ст.2.3 КоАП РФ установлено факультативное основание освобождения от административной ответственности лиц от 16-и до 18-и лет, т.е. несовершеннолетних, но достигших возраста привлечения к административной ответственности.

Условием освобождения от административной ответственности данной категории субъектов является следующее:

На момент совершения административного правонарушения лицо должно достигнуть 16-ти лет, но не достигнуть 18-ти лет;

Дело об административном правонарушении рассматривает специальный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, действующая на основании Федерального законаот 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Комиссия изучает все обстоятельства совершения правонарушения и личность самого нарушителя, в т.ч. семейные обстоятельства, успеваемость, характеристику по месту учебы и месту жительства и т.д.;

В качестве альтернативы административной ответственности к несовершеннолетнему нарушителю применяются иные меры, предусмотренные законом о защите прав несовершеннолетних (в настоящее время - Федеральный закон от 30.12.2012 N 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), например, обязать принести извинение, передать несовершеннолетнего под надзор родителей и пр.

У юридических лиц ответственность за правонарушение возможна с момента государственной регистрации юридического лица.

Ч. третья ст.2.1 КоАП РФ предусматривает возможностьпривлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и юридического лица, и должностного лица данного юридического лица, виновного в совершении правонарушения: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» дает некоторые разъяснения по применения указанной нормы. В соответствии сч. 3 ст. 2.1КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. ПосколькуКоАПРФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силуч. 3 ст. 2.1КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

    Субъективная сторона – это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному.

Её центром является вина в форме умысла или неосторожности (ст.2.2 КоАП РФ)

Умысел означает осознание противоправного характера своего действия или бездействия, предвидение его вредных последствий и желание их наступления либо сознательное их допущение, либо безразличное к ним отношение.

Когда лицо желает наступления последствий умысел называется прямым, а когда относится к ним безразлично или допускает их, то умысел называется косвенным.

В статьях КоАП РФ прямо указывается на ряд составов административных правонарушений, наказуемость которых наступает лишь при наличии умышленной вины (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - ст. 7.17КоАП РФ; умышленное невыполнение требований прокурора -ст. 17.7КоАП РФ; умышленное повреждение или срыв печати -ст. 19.2КоАП РФ; умышленная порча удостоверения личности гражданина -ст. 19.16КоАП РФ, умышленная порча или уничтожение военного билета -ст. 21.7КоАП РФ и др.).

О совершении правонарушения умышленно свидетельствуют такие слова диспозиций статей Особенной частиКоАП РФ, как "сокрытие", "уклонение", "отказ", "принуждение", "изготовление", "распространение", "сбыт", "воспрепятствование", "подкуп", "заведомо ложное", "неповиновение". Однако в большинстве случаев вывод о субъективной стороне состава административного правонарушения можно сделать лишь на основе анализа всех признаков, приведенных в соответствующей статьеОсобенной частиКоАП РФ.

Неосторожность – это предвидение возможности наступления вредных

последствий, но легкомысленный расчет на их предотвращение или не предвидение возможности наступления последствий, хотя лицо должно было и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины: легкомыслие - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежность - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступление указанных в законе последствий.

Для выяснения, должно ли было лицо предвидеть вредные последствия своего действия или бездействия, необходимо установить объективные условия, в которых оно находилось. Обязанность предвидения вредных последствий может быть обусловлена характером выполняемых лицом служебных обязанностей и требованиями правил общежития, как, например, при уничтожении или повреждении леса в результате небрежного обращения с огнем.

От неосторожной вины нужно отличать невиновное причинение вреда, так называемый казус, или случай, при котором лицо не несет ответственности. Для последнего характерно, что лицо не должно было и не могло предвидеть вредные последствия, наступившие в результате совершаемого действия. С невиновным причинением вреда – «случаем» - иногда приходится встречаться при рассмотрении дел об административных правонарушениях на транспорте.

Административная ответственность — это вид юриди-ческой ответственности, применяемой за совершение адми-нистративного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.

Административной ответственности присущи все при-знаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным Правом;

2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;

3) применяется, как правило, органами исполнитель- ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;

4) порядок привлечения к административной ответ- ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен-
ностью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности — на-личие в деянии виновного лица состава административно-го проступка.

Понятие и признаки административного проступка

Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци-альные блага, охраняемые административным законода-тельством.

Признаки административного проступка:

1) противоправность. Действие или бездействие при- знается административным проступком только тогда, ког-да оно прямо нарушает конкретную норму административ-
ного законодательства;

2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще- ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае- мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми-нистративного проступка.

Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родите-лями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

Виды административных проступков

Перечень административных проступков содержит Осо-бенная часть Кодекса Украины об административных пра-вонарушениях.

Они составляют несколько групп:


Правонарушения в области охраны- труда и здоровья населения (например, незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка нар-котических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);

Правонарушения, которые посягают на собствен-ность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);

Правонарушения в области охраны природы, исполь-зования природных ресурсов, охраны достоприме-чательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорение лесов отходами);

Правонарушения в промышленности, строитель-стве и в сфере использования топливно-энергети-ческих ресурсов (например, самовольное строитель-ство домов или сооружений);

Правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (например, неза-конный посев и выращивание снотворного мака или конопли);

Правонарушения на транспорте, в области дорож-ного хозяйства и связи (например, нарушение води-телями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мото-шлемами, безбилетный проезд);

Правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благо-устройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или обществен-ного жилого фонда);

Правонарушения в области торговли, общественно-го питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения зако-нодательства, которое регулирует производство, экс-порт, импорт дисков для лазерных систем считыва-ния);

Правонарушения в области стандартизации, каче-ства продукции, метрологии и сертификации (на-пример, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических усло-вий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);

обществен-ный порядок и общественную безопасность (напри-мер, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);

Правонарушения, которые посягают на установлен-ный порядок управления (например, злостное непо-виновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формиро-вания по охране общественного порядка и государ-
ственной границы, военнослужащего).

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп-ность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административ-ное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъ-ект, объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это обще-ственные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонаруши-тель;

2) объективная сторона административного проступ-ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по-следствия, причинная связь между деянием и его послед-
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред-ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное
деяние. Все остальные признаки являются не обязательны-ми (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой администра- тивного права;

3) субъект административного проступка — гражда-не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про-ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админи-стративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут по-
вышенную по сравнению с иными лицами ответствен-ность.

Субъектом административного проступка, предусмо-тренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринима-тельской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ-ка — связанное с его совершением психическое состояние лица.

К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основ-ной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совер-шаемому им деянию и его последствиям и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель админи-стративного проступка являются не обязательными (фа-культативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой администра-тивного права.

Виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера государствен-ного принуждения в отношении лица, совершившего адми-нистративный проступок.

Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взыс-каний определяются Кодексом Украины об административ-ных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра- тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред-
мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собствен-нику предмета за вычетом расходов по реализации пред-
мета;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совер-шения или непосредственным объектом административно-го правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис-кация — это безвозмездное обращение предмета в собствен-Ность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транс-
портными средствами, правом охоты;

6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера админи-стративного принуждения как выдворение за пределы Украины.

Административная ответственность несовершеннолетних

К административной ответственности могут привлекать-ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступков, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассма-триваются только районным (городским) судом (судьей) . В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением ад-министративного ареста.

Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовершен-нолетнему правонарушителю следующие меры, воздей-ствия:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

2) предупреждение;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогичес-кому или трудовому коллективу с их согласия, а также
отдельным гражданам по их просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет адми-нистративное взыскание или меры воспитательного воздей-ствия с учетом личности несовершеннолетнего.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.

Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридиче-ских прецедентов или правовых обычаев.

Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разде-лов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и на-казания, виды уголовных наказаний, общие начала назна-чения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет-них и другие общие положения.

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные на-казания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо-бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав яв-ляется родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы пре-ступлений против основ национальной безопасности Укра-ины, раздел II — преступления против жизни и здоровья личности, раздел III — преступления против свободы, чес-ти и достоинства человека.

Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:

1) рреступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния.

Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будут определяться в соответствии с Уголовным кодексом Укра-ины 1960 г. независимо от времени привлечения к уголов-ной ответственности;

2) закон, устраняющий преступность деяния или смяг-чающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совер-шивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за клевету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответствен-ности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 ав-густа 2001 г.;

3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет об-ратной силы во времени. Например, новый Уголовный
кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компьютер-ных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;

4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.

Действие уголовного закона в пространстве определя-ется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распространя-ется на граждан Украины, иностранных граждан и поддан-ных, лиц без гражданства, совершивших преступление на территории Украинского государства. Исключение со-ставляют иностранные граждане и подданные, пользующи-еся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступ-ления вопрос об их ответственности решается дипломати-ческим путем.

Действие уголовного закона в пространстве тесно связа-но с действием уголовного закона по кругу лиц.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголовном праве Украины находит отражение известный со времен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и тоже».

Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступление за пределами Украины, то они подлежат ответственности по законам Украины только в случаях, предусмотренных международ-ными договорами, либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или интересов Украинского государства.

Понятие и признаки преступления

Преступление — это предусмотренное Уголовным ко-дексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Преступное деяние может быть совершено в форме дей-ствия или бездействия. Преступное действие — это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство — это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие — это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, пре-ступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).

Субъектом преступления признается физическое вме-няемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время соверше-ния преступления могло осознавать свои действия (без-действие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступле-ния, социальную опасность которых они в состоянии осо-знавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголов-ного кодекса Украины).

Не является преступлением деяние, хотя и предусмо-тренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительнос-ти не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пач-ки масла, буханки хлеба, бутылки воды.

Признаки преступления:

1) уголовная противоправность. Этот признак пре-ступления указывает на то, что данное деяние предусмо-трено уголовным законом и запрещено им под угрозой на- казания;

2) общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;

3) виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае- мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности.

Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;

4) наказуемость. Данный признак преступления озна-чает, что за совершение конкретного преступления Уголов-ным кодексом установлено соответствующее наказание.

Классификация преступлений

Классификация преступлений производится в зависи-мости от степени их тяжести:

1) преступлением небольшой тяжести является пре-ступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы не более двух лет или иное, более мягкое наказание. Например, к числу таких преступлений отно-сятся незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145), незаконное использование товарного знака (ст.229), жес-токое обращение с животными (ст.209);

2) преступлением средней тяжести является преступ-ление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Примерами таких пре-
ступлений могут быть подмена ребенка (ст. 148), изготовле-ние, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.1 ст.224), заведомо незаконное задержание или незаконный привод (чЛ ст.371);

3) тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Примеры тяжких преступле-ний — умышленное тяжкое телесное повреждение (ч.1 ст. 121), разбой (ч. 1-2 ст. 137);

4) особо тяжким преступлением является преступле-ние, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лише-
ние свободы. Например, к числу особо тяжких преступле-ний относятся государственная измена (ст. 111), умышлен-ное убийство с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.115).

  • ГЛАВА 7 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • ГЛАВА 2 СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА МЕДИЦИНСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  • ГЛАВА 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ИНФОРМАЦИЯ КАК ОСОБЫЙ ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ
  • ГЛАВА 4 СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ НЕНАДЛЕЖАЩИМ ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  • ГЛАВА 5 СДЕЛКИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ПОНЯТИЕ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ
  • ГЛАВА 7 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • ГЛАВА 8 ПОНЯТИЕ НАСЛЕДОВАНИЯ. ЗАВЕЩАНИЕ И ПОРЯДОК УЧАСТИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В ЕГО ПРАВОВОМ ОФОРМЛЕНИИ
  • ГЛАВА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 10 ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ УСЫНОВЛЕНИЯ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ СЕМЬИ И РЕГУЛИРОВАНИЮ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
  • ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
  • ГЛАВА 2 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
  • ГЛАВА 3 ТРУДОВОЙ ДОГОВОР. ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
  • ГЛАВА 4 РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 5 ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ И ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА
  • ГЛАВА 6 ДИСЦИПЛИНА ТРУДА. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 7 ПРАВА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ГЛАВА 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
  • ГЛАВА 4 ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ
  • Г ЛАВА 7 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. СТРУКТУРА ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ
  • РАЗДЕЛ IX ОСНОВЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА ГЛАВА 1 УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
  • РАЗДЕЛ X МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО ГЛАВА 1 МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • ГЛАВА 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ГЛАВА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
  • ГЛАВА 7 ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ГЛАВА 8 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОБЛЕМА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ
  • ГЛАВА 9 ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
  • ГЛАВА 10 СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 11 ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ 22 ИЮЛЯ 1993 Г. ? 5487-1
  • КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 195-ФЗ
  • ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2001 Г. ? 197-ФЗ
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 18 ИЮНЯ 2001 Г. ? 77-ФЗ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 2 ЯНВАРЯ 2000 Г. ? 29-ФЗ О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 30 МАРТА 1999 Г. ? 52-ФЗ О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 8 ЯНВАРЯ 1998 Г. ? 3-ФЗ О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 17 СЕНТЯБРЯ 1998 Г. ? 157-ФЗ ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22 ИЮНЯ 1998 Г. ? 86-ФЗ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 23 ФЕВРАЛЯ 1995 Г. ? 26-ФЗ О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 9 ИЮНЯ 1993 Г. ? 5142-I О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1992 Г. ? 4180-I О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • ЗАКОН РФ ОТ 2 ИЮЛЯ 1992 Г. ? 3185-I О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ;
  • ЗАКОН РФ ОТ 28 ИЮНЯ 1991 Г. ? 1499-I О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; (С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ)
  • РУКОВОДСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРАВУ (ПРАКТИКУМ) ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО; (ПЛАНЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ)
  • ГЛАВА 3 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА
  • ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА (ГЛОССАРИЙ)
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

    Единственным основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, под которым признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об адми- нистративных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Административное правонарушение должно обладать всеми

    перечисленными юридическими признаками (противоправность, виновность) и в его состав должны входить предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

    Объектом административного правонарушения является совокуп- ность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т.д.

    Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность; к объективной стороне относятся также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства.

    Субъектом правонарушения является тот, кто совершил адми- нистративное правонарушение, - физические и юридические лица. КоАП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16-летнего возраста. Недостижение физическим лицом на момент совершения им противоправных действий требуемого по закону возраста исключает производство по делу либо ведет его к прекращению. Вместе с тем, предусматривая ответственность граждан за административные правонарушения с 16 лет, Кодекс закрепляет ряд дополнительных гарантий для них. Так, к несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством

    (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

    Субъективная сторона административного правонарушения выражается в вине. Только за виновное противоправное действие (бездействие) наступает юридическая ответственность. Законом предусмотрены две формы вины административного правонарушения: умысел и неосторожность (ст. 2.2 КоАП РФ). Так, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало (прямой умысел) либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел). Содержание неосторожной вины состоит также из двух элементов: легкомыслия - это предвидение лицом возможности наступления вредных последствий своего действия или бездействия, соединенное с самонадеянным расчетом их предотвратить, и небрежности - непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ- ление указанных в законе последствий.

    Административное наказание - это мера ответственности, применяемая за совершение административного правонарушения. Оно является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

    Административное наказание к физическому лицу должно применяться в пределах цивилизованных стандартов, не должно иметь целью унижение человеческого достоинства и причинение человеку физических страданий. Эти установки соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, вступившей в силу в 1987 г., а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Административное наказание, применяемое в отношении юридического лица, не должно иметь целью нанесение вреда его деловой репутации.

    В статье 3.2 КоАП РФ систематизированы виды административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться к лицам, совершившим административное правонарушение.

    Административные наказания подразделяются на две основные группы: основные и дополнительные.

    Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Так, предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

    Остальные административные наказания (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства) могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания. Вместе с тем дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ.

    Необходимо отметить, что перечень указанных административных наказаний является закрытым, исчерпывающим, поскольку определение видов административных наказаний составляет прерогативу только федерального законодателя, т.е. перечень видов административных наказаний может быть изменен лишь путем внесения изменений в ст. 3.2 КоАП РФ в установленном порядке.

    Таким образом, в настоящее время могут применяться следующие виды административных наказаний:

    Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Чаще всего предупреждение предусматривается в санкциях альтернативно с административным штрафом.

    Предупреждение должно быть вынесено в письменной форме. Оно применяется преимущественно к лицам, виновным в соверше- нии незначительных административных правонарушений (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, ст.

    12.3 КоАП РФ).

    Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. В частности, лицо, которому назначено это администра- тивное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, к нему может быть применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) - наиболее распространенный вид административного наказания; он представляет собой денежное взыскание с нарушителя определенной суммы, установленной в конкретном составе административного правонарушения. Основной показатель правоограничений, составляющих содержание данного вида наказания, - величина административного штрафа.

    В связи с этим административный штраф может выражаться в величине, кратной, например, минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения; стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин и т.д.

    Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качестве орудий совершения или явившихся предметом административного правонарушения. Таким образом, изъятию не подлежат предметы и орудия, не являющиеся собственностью правонарушителя.

    Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

    Возмездное изъятие указанных орудий и предметов в соответствии с требованиями ст. 35 Конституции РФ (согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда) может быть назначено только судьей (например, в случае нарушения

    правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами или нарушения правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему - ч. 2, 3 ст. 20.8 КоАП РФ).

    Вместе с тем законодатель устанавливает некоторые ограничения в применении данного вида наказания. Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

    Конфискация налагается только по решению суда и может быть установлена исключительно в случаях, прямо указанных в норме КоАП РФ об ответственности за конкретное административное правонарушение (например, за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - ч. 2 ст. 14 КоАП РФ).

    Кодексом определены некоторые категории лиц, к которым данный вид административного наказания не может быть применен. Так, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

    Лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ) заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом. Данный вид наказания устанавливается исключительно судьей за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ). В настоящее время назначаются: лишение права управления транспортом, самоходной машиной или другими видами техники (ст. 9.3); лишение права управления судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном (ст. 11.7 и др.); управления автомототранспортными средствами (ст. 12.8 и др.) и т.д.

    Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет. Однако законом предусмотрены определенные ограничения в назначении наказания в виде лишения специального права. Так, лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия (ДТП), участником которого он являлся.

    Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) - одно из самых строгих наказаний, назначаемых судом лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. В частности, данное наказание фигурирует в санкциях статей об ответственности за неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила (ст. 17.3); неповиновение законному требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границы Российской Федерации (ст. 18.7); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3); мелкое хулиганство (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества - ст. 20.1).

    Заключается административный арест в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или пра- вового режима контртеррористической операции - до 30 суток.

    Данный вид наказания не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации либо в контролируемом самостоятельном выезде такого лица из Российской Федерации.

    Устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Конкретные составы административных правонарушений, за совершение которых предусмотрена возможность применения такого наказания, содержатся, например, в ст. 18.1 КоАП РФ (ч. 2) - нарушение режима государственной границы Российской Федерации; в ст. 18.8 - нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации и т.д.

    Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях видом административного наказания. По своей сути дисквалификация представляет собой ограничение конституционного права на осущест-

    вление предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) за грубое или неоднократное злоупотребление указанным правом.

    Заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осущест- влять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Применяется данный вид наказания, например, за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное адми- нистративное правонарушение (ст. 5.27 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 и т.д.).

    Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении (на срок до 90 суток) осуществления отдельных видов деятельности (работ) или оказания услуг виновными физическими и юридическими лицами.

    Применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной ава- рии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (например, в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ данный вид наказания применяется за нарушение зако- нодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

    Медицинское право: учебный комплекс для вузов / Сергеев Ю.Д. - 2008. - 784 с.

  • РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
  • ГЛАВА 2 КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
  • ГЛАВА 4 КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
  • ГЛАВА 7 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
  • ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ
  • ГЛАВА 3 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ГЛАВА 4 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
  • ГЛАВА 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • ГЛАВА 6 КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В СФЕРЕ САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

    Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

    Особенности

    1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

    2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

    3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

    4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

    5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

    6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

    7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

    8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

    9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

    10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

    Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

    В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

    17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

    Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

    Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

    Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

    Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

    Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

    Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

    Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

    Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

    Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

    Цели административной ответственности:

    1) защита правопорядка;

    2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

    3) восстановление социальной справедливости;

    4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

    1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

    2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

    3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

    Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

    Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

    Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

    17.3. Законодательство об административной ответственности

    Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

    Система законодательства об административных правонарушениях.

    2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

    Защита личности;

    Охрана прав и свобод человека и гражданина;

    Охрана здоровья граждан;

    Охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

    Защита общественной нравственности;

    Охрана окружающей среды;

    Охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

    Защита общественного порядка и общественной безопасности;

    Защита собственности;

    Защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

    Защита общества и государства;

    Предупреждение административных правонарушений.

    Действие законодательства об административной ответственности различается:

    1) во времени;

    2) в пространстве;

    3) по кругу лиц.

    во времени:

    1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

    2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

    3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

    Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

    1) общего действия (распространяется на все субъекты);

    2) специального действия. Виды специальных субъектов:

    Несовершеннолетние;

    Должностные лица;

    Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

    Иностранные граждане и лица без гражданства;

    Юридические лица Российской Федерации;

    Иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

    17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

    Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

    Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

    Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

    Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

    Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.