Дополнительные виды социальной поддержки семьям имеющим детей. Меры социальной поддержки семьям с детьми

Как государство поддерживает семейных людей? Какие социальные льготы предусмотрены для детей? В чем заключается социальная поддержка малообеспеченных семей?.

Перечень инструментов государственной поддержки - «широкий и разнообразный». Они охватывают спектр семейной жизни и существенно облегчают семейное положение соотечественников.

Социальная поддержка молодых семей. Помощь, о которых должны знать!

1. Детские пособия

Рождение и воспитание ребенка активно финансируются властями, поэтому законодательно установлено сразу несколько видов пособий:

  1. Для беременных женщин, в срок до 12 недель, вставших на медицинский учет. Эта сумма в текущем году равна 581,73 руб. Выдается она один раз на основании соответствующей врачебной справки.
  2. . Декретные выплачиваются из средств Фонда соцстрахования и получают их женщины:
    • Трудящиеся - в размере 100% заработка за последние 2 года.
    • Потерявшие работу по причине ликвидации предприятия - ежемесячно по 581,73 руб. в течение 1 года.
    • Застрахованные со стажем менее 0,5 года - в размере 1 МРОТ.
    • Учащиеся на очном отделении - в размере стипендии.
    • Военнослужащие по контракту - в размере денежного довольствия.
  3. По рождению ребенка. Разовая денежная помощь, составляющая 15 512,65 руб., выдается одному из родителей. Предназначается она каждому родившемуся в семье.
  4. По уходу за ребенком до 1,5 лет. равняется 40% от среднего заработка. За отсутствием родителей может выдаваться иным лицам, не имеющим дохода и фактически ухаживающим за малышом.

    В период от 1,5 до 3 лет полагается ежемесячная компенсация в размере 50 руб.

  5. При усыновлении. За усыновление малыша, до достижения им 3 месяцев, полагается сумма в 28 555 руб. Выплачивается она до истечения 70 дней.
  6. При передаче ребенка в семью на воспитание. В этом случае пособие равняется 5 512 руб. Возраст воспитуемого роли не играет. Если речь идет об инвалидах или нескольких малышах, то денежная помощь существенно возрастает.

Обратиться за вышеперечисленными пособиями следует не позднее 6 месяцев.

2. Материнский капитал

Эта и поддержка семьи, где появился второй и последующий ребенок, выраженная в единоразовой безналичной выплате. В этом году она равна 453 026 руб. Получателями выступают мать или, при ее отсутствии, отец, единственный усыновитель, сам несовершеннолетний ребенок.

После того, как малыш подрастет до 3 лет, материнский капитал можно направить семьи, обучение ребенка или обеспечение пенсии матери.

3. Пособие по потере кормильца

Детям до 18 лет и учащимся на очном отделении до 23 лет, потерявших одного или двух родителей, выплачивается ежемесячная денежная помощь.

При утере одного родителя социальная пенсия положена в размере 4959,85 руб., двух - 9919,73 руб.

4. Налоговые послабления

Государственная социальная поддержка проявилась и в предоставлении налоговых льгот. Так, освобождены от уплаты налогов следующие доходы семьи:

  • декретные пособия;
  • материальная помощь работодателей, выплаченных в связи с появлением детей;
  • суммы, уплаченные работодателями, на лечение детей.
  • малоимущие, то есть в которых доход на одного человека меньше прожиточного минимума;
  • многодетные, где есть 3 и более несовершеннолетних ребенка;
  • матери-одиночки, у ребенка которой в метрике графа «отец» пустует.

5. Компенсация платы за детсад

Многодетные и малообеспеченные семьи вправе рассчитывать на властями платы за детсад в размере:

  • 20% - на 1 малыша;
  • 50% - на 2 ребенка;
  • 70% - на 3 и более.

Семьи, имеющих детей с инвалидностью, сирот и без родителей, вовсе освобождают от взимания платы за нахождение в дошкольном учреждении.

6. Жилищные субсидии

Если затраты на ЖКХ превосходят 22% от доходной части бюджета малоимущей семьи, то она может воспользоваться субсидиями. Рассчитываются субсидии каждый месяц на основе конкретных сведений о квартплате и коммунальных услугах и предоставляются сроком на полгода.

7. Социальная стипендия

Малоимущие семьи, в которых есть студент, вправе рассчитывать на социальную стипендию, которая выплачивается наряду с академической. Если студент очного отделения получает:

  • среднее профобразование, то к выплате ему положено не менее 730 руб.;
  • - не меньше 2 010 руб.

8. Пособие на третьего ребенка

Рождение третьего малыша влечет выплату финансовой помощи вплоть до достижения им 3 лет. Размер пособия зависит от региона проживания.

9. Бесплатный участок

Многодетным семействам отводится земельный участок для ИЖС площадью от 6 до 10 соток на безвозмездной основе в обход торгов. Этим правом можно воспользоваться только один раз.

Если же администрация региона не имеет возможности удовлетворить ходатайство о наделении земельным наделом, она обязана альтернативными мерами решить проблемы по проживанию нуждающейся семьи.

10. Улучшение жилищных условий

Многодетным семьям, состоящим в очереди за жильем, предоставляются . Они направляются на нужды:

  • покупку жилых помещений;
  • долевое участие;
  • внесение первоначального взноса;
  • уплату ипотеки.

Такие очередники в приоритетном порядке обеспечиваются жильем.

11. Возмещение трудового стажа

Длительный уход за детьми не дает многодетной матери набрать минимальный стаж, достаточный для пенсии по возрасту, ведь за это время пенсионные отчисления никто не производит.

Поэтому государство с 2014 года засчитывает декретные отпуска в страховой стаж матери.

12. Трудовые привилегии

Руководитель предприятия не вправе отказывать одинокой матери в работе, ссылаясь на наличие детей. Она может трудиться неполный рабочий день, пока ребенку не исполнится 14 лет.

Если на иждивении матери-одиночки находятся малолетнее дитя или ребенок-инвалид, не достигший 18 лет, то трудовой договор с ней по инициативе работодателя - не расторгается, за исключением серьезных объективных причин.

13. Досрочный выход на пенсию

Многодетная мать уходит на пенсию в 50 лет, если соответствует следующим условиям:

  • родила 5 и более детей и воспитывала их до 8 лет;
  • имеет 15-летний страховой стаж.

14. Иные льготы

Многодетные семейства могут пользоваться следующими преимуществами:

  • 30% скидкой на коммунальные услуги;
  • бесплатными лекарственными средствами для детей до 6 лет;
  • бесплатным проездом для школьников внутри города;
  • первоочередным приемом в детсад;
  • бесплатным питанием учащихся школ и студентов и т. д.

При желании создать КХ или малые формы предпринимательства для них предусмотрены сниженные налоговые и арендные ставки на землю или полное освобождение от их уплаты, беспроцентные ссуды, льготные займы.

Помимо федеральной поддержки, существует и социальная региональная помощь. Каждая область на постоянной основе проявляет заботу о семьях с детьми в тех или иных сферах жизни.

Получить подробную информацию о конкретных мерах, реализуемых в вашем регионе, вы можете в территориальном отделе соцзащиты.

Удовлетворить интерес пользователей всегда смогут консультанты сайта сайт, которые расскажут, как осуществляется социальная защита семьи, какие документы требуется для этого собрать и куда надо обращаться.

Как было отмечено, социальная поддержка семей с детьми в нашей стране осуществляется двумя путями: в рамках обязательного социального страхования в связи с материнством и посредством государственного социального обеспечения. При этом пособия одного вида могут выплачиваться соответственно как за счет средств ФСС, так и за счет средств различных бюджетов в зависимости от того, подлежит ли лицо обязательному социальному страхованию.

В рамках государственного социального обеспечения назначаются следующие виды пособий:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Некоторые из перечисленных пособий выплачиваются также в рамках обязательного социального страхования за счет средств ФСС. Выплата названных пособий производится за счет следующих источников (табл. 11.1).

Источники выплаты пособий на детей

Вид пособия

Обязательное

социальное

страхование

Государственное социальное обеспечение

Федеральный

Бюджет субъекта РФ

Субвенции

федерального

Пособие по беременности и родам

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ежемесячное пособие на ребенка

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Право на пособия в рамках государственного социального обеспечения имеют:

  • - граждане Российской Федерации, проживающие на территории РФ;
  • - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;
  • - постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы.

Пособия не назначаются:

  • - гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  • - гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • - гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

Право на пособие по беременности и родам. В рамках государственного социального обеспечения право на это пособие имеют:

Пособие по беременности и родам выплачивается перечисленным категориям женщин за такой же период, как и застрахованным женщинам, но размер его зависит от категории, к которой женщина относится.

Женщины-военнослужащие и лица, приравненные к ним, получают пособие в размере денежного довольствия.

Женщинам, обучающимся с отрывом от производства в учреждениях профессионального образования, пособие выплачивается в размере стипендии, установленной образовательной организацией, но не ниже размера стипендии, определенного федеральным законодательством.

Уволенные женщины получают пособие в фиксированном размере (в 2016 г. - 581,73 руб. в месяц).

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности. Перечисленные выше категории женщин имеют также право на данный вид пособия дополнительно к пособию по беременности и родам в том случае, если они встали на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). Это пособие тоже имеет фиксированный размер (в 2016 г. - 581,73 руб.).

Единовременное пособие при рождении ребенка. Право на это пособие в рамках государственного социального обеспечения имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее, не подлежащие обязательному социальному страхованию в связи с материнством.

В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается с 1 февраля 2016 г. в размере 15 512,65 руб.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Данное пособие по своему характеру схоже с пособием при рождении ребенка, поскольку оба вида пособий предназначены для материальной поддержки семьи, в которой появился ребенок или несколько детей. Однако социальное предназначение этого пособия заключается преимущественно в поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем его особенности будут рассмотрены в параграфе 11.3.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им возраста полутора лет). Круг получателей этого пособия достаточно широк. Прежде всего в него входят те категории женщин, которые в рамках государственного социального обеспечения имели право на пособие но беременности и родам, а также лица, фактически осуществляющие уход за ребенком, в том числе уволенные в период отпуска по уходу за ребенком. Право на пособие имеют также отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах. Отцы, проходящие военную службу по контракту, такого права не имеют.

Судебная практика

В соответствии с п. 13 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» отпуск по уходу за ребенком предоставляется только военнослужащим женского иола в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Аналогичное положение закреплено и. 5 сг. 32 Положения о порядке прохождения военной службы . При этом на время отпуска по уходу за ребенком тем же пунктом предусмотрено сохранение за военнослужащим женского пола места военной службы и воинской должности.

Право военнослужащего-мужчины на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет действующим законодательством не предусмотрено. Соответственно, не допускается совмещение военнослужащими мужского пола, проходящими военную службу по контракту, исполнения служебных обязанностей и отпуска по уходу за ребенком для воспитания малолетних детей, что, с одной стороны, обусловлено спецификой правового статуса военнослужащих, а с другой - согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) в связи с необходимостью создания условий для эффективной профессиональной деятельности военнослужащих, выполняющих долг по защите Отечества.

Поскольку военная служба в силу предъявляемых к ней специфических требований исключает возможность массового неисполнения военнослужащими своих служебных обязанностей без ущерба для охраняемых законом публичных интересов, отсутствие у военнослужащих мужского пола, проходящих службу по контракту, права на отпуск по уходу за ребенком не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав и свобод, в том числе гарантированного ст. 38 (ч. 2) Конституции РФ права на заботу о детях и их воспитание. Кроме того, данное ограничение согласуется с добровольным характером заключения контракта о прохождении военной службы.

Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия женщин в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции РФ. Поэтому такое решение законодателя не может расцениваться и как нарушение закрепленных ст. 19 (ч. 2 и 3) Конституции РФ принципов равенства прав и свобод человека и гражданина, а также равноправия мужчин и женщин .

Пособие выплачивается либо в процентном отношении к доходу лица, либо в фиксированном минимальном размере в зависимости от того, к какой категории относятся получатели пособия.

Право на пособие в размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком (месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам), но не менее минимального фиксированного размера, имеют:

  • - матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • - матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска но уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию.

Право на пособие в минимальном фиксированном размере (2908,62 руб. по уходу за первым ребенком и 5817,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми в 2016 г.) имеют следующие лица:

  • - матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
  • - матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях);
  • - другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию, приобретают право на пособие по уходу за ребенком только при обстоятельствах, влекущих невозможность ухода за ребенком со стороны родителей: мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их нрав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.

В случае если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия но уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на это пособие имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней. Выплата этого пособия не зависит от наличия права на иные виды государственных пособий.

Из числа получателей этого пособия исключены жены курсантов военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования. Это исключение сделано, очевидно, потому, что размер материального обеспечения курсантов сопоставим с размером пособия, который с 1 февраля 2016 г. составляет 24 565,89 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Круг получателей этого пособия шире, чем у единовременного пособия. Право на это пособие имеют:

  • - мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • - опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), но состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В случае если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами, право на пособие предоставляется только одному из указанных лиц.

Как и в предыдущем случае, данное пособие выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий. Также по аналогичным причинам право на пособие не предоставлено матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования, поскольку размер пособия с 1 февраля 2016 г. составляет 10 528,24 руб.

Продолжительность выплаты пособия ограничена несколькими юридическими фактами: датой рождения ребенка, датами начала и окончания отцом ребенка военной службы по призыву, датой достижения ребенком возраста трех лет.

Матери ребенка пособие выплачивается со дня рождения ребенка, но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата пособия прекращается по достижении ребенком возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы но призыву.

Иным лицам, имеющим право на получение этого пособия, пособие выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения медицинской организации), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата пособия прекращается по достижении ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.

Ежемесячное пособие на ребенка. Это пособие впервые было введено в нашей стране для некоторых категорий граждан в 1944 г. Порядок его финансирования, правила назначения и выплаты неоднократно менялись .

В настоящее время ежемесячные пособия на ребенка выплачиваются из средств бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают нормативные правовые акты, определяющие размеры пособия, порядок его назначения и выплаты .

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 г. ежемесячное пособие на ребенка получали 5,303 млн человек; пособие выплачивалось на 8,161 млн детей в возрасте до 16 лет, что составляет 28,8% от общего числа детей в возрасте до 16 лет.

В общей сложности право на меры социальной поддержки за счет средств субъекта РФ имеют 3 656 617 детей в возрасте до 18 лет .

Перечень ежемесячных пособий, устанавливаемый субъектами РФ, различается в каждом конкретном субъекте. Однако в основе таких перечней лежит принцип адресности, предполагающий назначение пособий в зависимости от степени нуждаемости семьи в материальной поддержке.

Степень нуждаемости семьи определяется по целому ряду критериев.

Общим критерием назначения пособий на ребенка, используемым в законодательстве субъектов РФ, является уровень доходов семьи в расчете на каждого члена семьи. Среднедушевой доход семьи соотносится с величиной прожиточного минимума в субъекте Федерации, на основании чего семья признается малообеспеченной (малоимущей), что дает ей право на получение пособий на ребенка. В зависимости от финансовых возможностей субъектов РФ критичный уровень доходов семьи может определяться как одна или полуторакратная величина прожиточного минимума в субъекте РФ.

Последующая дифференциация размеров пособий на ребенка в субъектах РФ осуществляется в зависимости от иных социально значимых критериев: возраста ребенка, состояния здоровья ребенка и родителей, количества родителей и детей в семье, относимости родителей ребенка к категории лиц, требующих социальной поддержки (инвалиды, студенты, военнослужащие и т.п.).

Ежемесячные пособия на ребенка имеют, как правило, целевое предназначение: на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и продуктов детского питания; специальных молочных продуктов.

Ежемесячное пособие на ребенка в ряде субъектов РФ предоставляется в безналичной форме путем перечисления соответствующей суммы на пластиковую карту родителя (законного представителя) и должно быть использовано до окончания срока действия пластиковой карты. Реализация товаров и услуг детского ассортимента с использованием пластиковых карт осуществляется организациями, прошедшими специальный отбор.

Иные меры социальной поддержки семей с детьми, предусмотренные федеральным законодательством

Компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях. В качестве одной из мер социальной поддержки семей с детьми выступает компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях за счет бюджетных средств. Данную меру предусматривает ст. 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Сеть дошкольных образовательных организаций складывалась в нашей стране десятилетиями и формировалась как из государственных, так и из ведомственных детских садов. В настоящее время система детских дошкольных образовательных организаций состоит из государственных, муниципальных и частных детских садов.

Пребывание детей в детских дошкольных образовательных организациях подразумевает, с точки зрения закона, не только реализацию образовательных программ дошкольного образования, но и осуществление присмотра и ухода за детьми. Несмотря на то что в значительной части затраты государственных и муниципальных дошкольных образовательных организаций покрываются за счет средств соответствующих бюджетов, за присмотр и уход за ребенком учредитель организации вправе установить плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (так называемую родительскую плату), и ее размер. При этом государственным и муниципальным образовательным организациям запрещено включать в родительскую плату расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества.

Закон также обязывает в каждом субъекте РФ устанавливать предельный размер родительской платы для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за некоторыми категориями детей, обучающихся в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях (детьми-инвалидами, детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией).

В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация родительской платы.

Размер компенсации установлен в процентном отношении к среднему размеру родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, и зависит от количества детей в семье. Размер компенсации не может быть менее 20% размера такой платы на первого ребенка, 50% - на второго ребенка, 70% - на третьего ребенка и последующих детей. Конкретный размер компенсации, а также средний размер родительской платы устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

Порядок обращения за получением компенсации и порядок ее выплаты также устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.

Финансовое обеспечение этой меры социальной поддержки осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ.

В субъектах Федерации вопросы компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях регулируются нормативными правовыми актами субъектов РФ , которые в ряде случаев (при наличии соответствующих финансовых возможностей) могут усиливать меры социальной поддержки но сравнению с федеральным законодательством.

Так, может быть расширен перечень детей, за присмотр и уход за которыми родительская плата не взимается (дети, у которых оба или единственный родитель (законный представитель) являются инвалидами I или II группы; дети, у которых один из родителей (законных представителей) является военнослужащим срочной службы, и т.п.).

Компенсация части родительской платы за счет средств бюджета субъекта РФ также может предоставляется в повышенных размерах расширенному кругу получателей (на каждого ребенка из неполной семьи, из семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы, и т.п.).

Материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 г. в Российской Федерации введены дополнительные меры государственной поддержки семей , имеющих детей , призванные обеспечить улучшение жилищных условий семей с детьми, создать условия для получения детьми образования, а также повысить уровень пенсионного обеспечения матерей, воспитывающих двух и более детей. Эти меры реализуются за счет так называемого материнского, или семейного, капитала - специальных средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР .

Правом на материнский капитал обладают следующие лица:

женщина, имеющая гражданство Российской Федерации, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 г.;

мужчина, имеющий гражданство Российской Федерации, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;

  • - отец (усыновитель) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей;
  • - несовершеннолетний ребенок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребенок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права родителей (усыновителей).

Право на материнский капитал оформляется путем выдачи специального именного документа - государственного сертификата. Сертификат выдается в соответствии с Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденным приказом Минтруда России от 29.10.2012 № 345н).

Статистические данные

По данным ПФР, но состоянию на 31 декабря 2014 г. в России выдано 5 645 997 сертификатов на получение материнского капитала .

Право женщины на семейный капитал может быть прекращено в случае ее смерти, лишения родительских прав и при некоторых других обстоятельствах. В этом случае право на материнский капитал возникает у отца или усыновителя ребенка. Если отец или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, получивший право на материнский капитал, умер, лишен родительских прав или иным образом утратил право на этот капитал, то такое право возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Размер материнского (семейного) капитала в 2016 г. составляет 453 026 руб.

Лица, получившие государственный сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям строго по следующим указанным в законе направлениям:

  • 1) улучшение жилищных условий;
  • 2) получение образования ребенком (детьми);
  • 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего и последующих детей начиная с 1 января 2007 г.;
  • 4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

Распоряжение средствами материнского капитала возможно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Исключение составляют случаи необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты. В этих случаях распоряжение материнским капиталом возможно в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Распоряжение осуществляется путем подачи в территориальный орган ПФР заявления, в котором должны быть указаны направления использования этого капитала.

Иные меры социальной поддержки семей с детьми, предусмотренные законодательством субъектов РФ

Законодательство субъектов РФ предусматривает не только ежемесячные пособия на ребенка, но и иные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, для покрытия части расходов, связанных с воспитанием, образованием, питанием детей, уходом за ними и т.п.

Правом на социальную поддержку в субъекте РФ обладают граждане Российской Федерации, имеющие место жительства или пребывания на территории субъекта РФ. При этом гражданам, имеющим место пребывания в одном субъекте РФ, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта РФ, в котором они зарегистрированы по месту жительства.

Иные лица также могут получать определенные меры социальной поддержки в случаях, прямо предусмотренных законодательством субъекта Федерации.

Социальная поддержка семей, имеющих детей, на уровне субъектов РФ характеризуется, как правило, адресностью и целевым характером, что обусловлено ограниченностью бюджетных средств субъекта РФ.

Адресность мер социальной поддержки заключается в том, что эти меры направлены не только и не столько на поддержку всех получателей, сколько на определенные категории, особо нуждающиеся в такой поддержке. К ним, например, относятся малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи военнослужащих и т.п.

Целевой характер мер социальной поддержки проявляется в указании цели выплаты и в том, что перечисление денежных средств в ряде случаев осуществляется на специальную банковскую карту, предназначенную для покупок товаров детского ассортимента в определенных торговых организациях.

Меры социальной поддержки на уровне субъектов могут характеризоваться большим разнообразием, поскольку адресность и целевой характер этих мер позволяют проводить их более глубокую дифференциацию.

Некоторые из этих мер носят общий характер и направлены на поддержание и сохранение здоровья матери и ребенка, компенсацию расходов семьи, связанных с рождением ребенка.

К этой группе можно отнести:

  • меры социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей;
  • компенсационные выплаты для приобретения предметов детского ассортимента и продуктов детского питания при рождении ребенка, на ребенка определенного возраста, на детей с отклонениями в здоровье;
  • выплаты женщинам, вставшим на медицинский учет по поводу беременности в учреждении здравоохранения в ранние сроки.

Также можно выделить меры, направленные на стимулирование рождаемости и поддержку многодетных семей:

  • материнский (семейный) капитал в субъекте РФ, стимулирующий появление в семье третьего ребенка;
  • ежемесячные выплаты семьям при рождении третьего или последующих детей;
  • различные компенсационные выплаты многодетным семьям (матерям), дифференцированные в ряде случаев в зависимости от количества детей;
  • разнообразные льготы многодетным семьям (первоочередной прием в дошкольные образовательные организации детей из многодетных семей; первоочередное включение многодетных семей в целевые программы улучшения жилищных условий; бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в ведении субъекта РФ, и т.п.).

Кроме многодетных семей, меры социальной поддержки установлены для некоторых иных семей, имеющих невысокий уровень дохода (студенческие семьи, семьи работников бюджетной сферы, семьи военнослужащих, неполные семьи и т.п.).

Также можно выделить меры социальной поддержки детей при получении образования, в сфере отдыха и оздоровления (компенсация расходов на питание; социальные стипендии; льготный проезд на транспорте; оплата части или полной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей и молодежи и др.). См., например: Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодексСанкт-Петербурга»; Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодексЯрославской области»; Закон Белгородской области от 28.12.2004 № 165 «Социальныйкодекс Белгородской области»; Закон города Москвы от 03.11.2004 № 67 «О ежемесячномпособии на ребенка»; Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и др.

  • См.: Федеральная служба государственной статистики: [офиц. сайт|. URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/ (датаобращения: 31.03.2016).
  • См., например: постановление Правительства Москвы от 27.07.2010 № 590-ПП«О Порядке назначения и выплаты компенсации части родительской платы за содержаниеребенка (присмотр и уход за ребенком) в образовательных организациях, реализующихосновную общеобразовательную программу дошкольного образования»; постановлениеПравительства Санкт-Петербурга от 31.12.2014 № 1313 «О родительской плате за присмотри уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, о реализации пунктов 6 и 7 статьи 18 ЗаконаСанкт-Петербурга “Социальный кодекс Санкт-Петербурга”» и др.
  • «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» и др.
  • Социальная поддержка семей и детей в Москве, размеры выплат в 2018 году

    В рамках Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Москвы» осуществляются мероприятия, направленные на реализацию демографической политики, совершенствование социальных гарантий и мер социальной поддержки детей, семьи, материнства и отцовства, профилактику семейного неблагополучия, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

    На сегодняшний день в столице проживают порядка 2 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет.

    В текущем году в рамках Государственной программы на социальную поддержку семей с детьми предусмотрено 59 млрд. рублей , из них только на денежные выплаты семьям с детьми и детям-сиротам направлено 46,2 млрд. рублей.

    В Москве получателями денежных выплат являются с ледующие льготные категории:

      135,6 тыс яч многодетных семей, в которых воспитываются 342,4 тысяч детей;

      209 студенческих семей, где воспитываются 216 детей;

      78,4 тысяч одиноких матерей с 92,2 тысяч детей;

      29,4 тысяч получателей ежемесячной компенсации по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до 23 лет (30,7 тысяч детей).

    Адресная социальная поддержка семей с детьми

    Городскими организациями социального обслуживания осуществляется постоянный мониторинг уровня жизни семей с детьми . Находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в поддержке семьям оказывается адресная социальная помощь . Решение об этом принимается комиссиями, созданными в каждом районе города.

    Адресная социальная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется семьям с детьми:

      на продовольственные товары (в 2018 году планируется выдать 99 тысяч сертификатов на сумму 198 млн. рублей);

      на товары длительного пользования - холодильник, телевизор, ноутбук и др. (до конца года должно быть выдано 14 тысяч сертификатов на сумму 200 млн. рублей);

      на детские товары (в 2018 году будет выдано 88 тысяч таких сертификатов на сумму 176 млн. рублей).

    В рамках данного проекта Департамент сотрудничает с крупными торговыми сетями, такими как «Детский мир», «Кораблик», «Sela», «Дочки-сыночки», «Детки».

    Материальная помощь семьям с детьми

    За счет средств городского бюджета реализуется комплекс мер социальной поддержки: существует около 30 видов денежных выплат в виде пособий, компенсации (в связи с беременностью и родами, при рождении ребенка, многодетным семьям и другие) ; предоставляются бесплатные социальные, образовательные, медицинские услуги, школьное питание, оздоровительные мероприятия, а также льготы и адресная помощь.

    Ежемесячное пособие на ребенка предоставляется малообеспеченным семьям , уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения (в настоящее время -16 426 руб.).

    1. На детей одиноких матерей, военнослужащих по призыву и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов:

    В возрасте до 3 лет - 15 000 руб .;

    В возрасте от 3 до 18 лет - 6 000 руб .;

    2. На детей остальных категорий граждан :

    В возрасте до 3 лет - 10 000 руб .

    В возрасте от 3 до 18 лет - 4 000 руб.

    В настоящее время на учете в органах социальной защиты населения денежные выплаты производятся на 223,8 тыс. детей из 125,1 тыс. малообеспеченных семей . Из городского бюджета на выплату данного пособия в 2018 году выделено 19,9 млрд руб.

    Правительство Москвы уделяет особое внимание вопросам социальной поддержки семей с тремя и более детьми , все меры социальной поддержки указанным семьям (кроме ежемесячного пособия на ребенка) предоставляются независимо от величины среднедушевого дохода.

    На детей до 3-х лет производится ежемесячная компенсация на возмещение роста стоимости продуктов питания - 675 руб.

    Размеры выплат семьям с тремя и более детьми увеличены в 2 раза.

    На каждого ребенка до 18 лет выплачивается ежемесячная компенсация на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни.

    Семьям с 3-4 детьми - 1 200 руб. на каждого ребенка;

    Семьям с 5 и более детьми - 1 500 руб. на каждого ребенка.

    С 1 января 2018 года увеличена в 2 раза ежегодная компенсация на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения и составляет - 10 000 руб. на каждого учащегося на детей из многодетных семей, обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (школы, колледжи).

    Помимо выплат на детей, на каждую семью с тремя и более детьми выплачиваются:

    1) ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги :

    Семьям с 3-4 детьми - с 01.01.2018 в размере 1 044 руб. на семью;

    Семьям с 5 и более детьми - с 01.01.2018 в размере 2 088 руб. на семью;

    2) ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном - с 01.01.2018 в размере 250 руб. на семью.

    Семьям с 5 и более несовершеннолетними детьми выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение товаров детского ассортимента с 01.01.2018 в размере 1 800 руб.

    Особые меры социальной поддержки установлены в Москве «большим» многодетным семьям, т.е. имеющим 10 и более детей , - им дополнительно выплачиваются:

    С 01.01.2018 в размере 1 500 руб. на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (обучающимся по очной форме обучения - до 23 лет);

    - ежегодная компенсационная выплата к Международному дню семьи (с 01.01.2018 -20 000 руб. на семью) и ко Дню знаний (с 01.01.2018 - 30 000 руб. на семью ).

    - м атерям, родившим 10 и более детей , проживающим в Москве и получающим пенсию, производится ежемесячная компенсационная выплата с 01.01.2018 в размере 20 000 руб .

    На социальные выплаты данным семьям в текущем году предполагается израсходовать 9,4 млрд. руб.

    С 1 января 2018 года увеличены с 6 000 до 12 000 руб. размеры ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет , а также родителям-инвалидам, воспитывающим несовершеннолетних детей.

    Кроме того, впервые с 2018 года право на компенсацию на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения приобрели семьи, в которых воспитывается ребенок-инвалид (до окончания обучения по общеобразовательным программам). Размер данной компенсации составит в текущем году 10 000 руб.

    Социальная поддержка и сопровождение семей с детьми

    В настоящее время в системе социальной защиты функционируют 30 организаций поддержки семьи и детства.

    Одно из основных направлений их деятельности - проведение индивидуальной профилактической работы с каждой семьей. В организациях социального обслуживания сформированы службы по данному направлению работы, которые закреплены за каждым районом города Москвы. На обслуживании в организациях находится более 68 тысяч семей , в которых воспитываются 130 тысяч детей.

    Одной из технологий, позволяющей успешно проводить индивидуальную профилактическую работу с семьей, является выездная форма социальной работы «Родительская приёмная» - диалог с подростками во дворах, профессиональные консультации по семейным проблемам, обучение через игровую деятельность родителей на детских площадках.

    В настоящее время в организациях поддержки семьи и детства осуществляется социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Функционируют группы кратковременного пребывания по временному присмотру и уходу за детьми в возрасте от 1,5 до 7 лет. В данных группах также проводятся занятия, направленные на формирование у детей навыков продуктивного взаимодействия в коллективе, дифференциации игровой и учебной деятельности, благополучных детско-родительских отношений.

    В целях повышения эффективности организации работы по предоставлению социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, созданы мобильные службы . Их деятельность направлена на оказание экстренной социальной помощи детям и семьям с детьми и содействие в социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2017 году мобильными службами организаций поддержки семьи и детства осуществлено 737 выездов, в результате которых оказано 2 386 социальных услуг.

    Особое внимание специалисты учреждений социального обслуживания уделяют предупреждению и выявлению фактов насилия над детьми, жестокого обращения с ними. Для совершенствования городской многоуровневой системы профилактики насилия и жестокого обращения в семье в ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» реализуется программа «Безопасное детство» .

    В целях реализации мероприятий, связанных с социальной поддержкой и защитой семей с детьми, пропагандой семейных ценностей, с участием представителей общественных некоммерческих организаций в 2014 году создана и успешно работает Региональная общественная организация «Объединение многодетных семей города Москвы».

    Целью организации является развитие института многодетной семьи, материнства, детства, пропаганда основных семейных ценностей, повышение престижа многодетной семьи в обществе и привлечение к активной общественной жизни. Деятельность организации позволила объединить разрозненные региональные организации для наиболее полного и ответственного представления интересов многодетных семей столицы и сформировать широкий актив многодетных семей во всех административных округах города Москвы.

    РОО ОМСМ проводит комплекс мероприятий, которые направлены на повышение качества социальных услуг, предоставляемых многодетным семьям в Москве, оказание адресной помощи родителям и детям, юридической и психологической помощи, содействие в трудоустройстве и получении новой профессии, оздоровлении, творческом и физическом развитии детей, организация работы комплексной мобильной службы поддержки многодетных семей, культурно-досуговой деятельности, направленной на пропаганду семейных ценностей, и многое другое.

    В настоящее время членами РОО «Объединение многодетных семей города Москвы» являются более 24 тысяч семей.

    Традиционно организация проводит крупные мероприятия: Марафон талантов многодетных семей города Москвы , велопробег «Спасибо за то, что мы живы», семейный творческий конкурс «ЭкоЛаборатория» , торжество ко Дню матери , акция «Крылья ангела», новогодние праздники , вечер для супружеских пар, имеющих 10 и более детей, и др.

    Ежегодно проходит Съезд многодетных семей - уникальная площадка по диалогу представителей общественности с исполнительной и законодательной властью столицы для выработки консолидированных предложений многодетных и взаимодействия со всеми органами власти. В 2017 году Съезд состоялся в новом формате, включающем несколько этапов. Мероприятия съезда позволили в короткие сроки провести мониторинг предложений многодетных семей столицы, сформулировать реальные запросы данной категории москвичей для законодательной и исполнительной власти города.

    В 2018 года продолжена работа по награждению семей Почетным знаком «Родительская слава города Москвы». В 2017 году Почетным знаком награждена 21 многодетная семья из 11 административных округов города Москвы (42 родителя, воспитывающих 144 ребенка). Всего с момента учреждения Почетного знака «Родительская слава города Москвы» (с 2009 года) награждены 244 многодетные семьи. Денежная премия, полагающаяся к награде в размере 200 тысяч рублей, выплачивается на семью - одному из награжденных родителей по их выбору.

    Реализации программы городского детского отдыха
    «Московская смена»

    Учитывая положительные отзывы семей с детьми, планируется продолжение в 2018 году программы городского детского отдыха «Московская смена», которая будет проходить на базе 87 площадок , с охватом более 6990 детей за три смены летнего отдыха. Смены также пройдут в реабилитационных учреждениях на 4 площадках, организованных для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

    4 июня в 12 часов в Екатерининском парке Департамент организует праздничное открытие программы «Московская смена - 2018» и проведет мероприятие «Код твоей безопасности», на которое приглашены 1 тыс. детей-участников программы организованного городского летнего отдыха, работники подведомственных учреждений Департамента, студенты-волонтёры, тренеры и специалисты по детской безопасности.

    В дальнейшем на базе всех учреждений Департамента, участвующих в «Московской смене», с детьми проведут по десять занятий, объединенных увлекательной сюжетной игровой формой, которая поможет на практике отработать навыки поведения в чрезвычайной ситуации.

    Традиционными направлениями деятельности в период школьных каникул являются организация разнообразного активного отдыха, формирование здорового образа жизни, развитие творческих способностей детей и подростков. Все площадки «Московской смены ».

    Каждая из смен - тематическая:

    Июнь: «От прошлого к будущему!» - реализация мероприятий, посвященных социально значимым датам (День защиты детей, День России, День памяти и скорби), проведение интеллектуальных турниров, соревнований по Лего-конструированию.

    Июль: «Вперед к рекордам!» - реализация спортивно-оздоровительных мероприятий, а также приуроченных к Десятилетию детства и Году футбола в России (День семьи, любви и верности, спартакиада, туристские мероприятия, тактическая военно-спортивная игра «Лазертаг»).

    Август: «Спешите делать добро!» - реализация мероприятий, приуроченных к Году волонтера и добровольца (акции «Дети-детям», «Взрослые-детям», «Мой город», игры КВН).

    Развитие семейного устройства детей,
    оставшихся без попечения родителей

    Приоритетным направлением деятельности органов власти всех уровней является реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.

    В Москве по состоянию на 1 апреля 2018 года проживает 20 662 ребенка, оставшегося без попечения родителей, из которых 19020 детей или 92,05% воспитываются в семьях и 1642 ребенка или 7,95% в организациях для детей-сирот.

    С начала 2012 года в замещающие семьи передано 11,5 тысяч детей. По состоянию на 14 мая 2018 года на учете в региональном банке данных о детях города Москвы состоит 1624 ребенка.

    Из общего количества детей, воспитывающих в семьях опекунов (попечителей), 66% несовершеннолетних воспитываются в семьях родственников.

    На текущий момент в организациях для детей-сирот, в основном, остаются дети старшего возраста, из многодетных семей (трое и более братьев и сестер), имеющие тяжелые хронические заболевания, ментальные нарушения и другие. Благодаря принимаемым мерам такие дети также устраиваются в семьи. За три года передано на воспитание в семьи:

      1353 ребенка старше 10 лет (2015 год - 335, 2016 год - 403 ребенка, в 2017 году - 615 детей);

      481 ребенок-инвалид (2015 год - 170 детей-инвалидов, за 2016 год- 211 человек, в 2017 году - 100 несовершеннолетних с инвалидностью).

    В течение последних 6 лет количество детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот города Москвы, сократилась более чем 2,5 раза (с 4079 детей до 1624 ребенка).

    Материальная поддержка семей, которые приняли на воспитание
    детей, оставшихся без попечения родителей

    В целях стимулирования семейного устройства на 10 % увеличены выплаты на содержание детей в замещающей семье.

    Эти выплаты в настоящее время составляют:

      16 500 рублей на ребенка в возрасте до 12 лет;

      22 000 рублей - в возрасте от 12 до 18 лет ;

      27 500 рублей на ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет .

    При наличии в семье трех и более детей:

      19 800 рублей на ребенка в возрасте до 12 лет ;

      25 300 рублей - от 12 до 18 лет;

      27 500 рублей - на каждого ребенка - инвалида.

    В соответствии с Законом города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение (если в семье воспитываются 1-2 ребенка - одному из приемных родителей, трое и более приемных детей - обоим родителям за каждого ребенка).

    В настоящее время размер ежемесячного вознаграждения составляет 16 700 рублей за каждого приемного ребенка и 28 390 рублей - за ребенка-инвалида. Также город возмещает фактические расходы по оплате ЖКУ и телефона в размере 928 рублей на каждого подопечного ребенка и предоставляет бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте.

    Дополнительно дети-сироты ежегодно обеспечиваются путевками для отдыха. С прошлого года предоставляется возможность отдыха подопечных детей совместно с опекунами, приемными родителями.

    С 2014 года приемные семьи, воспитывающие трех и более детей, стали получать денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные путевки на совместный отдых с подопечными детьми. С 2017 года эта мера поддержки распространена на все опекунские и приёмные семьи независимо от количества детей, воспитывающихся в семье. В настоящее время размер компенсации по итогам прошедшего года составляет более 45 тысяч руб. за путевку, приобретённую на каждого ребенка, а также сопровождающего детей законного представителя.

    Развитие инфраструктуры, содействующей семейному устройству
    (школы приемных родителей и организация сопровождения
    замещающих семей)

    В городе продолжает развиваться сеть школ приемных родителей, так как подготовка граждан является обязательным и важным элементом работы по семейному устройству.

    В настоящий момент в городе Москве работает 54 школы приемных родителей, в которых за последние 3 года прошли подготовку более 12 тысяч человек (2017 году - 3826 человека), из которых 936 человек (24 %) взяли детей на воспитание в семьи). В первом квартале 2018 года прошли подготовку 543 человека.

    Главная задача в 2018 году - объединить в единый механизм деятельность школ приемных родителей и организаций для детей-сирот с целью обеспечения адресного подхода в подборе семьи каждому ребенку.

    С целью профилактики возвратов детей осуществляется сопровождение семей, принявших на воспитание детей. Семьям оказывается юридическая, психологическая, педагогическая, медицинская и социальная помощь. В настоящее время 56 уполномоченных организаций осуществляют сопровождение 1 687 замещающих семей, в которых воспитываются 2 750 детей.

    В 2016 году на базе Центра «Детство» создан Консилиум по рассмотрению вопросов предотвращения возвратов детей из семей опекунов (попечителей), приемных родителей , на заседаниях которого рассматриваются кризисные ситуации, возникающие в замещающих семьях, и определяются меры, направленные на сохранение ребенка в семье.

    В 2017 году на заседаниях рассмотрены кризисные ситуации в 167 замещающих семьях, в которых воспитывались 215 детей. По результатам рассмотрения в 30% случаях удалось сохранить семью или устроить детей в новые замещающие семьи.

    Имущественная поддержка семей, принявших на воспитание
    детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов

    В городе Москве с 2014 года реализуется пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей, принявших на воспитание по договорам о приемной семье детей старшего возраста и (или) детей-инвалидов. Особенностью проекта является предоставление жилых помещений в городе Москве по договору безвозмездного пользования приемным семьям, принявшим на воспитание 5 и более детей-сирот, на период исполнения ими обязанностей приемных родителей. В проекте могут принять участие жители Москвы и иногородние граждане.

    По итогам реализации пилотного проекта за 4 года его участниками стали 38 семей, в которые переданы на воспитание 224 ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей (80 человек являются детьми-инвалидами, 138 детей - старше 10 лет).

    Департамент планирует развивать проект и вносить необходимые изменения, продиктованные практикой его реализации.

    Социальные проекты, направленные на поддержку
    замещающих семей в городе Москве

    В городе реализуется большое количество проектов, ориентированных на семьи, воспитывающие приемных детей. Так, на портале «Усынови, Москва » в 2017 году создан раздел для приемных семей.

    В целях повышения авторитета замещающих семей в обществе и распространения положительного опыта в прошлом году прошел второй Московский городской фестиваль приемных семей , участие в котором приняли более 300 человек. В 2018 году также запланировано проведение фестиваля.

    В 2017 году был организован городской конкурс «Наш теплый дом» , направленный на выявление талантливых приемных семей. Конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса художественного творчества «Ассамблея замещающих семей».

    В 2017 году на базе Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство» создан Клуб приемных родителей города Москвы .

    Продолжает работу проект «Университет приемных семей города Москвы» , где приемные родители в неформальной обстановке обмениваются опытом и получают необходимую методическую, психологическую, юридическую поддержку.

    С 2013 года ежеквартально проводятся встречи с членами Общественного совета опекунов, попечителей, приемных родителей города Москвы с участием представителей департаментов образования, здравоохранения, культуры города Москвы по вопросам, волнующим приемных родителей.

    Ежегодно проводится вручение Московской городской премии за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста».

    Традиционно два раза в год в марте и октября проводятся общегородское мероприятие «День аиста» . В этот день московские организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открывают свои двери для всех, кто готов подарить ребенку семью.

    Все эти мероприятия направлены на формирование в обществе позитивного отношения к семейному воспитанию детей-сирот и способствуют увеличению числа детей, переданных на воспитание в семьи.

    О центрах содействия семейному воспитанию
    и постинтернатном сопровождении

    Департаментом на системной основе продолжается реформирование Центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ).

    Сейчас в городе функционируют 25 ЦССВ (16 бюджетных и 9 казенных учреждений), в которых созданы условия проживания, приближенные к семейным.

    Для оказания помощи в социализации и адаптации в общество выпускников организаций для детей-сирот в Москве функционирует Центр социальной (постинтернатной) адаптации, рассчитанный на пребывание в нем более 100 человек.

    Основной деятельностью Центра является адаптация к самостоятельному проживанию выпускников, оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении образования и трудоустройстве.

    Мероприятия в июне для московских детей

    Департаментом сформирован городской План мероприятий, приуроченных к Международному Дню защиты детей, который размещен на официальном портале Департамента .

    Более 100 мероприятий пройдут на центральных московских площадках, в парках, скверах, выставочных залах, государственных учреждениях. Для детей будут организованы концертные мероприятия, спортивные и игровые программы, фестивали семейного творчества, теплоходные прогулки, пройдут спектакли в московских театрах.

    В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя традиционно пройдет праздничное мероприятие, в котором примут участие более тысячи детей-инвалидов и членов их семей.

    В московском Дворце пионеров на «Воробьевых горах» состоится праздничное мероприятие «Город чемпионов» а котором примут участием 8 тысяч юных жителей города .

    В Детской городской клинической больнице имени З.А. Башляевой» состоится III Ежегодный московский фестиваль здоровья и безопасности детей. В нем примут участие 3 тысячи человек - члены общественных организаций, общественные деятели, депутаты, а также участники родительских сообществ, сотрудники организаций социальной сферы.

    Ежегодно совместно с некоммерческими организациями проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню защиты детей. Российский детский фонд имени А.А. Лиханова организует посещение для 500 детей -сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, детских театральных представлений.

    В парке «Сад Эрмитаж» состоится Фестиваль московских школ искусств . Парк превратится в творческую площадку, включающую в себя все направления искусства. В мероприятии примут участие 15 тысяч человек.

    На Цветном бульваре будет организован уличный праздник «День детей» с интересными играми, выступлениями артистов. В мероприятии примут участие 5 тысяч человек.

    В Культурном центре «Вдохновение» будет организована программа «Дети-фест». Профессиональные кондитеры поделятся секретами мастерства и расскажут увлекательные истории о самых популярных сладостях и многом другом полезном для здоровья. Детей и взрослых ждут выступления музыкальных коллективов и уличных театров, мастер-классы, а также самые разнообразные угощения из шоколада, меда и карамели. В мероприятии примет участие около тысячи человек.

    В Екатерининском парке в рамках праздничного открытия программы детского отдыха «Московская смена - 2018» будет организовано мероприятие «Код твоей безопасности», в котором примет участие тысяча детей. На интерактивных площадках пройдут занятия по формированию практических навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

    Многодетные семьи законодательство 2018 — 2019 гг. наделяет довольно широким кругом прав и преимуществ. Многодетным семьям законодательством 2018 — 2019 гг. предоставляются гарантии и права в жилищной, налоговой и других сферах. Какие именно - расскажем в данной статье.

    Закон о многодетных семьях 2018 — 2019: чем регулируются права многодетных родителей

    Единого закона, который на федеральном уровне регулировал бы статус, льготы и права многодетных граждан, на сегодняшний день нет. Гарантии и привилегии, предоставляемые семьям с тремя детьми, содержатся в различных федеральных законах РФ (Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, закон «О страховых пенсиях» и т. д.). До сих пор действует Указ Президента от 05.05.1992 № 431, который закрепляет ряд льгот для многодетных семей и возлагает обязанность по их предоставлению на руководство регионов.

    Определение понятия «многодетная семья» закрепляется в законах субъектов РФ. Помимо этого, в каждом регионе имеются свои нормативные акты, предусматривающие меры поддержки граждан с несовершеннолетними детьми. К примеру, в столице действует закон «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23.11.2005 № 60. Законодательством субъектов федерации определяются:

    • конкретные виды помощи многодетным;
    • размеры пособий и выплат из регионального бюджета;
    • условия, при наличии которых оказывается помощь;
    • меры поддержки семей с 5 и более детьми;
    • основания награждения медалью «Материнская слава».

    Многие права предоставляются только родителям, официально оформившим статус многодетных. В то же время некоторые льготы адресованы гражданам, имеющих 3 и более детей, независимо от получения ими такого статуса.

    Не знаете свои права?

    Права многодетных семей 2018 — 2019 гг. в жилищной сфере

    Такие права закреплены в Жилищном кодексе РФ, а также в региональных правовых актах. К числу основных жилищных прав многодетных граждан можно отнести:

    1. Право на получение жилья по договору социального найма. Этим правом обладают те многодетные семьи, в которых доход на 1 человека ниже прожиточного минимума, и которые нуждаются в предоставлении жилья. Нуждающимися являются граждане, не имеющие жилплощади в собственности или по договору социального найма. К ним также относятся семьи, обеспеченные жильем ниже минимальной нормы на человека (в среднем по стране это 10 кв. м.). Для реализации жилищного права семье необходимо встать на очередь по получению жилья.
    2. Право на получение жилищной субсидии. Субсидия - это бюджетные денежные средства, которые выдаются семье для частичной оплаты приобретаемой жилплощади, оставшуюся часть граждане оплачивают сами. В Москве семьи с 3 детьми могут получить стопроцентную субсидию на жилье. Согласно закону РФ многодетная семья может претендовать на субсидию в тех же случаях, что и на получение квартиры в соцнаем. Если семья получит субсидию, то с очереди на получение социального жилья она снимается.
    3. Право на получение земельного надела для жилищного строительства. Получить участок могут семьи с 3 и более детьми. Его площадь варьируется в зависимости от региона, но не менее 6 соток. Участок передается в собственность бесплатно. Но получить его возможно только 1 раз. Законодательство субъекта РФ может допускать выделение земли не только для постройки жилого дома, но и для ведения дачного, огородного хозяйства. Земельный надел выдается в границах того населенного пункта, в котором проживает семья. Он предоставляется в порядке очередности, но, как правило, период ожидания меньше, чем при получении субсидии или квартиры по договору соцнайма.

    Права многодетных в социальной сфере

    Хотя ФЗ о многодетных семьях 2019 г. по-прежнему не принят, права этих семей на получение социального обеспечения закрепляются в других нормативных актах, в частности в законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

    В число социальных прав многодетных семей входят:

    1. Право на получение причитающихся выплат, связанных с рождением и воспитанием детей. Если семья не только многодетная, но и малообеспеченная, то ей помимо прочего полагается:
    • пособие на третьего ребенка и последующих детей (до исполнения 3 лет), которое выплачивается в 53 регионах нашей страны;
    • пособие на ребенка до исполнения 16 (учащемуся - 18) лет.
  • Право на бесплатное получение товаров и услуг (детское питание - детям до 3 лет, лекарства - до 6 лет, двухразовое питание в школах, проезд в городском транспорте, 1 раз в месяц - посещение музея). Подробный перечень льгот устанавливается региональным законодательством.
  • Право на помощь в подготовке школьника к началу учебного года (например, в столице ежегодно выплачивается по 5 000 руб. на каждого школьника из многодетной семьи).
  • Право первоочередного зачисления в детские дошкольные учреждения.
  • Право снижения оплаты за услуги ЖКХ не менее чем на 30%.
  • Право на бесплатное получение юридической помощи (если семья малоимущая).
  • Права в трудовой сфере

    Закрепленные в законе трудовые права для многодетных родителей важны не менее чем социальные. Ведь основная забота о содержании детей ложится на родителей, государственные выплаты и льготы - это лишь дополнительные меры поддержки. Права в данной области закреплены в Трудовом кодексе РФ, законе «О занятости населения» и других правовых актах. К числу прав в этой сфере относятся:

    1. Право на дополнительный неоплачиваемый отпуск (не более 2 недель) в удобное время, если в семье хотя бы 2 детей младше 14 лет. Однако реализовать такое право работник может, только если оно содержится в коллективном договоре.
    2. Право на досрочную пенсию по старости для женщин, родивших 5 и более детей. Такое право принадлежит также матерям 2 и более детей, проработавшим 12 лет на Крайнем Севере.
    3. Право включения в страховой пенсионный стаж периода ухода за детьми в возрасте до 1,5 лет (не более 6 лет в общей сумме).
    4. Право на помощь в поиске подходящей работы для многодетных безработных граждан. Служба занятости должна учитывать, что в связи с воспитанием детей они могут нуждаться в работе на дому, с гибким графиком или в режиме неполного рабочего дня.

    Права многодетных граждан в сфере налогообложения

    Права многодетных, касающиеся уплаты налогов, содержатся в Налоговом кодексе РФ. К ним можно отнести:

    1. Право на освобождение от уплаты подоходного налога с сумм государственных пособий на содержание детей. Налог не начисляется на любые выплаты и пособия, за исключением выплат по больничному листу (при уходе за болеющим ребенком).
    2. Право на получение стандартного налогового вычета по НДФЛ на третьего ребенка в размере большем, чем вычет на первого и второго. Вычет на третьего и последующих детей предоставляется в размере 3 000 руб. (с этой суммы зарплаты не взимается налог 13%). Такой увеличенный размер вычета сохраняется, когда старшие дети становятся совершеннолетними.
    3. Право на льготы по уплате земельного и транспортного налогов, если это закреплено региональным законодательством. В ряде регионов (например в столице) один из многодетных родителей полностью освобождается от налога за одно транспортное средство.

    Право на объединение

    Как и другие граждане, многодетные семьи вправе объединяться в общественные организации. Как правило, такие объединения создаются по территориальному принципу. Так, в 2014 году в Москве окружные организации многодетных семей сплотились в общегородское объединение. По словам его создателей, это сделано для более качественной защиты своих интересов перед лицом столичного правительства.

    Основными задачами объединений многодетных родителей являются:

    • совместное решение актуальных проблем;
    • адресная поддержка нуждающихся семей;
    • помощь в решении бюрократических вопросов, в том числе в оформлении пособий, льгот и выплат;
    • разработка предложений к региональным органам власти о мерах поддержки семей с детьми;
    • формирование в обществе положительного отношения к семье с большим числом детей;
    • оказание психологической поддержки;
    • совместное проведение досуга.

    Несмотря на значительное число прав многодетных семей, многие из них так и остаются нереализованными. Особенно это касается жилищной сферы, поскольку потребности населения в жилплощади намного превышают финансовые возможности регионов.

    Социальная поддержка семей с детьми регулируется законами России. Главный Закон, на основании которого производятся начисления и выплаты, считается Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Органы социальной защиты контролируют помощь и предоставляют информацию гражданам по выплатам и видам социальной помощи. Социальная поддержка семей может оказываться в специальных благотворительных центрах и фондах, которые существуют практически в каждом городе. Такие благотворительные фонды оказывают помощь в виде временного жилья, услуг юридического или медицинского характера. Также в таких центрах работают психологи, которые помогут в сложной ситуации семьи.

    Что включено в поддержку?

    Законодательная база страны направляет свое обслуживание и работу на предоставление денежной поддержки, льгот родителям на работе и выплат материнского капитала.

    Пособие назначается по следующим категориям категориям:

    • по беременности;
    • при рождении сына или дочки;
    • многодетным семьям;
    • малообеспеченным семьям;
    • студенческим парам с детьми;
    • детям-инвалидам;
    • одиноким родителям.

    Предоставление льгот на детей происходит согласно Налогового кодекса России. К заработной плате работника применяется налоговый вычет по основному месту работы. Налоговые льготы предоставляются абсолютно всем родителям. Применение налогового вычета происходит в конце налогового периода, то есть за год. Если у вас 1 малыш – 1400р., на 2 малыша – 1400р. На третьего и каждого последующего 3000р. Если малыш инвалид 1 и 2 группы, студент дневной формы обучения или интерн, то сумма составляет 3000р. Чтобы предоставили такой вычет на рабочем месте, бухгалтеру необходимо предоставить документы: заявление на применение льготы, свидетельство о рождении, документ, подтверждающий определенный статус, если малыш инвалид, то свидетельство об инвалидности, справка из декана,та подтверждающая обучение в вузе.

    Вернуться к оглавлению

    При каких условиях это осуществляется?

    Чтобы получать пособие от государства, необходимо быть гражданами России (проживающие в России или работающие или исполняющие военную службу по контракту, беженцы, живущие в стране, другие иностранные граждане, проживающие в России.
    Пособие не положено, если родители лишены прав, а дети находятся в детских домах или домах интернатах.

    Вернуться к оглавлению

    Какие разновидности поддержки существуют?

    Рассмотрим более подробно ее виды:

    При беременности и родах в России выплачивается в соответствии с Законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» женщине обязаны произвести выплаты:

    • оплата больничного листа фондом социальной защиты для неработающей женщины;
    • оплата больничного листа за счет фонда социального страхования в 100% размере среднемесячной заработной платы за 140 дней для работающей женщины, 70 дней до родов и 70 дней после родов;
    • если беременная женщина встала на учет в женскую консультацию на раннем сроке, то есть до 12 недель беременности по состоянию здоровья, то ей назначается пособие в сумме 544 рубля для поддержания беременности.

    При рождении детей.

    • единовременная выплата для пары, у которой родился малыш (помощь от государства, предоставляемая в виде одноразового денежного пособия в сумме около 14 497 рублей, единовременная помощь жене военного по призыву составляет 22956 рублей);
    • пособие выплачиваемое ежемесячно до достижения 1,5 лет (сумма выплат рассчитывается в размере 40% от средней заработной платы из расчета выборки двух лет; если рожденный первый малыш, то минимальная сумма ежемесячной выплаты будет 2719 р, если за второго, то сумма выплат не должна быть меньше 5437 р.; если заработная плата мамы до ухода в декрет была больших размеров, то предельная сумма детского пособия может составлять около 17000 рублей.;если мама ребенка не работала, пособие до 1,5 лет выплачиваются сразу после рождения, и минимальные суммы выплат устанавливаются в размере 2719 р за рождение первого и 5437 р за второго и остальных последующих детей; пособие детям, у которых отец проходит службу по призыву, составляет 9840 р.

    Если семья решила взять детей из детского дома, назначается пособие:

    • при возрастной категории малыша до 3-х месяцев пособие по беременности и родам – 100%;
    • одноразовая поддержка – 14497 рублей (до 3 месяцев),
    • усыновление детей инвалидов, братьев и сестер, то сумма составляет около 110 775 р.

    Материнский капитал на 01.01.2015 г. сумма составляет около 453 000 р. Эти средства являются безналичными деньгами, и пользоваться ими можно только для приобретения жилья, образования детям или пенсии для мамы.

    Пара, в которой трое или больше детей считается многодетной и подтверждается статусом. Статус присваивается местными органами защиты. В России сегодня такой статус имеют около 300000 семей.

    Многодетные пользуются такими льготами: поддержка в выделении земли, в приобретении жилья, пособие на детей, одноразовое награждение родителей, предоставление льгот на рабочих местах, на третьего малыша производятся ежемесячные выплаты до трех лет, компенсация стажа многодетной маме.

    Поддержка малообеспеченных производится из расчета бюджета и количества членов этой ячейки общества. Если на каждого ее члена приходится денежных средств меньше прожиточного минимума, то такую группу стоит считать малообеспеченной. Программы поддержки таких семей в России предоставляют помощь в виде денежного пособия, льгот и субсидий, для детей выделяются путевки в санатории и лагеря.

    Размер суммы пособия определяет социальная защита, сумма рассчитывается исходя из нехватки средств до прожиточного минимума, и выплачивается только на сына или дочку, один раз в месяц.

    Поддержка студенческой пары. Ячейка, где двое родителей студенты, имеющие детей, считается студенческой, помощь от государства такой семье необходимо оформить в органах защиты населения помощь. Такой семье назначат ежемесячное социальное пособие в сумме 2783р. Чтобы получать такое пособие родители на каждое 1 сентября учебного года должны будут предоставлять справку в социальную защиту о том, что являются студентами.

    Поддержка детей-инвалидов. Социальное обслуживание в России направленно на поддержание пар, имеющих детей-инвалидов. Дети-инвалиды в России нуждаются в материальной поддержке и медицинском обеспечении, психологической помощи. Инвалидом считается мальчик или девочка с ограниченными возможностями или имеющий заболевание, которое несет ограничения в полноценной жизнедеятельности. Инвалидом мальчик или девочка может родиться или непреднамеренно приобрести инвалидность.

    Пары, в которых дети-инвалиды, пользуются дополнительном перечнем услуг и льгот:

    • детям предоставляется оздоровление в санаториях и лагерях;
    • детям выплачивается ежемесячное пособие;
    • проводятся мероприятия, связанные с оздоровление малыша, выписываются бесплатные лекарственные средства, проводятся бесплатно операции;
    • предоставляется помощь обучении;
    • помощь в трудоустройстве.

    Поддержка по обеспечению нормальной жизни инвалидов проводится на уровне страны, далее рассматривается в своих регионах.

    Для инвалидов создаются фонды помощи, куда собираются благотворительные средства на лечение и реабилитационные процедуры.Социальная помощь одиноким родителям. Статус одинокого родителя присваивается одному из родителей если второй умер, лишен родительских прав, отказался от своего сына или дочки еще до его рождения. Помощь, выделяемая государством, предоставляется в виде ежемесячных выплат, трудовых льгот, дополнительного отпуска на работе. Сумма пособия в среднем по России составляет 2000 рублей.

    Социальное обеспечение семей с детьми производится сотрудниками региональных фондов социальной защиты, согласно законодательной базы государства. Выплачиваемые пособия и предоставляемая помощь в виде льгот, субсидий, другой помощи направляется в семьи, которые нуждаются в помощи. Государство старается полноценно обеспечить все семьи страны необходимыми средствами для хороших условий проживания.